Сведения о внеурочной деятельности
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка___________________________________________3.
Перспективное планирование программного содержания_____________9.
Средняя группа__________________________________________________9.
Старшая группа_________________________________________________14.
Подготовительная группа________________________________________17.
Методическое обеспечение программы. Технические средства. Учебно-наглядный материал и оборудование______________________________24.
Список использованной литературы______________________________25.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (далее Программа) разработана в соответствии:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
- На основе программы Колесниковой Е.В. «От А до Я».
Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Актуальность программы. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:
- требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;
- занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но главное, – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Цель программы: обучение основам коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.
Задачи программы.
- Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
- Подготовка в ходе дошкольного обучения личности, заинтересованной в изучении родного языка.
- Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
- Обеспечение качественной подготовки детей к обучению в начальной школе.
- Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
- Подготовка руки ребенка к письму.
Особенности программы.
Программа дополняет компонент образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного учреждения и предполагает решение образовательных задач на основе блочно-тематического построения. Содержание программы делится на 3 этапа обучения:
1БЛОК – первый год обучения (дети 4-5 лет);
2 БЛОК – второй год обучения (дети 5-6 лет);
3 БЛОК – третий год обучения (дети 6-7лет);
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков.
Способы и формы работы с детьми:
- Дидактические игры.
- Фонематические упражнения.
- Работа с текстами.
- Рисование.
Участники программы - дети 4 - 7 лет.
Срок реализации программы- 3 года.
Режим занятий – 2 раз в неделю во второй половине дня ( 4 - 5 лет – 20 минут, 5 - 6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут).
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.
Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.
Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:
- позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);
- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко - буквенных, графических средств;
- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;
- позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;
- снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.
В процессе реализации программы необходимо добиться:
-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);
-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;
-отслеживания динамики положительных изменений;
- своевременного закрепления достигнутых результатов.
Ожидаемый результат
1.Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:
умение ориентироваться в содержании этого общения,
выполнять поручения,
умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности.
3. Сформированность орфоэпической правильности речи.
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
наличие у него представления о модели и процессе моделирования
способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
составлению из слогов слов, из слов – предложений
знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Формы работы
Работа проводится с использованием доски, игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
Артикуляционная / речевая гимнастика
Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
Новый материал:
звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
буква, её образ и графическое написание
составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Работа с родителями
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Формы подведения итогов:
«Наши результаты»: сентябрь, май.
Перспективное планирование программного содержания
На учебный год
Средний возраст
Продолжительность образовательной деятельности
20 минут. Периодичность в неделю 2 раза.
Месяц | Неделя | Тема | |||
Сентябрь Октябрь | 1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | |||
2 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий. | ||||
3 | Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках. | ||||
4 | Звук «А». | ||||
1 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов, моделированием, рисование иголок ежикам. Звук «У». | ||||
2 | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо, рисование солнышка. Звук «О». | ||||
Ноябрь Декабрь | 3 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках. Звук «Ы». | |||
4 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. Звук «Э». | ||||
1 | Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках. Звук «И». | ||||
2 | Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, . Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | ||||
3 | Звук «Н-НЬ», рисование неваляшек, заучивание потешки | ||||
4 | Звуки «Б-БЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г.Сапгира. | ||||
1 | Звуки « «П-ПЬ».», знакомство с твердыми и мягкими согласнымизаучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушек зайчикам. Звуки «Д-ДЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках. | ||||
2 | |||||
3 | Звуки «Т-ТЬ», моделирование, заучивание стихотворения В.Берестова, рисование тучи и зонтика | ||||
4 | Звуки «Х-ХЬ», моделирование | ||||
Январь | 2-3 | Закрепление пройденного материала.. | |||
4 | Звуки «Г-ГЬ», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г.Сапгира. | ||||
Февраль | 1 | Звуки «К-КЬ», моделирование закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | |||
2 | Звуки «З-ЗЬ», моделирование, рзаучивание стихотворения Е.Александровой . | ||||
3 | Звуки«С-СЬ», моделирование, заучивание стихотворения С.Михалкова | ||||
4 | Закрепление пройденного материала.. | ||||
Март | 1 | Звук «Ф». моделирование, заучивание стихотворения | |||
2 | Звук «В». моделирование, заучивание стихотворения | ||||
3 | Звук «Ш», рисование шариков, заучивание потешек | ||||
4 | Звук «Ж», моделирование, рисование дорожек, , заучивание стихотворения. | ||||
Апрель | 1 | Закрепление пройденного материала.. Звук «Л-ЛЬ », моделирование, заучивание стихотворения | |||
2 | Звуки «Р-РЬ», заучивание стихотворения О.Высотской, закрашивание предметов | ||||
3 | Звук «Щ », моделирование, заучивание стихотворения Д.Хармса, закрашивание овощей | ||||
4 | Звук «Ч », моделирование, заучивание стихотворения | ||||
Май | 1 | Звук«Ц», заучивание стихотворения | |||
2 | Звук«Й», заучивание стихотворения | ||||
3 | Повторение пройденного материала (гласные звуки). | ||||
4 | Повторение пройденного материала (согласные звуки). | ||||
Старший возраст
Продолжительность образовательной деятельности
25 минут. Периодичность в неделю2 раза.
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1 | Звук и буква А. |
2 | Звук и буква О. | |
3 | Звук и буква У. | |
4 | Звук и буква Ы. | |
Октябрь | 1 | Звук и буква Э. |
2 | Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала. | |
3 | Звук и буква Л, чтение слогов. | |
4 | Звук и буква М., чтение слогов, чтение слов, ударение. | |
Ноябрь | 1 | Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов. |
2 | Звук и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. | |
3 | Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слов, чтение слогов. | |
4 | Буква Я, чтение слов, чтение слогов, чтение предложения. | |
Декабрь | 1 | Буква Ю, чтение слов, чтение слогов. |
2 | Буква Е, чтение слогов, чтение слов, составление предложений. | |
3 | Буква Ё, чтение слогов, чтение слов. | |
4 | Звук и буква И, чтение слогов, чтение слов. | |
Январь | 1 | Закрепление пройденного материала. |
2 | Звуки Г-К, ГЬ-КЬ, буквы Г, К, чтение слогов, составление предложений и условная запись предложения. | |
3 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ, буквы Д, Т, чтение слогов, чтение предложения. | |
4 | Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ, буквы В,Ф, чтение слогов, чтение предложения. | |
Февраль | 1 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ, буквы З, С, чтение слогов, чтение слов. |
2 | Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов, чтение слов, чтение предложения. | |
3 | Звуки Х-ХЬ, буква Х, чтение слогов, чтение слов, чтение предложения. | |
4 | Звуки и буквы Ж-Ш, чтение слогов, чтение слов. | |
Март | 1 | Звуки и буквы Ч-Щ, чтение слогов, чтение предложения. |
2 | Звук и буква Ц, чтение слогов, чтение слов, стихотворных текстов. | |
3 | Звук и буква Й, чтение слов, стихотворных текстов. | |
4 | Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов. | |
Апрель | 1 | Буква Ъ, чтение слов, стихотворных текстов. |
2 | Закрепление пройденного материала: чтение слогов, чтение слов, чтение предложения. |
3 | Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений. | |
4 | Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение стихотворений. | |
Май | 1-3 | Закрепление пройденного материала. |
Подготовительный возраст
Продолжительность образовательной деятельности
30 минут.
Периодичность в неделю
2 раза.
Месяц | Неделя | Тема | ||||
Сентябрь | 1 | «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец). | ||||
2 | «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. «Прочитай и допиши правильно». | |||||
3 | «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт». | |||||
4 | «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр.«Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку. | |||||
Октябрь | 1 | «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку. | ||||
2 | «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | |||||
3 | «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | |||||
4 | «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку. | |||||
Ноябрь | 1 | «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку. | ||||
2 | «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку. | |||||
3 | «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку. | |||||
4 | «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку. | |||||
Декабрь | 1 | «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку. | ||||
2 | «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку. | |||||
Январь | 1 | «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку. | ||||
2 | «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок. | |||||
Февраль | 1 | «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы. | ||||
2 | «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку. | |||||
3 | «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку. | |||||
4 | «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку. | |||||
Март | 1 | «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку. | ||||
2 | «8 Марта». Чтение стихотворения Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме. | |||||
3 | «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку. | |||||
4 | «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку. | |||||
Апрель | 1 | «Ребусы». Разгадывание ребусов. | ||||
2 | «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов. | |||||
3 | «Скоро в школу». Чтение стихотворений и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. | |||||
Май | 1 | Повторение – закрепление. | ||||
2 | Повторение – закрепление. |
*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
Технические средства. Учебно-наглядный материал и оборудование
Технические средства обучения:
Интерактивное оборудование
Учебно-наглядный материал и оборудование: Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.
1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».
2. Рабочие тетради для детей:
- «От А до Я»;
- «Я начинаю читать».
3. Дополнительный материал:
«Запоминаю буквы»;
«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
«Я уже читаю».
Список использованной литературы
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
- Бугрименко Е.А. Учимся читать и писать. – М.: Знание, 1994.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
- Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа – Пресс, 1998.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. От А до Я. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. Я начинаю читать. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Колесникова Е.В. От слова к звуку. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Мышковская М. Азбука. – Рига, 1995.
- Новотворцева Н.В. Артикуляционная гимнастика. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Новотворцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 1996.