Научно-исследовательская работа
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Интеллектуальный и творческий потенциал подрастающего поколения рассматривается в качестве основного капитала государства. Для развития заложенных природой возможностей и задатков личности необходимо систематизировать работу по созданию творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь. Для детей с повышенными интеллектуальными способностями необходим серьезный уровень умственной нагрузки, который можно обеспечить лишь продуманным подходом учителя к способам работы с ними, подбором оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся, т.е. преподавать на высоком уровне сложности, чтобы обучающиеся все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше.
Способствует развитию способностей активная и интересная внеурочная деятельность: привлечение детей к занятиям по интересам в кружках, факультативах, к участию в интеллектуальных конкурсах, очных и заочных, участию в олимпиадах и т.д.
Интеллектуальная среда позволяет вовлечь максимальное число учащихся в разные виды познавательной деятельности через участие в конкурсах и олимпиадах, НПК, через работу на факультативных и элективных занятиях и порождает формирование образовательной мотивационной сферы. Одним словом, творческая образовательная среда представляет собой систему, охватывающую урок, факультатив, внеурочную деятельность, конкурсы, олимпиады, НПК. Только деятельностный подход в обучении и чуткость учителя-профессионала способны взрастить в детях ростки творчества и нестандартного мышления.
Внеклассная работа ведётся по нескольким направлениям: внеклассные мероприятия по предмету, проектная деятельность, участие ребят в творческих конкурсах различных уровней.
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности
1. Наблюдение.
2. Диагностика креативности П.Торренса
3. Тестирование «Мне нравится»
4. Урочная деятельность и внеурочная деятельность:
- предметные недели;
- эвристические и интеллектуальные олимпиады;
- викторины с метапредметным содержанием;
- решение проблемных ситуаций;
- практические работы;
- конкурсы творческих работ;
- работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, с Интернет-ресурсами;
- составление проектов;
- проведение самостоятельных исследований
Работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, овладение ИКТ – компетенцией. Подготовка сообщений, рефератов, докладов. Опыт публичных выступлений: выступление на уроке, на научно-практической конференции, конкурсы предметной недели.
Внеаудиторная деятельность оказывает большое влияние на выявление и развитие творческих способностей студентов. Для этого в группе я провожу тематические классные часы, внеклассные занятия. В колледже проводятся различные культурно-массовые мероприятия, которые помогают выявить и развить творческие способности. Мы со студентами нашей группы участвуем во всех мероприятиях колледжа, также участвовали в юбилейных мероприятиях нашего города и района, которые также положительно влияют на творческие способности.
Предварительный просмотр:
Кяхтинский филиал
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»
Межрегиональный заочный конкурс проекта по естественнонаучным и общественно-гуманитарным дисциплинам: литература, русский язык, математика, история, физика, химия, биология, астрономия, информатика
Конкурсная номинация Лучший проект по математике
Тема проекта:
«Математические методы исследования
антропометрических данных подростка»
Выполнил студент 2 курса
Специальность Сестринское дело
Титов Олег Константинович
Руководитель: Дашеева Т. В.
2022 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………....…..3
Глава 1. Физическое развитие организма человека……………………………….5
- Физическое развитие организма человека…………………………....……..5
- Факторы, влияющие на физическое развитие человека……………………6
Глава 2. Исследование антропометрических данных подростка с помощью математических методов……….………..……………………..………..9
2.1.Антропометрические измерения....…………………………………………......9
2.2.Методы оценки физического развития……………………………………..…10
2.3.Анализ исследования антропометрических данных подростка с помощью индекса Кетле……………………………………………………….……………....12
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………………………………...17
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в Российской Федерации отмечается заметное ухудшение состояние здоровья детей всех возрастных групп. Это тенденция отмечается почти во всех регионах страны.
Оценка физического развития при проведении профилактических медицинских осмотров дает возможность оценить состояние здоровья детей и подростков. Подростки одни из первых реагируют на различные экономические изменения в стране, являясь фактором благополучия населения страны. Состояние физического развития детей − один из важнейших обобщающих параметров здоровья и индикатор социального благополучия.
