Продуктивное использование новых образовательных технологий
Продуктивное использование новых образовательных технологий
Новоселова Нина Валериевна,учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №5»
Наименование технологии, электронных образо- вательных ресурсов в т.ч. интернет- ресурсов | Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) |
Информационно-коммуникационные технологии | Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый обучающийся работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. | Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Для того, чтобы использовать ИКТ, и учитель и обучающийся должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать при планировании программного материала. В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например, на уроках математики, русского языка , окружающего мира , чтения применяется материал электронных приложений «Школы России». Для уроков родного языка просмотр презентаций. Использование ИКТ-технологий необходимо систематически, на многих уроках. Часто на уроках возникает необходимость работы не только с учебником, но и с интернет-источниками. Например ,на уроках технологии в 3 классе по теме «Скульптуры разных времен и народов» дети сами находят информацию по теме.. Учащиеся порой осуществляют поиск нужной информации быстрее, чем по учебнику. |
Проблемное обучение | Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. К сожалению, очень часто мы не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Мы не ждём, а сразу же задаём другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности. В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. | Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность обучающегося к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации обучающийся ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий. |
Тестовые технологии | Тест выявляет общую картину успеваемости и определить уровень усвоения материала каждым учащимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу, как с успевающими, так и с отстающими. Необходимо использование тестов, обучение работе с тестами в начальных классах уже со 2 полугодия 1 класса . Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Кроме того тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и тестируемый хотя бы видит правильный ответ. Тест способствует развитию логического мышления, интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету. Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу | В своей практике я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала, индивидуальными особенностями учащихся. На уроках математики тест использую после прохождения большого раздела, а также как входной контроль, итоговый контроль. На уроках русского языка, окружающего мира тест использую не только как контроль знаний по разделам курса , но и при подготовке к олимпиадам. |
Игровые технологии | Любой ребёнок начального звена , независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
| Для меня на уроках математики, русского языка , литературного языка при использовании игровых технологий важно: определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке (игры следует различать по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие), целесообразность использования игры на разных этапах изучения материала, разработка методики проведения игры с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики: 1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры? 2. Количество играющих. 3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся в процессе игры? 4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? 5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз? 6. Как обеспечить участие всех школьников в игре? 7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить все ли включились в работу? 8. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении (лучшие моменты, недочёты, результат усвоения знаний, оценки участникам)? Игра используется: • В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (проект игры "Дерево знаний", "Дворец знаний"). • Как элементы соревнования. • В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). • Как технологии внеурочной деятельности. • Игры, содержащие упражнения на релаксацию (физ. минутки на уроках). На уроках русского языка реже на уроках математики, уроки-игры я провожу как итоговый урок-повторение. Часто это бывает соревнование двух команд, т.е. класс делится на 2 команды. Учащимся нравятся подобные уроки, и они сплачиваются, учатся работать в команде. |
Здоровьесберегающие технологии | Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из направлений моей работы. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие, поэтому свою работу строю на основе разнообразных форм и методов работы с учётом лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. | На уроках я провожу: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления позвоночника, кабинет перед занятием проветривается, в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера и др. Познавательно-релаксационные физкультминутки для уроков окружающего мира, математики стараюсь придумывать сама. На страницах интернета имею публикации со своими технологиями. |
Технология оценивания учебных успехов | Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников стараюсь формировать с 1 четверти 1 класса. В игровой форме обучающиеся учатся оценивать свои достижения, формулировать свои мысли и высказывать их. | Технологию эффективно использовать как рефлексию каждого этапа урока. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
not.docx | 25.01 КБ |
shkolnyy_urok.docx | 17.9 КБ |
fizminutka_na_urok.ppt | 843 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивное использование новых образовательных технологий.
Наименование технологии, электронных образо- вательных ресурсов в т.ч. интернет- ресурсов | Обоснование выбора | Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.) |
Информационно-коммуникационные технологии | Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый обучающийся работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. | Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Для того, чтобы использовать ИКТ, и учитель и обучающийся должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать при планировании программного материала. В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например, на уроках математики, русского языка , окружающего мира , чтения применяется материал электронных приложений «Школы России». Для уроков родного языка просмотр презентаций. Использование ИКТ-технологий необходимо систематически, на многих уроках. Часто на уроках возникает необходимость работы не только с учебником, но и с интернет-источниками. Например ,на уроках технологии в 3 классе по теме «Скульптуры разных времен и народов» дети сами находят информацию по теме.. Учащиеся порой осуществляют поиск нужной информации быстрее, чем по учебнику. |
Проблемное обучение | Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. К сожалению, очень часто мы не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Мы не ждём, а сразу же задаём другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности. В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. | Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность обучающегося к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации обучающийся ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий. |
Тестовые технологии | Тест выявляет общую картину успеваемости и определить уровень усвоения материала каждым учащимся. Это позволяет продолжить индивидуальную работу, как с успевающими, так и с отстающими. Необходимо использование тестов, обучение работе с тестами в начальных классах уже со 2 полугодия 1 класса . Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Кроме того тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и тестируемый хотя бы видит правильный ответ. Тест способствует развитию логического мышления, интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету. Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу | В своей практике я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала, индивидуальными особенностями учащихся. На уроках математики тест использую после прохождения большого раздела, а также как входной контроль, итоговый контроль. На уроках русского языка, окружающего мира тест использую не только как контроль знаний по разделам курса , но и при подготовке к олимпиадам. |
Игровые технологии | Любой ребёнок начального звена , независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
| Для меня на уроках математики, русского языка , литературного языка при использовании игровых технологий важно: определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке (игры следует различать по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие), целесообразность использования игры на разных этапах изучения материала, разработка методики проведения игры с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики: 1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры? 2. Количество играющих. 3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся в процессе игры? 4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? 5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз? 6. Как обеспечить участие всех школьников в игре? 7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить все ли включились в работу? 8. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении (лучшие моменты, недочёты, результат усвоения знаний, оценки участникам)? Игра используется: • В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (проект игры "Дерево знаний", "Дворец знаний"). • Как элементы соревнования. • В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). • Как технологии внеурочной деятельности. • Игры, содержащие упражнения на релаксацию (физ. минутки на уроках). На уроках русского языка реже на уроках математики, уроки-игры я провожу как итоговый урок-повторение. Часто это бывает соревнование двух команд, т.е. класс делится на 2 команды. Учащимся нравятся подобные уроки, и они сплачиваются, учатся работать в команде. |
Здоровьесберегаю-щие технологии | Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из направлений моей работы. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие, поэтому свою работу строю на основе разнообразных форм и методов работы с учётом лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. | На уроках я провожу: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления позвоночника, кабинет перед занятием проветривается, в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера и др. Познавательно-релаксационные физкультминутки для уроков окружающего мира, математики стараюсь придумывать сама. На страницах интернета имею публикации со своими технологиями. |
Технология оценивания учебных успехов | Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников стараюсь формировать с 1 четверти 1 класса. В игровой форме обучающиеся учатся оценивать свои достижения, формулировать свои мысли и высказывать их. | Технологию эффективно использовать как рефлексию каждого этапа урока. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки |
Предварительный просмотр:
Школьный урок и здоровье учащихся.
Подготовила: учитель начальных классов
Новоселова Н.В.
Выступление на педсовете
21 февраля 2019 года
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский.(слайд №2)
С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, мы желаем друг другу не богатства, не продвижения по службе, не успехов в учебе, а именно здоровья.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
И потому, одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Но для этого не достаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно, т.е. физминутки, игры и пальчиковой гимнастики, необходимы новые формы и методы работы. И не стоит относится к этому вопросу поверхностно, потому что только здоровый ученик – успешный ученик.
Хотелось бы разобраться, что же такое ЗДОРОВЬЕ?
Существует более 60-ти определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.(слайд №4)
Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье- это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье- это категория педагогическая.» Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей общеобразовательных учреждений (школ). (слайд №4)
Создавшуюся сегодня ситуацию в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты ценность!» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.(слайд №5)
В законе РФ «Об образовании» «…обязанность образовательного учреждения СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, гарантирующие ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ».
В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Вопрос-ответ:
Как мы оцениваем уроки в нашей школе с точки зрения здоровье сбережения?
Какое внимание уделяем этим проблемам?
Почему учителя часто не соблюдают валеологические требования к уроку?
Что мешает приближению к идеалу?
Наши предложения по проекту анализа урока с точки зрения здоровьесбережения.