Пластилинография

Даниленко Марина Геннадьевна

Реализую внеурочную деятельность для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) офтальмологической группы  «Золотой петушок» по пластилинографии «Волшебный пластилин»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пластилинография и дети с нарушением зрения» Консультация для педагогов Подготовила: Даниленко Марина Геннадьевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш» г. Сургут

Слайд 2

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский

Слайд 3

Особенности развития детей с нарушением зрения Трудности формирования образа окружающего мира: отсутствие целостности нечеткость фрагментарность Причины затрудненного овладения ручными навыками: небольшой практический опыт слабая моторика несогласованность действий рук и глаз

Слайд 4

Изобразительная деятельность Способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаз и рук, совершенствовании координации гибкость, сила и точность движений коррекции мелкой моторики

Слайд 5

Пластилинография

Слайд 6

Основной материал – пластилин! Основной «инструмент» – руки! Пластилинография

Слайд 7

Рекомендации по работе с пластилином разогреть пластилин использовать плотный картон покрыть картон скотчем покрыть работу бесцветным лаком использовать доску и влажную салфетку

Слайд 8

Важные компоненты успешного занятия пластилинографией регулярное выполнение упражнений поддержка со стороны взрослого простые, короткие и точные инструкции

Слайд 9

Достоинства пластилинографии повышается умелость рук укрепляется сила рук согласовываются движения движения пальцев дифференцируются

Слайд 10

Пластилинография и игровые приемы Использование игр помогает: активизировать деятельность детей развивать познавательную деятельность повышать наблюдательность, внимание улучшать память, творческое воображение

Слайд 11

Пластилинография и игровые приемы Игровая форма : стимулируется речевая активность используется речевое подражание формируется и активизируется словарь

Слайд 12

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации и сенсомоторной координации доступна детям любого возраста приносит радость от самостоятельно выполненной работы!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Кружок по пластилинографии «Волшебный пластилин»

с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет)

 офтальмологической группы  «Золотой петушок»

Составила: воспитатель

Даниленко Марина Геннадьевна

Сургут

2022-2023гг.





1.Пояснительная записка

 Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
1.Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов: декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Цель: Развить индивидуальные творческие способности, и мелкую моторику детей дошкольного возраста интерес к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
- Способствовать развитию познавательной активности, речи, развитию творческого мышления, воображения, фантазии, пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Задачи перед ребенком:
- Освоить приемы надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, сплющивания, правильную постановку пальца, научиться приему отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами;
-Научиться работать на ограниченном  пространстве,  не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (бусинки, семена, перышки и т.д), пользоваться специальными формочками для лепки.
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, восстанавливать  последовательность выполняемых действий, действовать по образцу, по словесному указанию;
- Самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.  
Предполагаемые результаты работы:
- у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- усвоены основные приёмы работы в технике - пластилинография;
- мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
- получат навыки совместной работы.
- умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал для пластилинографии: плотный цветной картон покрытый скотчем, пластик, цветной пластилин, доска для лепки, салфетка для рук, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия, обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек, чеснокодавилка, зубочистки.

Формы подведения итогов:
-
выставки творческих работ для родителей, ДОУ.
-  открытые занятия, тематические НОД
- результаты диагностики.

Срок реализации: 2 года

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в 2 недели с февраля по май (1 год обучения), с сентября по май (2 год обучения), длительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе. НОД проводятся во второй половине дня. Оптимальное количество детей в группе на начальном этапе 4-5 человек, при освоении приемов работы-всей подгруппы.

Перспективный план занятий по пластилинографии.  (первый год обучения)

Неделя

Тема занятия

Цель, задачи

Примечание

Январь

2 неделя

1. «Что такое пластилинография?» ознакомительное

Цель: Знакомить детей с техникой пластилинографией.
- учить выполнять простейших  налепы разной формы; рассказать детям о свойствах пластилина, закрепить приемы полученные на занятиях по лепке: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.
- развивать ручную умелость; моторику пальцев, руки, глазомер; интерес к технике пластилинографии.

- воспитывать инициативность, творческие способности.

Приемы работы: закрепление приемов полученные на занятиях по лепке (прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.)