На здоровье детей и подростков влияют не только реформы, но и климатические условия, места проживания (регион, город, село), возрастно-половые особенности, методы воспитания, уровень образования.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Для определения физического развития детей и подростков используют метод индексов и стандартов (Кетле, Брокмана, Эрисмана, Пинье, Руфье, Робинсона и другие).
Цель исследования − освоить методику оценки индивидуального физического развития детей и подростков с помощью индексов, т. е. соотношения антропометрических показателей, полученных с помощью математических расчетов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты физического развития подростков;
- Изучить математические методы исследования антропометрических данных;
- Использовать метод индекса Кетле для определения параметров физического развития;
- Оценить физическое развитие подростков 13-17 лет по нормативным показателям.
Гипотеза: мы предполагаем, что количество подростков 15-17-летнего возраста с дисгармоничным развитием будет больше, чем подростков 13-14 летнего возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ информационных источников, конспектирование, реферирование, составление библиографии;
- эмпирические: соматометрическое исследование физического состояния учащихся;
- математические: математические измерения и расчёты, регистрация, ранжирование и шкалирование результатов.
Практическая значимость исследования. Данная работа носит интегрированный характер и будет интересна учащимся школы, родителям, учителям. Результаты, полученные в ходе эксперимента, послужат ориентиром для сравнения при дальнейшем мониторинге показателей физического развития и здоровья учащихся.
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
- Физическое развитие организма человека.
Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.
В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально 5 поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Данная идея не нова, еще в древнем мире имел место культ здорового тела. Примером тому служит Древняя Греция и ее художественное наследие, которое дошло до наших дней.
Познакомившись с нижеизложенным материалом, можно будет судить о соответствии исследуемых параметров возрастным и региональным нормативам, гармоничности развития, оценить вклад наследственности в особенности телосложения.
- Факторы, влияющие на физическое развитие человека.
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом может судить каждый из Вас, если вспомнит свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом возрасте и пожилом.
Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако, некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения.
К ним относят внешние:
- неблагоприятное внутриутробное развитие;
- социальные условия;
- нерациональное питание;
- малоподвижный образ жизни;
- вредные привычки;
- режим труда и отдыха;
- экологический фактор;
- внутренние факторы:
- наследственность;
- наличие заболеваний.
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды и хуже переносят физические перегрузки.
В связи с этим, практическая реализация педагогического принципа доступности немыслима без умения более или менее точно определять, посильны ли для учащихся предлагаемые им задания. Естественно, что основным критерием всегда служил возраст детей. Среди четырнадцатилетних можно встретить и маленького мальчика, и вполне сформировавшегося юношу. Поэтому при занятиях физическими упражнениями естественно стремление ориентироваться не на действительный, а на так называемый физиологический возраст, определяемый каким-либо косвенным путем.
В четырнадцатилетнем возрасте дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки не допустимы.
Этот возраст связан также с половым созреванием, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий желателен индивидуальный подход к занимающимся.
Следует учитывать, что дети одного возраста неодинаковы по показателям роста, веса, функциональным и двигательным возможностям. Кроме того, в среднем школьном возрасте наблюдается резкое расхождение меду биологическим и календарным (паспортным) возрастом.
Биологический возраст ребенка в большей степени, чем паспортный, связан с работоспособностью, уровнем проявления основных двигательных качеств, характером приспособительных реакций на различные тренировочной нагрузки. Биологический возраст предопределен генетической программой развития.
Есть дети акселераты (ребенок с ускоренными темпами развития), ретарданты (ребенок с замедленными темпами развития) и гармонически развитые дети (ребенок у которого соответствует хронологический возраст биологическому). Отсюда следует, что едва ли можно считать оправданным деление детей при сдаче различных норм только по возрасту, особенно если при этом иметь в виду, что в четырех случаях их пяти рост или вес больше сказывается на результате, чем возраст. Однако все учебные программы ориентированы только на паспортный возраст ребенка без учета биологического («физиологического»).
