Воспитательная работа

Цыденова Аюна Дабаевна

план ВР, характеристика класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – сетка воспитательных мероприятий в 8«а» классе.

2024 – 2025 учебный год.

месяц

неделя

направление

мероприятие

ответств.

сентябрь

01.09 04.09

Гражданско-патриотическое

Здоровьесберегающее

Единый классный час

«Образ Будущего»

-Профилактическая беседа «Будьте бдительны» 

-Классный час «Наш мир БЕЗ террора»  

-Добро пожаловать в наш класс!

- День Здоровья. Осенний кросс

Кл.рук.

07.09 – 11.09

Трудовое

Единые требования к оформлению

 дневника. Выборы актива класса.

Распределение обязанностей

Кл.рук.

14.09-18.09

Семейное

Родительское собрание на тему:

 «Особенности подросткового возраста!»

Кл.рук.

21.09-25.09

Общекультурное направление

«Золотая Осень»

-ярмарка

-конкурс стенгазет

Кл.рук.

28.09-2.10

Профориентационное

«Познаем самих себя: связь профессий с учебными предметами»

Кл.рук.

октябрь

5.10 – 9.10

Духовно-нравственное

Концерт, посвящённый Международному Дню Учителя «Школа празднует день педагога»

Кл.рук-ль

12.10-16.10

Экологическое

Национально-региональный компонент

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»

Кл.час «Музеи  Бурятии»

Кл.рук.

19.10-23.10

Интеллектуально-познавательное

Беседа. Всемирные организации на защите животного мира. Ко Всемирному дню животных

Кл.рук.

26.10-30.10

Профориентационное

Классный час  «Улица полна неожиданностей» (правила поведения  в чрезвычайных ситуациях, в местах скопления людей, общение с незнакомыми людьми)

      кл.рук.

ноябрь

9.11 – 13.11

Национально – региональный компонент

Неделя Бурятского языка

Кл.рук.

16.11- 20.11

Духовно-нравственное

«Самый близкий человек».

Мероприятие, посвященное Дню матери

Кл.рук.

23.11- 27.11

Гражданско-патриотическое

Права и обязанности.

Всемирный День прав ребенка-20 ноября!

Кл.рук.

30.11-4.12

Интеллектуально -познавательное

День интернета . Всемирный урок безопасности школьников в сети Интернет

Кл.рук.

декабрь

7.12-11.12

Гражданско-патриотическое

Неделя правовых знаний.

День Конституции

Кл.рук.

14.12-18.12

Нравственно-эстетическое

День борьбы со СПИДом

Кл.рук.

21.12– 25.12

Интеллектуально-познавательное,

Эстетическое.

КТД. Конкурс на лучшее тематическое оформление и презентацию  новогоднего окна.

Кл.час «Новый год –у ворот!»

Кл.рук.

28.12- 29.12

Семейное

Родительское собрание.

 Агрессия, ее причины и последствия.

Поощрение и наказание детей в семье.

Кл.рук.

январь

11.01-15.01

Профориентационное

Цикл бесед «Профессия моих родителей»

Кл.рук.

18.01-22.01

Духовно-нравственное

-Классный час «Толерантность»

-Акция «Покорми птиц зимой»

Кл.рук.

25.01-29.01

Гражданско-патриотическое

День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда (27.01. 1944)

Кл.рук.

февраль

1.02-5.02

Профориентационное

Экскурсия в музей

Кл.рук.

8.02-12.02

Интеллектуально-познавательное,

Конкурс эрудитов «Умники и умницы»

Кл.рук.

15.02- 19.02

Национально-региональный компонент

Духовно-нравственное

Празднование Белого Месяца

Этическая беседа «Мудрость»

Кл.рук.

22.02-26.02

Гражданско-патриотическое

КТД. «Военно – спортивная игра »

Кл.час «А ну-ка парни!»

( викторина, чаепитие)

Кл.рук

март

1.03-5.03

Профориентационное

Игра – тренинг «Отгадай профессию»

Кл.рук.

8.03-12.03

Национально-региональный компонент

Кл час.«Театр уж полон»

Кл.рук.

15.03-19.03

Духовно - нравственное

«Вверх по лестнице жизни, или Мои жизненные ценности» нравственная беседа 

Кл.рук.

29.03 – 2.04

Интеллектуально-познавательное

Библиотечный урок. Неделя детской и юношеской книги.

Библиотекарь, кл.рук.

5.04-9.04

Национально-региональный компонент

Литературная гостиная «Легенды Байкала»

Кл.рук.

12.04-16.04

Гражданско-патриотическое, интеллектуально-познавательное, эстетическое

КТД «Гагаринская неделя» к 60 – летию полета Ю. Гагарина.

Кл.час «Путешествие в мир космонавтики»

МО ср.звена

Кл.рук.

апрель

19.04-23.04

Профориентационное

Кл час « Железная дорога глазами художников»

Кл.рук.

26.04-30.04

Здоровье-

сберегающее,

ОБЖ

Тематический урок ко дню пожарной охраны

Кл.рук.

май

3.05 – 7.05

Национально-региональный компонент

Кл.час «Музыка родного края»

Кл.рук.

