Ознакомление с окружающим
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей, посещающих наш детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план работы | 20.49 КБ |
Работа в уголке природы | 16.16 КБ |
Наблюдения на участке | 19.27 КБ |
Опытническая работа (перспективный план) | 20.18 КБ |
Конспекты по ознакомлению с окружающим | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
«Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром»
Сентябрь:
- «Здравствуйте!» Явления общественной жизни:
семья, культура поведения
- «Что нам Осень подарила?» Неживая природа:
времена года - осень
- «Разноцветный ковер» Живая природа:
растения осенью
- «Игрушки нашей группы» Предметный мир:
название, форма, цвет (игрушки)
Октябрь:
- «Ванечка и Манечка» Явления общественной жизни:
семья, братишки и сестренки
- «Где ночует солнышко?» Неживая природа:
солнце и планета Земля
- «Кошка и котенок» Живая природа:
домашние животные
- «Магазин фруктов и овощей» Предметный мир:
форма, цвет, вкус (овощи и фрукты)
Ноябрь:
- «Мой папа и моя мама» Явления общественной жизни:
семья
- «Ветряные мельницы» Неживая природа:
свойства ветра
- «Как звери к зиме готовятся?» Живая природа:
приспособление животных к климатическим условиям
- «В гости к детям на обед» Предметный мир:
форма, величина (посуда)
Декабрь:
- «Наш семейный альбом» Явления общественной жизни:
семья и семейные реликвии
- «Почему зима холодная?» Неживая природа:
времена года - зима
- «Зима в лесу» Живая природа:
животные зимой
- «Магазин одежды» Предметный мир:
назначение (одежда)
Январь:
17. «Как мы дружно все живем» Явления общественной жизни:
семья, праздники
- «День - ночь» Неживая природа:
временные отношения - сутки
- «Почему диких животных» Живая природа:
называют дикими?» домашние животные и их детеныши
- «Мебель для Незнайки» Предметный мир:
назначение (мебель)
Февраль:
- «Мы поздравляем наших пап» Явления общественной жизни:
государственные праздники
- «Большие и маленькие звездочки» Неживая природа:
небо и звезды
- «Белка и еж» Живая природа:
дикие животные
- «Самолет построим сами» Предметный мир:
форма, величина, размер, назначение (транспорт)
Март:
- «Мамы всякие нужны!» Явления общественной жизни:
семья
- «Путешествие по весеннему городу» Неживая природа:
времена года - весна
- «Кто живет рядом с нами?» Живая природа:
разнообразие животного мира
- «Поможем кукле Кате Предметный мир: убрать комнату»
бытовые приборы
Апрель:
- «Мы космонавты» Явления общественной жизни:
город, его люди и традиции
- «Солнечные зайчики» Неживая природа:
явления природы - свет
- «Деревья и кустарник» Живая природа:
на нашем участке животные зимой
- «Кто построил этот дом?» Предметный мир:
профессия – строитель
Май
- «Где мы живем?» Явления общественной жизни:
город и его достопримечательности
- «Дождик песенку поет» Неживая природа:
свойства воды
- «Шестиногие малыши» Живая природа:
насекомые
36 . «Мы продавцы, а вы - Предметный мир: покупатели»
назначение предметов и профессия продавца.
Предварительный просмотр:
Работа в уголке природы
Сентябрь:
Уголок природы в группе. Рассматривание и называние растений уголка природы, их отличительных признаков: окраска, размер, форма листьев, цветков, стебля. (Герань, бальзамин, фикус, камелия).
Октябрь:
Аквариум и его обитатели. Рассматривание картинок и называние обитателей аквариума (золотая рубка, золотистый карась). Их отличительные особенности: внешнее строение, место обитания, размер.
Ноябрь:
Уход за растениями. Обрезание сухих листочков, рыхление земли, полив. Каждое растение живое, чтобы оно жило, необходимо создать ему условия: свет, влагу и тепло.
Декабрь:
Уход за домашними животными. Называние детенышей животных, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. Особенности ухода за домашними животными: кормление, игры, проявление заботы и защиты (котенок, щенок и т.д.).
Январь:
Огород на окне. Посадка лука, уход, рыхление и полив.
Февраль:
Обитатели живого уголка. Птицы (канарейка, волнистый попугай), которые могут жить дома - рассматривание, уход, кормление.
Март:
Уход за обитателями аквариума. Рыбы живые, они двигаются, дышат, питаются и требуют ухода: света и тепла, влаги и пищи.
Апрель:
Красная книга. Растения и животные, которые нуждаются в защите.
Май:
Комнатные растения на участке. Пересадка герани на участок и посев семян цветов. Уход, рыхление и полив.
Предварительный просмотр:
Наблюдения на участке
Сентябрь - октябрь - ноябрь:
Природа:
Листья желтеют, краснеют, опадают. Знакомство с явлениями природы: листопад. Небо чистое, голубое, серое, на небе тучи. Дождь сильный, мелкий, на дорогах лужи. Ветер холодный, порывистый. Солнце светит, но греет слабо.
Птицы и насекомые:
Насекомые при появлении холодов прячутся (паук - в пень, жуки - в кору, пчелки - в дупло, бабочки под кору деревьев). Насекомые спрятались, птицы, которые питаются насекомыми, собираются в стаи и улетают в теплые края, так как им нечего есть и холодно. Воробьи, вороны и голуби остаются, они не боятся холода и питаются крошками хлеба, зернышками.
Человек: Надевает теплые вещи: пальто, куртки, шапки, сапоги.
Знакомство с профессией дворник. Подчеркнуть значимость труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитание уважения к людям труда и желание им помогать.
Улица: Движение по дороге, виды транспорта: грузовой и легковой. Основные части легковых и грузовых машин.
Декабрь - январь - февраль:
Природа:
Листьев на деревьях и кустах нет. Елочка зеленая, у нее вместо листьев иголочки. Небо хмурое, серое, чистое. Дует холодный ветер, тихо, яркий, зимний день. Падает снег, свойства снега: хрупкий, мягкий, пушистый, липкий, легкий. Знакомство с понятием явления природы: снегопад. К концу зимы солнце появляется чаще, с каждым днем оно светит ярче.
Птицы:
Воробей, ворона, голубь, снегирь - поведение, передвижение, голосовые реакции, окраска. У птиц есть крылья, хвост, лапы, перья, клюв, зубов нет. Зимой птицам холодно и голодно, необходимо вывешивать кормушки с кормом, заботиться о них. Обратить внимание на первое щебетание птиц в конце зимы.
Человек: Надевает зимнюю одежду (шубу, шапку, шарф, валенки, штаны, варежки). Знакомство с профессией шофера. Подчеркнуть значение труда людей разных профессий.
Улица: Дороги для машин и людей (проезжая часть дороги и пешеходная), разновидность грузового транспорта: снегоочистительная машина, скорая помощь, пожарная машина. Назначение светофора и его трехцветный сигнал.
Март - апрель - май:
Природа:
Из почек появляются листочки, зеленеет трава, распускаются первые цветы: подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха. Сосульки тают. Солнце стало более ярким, теплым, по дороге бегут ручьи, появляются солнечные блики, капель, солнышко может высушивать все вокруг. Знакомство с понятиями тень, гроза. Небо все чаще становится голубым, облака светлые. Утро морозное, день теплый, вечер морозный, холодный (днем светит солнце). Ветер может быть холодным и теплым. Может идти снег, а может - дождь.
Птицы и насекомые:
Появляются майские жуки, мухи, бабочки, кузнечики, муравьи. У насекомых много лапок, есть крылья. С помощью лупы рассмотреть строение насекомых.
Воробьи чирикают веселее, купаются в лужах, собираются вить гнездышки. Начинают возвращаться птицы - грачи, скворцы. Цыплята: строение тела, питание, передвижение, голосовые реакции.
Человек: Постепенно меняет теплые вещи на легкие кофточки, куртки, платья и рубашки. Знакомство с профессией прачки, врача, милиционера. Отмечается важность труда людей любых профессий.
Улица: Поведение людей на дорогах, транспорт легковой и его назначение. Передвижение людей на самолетах, поездах и пароходах.
Общие требования к наблюдению.
- Воспитатель должен конкретно и четко поставить цель и задачу наблюдения, учитывая возрастные особенности и уровень знаний детей.
- Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ним, поэтому для наблюдения необходимо отобрать небольшой круг знаний дошкольников. Каждое наблюдение должно нести детям новые знания об объекте, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
- В организации наблюдений необходимо использовать принцип системности, что поможет сформировать у детей полное и реальное представление об окружающей природе.
- В процессе наблюдения необходимо предусматривать разнообразные педагогические приемы для активизации творческой деятельности дошкольников: использование обследовательской деятельности как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим и т.д.
- Знания, полученные детьми в результате наблюдения, должны уточняться, обобщаться и систематизироваться в беседах об увиденном, чтении книг о природе, рассказах воспитателя и рассматривании картин художников.
- Результатом каждого наблюдения у дошкольника должно быть сформированное представление или элементарное понятие о конкретном объекте природы, собственное отношение к нему и желание узнать как можно больше об окружающем мире.
Предварительный просмотр:
Перспективный план
Опытническая работа
Сентябрь
Почему не получился пирожок?
Цель: Узнать, какой бывает песок мокрый или сухой.
Материалы: лоток с сухим песком, емкость с водой, формочки для игры с песком, дощечка.
Опыт. Возьмите формочку и насыпьте в нее песок и попробуйте сделать пирожок. Песок из формочки рассыпается. Дайте детям потрогать песок, песок из рук детей высыпается. Затем намочите песок водой и еще раз попробуйте сделать пирожок.
Итоги. Пирожок получился.
Почему? Дайте потрогать детям песок и определите, что он мокрый. Пирожок можно сделать только из мокрого песка.
Вывод: песок может быть сухим и мокрым.
Октябрь
Кто деревья качает?
Цель: Узнать, что такое ветер, и каким он бывает.
Материалы: ленточки и вертушки по количеству детей.
Опыт. Попросите детей подуть на ладошки, ленточки, вертушки. Затем встаньте вместе с детьми напротив ветра и вытяните ленточки и вертушки.
Итоги. Ленточки стали развиваться, вертушки стали крутиться.
Почему? Ленточки и вертушки колышутся от ветра. Листья и ветки деревьев тоже качает ветер.
Вывод: ветер может двигать предметы. Он бывает слабый и сильный.
Ноябрь
Как спасти цветы от мороза?
Цель: Узнать, как сохранить красоту осеннего букета.
Материалы: лопаты, плошка, вода, альбом для гербария.
Опыт. Вместе с детьми выкопайте на участке герань, соберите красивые листья и осенние цветы. Герань посадите в плошку, полейте и поставьте на окно. Цветы и листья разложите на странице альбома и положите под пресс.
Итоги. Герань на окне зацвела. Из листьев и цветов выложили красивый букет.
Почему? На участке снег покрыл всю землю, стало холодно, растения замирают и не растут. А дома тепло.
Вывод: герани нужно тепло, чтобы она цвела и не замерзла от снега. Цветы и листья можно засушить, чтобы сохранить красоту осеннего букета зимой.
Декабрь
Почему снежинка на ладони тает?
Цель: Узнать, почему снег превращается в воду.
Материалы: опыт проводится на улице, когда пойдет первый снег.
Опыт. Предложить детям потрогать ручки друг друга, определить какие они - холодные или теплые. Затем попросите ладошками поймать снежинки, пусть дети рассмотрят их и захлопнут ладошки.
Итоги. Снежинки растаяли.
Почему? Ладошки теплые, снежинки растаяли от тепла.
Вывод: снег на ладошках тает, потому что они теплые.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь!
(Снег)
Январь
Какой цвету снега?
Цель: Узнать, почему снег белый.
Материалы: лоток со снегом. Емкости с подкрашенной водой: красной, желтой, зеленой, синей, пять пустых емкостей.
Опыт. Разложите из лотка снег во все емкости. Дети рассматривают снег определяют, какого он цвета. Предложите детям закрыть глаза и полейте снег в четырех емкостях определенным цветом. Рассмотрите снег и определите цвет.
Итоги. Снег стал синим, желтым, красным, зеленым, белым.
Почему? Снег стал синим, желтым, красным, зеленым, потому что в него добавили краску.
Вывод: снег белый, если в него не добавили краску.
Февраль
Что будет с сосулькой, если ее внести в дом,
а потом вынести на улицу?
Цель: Узнать, что вода замерзает от холода и тает от тепла.
Материалы: лоток с сосулькой.
