К методическому объединению
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_ug.doc | 46.5 КБ |
metodicheskiy_seminar.ppt | 2.73 МБ |
metodika_tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар Золотовой Елены Юрьевны.
1 слайд. О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель
2 слайд. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги, меня зовут Золотова Елена Юрьевна, учитель истории и обществознания 4 школы.
3 слайд. Тема, над которой я работаю в течение последних десяти лет, это: «Формирование исследовательской компетенции на уроках истории».
4 слайд. В основном содержание послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию в марте 2018 года говорится о том, что учителя должны раскрывать талант каждого ребенка, помогать ему, реализовывать свои устремления. Обществу нужны молодые люди сразу готовые к преобразовательным действиям. Это определяет переход к новым, индивидуальным технологиям обучения. Осуществляется переустановка акцента на деятельностные и компетентностные подходы. В основе которых, лежит самостоятельная деятельность ученика. Одной из ключевых компетенций является – исследовательская.
5 слайд На сегодня этой темой заинтересованы многие кафедры психологии различных вузов страны, одними из ведущих исследователей являются -Рындина Юлия Валерьевна, кандидат пед. наук, старший преподаватель Ишимского государственного педагогического института им. Ершова, Дереклеева Наталья Ивановна профессор МГУ.
6 слайд. В век информации существует проблема ее рационального отбора, наблюдается потеря интереса к печатным изданиям. Обучаемые пользуются интернетом чаще, чем книгами, что сказывается на их здоровье и желании читать.
Заложенная в школе мотивация к осознанным исследованиям решает перечисленные проблемы.
7 слайд Исследовательская компетенция формируется достаточно долго, на протяжении всех лет обучения детей, системно, начиная от простых учебных действий заканчивая непосредственно исследованиями с метапредметными связями. Лучшие результаты достигаются тогда, когда этим занимаются все учителя предметники на своих уроках, работая по единой концепции. Помощником учителю являются различные методические пособия.
8 слайд. Учитывая возрастные, физиологические особенности и программные требования, в параллелях 5-6 классах на уроках истории, я продолжаю формировать у обучаемых умение выполнять простые учебные действия, используя алгоритмы - составления планов, рассказов по рисункам. Добиваясь этим обучить видеть объект и анализировать его, работать с текстом.
9 слайд. В 7-8 классах, в период переходного возраста, задания по формированию исследовательской компетенции направлены на развитие критического мышления. Главная моя задача научить выделять проблему, формулировать ее. Учиться ставить под сомнения исторические факты. Находить пути решения из возникших затруднений. Все задания, в том числе, выполняемые по алгоритмам, содержат проблемные вопросы. Я сомневаюсь, но я знаю способы решения.
10 слайд. В 9-11 классах обучаемые обобщают и систематизируют накопленный опыт. Они умеют работать по алгоритмам, а следовательно, самостоятельно составляют план предложенных исследований, выдвигают гипотезы, формулируют цели, задачи и находят пути решений. Исследования содержаться во всех видах заданий. Работа с коллажами, текстами, которые содержат различные точки зрения на одну и ту же проблему. Выход - готовые исследовательские проекты.
На этом этапе мы выходим за рамки учебного процесса, работая с вузами, участвуем в региональных, всероссийских и международных конкурсах. Это помогает обучаемым увидеть свои потенциальные возможности, получить опыт не только в исследовательской деятельности, но и развивает коммуникативные качества. Когда нужно защищать и доказывать свою точку зрения.
11 слайд. Исследовательская компетенция позволяет обучаемым проявлять креативное мышление не только в процессе обучения, но и в творчестве. Участие в создание театральных постановках, выступления – это еще одна из возможностей проявить свои индивидуальные способности. Раскрепостить свое мышление.
12 слайд Реализация формирования ключевых компетенций учащихся, в числе которых исследовательская; накопленный опыт по реализации проектной совместной деятельности ученика и учителя позволили приступить к организации инновационной площадки в школе, куратором которой я являюсь(приказ № 85 от 29.06.2018г) В основе работы площадке заложен принцип корпоративности, который предполагает привлечение учителей различных профилей к совместному участию в инновационных проектов. В первом полугодии проведена широкопрофильная олимпиада РГСУ, в которой участвовало 70 человек 9-10 классов, что составляет более 2\3 от общего числа учащихся данных параллелей и привлечено 9 учителей педколлектива, по итогам 1 человек вышел призером на федеральном уровне- Туркина Дарья (обществознание), 60 человек получили грамоты за лучшие результаты на региональном уровне (биология, химия, история, русский язык, обществознание, физика, информатика), имеются победители и призеры муниципального всероссийского уровня. Ученики участвовали в конкурсе Московского государственного университета им С.Ю.Витте, в международном конкурсе «Капитаны», «Человек в истории. Россия - ХХ век», конкурсе Следственного комитета РФ «Юный следователь»-результаты будут подведены в февраль 2019, сейчас с 14 января стартовала олимпиада по истории и обществознанию Минюста, разрабатываем проект для участия в международном конкурсе NASA.