В связи с этим, при организации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся 14 лет, на наш взгляд необходимо учитывать их антропометрические данные. Наиболее целесообразным, мы считаем, данное использование при оценке развития физических качеств ребенка. Это позволит корректировать программу с учетом индивидуальных особенностей организма: увеличивать нагрузку для «отстающих» физических качеств, дозировать – для совершенствования «опережающих».
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПОДРОСТКА С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
2.1Антропометрические измерения.
Измерение роста (длины тела)
Измерения проводят при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра (кистевого и станового). Все измерения желательно проводить в первую половину дня, натощак и после физиологических отправлений. Измеряемый должен быть одет лишь в легкую трикотажную одежду.
Измерение роста - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания.
Измерение массы тела (веса)
Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.С возрастными нормативами веса можно ознакомиться в таблицах, приведенными ниже.
Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, а у девушек под молочными железами.
Возрастные нормативы окружности грудной клетки указаны в таблицах.
Разница величин окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже.
Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более - высоким.
2.2 Методы оценки физического развития
1. Росто-весовой индекс Кетле1: Нормальные значения индекса составляют 60–70 г/см. Снижение этого показателя свидетельствует о внутриутробной гипотрофии, увеличение – гипертрофии.
2. Индекс массы тела или индекс Кетле II: i 2 = МТ (кг) / ДТ2 (м2 ) Фоновые величины нормальных значений индекса Кетле II для подростков составляют 14,34 – 15,72 кг/м2 . Увеличение показателей выше нормативов свидетельствует об избыточной массе тела, а уменьшение – о ее дефиците.
В исследовании оценки физического развития по индексу Пинье, Эрисмана и Робирсона приняли участие 7 человек.
- Индекс Пинье: i = рост (см) - (масса (кг) + обх гр клетки (см)) Если индекс менее 10 единиц, телосложение принято считать очень крепким, от 10 до 20 единиц – нормальным, от 21 до 25 – средним, от 26 до 30 – слабым и от 31 единицы и выше – очень слабым. Чем меньше показатели индекса Пинье, тем крепче телосложение. (Таблица 1.)
Таблица 1 - Расчет индекса Пинье.
Показатели Ф.И. | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность груди (см) | Индекс |
168 | 64 | 86 | 18 | |
163 | 47 | 82 | 34 | |
170 | 54 | 86 | 30 | |
184 | 73 | 90 | 21 | |
168 | 52 | 83 | 33 | |
168 | 57 | 82 | 29 | |
167 | 52 | 79 | 36 |
Расчет индекса Пинье (Рисунок 1) показал, что 14% имеют хорошее и среднее телосложение, 57 % - слабое телосложение и 15% - очень слабое телосложение.
Рисунок 1 – Расчет индекса Пинье
- Индекс Эрисмана: i = обх гр клетки (см) – рост/2 (см). Характеризует развитие грудной клетки подростка и частично его упитанности. (Таблица 2.)
Таблица 2 – Расчет индекса Эрисмана
Показатели Ф.И. | Обхват грудной клетки (см) | 1/2 роста (см) | Индекс Эрисмана |
86 | 84 | 2 | |
82 | 81,5 | 0,5 | |
86 | 85 | 1 | |
90 | 92 | -2 | |
83 | 84 | -1 | |
82 | 84 | -2 | |
79 | 83,5 | -4,5 |
Расчет индекса Эрисмана (Рисунок 2) показал, что 43% имеют положительный показатель, 53% - отрицательный показатель.
Рисунок 2 – Расчет индекса Эрисмана
- Индекс Робинсона: i= ЧСС(удр в мин)хАД(сист)/100, характеризующий состояние регуляции сердечно-сосудистой системы и степень ее экономизации в покое. (Таблица 3.)