3 неделя

2.«Снежинка» (модульная пластилинография)

Цель: сделать образ снежинки в технике модульной пластилинографии.

- учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор снежинки, передавая её природные особенности посредством приема модульной пластилинографии: учить раскатывать прямыми движениями рук-пальцами, жгутики; выкладывать по контурным линиям.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.

- воспитывать уверенность, самостоятельность.

Приёмы работы: раскатывание длинных жгутиков и деление их стекой на равные части, нанесение рельефного рисунка на основу

4 неделя

3. «Снеговик-почтовик» (прямая пластилинография)

Цель: создавать сюжетную картину по мотивам мультфильма «Снеговик-почтовик».

- учить приему прямая пластилинография: отщипывать кусочек пластилина-раскатывать пальцами круговыми движеньями, шарик-придавливать на горизонтальной основе-размазывать в ограниченном пространстве; учить оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

- развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины, мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность, аккуратность в работе.

Приёмы работы:

отщипывание, скатывание шариков пальцами, придавливание, размазывание.

Февраль

1 неделя

1.   «Птичка-невеличка» (по мотивам иллюстраций Васнецова)
(прямая, мозаичная пластилинография)

Цель: создать образ птички по мотивам иллюстраций Васнецова
- упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями пальцев; закреплять умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы, плотно соединять части путем примазывания одной части изделия к другой.

-развивать мелкую моторику, координацию движения рук, цветовое восприятие.

-воспитывать любознательность, интерес к познанию, аккуратность в работе с пластилином.

Приемы работы: придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей

3 неделя

2. «Кораблик для папы»

Цель: изготовить подарки для близких к Дню защитников отечества.

- учить создавать на плоскости «кораблик», сочетая разные приемы техники пластилинографии по выбору детей; закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии.

- развивать творческие способности, внимание, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать самостоятельность, инициативу.

Прием работы: по выбору детей.

Март

1 неделя

1.«Цветок для мамы»
(витраж)

Цель: создавать образ цветка в технике обратной пластилинографией (витражная).
- познакомить с техникой обратной пластилинографии (витражная) в работе; закреплять приемы прямой пластилинографии: отщипывать кусочек пластилина-раскатывать пальцами круговыми движеньями, шарик-придавливать на горизонтальной основе-размазывать в ограниченном пространстве.

- развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности.

- воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы.

Приемы работы: Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру. Размазывание на горизонтальной поверхности

3 неделя

2. «Матрёшка» (полуобемная)

Цель: создать образ Матрешки в полуобъеме.
- познакомить с русскими традиционными игрушками; формировать умение создавать лепную картину с выпуклым изображением; совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму и срезать стекой половину шара.

- развивать мелкую моторику пальцев, рук, цветовое восприятие.
- воспитывать самостоятельность, инициативу.

Прием работы: Скатывание шариков и придание им полуобъемной формы (отрезание шара стекой)

Апрель

1 неделя

1. «Подводное царство» коллективная работа (использование трафарета)

Цель: продолжать учить работать в коллективе, создавать коллективную работу «Подводное царство»

- познакомить новый вид работы - трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта.

- развивать эстетическое и образное мышление, воображение, творческую активность, самостоятельность в работе.

- воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость, сотрудничество.

Прием работы: использование трафарета, раскатывание, сплющивание, размазывание.

3 неделя

2.«Ракета» (мозаичная пластилинография)

Цель: создать образ ракеты в технике мозаичная пластилинография.
- формировать умение создавать предмет на плоскости в технике мозаичная пластилинография.

- развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать желание дополнять свою работу отдельными деталями (звезды, каметы и т.д) для дополнения задуманной композиции.

- воспитывать у детей проявления индивидуальности, фантазии, воображения.

Приемы работы: скатывание шариков пальцами.

Май

4 неделя

1.«Бабочка» (коллективная)

Цель: создать коллективную работу используя знакомые приемы платилинографии.
- настроить детей на создание коллективной работы, побуждать желание использовать в работе знакомые приемы усвоенные ранее на занятиях по пластилинографии.
- развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, глазомер.
- воспитание, самостоятельности, инициативности, аккуратности в работе.

