Игры и упражнения

Ермакова Марина Михеевна

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА              

Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

ПУТЕШЕСТВИЕ              

Цель игры: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.

Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.

Варианты продолжения игры:

  • Мы возьмем с собой в путешествие...
  • Этот предмет (...) цвета.
  • По дороге мы встретили...

Примечание Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3, 4, 5 человек).

РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?          

Цель игры: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для

эффективного общения.

 Из числа участников выбирается водящии. На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или прическе детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего - правильно под- ? метить происшедшие изменения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим.

Примечание Делать нужно не больше 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.

                                      Встаньте, все кто…

Цель игры: в сплочении, установление доверительного контакта между детьми.

      Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать  игрушки,  кататься с горки и т.д.»

 Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

Игра-приветствие с колокольчиком

Цель игры: настраивание детей на доброжелательный лад.

         Дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка.

 Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

Коридор приветствий

Цель игры: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

         Дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуя между шеренгами коридор. Ребёнок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат: «Ура!» и т. Д. как  только первый ребёнок дойдёт до середины, следующий ребёнок с краю шеренги  начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается пока все дети не пройдут через «Коридор приветствий»

  Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору.

.

Игра «Доброе животное»

 

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

             Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 

 

БЛОК ИГР НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ

 

 

Игра «Хороший друг»

 

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? » Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

—   Как человек находит друга?

—   Почему так важны в жизни хорошие друзья?

—   Есть ли у тебя друг в группе?

 

Игра «Ты мне нравишься»

 

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

—  Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

—   Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

—   Дружные ли дети в группе?

—   Почему каждый ребенок достоин любви?

—   Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

 

 ИГРЫ  НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

—  Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

—  А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

—  А что чувствуют те, кто ссорится?

—  А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

 

Игра «Примирение»

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры.

Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

—  Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?

—  Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

—  Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?

—  Почему так важно прощать других?

 

Этюд с содержанием проблемной ситуации

 

Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала» .

Вопросы для обсуждения:

—   Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)

—   Правильно ли поступила Наташа?

—   Как бы вы поступили на ее месте?

—   Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

—   Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

—   Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

 

 

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей — по одной салфетке.

Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

Воспитатель. А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

—   Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

—   Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

—   Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

—   В этой игре с каждым обошлись справедливо?

—   Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

—  Как вы при этом себя чувствовали?

—   Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

—   Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

 

Игра «Коврик мира»

 

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

 

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

—  Почему так важен для нас «коврик мира»?

—  Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

—   Почему недопустимо применение в споре насилия?

—   Что вы понимаете под справедливостью?

Стихи- мирилки

Цель: повысить мотивацию к мирному  разрешению конфликтов в группе, создать ритуал завершения конфликта


1. Мирись- мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

 

2. Ручку за ручку

Мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались,

А теперь ни почем!

 

3. Ссориться не будем.

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

 

4. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

 

5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь.

Ну а если подерусь,-

В грязной луже окажусь! 
6. Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

А кто не будет мириться-

С тем не будем водиться!

 

7. Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

 

8. Мир, мир навсегда,

Больше ссориться нельзя,

А то бабушка придет,

И по попе надает!

 

9. Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться,

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому – давай дружить!




Предварительный просмотр:

Подборка игр для детей раннего возраста

Методические рекомендации по реализации

 техник релаксации в условиях ДОУ.

«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».

Р. Коуплан


     Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

Релаксационная техника— это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.



Особенности выполнения релаксационных упражнений.

Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми младшего дошкольного возраста: - Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минут. - Большинство упражнений направлено на расслабление определенных групп мышц. - Релаксация включает в себя как многоразовое выполнение одного упражнения, так и комплекса из 3-4 упражнений на разные группы мышц. - Завершение релаксации только на позитиве.

1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.

«Муравей»

Цель:снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

«Мороженое»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...»

«Поймай бабочку»

Цель:нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Процедура проведения.Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Улыбка»

Цель:снять напряжение мышц лица.

Процедура проведения.Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Холодно - жарко»

Цепь:снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.)

«Сорока-ворона»

Цепь: снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Сорока-ворона кашу варила,

Сорока-ворона деток кормила,

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала.

А самому маленькому -

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила!

«Самолет летит, самолет отдыхает»

Цель:снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.

Процедура проведения.Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.

«Игра с шарфиком»

Цель:снять напряжение мышц лица.

Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».

«Шишки»

Цепь:снять напряжение.

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...».

