Методические разработки

В данном разделе представлены материалы необходимые непосредственно в работе педагога как в самом классе при работе с учениками, так и при работе с планированием учебного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ.

Тема:  Небесные тела- астероиды, кометы, метеориты, метеоры.

Линия УМК:

Учебник: География. Начальный курс. 5кл./ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.

Атлас для 6 класса, изд. Дрофа.

Рабочая тетрадь. География. Начальный курс. 5 класс. Авторы Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

Методическое пособие для учителя. География. Начальный курс. 5 класс. Авторы Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

№ пп

ЭТАП УРОКА

ЦЕЛЬ ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

УУД

познавательные

регулятивные

Коммуникатив-ные

личностные

1

Повторение ранее изученного материала по теме: «Небесные тела- планеты». Проверка Д\З.

Организация внимания на начало урока. Повторение изученного материала.

Коммуникативная атака. Игра «Я знаю, что…» (фронтальная работа с классом)

Ответы учащихся, пр. «Я знаю, что в солнечной системе восемь планет» и др.

представление информации;

планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно.

изложение своего мнения, аргументируя его, подтверждая фактами.

пользоваться правилами поведения.

2

Постановка учебной цели, задачи.

Получение новых знаний.

Использование вопросов, подводящих к цели.

Цель урока: формирование представления об астероидах, кометах, метеоритах, метеорах.

Ответы на вопросы, формулирование  цели урока, задач урока.

устанавливать аналогии;

умение анализировать;

представлять информацию;

умение моделировать.

определять цель, обнаруживать и формулировать проблему;

выдвигать версии.

участвовать в диалоге: слушать и слышать другого;

создавать устные и письменные тексты.

пользоваться правилами поведения.

3

Открытие нового знания.

Получение новых знаний.

Организация работы в группах по темам:

  1. Что такое астероид?
  2. Астероиды Ида и Гаспра.
  3. Что такое кометы?
  4. Комета Галея.
  5. Что такое метеор?
  6. Что такое метеорит?

Работа с текстом учебника (параграф 12), электронным приложением к учебнику и дополнительной литературой. Описание небесных тел по плану:

  1. Название небесного тела.
  2. Определение названия.
  3. Форма небесного тела и свойства.
  4. Количество во Вселенной.
  5. Происхождение, исследования небесных тел.

устанавливать аналогии;

умение анализировать;

представлять информацию;

умение моделировать.

определять цель, обнаруживать и формулировать проблему;

выдвигать версии.

излагать свое мнение;

быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием аргументов, критичной самооценки.

пользоваться правилами поведения;

признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

4

Первичное закрепление.

Закрепление изученного материала.

Организация фронтальной работы с классом.

Ответы на вопросы по тематике работы в группах.

находить информацию, классифицировать, сравнивать факты, устанавливать причины.

оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха.

принимать позицию другого, быть готовым изменить свою точку зрения.

5

Рефлексия.

Формирование личностной ответственности за результаты своего труда.

Беседа с учащимися, оценка работы на уроке.

Ответы учащихся на вопросы по изучаемой теме, с использованием сигнальных карточек.

оценивать степень успешности достижения цели по критериям.

осознавать и называть свои личные качества.

6

Домашнее задание.

Параграф 12 прочитать+ задание по выбору на стр 31 № 1,3,5 (рабочая тетрадь).

Запись домашнего задания в дневник.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии по теме: "Рельеф Земли"

                                                                                                         

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока: 

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры. Карточки с терминами: “горы”, “равнины”, “котловины”, “СОХ”, “желоба”, “островные дуги”, фотографии с видами гор разного возраста и различных форм рельефа.

План урока

I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.

II Изучение нового материала.

1. Понятие рельефа.

2. Образование равнин и гор.

3. Внутренние и внешние силы Земли.

III Закрепление изученного материала.

IV Задание на дом.

Ход урока

I. Повторение изученного материала

Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.

  • Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?
  • Что такое сейсмический пояс?
  • Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
  • Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?
  • Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.

II. Изучение нового материала

 1. Понятие рельефа

Вопросы к учащимся:

- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:

img1.jpg (44545 bytes)

Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”

Ученики заполняют схему в тетради. Затем учитель переворачивает карточки в схеме на доске и происходит проверка полученных результатов.

2. Образование равнин и гор

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.

img2.jpg (57128 bytes)

Рис. 2. Образование равнин

Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )

img3.jpg (84242 bytes)

Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор

57417452_1270515214_URALSKIE_GORUY

Рис. 4. Уральские горы

Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).

img5.jpg (75649 bytes)

Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.

93a8b510140a

Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры.

Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

img7.jpg (60826 bytes)

Рис.7. Молодые горы

DSC00262

Рис. 8. Кавказ. Домбай.

3. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

- Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.

                   

           примеры

                 

Рис.9. Рельефообразующие факторы.

Схема заполняется по ходу рассказа учителя.

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.

gori-27

Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

img11.jpg (88330 bytes)

Рис. 11. Коралловый атолл - результат деятельности морских организмов

Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

img12.jpg (94987 bytes)

Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод

img13.jpg (87336 bytes)

Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки

img14.jpg (112514 bytes)

Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн

Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.

img15.jpg (160311 bytes)

Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки

img16.jpg (61257 bytes)

Рис. 16. Песчаные дюны.

img17.jpg (110269 bytes)

Рис. 17. Бархан

Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

III Практическая работа по контурным картам

 Отметить в контурных картах тектонические структуры и формы рельефа соответствующими цветами. Например, Скандинавские горы- древние, поэтому отмечаются коричневым цветом; Анды- молодые горы-желтым цветом. Равнины, располагающиеся на древних платформах,- розовым или красным цветом

Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Нанести на контурную карту рельеф



Предварительный просмотр:

Сценарий игры «Самый умный» для 7 класса

Цели:

  1. Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.
  2. Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
  3. Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.

Действующие лица:

  • ведущий (учитель)
  • участники игры (12 или более учащихся)
  • жюри (2 учителя или учащихся старших классов)

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • карточки с номерами 1, 2, 3 (комплекты по количеству участников)
  • таймер (песочные часы на 1 минуту)
  • таблица соответствия букв и цифр для конкурса «Дешифровщик» (Приложение 5)
  • таблицы для членов жюри (Приложение 4)

Подготовительный этап:

  • за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (12 учащихся по желанию); если количество желающих участвовать в игре большое, можно провести два первых тура;
  • за 1,5-2 недели до игры каждый участник должен определиться с индивидуальной темой для проведения третьего тура;
  • учителя предметов естественного цикла готовят вопросы для игры (для составления вопросов можно привлечь учащихся).

Ход игры:

I тур (слайд 1)

(Слайды 2 – 22) Всем игрокам предлагается 12 вопросов с тремя вариантами ответа (Приложение 1). Во второй тур переходят 6 участников, набравших наибольшее количество баллов. (Дополнительные вопросы нужны в том случае, если количество вышедших во второй тур, больше шести). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Переход по слайдам первого тура по щелчку мыши в любом месте, либо с клавиатуры: пробел, стрелка вниз, стрелка вправо.

Начиная с 12-го слайда переход во второй тур по гиперссылке с помощью управляющей кнопки в правом нижнем углу страницы.

II тур (слайд 23)

(Слайд 24) Конкурс «Дешифровщик». Для определения очередности участия во втором туре учащиеся должны отгадать слово, зашифрованное цифрами (куница)

(Слайд 25) Каждый участник по очереди (в соответствии с результатами конкурса «Дешифровщик») выбирает тему, на вопросы которой он должен отвечать в течение одной минуты (Приложение 2). Вопросы задаются устно без демонстрации на экране. В третий тур переходят три участника, набравших наибольшее количество во втором туре. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Переход по слайдам второго тура и переход в третий тур по щелчку мыши в любом свободном  месте слайда, либо с клавиатуры: пробел, стрелка вниз, стрелка вправо.

На слайде 25 при выборе темы нужно щёлкнуть по соответствующему прямоугольнику, он улетает за край листа.

III тур (слайд 26)

Каждому участнику присваивается цвет вопросов его индивидуальной темы –красный, синий, жёлтый (Приложение 3). Серые ячейки – общие вопросы.

Правильный ответ на общий вопрос оценивается в 1 балл.