Прием работы: по выбору детей.

Диагностика
умений по пластилинографии
(осуществляется посредством наблюдения, в процессе проведения индивидуальных, подгрупповых  занятий)

Показатели:

1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень

2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень

3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень

4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень

5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень

6. Показатели технических навыков
а)
раскатывание, скатывание
-  Выполняет самостоятельно — высокий уровень
-  Требуется небольшая помощь — средний уровень
-  Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
б )
сплющивание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
в) размазывание
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
-  Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
г) использование других приемов и материалов в работе
- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

(второй год обучения)
Осень – Зима.
Неделя

Тема занятия

Цель, задачи

Примечание

Сентябрь

2 неделя

«Зонтики» (прямая пластилинография)- диагностика

Цель: Выявить уровень умений, полученные в старшей группе.
- закрепить умения создавать образ зонтиков используя прием прямая пластилинография; использовать в работе для украшения различный материал (бисер, бусины и т.д)
- развивать ручную умелость,  мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, фантазию, интерес к технике пластилинографии.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, аккуратность в работе.

Закрепление приемов: раскатывание, размазывание, сплющевание

4 неделя

«Осенняя береза» (прямая, модульная пластилинография)-диагностика

Цель: создать образ осенней березы, используя знакомые приемы пластилинографии.
-закрепить основные приемы пластилинографии (скатывание, размазывание, раскатывание жгутиков); учить смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.
-развивать чувство цвета, композиции ; мелкую моторику рук, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; чувство взаимовыручки,умение работать в коллективе.

Приемы работы: раскатывание, размазывание, смешивание цветов пластилина.

Октябрь

2 неделя

«Гроздь рябины» (прямая пластилинография, полуобъем)

Цель: создавать образ ветки рябины
- закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, разрезать стеком половину шара; учить размазывать пластилин в ограниченном пространстве, изображая сложный листик рябины.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, фантазию, глазомер; развивать композиционные  умения.
- воспитание любви к природе, желания сделать работу аккуратно и красиво, инициативность.

Приемы работы: раскатывание, скатывание мелкого шара и разрезание  его стекой пополам

4неделя

«Корзина с грибами» (модульная пластилинография, полуобъем)

Цель: создавать работу «Корзина с грибами»
- обобщить знания о грибах, закреплять прием лепки грибов (полуобъем); учить делать корзину используя прием раскатывания жгутиков и распределения их в виде «плетенной корзины»
- развивать мелкую моторику рук, фантазию, творческое мышление, пространственное представление и цветовое восприятие, изобретательность.
- воспитывать самостоятельность, инициативность, желание сделать работу аккуратно и красиво.

Приемы работы: раскатывание, скатывание, размазывание.

Ноябрь

1 неделя

«Снегирь» (мозаичная пластилинография)

Цель: создать образ снегиря, используя прием мозаичной пластилинографии.
- обобщать представления о зимующих птицах, побуждения детей точно передавать внешний вид объекта, подбирать цвет и сопоставлять размер; закреплять приемы (отщипывание, скатывание шариков пальцами, сплющивание, размазывание); учить применять вату в работе, смешивать цвета пластилина.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорных навыков, творческое воображение.

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Прием работы: отщипывание, скатывание шариков пальцами, сплющивание, размазывание.

3 неделя

«Петушок» (прямая, мозаичная пластилинография)

Цель: создание композиции «Петушок»

- учить создавать образ петушка, используя приемы: прямая, мозаичная пластилинография, нанесения рельефного рисунка, использование гороха в работе.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию, творческое мышление.

- воспитывать самостоятельность, инициативность.

Прием работы: раскатывание, размазывание, нанесение рельефного рисунка, использование гороха в работе.

        

Зима. Декабрь

2 неделя

Лиса (прямая, модульная пластилинография)

Цель: создать композицию «Лиса»

- формировать реалистическое представление о диких животных; формировать умение действовать по образцу; показать новый прием нанесения налепа с «растяжкой»

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Прием работы: налеп с «растяжкой»

4 неделя

«Символ года Мышка» (полуобъем)

Цель: создавать образ Мышки, в полуобъеме.
- учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме; совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения полученные ранее; использовать в работе различный материал для украшения.
- развивать ручную умелость, воображение,  внимание, память; творческое воображение.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Прием работы: скатывание, сплющивание, размазывание.

