Методическая копилка
Хочу поблагодарить своих коллег со всех уголков России за то, что щедро делятся своими методическими материалами и разработками. Это огромная помощь в подготовке к урокам.
На этой страничке собраны интересные материалы, которые могут быть полезны другим учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnyy_diktant.pptx | 930.48 КБ |
novyy_proekt_shkolnaya_gazeta.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в … робей А О о Отлично! или
т … релка А О а Отлично! или
м … шина А О а Отлично! или
к … пуста А О а Отлично! или
п…нал И Е е Отлично! или
в … рона А О о Отлично! или
уч …ник И Е е Отлично! или
меб …ль И Е е Отлично! или
т … традь И Е е Отлично! или
к … ртина А О а Отлично! или
з а … ц Я Е я Отлично! или
р… бята И Е е Отлично! или
Молодец!
http://images.yandex.ru/yandsearch?text - мебель http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Passer_domesticus_m.jpg/800pxPasser_domesticus_m.jpg- воробей http://s14.radikal.ru/i187/0909/1a/75e945796c2c.jpg - платок http://images.yandex.ru/yandsearch?text - капуста http://images.yandex.ru/yandsearch?text - ученик http://images.yandex.ru/yandsearch?text - собака http://images.yandex.ru/yandsearch?text - тетрадь http://3ddd.ru/shots/1209184724.jpg- картина http://images.yandex.ru/yandsearch?text -зайца
Автор: Авчинникова Анна Владимировна учитель начальных классов, 1 квалификационная категория; МКОУ Червленовкая СОШ Светлоярского района Волгоградской области 2013 год
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №33»
Внутришкольный проект
для учащихся начальных классов
«Создание компетентностной
образовательной среды
в начальной школе через создание
школьной газеты»
Актуальность проекта. Инновационные процессы в российском образовании сегодня проходят в русле глобальных образовательных тенденций. Возрастающая доступность информационных ресурсов стала характерной особенностью современного общества.
Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Поэтому успех современного человека зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, его инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения цели. Соответственно, и образовательная деятельность ориентируется на активное освоение человеком способов добывания новой информации и постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности.
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения среди планируемых результатов начального общего образования включены надпредметные результаты, просматриваемые через ключевые компетенции, на которые должен ориентироваться учитель в проектировании своей деятельности.
Так как же научить детей ориентироваться в информационных потоках, быть инициативными, уметь справляться с проблемами и сотрудничать с окружающими людьми. Ведь обучение в начальной школе обладает чрезвычайно широким информационным пространством. При этом сами носители информации, используемые в начальной школе разнообразны. Младший школьник пользуется ими в той мере, в какой это позволяет делать его ближайшее окружение, в первую очередь - семья ученика. Дети читают, слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, всё чаще пользуются компьютером для досуговой и познавательной деятельности.
Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем взрослых. Нередко в силу разных причин дети оказываются предоставленными сами себе. В этом случае их познание информационного пространства ограничивается доступностью информационных источников и наличием (или отсутствием) у каждого конкретного ребёнка информационных потребностей. Большинство школьников просматривают развлекательные передачи, не интересуясь познавательной информацией печатных изданий.
Возникает потребность оградить младших школьников от низкопробной навязчивой информации, защитить не сформировавшуюся психику детей от негативного воздействия массовых СМИ, а также необходимо обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству. Так как же в практической деятельности можно формировать конкурентоспособную личность.
Одним из средств формирования ключевых компетентностей в школе является создание школьной газеты. Освоение детьми форм делового общения в играх, беседах формирует у них вкус к обмену познавательной информацией, способствует развитию умения слушать и слышать собеседника.
Цель проекта: формирование компетентностной образовательной среды в начальной школе через создание школьной газеты.
