Работа с родителями

Даниленко Марина Геннадьевна

Реализую работу по развитию взаимодействия с родителями обучающихся через проведение мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций, привлечение к осуществлению проектов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №89 «Крепыш»

Консультация для родителей на тему:

«Пальчиковая гимнастика как инструмент нейролепки

и средство развития речи»

   

Составитель: Даниленко МГ

Сургут, 2021

Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.  Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, активизируем зоны, отвечающие за речь.

В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений. А в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи логопедами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

Когда начинать заниматься

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп.  В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить.

С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошую подвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
  • помощь детям с задержкой в развитии речи;
  • подготовка руки к письму у старших дошкольников;
  • тренировка внимания, пространственного мышления;
  • воспитание эмоциональной выразительности.

Как играть в пальчиковые игры

В своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.

Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  комбинированного вида детский сад №89 «Крепыш»

Консультация для родителей

на тему:

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи»

Составитель:

воспитатель: Даниленко МГ

Сургут 2022

Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.  Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, активизируем зоны, отвечающие за речь.

В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений. А в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи логопедами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

Когда начинать заниматься

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп.  В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить.

С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошую подвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
  • помощь детям с задержкой в развитии речи;
  • подготовка руки к письму у старших дошкольников;
  • тренировка внимания, пространственного мышления;
  • воспитание эмоциональной выразительности.

Как играть в пальчиковые игры

В своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.

Перед игрой  с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  комбинированного вида детский сад №89 «Крепыш»

Конспект

мастер - класс с родителями по рисованию песком (пескография)

на тему: «Спасем морских животных»

в группе компенсирующего развития  (с 3до 7 лет)

«Золотой петушок»

составитель:

Даниленко Марина Геннадьевна

Мастер-класс с родителями по рисованию песком (пескография)

Тема: «Спасем морских животных»

Цель: Развитие художественно-творческих способностей родителей на основе техники «пескография» (рисование песком).

Задачи:

-Познакомить с техникой рисования песком «Пескография».

-Учить рисовать осьминога, используя разные способы рисования.

-Развивать, фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

-Воспитывать эстетическое восприятие.

Предварительная работа:

Консультация для родителей «О пользе рисования песком».

Материалы: интерактивная песочница, кварцевый песок, ракушка, послание, набор игрушек морские обитатели, музыкальное сопровождение «Звук моря».

План проведения мероприятия:

1. Организационный момент - Приветствие.

2. Вводная часть – Создание игровой ситуации.

3. Практическая часть -Рисование песком.

4. Заключительная часть -Обсуждение работы

1. Воспитатель: Приветствие:

Заходя к нам, скорей улыбнитесь

Занесите искру добра

В мир фантазий детей окунитесь

В нем так много уюта, тепла.

Погрузите Ваши ладошки

В наш нежнейший белый песок

Пусть утихнут ваши тревоги

И беда пусть пройдет стороной.

Перед тем, как мы начнем наш мастер-класс. Я о расскажу о правилах поведения:

- песок не разбрасывать;

- не высыпать за бортики песочницы - не сыпать высоко - не дуть на песок;

- отряхивать руки после манипуляций с песком.

Воспитатель: Все взрослые, запомнили правила (ответы родителей).

2. Посмотрите, у нас на столе лежит морская ракушка, а в ней послание.

Мы, морских обитателей оказались в плену у страшной морской ведьмы «Горгулии», чтобы нас спасти нужно позвать на помощь осьминога. Только Вы сможете нам помочь!

Воспитатель: ну, что, поможем морским обитателям? (ответы родителей). Пора отправляться на морское дно, надеваем скафандры и вперед! Давайте глубоко вдохнем и задержим дыхание. (повторить 2-3 раза). Теперь дышим полной грудью и опускаемся на морское дно.

На морском дне тишина,

Не видно и пузырька.

Там бедные животные сидят.

И выбраться, очень хотят.

На столе имитация морского дна, нарисован лабиринт, в конце лабиринта изображена пещера, в которой находятся морские животные.

Воспитатель: вспомните, что говорилось в послании.

Кто должен спасти морских обитателей? (Ответы родителей.)

3. Итак, приступим к рисованию осьминога:

Прикладываем ладошку к песку, оставляем отпечаток ладошки-это будет туловище нашего осьминога.

Набираем щепотку песка с помощью большого и указательного пальца-делаем глаза осьминогу.

Далее украшаем своего осьминога, методом насыпа-песок зажимается в кулачке, с помощью него можно сделать прямые, изогнутые линии, пальцами дополняем изображение.

Воспитатель: Какие замечательные осьминоги у нас получились! А теперь давайте освободим наших морских обитателей, для этого нужно пройти лабиринт, проводим линию пальцем, не задевая края лабиринта. Молодцы! Мы освободили морских обитателей! Теперь нам нужно возвращаться! Задержим дыхание и теперь дышим полной грудью. Мы оказались на суше.

4. Воспитатель:

1) Что было самым сложным при выполнении изображения осьминога? (Ответы родителей.)

2) Что показалось наиболее интересным? (Ответы родителей.)

3) Был, ли для Вас полезен мастер-класс? (Ответы родителей.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №89 «Крепыш»

Конспект

 педагогического часа для родителей

на тему: «Волшебная песочница как основа «ручного интеллекта»

в группе компенсирующего развития  (с 3до 7 лет)

«Золотой петушок»

                                       составитель:

Даниленко Марина Геннадьевна

Педагогический час для родителей на тему: «Волшебная песочница как основа «ручного интеллекта».

Интерактивная песочница - самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности детей; инструмент развития познавательной сферы детей. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в Волшебную Вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые они могут изменить в одно мгновение.

Песочная терапия в интерактивной песочнице:

    Улучшает координацию движения

    Развивает сенсорное восприятие

    Стабилизирует психологическое состояние, снимает напряжение

    Совершенствует предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

    Более гармонично и интенсивно способствует развитию всех познавательных функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речи и моторики.

    Развивает пространственное воображение, фантазию

    Существенно усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно

    Мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

    Уменьшает невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками.

Интерактивная песочница является своеобразной моделью окружающего мира, в которой ребенок может "проиграть" и отпустить всё, что его беспокоит.

В песочнице создается дополнительный  акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор, вулканов и многих других поверхностей. Песочница дает детям возможность своими руками создать собственный мир, который можно изменить одним движением руки. Ребенок лучше освоит материал, когда своими руками построит Байкал, Уральские горы, либо сделает реконструкцию Куликовской битвы.

С помощью интерактивной песочницы можно изучать: географию, историю, астрономию, природоведение, ОБЖ, естествознание, биологию и даже иностранные языки. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более гармонично и интенсивно происходит развитие познавательной сферы учащихся. Развивающий и коррекционный эффект достигается за счет пластических свойств песка, который способствует тактильной стимуляции, развитию мелкомоторных движений, увеличению манипулятивных комбинаций и речевому (звуковому) сопровождению игрового или образовательного процесса. Игровой режим расширяет представление детей о мире, погружает в особенности природных явлений, радует и волнует своей красотой. Ребенок находит ответы на многие вопросы, а педагог имеет возможность осветить любые темы, связанные с окружающим миром, взаимосвязью человека и природы.

Примеры познавательных игр в интерактивной песочнице

• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)

• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)

• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)

• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)

•игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).

Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:

• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)

• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)

• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)

• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)

При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.

Занятия в интерактивной песочнице должны базироваться на определенных принципах. Это поможет проводить занятия с наибольшим эффектом.

Комфортная среда для ребёнка. Любое занятие должно быть местом, где дети чувствуют себя в безопасности, где они могут свободно творить и где их идеи не оцениваются с негативной стороны. Интерактивная песочница создаёт уютную атмосферу для занятий, с помощью направленного светового потока и приглушённого света в кабинете.

Инструкция к играм в сказочной или стихотворной форме.  Так дети лучше усваивают правила. К тому же, они, таким образом, развивают свою фантазию и творческий подход. Не нужно бояться изменять знакомые сказки или придумывать  новые, к этому процессу можно подключать и детей. А интерактивная песочница с помощью цветовой стимуляции надолго удерживает внимание даже маленьких детей.

Контакт со взрослым.  Взрослый с детьми должен выстроить открытые отношения, где каждый ребёнок может свободно обмениваться впечатлениями, проговаривать свои ощущения. Интерактивная песочница вызывает восторженные эмоции у детей, это поможет педагогу получить их доверие и по-настоящему заинтересовать темой занятия.

Упражнения подходящие возрастным и индивидуальным особенностям детей

Важно выбирать оптимальную сложность упражнений, чтобы детям было немного трудно их выполнять. Так вы развиваете моторное планирование, что способствуют гармоничному развитию. Для этого в интерактивной песочнице есть градация по уровням сложности. Можно легко подбирать необходимую сложность под каждого ребёнка.

"Проживание" разных ситуаций в игровой форме

У ребёнка в процессе игры осуществляется взаимный переход "воображаемого" в "реальное" и наоборот. Это помогает ему осознать, какой поступок он совершил: правильный или ошибочный. В интерактивной песочнице разработаны специальные режимы для проживания ситуаций в игровой форме и для оценки своих действий.

"Оживление" абстрактных символов

Когда ребёнок взаимодействует с цифрами или геометрическими фигурами, он лучше усваивает знания. А режимы интерактивной песочницы визуализируют на новом уровне абстрактные понятия.

Не смотря на явную популярность и все более проявляемый интерес педагогов и родителей к данному методу, необходимо знать, что есть состояния и заболевания, при которых без разрешения врача, применять песочную терапию не следует.

 К таким противопоказаниям относятся:

    синдром дефицита внимания;

    эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;

    синдром навязчивых движений, при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения, они будут мешать и злить ребенка;

    аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;

    туберкулез;

    тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;

    детский возраст до 1,5-2 лет.

Интерактивная песочница состоит из:

    Корпуса с резервуаром для песка;

    Управляющего компьютера;

    Монитора пользователя для переключения программ;

    Проектора;

    Сенсора определения глубины песка;

    Специального программного обеспечения.

Как работает интерактивная песочница?

В оборудование встроен сенсор для определения глубины. Он подключен к компьютеру. Сенсор замеряет расстояние от проектора до песка. Специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и дает проектору команды, каким цветом освещать конкретный участок песка. На песок проецируются текстуры настоящих природных объектов: морей и рек, равнин и гор, вулканов водопадов. Данный принцип создает эффект дополненной реальности, позволяющий в обычных условиях познакомить детей с недоступными объектами, явлениями окружающего мира. Таким образом, перед детьми открываются живописные пейзажи, которые он может легко изменить, создав свою картину, ситуацию: увидеть ледниковый период, выкопать озеро, построить вулкан, вырастить цветок, управлять водопадом. Также можно изучать цвета, формы, размеры предметов, группировать по нескольким сенсорным признакам.

Использование интерактивной песочницы требует методического сопровождения. В процессе работы мы используем основные дидактические принципы, методы и приемы, требования ФГОС ДО, а также ориентируемся на рекомендации разработчиков интерактивной песочницы и труды специалистов-кураторов https://isandbox.ru/posly-es-poznakomilis-s-pesochnicej-isandboх

Таким образом, можно выделить следующие этапы взаимодействия с песочницей:

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям, ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать, детям делать, самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины сопровождаются созданием игровых ситуаций, рассказами педагога, беседами на соответствующую тему, художественным словом, музыкальным сопровождением, звуковыми эффектами. Кроме того, большую мотивационную помощь оказывают дополнительные предметы (наборы животных, муляжей, песочные наборы). Обучающая программа разделена на режимы: «Вулкан», «Раскраска», «Формы и цвета», «Море», «Водопад», «Карта высот». Также детям предлагаются игры «Танчики», «Битва кощеев и драконов», «Шарики».

Использование в образовательном процессе интерактивной песочницы позволило существенно повысить познавательную и творческую мотивацию детей, способствовало более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закреплению и обобщению пройденного материала. Также учит детей работать в команде и уважать труд других людей. Таким образом, интерактивную песочницу можно считать полифункциональным средством гармоничного развития детей дошкольного возраста, оборудованием, позволяющим педагогу осуществлять эффективную инновационную деятельность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 «Крепыш»

План - конспект интегрированного занятия

детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

в группе «Золотой петушок»

(для родителей)

Составитель:

М.Г.Даниленко

г. Сургут, 2021 г.

Тема: «Весна - красна»

Программное содержание:

- уточнить и обобщить представления о весне;

-закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник);

- упражнять в сравнении групп предметов путем приложения, называть результат словами «больше», «меньше», «столько же»;

- продолжать учить изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять умение работать с клеем, пользоваться салфеткой.

Оборудование: игрушка Буратино, демонстрационный материал: иллюстрации о весне, геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг; раздаточный материал: карточки с 2-мя полосками, белочки, грибочки по 5 шт. каждого вида; ½ альбомного листа тонированной бумаги пастельных тонов, детали бабочки, клей, салфетки, дощечки 

Ход занятия:

Игровой момент: приход Буратино, который не знает, какое сейчас время года

Ι часть. «Назвать приметы весны». Дети называют педагог выставляет подходящую иллюстрацию.

 ΙΙ часть. «Построим скворечник». Собрать скворечник из геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг), назвать их.

ΙΙΙ часть. «Угостим белок грибами». На полоске разложить белок, назвать их. Затем приложить к белкам грибы (должно быть на один меньше), сказать сколько грибов. Затем уравнять белок и грибов.

ΙV часть. Аппликация «Бабочка». После выполнения аппликации дети дарят бабочек родителям и Буратино.  


Предварительный просмотр: