Технология проектной деятельности

Овсянникова Марина Владимировна

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – маленький исследователь. Именно это внутреннее стремление к исследованию пораждает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально развивалось в процессе саморазвития. Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных, творческих способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии технологичности

Содержание

Целесообразность.

  1. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
  2. Способствует выработке исследовательских умений;
  3. Способствует развитию креативности и логического мышления;
  4. Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации;
  5. Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
  6. Повышает компетентность педагога;
  7. Повышает качество образовательного процесса;
  8.  Предполагает стимулирование работы членов проектной группы.

Научность

Проект как научная работа имеет пакет документации, соответствующий общим требованиям и собственной классификации и оформляется в соответствии с ними. Так, каждый проект имеет свою информационную карту – это своего рода визитка проекта. Перед вами модель информационной карты проекта, она может меняться, корректироваться. В ней могут быть прописаны следующие данные: название, автор, руководитель, вид и тип проекта, цель, задачи, содержание (план), место, сроки, количество участников, возраст, форма проведения, ожидаемые результаты.

Если проект долгосрочный, могут также прикладываться перспективные планы. В конце прописываются выводы и перспективы по реализации проекта, список используемой литературы. Наглядные материалы оформляются как приложения к работе в конце.

Подведение итогов, как было уже сказано, может служить как выступление на педсовете, семинаре и т.д.  

Цель

Становление у детей и взрослых науно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Значимость

       Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

       В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Процессуальность

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  •      занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  •      комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
  •      частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
  •        полная интеграция (экологическое воспитание с художественной  литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим  развитием);
  •        метод проектов:
  •        форма организации образовательного пространства;
  • метод развития творческого познавательного мышления.

Воспроизводимость

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Содержание

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  •        исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
  •        ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
  •         ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
  •          практико-ориентированные (прикладные(результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
  •         творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Методы

        При организации проектов воспитатели на развивающих занятиях реализуют вместе с дошкольниками разнообразные методы.

         Первая группа методов – творческие методы проектирования:

  1. Метод аналогии – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях, первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу.
  2.  Метод ассоциаций – метод формирования идеи, который базируется на творческом воображении, обращающимся к разным идеям окружающей действительности, черпающим оттуда продуктивные ассоциации.
  3. Метод неологии – метод использования чужих идей; в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? что можно изменить в прототипе? каким образом это лучше сделать.
  4. Метод эвристического комбинирования – метод перестановки, предполагающий изменение элементов и их замену.
  5. Метод антропотехники – метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству  человека, к его физическим возможностям.

        Вторая группа методов – методы, дающие новые парадоксальные решения:

  1. Метод инверсии – метод проектирования «от противного».
  2. Метод «мозговой атаки» - коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки.
  3. Метод «мозговой осады»  - метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний, в отличие от метода мозговой атаки, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название осада.
  4. Метод карикатуры – метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения.

Результативность

       - Формируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальная инициатива;

- Развиваются умения определять возможные методы решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- Умение пользоваться, применять эти методы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- Развивается умение вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;

- Улучшаются коммуникативные навыки;

- Развиваются познавательные способности и творческое мышление.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегративно-проектная деятельность у чителя-дефектолога Петровой С. А., в оспитателя Овсянниковой М. В. г руппы компенсирующей направленности «Сказка» ДОУ № 13 «Тополек» г. Дубны Московской области

Слайд 2

Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством театрализованной деятельности Цель нашего проекта - формирование речевой активности и развитие эмоций у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством театральной деятельности. Объект проектной деятельности – формирование речевой активности детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта . Предмет проектной деятельности – театральная деятельность как средство формирования речевой активности у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта.

Слайд 3

Проект по доминирующему методу - творческо-игровой ( ролево -игровой) ; по характеру содержания - включающий ребенка и культуру; по характеру участия ребенка в проекте - ребенок является участником и исполнителем; по характеру контактов - проект осуществлялся в пределах одной возрастной группы; по количеству участников - групповым; по продолжительности - средний (6 месяцев).

Слайд 4

Состав детей № п/п Имя ребенка Заключение невролога, психиатра 1 Ксения Синдром Дауна 2 Даниил Синдром Дауна 3 Виолетта Синдром Дауна 4 Максим Расстройство аутистического спектра 5 Максим Расстройство аутистического спектра, нарушение адаптации 6 Даниил Расстройство аутистического спектра 7 Григорий Детский аутизм 8 Вадим Атипичный аутизм

Слайд 5

Интегративное взаимодействие педагогов Учитель-дефектолог Воспитатели Музыкальный руководитель Планирование и организация театральной деятельности. Выбор сказок для драматизации. Первичное знакомство с произведением, рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию. Словарная работа. Подбор и просмотр презентаций. Обыгрывание сказок на настольном деревянном театре. Распределение ролей. Редактирование текста, адаптация его к речевым возможностям каждого конкретного ребенка. Разучивание ролей, репетиции. Подготовка масок, костюмов, декораций. Планирование и организация театральной деятельности. Обеспечение предметно-развивающей среды, оформление театральной зоны в группе. Выбор сказок для драматизации. Чтение сказок. Отражение сюжета сказок, главных героев в художественном творчестве: на занятиях конструирования, лепки, рисования. Оформление выставок детских работ. Распределение ролей. Разучивание ролей. Репетиции. Подготовка масок, костюмов, декораций. Разучивание потешек , выполнение логоритмических упражнений, подходящих к тематике произведений. Осуществление музыкального сопровождения драматизаций. Помощь в подготовке костюмов и декораций.

Слайд 6

Алгоритм работы над театральной постановкой № этапа Содержание этапа Исполнители 1 Выбор сказки. Дефектолог, воспитатель. 2 Адаптация текста к речевым возможностям каждого ребенка. Дефектолог, воспитатель. 3 Всесторонняя целенаправленная работа по ознакомлению детей с содержанием сказки, героями, их словами. Дефектолог, воспитатель. 4 Распределение ролей между детьми (с учетом их речевых, эмоциональных, поведенческих возможностей). Дефектолог, воспитатель. 5 Словарная работа. Дефектолог. 6 Подготовка масок, костюмов. Воспитатель, музыкальный руководитель.

Слайд 7

Алгоритм работы над театральной постановкой 7 Подбор музыкального сопровождения. Музыкальный руководитель. 8 Систематические репетиции. Дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель (по возможности). 9 Оформление компьютерной презентации для демонстрации на мультимедийной установке: название сказки, действующие лица и исполнители с фотографиями детей. Дефектолог, воспитатель. 10 Выступление детей перед зрителями (родителями, гостями). Дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель. 11 Подведение итогов, обсуждение результатов проделанной работы. Оценка динамики формирования речевой активности детей. Дефектолог, воспитатель.

Слайд 8

Ознакомление детей с содержанием сказки Чтение и рассматривание книг разных изданий Индивидуальная работа и работа малыми группами Работа с компьютерными презентациями

Слайд 9

Репетиции в групповой комнате Репетиции с музыкальным сопровождением

Слайд 10

Театрализованная деятельность – это разновидность игровой деятельности, которая осуществляется посредством условных действий в заданной литературным произведением реальности. Театрализованная игра эмоционально насыщенная и тем самым очень привлекательная для детей. Театрализованная деятельность направлена на: Речевое развитие. Эмоциональное развитие. Развитие творческих способностей. Задачи - Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. - Развитие эмоциональной сферы детей. - Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы. - Помочь овладению коммуникативными навыками. - Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями. - Помочь овладением средствами образной выразительности.

Слайд 11

Использование элементов психогимнастики (этюды на развитие представлений об эмоциях, игры и задания) Приёмы работы с детьми: Действия с кукольными персонажами. Действия детей по ролям. Литературная деятельность. Музыкальная деятельность. Разыгрывание с помощью взрослых знакомых сказок.

Слайд 12

Особенности театрализованной деятельности дошкольников с ОВЗ «Размытый», недифференцированный и неустойчивый интерес к игрушкам; Ограниченный жизненный опыт, и как следствие, бедные сюжеты игр, многократное повторение проигранных («заученных») действий; Слабая эмоциональная насыщенность игр или её отсутствие; В играх отражаются только действия с предметами, а не отношения. Значение театрализованных игр для коррекции высших психических функций дошкольника с ОВЗ Развитие эмоционально-волевой сферы (обогащение, дифференциация эмоций, способность выражать свои чувства и отношение). Расширение знаний о мире. Развитие речи (словарь, просодика, грамматика, связная речь) Коррекция поведения (преодоление негативизма, неуверенности в себе, страха речи, снятие агрессии, физического и психического напряжения). Развитие творчества, самостоятельности. Воспитание нравственно-эстетических чувств. Театрализованные игры помогают увлекательно и интересно проводить организованную образовательную деятельность по ФЭМП, конструированию, художественному творчеству и др. разделам программы.

Слайд 13

Итоги интегративно-проектной деятельнос ти Систематическая целенаправленная работа по формированию речевой активности посредством театрализованной деятельности позволяет детям увереннее себя чувствовать в речевой ситуации, обогащает их активный словарь, развивает и корригирует внимание, память, способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья со сложной структурой дефекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект: «Нравственно-патриотическое воспитание для детей с ОВЗ» Проект подготовили педагоги группы «Сказка»: Обозина О.Н., Овсянникова М.В., Петрова С.А.

Слайд 2

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв) «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв) Тип проекта: информационно – творческий. Участники проекта : дети группы «Сказка», родители воспитанников, воспитатели груп- пы, учитель-дефектолог. Срок проекта : долгосрочный:1 октября – 31 мая 2021-22 уч. года. Актуальность (проблема) : Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не за- бывая о том, что чувство патриотизма у каждого формирует- ся индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье.

Слайд 3

Цель: формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ через взаимодействие с членами семьи и получения совместного конечного творчес - кого продукта; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Задачи: • воспитывать любовь и уважение к самым дорогим и родным людям (мама и папа) ; • закреплять знание детьми имён мам, пап (бабушек, дедушек , сестер, братьев); • развивать эмоциональную отзывчивость; • развивать игровые, познавательные, речевые способности детей; • побуждать к проявлению чуткости к эмоциональному состоянию близких.

Слайд 4

Наблюдения, прогулки Экскурсии Работа с родителями (консультации, совместная работа с детьми. Участие в конкурсах. Помощь в подготовке праздников и развлечений. Чтение художественной литературы. Беседы. Формы работы Совместная работа с детьми. Участие в конкурсах Праздники Выставка детских работ Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)

Слайд 5

Тематический план работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей группы «Сказка».

Слайд 8

Центр патриотического воспитания Что в имени моём? В группе на каждого ребенка заведена страничка, в которой говорится о происхождении конкретного имени. Родители с удовольствием ознакомились с историей имени своего ребенка.

Слайд 9

Семья Вдовиченко Семья Шамшиных Семья Смирновых Родителям было предложено сделать, вместе с детьми, альбомы, плакаты, о своих семьях. Воспитатели предложили родителям при составлении семейных альбомов, проговаривать имена родственников, кто они по отношению к ребенку. Мир ребёнка начинается с его семьи.

Слайд 10

Изготовление макетов участка и группы Макет участка

Слайд 11

Подготовка к парафестивалю Выступление на парафестивале «Добрый мир»

Слайд 12

Участие в конкурсах разных уровней. Праздники и развлечения в ДОУ