Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (разработки занятий)

Ивлева Екатерина Александровна

Дорогие коллеги и родители, здесь вы можете найти интересные разработки занятий с детьми с ОВЗ, направленные на развитие основных познавательных процессов, мелкой моторики пальцев рук, коммуникативных навыков. Очень надеюсь, что данная информация будет полезной для Вас и ваших детей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ РУЧНОЙ МОТОРИКИ

 

Кинаш Е.А. Первые шаги к грамоте: от рисунка к письму. Учебно-методическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019.  Кинаш Е.А., Кинаш А.В. Графика письма. От рисунка к письму. Рабочие тетради 1-4. Методические рекомендации. – М.: ЛОГОМАГ, 2020.          

Игра «Капуста»

 Цель: учить согласованным действиям обеих рук.

 Ход игры: взрослый произносит стихотворение и показывает действие руками, просит детей повторять по показу за ним:  

«Мы капусту рубим! – 2 раза  

Мы капусту режем, режем! – 2 раза

Взрослый изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)  

Мы морковку трем, трем! – 2 раза

Взрослый показывает – правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку, сменяя позиции рук

Мы капусту солим, солим! - 2 раза  Собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту  

Мы капусту жмем, жмем!» - 2 раза  Энергично сжимаем и разжимаем кулачки

В конце взрослый радуется с детьми и хвалит их, подводя итог игры.

 

Игра «Замок» 

Цель: закрепить согласованные действия руками, тренировка мышц ладоней и запястья, действовать по показу под речевое сопровождение.

 Ход игры: взрослый показывает изображение замка на двери и просит детей повторить действия за ним, сопровождая их произнесением стихотворения: «На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

 Кто его открыть бы мог?  Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)  

Потянули, (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)  

Постучали, (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)  

И открыли!» (расцепляем пальцы рук).

В конце игры педагог спрашивает у детей: «Крепкий замок висит на нашей двери?», эмоционально отмечает детей.

 

Игра «Мы делили апельсин»

Цель: учить согласованным действиям обеих рук, использовать массажные пружинные колечки, делать самомассаж каждого пальчика.

Оборудование: пружинные колечки, картинка с изображением апельсина (муляж апельсина), можно предложить детям резиновые игрушки зверят и птичек.

Ход игры: взрослый показывает муляж апельсина и предлагает детям разделить дольки апельсины между зверятами. Произносит стихотворение:

«Мы делили апельсин – (соединить пальцы рук «шариком»)

 Много нас, а он один! – (показать выделенный указательный палец)

Это долька для ежа, - (надевать поочередно колечко на каждый пальчик)

 Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, Эта долька для котят,

Эта долька для бобра, А для волка – кожура,

 Разбегайся кто – куда!»

  В конце игры взрослый подводит итог и хвалит детей (можно угостить ребенка долькой апельсина).

 

Игра – загадка «Кораблик»

Цель: учить выполнять согласованные действия руками по показу с речевым сопровождением.

Оборудование: картинка с изображением кораблика, игрушки мышки. Ход игры: взрослый произносит стихотворение и просит детей повторять действия:

«По реке плывет кораблик, - (ладошки прижаты друг к другу)

Он плывет из далека. – ( руку приставляем к глазам и смотрим вдаль)

На кораблике четыре – (выделить на руке четыре пальчика)

Очень храбрых моряка!

 У них ушки на макушки. - (приставить обе ладошки к ушам)

У них длинные хвосты. – (соединяем кончики пальцев рук и затем медленно разводим в стороны)

И страшны им только кошки, (ладони на столе пальцы разведены и показывают движения «скребутся коготки»)

 Только кошки да коты!».

В конце игры взрослый спрашивает детей о том, догадались ли они кто плыл на кораблике? Педагог хвалит детей и показывает мышек, все вместе считают мышек.

 

Игра «Соберем бусы»

 Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов, умение продевать шнурок в отверстие.

Оборудование: крупные бусины (одного цвета или разноцветные), мягкий и толстый шнурок с узлом на конце.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать бусы для мамы (бабушки). Поэтапно показывает ребёнку действия: захвата бусины, нанизывания бусины на шнурок, завязывание узелка по окончанию сбора бусинок на шнурок. В конце игры взрослый эмоционально хвалит ребенка, просит его примерить бусы и полюбоваться в зеркало.

 

Игра «Ежик-колючий»

 Цель: закрепить согласованные действия обеих рук, тренировать мышечную активность рук, действия под речевое сопровождение.

Оборудование: игрушка – ежик.

Ход игры: взрослый демонстрирует игрушку ежика детям и просит поиграть вместе с ним в «хитрого ежика», произнося стихотворение:

 «Хитрый ежик – чудачок!

Сшил колючий пиджачок! (сцепляем руки в открытый замок, при этом пальчики оттопырены в стороны)

Весь в иголках без застежек (сжимаем в кулачок и разжимаем по 1 пальчику)

На иглу нацепит ежик – (сцепляем руки в открытый замок, двигает по одному пальчику)

Грушу, сливу – всякий плод,

 Что под деревом найдет! – (двигаем указательным пальчиком из стороны в сторону)

И с подарочком богатым

Поспешит к своим ребятам!» - (сцепляем руки в открытый замок, двигаем всеми пальчиками).

 В конце игры взрослый подводит итог и хвалит детей за хорошую игру.

 

Игра «Пальчики - помощники» 

Цель: закрепить движения сгибания и разгибания пальцев обеих рук, согласованные действия обеими руками.

Ход игры: взрослый предлагает посчитать пальчики на обеих руках, производить действия пальчиками и руками по показу, произнося считалку:

«Давай-ка пальчики считать!  поочередно загибаем пальчики на одной руке

 Один, два, три, четыре, пять. поочередно загибаем пальчики на другой руке

Один, два, три, четыре, пять - покрутить кистями рук, "как фонарики"

Десять пальцев, две руки, покрутить кистями рук, "как фонарики"

Все твои помощники!»  

Действия с пальчиками:

 Этот пальчик маленький, загибаем мизинец

Этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец

Этот пальчик длинный, загибаем средний палец

Этот пальчик сильный, загибаем указательный палец

Ну а это толстячок, загибаем большой палец

А все вместе - кулачок! покрутите кулачком 

В конце взрослый хвалит детей и просит их запомнить слова считалок.  

 

Игра «Здравствуй, пальчик!» 

Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место. Оборудование: стол, стулья, лист чистой бумаги, карандаши.

Ход игры: 

1. Взрослый показывает ребенку, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом проговаривается: «Здравствуй, пальчик!». Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» – это здороваются ладошки.

 2. Далее взрослый обводит карандашом ладонь ребенка на листе бумаге и показывает, что на бумаге получились его пальчики: «Вот мизинчик, вот безымянный и т.д.». Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы с изображением на листе). В конце игры ребенок должен наложить свою ладошку на ладошку, нарисованную взрослым.

3. Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами взрослого. В конце игры ладони ребенка и взрослого берутся «в замок».

 

Игра «Кто сильнее?»

Цель: учить удерживать палец в согнутом положении (крючок).

Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть с пальчика и помериться силой, выяснить кто сильнее. Взрослый сгибает свой указательный палец и показывает как «зацепить» указательный палец у ребенка, при этом, делая захват пальцами так, как будто держит пальцами кружку за ручку (указательный палец согнут, а большой придерживает палец ребенка). Как только удалось «зацепиться», взрослый старается потянуть пальцами руку ребенка. Ребенок чувствует тянущую его силу и попытаться сопротивляться. При этом проговаривается потешка:  «Пальчик сильный у Андрюши, вот какой, вот какой! Будет мериться он силой и с зайчишкой, и со мной!» Так по очередности взрослый цепляет каждый пальчик у ребенка и тянет его на себя. В конце игры взрослый хвалит ребенка и отмечает какой он сильный, молодец.

Игра «Паучки»

 Цель: учить выполнять содружественные движения руками, право-левосторонняя ориентировка в собственном теле, умение выполнять общие и мелкие ручные движения по показу, под речевое сопровождение.  Оборудование: изображение паука или игрушка паук, лист бумаги с изображением паука, спускающегося с ветки.  

Ход игры: педагог предлагает детям поиграть в паучков, демонстрируя игрушку или изображение паука на паутине. Взрослый произносит стихотворение и показывает действия руками:

«Паучок ползет по ветке (пальцы правой руки «бегут» по левой руке вверх, на левое плечо)

 А за ним ползут все детки! (пальцы левой руки «бегут» по правой руке вверх, на правое плечо)

 С неба дождик вдруг полил, (хлопки в ладоши, стук по столу ладошами)

Пауков на землю смыл!     (хлопки в ладоши, стук по столу ладошами)

Солнце стало пригревать, (большие пальцы соединены в замке, остальные раздвинуты в стороны)  

Паучок ползет опять, (пальцы левой руки «бегут» по правой руке вверх, на правое плечо)

А за ним ползут все детки, (пальцы правой руки «бегут» по левой руке вверх, на левое плечо)

Снова посидеть на ветке».

