Обобщение опыта

Цыденова Аюна Дабаевна

доклады, открытые уроки, внеклассные занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель химии

Цыденова Аюна Дабаевна

“Проектная деятельность на уроках химии”  

Я слышу – и забываю,

               Я вижу – и запоминаю,

               Я делаю – и понимаю».

Конфуций

Проектное обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектировочная деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов –  образовательная технология , нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Эта образовательная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.

Непременным условием проектировочной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана программ и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Одним из способов организации самостоятельной работы учащихся является обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп учеников в классе. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным ученикам или группе учащихся. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех учащихся класса, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.

При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах необходимо знание типологии проектов. Таковыми могут быть:

Доминирующий в проекте метод

 исследовательский

 творческий

практико-ориентированный

Доминирующий в проекте содержательный аспект:

естественно-научные

экологические

географические

исторические

Характер координации проекта

непосредственный

жесткий

гибкий

Количество участников проекта

индивидуальные

парные,

групповые

По продолжительности проведения

краткосрочные

долгосрочные

эпизодические

Характер контактов среди участников одной

 школы

 класса

города

региона

страны

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газеты, видеофильмы, экспедиции и пр.).

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Реализация проектировочной деятельности и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате,  так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся.

От учителя требуется:

– умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
– владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
– переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, фронтальных форм работы;
– владение искусством коммуникации;
– способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
– умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
– владение компьютерной грамотностью;
– умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

– знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
– владение компьютерной грамотностью;
– владение коммуникативными навыками;
– умение самостоятельно интегрировать полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;
– в случае международного проекта – практическое владение языком партнера

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

1 Этап.

 Организационный. Создание группы учащихся для работы над проектом.

2 Этап. 

Планирование разработки проекта. На этом этапе важно добиться чтобы участники проекта понимали: зачем нужно каждое действие, какова его цель и почему именно в такой последовательности эти действия нужно выполнять.

3 Этап.

 Определение желаемых результатов проекта. Задача – научиться оценивать цели.

4 Этап.

 Выдвижение и выбор идей достижения желаемых результатов. Задача – научиться оценивать и сравнивать идеи достижения целей (список идей, соотнесение идеи к каждой поставленной цели относительно сложности, полезности). Оценки заносятся в таблицу.

5 Этап. 

Работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю выполнять роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

6 Этап.

 Планирование реализации проекта. Задача этапа – научиться планировать действия, необходимые для достижения целей. Разработка плана графика в виде ленточной диаграммы:

 7 Этап.

   Планирование ресурсного обеспечения проекта. Задача – научиться планировать ресурсное обеспечение проекта и оценивать его ресурсную обеспеченность. Результаты заносят в таблицу

8 Этап.

 Экспертиза проекта. Задача – закрепление умения оценивать проекты. Внутренняя экспертиза (в профильной группе) готовых проектов. Внешняя экспертиза (учёными вузов).

9 Этап.

 Выполнение проекта.

10 Этап. 

Презентация проектов (на уроке, на стендах, на научно-практической конференции, на фестивале методических идей).

11 Этап.

  Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год.

Общешкольные фестивали презентаций учебных проектов – праздничное мероприятие, на котором подводятся итоги проектной деятельности старшеклассников за учебный год. Презентации проектов проходят в актовом зале с приглашением всех учителей, родителей и гостей. Часть проектов представлены рекламной информацией на стендах, на выставке – в виде папок и компакт-дисков. Остальные проекты участники представляют устно, используя компьютерную мультимедийную презентацию. Каждый участник Фестиваля получает диплом, лучшие работы рекомендуются для участия в муниципальных и республиканских форумах и конференциях. При этом оценивается актуальность исследования, наличие экспериментов, новизна опыта, глубина выводов и качество презентаций учебного проекта.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход сочетается с методом обучения в сотрудничества. Проектировочная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники.

В своей работе я совмещаю традиционную и личностно-ориентированную системы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома и в школе.

У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся.

Примеры проектной деятельности, которые мы выполняем с учащимися на уроках химии и во внеурочное время.

https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2019/11/29/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-shag-v-budushchee


Предварительный просмотр: