Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
| Игра: «Шарики и кубики». Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры. Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета. Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям педагога). |
Игра: «Большой – маленький» Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький. Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики. Ход игры: Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.
| Игра: «Ориентировка в форме и цвете». Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных. Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. Ход игры: Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?» |
Игра: «Чудесный мешочек». Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный. Оборудование: мешочек, шары, кубики. Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить. Игра: «Большие и маленькие». Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении. Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий: 1) Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол. 2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой. Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».
| Игра «Дом большой, дом маленький» Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения. Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь. Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой". У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны), А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).
|
Игра: «Какой?». Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их. Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка. Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.
| Игра: «Собери букет». Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря. Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов. Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки. После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).
|
Игра «Чудесная корзинка» Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных. Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви). Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
| Игра: «Что сделал зайчик». Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений. Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы. Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».
|
Игра: «Одень куклу». Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать. Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка). Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?
| Игра: «Веселый кубик» Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом. Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит). Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие. «Крутись, вертись, На бочок ложись!»
|
Игра: «Кто больше?». Цель: Расширение предикативного словаря. Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки). Речевой материал: Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста). Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д. Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста). Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.
|
Игра: «Летает — ползает — прыгает». Цель: Расширение предикативного словаря. Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка. Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.
|
Игра: «Кто что может делать?» Цель: Расширение предикативного словаря. Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать. Речевой материал: повар... (варить, жарить, резать, солить); уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать); продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т.д.
|
Игра: «Где же наши ручки?» Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом. Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?». Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.
|
Игра: «Маша-растеряша» Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки». Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка. Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина? Была у мамы Маша, Дочка-растеряша. Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять. Мяч куда-то закатился, Мишка с полочки свалился. С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем. Варианты: игра с предметами других лексических групп.
| Игра: «Компот для Белки». Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции. Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива), две кастрюли. Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы. Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.
|
Игра: «Кому что?» Цель: Активизация номинативного словаря, развитие мыслительных операций. Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда. Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор. Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.
| Игра: «Соберем урожай». Цель: Развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза. Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки. Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку. Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.
|
Игра: «Ощупай, угадай, назови». Цель: Развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка), красивая коробка. Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.
Хвост крючком, Нос пяточком, Им землю копает, Хрюкает, не лает.
| У нее четыре лапки, На лапках – коготки-царапки. Мышей ловит, Молочко лакает, Песни распевает: - Мяу-мяу! |
Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.
| Игра: «Ориентировка в величине» (2 контрастные величины). Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.) Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков. Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай как?) по подражанию действиям педагога).
|