Опыт. Возьмите на улице сосульку, дайте потрогать ее детям. Затем внесите ее в помещение и положите лоток на батарею. Наблюдайте за сосулькой.
Итоги. В лотке появилась вода.
Почему? Сосулька холодная. В помещении тепло. От тепла она растаяла и превратилась в воду.
Опыт. Возьмите лоток с водой и вынесите его на улицу. Наблюдайте за водой.
Итоги. В лотке появился лед.
Почему? На улице холодно. Вода замерзает и превращается в лед.
Вывод: вода может от мороза замерзать, а от тепла таять.
Март
Почему в тени холодно?
Цель: Узнать, что солнце греет.
Материалы: опыт проводится на улице в солнечную погоду.
Опыт. Предложите детям постоять на солнечной стороне дома и потрогать стену. Затем зайдите на теневую сторону дома и предложите потрогать стену дома в тени.
Итоги. Снег стал синим, желтым, красным, зеленым, белым.
Почему? На солнечной стороне стена дома теплая, на теневой стороне - холодная.
Вывод: солнце греет.
Апрель
Почему по дорогам побежали ручьи?
Цель: Узнать, что снег тает и превращается в воду.
Материалы: опыт проводится ранней весной на улице, когда бегут ручьи.
Опыт. Предложите детям посмотреть на дорогу в теневой стороне дома.
Итоги. На дороге снег.
Почему? Нет солнышка, снег лежит на дороге.
Опыт. Предложите детям посмотреть на дорогу на солнечной стороне дома.
Итоги. По дороге бегут ручьи.
Почему? Солнце нагрело снег, и он превратился в воду.
Вывод: солнце нагревает снег и превращает его в воду.
Май
Почему кораблик плывет?
Цель: Узнать, что вода и ветер могут двигать предметы.
Материалы: опыт проводится, когда бегут ручьи. Кораблики из бумаги.
Опыт. Предложите детям опустить свои кораблики на воду.
Итоги. Кораблики поплыли.
Почему? Вода течет и двигает кораблики.
Опыт. Предложите детям подуть на кораблики сильнее.
Итоги. Кораблики поплыли еще быстрее.
Почему? Ветер стал очень сильным.
Вывод: Вода и ветер могут двигать предметы.
Предварительный просмотр:
«Магазин фруктов и овощей»
Программное содержание: формировать понятия овощи, фрукты. Дифференцировать овощи и фрукты по основным признакам: цвету, форме, назначению, вкусовым качествам. Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, помощь во время совместной игры.
Материал: муляжи овощей, фруктов, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин»; кукла Незнайка, большой конструктор.
Ход занятия.
В гости к детям пришел Незнайка и принес волшебное лукошко. Дети приветствуют Незнайку.
Проводится дидактическая игра «Что в лукошке лежит?». Дети поочередно достают из лукошка овощи и фрукты, называют их. Раскладывают на две тарелочки и дают общее определение: овощи, фрукты.
Далее воспитатель предлагает детям угостить Незнайку обедом, но выясняется, что для этого необходимо купить в магазине продукты.
Перед тем, как отправиться в магазин, воспитатель узнает у детей, чем бы они хотели угостить Незнайку, подводит к тому, что надо приготовить салат из овощей. А на десерт купить фрукты.
Вопросы к детям:
- Из каких овощей можно приготовить салат? (огурцов, помидоров, лука).
- Какие фрукты мы купим на десерт? (Ответы детей).
Незнайка просит детей отправиться в магазин на машине. Дети вместе с воспитателем строят из больших кубиков и кирпичиков машину и приглашают всех занять свои места. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей исполнить роль шофера. По дороге в магазин дети вспоминают, какие бывают овощи и фрукты, как они называются, какой формы, цвета.
В магазине две полки: одна для овощей, другая для фруктов. Воспитатель выясняет у детей, что они будут покупать в первую очередь.
Роль продавца выполняет воспитатель. Незнайка вместе с детьми рассматривает фрукты.
- Что бы вы хотели купить? (Ответы детей).
- Сколько апельсинов вы хотите купить? (Много).
- Тогда я взвешу вам два килограмма, вам этого хватит. И т.д.
Далее воспитатель предлагает незнакомые фрукты и дает им характеристику.