«Лягушонок»

(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)

Цель:снятие напряжения мышц лица.

Процедура проведения.Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

Вот понравилось лягушкам:Взрослый и дети осторожно пальцами

Тянут губы прямо к ушкам!растягивают улыбку к ушкам

Потяну - перестану и нисколько не устану! «Отпускают» улыбку

Губы не напряжены и Пальчиком руки проводят по

рас-слаб-ле-ны... расслабленным губам сверху вниз.

«Хоботок»

(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)

Цель:снять напряжение

Процедура проведения.Ведущийрассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

Подражаю я слону:Взрослый и дети тянут губы «хоботком»

Губы «хоботком тяну.

А теперь их отпускаюВозвращаются в исходное положение

И на место возвращаю.

Губы не напряжены и Пальчиком руки проводят

рас-слаб-ле-ны... по расслабленным губам сверху вниз

«Лимон»

Цель:снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

«Потягушечки»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения. Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

2. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

«Согреем бабочку»

Цель:достичь релаксации через дыхательные техники.

Процедура проведения.Дети сидят в кругу на стульях. Ведущийпоказывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

«Воздушный шарик»

Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота.

Процедура проведения.Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох - выдох, еще один вдох - выдох. Молодцы!»

«Часики»

Цель:снять психоэмоциональноенапряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.

Процедура проведения.Ведущий: «Ребята, а вы видели часики?

У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!». Размахивайте прямыми руками вперед и назад. Устали часики,остановились, отдыхают... Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так».

Хочу обратить Ваше внимание на то, что монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции!

«Каша кипит»

Цель:снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.

Процедура проведения.Ведущий:«Поставила мама кашу варить и ушла.А каша сварилась и закипела. Вы знаете,как каша кипит? Давайте покажем. Однуручку положим на животик, другую - на грудь. Втянули животик - набрали воздух. Говорим громко: "ф-ф-ф", - выпятили животик. Вот как каша кипит!»

Хочу обратить Ваше внимание на то, что сжимание мышц кистей рук также затормаживает отрицательные эмоции!

3. Игры с прищепками

«Игры с прищепками»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развитькоммуникативную функциюречи.

Процедура проведения.Ведущий показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала,

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

Затем ведущий показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка:

Серый волк – зубами щелк.

Не боимся тебя, волк!

(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Зайчик и собака»

Цель:снять напряжение, развить коммуникативную функциюречи, развитьвоображение.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает известное стихотворение и выполняет действия с прищепкой.

Раз, два, три, четыре, пять – Пальцы левой руки показывают «зайчика»

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает Правая рука открывает и закрывает

И собаку выпускает. прищепку, изображая, каклает собака

Собака злая лает,

Зайчик убегает. Левая рука убирается за спину

«Интересный разговор»

Цель:снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения.У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:

Лягушонок: «Квак-квак!»

А утенок: «Кряк-кряк!»

Все сказали, все спросили,

Хорошо поговорили!

«Лиса»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчиков пугает.

(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Крокодил»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:

В зоопарке воробей пообедал у зверей,

А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

«Гусь»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:

Га-га-га, - гогочет гусь, -

Я семьей своей горжусь.

(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

Птичка»

Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Дети и ведущий сидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.

Птичка клювом повела,Рука с прищепкой поворачивается

из стороны в сторону

Птичка зернышки нашла,Другая рука показывает ладошку

с воображаемыми зернышками

Птичка зернышки поела, Пощипывание прищепкой ладошки

Птичка песенку запела.Прищепка ритмично открывает и

закрывает ротик» – поет.

Взрослый и дети напевают: «Ля-ля-ля!»

«Глупая ворона»

Цель:снять напряжение, развить мелкую моторику рук, закрепить сенсорные навыки, развить коммуникативную функцию речи.

Процедура проведения.Дети и ведущийсидят за столами. У каждого в руках по одной прищепке и фантики, скрученные в «конфетку». Взрослый сопровождает действия с прищепкой проговариванием стихотворного текста. Дети повторяют текст и движения за ведущим.

Глупая ворона Прищепка ритмично открывает

Увидела бумагу - и закрывает «ротик».

Как ее ухватит. Производится наклон кисти с прищепкой

Думала конфета, к столу, захват фантика.

Оказалось... фантик.

«Грачата»

Цель:снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения.Ведущий ритмично открывает и закрывает прищепку обеими руками по ходу проговаривания текста.

Двое маленьких грачат

Целый день в гнезде кричат.

