Модель развивающей среды

Овсянникова Марина Владимировна

Маленький человек с большими проблемами — так можно сказать о любом воспитаннике нашего детского сада. В ДОУ №11 «Созвездие» корпуса «Тополек» приоритетным направлением является квалифицирован­ная коррекция отклонений в психическом и физическом раз­витии детей.

 Состояние детей, поступающих в детский сад и имеющих различную патологию (задержка психического развития разной степени, умственная отсталость, сложные дефекты), усугубляется внутрисемейны­ми конфликтами, отсутствием одного из родителей. Некоторые наши дети воспитываются в непол­ных семьях, а некоторые только бабушкой или дедушкой.

Коллектив педагогов, которые стремятся создать для этих детей с непростой судьбой пространство радости, творчества, тепла и заботы. Педагоги находятся в постоянном поиске наи­более эффективных способов коррекционной деятельности, за прошедшие годы сложились устойчивые традиции. Выстраивая коррекционные подходы, подбирая и осваивая эффективные методики, разрабатывая собственные средства и способы взаимодействия с воспитанниками, педагоги учиты­вали, что общим для всех этих детей является прежде всего нарушение развития высших психических функций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. 

Среда воспитывает человека... путь к

правильному воспитанию лежит

через организацию среды.

Л. С. Выготский

Маленький человек с большими проблемами — так можно сказать о любом воспитаннике нашего детского сада. В ДОУ №11 «Созвездие» корпуса «Тополек» приоритетным направлением является квалифицированная коррекция отклонений в психическом и физическом развитии детей.

 Состояние детей, поступающих в детский сад и имеющих различную патологию (задержка психического развития разной степени, умственная отсталость, сложные дефекты), усугубляется внутрисемейными конфликтами, отсутствием одного из родителей. Некоторые наши дети воспитываются в неполных семьях, а некоторые только бабушкой или дедушкой.

В нашем дошкольном учреждении работает стабильный коллектив педагогов, которые стремятся создать для этих детей с непростой судьбой пространство радости, творчества, тепла и заботы. Педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных способов коррекционной деятельности, за прошедшие годы сложились устойчивые традиции. Выстраивая коррекционные подходы, подбирая и осваивая эффективные методики, разрабатывая собственные средства и способы взаимодействия с воспитанниками, педагоги учитывали, что общим для всех этих детей является прежде всего нарушение развития высших психических функций. В частности, характерно недоразвитие познавательных интересов, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи. Кроме того, все дети имеют вторичный дефект — недоразвитие речи (от легкого до полного ее отсутствия). Имеется ряд особенностей в нарушениях эмоционально-волевой сферы: отмечается недоразвитие и неустойчивость эмоций - состояние радости без особых причин может сменяться печалью, а смех - слезами. Волевые качества характеризуются слабостью собственных намерений, побуждений и большой внушаемостью. Также страдает формирование личности и двигательных функций.

Поэтому при отборе содержания коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии, необходимо было учитывать:

  • характер ведущей деятельности;
  • структуру и степень выраженности нарушений развития ребенка;
  • ведущие мотивы и потребности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативно-инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Коррекционно-развивающая среда как включает известные для ребенка занятия, так и направляет его внимание на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребности в общении, самоопределении и самореализации.

Содержание развивающей среды современного коррекционного ДОУ обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также на становление его индивидуальных способностей; учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.

Эффективность организации жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда.

Опыт коррекционной работы показал, что необходим системный, технологический подход к организации этого процесса, который обеспечивает построение эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды, для оптимального сочетания лечебно-оздоровительных мероприятий со специфическими методами психолого-педагогического воздействия на основе согласованной деятельности всех педагогов и специалистов.

   

Цель организации:

Создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую).

Условия создания:

- реализация идей и задач комплексной программы воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, Е.А.Екжановой и Е.А.Стребелевой.