- Посмотрите, какой у нас есть фрукт! Называется он гранат. Гранат красного цвета, по форме он круглый. Внутри граната очень много ярко-красных ядрышек.
Незнайка напоминает детям, что они хотели угостить его салатом.
- А что для этого надо купить? (Овощи).
- Какие овощи вы хотите купить? (Ответы детей).
- Сколько огурцов вы хотите купить? И т.д.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть незнакомые овощи и дает им характеристику.
- Не хотите купить вот этот овощ? Называется он баклажан.
К нам пришел из жарких стран
Вкусный овощ баклажан.
Помидора брат родной,
Но с лиловой кожурой.
Видел ты его, Ванюша!
Формой он похож на грушу.
После того, как все покупки будут сделаны, воспитатель предлагает отправиться домой на том транспорте, который привез их в магазин. Дети вспоминают, что они приехали на машине и занимают свои места. По дороге домой воспитатель загадывает детям загадки об овощах и фруктах.
Он хрустящий и колючий,
Он зеленый и пахучий!
Положу его в салат,
То-то будет аромат!
(Огурец).
Чок-чок
Подремать лег на бочок.
Он похож на поросенка:
Хвостик завитушкой тонкой,
Только где же пятачок?
Это не поросенок, а...
(Кабачок).
Сто одежек,
И все без застежек...
(Капуста).
Красная сладкая бусинка,
А в бусинке камешек...
(Вишенка).
Дети вместе с воспитателем готовят салат, накрывают на стол и угощают Незнайку. Незнайка благодарит детей за вкусный салат и фрукты.
В конце занятия Незнайка проводит с детьми дидактическую игру «Угадай по вкусу». Дети с закрытыми глазами берут с подноса кусочек яблока, апельсина, банана и определяют название. Воспитатель незаметно кладет на поднос кусочек моркови или капусты. Если ребенок затрудняется, воспитатель разрешает открыть глаза и назвать.
«Здравствуйте!»
Программное содержание: познакомить детей с элементарными правшами поведения, этикой общения и приветствия. Развивать коммуникативные особенности по отношению к сверстникам и взрослым. Побуждать детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома использовать в своей речи «вежливые слова». Воспитывать культуру поведения.
Материал: игрушки - кот Мурлыка, кукла Карандаш, кукла Незнайка.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь и в комнату входит кукла Незнайка, но он не отвечает на приветствие. Воспитатель обращается с вопросом к детям.
- Почему Незнайка не поздоровался со мной? (Ответы детей обсуждаются).
После этого воспитатель рассказывает, что люди при встрече обязательно должны приветствовать друг друга. Если встречаются дети друг с другом, они могут сказать такие слова: здравствуй, привет, доброе утро, вечер, день. Если встречаются дети со взрослыми, то им необходимо первыми поприветствовать взрослых и сказать такие слова: здравствуй, доброе утро, вечер, день. При этом помнить: когда приветствуешь кого- нибудь, надо обязательно смотреть человеку в глаза, говорить ласково, улыбаясь, желая добра, здоровья. Всем людям будет очень приятно услышать такие приветствия.
Далее воспитатель приглашает Незнайку присесть вместе с детьми на стульчик и послушать, как дети будут приветствовать гостей.
Раздается стук в дверь и в комнату входит кот, воспитатель предлагает кому-нибудь из детей поприветствовать его. Кот отвечает на приветствие:
- Здравствуй, Миша! (Саша, Лена и т.д.). Как я рад вас снова увидеть. Вы меня узнали?
Дети отвечают на вопрос кота. Воспитатель поясняет, что это не простой кот и предлагает детям узнать, как его зовут. Кто-нибудь из детей задает вопрос:
- Меня зовут Миша (Саша и т.д.), а как тебя зовут?
- Меня зовут кот Мурлыка. Догадайтесь, почему меня так назвали? (Ответы детей).
- Я очень люблю слушать сказки, люблю, когда со мной играют дети и всегда при этом мурлыкаю вот так: мур-мур-мур!
Раздается снова стук в дверь и заходит кукла Карандаш. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей поздороваться и узнать имя нового гостя.
- Здравствуйте! Меня зовут Саша (Маша, Сережа и т.д.), а как вас зовут?