В конце игры педагог предлагает детям листы бумаги с изображением паучков, спускающихся с ветки ми просит провести вертикальные линии по контурам дорожек. Хвалит детей и просит оценить свою и чужие работы.



Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию

 психомоторики и сенсорных процессов

Тема. Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов.

Педагог-психолог: Ивлева Е. А.

2020 год

Цель: дать представление о разнообразии   шумовых и музыкальных инструментов.

Задачи:

Образовательные:

 – познакомить  с  шумовыми и музыкальными инструментами (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, гармонь, пианино, балалайка, дудка;  формировать навыки  исполнения на шумовых и музыкальных инструментах простого ритмического рисунка; дифференцировать звуки музыкальных и шумовых инструментов.

Развивающие и корригирующие:

 –  расширять кругозор на основе информации о предметах  окружающей действительности;

 -  развивать слуховое  и зрительное  восприятие на основе упражнений на развитие общей и мелкой моторики, музыкального слуха; обогащение словаря «Оркестр».

- развивать словесно-логическое  и наглядно-образное мышление, зрительно-слуховую памяти, внимание на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение.

Воспитательные:

 – воспитывать познавательный интерес к занятиям, умение починяться определённым правилам;

-  развитие самоконтроля (внимательное отношение к ответам товарищей).

Базовые учебные действия:

Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Регулятивные: умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д).                                                                                                                                

Познавательные: умение слушать и формулировать ответы на вопросы.      

Тип занятия:  изучение нового  материала

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные практические, 

Оборудование: шумовые и музыкальные инструменты, картинки с изображением инструментов, презентация, запись инструментальной композиции «Калинка-малинка», видеоролик «Музыкальные инструменты», карточки с пиктограммами «эмоций».

Применяемые технологии:  игровая, исследовательская, здоровьесберегающая, коллективная система обучения.

Ход занятия.

1.Разминка. Организационный момент.

-Добрый день! Я рада всех видеть!

1) Дыхательная гимнастика.

2) Массаж ушных раковин. Упражнение  «Полечим ушки». Цель: активизация мозговых структур мозга, улучшение зрения и слуха.

3) Упражнение-релаксация «Кулачки». Цель: расслабление мышц рук.

«Кулачки сильней сжимаем, отпускаем, разжимаем» (2-3 раза).

4) Глазодвигательное упражнение. Цель: снять усталость,  и напряжение с глаз.

5) Упражнение на внимание.

- Сядет тот, кто назовёт день недели.

6) Упражнение «Дружно похлопаем». Цель: развитие внимания, повышение эмоционального фона.

Задание: рассказать о себе с помощью аплодисментов.

- пусть аплодируют наши прекрасные девочки!

- пусть аплодируют самые сильные мальчики!

- а теперь те, кто любит вкусно поесть!

- а теперь те, кто ни разу не опаздывал в школу!

- те, кто обожает лето!

- те, кто любит танцевать!

- тот, кто обожает праздники!

- кто  любит шоколадки!

7) Психологический настрой, диагностика эмоционального настроения.

- Посмотрите на рисунки (радость, злось, грусть).

- Назовите чувства, которые выражают эти лица.

- Покажите ваше настроение (дети поднимают пиктограммы)

- Давайте улыбнемся друг другу.

2.Постановка темы и цели занятия.

1) Звучит запись детской песенки «Музыка играет».

- Как выдумаете, какая сегодня тема занятия?

- Тема занятия «Музыкальные  инструменты».

- Какие музыкальные  инструменты вы знаете? (Ответы)

- Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими музыкальными инструментами. Благодаря музыкальным инструментам мы можем слышать музыку. Голоса музыкальных инструментов могут передавать печаль и веселье изображать звуки природы. Я предлагаю вам познакомиться с несколькими музыкальными инструментами.

Видео «Музыкальные  инструменты».

- Давайте рассмотрим музыкальные инструменты.

Балалайка. У балалайки 3 струны.

Дудка. У дудочки имеются отверстия и если их закрывать пальцами, а потом открывать звук дудочки будет меняться.

Гармонь. Звук у гармони рождается при помощи мехов и клавиш.

Пианино. У пианино белые и черные клавиши. При нажатии на клавиши рождаются звуки.

Эти инструменты называются музыкальными.

- Ещё хочу вам рассказать про необычные игрушки. Презентация «Шумовые инструменты» (Погремушки, Бубен, ложки)

Все они шуршат, звенят,
А еще стучат, гремят.
Громогласные такие
Инструменты шумовые!
Много шума создавали –
Шумовыми их назвали.
Проверить хотите?


Шумовые – любят шуметь,
Музыкальные – любят петь.
А если вместе их собрать,
То как должны мы их назвать?
Когда все вместе инструменты собираются,
Они оркестром называются. 

- Давайте попробуем всем классом с помощью музыкальных инструментов создать оркестр под мелодию «Калинка-малинка», сыграть на них.

-Молодцы, ребята! Чтобы сыграть хорошо на инструментах, нужно этому долго учиться, уметь слушать, как они звучат.
2) Упражнение «Собери слово» (ОРКЕСТР). Цель: развитие логического мышления, знакомство с новым словом.

4. Физкультминутка. Танец-игра с ускорением. Цель: развитие зрительно-слухового восприятия, двигательной координации, умение выполнять определенный ритмический рисунок.

5. Проверка полученных знаний.

Дидактическая игра «Какой  инструмент звучит». Цель: развитие словесно-логического мышления и зрительной памяти.

      Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных и шумовых инструментов. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.

Дидактическая игра «Разложи по группам». Цель: развитие зрительной памяти и логического мышления.

Задание. Разложите по группам шумовые и музыкальные инструменты

6. Итог. Проверка полученных знаний.  Какие инструменты мы изучили? Покажите ваши смайлики, которые соответствуют вашему настроению.  

Оценивание детей.

http://www.verbum-christi.com/wp-content/uploads/2015/07/shema_emocii.jpg



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области

Управление образования и спорта администрации

Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В. И. Казакова

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

по развитию коммуникативной сферы обучающихся

начального звена

«Радость общения»

Составитель:

педагог-психолог

специальных коррекционных классов для детей с ОВЗ УО

Ивлева Е. А.

Бутурлино, 2023 г.

В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Данное утверждение подтверждается результатами ежегодных наблюдений за детьми в образовательном учреждении (ГООУ «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухта Республики Коми). В школе – интернате обучаются дети со 2 по 8 класс, при этом повышенная агрессивность свойственна примерно одной трети учащихся (Результаты мониторинга уровня агрессивности у учащихся ГООУ «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухты за четыре года представлены в Приложении 1).

Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2 – 4, а в отельных случаях и 5 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории, в основном, общаются посредством грубых слов, выражений и кличек, не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.

Зачастую основной причиной подобного поведения, по мнению исследователей, является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими [7].

С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении), агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением [10]. В связи с чем работа по коррекции агрессивных проявлений необходима именно в младшем школьном возрасте, т.к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как тенденция в поведенческом арсенале детей [4].

Работа по коррекции агрессивного поведения, прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.

Обязательным в коррекционной работе является соучастие в ней педагогов и родителей. Именно от стиля поведения самих родителей и педагогов, особенностей их взаимодействия с агрессивными детьми зависит успешность и результативность проводимой педагогом-психологом коррекции.

С учетом вышеперечисленного педагогом-психологом ГООУ «Санаторная школа – интернат №4» г. Ухты Республики Коми была разработана Программа занятий по коррекции агрессии и развитию коммуникативных навыков младших школьников (Пояснительная записка к Программе представлена в Приложении 2)

Работа по программе предполагает несколько этапов: диагностический, информационно-просветительский, коррекционно-развивающий и аналитический.

1. Диагностический этап.

В ходе данного этапа педагог-психолог выявляет агрессивных детей, детей с другими трудностями в коммуникативной сфере, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Как правило, данный этап приходится на 1 учебную четверть, когда осуществляется знакомство с вновь прибывшими учащимися, а также изучение их индивидуально-психологических особенностей.

Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению «особых» детей, ведущим диагностическим средством изучения отдельных особенностей у школьников является технология структурированного наблюдения (подробно данная технология описана Семаго М.М. и Семаго Н.Я – условия проведения структурированного наблюдения наряду с другими диагностическими методиками для исследования уровня агрессии у школьников представлены в Приложении 3). Метод наблюдения позволяет педагогу-психологу выявить детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности – детей с трудностями в коммуникативной сфере, а также с повышенной агрессивностью.

Другим не менее информативным методом является метод экспертных оценок, который позволяет определить уровень агрессии ребенка в процессе наблюдения за ним различными людьми. Экспертами могут являться те люди, которые работают с ребенком или тесно общаются с ним и имеют возможность следить за его поведением в различных ситуациях. Это могут быть учителя – предметники, классный руководитель, руководитель кружка, родители, старшие братья и сестры и т.д. Метод экспертных оценок дает возможность оценивать агрессивное поведение детей не только в школе, но и в другом социальном окружении, что позволяет более точно говорить о склонностях того или иного ребенка к агрессивному поведению [4].

Большую помощь в изучении особенностей эмоционально-волевой сферы детей может оказать метод анкетирования.

2. Информационно-просветительский этап.

На данном этапе педагог-психолог решает следующие задачи:

Во-первых, знакомит взрослых (родителей, классного руководителя, воспитателя группы) с результатами проведенного психологического наблюдения, психодиагностики с агрессивными детьми.

Во-вторых, информирует родителей и педагогов об индивидуально-психологических особенностях детей данной категории; дает рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми.

В-третьих, мотивирует их на тесное сотрудничество в процессе коррекционно-развивающей работы, осуществляемой с детьми.

Данный этап реализуется параллельно остальным мероприятиям в рамках деятельности по коррекции агрессивного поведения и развития коммуникативных навыков младших школьников.

Необходимый дидактический материал для реализации данного этапа работы (разработка родительского собрания, материал для тематического стенда по проблеме, памятка для родителей) представлены в Приложении 4., Приложении 5., Приложении 6. соответственно.

3. Коррекционно-развивающий этап.

Продолжительность и периодичность занятий.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью по 40 - 50 минут с периодичностью их проведения 1 раз в неделю.

Между занятиями (в течение недели) учащиеся выполняют предполагаемое тематикой занятия домашнее задание - осуществляют наблюдение за своим поведением или настроением, пробуют применить на практике полученные на занятии навыки и умения.

Основная тематика занятий, а также решаемые задачи представлены в тематическом планировании:

Календарно-тематическое планирование занятий.

урока

Название занятия

Количество

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1

«Кто такой агрессивный человек?»

1

2

«Учимся правильно выражать обиду и гнев»

1

3

«Избавляемся от гнева правильно»

1

4

«Правила безопасного общения»

1

5

«Как реагировать на грубость»

1

6

«Что делать, когда дразнят?»

1

7

«Вежливые слова – помощники в дружбе»

1

8

«Как правильно играть?»

1

9

«Учимся сотрудничать»

1

10

«Как правильно привлечь к себе внимание»

1

11

«Кто такой настоящий друг?»

1

12

«Давайте жить дружно»

1

Итого:

12 ч.

Более подробное описание занятий, а также дидактический материал для их проведения представлены в Приложении 7. и Приложении 8.

Форма проведения занятий. 

Программа реализуется посредством проведения групповых занятий с элементами тренинга.

Структура занятий:

- разминка (направленная на включение детей в процесс общения, взаимодействия);

- обсуждение домашнего задания (проводится после, иногда вместо разминки и способствует закреплению пройденного материала);

- основная часть занятия: чтение сказки или просмотр мультипликационного фильма по теме, выполнение упражнений (нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы);

- обсуждение после каждого выполненного упражнения (предполагающее эмоциональную и смысловую оценку содержания упражнения, проводимое с целью развития рефлексии у детей);

- получение учащимися домашнего задания (направленного на закрепление умений, полученных на занятии);

- проведение сеанса релаксации (направленного на снятие мышечных зажимов, свойственных агрессивным детям);

- ритуал завершения занятия (с целью создания комфортного климата в коллективе, получения внимания каждым ребенком).

Методы работы на занятиях.

Методы для работы на коррекционно-развивающих занятиях подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также психологических особенностей данной категории «особых» детей. Среди них - элементы сказкотерапии и арт-терапии, ролевое проигрывание ситуации, групповая дискуссия, беседа, упражнения на самопознание, релаксационные техники.

Условия формирования коррекционно-развивающей группы. 

Предпочтительное количество участников коррекционно-развивающих занятий 12 – 15 человек.

При этом в коррекционно-развивающую группу должны входить как учащиеся с повышенной агрессией (трудностями в коммуникативной сфере), так и учащиеся без данных особенностей. Подобный способ формирования коррекционной группы позволяет создать условия, при которых агрессивные дети, дети с трудностями в коммуникативной сфере легче и быстрее усваивают адекватные формы общения, видя перед собой пример социально приемлемого поведения других учащихся класса.

При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы с агрессивными детьми [4]:

  1. Отрицательное отношение ребенка и его родителей к психологическому сопровождению.
  2. Отсутствие результатов предварительной индивидуальной работы с ребенком.
  3. Сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, из-за чего поведение ребенка становится трудно контролируемым.
  4. Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).
  5. Снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.

Роль и степень участия педагогов (воспитателя группы, классного руководителя) в групповой коррекционно-развивающей работе.

Присутствие педагога (воспитателя группы, классного руководителя) является обязательным на каждом коррекционно-развивающем занятии.

Знание педагогом осваиваемых детьми навыков и умений на занятиях, а также последующая их отработка в повседневной жизни школьников под его контролем обеспечит преемственность коррекционной работы между психологом и классным руководителем (воспитателем группы).

Кроме этого, педагоги (наряду с родителями) выступают помощниками в выполнении домашних заданий, предусмотренных программой – помогают проанализировать прочитанную сказку, просмотренный мультипликационный фильм, пронаблюдать за своим поведением, посмотреть на некоторые его особенности критично и т.д.

4. Аналитический этап.

На данном этапе педагог-психолог производит анализ результатов проведенной работы, диагностику изменений в поведении учащихся, оценку эффективности коррекционно-развивающей работы.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.

Кроме этого, педагог-психолог должен ответить для себя на следующие вопросы:

- Что из запланированного получилось? Благодаря чему?

- Чего не получилось добиться в ходе коррекционно-развивающей работы?

- Какие приемы и методы оказались наиболее действенными?

- Какие методы и приемы не оказали должного воздействия?

- Соответствуют ли результаты работы намеченным целям?

Анализ результативности работы по данной программе представлен в Приложении 9.

Список использованной литературы:

  1. Белинская Е. Волшебный мир детства // Школьный психолог, 2007, №18
  2. Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей / Перевод с английского - Г.А. Павлов. М., Класс – Библиотека психологии и психотерапии, 2006.
  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.
  4. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009.
  5. Дьяченко Л. Релаксация в гнездышке // Школьный психолог, 2005, №11.
  6. Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006, № 5.
  7. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  8. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.
  9. Силина О. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007, №16.
  10. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007.
  11. Хухлаева О. Хочу быть успешным. М., Чистые пруды, 2005. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5.

 



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Определение времени по часам»

Цели:

 – Повторять знания о мерах времени,  упражнять в определении времени по часам;

-   Развивать временные представления,  навыки работы с моделями часов;

-   Воспитывать бережное отношение к времени; интерес к предмету.

Оборудование.

- мультимедийный  кинопроектор;

- ноутбук;

 - мультимедийная презентация к уроку

- модели часов для учителя и всех учащихся.

Ход урока.

1.    Организационный момент.

Эй, девчонки и мальчишки,

Взяли ручки, взяли книжки,

Быстро сели за столы,

Много сделать мы должны.

2.   Сообщение темы и цели.

 Вы должны расшифровать слова, для того, чтобы узнать тему нашего урока. Решив примеры, ответы надо расположить в порядке возрастания.

(с) 8+9=17

(ч) 8+4=12

(а) 9+5=14

(н) 8+4=12

(т) 8+8=16

(м) 16-10=6

(у) 10+4=14

(а) 9+9=18

(и) 28-20=8

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием «Время». Узнаем много нового о мерах времени, будем учиться определять время по часам.

3. Актуализация знаний

Какие виды часов вы знаете? Ручные часы, электронные, напольные, будильник, часы с кукушкой, настенные и др.

Для чего людям нужны часы? (чтобы вовремя вставать и не опаздывать на работу или школу, вовремя кушать, знать, когда начинается и заканчивается урок и т. д.).Подумайте, зачем людям изучать меры времени?    (Ответы детей).

Дидактическая игра «Доскажи…»  (Что было бы, если бы люди не знали мер времени):

        - Человеку надо уехать в другой город  на автобусе, на поезде (или улететь на самолёте) …(не было бы расписания движения транспорта и человек не смог бы куда- то уехать).

        - Надо вовремя прийти на работу… (не зная, сколько сейчас времени, сколько он затратит времени на дорогу, человек не сможет выполнить это требование).

        - Успеть на уроки в школу… (аналогичный ответ)

        - Договориться о встрече с кем-то … (люди не смогут это сделать, так как не знают о чём договариваться).

Значит, человек не может нормально жить, не зная мер времени.

Человек изобрёл часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посредине колышек. Идёт по небу солнышко - идёт по площадке тень от колышка. Она и показывает время. Но такие часы хороши были только днём и в солнечную погоду.

Пришлось людям придумывать другие часы. Так появились водяные, песочные и даже из свечки. Сегодня люди пользуются механическими и электронными часами. А учёные изобрели атомные часы, они показывают самое точное время.

А какие же меры времени вы знаете? (Ответы детей с опорой на таблицу «Меры времени»: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год).

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз

Та, что выше, каждый час.

(стрелки часов)

Что за коротышка бегает по кругу? (часовая стрелка).

А её сестрица что повыше и бегает быстрее, как называется? (минутная стрелка).

Кто ребята знает, как двигается часовая стрелка? (очень медленно от одной цифры до другой. От одной большой чёрточки (деления) до другой большой чёрточки (деления).

А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (от маленькой чёрточки до другой маленькой чёрточки и двигается она гораздо быстрее).

А сколько таких чёрточек (делений) на циферблате? Сосчитайте. (60).

Кто знает как называется расстояние от одной маленькой чёрточки до другой маленькой чёрточки. (минута).

А как называется весь круг который проходит маленькая стрелка? (час).

Ребята кто может сказать сколько в часе минут? (60).

Вывешивается карточка 1 час=60 мин

- Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».

- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам. Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя. Вот и сегодня мы будем ценить каждую минутку на уроке.

-Практическая работа по моделям часов.

    А)  показать 7 часов;

    Б)     12 часов;

    В)    3 часа;

    Г)     10 часов;

    Д)     5  часов     и т. д.

   Определение показанного учителем  на модели   часов  времени (2ч, 9ч, 11ч, 5ч, 12ч, 8ч, …).

4. Физическая минутка

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут, кто время бережёт.

Раз-два, три – четыре

Три-четыре, раз-два.

Шесть-пять, пять-шесть предлагаем тихо сесть.

(Движение руками вправо, влево; наклоны вперёд, назад; круговые движение корпусом тела, руки на поясе.)

5.Закрепление материала.

 - Решение задач с мерами времени: (см. задание)

C:\Users\Евгений\Desktop\открыт копия.jpg

C:\Users\Евгений\Desktop\откр копия.jpg

6.   Подведение итога.

  Вот пришёл к концу урок.

          Уложились точно в срок.

          И теперь известно нам ,

          Как выполнять всё по часам.

          Известно, что минутка час бережёт,

          Что много успеет тот, кто минуты считает,

          По сторонам не зевает.



Предварительный просмотр:

Занятие  «Маски эмоций»

Цели:

·  обобщить и расширить представления детей об основных эмоциях и чувствах,

·  закрепить желание искать способы выхода из психотравмирующих ситуаций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение в тему занятия

– В нашей жизни нас сопровождают самые разные переживания. Стряхните с себя все заботы, неприятности и усталость рабочего дня так же, как щенок отряхивается от воды. Одной лапкой, другой. Задними лапками, спинкой и хвостиком.

– Добро пожаловать в мир эмоций!

2. Работа с эмоцией недовольства

Учитель: послушайте стихотворение-песенку

Жила на свете тучка по имени Сердючка.

Она ни с кем не зналась, совсем не улыбалась.

И сыпались из тучки то градинки-колючки,

То бусинки-дождинки – холодные слезинки.

Ах, плохо жить Сердючке – колючке, буке, злючке.

Никто с ней не гуляет, не дружит, не играет.

Вчера задира-ветер так рассмешил Сердючку,

Что высохли и слезы, и градинки-колючки.

Закрыли люди зонтики, и плащ уже не нужен.

И выглянуло солнышко, и высохли все лужи.

Сердючка улыбнулась и к солнцу потянулась.

Совсем другое дело – нам песенку пропела.

– Покажите, какая была тучка сначала: нахмурьте брови, сощурьте глаза, сморщите нос, опустите уголки губ. Ой, какие сердитые и неприятные лица!

– Что потом случилось с тучкой? Почему она так изменилась?

– Смех – великая сила! Смех вылечит и Несмеяну, и Буку, и Бяку. Есть даже такое слово «смехотерапия».

¾  Внимание! Сеанс смехотерапии. Я надуваю и запускаю летающий шарик.

(Шарик летает по залу и пищит. Дети удивляются и смеются).

3. Работа с эмоцией удивления

В жизни очень много удивительного.

(Ребенок читает стихотворение)

Откуда взялся ты, жучок? У нас сейчас зима.

Ты застегни свой пиджачок и спрячься вот сюда.

Ты подожди: придет весна, ты выползешь в тепло,

Раскроешь крылья, дурачок, и улетишь в окно.

– Какие эмоции спрятаны в этом стихотворении? Что вас удивило? Давайте удивляться вместе. Я бы очень удивилась, если бы завтра …наступило лето. Брови подняли, глаза широко открыли, рот открыли. Кто еще хочет чем-нибудь удивить и выразительно это показать?

4. Работа с эмоциями грусти и печали

– Хорошо быть фантазером. Но от жизненных проблем далеко не уйдешь. Наверное, с тобой иногда случалось такое, что очень хочется из школы домой, а никто за тобой не приходит. Наверное, тебе было очень грустно. Как выглядит грусть? Опустите уголки рта. Опустите голову. Опустите плечи. Вот так.

– Что можно сделать в такой ситуации? И если ничего нельзя придумать, остается только ждать. Совсем как у Марины из стихотворения.

(Учитель читает стихотворение)

Вот лавочки, скамеечки.

Вот дом. А вот дорожка.

Смотрю в окошко.

Маму жду.

Осталось ждать немножко.

– Есть такое доброе слово – сопереживание. Может быть, оно означает «соединение переживаний»? И есть очень простой секрет, и вы его знаете: «Раздели с другом горе – и его станет в два раза … (меньше). Раздели с другом радость, и ее станет в два раза …(больше)». Запомнили?

5. Работа с чувством зависти

– Как часто нам хочется именно того, чего нет у тебя, но есть у других.

– Как называется чувство, когда хочется именно того, что есть у другого?

Зависть – это приятное чувство? Да оно просто мешает жить. Я знаю верное средство от зависти. Надо сказать волшебные слова: «Я не умею …, зато я умею …» или «У меня нет …, зато у меня есть …». Давайте попробуем.

(Выходят дети и проговаривают)

– Я не умею быстро читать, зато я хорошо пою.

– Я не умею красиво петь, зато я умею смешить.

– Я не умею смешить, зато я хорошо играю в футбол.

– Я не умею играть в футбол, зато я играю на пианино.

6. Работа с эмоцией обиды

– Дети, кто из вас очень сильно, легко, быстро и долго обижается? (Учитель читает стихотворение)

Обидели! Обидели!

Разве вы не видели?

Разве вы не знаете,

Как меня обидели?

Так толкнули – я упала.

Меня мама поругала.

Конкурс снова проиграла.

Меня дети обозвали.

Меня в гости не позвали.

Мою тайну разболтали.

Не помогли и не спросили.

Два дня со мною не дружили.

– Сколько обид получилось? Вот такая она обида. Ничего не хочется делать, и слезы на глазах. Чем опасна обида? В таком состоянии легко и самому обидеть другого. Это во-первых. А во-вторых, в то время как другие дети играют, ты дуешься, дуешься. Минуту – другую, час – другой, день за днем, неделю за неделей. Год за годом. Твоя обида поселяется внутри тебя и надувается, как шарик.

Что же делать? Можно взять и просто так простить всех своих обидчиков. А мы сделаем вот что. Давайте выдуем всю свою обиду в этот шарик. Сильнее дуем, сильнее. Я отпускаю шарик. Смотрите, как смешно летит наша обида. Смотрите, она сдулась.

(Учитель надувает вместе с детьми шарик и отпускает его)

7. Подведение итогов

– Наше занятие подходит к концу. Какие чувства мы сегодня обыграли? Зачем мы учились выразительным движениям, жестам и мимике? Выразительные жесты, движения и мимика подчеркивают, усиливают, как будто выделяют жирным шрифтом, твое эмоциональное состояние, быстрее привлекают к тебе и помогают удерживать внимание, помогают лучше понять друг друга.

– Какое самое приятное в жизни чувство? Если бы существовал город Радости, что бы там обязательно было? Может ли жизнь состоять из одних только радостей?

– Я желаю всем вам поменьше темных полос в вашей жизни.

– И самый последний вопрос: «Что из этого занятия вам пригодится в жизни?»