Правильный ответ на вопрос своей темы – 2 балла.

Правильный ответ на вопрос темы соперника – 3 балла.

(Слайд 27) Конкурс «Дешифровщик». Для определения очередности участия в третьем туре учащиеся должны отгадать слово, зашифрованное цифрами (Вятка)

(Слайд 28 – запасной)

(Слайд 29) Открывается цветная таблица с номерами вопросов третьего тура на 5-7 секунд. Участники должны постараться запомнить номера своих ячеек.

(Слайды 30-51) Открывается белая таблица с номерами ячеек. Переход на вопросы по гиперссылкам с номера ячейки. Возврат – по управляющей кнопке в правом нижнем углу страницы. Вопросы индивидуальных тем задаются устно без демонстрации на экране. Победителем является участник, набравший наибольшее количество баллов.

Переход по слайдам третьего тура по щелчку мыши в любом свободном  месте слайда, либо с клавиатуры: пробел, стрелка вниз, стрелка вправо

Приложение 1

Вопросы первого тура

  1. Как называется действующий вулкан в Антарктиде? (Эльбрус, Эребус, Эверест)
  2. Как называются организмы, живущие на дне океана? (нектон, бентос, планктон)
  3. Как называется народ, который образуется при смешении европейцев и индейцев (метисы, мулаты, самбо)
  4. Какое из перечисленных средств относится к дезинфицирующим? (раствор аммиака, раствор соли, настойка йода,)
  5. Сколько на Земле частей света? (4, 6, 8)
  6. Как называются влажные экваториальные леса в Южной Америке? (сельва, гилея, джунгли)
  7. Столицей какого государства является город Минск? (Украина, Белоруссия, Молдавия)
  8. Гетеротрофные организмы, которые питаются за счёт другого живого организма, называются … (сапрофиты, паразиты, симбионты)
  9. Кто первым разработал проект ракеты? (С.П. Королёв, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский)
  10. Органы дыхания кита – это … (жабры, лёгкие, трахеи)
  11. На каком материке находится государство Намибия? (Евразия, Африка, Южная Америка)
  12. Какое дерево является национальным деревом России? (берёза, ель, лиственница)
  13. Полярная звезда всегда находится на … (востоке, юге, севере)
  14. Чем размножаются папоротники? (спорами, семенами, пыльцой)
  15. Какой полуостров находится южнее? (Аравийский, Малакка, Индокитай)
  16. В каком океане находится остров Шри-Ланка? (Атлантический, Тихий, Индийский)
  17. Сколько ног у насекомого? (10, 8, 6)
  18. Как изменяется атмосферное давление с высотой? (понижается, повышается, не изменяется)
  19. Какое вещество сохраняет объём и легко меняет форму? (твёрдое, жидкое, газообразное)
  20. На каком материке обитает горилла? (Африка, Южная Америка, Евразия)

Приложение 2

Вопросы по темам для второго тура

Природные зоны

  1. Как называется хвойный лес? (тайга)
  2. Самое крупное животное арктической пустыни? (белый медведь)
  3. Как называется лишайник, которым питаются северные олени? (ягель)
  4. Как называется традиционное жилище эскимосов? (иглу)
  5. Самое крупное парнокопытное животное тайги? (лось)
  6. Как называется пампа в России? (степь)
  7. Какой вид пальмы выращивают в оазисах пустыни Сахары? (финиковая)
  8. Через какую пустыню проходил великий «шелковый путь» в Китай? (Гоби)
  9. В какой природной зоне самая плодородная почва? (степь)
  10. На каком материке есть все известные природные зоны? (Евразия)
  11. В какой природной зоне обитает жираф? (саванна)
  12. В какой природной зоне находится Кировская область? (тайга)
  13. Какая природная зона самая северная? (арктическая пустыня)
  14. В какой природной зоне растет ковыль? (степь)
  15. Для какой природной зоны характерно множество лиан? (влажный экваториальный лес)
  16. На каком материке нет тропических пустынь? (Антарктида)
  17. Тайга есть в Евразии и в … (Северной Америке)
  18. Какая природная зона находится к югу от арктической пустыни? (тундра)

Самое, самое, …

  1. Самый жаркий материк на Земле. (Африка)
  2. Какой материк на Земле самый сухой? (Австралия)
  3. Самая крупная река европейской части России ? (Волга)
  4. Самый маленький океан на Земле. (Северный Ледовитый)
  5. Самое длинное течение на Земле. (Западных Ветров)
  6. Самые высокие горы на Земле? (Гималаи)
  7. Самый большой остров у берегов России? (Сахалин)
  8. Самый большой полуостров мира? (Аравийский)
  9.  Самый высокий водопад в мире? (Анхель)
  10. Самая полноводная река в мире? (Амазонка)
  11. Самая высокая горная вершина в России? (Эльбрус)
  12. Самый высокий действующий вулкан в России? (Ключевская Сопка)
  13. Самый загрязненный океан в мире? (Атлантический)
  14. Самое большое по площади государство мира? (Россия)
  15. Самое соленое и теплое море в мире? (Красное)
  16. Самая высокая вершина мира? (Джомолунгма)
  17. Самое большое по площади озеро в мире? (Каспийское)
  18. Самое большое пресноводное озеро мира? (Верхнее)
  19. Самая сухая пустыня в мире? (Атакама)

Природа материков и океанов

  1. На каком материке нет рек? (Антарктида)
  2. На каком материке находятся горы Аппалачи? (Северная Америка)
  3. Растение – символ африканской саванны? (баобаб)
  4. Какой материк на Земле самый южный? (Антарктида)
  5. В каком океане находится самая глубокая впадина? (в Тихом)
  6. Как называется сумчатый медведь? (коала)
  7. Какой материк состоит из двух частей света? (Евразия)
  8. Как называется  единственный крупный полуостров в Африке? (Сомали)
  9. У берегов какого материка находится самый большой остров мира? (Северная Америка)
  10. К какому материку относится Аравийский полуостров? (Евразия)
  11. На каком материке обитает ленивец? (Южная Америка)
  12. Какой океан омывает только два материка? (Северный Ледовитый)
  13. На каком материке нет ни одного крупного полуострова? (Южная Америка)
  14. Океан, в котором находится самое соленое море на Земле. (Индийский)
  15. Как называется часть света состоящая из Северной Америки и Южной Америки? (Америка)
  16. Какой материк омывается водами четырех океанов? (Евразия)
  17. Эндемиком какого материка является вельвичия? (Африка)
  18. На каком материке самый бедный органический мир? (Антарктида)

Растени

  1. Назовите  болотное растение, которое питается насекомыми? (росянка)
  2. Самая высокая трава в мире? (бамбук)
  3. Какой царь привез в Россию картофель? (Петр 1)
  4. Айва – это фрукт или овощ? (фрукт)
  5. Второе название земляного ореха? (арахис)
  6. Как называется сушеный абрикос с косточкой? (урюк)
  7. Горная порода, образованная в результате перегнивания сфагновых мхов? (торф)
  8. Как называется совокупность всех лепестков цветка? (венчик)
  9. Как называется соцветие ромашки? (корзинка)
  10. Название какого мха связано с птицей? (кукшкин лён)
  11. Какая водоросль называется «морская капуста»? (ламинария)
  12. Самое высокое дерево в мире? (секвойя)
  13. Как называется плод картофеля? (ягода)
  14. Как называется соцветие пшеницы? ( сложный колос)
  15. Растения, которые первыми вышли на сушу? (псилофиты)

Животные

  1. Сколько ног у таракана? (6)
  2. К какому царству организмов относится человек? (животные)
  3. Кто вылупляется из яйца бабочки? (гусеница-личинка)
  4. Самое крупное животное планеты? (синий кит)
  5. Какое животное может поворачивать голову на 1800 , и даже на 2700? (сова)
  6. Какой грызун строит плотины на реках? (бобр)
  7. Самая маленькая птичка в мире? (колибри)
  8. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (верблюд)
  9. Хрящевая рыба, опасный морской хищник? (акула)
  10. Самое быстрое животное на Земле? (гепард)
  11. Кальмар – это рыба или моллюск? (моллюск)
  12. С помощью чего передвигается инфузория-туфелька? (ресничек)
  13. Назовите орган дыхания жука-плавунца. (трахеи)
  14. Назовите класс животных, которые являются предками млекопитающих. (пресмыкающиеся)
  15. Где, кроме Австралии, встречаются  сумчатые животные? (в Южной Америке)