- учет принципов построения  развивающей среды В.А. Петровского, концептуальных  идей С.А. Новоселовой

.- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Организационные условия:

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15%  материалов ориентированных на более старший возраст;

- знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно  организовать совместную и самостоятельную деятельность;

- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;

- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;

- каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулиро-вать активность ребенка;

 - предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);

- учет половой дифференциации.

За основу  разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идеи, представленные в пособии  Т.Н. Дороновой «Из ДОУ -  в школу»: пространство группового помещения  должно:

 - стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);

 - иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих);

Этим принципам отвечает рамочная конструкция группового помещения. 

 Групповая комната представлена тремя зонами (рис. 1):

-  рабочая зона;

-  активная зона;

- спокойная зона.

Мы считаем, что каждая зона, кроме основного пространства (в рабочей зоне это: столы, мольберт, передвижная доска; в спокойной зоне:  ковер, диван, два кресла легкие столики (ввиде»цветка») и табуретки; в активной зоне: ковер, легко убирающийся или перемещающийся) должна быть наполнена уголками, в нашей модели содержание каждого уголка представлено следующими компонентами, которые могут располагаться  как на  собственных границах зоны, так и на границах между зонами:

компонент дидактический (располагается на собственных границах зоны, а также на границах между зонами);

компонент оборудования для разных видов деятельности (на собственных границах зоны);

компонент стимулирующий (это может быть примерный  план последовательности работы в уголке, оценочные карты, значки-картинки, модели-схемы и др.) (на собственных границах зоны).
Например, занятия познавательно-исследовательской деятельностью с использованием  объектов (компонента оборудования)  больше тяготеет к рабочей зоне, а работа с атласами, тематическими альбомами, книгами познавательного характера (дидактический компонент)  - к спокойной зоне. Игра в разных ее разновидностях может захватывать все пространство группового помещения.

Содержание уголков.

Уголок «Здоровячки».

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать  основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность  детей.

Компонент дидактический

Компонент  оборудования

Компонент  стимулирующий

 - Дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта;

- книги о спорте и ЗОЖ

- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;

 - картотеки гимнастики;

 - зарисовки о последовательности выполнения упражне-ний, движений.

- ковровая дорожка;

- спортивный инвентарь (кегли,

 мячи, обручи, дуги, «кольце-брос»  и др.);

  - нетрадиционное спортивное оборудование.

  - схемы-правила о пользовании спортивным оборудованием;
- карты-достижения («Я сегодня научился»);
- «дневничок здоровья»;

- модель «правильного питания».

Уголок конструирования  «Строим сами».

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

 - модели, схемы, чертежи, картинки различных построек;

 - макеты города, железной дороги, улиц и т.п.

 - альбомы «Дома сказочных героев»; 

 - фото детских построек.

 - наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;

 - мозаики крупные, средние, мелкие;

 - пазлы;

- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;

 - нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;

 - контейнеры разных размеров;

 - игрушки для обыгрывания построек;

 - игрушки-трансформеры.

  - алгоритмы выполнения различных построек;

 - алгоритмы работы в уголке;

 - схемы достижения (значки): «Получилось!», «Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля).

 

Уголок музыки «Веселые нотки».

Задачи:  развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение  детей к истокам народного творчества.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент  стимулирующий

 - музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музы-кальным творчеством;

- музыкальные книги, открытки;

 - магнитофон ;

 - комплект кассет;

 - детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, губная гармошка, маракасы, деревянные ложки и др.

-  звучащие предметы-заместители;

 - игрушки.

- схемы-правила обращения с музыкальными инструментами.

Уголок театральный  «Мы артисты».

Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент   стимулирующий

- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;

- мини-сценарии детских постановок, праздников;
- тематические альбомы о театре;
- фото детей в театральных постановках.

 

- ширма;

- стойка-вешалка для костюмов;

- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;

- разные виды театра:

  • плоскостной;
  • пальчиковый;
  • стержневой;
  • кукольный;
  • перчаточный;
  • настольный.

- грим, зеркало, парики;

- аудиозаписи детских песен;

- аудиозаписи различных звуков окружающего мира.

- пиктограммы с настроением;

- эмоциями;

- «модели перевоплощений»

Уголок сюжетной игры  «Мы играем».