- Здравствуйте, меня зовут Карандаш. Я очень люблю рисовать и приходить в гости к детям. У меня всегда много интересных рисунков. А вы любите рисовать? (Ответы детей).
Воспитатель еще раз вместе с детьми объясняет Незнайке, как надо здороваться с детьми и взрослыми, какие при этом говорить слова. Воспитатель обращается к детям:
- Посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Они все очень добрые, любят играть с детьми и хотят дружить с нами.
- Как можно их назвать? (Друзья).
- Давайте мы все познакомимся с нашими друзьями.
Проводится дидактическая игра «Как зовут моего друга?». Поочередно передается из рук в руки кукла Карандаш, кукла Незнайка и кот Мурлыка. Дети называют свое имя и узнают имя друга. При этом воспитатель напоминает, что говорить надо ласково, улыбаясь и смотреть в глаза другу.
В конце занятия дети слушают песенку «Улыбка» и поют ее вместе со своими друзьями.
«Что нам Осень подарила?»
Программное содержание: расширить знания детей о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно, солнце бывает редко.
Материал: кукла Осень, магнитная доска или фланелеграф, фигурки для темы «Осень», лукошко с овощами и фруктами.
Ход занятия
- Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла. Давайте ее поприветствуем и познакомимся. Проводится дидактическая игра «Как тебя зовут?». Дети поочередно здороваются, называют свое имя и узнают имя гостьи.
- Доброе утро. Меня зовут Саша, а как тебя зовут?
- Доброе утро. Меня зовут Осень и т.д.
Дети вместе с воспитателем рассматривают куклу Осень, отмечают, что она одета в желтое платье, на голове у нее веночек из листьев и рябинок, в руке лукошко с фруктами и овощами.
Воспитатель сообщает детям, что кукла Осень не случайно пришла к ним в гости. Одно время года сменяет другое. Каждое время года дарит людям что-то свое. Вот и Лето закончилось, наступило новое время года. Воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске или фланелеграфу.
Далее на доске выкладываются две картины «Лето» и «Осень», воспитатель свои действия сопровождает словами.
- Светило яркое солнце. Цвели красивые цветы. Все дети и взрослые купались в реке и загорали. Как называется это время года? Какую одежду носили дети? {Летнюю: платья, шорты, панамки).
- Солнце светит, но меньше греет. Подул холодный ветер. Дни стали пасмурными, на небе много туч. Часто идет мелкий дождь. Как называется это время года? Какую одежду одели дети? (Осеннюю: кофты, брюки, колготы, плащи, куртки).
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года...
Осенью зовется.
М.Ходякова
- Осень принесла нам не только ненастную погоду, и заставила надеть теплые вещи.
- Посмотрите, что у Осени в лукошке?
Проводится дидактическая игра «Отгадай и назови». Дети поочередно достают из корзинки предметы и называют их.
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Фрукты).
- Какие вы еще фрукты знаете, назовите? (Ответы детей).
- Где растут яблоки, груши, сливы?
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Овощи).
- Какие вы еще овощи знаете, назовите?
- Где растут огурцы, помидоры, картофель, репа?
В конце занятия воспитатель предлагает детям почитать для Осени стихи о природе, цветах.
- Что нужно для листочков и цветочков, чтобы они появились? (Чтобы солнышко согревало, дождик поливал землю).
- Листочки и цветочки тоже любят водичку, как и одуванчик. Но деревья такие большие.
- Где же берут деревья столько воды? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что тает снег, идет дождь, можно полить деревья, если долго не будет дождя и т.д.).
Воспитатель сообщает детям, что Незнайка ей рассказал об очень странных деревьях на участке. Они очень маленькие, их много и растут они на одном месте. Педагог предлагает Незнайке показать им эти интересные деревья.
Воспитатель предлагает детям подойти к кустарнику и сравнить его с деревом.
- Ребята, давайте объясним Незнайке, что это? (Кустарник).
- Сколько стволов у дерева? (Один ствол у дерева).
- Сколько стволов у кустарника? (Много стволов у кустарника).
- Деревья низкие или высокие? (Деревья высокие).
- Кустарник высокий или низкий? (Кустарник низкий).
В конце занятия проводится дидактическая игра «Отгадай и нарисуй!». Воспитатель загадывает детям загадки, а они ответ должны нарисовать с помощью палочек.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка...