Реализация поставленной темы, предполагает решение следующих задач:
- создание нормативно-правовой базы, материально-технического и учебно-методического обеспечения деятельности журналистского кружка младших школьников, в т.ч. контрольно-измерительные материалы для мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся;
- организация многоуровнего социального партнёрства;
- формирование и координация деятельности журналистского объединения младших школьников;
- организация экспериментальной проверки эффективности деятельности созданной школьной газеты;
- изучение, обобщение и распространение опыта по созданию компетентностной образовательной среды в начальной школе через создание школьной газеты.
Продукт проекта: школьная газета.
Сроки реализации проекта: 2 года
Масштабность проекта: внутришкольный проект, в котором участвуют учащиеся, учителя и родители 2-4 классов гимназии №33.
Риски проведения проекта.
В процессе реализации проекта основной сложностью является формирование мотивации учителей и родителей для участия в данном проекте. Проблемой реализации проекта так же может быть кадровый потенциал педагогических ресурсов.
Описание проекта:
В ходе реализации проекта будет выпускаться газета начальной школы. Структура газеты:
- титульный лист (название, эмблема газеты; содержание газеты; обращение редакции газеты к читателям);
- информационная страничка по основной тематике газеты;
- рубрики газеты: «Тематическая страничка», «Школьные вести», «Здоровей-ка», «Творческая страничка», «Весёлая страничка», «В мире интересного»;
- конкурс газеты.
Представляем модель «Школьной газеты» (см.приложение 1)
Модель состоит из многогранника - информационно- аналитического центра и газетных рубрик, которые взаимодействуют с центром: тематическая страничка, «В мире интересного», «Школьные вести», «Здоровей-ка», «Творческая страничка», «Веселая страничка». Данная модель многогранна и в ней могут появляться новые грани – рубрики.
Информационно – аналитический центр включает в себя: редактора газеты, верстальщика и корректора. Каждый из них выполняет свои определённые функции:
- редактор – руководитель издания, отвечает за направление и содержание издания, решает организационные вопросы;
- верстальщик – отвечает за оформление текстовых, иллюстрированных и вспомогательных документов на страницах газеты;
- корректор – исправление ошибок, допущенных во время набора текстов.
В свою очередь рубрики состоят из ведущих рубрики, журналистов и наборщиков. Роли членов рубрик:
- ведущие рубрики – организация и координирование действий членов рубрики;
- журналисты – собирают информацию, обрабатывают и готовят к изданию;
- наборщики – выполняют набор текстов.
Основными технологическими функциями деятельности участников проекта являются:
- для руководителей кружка: компьютерная верстка, редактирование текстов.
- для учащихся: поиск новой информации, написание заметок, проведение социологических опросов, фотосъемка, составление кроссвордов, набор текстов, реклама и реализация газеты.
Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:
коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),
информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),
общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере),
ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)
личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).
Механизмы реализации проекта:
Важным механизмом реализации проекта является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков.
План мероприятий по реализации проекта.
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
Задача 1. Создание нормативно-правовой базы, материально-технического и учебно-методического обеспечения деятельности журналистского кружка младших школьников | ||
1. | Разработка положения кружка школьной газеты | август, |
2. | Разработка руководителями кружка программы «Школьная газета» | сентябрь |
3. | Создание учебно-методического обеспечения кружка (КИМы, познавательные задания, разработки конспектов занятий) | август – сентябрь |
4. | Приобретение материально-технического обеспечения (компьютер, принтер, цифровая фото-видеокамера, канцелярские товары) | сентябрь |
Задача 2. Организация многоуровнего социального партнёрства | ||
1. | Создание информационной базы по запросам школьного сообщества | сентябрь |
2. | Организация сотрудничества со школьной газетой старшеклассников «Сканер» | в течение года |
3. | Развитие сотрудничества и социального партнёрства | сентябрь - октябрь, |
4. | Поиск и установка контакта с учащимися младших классов других общеобразовательных учреждений | в течение года |
5. | Взаимодействие с другими СМИ вне образовательного пространства города | в течение года |
Задача 3. Формирование и координирование деятельности журналистского объединения младших школьников | ||
1. | Информирование учащихся о создании кружка «Школьная газета» | сентябрь |
2. | Комплектование школьного журналистского объединения | октябрь |
3. | Комплектование групп по интересам | январь-февраль |
4. | Проведение теоретических и практических занятий | в течение двух лет |
5. | Привлечение других учащихся школы в журналистское общество «Школьная газета» | в течение двух лет |
6. | Выпуск газеты и её распространение | в течение двух лет |
Задача 4. Экспериментальная проверка эффективности деятельности созданной школьной газеты | ||
1. | Создание диагностических материалов для проверки сформированности ключевых компетенций у учащихся кружка | в течение двух лет. |
2. | Проведение мониторинга сформированности ключевых компетенций | в течение двух лет. |
Задача 5. Изучение, обобщение и распространение опыта по созданию компетентностной образовательной среды в начальной школе через создание школьной газеты | ||
1. | Взаимодействие с институтами повышения квалификации для руководителей проекта | в течение двух лет. |
2. | Проведение семинаров по созданию компетентностной образовательной среды в начальной школе через создание школьной газеты | в течение двух лет. |
3. | Разработка публикаций и методических рекомендаций по созданию компетентностной образовательной среды в начальной школе через создание школьной газеты | в течение двух лет. |
Ожидаемые результаты проекта.
Создание компетентностной образовательной среды в начальной школе через создание школьной газеты позволит получить конкретные результаты для всех категорий участников проекта:
Для ученика:
- развитие информационно-коммуникативных компетенций за счёт расширения информационного пространства;
- развитие позитивной самооценки, самоуважения;
- развитие инициативности и сотрудничества;
- самостоятельное проектирование своей деятельности по решению проблемных задач.
Для учителя:
- повышение квалификации при создании компетентностной образовательной среды через создание школьной газеты;
- расширение контактов с учащимися, родителями и учителями;
- возможность обучения учащихся проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Для родителей:
- возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;
- осознание того, что ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.
Перспективы развития проекта.
Реализация проекта приведёт к созданию и развитию электронных информационных источников в начальной школе.
Источники финансирования проекта:
Финансирование проекта осуществляется на основе спонсорских источников. Приобретение технического оборудования канцелярских товаров, необходимых для реализации проекта производится на средства попечительского фонда гимназии №33.
Приложение 1.
Модель «Школьной газеты»
Приложение 2.
Смета расходов по проекту «Школьная газета».
№ | Статья расходов | Количество | Цена | Стоимость |
1 | Расходные материалы для принтера: Черные чернила | 2 заправки | 300 руб. | 600 руб. |
2 | Бумага для принтера | 5 упаковок | 150 руб. | 750 руб. |
3 | Печать в сервисцентре со скидкой | 150 экз. | 12 руб. | 1500 руб. |
4 | Призы | 23 комплекта | 23,26 руб. | 535 руб. |
ИТОГО: | 3385 руб. |
Приложение 3.
План – график:
№ | Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Подготовительный | Знакомство с газетными жанрами, структурой газеты, принципами её издания, обязанностями членов редакции, распределение ролей (редактор, журналисты, фотокорреспонденты, дизайнер, корректор, наборщики), выявление наиболее важных проблем и тем, которые должны рассматриваться в будущих номерах, обсуждение вида страниц газеты, расположения материала. | Октябрь - декабрь |
2 | Технологический | Подбор цветовой гаммы, шрифта, написание заметок, статей, составление кроссвордов, проведение социологических опросов, поиск спонсоров. Оформление макета газеты на основании материалов, подготовленных журналистами. | |
3 | Практический | Издание (компьютерная вёрстка), реклама и реализация газеты. | Январь |
4 | Аналитический | Сравнение планируемых результатов, изучение общественного мнения о школьной газете обобщение, выводы. | 25-29 января |
5 | Контрольно-коррекционный | Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. |