дети с РАС

Ивлева Екатерина Александровна

 В современном мире растет статистика детей с расстройствами аутистического спектра. К сожалению в большинстве случаев эти дети остаются за "бортом" социального мира. Многие начинающие психологи, другие специалисты в том числе родители, не знают что делать, когда они сталкиваются с такой проблемой. В большинстве случаев к сожалению дети с РДА остаются без коррекционной поддержки. В статье описаны методы и приемы начального этапа работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

      Дети с РАС - это особенные дети, к каждому из которых нужно найти индивидуальный подход. Работая с детьми-аутистами, я, как педагог-психолог,  хотела бы поделиться своим практическим опытом, где я использую различные технологии:                                     
1.Система альтернативной коммуникации PECS – это целая система обучения коммуникации, когда ребенка с социальными нарушениями учат выбирать и давать изображение желаемого объекта или занятия.                         
2.Сенсорная интеграция – терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка.                                                                                         
3. Занятия в сенсорной комнате - метод коррекции при аутизме.  После таких занятий дети с аутизмом чувствуют себя намного лучше, поскольку сенсорные стимуляторы, которые находятся в комнате,  воздействуют на обоняние, зрение, осязание, вестибулярный аппарат                                         
4.Песочная терапия                                                                                                 
5.Использование различного наглядного дидактического материала - игры с прищепками, блоки Дьенеша, доски Сегена и пр., работа с которыми способствует развитию мелкой моторики.                                          Работа с детьми-аутистами предполагает постоянную смену деятельности, поэтому при подготовке к занятиям, я как педагог-психолог стараюсь подготовить 5-7 заданий, так как поведение ребенка-аутиста является непредсказуемым, что влечет за собой постоянную смену деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по работе с детьми - аутистами дома

   

    В жизни ранний детский аутизм в одних случаях обнаруживается в связи с тем, что у ребенка

  • нет в активном словаре слов, предложений.

В других случаях ребенок – аутист говорит

  • несвязанные между собой фразы из просмотренных мультфильмов, радиопередач, повторяет слова за взрослым.
  • Часто речь ребенка изобилует непроизвольным повторением слышимых звуков, слов, фраз (эхолалия). На вопрос взрослого: «Что это?» Ребенок отвечает: «Что это?»  

    Аутизм более ярко проявляется к 3 – 5 годам и может сопровождаться страхами, агрессией, самоагрессией и стереотипностью поведения. 

Не сравнивая своего малыша со сверстниками, родителям надо адекватно оценивать его уровень развития и ориентироваться на динамику достижений.

Для развития речевой деятельности детей необходимо

  • совершенствовать психологическую базу речи: ощущения, восприятие, внимание, память, моторику, мышление. Лучше всего развивать психические процессы в игровой деятельности по 15 - 30 минут ежедневно, в зависимости от возраста ребенка, работоспособности и его возможностей.
  • Дети – аутисты любят игры с водой, крупой, песком. Вот некоторые из них:

1. Купание кукол.

     Искупайте кукол – голышей в теплой водичке, используйте мочалку, мыло. Сопровождайте все действия своей речью. «Давай нальем в ванночку теплой водички. Потрогай водичку рукой. Какая на ощупь водичка? Теплая. А вот куколки. Ты, знаешь, как их зовут? Это Ляля, а это Коля. Давай спросим у Ляли, нравится ей водичка?» и т. д.

2. Проведи дорожку.

    Приготовьте  лист ватмана. Чем меньше по возрасту ребенок, тем больше лист бумаги нужен ему, так как координация движений кистей рук еще недостаточно сформирована. Приклейте картинки детенышей животных с левой стороны ватмана, а с правой – их мам (можно нарисовать или поставить фигурки животных: собаки, щенка, лошади, жеребенка, козы, козленка и т д.)  

     «Покажи теленочка. Как кричит теленочек? Му – му!  Теленочек ищет свою маму. Покажи маму теленочка. Нарисуй дорожку для теленочка. Сейчас по дорожке побежит теленочек к своей маме - коровке. Покажи, как бежит теленочек? (можно поцокать язычком). Аналогичные действия выполняются с другими животными. Дети знакомятся с названиями животных,  звуками, которые они издают, учатся проводить линии слева направо, правильно держать карандаш.