Хорошим результатом явилось 1 место в региональном этапе конкурса «Вместе ярче», приводимого министерством энергетики, совместно с министерством образования и науки.
Свои достижения мы популяризируем через СМИ.
13 слайд Перспективный план развития.
- Организовать в рамках инновационной площадки деятельность кафедр по профилям обучения и прикрепленным к ним НОУ, что позволит учащимся формировать профессиональный выбор в дальнейшей деятельности;
- Войти в состав Ассоциированных школ ЮНЕСКО, работать в данном направлении в рамках национальных программ в распространении миротворческих идей, формирование у учащихся школы нравственных и духовных ценностей. Координировать свою деятельность со школами ЮНЕСКО городов: Ростова-на- Дону, Аксая, Волгограда, Волгодонска.
- Продолжить формирование исследовательской компетенции учащихся через организацию базовых площадок, в соответствии с совместной деятельностью Воронежского государственного медицинского университета им Н.Н. Бурденко, ДГТУ (университета одаренного ребенка), Следственного комитета РФ-движение «Юный следователь», Всероссийского государственно университета юстиции(РПА Минюста России) участие в олимпиадах школьников, РГСУ (Проект «Страна талантов»), МГТУ им Н.Э.Баумана (Проект «Шаг в будущее»). Подписать договора о сотрудничестве и пролонгировать уже имеющиеся. Быть открытыми для любого инновационного сотрудничества.
14 слайд Лично для меня перспективой является продолжать работу с учениками по формированию исследовательской компетенции, учитывая их индивидуальные особенности, участвовать в проектах Всероссийского исторического общества , изучать опыт коллег, находить новые методы и приемы развития интеллектуальных возможностей ребят, развивать их коммуникативные качества, для того, что бы не только работать над проектами, но и уметь выстраивать линию их защиты. Участвовать в деятельности комиссий Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания, участником которой я являюсь.
15 слайд. Продолжить работу в интернет -пространстве. Работы много, впереди ждут новые открытия и решения. Преимущество исследовательской компетенции, над формированием которой я работаю, в ее универсальности. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для просмотра полной версии презентации пройдите по ссылке https://cloud.mail.ru/public/337H/MG4UTV4JG
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ, КОТОРУЮ Я ИСПОЛЬЗУЮ В СВОЕЙ РАБОТЕ.
Критическое мышление.
«Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания…
дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой… человек, будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения»
К. Д. Ушинский.
Учитель перерабатывает массу информации при подготовки к урокам, в процессе самосовершенствования. Для меня очень существенной стала информация о технологии развития критического мышления. Может для тех, кто активно ее применяет или находится в поисках эффективных приемов и технологий она будет полезна.
Технология развития критического мышления Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ). Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования. Эти идеи нашли свое отражение в методических пособиях и монографиях, вышедших за 10 лет реализации проекта.
- Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб., 1999.
- Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПб ГУПМ, 2001. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
- Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
- Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Загашев И. О., Заир Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
- Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых. – СПб.: СПбАППО, 2008.
Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.
Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому во просу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. И. В. Муштавинская. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»
Функции фаз технологии Важнейшими функциями фазы вызова являются:
информационная. Вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме. Часто у учащихся нет первоначальных знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова работают: вопросы до изучения нового материала («толстые» и «тонкие» вопросы, «Ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. Возможен вариант вызова знаний при помощи ассоциаций, предположений.
Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.).
На стадии вызова рождается первоначальное знание: актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответ – то есть информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т. д.). На этом этапе урока учителю важно «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы учащихся, их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся. Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии. Не менее важным является и осознание своего «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, научат его учиться и без помощи учителя. Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) – работа с информацией – чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это ключевые слова, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
ВОСПРИЯТИЕ
ИНФОРМАЦИЯ ИЗВЛЕЧЕНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ К КОНКРЕТНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Так рождается новое знание на основе уже имеющегося.
Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях.
Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.
Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.
И, наконец, это именно та технология, которая решает вопрос развития коммуникативной культуры.
На основании индикаторов метакогнитивного опыта формируется:
• способность планировать;
• способность предвосхищать;
• способность оценивать;
• способность «притормаживать» собственную интеллектуальную деятельность;
• способность выбирать стратегию обучения.
Продуктивный уровень знаний – применение, анализ, синтез. Применение знаний (использование понятий в новых ситуациях, применение законов, процедур), анализ (выделение скрытых предположений, видение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями и т. д.), синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования и т. п.), оценка (оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности и т. д.).
Мыслить критически – значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.
Данный тип мышления:
• помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
• предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;
• повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Джон Барелл выделяет следующие характеристики, присущие критически мыслящему человеку.
Критические мыслители:
• умеют решать проблемы;
• проявляют известную настойчивость в решении проблем;
• контролируют себя, свою импульсивность;
• открыты для других идей;
• умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми;
• умеют слушать собеседника;
• эмпатичны;
• терпимы к неопределенности;
• умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;
• умеют устанавливать множественные связи между явлениями;
• терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов; • могут рассматривать несколько возможностей решения какой-то проблемы; • часто задают вопросы: «Что, если?..»;
• умеют строить логические выводы;
• размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их;
• умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
• могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях;
• любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
• активно воспринимают информацию.
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета: знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам.
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:
• Кластеры.
• Таблица «Инсерт».
• Прием «Общее – уникальное».
• Стратегия «Фишбон».
• «Бортовой журнал». Умение осознанного, «вдумчивого» чтения: «Инсерт». • Дневники: двухчастный и трехчастный.
• Чтение с остановками.
• Стратегия «Идеал».
• Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
• Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
• Таблица «Сравнение источников».
Умение формулировать и решать проблемы:
• Стратегия «Фишбон».
• Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями:
• Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»
• Синквейн. • «Концептуальное колесо».
• Денотатный граф. Умение вести аргументированную дискуссию:
• Таблица «перекрестной дискуссии».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:
• Кластеры.
• Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
• Прием «Общее – уникальное».
• Сводная таблица.
• Рамка.
• Двухрядный круглый стол. Умения в области само и взаимооценки
• Лист взаимооценки.
• Парная письменная взаимооценка.
• Градация.
Совокупная оценка. Умение планировать собственную учебную деятельность:
• Таблица «Верные – неверные утверждения».
• Вопросы «Верите ли вы?».
• Кластеры.
• Портфолио. Коммуникативные умения:
• Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).
Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Прием «Выглядит, как… Звучит, как…» Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием.
На стадии вызова работает и прием «ПМИ» – таблица «Плюс – минус – интересно» либо модификация данной таблицы «ПМ?» – «Плюс – минус – вопрос» (создатель Э. де Боно). Например, нам необходимо выяснить, является ли атомная энергия энергией будущего? Тема изучается в разделе «Экономическое развитие России в 80-е гг». Занесем имеющуюся у нас информацию в таблицу «ПМ?». Учащиеся систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов и заносят их в третью графу.
Вид энергии | Аварии на АЭС | Каковы основные причины аварий на АЭС? |
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу: заполняются соответствующие графы. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
• положительные стороны явления – П «+»,
• отрицательные стороны явления – М «—»,
• а также информацию, которая просто заинтересовала – «И».
Или вопросы, возникающие по ходу чтения текста. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, – это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам. Например.
Монголо-татарское иго отбросило Русь на несколько десятилетий назад.
Русские князья никогда не вступали с монголо-татарскими ханами в союзные отношения.
Просим учащихся установить, верны ли данные утверждения. Если ученик согласен с предложенным утверждением, мы просим его поставить в графе «До чтения текста» знак «+», если не согласен – «—». После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, и заполнить графу таблицы «После чтения текста». Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы учителями были они сами. Таким образом, мы вернем учащихся к тексту, сделав его чтение более внимательным, и усилим рефлексивные умения учащихся. Таблица «Верные – неверные утверждения» – универсальный прием технологии развития критического мышления, позволяющий работать с любыми видами текста.
Примером работы со сложным материалом, насыщенным информацией может служить прием «Кластеры». Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой; у каждой планеты есть спутники, у них – свои спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы до знакомства с основным источником (текстом) систематизируем информацию в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Например, при изучении темы «Латинская Америка во 2-й половине XX века» просим учащихся предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать страны этого региона (часть блоков может быть предложена учителем). На данном уроке учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут: внутренняя политика, экономика, внешняя политика, особенности развития региона. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. Мы распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя определили основные направления изучения темы. Теперь на смысловой стадии они начнут поиск запрошенной информации. Можно усилить стадию вызова. Выбрав направления изучения темы, попросить обсудить в группах и сделать предположения о развитии региона по данным направлениям. Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст «Латинская Америка». Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди». Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Можно дать дополнительное задание – установить причинно-следственные связи между «гроздьями». Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых. На данном уроке подобное задание может звучать так: «Рассмотрите подробнее материал об особенностях региона или выделите характерные черты латиноамериканского менталитета». На стадии рефлексии работа с кластерами завершится.
Графические, визуальные методы в технологии развития критического мышления не только помогают систематизировать материал, структурировать его до, во время и после изучения новой информации, эти приемы делают зримыми процессы мышления, наглядно демонстрируют, как изменилось, обогатилось наше знание об изучаемом предмете.