Рабочая программа по башкирскому языку
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» .
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» | 27.95 КБ |
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература» | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» составлена
в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями),
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с последующими изменениями и дополнениями),
Законом Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013года №696-з,
Законом Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» от 15 февраля 1999 года № 216-з (с последующими изменениями),
приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с последующими изменениями и дополнениями),
санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2-2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993 (с последующими изменениями и дополнениями),
образовательной программой МОАУ СОШ №4,
Уставом МОАУ СОШ №4.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» разработана на основе примерной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (башкирский)» для 5-9 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения .
Формы организации учебного процесса, согласно ООП ООО МОАУ СОШ №4. Настоящая программа обеспечена учебниками.
Цель реализации рабочей программы:
- достижение планируемых результатов по предмету «Родной (башкирский) язык»
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, развитие речевых способностей, культуры речевого общения.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- получать знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, формировать аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;
- совершенствовать коммуникативные умения и культуру речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных 4 сферах и ситуациях его использования; обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- совершенствовать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Личностные результаты
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Развитое моральное сознание. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, Осознание значения семьи.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.
2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Смысловое чтение.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
3. Предметные результаты
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
Основное содержание учебного предмета
5 класс
Фонетика и орфоэпия – 5ч.
Фонетика. Специфические звуки башкирского языка. Алфавит. Гласные и согласные звуки башкирского языка. Правильное произношение слов.
Лексика и фразеология – 4ч.
Синонимы, антонимы и омонимы. Заимствованные слова. Фразеологические единицы.
Словообразование 4.ч.
Словообразование. Слог. Деление слов на слоги. Ударение.
Повторение. – 1ч.
Контрольные работы – 4ч.
6класс
Имя существительное – 6ч.
Собственные и нарицательные имена существительные. Склонение существительных по числам и по падежам. Образование существительных.
Имя прилагательное – 4ч.
Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Образование прилагательных.
Местоимение – 1ч.
Имя числительное – 1ч.
Повторение. – 2ч.
Контрольные работы – 4ч.
7 класс
Глагол – 4ч.
Наклонения глаголов. Формы глаголов.
Наречие – 2ч.
Разряды наречий. Степени сравнения наречий.
Служебные части речи – 4ч.
Союзы. Предлоги. Частицы. Междометия. Модальные слова.
Повторение. – 3ч.
Контрольные работы – 4ч.
8 класс
Синтаксис простого предложения – 2ч.
Словосочетание и предложение. Образование словосочетаний. Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание.
Члены предложения – 6ч.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Односоставные и двусоставные предложения. – 4ч.
Обособление. – 2ч.
Обращения. Водные слова и водные предложения. – 1ч.
Предложения с прямой речью – 1ч.
Повторение. – 1ч.
Контрольные работы – 1ч.
9 класс
Синтаксис простого предложения – 4ч.
Слово и предложение. Члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Синтаксис сложного предложения – 5ч.
Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложносинтаксическая конструкция.
Повторение. – 5ч.
Контрольные работы – 4ч.
Методическое обеспечение
Для реализации рабочей программы и получения результатов используется следующий педагогический инструментарий:
методы: словесные, наглядные, практические, примера,
исследовательские (обобщение, анализ, синтез, сравнение и др.);
формы: индивидуальная (дифференцированная), групповая, коллективная, круглый стол, викторина, дискуссия (дебаты), встречи с известными писателями, культурными и общественными деятелями,
экскурсии, посещение театров, музеев, выставок
педагогические технологии: проектная деятельность,учебноисследовательская деятельность, игровая, проблемно-диалогическое обучение, коллективно-творческая деятельность, информационнокоммуникационные.
Для формирования ИКТ-компетенций у учащихся, используются электронные образовательные средства: компьютер, проектор.
Активно используются электронные образовательные ресурсы: диски, он-лайн словарь, образовательные сайты:
Всероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа http://pedsovet.org Авторская методика обучения
http://www.metodika.ru Академия повышения квалификации работников
образования (АПКиППРО) http://www apkpro.ru Интел «Обучение для будущего»
http://www.iteach.ru Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на
уроках http://www.klyaksa.net Информационно-методический сайт
для учителей и школьников http://www moyashkola.net
Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО)
Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые
профессиональные сообщества http://www.mirbibigona.ru Сеть творческих учителей http://www.kolobok.ru Мультимедийные сказки
http://www.juja.ru Книги и дети http://www.bibliogid.ru Литературный журнал для детей и взрослых Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента https://region.bspu/он-лайн башкирский язык, БГПУ
https://www.bashkortostan.ru/(Информационный портал Республики Башкортостан)
http: tv-rb.ru/ (проекты Тамыра, телевизионные передачи) http: huzlck.bashqort.com/ (русско-башкирский онлайн словарь) http: www.kitap-ufa.ru(Башкирское издательство «Китап» имени ЗайнабБиишевой) http: ebook.bashnl.ru (Культурный мир Башкортостана) http: ebook.bashnl.ru (Национальная электронная библиотека РБ) http: www.bashenc.ru(Башкирская энциклопедия)
http: leph.bashedu.ru/publications/samouchitel.pdf (Самоучитель
башкирского языка) www.hobobo.ru/catalog(Башкирские сказки)
http:allmuz.org/melody (Бейеүкөйҙәре ,йырҙары)
Материально-техническое и информационное
обеспечение образовательного процесса.
Материально-техническое и информационное обеспечение процесса обучения родному языку в общеобразовательных организациях с родным (башкирским) языком обучения включает в себя следующее:
- учебное здание и пришкольная территория, отвечающие нормам санитарии и противопожарной безопасности и обеспечивающие необходимые условия для организации обучения;
- библиотека, оснащенная необходимым количеством учебников и методических пособий;
- учебники и другие наглядные средства обучения, в электронном и печатном виде;
- программы для контроля знаний учащихся 5–11 классов;
- словари различных типов, энциклопедии;
- справочные материалы;
- газеты и журналы для детей и подростков.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература» составлена в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями),
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с последующими изменениями и дополнениями),
Законом Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013года №696-з,
Законом Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» от 15 февраля 1999 года № 216-з (с последующими изменениями),
приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с последующими изменениями и дополнениями),
санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2-2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993 (с последующими изменениями и дополнениями),
образовательной программой МОАУ СОШ №4,
Уставом МОАУ СОШ №4.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» разработана на основе примерной образовательной программы по учебному предмету «Родная (башкирская) литература» для 5-9 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения .
Формы организации учебного процесса, согласно ООП ООО МОАУ СОШ №4. Настоящая программа обеспечена учебниками.
Цель реализации рабочей программы:
- достижение планируемых результатов по предмету «Родная (башкирская) литература»
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, развитие речевых способностей, культуры речевого общения.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- Воспитание личности, уважающей свой родной язык, владеющей им как русским языком, воспринимающей язык и литературу как значимую часть культуры, родной язык, как и русский язык, средством общения на одном уровне, язык как средство усвоения морально-этических норм общества, обычаев; а также морально устойчивой и патриотической личности.
- Понимание тесной связи родной литературы с этнокультурой, историей, русской литературой и литературой других народов. Использование возможностей литературного произведения в развитии речи, обогащении словарного запаса, развитии общественного, личного развития обучающихся, их познавательной деятельности.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их культуры речи, возможностей сознательного и правильного применения родного языка, усовершенствование их коммуникативных способностей.
- Будучи единственным предметом, преподаваемом на родном языке в общеобразовательном учреждении с русским языком обучения, направлено на воспитание молодого поколения в духе гражданина России, в воспитании их патриотами, понимании ими их этнического происхождения, знании ими истории родного народа, языка, духовной культуры.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Личностные результаты
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Развитое моральное сознание. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, Осознание значения семьи.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.
2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Смысловое чтение.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
3. Предметные результаты
-получить знания о том, что родная литература имеет свое место в жизни башкирского народа, ее общность с литературами других народов, ее особенностей;
-знать нормы этикета речи;
-уметь сравнивать литературно-теоретические понятия с аналогичными из русской литературы, определять их похожие и отличительные черты, выявлять оригинальные стороны;
-уметь оценивать эстетические функции родного языка при анализе литературных текстов.
Основное содержание учебного предмета
5 класс
Осень – 5ч.
С.Муллабаев «Радостное утро» . Башкирское народное творчество. М.Карим «Скворец» Башкирские шэжэрэ. А.Ягафарова « дружбой не шутят».
Зима – 7ч.
С.Алибаев «Зима». В.Ахмадиев «В зимнем лесу». М.Карим «Когда Дед
Мороз был маленьким». Ф.Тугызбаева «Новое платье». М.Карим «Слава-это не отцовская шапка». Кубаир «Сердце матери». Башкирские народные песни. Частушки.
Весна – 4ч.
Р.Назаров «Идет весна» . С.Алибаев «Кто принес весну?» Анекдоты. В.Исхаков «Медаль и мальчик». М.Гафури «Кто съел овцу?». Басня и аллегория.
Лето – 2ч.
С.Муллабаев «Щедрое лето» . Р.Султангареев «Если поработаешь.»
6класс
Учёба – источник знаний – 2ч.
Сегодня День знаний. Т.Давлетбирдина «Времена года»
Моя песня – Башкортостан. – 1ч.
Башкортостан. З,Биишева «Башкортостан»
История – 4ч.
Г.Хусаиноав « Исмагил Тасимович». Башкирские восстания (справка). Я.Хамматов «Северные амуры». Ш.Бабич «Для моего народа».
Природа родного края – 2ч.
Д.Буракаев «Уральские горы», Р.Бикбаев «Уралу».
Реки Башкортостана. «Красивые берега Агидели» (башк.нар.песня)
На горе сияет город. – 1ч.
Уфа. А.Камалов «Древние башкирские города»
Обычаи башкирского народа. – 2ч.
А.Кубагушев «Воронья каша вкусна ли?». Т.Карамышева
«Кукушкин чай».
Башкирские блюда. – 1ч.
Национальные блюда. М.Умутбаев «Башкирский курут» Н.Сафин «Бишбармак»
Родной язык – 1ч.
Башкирский язык. З.Биишева «Башкирский язык.»
Башкирское устное народное творчество – 1ч.
Народные поэты и писатели Башкортостана. – 1ч.
С дружбой мы сильны – 1ч.
М.Карим «Прощание».
7 класс
Башкирское народное творчество – 4ч.
Волшебные сказки «Золотое яблоко». Бытовые сказки «Золотая капля». Башкирские народные песни. Частушки.
Золотая осень – 1ч.
М Тажи “Золотая осень”. Ф.Рахимголова “Осень”
Учёба – источник знаний-1ч.
Н.Мусин «Скользкий мост»
Дружба в единении – 2ч.
Р.Сафин «Одноклассникам». Б.бикбай «Русский язык». А.Бикчентаев
«Бакенщики не плачут»
Труд. – 2ч.
М.Гафури «в саду цветов». Сабантуй. Д.Киекбаев «Родные и знакомые».
Башкортостан – родная земля.-1ч.
М.Карим «О берёзовом листе».
Белый снег идет.-1ч.
К.Кинябулатова «Здравствуй, белая зима!
Весёлая весна приходит.-4ч.
Г.Зайнашева «Спою про маму». Р.Нигмати «Весна пришла, весна!». Р.Гарипов «Жаворонок».
Язык – живой родник-1ч.
К.Аралбай «Башкирский язык».
Красивое лето - 1ч.
М.Гафури «Луг». Х.Назар «Летняя молния»
8 класс
Книга – источник знаний – 1ч.
Народное творчество – 1ч.
Осень – время труда и богатства- 2ч.
Учитель – какое красивое имя! – 1ч.
Башкортостан – золотая колыбель – 1ч.
Салават батыр – 1ч.
Зима – 2ч.
Славные годы… - 2ч.
Мама – солнце души – 1ч.
Громко весна приходит – 1ч.
Ай, Урал, мой Урал! – 1ч.
Прекрасное лето – 1ч.
9класс
Живые родники – 1ч.
Родная земля – 4ч.
Славная история – 5ч.
Вечный огонь – 2ч.
Единство - богатство навеки.-3с.
Методическое обеспечение
Для реализации рабочей программы и получения результатов используется следующий педагогический инструментарий:
методы: словесные, наглядные, практические, примера,
исследовательские (обобщение, анализ, синтез, сравнение и др.);
формы: индивидуальная (дифференцированная), групповая, коллективная, круглый стол, викторина, дискуссия (дебаты), встречи с известными писателями, культурными и общественными деятелями,
экскурсии, посещение театров, музеев, выставок
педагогические технологии: проектная деятельность,учебноисследовательская деятельность, игровая, проблемно-диалогическое обучение, коллективно-творческая деятельность, информационнокоммуникационные.
Для формирования ИКТ-компетенций у учащихся, используются электронные образовательные средства: компьютер, проектор.
Активно используются электронные образовательные ресурсы: диски, он-лайн словарь, образовательные сайты:
Всероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа http://pedsovet.org Авторская методика обучения
http://www.metodika.ru Академия повышения квалификации работников
образования (АПКиППРО) http://www apkpro.ru Интел «Обучение для будущего»
http://www.iteach.ru Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на
уроках http://www.klyaksa.net Информационно-методический сайт
для учителей и школьников http://www moyashkola.net
Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО)
Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые
профессиональные сообщества http://www.mirbibigona.ru Сеть творческих учителей http://www.kolobok.ru Мультимедийные сказки
http://www.juja.ru Книги и дети http://www.bibliogid.ru Литературный журнал для детей и взрослых Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента https://region.bspu/он-лайн башкирский язык, БГПУ
https://www.bashkortostan.ru/(Информационный портал Республики Башкортостан)
http: tv-rb.ru/ (проекты Тамыра, телевизионные передачи) http: huzlck.bashqort.com/ (русско-башкирский онлайн словарь) http: www.kitap-ufa.ru(Башкирское издательство «Китап» имени ЗайнабБиишевой) http: ebook.bashnl.ru (Культурный мир Башкортостана) http: ebook.bashnl.ru (Национальная электронная библиотека РБ) http: www.bashenc.ru(Башкирская энциклопедия)
http: leph.bashedu.ru/publications/samouchitel.pdf (Самоучитель
башкирского языка) www.hobobo.ru/catalog(Башкирские сказки)
http:allmuz.org/melody (Бейеүкөйҙәре ,йырҙары)
Материально-техническое и информационное
обеспечение образовательного процесса.
Материально-техническое и информационное обеспечение процесса обучения родному языку в общеобразовательных организациях с родным (башкирским) языком обучения включает в себя следующее:
- учебное здание и пришкольная территория, отвечающие нормам санитарии и противопожарной безопасности и обеспечивающие необходимые условия для организации обучения;
- библиотека, оснащенная необходимым количеством учебников и методических пособий;
- учебники и другие наглядные средства обучения, в электронном и печатном виде;
- программы для контроля знаний учащихся 5–11 классов;
- словари различных типов, энциклопедии;
- справочные материалы;
- газеты и журналы для детей и подростков.