3. Геометрические фигуры

   Лепим из пластилина (теста) квадрат, круг, треугольник. Помогаем ребенку, если он затрудняется выполнить по показу взрослого. Фигуры из пластилина можно наклеивать на дощечку, картон. Фигурки из теста выпечь в духовке как печенье. В результате этой игры ребенок знакомится с геометрическими фигурами, техническими умениями. Воспитываются культурно – гигиенические навыки

                                                      

4. Пересыпаем крупу (гречку, горох, рис, фасоль)

    Пересыпать крупу столовой (чайной) ложкой из одной емкости в другую. Считать количество ложек с крупой.

    Пересыпать крупу щепотью одной руки (правой, левой) из одной миски в другую.

5. Работа с трафаретами (по лексическим темам)

    Обвести трафарет простым карандашом (или по цвету предмета), назвать предмет, а затем раскрасить красками или цветными карандашами, не выходя за пределы контура рисунка

Действия родителей:

1. Будете последовательны. Родителям нежно помнить, что ребенку нужно время для адаптации. Вам необходимо быть «на одной волне «с психологами, дефектологами которые работают с Вашим ребенком. Родители должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех. Если не соблюдать единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос , занятия становятся бесполезными .Выработайте в семье правило : если есть запрет на какое-то действие ( например не залазить на холодильник ) , то он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила , если сами взрослые будет их придерживаться ( есть только на кухне , разуваться в прихожей и т.д).

2.Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него. Это правило обеспечит Вашему ребенку комфорт от того , что он будет знать заранее какие события произойдут . Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учетом занятий ребенка , прогулок , приема пищи , гигиенических процедур и т.д обозначив события картинками . Надо стараться , чтобы внезапных изменений в постоянной рутину дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти , то ребенка к ним готовят заранее .

3.Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его сразу как только он демонстрирует хорошее поведение, выполняет Вашу инструкцию , применяет только что разученный новый навык . Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение . Это называют положительным подкреплением желаемого поведения.

4. Создайте ребенку личную зону. Это пространство в комнате или в квартире где ребенок может побыть один , поиграть , расслабиться . Эту зону можно выделить каким либо визуально понятным ребенку образом ( цветом пола , разметкой границы зоны цветным скотчем ) . При этом Вам надо предварительно убедиться , что там нет потенциально опасных предметов которыми ребенок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.

5.Ребенок остается ребенком. Всегда помните что Ваш ребенок будет не только учиться , но и играть как и все дети . Заранее продувайте как вызвать у него смех , улыбку и интерес к совместной игре . Есть огромное преимущество если он поймет , что играть в компании намного веселее и интереснее.

6. Изучите сенсорные особенности ребенка . Многие дети с аутизмом могут проявлять парадоксальную реакцию на звуки , свет , прикосновения . Выясните что из них неприятны Вашему ребенку , а что наоборот его успокаивает . Зная это Вы заранее сможете предотвращать ситуацию когда в ответ на неприятный раздражитель ребенок неосознанно даст негативную реакцию.

7. Приступая к лечению знайте , что нет единого метода лечения который помогал бы всем . Каждый ребенок уникален , у каждого есть свои сильные стороны и свои слабые места . К сожалению аутизм неизлечим и нет лекарства которое бы устранило причины его появления у ребенка . Лекарства только облегчают симптомы аутизма , облегчают усвоение знаний .Только грамотно подобранные программы ежедневных занятий по 25 -40 часов в неделю принесут ему пользу и адаптируют в обществе . Чаще это программа поведенческой терапии , развития речи , сенсорная интеграция , кинезиотерапия и др.

- ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;

- режим, дети - аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;

- необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно  

Дополнительные коррекционные методики, которые вы можете использовать:

1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".

2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.

5. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

7. Паззлы. Можно купить готовые паззлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей паззла необходимо увеличивать.

8. Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.

9. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.

10. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...

 



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области

Управление образования и спорта администрации

Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В. И Казакова

Приложение № ____

к АООП НОО для обучающихся с

 умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 1 вариант

(утверждена приказом № _319_ от_30.08.23_)

РАБОЧАЯПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения 

обучающегося с ОВЗ РАС

(Вариант   8.4)

5 класс

Автор-составитель:                                                                                                                                                 Ивлева Екатерина Александровна,                                                                                                                                                педагог-психолог              

р.п. Бутурлино, 2023

Аннотация

          Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

   Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;

- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация  ребенка с РАС во внешнем мире; 

-определение потенциальных возможностей как когнитивных, так и личностных;

 -обучение его простым навыкам контакта; 
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Планируемые результаты

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных  и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать  по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу

Уровни усвоения базовых учебных действий:

Подготовка обучающегося  к обучению и  взаимодействию с другими участниками образовательного процесса

Минимальный уровень освоения

Достаточный уровень усвоения

Отсутствие крика, вокализаций, эхолалий;

Отсутствие повышенной двигательной активности, открытой агрессии, направленной на окружающих;

Принятие ребенком ситуации взаимодействия с окружающими; взгляда на говорящего, на предлагаемое задание.

