Консультация для родителей
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развиваем память детей дошкольного возраста»
Память - важнейший психологический процесс, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятие физической культурой, трудом основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Выполняя ту или иную, деятельность ребенок запоминает предметы, явления, других людей, отношения, движения, мысли и чувства. Все это - объекты запоминания.
Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть к 7 годам все виды памяти: словесно-логическая, зрительная, двигательная, образная, эмоциональная и другие виды памяти.
Двигательная память- это запоминание и воспроизведение различных движений. Она служит для формирования различных умений (ходьба, письмо, трудовые навыки). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Слабое развитие двигательной памяти ведет за собой сложности в освоении письма и трудовых умений.
Образная память ярче проявляется у детей и подростков, а в дальнейшем она ярко проявляется в различных видах профессий: художников, музыкантов, поваров, дегустаторов и т.д.
Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Она важнейшее условие нравственного развития человека, лежит в основе формирования привычек. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей и понятий.
Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов. Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как быстро запоминает, как воспроизводит. Кроме индивидуальных, есть еще и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти.
Большую роль в развитии памяти ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления, а также двигательные впечатления очень существенно влияют на формирование навыков: бега, прыжков, застегивания пуговиц, шнуровки ботинок и т.д.
Чем младше ребенок, тем более ярче выступают его чувства, прежде всего удовольствия и неудовольствия от того, что он увидел, сделал, получил. Память ребенка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. У детей этого возраста сильно развито механическое запоминание.
Основную роль в развитии памяти играет процесс обучения, существуют правила формирования памяти:
- Память развивается в действии, только нагружая и используя память, можно развивать ее.
- Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше развивается его память.
- Быстрее и точнее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка.
- Эффективнее запоминается то, что объединено в единое целое.
Когда дети пойдут учиться, им придется очень многое заучивать наизусть, запоминать. Это будут не только буквы и цифры, а слова, тексты, формулы, правила, схемы. Для того каждый ребенок должен освоить приемы запоминания. Занимаясь с ребенком по 15-20 минут ежедневно, родители смогут развивать память, готовить его к школе.
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти.
1. «РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОВ» Это упражнение следует сопровождать беседой о временах года, их признаках, например: «Зима» «Весело сияет месяц над селом, белый снег сверкает синим огоньком»
« Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна»
2. «ПЕРЕСКАЖИ СКАЗКУ» Чтение сказок способствует развитию слуховой памяти. Лучше использовать сказки с острым захватывающим сюжетом, такие как «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Кот петух и лиса», «Смоляной бычок «. Сказки прочитываются не один раз. Затем провести беседу по сюжету при помощи вопросов. Эти вопросы облегчают понимание и запоминание с одной стороны, а с другой стороны развивают смысловую, логическую память ребенка.
Вопросы: 1. Назови главного героя сказки?
2. Что было запрещено делать одному из героев сказки?
3. Кому именно?
4. Был ли нарушен запрет?
5.Кто спасал героя?
6. Каков конец сказки?
7. Чему учит сказка?
3. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» Эта игра развивает зрительную память и внимание. Продемонстрируйте ребенку картинку с изображением 5 предметов, назовите их. Затем продемонстрируйте другую картинку, спросите, какие предметы появились вновь?
4. «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?» Это упражнение развивает зрительную память. В течение 20 секунд предложите ребенку посмотреть на ряд из 5 игрушек. Затем уберите незаметно 1 игрушку. Предложите ребенку отгадать, какой игрушки не хватает?
Затем усложните задание:
1. Увеличьте количество игрушек.
2. ничего не убирая, поменяйте игрушки местами.
Игра воспринимается как новая, если обновить набор игрушек.
5. «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» Это упражнение развивает зрительную память, восприятие. Используются 2 одинаковые картинки. Одна целая, а другая должна быть разрезана на части. Предложите ребенку собрать картинку сначала по образцу, а затем по памяти.
6. «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ» Это упражнение развивает зрительную память и восприятие. Предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30-60 секунд на картинку и запомнить ее. Затем предложите ребенку другую картинку, где немного изменены детали 1-й картинки. Спросите у ребенка, что изменилось?
7. «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ» Это упражнение развивает зрительную память. На листе бумаги нарисован узор, предложите ребенку в течение 1 минуты посмотреть на узор, затем воспроизведите его по памяти.
8. «БУСЫ» Это упражнение развивает зрительную память, внимание, восприятие. Предложите ребенку посмотреть из каких геометрических фигур состоят бусы. Затем попросите нарисовать точно такие же бусы.
9. «ВОСПРОИЗВЕДИ РАССКАЗ» Это упражнение способствует развитию смысловой памяти ребенка. Сначала читают рассказ, затем попросите воспроизвести рассказ ближе к тексту. Важно чтобы был понят смысл рассказа. Если ребенок затрудняется, нужно задавать ему вопросы. Например:
« Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро и упал. Ушиб Ваня ножку и у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку и она перестала болеть.
Вспомогательные вопросы:
- Как звали мальчика?
- Что с ним случилось?
- Кто помог мальчику?
- Чем закончился рассказ?
10. «ВЫУЧИ ЗАГАДКУ» Это упражнение развивает слуховую память. Прочитайте ребенку загадку. Попросите ребенка отгадать ее, спросите ребенка , что он еще знает об этом персонаже. Попросите его нарисовать рисунок. Затем попросите ребенка воспроизвести текст загадки.
« Очень толстый, очень злой, с длинной черной бородой,
Он из сказки « Буратино», хочет наказать Мальвину?»
(Карабас-Барабас)
11. «ОПИШИ ИГРУШКУ» Это упражнение развивает непроизвольную память. Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем рассказать о ней. После рассказа ребенка игрушку нужно убрать. Затем в течение 30 минут ребенок может позаниматься любым другим делом. После этого попросите ребенка по памяти рассказать об игрушке. Можно усложнить упражнение, предложив 2 игрушки.