Гидросфера

  1. Самый маленький океан на Земле. (Северный Ледовитый)
  2. В чем измеряется соленость морской воды? (промилле)
  3. Как называется фонтанирующий горячий источник? (гейзер)
  4. Углубление, в котором течет река. (русло)
  5. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
  6. Как изменяется температуры воды с глубиной в океане? (уменьшается)
  7. Как называется переход воды из газообразного состояния в жидкое? (конденсация)
  8. При какой температуре вода замерзает? (0)
  9. На каком материке, кроме Евразии, было древнее оледенение? (Северная Америка)
  10. В какое время года уровень грунтовых вод выше всего? (весной)
  11. Какой пролив самый южный (Дрейка)
  12. Какой канал отделяет Африку от Азии? (Суэцкий)
  13. Самое длинное течение на Земле. (Западных Ветров)
  14. На каком материке находится самый высокий водопад? (Южная Америка)
  15. Какая вода в колодце: грунтовая или межпластовая? (грунтовая)

Домашние животные

  1. Какое домашнее животное является священным в Индии? (корова)
  2. Как называется жилище пчёл? (улей)
  3. Животное, которое первым приручил человек. (собака)
  4. Как называется детёныш лошади? (жеребенок)
  5. Из молока какого животного изготавливают кумыс? (лошадь, кобыла)
  6. Молоко какого животного обладает лечебными свойствами? (козы)
  7. Продукт какого насекомого используется в производстве тканей? (тутовый шелкопряд)
  8. Мясо какого животного не едят мусульмане? (свиньи)
  9. Какое домашнее животное разводят жители Анд? (лама)
  10. Собаки какой породы используются жителями севера для передвижения? (лайка)
  11. Из молока какого животного делают брынзу? (овца)
  12. Что, кроме шкуры и мяса, можно получить от верблюда? (молоко)
  13. Какое домашнее животное нанесло большой урон природе Австралии? (кролик)

Атмосфера

  1. Какой газ занимает 78% объема атмосферы? (азот)
  2. Как называется нижний слой атмосферы? (тропосфера)
  3. Прибор для измерения атмосферного давления? (барометр)
  4. Как называется ветер, если он дует с севера? (северный)
  5. В чем измеряется температура воздуха? (в градусах)
  6. Какие облака образуются в атмосфере на самой большой высоте? (перистые)
  7. На каком материке была зафиксирована самая высокая температура воздуха? (Африка)
  8. Какой ветер меняет свое направление два раза в год? (муссон)
  9. Как изменяется температура воздуха с высотой? (уменьшается)
  10. Каким прибором определяют направление ветра? (флюгер)
  11. Какой газ защищает Землю от ультрафиолетовых лучей? (озон)
  12. В каком климатическом поясе происходит четкая смена времен года? (в умеренном)
  13.  Из каких облаков не выпадают осадки? (из перистых)
  14. Как называется площадка для ведения наблюдений за погодой? (метеорологическая)
  15. В чем измеряется относительная влажность воздуха? (в процентах)

Литосфера

  1. Как называются равнины высотой до 200 метров? (низменности)
  2. Место, где происходят самые сильные разрушения при землетрясении? (эпицентр)
  3. Углубление на вершине вулкана? (кратер)
  4. Самые высокие горы на Земле? (Гималаи)
  5. Магма, вытекающая на поверхность при извержении вулкана. (лава)
  6. Поваренная соль – это магматическая или осадочная горная порода? (осадочная)
  7. Территория, где часто происходят извержения вулканов и землетрясения. (сейсмический пояс)
  8. Как называется самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)
  9. Древний материк, в составе которого была Африка. (Гондвана)
  10. Самые высокие горы в России? (Кавказ)
  11. Как называется разрушение горных пород под влиянием Солнца, температуры? (выветривание)
  12. Плоскогорья относятся к горам или к равнинам? (к равнинам)
  13. Как называются горные породы, которые используются человеком? (полезные ископаемые)
  14. Какой слой находится между ядром и земной корой? (мантия)
  15. На каком материке находится вулкан Эребус? (Антарктида)

Правила дорожного движения

  1. Прибор для регулировки дорожного движения. (светофор)
  2. Как называется место перехода проезжей части? (пешеходный переход)
  3. В какую дверь автобуса должны входить семиклассники? (заднюю)
  4. Самое безопасное место в салоне автобуса? (середина)
  5. Как называются светящиеся таблички вдоль дорог, помогающие водителям и пешеходам? (дорожные знаки)
  6. Со скольких лет можно ездить на велосипеде  по проезжей части? (с 14 лет)
  7. Что  в автобусе является запасными выходами? (окна, люки)
  8. На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть? (зеленый)
  9. Как на скутере показать поворот или остановку? (габаритными огнями)
  10. Можно ли перевозить пассажиров на велосипеде? (нет)
  11. Кто должен уступить дорогу на пешеходном переходе без светофора? (водитель)
  12.  Со скольких  лет можно получить водительские права? (с 18 лет)
  13. Как называется документ, определяющий порядок на дорогах? (правила ДД)
  14. Назовите третьего участника дорожного движения: водитель, пассажир, … (пешеход)

Стихийные бедствия

  1. Как называются подземные удары и колебания поверхности Земли? (землетрясение)
  2. Как называется ветер большой силы? (ураган)
  3. Кто из ученых создал шкалу силы ветра? (Бофорт)
  4. Как называется затопление водой местности  из-за подъёма уровня воды в реке? (наводнение)
  5. Как в США называются смерчи? (торнадо)
  6. Как называется область пониженного давления в атмосфере? (циклон)
  7. Как называется грязекаменный поток в горах, возникающий при сильных ливнях или таянии снега? (сель)
  8. Работа какого бытового прибора напоминает принцип действия смерча? (пылесос)
  9. Как называется волна, причиной которой является землетрясение? (цунами)
  10. Самое лучшее место укрытия от урагана? (подвал)
  11. Какова основная причина крупных обвалов? (землетрясение)
  12. Что нужно включить дома при сигнале тревоги «Внимание всем!» (радио, телевизор)
  13. Самое безопасное место на улице для человека при цунами (возвышенность)
  14. В чем измеряется сила землетрясения? (в баллах)

Солнечная система

  1. Какая планета в Солнечной системе самая большая? (Юпитер)
  2. Планета, 70% поверхности которой покрыто водой? (Земля)
  3. Что является центром Солнечной системы? (Солнце)
  4. Как называется путь движения планеты вокруг Солнца? (орбита)
  5. Как называется шарообразное небесное тело, не излучающее собственного света? (планета)
  6. Назовите ближайшую к Солнцу планету. (Меркурий)
  7. Как называется раскалённое небесное тело? (звезда)
  8. Какая планета имеет кольца? (Сатурн)
  9. Как называются обломок небесного тела, упавший на Землю? (Метеорит)
  10. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс)
  11. Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
  12. Второе название малых планет? (астероиды)
  13. У какого небесного тела может образоваться хвост? (комета)
  14. Спутниками какой планеты являются Фобос и Деймос? (Марс)
  15. Какая планета получила название в честь богини красоты? (Венера)

 


Приложение 3

Пример вопросов по индивидуальным темам для третьего тура

Тема: Животные Южной Америки

  1. Какое животное Южной Америки называют стервятником Аргентинской пампы за его особую любовь к падали? (Броненосец)
  2. Назовите крупнейшего в мире грызуна, обитающего только в Южной Америке. (Водосвинка-капибара)
  3. У какого животного длинный язык, похожий на червя, усаженный множеством шипов. (Муравьед)
  4. Назовите самого крупного и могучего представителя кошачьих в Западном полушарии, название которого в переводе с индейского языка означало «убийца, справляющийся с жертвой одним прыжком». (Ягуар)
  5. Назовите самую крупную летающую птицу на Земле, обитающую в Южной Америке, размах крыльев которой достигает трёх метров. (Кондор)
  6. Назовите самую большую нелетающую птицу Западного полушария, обитающую в Южной Америке. (Страус нанду)

Приложение 4

I тур

№ вопроса

Ф.И. участников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого


II тур

Ф.И. участника

1 тема

Количество верных ответов

Ф.И. участника

2 тема

Количество верных ответов

Сумма верных ответов


Приложение 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНКУРС «УГАДАЙ СТРАНУ» Выполнил: учитель географии Ондар Вероника Хурешовна

Слайд 2

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Расположена в Евразии; Омывается водами Северного Ледовитого океана; Граничит с Китаем и Финляндией

Слайд 3

ИНДИЯ Полуостровное государство; Имеет выход к Индийскому океану; Граничит с Пакистаном и Китаем

Слайд 4

КИТАЙ Имеет выход к Тихому океану; Граничит с Монголией и Непалом; В данной стране находится пустыня Гоби

Слайд 5

ЯПОНИЯ Островное государство; Омывается водами Тихого океана; Входит в число стран Большой восьмерки и АТЭС.

Слайд 6

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Островное государство; Омывается водами Атлантического океана; Считается центром зарождения Промышленной революции.

Слайд 7

США Омывается водами 3 океанов; Площадь — 9,5 млн. км²; Входит в состав Большой восьмерки и НАТО.

Слайд 8

КАНАДА Омывается водами 3 океанов; Входит в состав Большой восьмерки и НАФТА; Крупные города Ванкувер, Торонто.

Слайд 9

БРАЗИЛИЯ Омывается водами Атлантического океана; Входит в сосав Латинской Америки; Граничит с Перу и Боливией.

Слайд 10

АРГЕНТИНА Омывается водами Атлантического океана; Входит в сосав Латинской Америки; Граничит на западе с Чили и по территории протекает река Парана.

Слайд 11

АЛЖИР Страна Северной Африки; Имеет выход к Средиземному морю; Имеет достаточные запасы нефти и природного газа.

Слайд 12

ЕГИПЕТ Государство на Севере Африки; Имеет выход к Красному морю; По территории страны протекает река Нил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животный и растительный мир Африки Кроссворд с клавиатурой

Слайд 2

1 3 10 8 13 7 2 4 5 6 9 11 12

Слайд 3

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л е а п д р 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 1. Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку.

Слайд 4

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л е а н н с а в а а п д р 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 2. Природная зона, занимающая 40 % площади Африки

Слайд 5

3. Самая маленькая красивая птица о л н е а н н и ц с а в а а р н к т а п д р 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Слайд 6

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е а н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 4. Дерево экваториальных лесов, образующее верхний ярус

Слайд 7

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е а н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а о л о ч й а 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 5. Древовидное растение, имеющее мясистые стебли и ветки, лишенное листьев и покрытое колючками

Слайд 8

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е а н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а е г р п д а о л о ч й а 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 6. Этот зверь быстрее ветра И могу заверить вас, Он сто двадцать километров Развивает скорость в час.

Слайд 9

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е а о м а а к и н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а е г р п д а о л о ч й а 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 7. Вечнозеленый кустарник, корни которого богаты крахмалом

Слайд 10

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е а о к а п и м а а к и н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а е г р п д а о л о ч й а 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 8. Родственник жирафа, обитающий только в Африке

Слайд 11

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е а о к а п и м а а к и н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а а е б г з р п д а о л о ч й а 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 9. Африканская дикая лошадь

Слайд 12

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е б а т т о к а п и м а а к и н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а а е б г з р п д а о л о ч й а 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 10. Сладкий картофель

Слайд 13

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е б а т т о к а п и м а а к и н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а а е б г з р п д а о г л о э ч й а 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 11. Песчаная пустыня

Слайд 14

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е б а т т о к а п и м а а к и н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а а е б г з р п д а о г л о э ч й а л и а н 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 12. Вьющееся растение

Слайд 15

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я о л н е б а т т о к а п ф и у к м а а к и н н и ц с а в а а р н к т а п д р л а м ь а а е б г з р п д а о г л о э ч й а л и а н 1 3 2 4 5 7 6 9 11 12 10 13 8 с 13. Дерево экваториальных лесов, образующее верхний ярус


Предварительный просмотр: