Сведения о внеурочной деятельности

Адывар Айлана Радионовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_chaa.docx82.97 КБ
Файл plan_kruzhka_gramoteyka.docx205.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения о внеурочной деятельности

Наименование кружка

Разработанная учебно-програмная документация

Дата и № протокола утверждения учебно-програмной документации

«Грамотейка»

Рабочая программа кружка «Грамотейка»

C:\Users\1253126\Downloads\тит лист кружка 001.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\1253126\Downloads\тит лист кружка 001.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка___________________________________________3.

Перспективное планирование программного содержания_____________9.

Средняя группа__________________________________________________9.

Старшая группа_________________________________________________14.

Подготовительная группа________________________________________17.

Методическое обеспечение программы. Технические средства. Учебно-наглядный материал и оборудование______________________________24.

Список использованной литературы______________________________25.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (далее Программа) разработана в соответствии:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
  2. На основе программы Колесниковой Е.В. «От А до Я».

Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

Актуальность программы. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:

  • требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;
  • занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но главное, – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Цель программы: обучение основам коммуникации, обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, подготовка к овладению письмом и чтением детей дошкольного возраста.

Задачи программы.

  1. Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
  2. Подготовка в ходе дошкольного обучения личности, заинтересованной в изучении родного языка.
  3. Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
  4. Обеспечение качественной подготовки детей к обучению в начальной школе.
  5. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
  6. Подготовка руки ребенка к письму.

Особенности программы.

Программа дополняет компонент образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного учреждения и предполагает решение образовательных задач на основе блочно-тематического построения. Содержание программы делится на 3 этапа обучения:

1БЛОК – первый год обучения (дети 4-5 лет);

2 БЛОК – второй год обучения (дети 5-6 лет);

3 БЛОК – третий год обучения (дети 6-7лет);

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков.

Способы и формы работы с детьми:

  • Дидактические игры.
  • Фонематические упражнения.
  • Работа с текстами.
  • Рисование.

Участники программы - дети 4 - 7 лет.

Срок реализации программы- 3 года.

Режим занятий – 2 раз в неделю во второй половине дня ( 4 - 5 лет – 20 минут, 5 - 6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут).

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

В программе большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

В течение занятия предусмотрены физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.

Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка.

Использование рабочей тетради имеет большое значение, так как:

- позволяет широко применять наглядный метод обучения и практические задания (проблемно-поисковый метод);

- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко - буквенных, графических средств;

- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

- способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;

- формирует навык самоконтроля и самооценки;

- способствует формировании. Умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом;

- позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;

- снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.

В процессе реализации программы необходимо добиться:

-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);

-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;

-отслеживания динамики положительных изменений;

- своевременного закрепления достигнутых результатов.

Ожидаемый результат

1.Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения:

умение ориентироваться в содержании этого общения,

выполнять поручения,

умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации.

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности.

3. Сформированность орфоэпической правильности речи.

4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

наличие у него представления о модели и процессе моделирования

способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги

составлению из слогов слов, из слов – предложений

знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Формы работы

Работа проводится с использованием доски, игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

Артикуляционная / речевая гимнастика

Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение

Новый материал:

звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков

буква, её образ и графическое написание

составление и чтение слогов с данной буквой, чтение

составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения

Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Формы подведения итогов:

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Перспективное планирование программного содержания

На учебный год

Средний возраст

Продолжительность образовательной деятельности

20 минут. Периодичность в неделю 2 раза.

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

Октябрь

1

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

2

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий.

3

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.

4

Звук «А».

1

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов, моделированием, рисование иголок ежикам.

Звук «У».

2

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо, рисование солнышка.

Звук «О».

Ноябрь

Декабрь

3

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках.

Звук «Ы».

4

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. Звук «Э».

1

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках. Звук «И».

2

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек,

. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.

3

Звук «Н-НЬ», рисование неваляшек, заучивание потешки

4

Звуки «Б-БЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г.Сапгира.

1

Звуки « «П-ПЬ».», знакомство с твердыми и мягкими согласнымизаучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушек зайчикам.

Звуки «Д-ДЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.

2

3

Звуки «Т-ТЬ», моделирование, заучивание стихотворения В.Берестова, рисование тучи и зонтика

4

Звуки «Х-ХЬ», моделирование

Январь

2-3

Закрепление пройденного материала..

4

Звуки «Г-ГЬ», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г.Сапгира.

Февраль

1

Звуки «К-КЬ», моделирование закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.

2

Звуки «З-ЗЬ», моделирование, рзаучивание стихотворения Е.Александровой

.

3

Звуки«С-СЬ», моделирование, заучивание стихотворения С.Михалкова

4

Закрепление пройденного материала..

Март

1

Звук «Ф». моделирование, заучивание стихотворения

2

Звук «В». моделирование, заучивание стихотворения

3

Звук «Ш», рисование шариков, заучивание потешек

4

Звук «Ж», моделирование, рисование дорожек, , заучивание стихотворения.

Апрель

1

Закрепление пройденного материала..

Звук «Л-ЛЬ », моделирование, заучивание стихотворения

2

Звуки «Р-РЬ», заучивание стихотворения О.Высотской, закрашивание предметов

3

Звук «Щ », моделирование, заучивание стихотворения Д.Хармса, закрашивание овощей

4

Звук «Ч », моделирование, заучивание стихотворения

Май

1

Звук«Ц», заучивание стихотворения

2

Звук«Й», заучивание стихотворения

3

Повторение пройденного материала (гласные звуки).

4

Повторение пройденного материала (согласные звуки).

Старший возраст

Продолжительность образовательной деятельности

25 минут. Периодичность в неделю2 раза.

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

Звук и буква А.

2

Звук и буква О.

3

Звук и буква У.

4

Звук и буква Ы.

Октябрь

1

Звук и буква Э.

2

Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала.

3

Звук и буква Л, чтение слогов.

4

Звук и буква М., чтение слогов, чтение слов, ударение.

Ноябрь

1

Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов.

2

Звук и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения.

3

Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слов, чтение слогов.

4

Буква Я, чтение слов, чтение слогов, чтение предложения.

Декабрь

1

Буква Ю, чтение слов, чтение слогов.

2

Буква Е, чтение слогов, чтение слов, составление предложений.

3

Буква Ё, чтение слогов, чтение слов.

4

Звук и буква И, чтение слогов, чтение слов.

Январь

1

Закрепление пройденного материала.

2

Звуки Г-К, ГЬ-КЬ, буквы Г, К, чтение слогов, составление предложений и условная запись предложения.

3

Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ, буквы Д, Т, чтение слогов, чтение предложения.

4

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ, буквы В,Ф, чтение слогов, чтение предложения.

Февраль

1

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ, буквы З, С, чтение слогов, чтение слов.

2

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов, чтение слов, чтение предложения.

3

Звуки Х-ХЬ, буква Х, чтение слогов, чтение слов, чтение предложения.

4

Звуки и буквы Ж-Ш, чтение слогов, чтение слов.

Март

1

Звуки и буквы Ч-Щ, чтение слогов, чтение предложения.

2

Звук и буква Ц, чтение слогов, чтение слов, стихотворных текстов.

3

Звук и буква Й, чтение слов, стихотворных текстов.

4

Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов.

Апрель

1

Буква Ъ, чтение слов, стихотворных текстов.

2

Закрепление пройденного материала: чтение слогов, чтение слов, чтение предложения.

3

Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений.

4

Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение стихотворений.

Май

1-3

Закрепление пройденного материала.

Подготовительный возраст

Продолжительность образовательной деятельности

30 минут.

Периодичность в неделю

2 раза.

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

«Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

2

«Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. «Прочитай и допиши правильно».

3

«Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

4

«Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр.«Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

Октябрь

1

«В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

2

«Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

3

«Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

4

«Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

Ноябрь

1

«Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

2

«Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

3

«Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

4

«Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

Декабрь

1

«Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

2

«Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

Январь

1

«Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

2

«Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

Февраль

1

«Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

2

«Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

3

«Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

4

«Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

Март

1

«Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

2

«8 Марта». Чтение стихотворения Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

3

«Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

4

«Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

Апрель

1

«Ребусы». Разгадывание ребусов.

2

«Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

3

«Скоро в школу». Чтение стихотворений и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

Май

1

Повторение – закрепление.

2

Повторение – закрепление.

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

Технические средства. Учебно-наглядный материал и оборудование

Технические средства обучения:

Интерактивное оборудование

Учебно-наглядный материал и оборудование: Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.

1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Рабочие тетради для детей:

- «От А до Я»;

- «Я начинаю читать».

3. Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
  2. Бугрименко Е.А. Учимся читать и писать. – М.: Знание, 1994.
  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа – Пресс, 1998.
  5. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  6. Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  8. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  9. Колесникова Е.В. От А до Я. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  10. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  11. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  12. Колесникова Е.В. От слова к звуку. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  13. Мышковская М. Азбука. – Рига, 1995.
  14. Новотворцева Н.В. Артикуляционная гимнастика. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  15. Новотворцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 1996.