(Одуванчик)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке,
На веточках сережки...
(Береза)
«Дождик песенку поет»
Программное содержание: продолжать знакомить дошкольников с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды: цвет, прозрачность, льется и т.д. Побуждать детей проводить с водой элементарные опыты. Устанавливать простейшие причинно-следственные связи: солнце светит, лед тает, текут ручьи. Вода прозрачная, если добавить краску, она поменяет цвет. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать природу, желание сохранить ее красоту.
Материал: лоток со снегом; настольная лампа; картина «Весна»; цветы по количеству детей для подвижной игры «Угадай цветок!»
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Тает снежок
Зеленеет лужок.
Солнце сияет
Когда это бывает?
(Весной)
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи.
Дети вместе с воспитателем рассматривают картину «Весна».
- Кто так хорошо весне помогает? (Солнечные лучи).
- Как солнечные лучи помогают весне? (Гонят ручьи по дорогам).
- Ребята, а вы хотите узнать, как это происходит?
Проводится опыт.
Воспитатель перед детьми выставляет лоток со снегом.
- Что это такое? (Снег).
- Как вы догадались? (Ответы детей обсуждаются).
- Снег может литься? (Ответы детей обсуждаются и проверяются).
Выставляется настольная лампа.
- Что это такое? (Лампа).
- Когда мы включаем лампу? (Когда темно).
- Зачем нам нужна лампа? (Чтобы было светло).
Воспитатель предлагает детям на расстоянии подставить ладошки.
- Что вы чувствуете? (Тепло).
- Так что еще дает лампа? (Тепло).
- А что еще дарит нам всегда тепло? (Солнышко).
- Солнышко посылает свои солнечные лучи. Эти лучи теплые и они дарят нам тепло.
- Так на что похожа лампа? (На солнышко).
- Лампочка тоже посылает теплые лучи и дарит нам тепло.
- Давайте это проверим. Воспитатель подставляет лампу к лотку со снегом. Лоток слегка наклонен. Через некоторое время с лотка начинает стекать вода.
- Что произошло? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что лампа посылает теплые лучи на снег, и он начинает таять. Образуется вода).
- Солнышко весной греет сильнее, снег начинает таять и появляется вода, которая бежит очень быстро по дорожкам.
- Как мы их называем? (ручьи)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Включается фонограмма «Ручеек».
- Вы догадались, что это? (ручеек)
- В ручейке течет вода. Какого цвета бывает вода? (ответы детей обсуждаются)
Проводится опыт «Узнай, какая вода?» Перед детьми воспитатель выставляет две емкости. Одна пустая баночка, во второй вода.
- Как выдумаете, что в этих баночках? (ответы детей обсуждаются)
Далее педагог дает детям возможность исследовать эти баночки и дети убеждаются, что первая баночка легкая и в ней нет ничего. Во второй баночке вода, она прозрачная.
- Что произойдет с водой, если в нее добавить краску? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель отливает из баночки в стаканчик воды и добавляет гуашь красного цвета. Дети рассматривают воду и делают вывод: вода поменяла цвет. Вода стала красной.
Воспитатель отливает из баночки в следующий стаканчик воду и добавляет гуашь зеленого цвета.
- Что произошло с водой? (вода поменяла цвет. Вода стала зеленой)
- А если я в воду добавлю гуашь желтого цвета, какого цвета станет вода? (ответы детей обсуждаются).
Воспитатель предлагает проверить ответ кому-нибудь из детей.
- Ребята, а зачем нам нужна вода? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что вода нужна всем: и людям, и растениям, и животным)
В конце занятия проводится подвижная игра «Через ручеек». На пол кладут голубую ленту, через которую перекидывают доску. Это мостик через ручеек. Дети должны осторожно пройти по мостику на другой берег. При этом воспитатель напоминает, что ручеек глубокий, надо идти осторожно, не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на цветочной полянке. Воспитатель предлагает детям полюбоваться цветами.
Проводится дидактическая игра «Угадай цветок».
Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок.
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки.
(одуванчик)
Весна приходи т с ласкою и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет –
И первый из-под снега цветочек расцветет.
(подснежник)
Первым вылез из-под снега
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть цветочек маленький!
(подснежник)