Модель развивающей среды
Маленький человек с большими проблемами — так можно сказать о любом воспитаннике нашего детского сада. В ДОУ №11 «Созвездие» корпуса «Тополек» приоритетным направлением является квалифицированная коррекция отклонений в психическом и физическом развитии детей.
Состояние детей, поступающих в детский сад и имеющих различную патологию (задержка психического развития разной степени, умственная отсталость, сложные дефекты), усугубляется внутрисемейными конфликтами, отсутствием одного из родителей. Некоторые наши дети воспитываются в неполных семьях, а некоторые только бабушкой или дедушкой.
Коллектив педагогов, которые стремятся создать для этих детей с непростой судьбой пространство радости, творчества, тепла и заботы. Педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных способов коррекционной деятельности, за прошедшие годы сложились устойчивые традиции. Выстраивая коррекционные подходы, подбирая и осваивая эффективные методики, разрабатывая собственные средства и способы взаимодействия с воспитанниками, педагоги учитывали, что общим для всех этих детей является прежде всего нарушение развития высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание модели развивающей среды в группе "Сказка" | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.
Среда воспитывает человека... путь к
правильному воспитанию лежит
через организацию среды.
Л. С. Выготский
Маленький человек с большими проблемами — так можно сказать о любом воспитаннике нашего детского сада. В ДОУ №11 «Созвездие» корпуса «Тополек» приоритетным направлением является квалифицированная коррекция отклонений в психическом и физическом развитии детей.
Состояние детей, поступающих в детский сад и имеющих различную патологию (задержка психического развития разной степени, умственная отсталость, сложные дефекты), усугубляется внутрисемейными конфликтами, отсутствием одного из родителей. Некоторые наши дети воспитываются в неполных семьях, а некоторые только бабушкой или дедушкой.
В нашем дошкольном учреждении работает стабильный коллектив педагогов, которые стремятся создать для этих детей с непростой судьбой пространство радости, творчества, тепла и заботы. Педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных способов коррекционной деятельности, за прошедшие годы сложились устойчивые традиции. Выстраивая коррекционные подходы, подбирая и осваивая эффективные методики, разрабатывая собственные средства и способы взаимодействия с воспитанниками, педагоги учитывали, что общим для всех этих детей является прежде всего нарушение развития высших психических функций. В частности, характерно недоразвитие познавательных интересов, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи. Кроме того, все дети имеют вторичный дефект — недоразвитие речи (от легкого до полного ее отсутствия). Имеется ряд особенностей в нарушениях эмоционально-волевой сферы: отмечается недоразвитие и неустойчивость эмоций - состояние радости без особых причин может сменяться печалью, а смех - слезами. Волевые качества характеризуются слабостью собственных намерений, побуждений и большой внушаемостью. Также страдает формирование личности и двигательных функций.
Поэтому при отборе содержания коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии, необходимо было учитывать:
- характер ведущей деятельности;
- структуру и степень выраженности нарушений развития ребенка;
- ведущие мотивы и потребности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативно-инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Коррекционно-развивающая среда как включает известные для ребенка занятия, так и направляет его внимание на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребности в общении, самоопределении и самореализации.
Содержание развивающей среды современного коррекционного ДОУ обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также на становление его индивидуальных способностей; учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.
Эффективность организации жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда.
Опыт коррекционной работы показал, что необходим системный, технологический подход к организации этого процесса, который обеспечивает построение эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды, для оптимального сочетания лечебно-оздоровительных мероприятий со специфическими методами психолого-педагогического воздействия на основе согласованной деятельности всех педагогов и специалистов.
Цель организации:
Создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую).
Условия создания:
- реализация идей и задач комплексной программы воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, Е.А.Екжановой и Е.А.Стребелевой.
- учет принципов построения развивающей среды В.А. Петровского, концептуальных идей С.А. Новоселовой
.- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст;
- знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;
- каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулиро-вать активность ребенка;
- предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);
- учет половой дифференциации.
За основу разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идеи, представленные в пособии Т.Н. Дороновой «Из ДОУ - в школу»: пространство группового помещения должно:
- стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
- иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих);
Этим принципам отвечает рамочная конструкция группового помещения.
Групповая комната представлена тремя зонами (рис. 1):
- рабочая зона;
- активная зона;
- спокойная зона.
Мы считаем, что каждая зона, кроме основного пространства (в рабочей зоне это: столы, мольберт, передвижная доска; в спокойной зоне: ковер, диван, два кресла легкие столики (ввиде»цветка») и табуретки; в активной зоне: ковер, легко убирающийся или перемещающийся) должна быть наполнена уголками, в нашей модели содержание каждого уголка представлено следующими компонентами, которые могут располагаться как на собственных границах зоны, так и на границах между зонами:
- компонент дидактический (располагается на собственных границах зоны, а также на границах между зонами);
- компонент оборудования для разных видов деятельности (на собственных границах зоны);
- компонент стимулирующий (это может быть примерный план последовательности работы в уголке, оценочные карты, значки-картинки, модели-схемы и др.) (на собственных границах зоны).