10.05-14.05

Гражданско-патриотическое

Ветераны  ВОВ нашего села

Кл.рук.

17.05-21.05

Интеллектуально-познавательное,

Здоровье-

сберегающее

Классный час «Экология и здоровье человека»

Кл.рук.

24.05-28.05

Интеллектуально-познавательное,

Духовно-нравственное

Родительское собрание: 0 родительском авторитете. Итоги года. Инструктаж на период летних каникул

Кл час «Без добра на свете жить нельзя»

Кл.рук.



Предварительный просмотр:

Классные часы

Календарно-тематический план

Тема

Дата

Примечание

1 четверть

1

День Знаний.

2

Организационный час. Мы выбираем актив класса

3

Классный час  «Улица полна неожиданностей» (правила поведения  в чрезвычайных ситуациях, в местах скопления людей, общение с незнакомыми людьми, ПДД,ППБ)

4

Беседа «безопасный интернет»

5

«Терроризм – угроза обществу!»

6

Открытый микрофон (исследование классного коллектива)

7

«Помним правила движенья, как таблицу умноженья»

8

«Папа – это щит семьи»

9

Организационный час. Итоги I четверти. Правила поведения на осенних каникулах .

2 четверть

10

День народного единства.

11

Здоровые дети – здоровое общество. 18 ноября – день отказа от курения. 16 ноября – Международный день толерантности (терпимости)

12

Права и обязанности. (Всемирный день прав ребёнка – 20 ноября)

13

День добровольца (волонтера) в России (5 декабря)

14

Учимся быть культурными

15

«Мама, милая мама – как тебя я люблю!»

16

«Здоровое питание» квест-игра

17

Организационный час. Итоги II четверти. Правила поведения на зимних каникулах

3 четверть

18

Подвиг Ленинграда

19

Мир моих увлечений

20

Умники и умницы (игра-путешествие в страну знаний)

21

Толерантность

22

Сагаалган.

23

Мы за ЗОЖ!

24

На страже Родины (День защитника Отечества)

25

Операция «Весеннее поздравление» (поздравляем девочек с 8 Марта)

26

 "Тест на гражданина. Патриотизм!?"

27

«Противопожарная безопасность»

28

Организационный час. Итоги III четверти. Правила поведения на весенних каникулах

4 четверть

29

КВН (Сегодня – 1 апреля!)

30

«Земля – колыбель человечества День космонавтики»

31

Почему мы так говорим? (Ролевая игра)

32

Что такое наркомания?

33

«Неугасимая память поколений. Наши герои - земляки».

34

Военный орден в твоей семье (День Победы)

35

 «Мы друзья чистоты» – уборка территории школы)

Организационный час. Итоги IV четверти и учебного года. Задание на лето



Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ.

ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья  учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья,  вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений   учащимися класса  и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с  одаренными, с неуспевающими учащимися,

4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся),

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),

6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

-  деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

Примерная должностная инструкция

классного руководителя в соответствии с ФГОС

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.

1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее — директору школы.

1.7. Классный руководитель должен знать:

• нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

• Конвенцию о правах ребенка;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• этику делового и межличностного общения;

• педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

• общую, возрастную и социальную психологию;

• возрастную физиологию;

• методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;

• программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

• правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.

2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и, если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности учащихся своего класса, программу (или её модуль) организации внеурочной деятельности учащихся класса.

2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.

2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива.

2.6. Поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса.

2.7. Осуществлять профориентационную работу с учащимися 9–11 классов.

2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т. п.).

2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению.

2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.

2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.

2.12. Организовывать питание учащихся класса в школьной столовой.

2.13. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку закреплённого за классом кабинета.

2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета.

2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной культурной речи и хороших манерах учащихся класса.

2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность.

2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т. п.

2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом.

2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях.

2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.

2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.

2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.

2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем.

2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.

2.25. Сотрудничать с работающими в классе учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.

2.26. Участвовать в работе Педагогического совета школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные руководители.

2.27. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса  воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам.

2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся класса.

2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования.

3. Права

3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.

3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях районного, республиканского, регионального или всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.

3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом  дел.

3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими.

3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе.

3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.

3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию.

3.13. Требовать от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав и должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.

4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.5. За нарушение нормативно-правовых актов классный руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.



Предварительный просмотр:

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Направления воспитания

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

  • Гражданско-патриотическое воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
  • воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
  • эстетическое — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
  • трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
  • экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.

Направление

Целевые ориентиры результатов воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание

- знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении;

- сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;

- понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства;

- понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;

- имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;

       - принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту   социально значимой деятельности

Духовно-нравственное воспитание

- уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;

- сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;

- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;

- умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;

- владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;

- сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению

Эстетическое воспитание

- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;

- проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;

        - проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве

Физическое воспитание,

- бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;

- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;

- ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;

        - сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и    поведенческие особенности с учётом возраста.  

Трудовое воспитание

- сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;

- проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;

- проявляющий интерес к разным профессиям;

   - участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Экологическое воспитание

- понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду;

- проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;

        - выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.



Предварительный просмотр:

C:\Users\9C724~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa11632.14969\2.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\9C724~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa11632.49041\3.jpg