Январь

2 неделя

«Золотая рыбка» («растяжка», использование чеснокодавилки)

Цель: создать сказочный образ «Золотой рыбки» по мотивам сказки А.С.Пушкина.

- закрепить прием «растяжки» налепа-создание чешуи; учить использовать в работе чеснокодавилку; закрепить умение работать в ограниченном пространстве, не выходя за контур.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, фантазию, творческие способности.

- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность в работе.

Прием работы: «растяжка», использование чеснокодавилки, раскатывание, сплющивание.

4 неделя

«Чайная посуда» гжель (коллективная работа)

Цель: создание композиции «Чайная посуда» по мотивам росписи гжель.
- закрепить представление о посуде; познакомить с народной росписью-Гжель; закрепить приемы: прямая пластилинография, налепы с «растяжкой»; учить располагать элементы узора на поверхности предмета

- развивать чувство композиции, цвета; мелкую моторику пальцев рук, пространственные представления.

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Приемы работы: раскатывание, размазывание, сплющивание

Февраль

1 неделя

«Кухонная посуда» Хохлома

Цель: создание композиции «Кухонная посуда» по мотивам росписи хохлама.
- закрепить представление о посуде; познакомить с народной росписью-Хохлома; закрепить приемы: прямая пластилинография; учить располагать элементы узора на поверхности предмета

- развивать чувство композиции, цвета; мелкую моторику пальцев рук, пространственные представления.

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Приемы работы: раскатывание, размазывание, сплющивание

3 неделя

«Открытка для папы»

Цель: создавать открытку ко Дню защитников  отечества.
- формировать представление о государственном празднике День защитника отечества; совершенствовать умения полученные ранее.
- развивать фантазию, творческие способности
- воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность в работе.

Прием работы: по выбору детей

Весна. Март

1 неделя

«Веточка мимозы для мамы»

Цель: сделать подарок для мам к Международному женскому дню 8 Марта.
- учить создавать точный образ цветов путем использования разнообразных приемов пластилинографии; использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках, составлять красивую композицию с помощью пластилина.
- развивать воображение, мышление, интерес, глазомер, мелкую моторику рук.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, инициативность.

Прием работы: по выбору детей.

3 неделя

«Поднос: жостовская роспись»

Цель: создание работы «Поднос» по мотивам жостовской росписи.

- закрепить представление о посуде; познакомить с жостовской росписью; закрепить приемы: прямая пластилинография, налеп-«растяжка»; учить располагать элементы узора на поверхности предмета

- развивать чувство композиции, цвета; мелкую моторику пальцев рук, пространственные представления.

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Прием работы: раскатывание, сплющивание, разглаживание, налеп с «растяжка»

Апрель

1 неделя

«Загадочный космос» (обратная пластилинография-витражная)

Цель: создавать картинку «Загадочный космос» в технике обратной пластилинографией (витражная).

- закреплять технику обратной пластилинографии (витражная) в работе.

- развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности; вызвать интерес к процессу деятельности.

- воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы

Прием работы: раскатывание, размазывание.

3 неделя

«Жирафик» (прямая пластилинография, использование чеснокодавилки)

Цель: создать картинку «Жирафик»

- совершенствовать и закреплять прием прямой пластилинографии; закреплять умение использовать в работе чеснокодавилку; закрепить умение работать в ограниченном пространстве, не выходя за контур.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, фантазию, творческие способности.

- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность в работе.

Приемы работы: раскатывание, размазывание, скатывание, использование чеснокодавилки

Май

2-3 неделя

Подготовка к выставке, отчету в детском саду

Цель: организовать выставку – отчет по кружковой работе
- показать результаты кружковой работы
- развивать интерес к нетрадиционным способам лепки и способствовать широкому применению их в детском саду.


Литература:
1.Давыдова Г.Н. «Пластилинография»,  2013 – 96с.
2.Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2019. — 64 с
3.http://stranamasterov.ru/node/41388
4.сайты: mam/ru, infouroc.ru? kladras?ru и тд