Например, занятия познавательно-исследовательской деятельностью с использованием объектов (компонента оборудования) больше тяготеет к рабочей зоне, а работа с атласами, тематическими альбомами, книгами познавательного характера (дидактический компонент) - к спокойной зоне. Игра в разных ее разновидностях может захватывать все пространство группового помещения.
Содержание уголков.
Уголок «Здоровячки».
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- Дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта; - книги о спорте и ЗОЖ - картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта; - картотеки гимнастики; - зарисовки о последовательности выполнения упражне-ний, движений. | - ковровая дорожка; - спортивный инвентарь (кегли, мячи, обручи, дуги, «кольце-брос» и др.); - нетрадиционное спортивное оборудование. | - схемы-правила о пользовании спортивным оборудованием; - модель «правильного питания». |
Уголок конструирования «Строим сами».
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- модели, схемы, чертежи, картинки различных построек; - макеты города, железной дороги, улиц и т.п. - альбомы «Дома сказочных героев»; - фото детских построек. | - наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний; - мозаики крупные, средние, мелкие; - пазлы; - строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; - нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой; - контейнеры разных размеров; - игрушки для обыгрывания построек; - игрушки-трансформеры. | - алгоритмы выполнения различных построек; - алгоритмы работы в уголке; - схемы достижения (значки): «Получилось!», «Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля).
|
Уголок музыки «Веселые нотки».
Задачи: развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам народного творчества.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музы-кальным творчеством; - музыкальные книги, открытки; | - магнитофон ; - комплект кассет; - детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, губная гармошка, маракасы, деревянные ложки и др. - звучащие предметы-заместители; - игрушки. | - схемы-правила обращения с музыкальными инструментами. |
Уголок театральный «Мы артисты».
Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей; - мини-сценарии детских постановок, праздников;
| - ширма; - стойка-вешалка для костюмов; - костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок; - разные виды театра:
- грим, зеркало, парики; - аудиозаписи детских песен; - аудиозаписи различных звуков окружающего мира. | - пиктограммы с настроением; - эмоциями; - «модели перевоплощений» |
Уголок сюжетной игры «Мы играем».
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- дидактические игры социально- нравственного характера; - дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых; - картинки с изображением различных трудовых процессов; - альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др.
| - атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда; - игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрос-лых и их детенышей); - объемные модули (надувные и набивные); -подвижная мебель на колесиках; - предметы-заместители. | - схема «Правила дружной игры»; -модель-последовательность «Убираем игрушки» |
Уголок математики «Сосчитай-ка».
Задачи: развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- дидактические игры математического содержания; - пособия для формирования временных пред-ставлений; | - пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры; | - оценочная карта достижений; - пооперационные карты; - схемы. |
Уголок книги «В гостях у книжки».
Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- детские книги по программе; - любимые книги детей (книги по интересам); - сезонная литература; - тематические альбомы; - два-три постоянно меняемых детских журнала; - книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки. | - стеллаж для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
| - материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»; - схема «Правила работы с книгой». |
Уголок экспериментальной деятельности «Помоги мне это сделать самому» (материалы М.Монтессори).
Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- розовая башня (5 кубиков); - шумовые цилиндры; - весовые цилиндры; - 2 коробочки с цветными табличками. | - ведра; - щетки; -подставки под посуду; - подносы; - мыльница; - губки; - совок. | - алгоритм выполнения трудовых операций: мытье посуды, мытье рук, подметание со стола; - алгоритм развития слухового восприятия, барического чувства. |
«Зеленый уголок».
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира; - альбомы, фотографии, иллюстрации, картинки с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы; - календари погоды и природы; - подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; - рисунки о природе и поделки детей из природного материала. | - комнатные растения;, - инвентарь для ухода за расте-ниями: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники; - инвентарь для посадки семян и рассады; | - алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами. |
Уголок творчества «Умелые ручки».
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- репродукции картин, произведения графики, альбомы; - детские энциклопедии по изодея-тельности; - книжки-раскраски с образцами; - картотека тематических книжек-рас-красок; | - цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная, прозрачная, блестящая) картон,, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, само-клеющаяся пленка; - восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки; - глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества; - инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; - панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; - клеенчатые скатерти, подносы, банки, подставки. | - «Чудо-дерево»; - («Что я умею», «Чему хочу научиться»). |
«Уголок уединения».
Задачи: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- картотека релаксационных упражнений | - подушки-игрушки; - мягкие игрушки; - телефон; - бумага. |
|
Рисунок 1.
Условная схема пространства группового помещения
с подвижными зонами границ.
- уголок спорта «Здоровячки»; Границы
Собственные границы группы.
- уголок музыки «Веселые нотки»; между
- уголок конструкторы «Строим сами»; зонами.
- уголок творчества «Умелые ручки».
А к т и в н а я з о н а
С п о к о й н а я з о н а Р а б о ч а я з о н а |
- книжный уголок «В гостях у книги»; - уголок сюжетной игры «Мы играем»;
- уголок уединения. - уголок театра «Мы играем»;
- зеленый уголок;
- уголок экспериментов «Помоги мне это сделать самому».