Таблица 3 – Расчет индекса Робинсона
Показатели | ЧСС (уд.в мин.) | АД (сист.) | Индекс Робинсона (i) |
83 | 119 | 98,8 | |
102 | 114 | 146,9 | |
73 | 139 | 101,5 | |
98 | 116 | 113,7 | |
94 | 122 | 114,7 | |
56 | 105 | 58,8 | |
73 | 140 | 102,2 |
Расчет индекса Робинсона (Рисунок 3) показал, что 43% имеют положительный показатель, 53% - отрицательный показатель.
Рисунок 3 – Расчет индекса Робинсона
2.3. Анализ исследования антропометрических данных подростка с помощью индекса Кетле
Самый простой способ для определения соотношения веса и роста был предложен автором по фамилии Кетле. Он предложил следующую формулу расчёта: вес разделить на квадрат роста. ИК = М (кг) / Р2 (м), где М – масса тела в килограммах, а Р – рост в метрах. Полученный результат называется весо-ростовым коэффициентом или индексом Кетле и характеризует гармоничность физического развития и телосложения.
Рассчитаны определённые значения индекса Кетле, которые свидетельствуют о гармоничном развитии или дисгармоничном - дефиците веса, или ожирении. Для взрослых людей от 18 до 60 лет нормальным считается результат 19-24 для мужчин и 19-25 для женщин. Значение индекса ниже 19 свидетельствует о дефиците веса, а выше 30 - об ожирении.
Для определения росто-весового соотношения у подростков 13-14 лет используется та же формула, но значение имеет название Индекс Кетле 2. Отличие в том, что результат не имеет стандартного для всех возрастов значения, а соотносится с табличными данными.
Должная величина индекса Кетле составляет:
- для детей 13-16 лет (мальчики) – 20;
- для детей 15-17 лет (мальчики) – 21;
- для детей 13-14 лет (девочки) – 20;
- для детей 15-17 лет (девочки) – 21.
Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм.
План проведения исследования:
- Указать школу, в которой проводится исследование.
- Измерить массу тела ребенка (с указанием возраста, а для детей с 13 лет – и с указанием пола).
- Измерить рост ребенка (с указанием возраста, а для детей с 13 лет – и с указанием пола).
- Рассчитать значение индекса Кетле по формуле, приведенной выше.
Антропометрические показатели учащихся
Данное исследование проводилось в МБОУ «Кяхтинская СОШ № 4» среди школьников 8-11 классов. Всего было исследовано 42 человека (Приложение 1.).
В результате проведенного мною исследования была освоена методика оценки физического развития детей и подростков с помощью индекса Кетле. Проводя общий анализ результатов 8-11 классам, то можно сделать следующие выводы:
Из 21 учащегося 13-14 летнего возраста имеют нормальный показатель ИК – 72% (15 чел.), избыточную массу тела – 14% (3 чел.) и 14% (3 чел.) имеют дефицит массы тела. (Рисунок 4)
Рисунок 4 - Результаты исследования среди подростков 13-14 лет
У 22 подростков 15-17-летнего возраста нормальный показатель ИК имеется у 38% (8 чел.), избыток массы тела – у 38% (8 чел.) и дефицит массы тела – у 24% (5 чел.). (Рисунок 5)
Рисунок 5 - Результаты исследования среди подростков 15-17 лет
Анализируя общие результаты всех подростков, можно сказать, что 55% детей имеют нормальный показатель ИК, превышение ИК (избыток массы по отношению к возрасту) наблюдается у 26% подростков и у 19% отставание ИК (дефицит массы по отношению к возрасту). (Рисунок 6)
Рисунок 6 - Результаты исследования среди подростков
Общая оценка физического развития учащихся с 8 по 11 классы следующая: физическое развитие среднее, гармоничное. По результатам исследования подростков 13-14 летнего и 15-17-летнего возраста можно сделать вывод, что количество подростков 15-17-летнего возраста с избыточным весом (на 24%) и дефицитом массы (на 10%) тела увеличилось по сравнению с 13-14-летними подростками. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась, количество подростков 15-17-летнего возраста с дисгармоничным развитием стало больше, чем подростков 13-14 летнего возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антропометрия - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела. Антропометрия широко применяется в медицине, главным образом при изучении физического развития. При контроле за физическим развитием детей антропометрия имеет особое значение, т. к. является показателем роста и формирования организма. На первом году жизни ребенка измерение роста, веса, окружности головы, груди и др. производится при медосмотрах ежемесячно, в дошкольном возрасте — не менее двух раз в год, у школьников — ежегодно. Систематические антропометрические измерения детей позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и т. п.), являющиеся, как правило, наиболее ранними признаками каких-либо заболеваний или свидетельством нарушения режима. Антропометрия применяется также при диспансеризации, медицинском освидетельствовании призываемых в армию, при проведении врачебного контроля за спортсменами. Простейшие измерения проводятся при самоконтроле. Результаты антропометрии используют в промышленности при разработке стандартов на размеры одежды, обуви, мебели, при проектировании и оборудовании современного рабочего места.