Открывают рты грачата:

Очень есть они хотят.

(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)

4. Игры - «усыплялки», колыбельные.

Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат, ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Спокойная мелодия колыбельной способствует замедлению пульса, расширению сосудов, упорядочиванию мозговых ритмов.

Необходимо сопровождать «усыплялку» или колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей. Все эти действия нужны для того, чтобы выработать у детей условный рефлекс на засыпание. Если взрослый делает это правильно, то дети буквально на глазах расслабляются и быстро отходят ко сну. И сам сон у малыша будет спокойный и продолжительный.

Колыбельные не обязательно петь, можно задушевно и ласково проговаривать слова, нашептывать.Важный момент: уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется. Это состояние передается детям, и они быстрее засыпают.

«Малышам всем спать пора»

Цель:подготовить ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.

Процедура проведения.Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной. Повторяет несколько раз, пока все дети не получат нежное поглаживание от него:

Нашим пальчикам спать пора,

Нашим ручкам спать пора,

Нашим глазкам спать пора,

И волосикам спать пора.

Нашим ножкам спать пора,

И животику спать пора,

Спинке тоже спать пора,

Лобику тоже спать пора.

Малышам всем спать пора!

«Ложимся спать» (игра с куклой)

Цель:помочь ребенку быстрее уснуть, упорядочить ритуал отхождения ко сну, сделать его привычным.

Процедура проведения.Педагог собирает всех детей вокруг игрушечной кроватки, берет куклу и говорит: «Всем ребяткам пора спать. И кукла Катя сейчас будет ложиться спать. Надо раздеться. Вот платьице, колготки. Ложимся в кроватку. Приятных снов, Катюша». Педагог обращается к детям: «А теперь и наши ребята будут ложиться спать. Только сначала нужно раздеться».

«Зайки серые»

Цель:подготовить ко сну, снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения.Педагог укладывает детей в кровати и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. И зайчонок Миша прилег, и зайчик пушистый Алеша прилег... Постельки у заек теплые, мягкие. И у беленькой зайки Марины теплая, и у... Лапки зайки вытянули, теплые лапки у зайчишек. И у зайчика Леночки теплые, и у... Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. И зайчик Машенька спит, и зайчик Сашенька спит. Хорошо, тепло моим заинькам!». Взрослый подходит к каждому ребенку, шепчет ему эти слова ласково, поглаживает ручки, ножки, спинку. Уложив всех детей, взрослый садится в кресло и расслабляется.

«Усыплялка для ладошек»

Цель:подготовить ко сну, снять отрицательные эмоции, снять напряжение с рук.

Процедура проведения.Дети лежат в кроватях, взрослый обращает

внимание на их ладошки и начинает спокойным напевным голосом проговаривать текст, сопровождая его движениями. Дети повторяют за ним.

Устали наши ладошки, Показать ладони, несколько раз расслабленно

Хотят отдохнуть немножко. встряхнуть ими

Они собирали игрушки. Показать, как собирали невидимые игрушки

С мамой лепили плюшки. Полепить из невидимого теста

С бабулей варили кашку. Перемешать невидимую кашу

Рвали в саду ромашки. Сорвать несколько невидимых цветков

Кидали хлебные крошки Собрать пальцы горсточкой, перебирая ими,

Воробушкам на дорожке. кидая невидимые крошки

Устали наши ладошки, Сложить ладони одну на другую,

Пускай отдохнут немножко. расслабить руки.

«Все спят»

Цель:подготовить детей ко сну, снять отрицательные эмоции, напряжение.

Процедура проведения.Ребята лежат в кроватях. Взрослый подходит к окну и начинает приговаривать:

Бай-бай, бай-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не шуми.

Петушок, не кричи,

Моих ребяток не буди!

Ребята выспятся,

Большие вырастут

И в школу пойдут!

Взрослый ходит спокойно между кроватей, поправляет одеяла, поглаживает всех ребят по очереди. Затем заводит колыбельную:

Все ласточки спят,

И лисицы спят.

И нашим ребяткам

Спать велят.

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Лисички спят

Все под кустиками,

Мышки спят

Все по норочкам,

Маленькие детки

В кроватках спят.

Спи и ты, Ванюша!

Спи и ты, Катюша!

(Называет ласково тех детей, к которым подходит.)

Другой вариант:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птички спят на веточках,

Мишки спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки - на муравушке,

Дети все - по люлечкам...

Спят-поспят,

Всему миру спать велят!

«Прилетели гули»

Цель:подготовить ко сну, снять напряжение.

Процедура приведения.Педагог начинает напевно рассказывать «усыплялку», постепенно переходя на шепот. Ходит между кроватями, нежно нашептывает слова «усыплялки» и поглаживает каждого ребенка, таким образом снимая напряжение, успокаивая малышей:

Ой, люли-люли-люли,

Прилетели к нам гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать:

«Чем нам детушек кормить?»

Одна гуля говорит:

«Будем кашку варить».

Другая гуля говорит:

«Молочком будем поить».

Третья гуля говорит:

«В колыбелечке качать,

Спать укладывать».

Уж вы, детушки, спите,

Глазки ангельски зажмите,

Спите! Спите! Спите!»

«Игрушки»

Цель:подготовить ко сну, снять напряжение.

Процедура проведения.Дети в кроватях. Взрослый начинает рассказывать знакомое стихотворение, постепенно настраивая детей на сон, призывая уснуть и увидеть во сне сказку:

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Слоник тоже хочет спать,

Хобот опускает слон,

Видит сладкий, дивный сон.

Наши детки тоже спят,

Тихо носики сопят.

Мягкие подушки

Согревают ушки.

Глазки закрываются,

Сказки начинаются!



Предварительный просмотр:

Релаксационные игры для детей раннего возраста.

     Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.

«Самолет летит, самолет отдыхает»

Цель:снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.

Процедура проведения.Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.

2. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

«Согреем бабочку»

Цель:достичь релаксации через дыхательные техники.

Процедура проведения.Дети сидят в кругу на стульях. Ведущийпоказывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.



Предварительный просмотр:

Практические упражнения по саморегуляции психического состояния дошкольников

Цель: стабилизировать эмоциональное состояние детей.

Задачи: научить детей регулировать свое эмоциональное состояние через контакт с собственным телом, сформировать навыки снятия психофизического напряжения с помощью релаксационных техник.

Упражнения по саморегуляции используйте в работе с эмоционально неустойчивыми и склонными к истерикам детьми. С их помощью вы научите дошкольников управлять своим эмоциональным состоянием, концентрировать внимание на собственных ощущениях. В статье – упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и релаксационные техники.

Часть 1. Упражнения на расслабление мышц

Научите детей регулировать свое состояние по принципу контраста мышечных напряжений и расслаблений.

Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

Педагог-психолог: Ребята, встаньте, пожалуйста, так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь, как солдатики. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и повесьте руки, чтобы они болтались, как тряпочки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши ноги становятся очень мягкими и расслабленными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого, как будто вырезанного из дерева. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом. Встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. А потом стряхните капельки воды со спины, стряхните воду с волос, с ног и ступней.


Все движения демонстрируйте на себе, как наглядный пример. Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились. Уделите внимание каждому ребенку, попросите их повторить движения, если сразу не получилось их выполнить.

Упражнение «Насос и резиновая кукла»

Педагог-психолог: Ребята, лягте на коврик и представьте, что вы резиновая кукла. Кукла, из которой вышел весь воздух, – сдутая резиновая кукла. Теперь я буду вас «надувать» с помощью невидимого насоса, а вы будете надуваться. Потом я вытащу пробку, из вас начнет выходить воздух, и вы будете сдуваться.


Делайте движения, соответствующие надуванию насоса. Когда все куклы максимально напряглись, издайте звук, подобный выниманию пробки и последующего свиста, как при сдувании.

Упражнение «Дрожащее желе»

Педагог-психолог: Ребята, подойдите все ко мне, встаньте напротив и плотно прижмитесь друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это одно блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе.


Покажите детям, как вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь – дрожащее желе успокоится не сразу.

Педагог-психолог: Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду встряхивать его несильно, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками.

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться. Начинайте таять, как желе, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

Часть 2. Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении, важно, чтобы позвоночник находился вертикально или горизонтально. Это позволит детям дышать естественно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота.

Упражнение «Медленное дыхание»

Педагог-психолог: Ребята, сядьте удобно, глубоко вдохните. Почувствуйте, как ваша грудная клетка становится большая, как воздушный шарик. Теперь выдыхайте весь воздух из шарика. Еще раз глубоко вдохните, но на этот раз выдыхайте очень медленно, чтобы воздух выходил одной тоненькой струйкой. Почувствуйте, как горлышко становится узким, как будто вы собираетесь шептать. Произнесите тихо и мягко «Ше-ше» или «Ши-ши».