Задачи:  развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент  стимулирующий

 - дидактические игры социально- нравственного характера;

 - дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;

 - картинки с изображением различных трудовых процессов;

 - альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др.

 

 - атрибуты  для сюжетно-ролевых игр;

 - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с управлением;

- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрос-лых и их детенышей);

- объемные модули (надувные и набивные);

-подвижная мебель на колесиках;

- предметы-заместители.

 - схема «Правила дружной игры»;

 -модель-последовательность «Убираем игрушки»

 

Уголок математики  «Сосчитай-ка».

Задачи:  развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент   стимулирующий

- дидактические игры математического содержания;
- игры и пособия, направленные на развитие психических процессов;

- пособия для формирования временных пред-ставлений;
- занимательный и познавательный математический материал.

 - пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры;
- ковролин, наборы геометрических фигур, счетного материала для ковролинового полотна и магнитной доски.

 - оценочная карта достижений;

 - пооперационные карты;

 - схемы.

Уголок книги «В гостях у книжки».

Задачи:   Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент  стимулирующий

- детские книги по программе;

- любимые книги детей (книги по интересам);

- сезонная литература;

- тематические альбомы;

-  два-три постоянно меняемых детских журнала;

- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки.

 - стеллаж для книг, стол, стульчик, мягкий диван;


- магнитофон с набором аудиокассет, с записью литературных произведений.

- материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»;

- схема «Правила работы с книгой».

 

Уголок экспериментальной деятельности «Помоги мне это сделать самому» (материалы М.Монтессори).

Задачи:   развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент  стимулирующий

 - розовая башня (5 кубиков);

 - шумовые цилиндры;

 - весовые цилиндры;

 - 2 коробочки с цветными табличками.

- ведра;

- щетки;

-подставки под посуду;

- подносы;

- мыльница;

- губки;

- совок.

- алгоритм выполнения трудовых операций: мытье посуды, мытье рук, подметание со стола;

- алгоритм развития слухового восприятия, барического чувства.

«Зеленый уголок».

Задачи:  стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент  стимулирующий

- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;

- альбомы, фотографии, иллюстрации, картинки с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы;

- календари погоды и природы;

- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; 

- рисунки о природе и поделки детей из природного материала.

- комнатные растения;,

- инвентарь для ухода за расте-ниями: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;

- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «огород на окне».

- алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами.

Уголок творчества «Умелые ручки».

Задачи:   Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент  стимулирующий

 - репродукции картин, произведения графики, альбомы;

- детские энциклопедии по изодея-тельности; 
- схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из глины, бумаги и других материалов;

- книжки-раскраски с образцами;

- картотека тематических книжек-рас-красок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», «Гжель» и др.

- цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная, прозрачная, блестящая) картон,, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, само-клеющаяся пленка;

- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга;

- инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;

- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;

- клеенчатые скатерти, подносы, банки, подставки.

- «Чудо-дерево»;

- («Что я умею», «Чему хочу научиться»).

«Уголок уединения».

Задачи: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент  стимулирующий

- картотека релаксационных упражнений

- подушки-игрушки;

- мягкие игрушки;

- телефон;

  - бумага.

 

            

Рисунок 1.

Условная схема пространства группового помещения

с подвижными зонами границ.

     -   уголок спорта «Здоровячки»;                                           Границы

Собственные границы группы.

  • уголок музыки «Веселые нотки»;                                      между
  • уголок конструкторы «Строим сами»;                             зонами.
  • уголок творчества «Умелые ручки».

А к т и в н а я      з о н а

                                                                                                                         

     С п о к о й н а я

            з о н а

                                                            Р а б о ч а я

                                                                 з о н а

     - книжный уголок «В гостях у книги»;                    - уголок сюжетной игры «Мы играем»;

     - уголок уединения.                                                    - уголок театра «Мы играем»;

                                                                                           - зеленый уголок;

                                                                                           - уголок экспериментов «Помоги мне это сделать  самому».