Принятие учеником ситуации взаимодействия в паре с педагогом, со сверстником;

Положительная реакция на взаимодействие с окружающими.

Формирование учебного поведения

Минимальный уровень освоения

Достаточный уровень усвоения

Умение принимать помощь педагога;

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Умение следовать инструкции;

Использование по назначению учебных материалов.

Формирование умения выполнять задание

Минимальный уровень освоения

Достаточный уровень усвоения

Умение выполнять задание от начала до конца с помощью или под контролем специалиста.

Умение выполнять задание в течение определенного периода времени самостоятельно;

Умение выполнять задание с обозначенными качественными параметрами.

Умение самостоятельно переходить от выполнения одного задания к другому

Минимальный уровень освоения

Достаточный уровень усвоения

По указанию педагога;

По визуальному алгоритму действия.

С минимальной словесной инструкцией;

Самостоятельно.

Содержание программы

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий (сенсорная комната). Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом-психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психических процессов.

 

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов (приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения - 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные  упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Форма работы: индивидуальная.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у обучающихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

 

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

Продолжительность  занятия: 20-30 мин.

Проведение занятий: 1 раз в неделю, 34 часа в год.

Эффективность программы

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведенческой сферы.

Календарно- тематическое планирование

1 класс

Тема

Игры и упражнения

Дата

по плану

Дата

фактически

1-2

Первичная диагностика.

Диагностический инструментарий

2 неделя

сентября

3неделя сентября

3-4

Установление эмоционального контакта, восприятия

Стереотипная игра ребенка.

Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»

Конструирование (блоки Дьенеша)

4 неделя

сентября

Приветствие «Солнышко» «Ручки»

«Мой кубик, твой кубик»

Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).

Конструирование Дьенеш.

1 неделя октября


5-6

Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.

Игра «Ручки»,

«Смешиваем краски», «Повтори»

Игра «Кто спрятался?»

2 неделя октября

Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).

Игра «Ласковый ребенок»

Конструирование «Дорожка»

Игра с пальчиками

« Куколка»

3 неделя октября

7-8

Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений

Приветствие «Солнышко».

 «Поводырь»

«Покажи части тела», «Пластилиновые картинки»

4 неделя

октября

Игра «Прячем ручки»(фасоль)

Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»).

Игра «Кто это?»

Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты».

2 неделя ноября

9-10

Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции

Игры с крупами:

«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии»

Строим гараж из конструктора

3 неделя ноября

Сортировка по форме.

Конструирование Дьенеш.

Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..)

Чудесный мешочек (найди такой же)

Игра с пальчиками «Ладошка

4 неделя ноября

11-12

Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.

Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки»

Ритмическая музыка - танцы

1 неделя декабря

Приветствие «Солнышко».

Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобрази живот).

Конструирование «Стол и стул для матрешки»

2 неделя декабря

13-14

Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

Шнуровка с кинестетическим песком

Соотнесение картинки и предмета, лото

3 неделя декабря

Стержни собери по цвету, форме

Речедвигательная игра «Зайка серенький сидит» заяц рукавичка

Сортировка по теме...

Игра с пальчиками «Человечек»

4 неделя декабря

15-16

Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.

Игры с ватой:

«Снег идет», «Снежки», «Сугробы»

2 неделя января

Чудесный мешочек (найди шишку среди мячей)

Сортировка по теме...

Световой стол - мишка

Песенка про зиму.

3 неделя января

17-18

Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы.

«Послушай звуки», «Игры с ритмами»

Игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь»).

4 неделя января

Игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь»).

Ритмическая игра «Та-та-та два кота»

Мемо «Эмоции»

1 неделя февраля


19-20

Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики.

«Погладь Зайку», «Плетем коврик»

Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..)

2 неделя февраля

Игра «Кого не стало?»

Конструирование Дьенеш.

Чудесный мешочек (найди шишку среди мячей)

3 неделя февраля

21-22

Развитие аналитико-синтетической сферы

«Таблица Равенна»,

Игра «Собери фигурки»,

«Продолжи ряд»

Сортировка по теме...

4 неделя февраля

Магнитная рыбалка «Эмоции»

Конструктор «Притворщик»( веселый грустный, злой)

Сортировка овощей.

1 неделя марта

23-24

Развитие памяти, мышления

«Запомни слова»,

«Найди отличия»,

«Запомни расположение предметов»

2 неделя марта

Соотнесение картинки и предмета, лото

Игра «Принеси такую же»

Игра «Кто спрятался?»

3 неделя марта

25-26

Развитие подвижно – соревновательных игр.

Игра «Строим домик для друзей»,

Игра «самый ловкий»

4 неделя марта

Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр живот).

Ритмическая игра «Покажи нос»

Ритмическая игра «Черепаха»

1 неделя апреля


27-28

Развитие подвижно ролевой игры

Игра «Обезьянка озорница»

Сюжетно-ролевая игра « Звери по лесу гуляют»

Речедвигательная игра «Ванька-встанька»

2 неделя апреля

Ритмическая игра «Черепаха»

Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься)

Ритмическая игра «Та-та-та два кота»

3 неделя апреля

29-30

Развитие личностно – мотивационной сферы

Игра с кубиками-мякишами «Кубики»

«Про машинки»

«Еж» «Жук»

 « Тук-тук»

«Мячик»

« Посуда»

4 неделя апреля

«Притворщик»( веселый грустный, злой) Нарисуй лицо.

Соотнесение картинки и предмета, лото.

Игра с прищепками.

1 неделя мая

31-32

Развитие личностно – мотивационной сферы

Моя семья»

«Пришел Мурзик поиграть»

«Музыкальная зарядка»

2 неделя мая

Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам)

Игра с крупой «Найди игрушку»

Речедвигательная игра «Ручки в стороны в кулачок»

3 неделя мая

33

Диагностика

4 неделя мая

Календарно- тематическое планирование

2 класс

Тема

Игры и упражнения

Дата

по плану

Дата

фактически

1-2

Первичная диагностика.

1 неделя

сентября

2 неделя сентября

3-4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Различение предметов по величине (большой - маленький) Моделирование по образцу; Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий)

3 неделя

сентября

Дидактическая игра «Назови цвет предмета» Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали) Составление целого из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале

4 неделя сентября


5-8

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

1 неделя октября

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога) 4 Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы»

2 неделя октября

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки) Дидактическая игра «Что изменилось»

3 неделя

октября

Дидактическая игра «Какой детали не хватает»( у кошки хвоста,у чайника носик..) Дидактическая игра «Что изменилось» Упражнения для профилактики и коррекции зрения

4 неделя

октября

9-11

Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

2 неделя ноября

Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

3 неделя

ноября

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

4 неделя ноября

12-15

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Выделение и различение звуков окружающей среды. Дидактическая игра «Узнай на слух»

1 неделя декабря

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

2 неделя декабря

Прослушивание музыкальных произведений, сказок.

3 неделя декабря

Различение речевых и музыкальных звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

4 неделя декабря

16-18

Восприятие пространства

Показ на себе основных частей тела и лица. Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на кукле.

2 неделя января

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)

Д/и  «Покажи где лежит?»

3 неделя января

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Определение расположения предметов в помещении (вверху – внизу).

Д/и  «Покажи где лежит?»

4 неделя января

19-27

Восприятие времени

Узнавание и по возможности называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идѐт дождь, идѐт снег).

Д/игра « Покажи где идет снег, дождь, светит солнце …?»

1 неделя февраля

Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима).

Д/и  «Покажи картинки где изображена зима?»

2 неделя февраля

Узнавание и называние по характерным признакам времени года (Весна).

Д/и  «Покажи картинки где изображенавесна?»

3 неделя февраля

Узнавание и называние по характерным признакам времени года (Лето).

Д/и  «Покажи картинки где изображена лето?»

4 неделя февраля

Узнавание и называние по характерным признакам времени года (Осень).

Д/и  «Покажи картинки где изображена осень?»

1 неделя марта

Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.

Музыкальная игра «Времена года»

2 неделя марта

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации.

Д/игра «Солнышко»

3 неделя марта

Имитация действий, соответствующих людям, в разные время суток

Игра «День- ночь»

4 неделя марта

Животным и растениям в разные части суток  по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

1 неделя апреля

Д/ игры «Времена года»

Д/игры « Время суток»

2 неделя апреля

28-31

32-33

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Диагностика

 Выделение формы предмета (шар); Дифференциация шара от любого многоугольника.

3 неделя апреля

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

3 класс

урока

Название раздела и темы урока

Количество

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

(игры и упражнения)

1

Диагностика

1

Развитие крупной и мелкой моторики

2

Развитие крупной моторики. Выполнение действий и движений с помощью педагога.

1

3

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела с помощью педагога (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.).

1

4

Выполнение действий и движений по словесной инструкции педагога.

1

5

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). Обводка ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых

1

6

Развитие координации движений руки и глаза, показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.).

1

7-8

Пальчиковая гимнастика. Обводка по трафарету, по опорным точкам, штриховка (совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно).

2

Тактильно-двигательное восприятие

9

Учить раскрашивать контурные изображения карандашами, фломастерами.

1

10

Учить составлять изображения путем наклеивания готовых форм

1

11

Определение на ощупь предметов. Дидактическая игра

1

12-13

Работа с пластилином (раскатывание прямыми и круговыми движениями, разминание, разрывание на крупные куски и т.д.). Игры с крупной мозаикой.

2

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

14

Игры с различными строительными наборами («Цветные кубики» и т.п.)

 Построим башню, дом, забор.

1

15

Выделение формы предмета (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

Д/игра  «Геометрическое лото»

1

16

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1

17

Соотнесение плоскостных и объемных фигур (игры «Где, чей домик?», «Коробка форм» и т.п.)

1

18

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»)

1

19

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (3-4 предмета)

Определение величины большой - маленький, пользуясь приемами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения

1

20

Моделирование по образцу; Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины.

  Д/и «Собери картинку»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

21-22

Продолжать знакомство с цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). Знакомство с белым и черным цветами. Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

величины предмета (большой - маленький).

Игры с крупами.

2

23

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» Конструирование объемных предметов из составных частей (2 - 3 детали)

1

24

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

 Игра «Много-мало»

1

25

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки) Определение изменений в предъявленном ряду. Дидактическая игра «Что изменилось».

Восприятие особых свойств предметов

26-27

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначение словом своих ощущений.

2

28

Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу», обозначение словом своих ощущений.

1

29

Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

1

30

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначение словом своих ощущений.

1

31

Вкусовые ощущения (сладкий, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу», обозначение словом своих ощущений.

1

Восприятие пространства

32

Показ на себе основных частей тела и лица. Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на кукле, мягкой игрушке (разного размера). Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога, правая/ левая часть тела)

33

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела

34

Диагностика

Итого:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

4 класс

урока

Название раздела и темы урока

Количество

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

(игры и упражнения)

1-2

Диагностика

2

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

3-4

Развитие крупной моторики. Формирование чувства равновесия Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)  (повороты, перестроения) («дорожка следов») Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.) Игра  «Змейка»

2

5-6

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика

«Ручеек» «апельсин» «Рыбки»

«Обведем по образцу»

2

7-8

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)  Игра «Шнуровка»

2

9-10

Работа в технике «рваной» аппликации Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

2

Тактильно-двигательное восприятие

11-12

Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

2

13-14

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Игры с крупной мозаикой

2

15-16

Упражнения в раскатывании пластина. Лепка.

2

17-18

Кинетический песок.  

2

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

19-20

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

Д/игра « Разложи фигуры»

2

21-22

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

Д/игра « Разложи фигуры»

Д/ игра Найди фигуре дом»

2

23-24

Группировка предметов  по цвету  (по показу: красный, желтый, зеленый, синий)

Д/игра « Разложи фигуры по цвету»

2

25-26

Работа с геометрическим конструктором  или кубиками (по показу: крупный, напольный «Лего»)

2

27-28

Сравнение 2-х предметов по высоте и длине Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине

2

29-30

Изготовление новогодней аппликации.

2

31-33

Д/игра «Разложи по размеру» (использования палочек Кюизенера )

3

34-35

Конструирование объемных предметов из составных частей (3-4 детали) Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале

2

36-38

Работа с использованием даров Фребеля

3

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

39-40

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

Д/игра «Какого предмета не хватает?»

Д/ игра «Я положила в мешок»

2

41-42

Нахождение отличительных и общих признаков 3-х предметов. «Сравни предметы»

Д/игра Что лишнее»

Д/игра Сделай такой же узор»

2

43-44

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки) и т. д.

Дидактическая игра «Что изменилось?» (3-4 предмета)

2

Восприятие особых свойств предметов

45-46

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Д/ игра «Узнай по вкусу»

2

47-48

Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Д/ игра «Определи по запаху»

2

49-50

Барические ощущения (восприятие чувства  тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

Д/игра определи по тяжести.

2

Восприятие пространства

51-53

Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога) Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)

3

54-56

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона)

3

57-58

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

2

Восприятие времени

59-61

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков времен года: лето, зима, осень Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий

3

62-64

Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днем, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и, по возможности, по словесной инструкции.

3

65-66

Диагностика

2

Итого:

66 ч.

Приложение 1.

Первичная   диагностика  для ребенка с расстройством  аутистического спектра.

1 класс

Упражнение 1

«Где этот цвет?» (Понимание цвета)

Задания: Ребенку показывают  разноцветные карточки и просят показать определенный цвет.

Упражнение 2

Какой цвет?  ( Название цвета)

Задания: Перед ребенком разложены карточки с разными цветами. Педагог называет цвет и просит, что бы ребенок показал это цвет.

Упражнение 3

Покажи геометрическую форму  (понимание рецептивно)

Задания: Перед ребенком лежат геометрические фигуры (желательно объёмные ) педагог называет геометрическую фигуру а ребенок должен ее взять.

Упражнение 4

Сортировка  предметов по 2 категориям

Задания: Перед ребенком  разложена серия картинок еда, животные, мебель, насекомые, геометрические формы, птицы и т. д . Ребенок должен пересортировать  их по категориям.

Упражнение 5

«Покажи букву»

«Где находится эта буква?»

Упражнение 6

«Что мальчик делает?» ( понимание действий)

Задания: Перед ребенком разложена серия картинок с разными  действиями. Задается вопрос  на какой картинке мальчик плавает, бежит, читает и т.д.

Упражнение 7

«Больше-меньше»

Задания: Перед ребенком расположены кубики. Педагог распределяет кубики на больше и меньше  и просит назвать -  где больше, где меньше.

«Какая цифра»

Упражнение 7

Письмо, моторика

«Вырезание»

«Застегни и расстегни пуговицу»,  «Застегни и расстегни молнию»,                      « нанизывание бусин»,  «обведи по линии».

Упражнение 8

Языковые навыки

Осведомленность про себя.

Задания: Ребенка просят назвать Имя, Фамилию, сколько лет, как зовут маму и папу.

Таблица для результатов диагностики

Цвета

Понимание цвета

Вопрос: Где цвет?

Красный

 

Оранжевый

 

Зеленый

 

Синий

 

Черный

 

Белый

 

желтый

 

Цвета

Название цвета

Вопрос: Какой цвет?

Красный

 

Оранжевый

 

Зеленый

 

Синий

 

Черный

 

Белый

 

желтый

 

Геометрические формы

Понимание - рецептивно

Вопрос: Где (название предмета)

круг

 

треугольник

 

Квадрат

 

прямоугольник

 

звезда

 

ромб

 

многоугольник

 

Геометрические формы

Называет форму

Вопрос: какая форма

круг

 

треугольник

 

Квадрат

 

прямоугольник

 

звезда

 

ромб

 

многоугольник

 

Сортировка

Сортировка предметов по 2 категориям

«сортируй»

Еда и животные

 

Животные и мебель

 

Домашние и дикие животные

 

Геометрические формы

 

Птицы и насекомые

 

Наземный и воздушный транспорт

 

Ягоды и овощи

 

Буквы:

Понимание букв

 Название букв (какая буква)

 

Понимание действий

Понимание действий - рецептивно

По 3 картинки в ряд (где (глагол)?)

Бежать

 

Плавать

 

Плакать

 

смеяться

 

Спать

 

Читать

 

Бросать

 

Математика.

Определение цифр ( 3 цифры в случайном порядке –где?)

Экспрессивно ( какая цифра?)

Больше или меньше (Счет.

Перед ребенком предметы –посчитай

Письмо/ моторика

Резать ножницами

режь

Правильно держит ножницы

 

Режет по линии 15 см

 

Вырезает квадрат

 

Круг

 

треугольник

 

многоугольники

 

овал

 

Нанизывание бусин

Шнуровка

Прищепки

Обведение по линии

Манипуляции :

Застегни/расстегни кнопку

Застегни/расстегни пуговицу

Застегни/расстегни молнию

Игровые навыки

Головоломка

Пазл

 

Список литературы

  1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
  2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
  4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
    5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
  7. Лютова Е.К Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа  с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.
  8. Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Приложение 1.

Упражнения и игры,

 используемые на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС

Игры с мыльными пузырями

    Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока их не поймают, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются, – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Поэтому следует предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаются следующие игры:

“Снег пошел” - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

“Плыви, кораблик” - дуть на маленький легкий кораблик на воде.

“Вертушка” - дуть игрушку-вертушку.

“Катись, шарик!” - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку «Солнечный зайчик»

Стереотипная игра

В стереотипных играх аутичных детей есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Для аутичного ребенка стереотипная игра это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен. Он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

  • цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  • в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;
  • повторяемость, т.е. ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий;
  • неизменность, т.е. раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении длительного времени;
  • длительность, т.е. ребенок, может играть в такую игру годами.

Наличие комфорта и переживание удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребенком взрослого не должно быть “слишком много”. Поначалу взрослый лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка. Торопить действия не надо. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно попробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать нужно с того, что в нужный момент подать ребенку нужную деталь, чем обратить его внимание на присутствие взрослого. 

«Солнечный зайчик»

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
"К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Психолог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь”. Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.

Игра «Ручки».

Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу.

Смешивание красок

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого сливаем воду разных цветов в один стакан, либо растворяем в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Из желтого и красного цветов получается оранжевый цвет, из синего и желтого – зеленый, а из красного и синего – фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол кладем клеенку. Увлажняем плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и кладем на клеенку, пригладив влажной губкой. Окунаем кисточку в одну из красок и осторожно проводим по бумаге. Продолжаем работу с другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски. Вода смешивается с красками, и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Эксперимент проводим вместе с ребенком.

Пластилиновые картинки

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно делать самые разнообразные “картины” из пластилина: при размазывании по картону зеленого пластилина – получаем “травку”, из красного – сделать “ягодки”. Таким же способом в синем пруду поплывут “золотые рыбки”, а на голубом картоне появится желтое пластилиновое “солнышко” с лучиками

«Покажи части тела»

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

При повторном проведении игры можно прочитать другую потешку:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

Игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Игры с крупами

Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.

Прячем ручки

Насыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами, ощущая ее структуру.

Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?”

Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем.

Пересыпаем крупу

Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Также пересыпаем крупу в руках, обращая внимание на извлекаемый при этом звук.

Игра «Покормим птичек».

Цель: развитие активности

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

«Рисование: горизонтальные линии»

Цель: улучшать контроль рук и развивать навык рисования. Задача: нарисовать три горизонтальные линии, соединяющие набор точек. Материал: бумага, цветной карандаш, маркер.

Процедура: используя маркер, подготовьте несколько рабочих листов, нарисовав 5—6 точек.

Возьмите руку ребенка и дайте ему цветной карандаш. Помогите поставить карандаш на точку слева и проведите его рукой линию до правой точки. Повторите это много раз.

Уменьшайте ваш контроль, когда вы почувствуете, что ребенок двигает карандашом сам. Награждайте ребенка после каждого законченного листа.

Когда ребенок научится рисовать достаточно прямую линию между двумя точками, постепенно увеличивайте расстояние между точками и делайте их более светлыми

 «Симметричные рисунки»

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

«Собираем головоломки» (Черепанова Г. Д.)

Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка.

Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.

Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Игры-шнуровки

Игры-шнуровки - это очень полезные развивающие игры для детей. Дети разных возрастов с увлечением просовывают шнурки в дырочки, завязывают узелки, а те, что помладше их просто "запутывают" и "распутывают", прикрепляют одну деталь к другой и делают это с большим удовольствием.

Игры-шнуровки помогают также приобрести полезные навыки, они способствуют развитию концентрации внимания, логического мышления, фантазии, памяти, мелкой моторики. С помощью шнуровок можно эффективно готовить руку ребенка к письму.

Игры с песком

Развивающие игры с песком: 8 направлений

1. Развитие мелкой моторики Песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно тыкать пальцами, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.

2. Сенсорное восприятие. Песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Дети любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться.

3. Рисование и подготовка руки к письму. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.

 4. Развитие творческого мышления. Песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.

5. Ролевые игры Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Ролевые игры с песком Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.

6. Развитие речи Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению» (да-да!). Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под ребенка, найдите зрительный контакт.

 7. Тренировка внимания Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! 8. Спокойствие и расслабление.

ИГРЫ С ВАТОЙ

Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Следует использовать вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие.

Снег идет

Ощипывать вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывать вверх со словами: “Снег идет!”. Наблюдая за падением “снега”, дуем на него, чтобы подольше не падал.

Снежинки

Из небольших кусков ваты “лепим снежки” (формируем руками комок) и со словами: “Давай играть в снежки!” - бросаем в друг друга.

Сугробы

Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему “спрятаться в сугробе”. Можно вместе с ребенком прятать в “сугробе” и любимую игрушку.

Игры-шнуровки

Игры-шнуровки - это очень полезные развивающие игры для детей. Дети разных возрастов с увлечением просовывают шнурки в дырочки, завязывают узелки, а те, что помладше их просто "запутывают" и "распутывают", прикрепляют одну деталь к другой и делают это с большим удовольствием.

Игры-шнуровки помогают также приобрести полезные навыки, они способствуют развитию концентрации внимания, логического мышления, фантазии, памяти, мелкой моторики. С помощью шнуровок можно эффективно готовить руку ребенка к письму.

Пальчиковые игры:

Про кулачок с ладошкой»

Ребенок попеременно сжимает пальцы в кулачки и разжимает их, имитируя мягкие движения кошки.

Кулачок – ладошка!

Я иду как кошка!

«Ладошка»

Ладошка вверх, ладошка вниз,  Дети делают движения в соответствии с текстом.

На бочок, и в кулачок.

«Еж»

Вот идет колючий еж. Пальцы одной руки располагаются между пальцами другой

До чего же он хорош!  Руки ритмично «ходят» по столу.

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит Пальчики в кулаке, указательный и мизинец разведены

И усами шевелит. В стороны, шевелятся.

«Тук-тук»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

С пилой работать я привык: Вжик, вжик!

Теперь беру я молоток: Тук-тук, ток-ток!

Для друзей построю дом. Постучимся и войдем:

-Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Заходи скорей мой друг!

«Мячик»

Стихотворение заучивается вместе с движениями с мячом.

Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну.

А теперь последний трюк: Мяч катаю между рук. О. Крупенчук

«Про кота»

Кот сибирский, кот пушистый, Дети совершают чередующиеся ритмичные движения:

Учит он котят считать: два хлопка,

- Ну-ка, детки, по порядку: два удара кулаком о стол.

Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальцы.

А потом лишь отдыхать!

Игры со звуками

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обратим на них внимание ребенка – прислушиваемся вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

– хлопки в ладоши;

– топанье ножками;

– прыжки в определенном ритме;

– танцы;

– проговаривание текстов стихотворений;

– пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

– Сопровождение текста движениями;

– Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

– Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию.

Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты.

игра «Погладь зайку».

Психолог вместе с ребенком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Зайки», при этом ребенок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.

«Плетение коврика»

Цель: развитие мелкой моторки, координации рук.

Задача: понять движения «над» и «под» и передвигать бумагу соответственно. Работать, пока задача не будет выполнена.

Материал: бумага (двух или более цветов).

Процедура: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком используйте как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа.

Возьмите полоску другого цвета и проплетите ее через основу справа налево. Когда вы демонстрируете, говорите: «над», «под». Затем дайте ребенку следующую полоску и помогите ему продвигать ее «над» и «под» основой.

Вам надо показать ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски.

После того как полоски распределены правильно, закрепите их кусочком скотча.

Когда коврик будет закончен, похвалите ребенка и дайте ему ножницы, чтобы отрезать концы.

Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант


Ход занятия: под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд

Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Игра «Собери фигурки»

Занятие 14,15

Запомни слова.

Ход занятия: ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребенку предлагается две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

 игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

Игра с кубиками-мякишами «Кубики»

Пальчиковые игры

Еж» «Жук»  « Тук-тук»

«Мячик» « Посуда»

Игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

 «Круглый ушастик»

Цель: формирование умения снятия негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Описание: учитель наклеивает на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто – то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом снимается негативное состояние.

«Ласковые ладошки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

«Лимон»

Цель: формирование умения управления состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

«Майские жуки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети – майские жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.

На полянке, у реки,

Летают майские жуки.

Падают, устали!

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают.

Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке.

«Месим тесто»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети мнут тесто в руках, месят его, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.

«Мишки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети изображают медведей, выполняют различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мишки погулять.

Раз, два, три!

Ну – ка! Порычи!

После слов ведущего медведи дружно рычат, так, как им этого хочется.

«Мороженое»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Учитель: «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное.

игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом, мама будет строить домик для Мурзика, а ты для Шарика. После этого предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее ребенок и психолог кидают мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы ребенок в этих играх понимал, что в его силах добиться положительных результатов