Если дети эмоционально перевозбуждены, то попросите вдыхать их коротко, а выдыхать медленно, размеренно и длинно. Повторите цикл вдохов 2–3 раза.

Упражнение «Энергетизирующее дыхание»

Педагог-психолог: Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на полянке, дует прохладный воздух, вы ощущаете приятный запах. Вдохните его длинно через нос, а выдохните коротко через рот. Вдохните приятный воздух еще три раза.

Часть 3. Релаксирующие упражнения

Игры и упражнения активируют воображение, фантазии, направленные на работу с внутренними образами и представлениями.

Упражнение «В фокусе – цветок»

Педагог-психолог: Ребята, устраивайтесь удобнее, закройте глаза и почувствуйте воздух носиком. Легко его вдыхайте и выдыхайте. Представьте цветочек, на который вам приятно смотреть. Разглядите его со всех сторон, какой он формы, какого цвета, какого размера, где растет, в чем растет, что происходит вокруг. Хотите ли вы его сорвать, или перенести куда-нибудь, или остаться тут и кого-нибудь позвать, чтобы показать. Теперь слегка напрягите мышцы рук и ног, а затем расслабьте их. Сожмите руки в кулачки и потянитесь. Когда будете готовы, откройте глазки. Давайте поделимся, у кого какие цветы были.

Упражнение-медитация «Водопад»

Педагог-психолог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в фантазии. Сядьте или лягте удобно на коврик и представьте, что вы стоите возле водопада. Это необычный водопад, вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется лоб, затем рот, как расслабляется ваша шея.

Белый свет течет по вашим плечикам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает со спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она становится мягкой и расслабленной. Свет течет по вам ниже, до животика. Животик расслабляется, вы можете глубже вдыхать и выдыхать. Вы чувствуете себя расслабленно и приятно.

Пусть свет течет по ручкам, ладошкам, пальчикам. Руки и ладони становятся мягкими и расслабленными. Свет течет по ногам, спускается к ступням. Ножки становятся мягкими и расслабленными. Это удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя спокойно, с каждым вдохом и выдохом все глубже расслабляетесь и наполняетесь силами. Теперь немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глазки.

Упражнение «Вещи, дарящие радость»

Педагог-психолог: Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Теперь вспомните о тех вещах, которые дарят вам радость и хорошее настроение. Выберите что-нибудь, что кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будет зонтик, капли дождя или уютное теплое одеяло.

Подумайте, какие чувства они у вас вызывают. Теперь пусть то, что дарит радость, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но ощущение радости надо оставить – сохранить его. Потянитесь, выпрямитесь и откройте глазки. Хочет кто-нибудь из вас рассказать о том, какую вещь, которая дарит радость, выбрал?

Дайте детям возможность описать свои ассоциации, затем предложите всей группе с закрытыми глазами представить себе описываемый предмет как можно более наглядно.

Игра «Дотянись до звезд»

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду вам говорить что-то, а вы будете это представлять. Встаньте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представь у себя над головой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая похожа на мечту – желание что-либо иметь или кем-либо стать. Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! Снимите ее с неба, аккуратно положите перед собой в красивую просторную корзинку. Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает о другой вашей мечте. Откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звезду с неба и положите в корзинку к первой звезде.


Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать с неба еще несколько звезд. Посоветуйте им делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают ее и кладут в корзину. Групповая сплоченность может возрасти, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит.

 



Предварительный просмотр:

«Релаксационная минутка для педагога»

Цель: снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе.

1.« Рисуем цифры»- частями тела

1-носом

2-правым плечом

3- левым плечом

4- правой ногой

5- левой ногой

6- локтем правой руки

7 – локтем левой руки

8-  коленом правой ноги

9 – коленом левой ноги

10- бедрами

2.Упражнение “Руки”

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну - две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

3.Упражнение «Голова»

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете слабость. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно. Эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте волосы на голове рукой, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

4. «Разговор на незнакомом языке» (голосовая техника)

Цель: очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.

Необходимое время: 3-5минут.

Ведущий: Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.

 Во время упражнения «выбалтывается» много беспокоящего, скрытого в подсознании.

5. «Гудение» (голосовая техника)

Цель: освобождение сознания, выход негативных накоплений.

Необходимое время: 3-5 минут.

Ведущий: Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук.

 При групповом выполнении рекомендуем отследить общий интонационный фон гудения: он может быть тревожным, напряженным либо приподнятым, эмоционально положительным.

6. «Ласковый мелок» (тактильная техника)

Цель: снятие мышечных зажимов, релаксация

Необходимое время: 5 минут на участника.

Ведущий: Участники делятся на пары по симпатиям. По очереди под музыку рисуют на спине друг друга. Затем делятся своими ощущениями.

7. «Гора с плеч»

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

Необходимое время: 3 сек.  

Ведущий: Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

8.Упражнение на расслабление мышц рук

Педагоги часто сталкиваются с профессиональными заболеваниями рук. Чаще всего они выражаются в нервно-мышечных болях в пальцах, запястье, предплечье и плечевом поясе.

Цель: расслабление  рук

1. Упражнение направлено на выработку самостоятельных движений каждого пальца. Ударяем по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

2. Веерообразно раскрываем пальцы в воздухе круговым движением от себя с одновременным раскрытием ладони. При возвращении в исходное положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым.

3. Описываем круги каждым пальцем поочередно несколько раз. Сначала вниз, потом вверх. Это упражнение хорошо укрепляет ладонь и межкостные мышцы.

4. Вытягиваем прямо перед собой одну из рук ладонью вниз, пальцы сжаты в кулак при минимальном напряжении. Кисть при спокойном положении руки делает круговое движение вправо, потом влево. То же повторяют другой рукой.

9. Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Ведущий:Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

10. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Ведущий:Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.   Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

11.Упражнение «Прыжки» или «Пресидания»

Цель: снять нервно-психическое  напряжение

можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте.

Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

12. Упражнение « Мелкие вещички»

Цель:снять напряжение

Займите руки кропотливой работой: перебирайте мелкие вещички, печатайте на компьютере, подержите в руках анти стрессовую игрушку или подушку. Кончики пальцев снабжены множеством нервных окончаний, стимуляцией которых мы снимаем напряжение.

13.Упражнение: «Корчим рожицы.»

Цель: расслабление мимических  мышц лица.

Вы замечали, как маленькие дети любят строить гримасы и передразнивать людей? Так они интуитивно избавляются от излишнего нервного напряжения.

Не помешает и вам построить рожицы перед зеркалом, такая мимическая гимнастика поможет избавиться от эмоциональной нагрузки и, возможно, подымет настроения

14. Упражнение: «Зеваем»

Цель: восстановление работоспособности

При снижении работоспособности и напряжении психики мы инстинктивно начинаем зевать. Таким способом организм помогает нам справиться с ситуацией, запуская для этого древнейший рефлекс.

При зевании повышается тонус всего организма, улучшается кровоток, ускоряется обмен веществ, быстрее выводится углекислый газ. Эти процессы нормализуют мозговую деятельность и улучшают работу нервной системы. Зевоту можно и нужно вызывать искусственно в моменты напряжения.

15. Точечный массаж

Цель: стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки:

 На руках имеются точки и рефлексогенные зоны. Нервные окончания пальцев рук и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий

1.масируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против нее.

2.Разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.

16. Упражнения для расслабления; «Белое облако».

Цель: расслабление всего организма

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Теплый летний день. Вы смотрите в чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

17.Упражнения «Когдавырассеяны».

Цель:подготовка к напряженной работе.

 Разотрите уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком: вверх вниз, вперед, назад, поцокайте языком 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе. 18.Упражнение:«Улыбка».

Посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось.

 Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

В заключение, несколько советов от мудрых людей.

Если вы в цейтноте,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             1.Измените заведенный порядок.

2. Читайте альтернативную литературу.

3. Ложитесь раньше (или позже). Ходите немного быстрее (или медленнее).

4. Причешите волосы на другой пробор.

5. Попробуйте производить привычные действия - открыть кран или отвинтить крышечку тюбика с зубной пастой - с помощью левой руки (если вы левша - то правой).

6. Принимайте душ с закрытыми глазами, регулируйте напор воды и температуру вслепую.

7.В процессе этих упражнений руки получат и передадут мозгу необычные ощущения.

  Оставайтесь веселым. Когда вы шутите, вы даете своему уму свободу рассмотреть необычные возможности. Радость помогает заглушить внутреннее суждение, которое оценивает идеи как нелепые. В творческой работе веселое расположение духа и служит здравому смыслу.  

        Подготовил:педагог-психолог Ермакова М.М.