В ходе данного исследования мною была освоена методика оценки индивидуального физического развития детей и подростков с помощью индекса Кетле и оценено их развитие по нормативным показателям.
Наблюдается ухудшение физических показателей по мере взросления школьников, что связано со многими причинами:
− с изменением образа жизни детей;
− с появлением желания экспериментировать со спиртными напитками, никотином, а затем развитие привыканий;
− с нежеланием заниматься физической культурой и спортом, недоступностью большинству подростков занятий в различных спортивных кружках;
− низкое материальное положение большинства семей и связанная с этим скудная однообразная пища.
Прослеживается тенденция к повышению массы тела у детей разного возраста, что можно объяснить гиподинамией (не делают зарядку, не занимаются спортом, ведут малоподвижный образ жизни), значительная часть школьников имеют вредные привычки.
Патология костно-мышечной системы связана также с гиподинамией, с длительным сидением, с отсутствием достаточной физической нагрузки.
Я считаю, что для успешного решения проблем здоровья детей необходимо тесное сотрудничество семьи, педагогического коллектива и медицинских работников. Совместными усилиями необходимо формировать у подростков ответственное отношение к своему здоровью.
По итогам нашего исследования мы сделали рекомендации для учеников, участвовавших в исследовании (Приложение 2.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Баранова А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков. – М.: Медицина, 2015. – 590 с.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. Руководство для врачей. − М., 2014.
- Богомолов Е.С. Оценка физического развития детей и подростков. Учебное пособие. Изд-во: НГМА, 2016. − 252 с.
- Губарева Л.И. Экология человека: практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. − М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. − 112 с.
- Николаев В.Г. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека. Учебно-методическое пособие. / В.Г. Николаев и др. – Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2015. – 111 с.
Приложение 1.
№ п/п | Список учащихся | Возраст (лет) | Масса (кг) | Рост (м) | Значение индекса Кетле |
13 | 54,5 | 1,6 | 21,3 | ||
13 | 53 | 1,66 | 19,2 | ||
13 | 38 | 1,45 | 18,1 | ||
13 | 45,5 | 1,53 | 19,4 | ||
13 | 43,5 | 1,52 | 18,8 | ||
13 | 45,5 | 1,49 | 20,5 | ||
13 | 39 | 1,52 | 16,9 | ||
13 | 64,5 | 1,66 | 23,4 | ||
13 | 45,3 | 1,64 | 16,8 | ||
13 | 38 | 1,4 | 19,4 | ||
14 | 57,5 | 1,55 | 23,9 | ||
14 | 44,5 | 1,49 | 20,0 | ||
14 | 52,5 | 1,55 | 21,9 | ||
14 | 52,5 | 1,57 | 21,3 | ||
14 | 49,5 | 1,7 | 17,1 | ||
14 | 54,5 | 1,67 | 19,5 | ||
14 | 53 | 1,61 | 20,4 | ||
14 | 46 | 1,49 | 20,7 | ||
14 | 57 | 1,55 | 23,7 | ||
14 | 53,5 | 1,64 | 19,9 | ||
14 | 52,5 | 1,58 | 21,0 | ||
15 | 81 | 1,82 | 24,5 | ||
15 | 68 | 1,77 | 21,7 | ||
15 | 69,5 | 1,61 | 26,8 | ||
15 | 54,5 | 1,63 | 20,5 | ||
15 | 65,5 | 1,65 | 24,1 | ||
15 | 71 | 1,63 | 26,7 | ||
15 | 60 | 1,68 | 21,3 | ||
15 | 56,5 | 1,64 | 21,0 | ||
15 | 65,5 | 1,7 | 22,7 | ||
15 | 98,5 | 1,68 | 34,9 | ||
16 | 49 | 1,64 | 18,2 | ||
16 | 66 | 1,62 | 25,1 | ||
16 | 70 | 1,67 | 25,1 | ||
16 | 50 | 1,64 | 18,6 | ||
16 | 68,5 | 1,48 | 31,3 | ||
16 | 72,5 | 1,75 | 23,7 | ||
16 | 61,5 | 1,71 | 21,0 | ||
17 | 43 | 1,54 | 18,1 | ||
17 | 54 | 1,56 | 22,2 | ||
17 | 55,5 | 1,72 | 18,8 | ||
17 | 48 | 1,66 | 17,4 |
Приложение 2.
Рекомендации для учащихся по определению индекса массы тела
Алгоритм по определению индекса массы тела
Измерь свой рост и вес:
- Воспользуйся для расчета индекса массы онлайн калькулятором
https://o-krohe.ru/kalkulyator-rosta-vesa/
- Для определения весоростового показателя, необходимо вес разделить на квадрат роста.
Должная величина индекса Кетле составляет:
для детей 13-16 лет (мальчики) – 20;
для детей 17 лет (мальчики) – 21;
для детей 13-14 лет (девочки) – 20;
для детей 15-17 лет (девочки) – 21.
Если у вас индекс массы тела в норме:
- Продолжать правильно питаться
- Делать зарядку каждое утро.
Если у вас избыточная масса тела:
- Исключить жирные в высококалорийные продукты.
- Ограничьте сладости, в том числе сладкие напитки, фастфуд.
- Пить больше чистой воды.
- Последний прием пищи - не позднее, чем за 3 часа до сна.
- Включить в рацион фрукты и овощи.
- Увеличить физическую нагрузку.
- Чаще гулять на свежем воздухе (не менее 1 часа в день).
Если у вас недостаточная масса тела:
- Употреблять в пищу больше белка.
- Пить больше чистой воды.
- Последний прием пищи - не позднее, чем за 3 часа до сна.
- Умерить физическую нагрузку.
- Гулять на свежем воздухе (не менее 1 часа в день).
Если индекс массы телазаметно отстает от нормы, то необходимо посетить ряд специалистов (педиатр, гастроэнтеролог и диетолог). Лишняя масса тела может быть внешним проявлением развития достаточно серьёзных заболеваний.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Кяхтинский филиал
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по теме
«Великие женщины-математики»
Обучающийся _______________ Смородников Кирилл Валерьевич
(подпись) (ФИО)
Преподаватель _______________ДашееваТуяна Валерьевна
(подпись) (ФИО)
Индивидуальный проект защищен:
«____» _________________________________________ 20____ г.
Оценка ________________________________________________
г. Кяхта, 2022
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Биографии великих женщин-математиков………………………..……5
- Первые женщины-математики………………………………..…………..5
- Женщины-математики XVIII – XIX веков………………………………5
Глава 2. Анализ анкетирования и применение исторического материала на уроках математики………………………………………………………………...8
Заключение ………………………………..………………………………….….11
Список использованных источников………………………………………...…13
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и система образования, доступная для женщин.
Данный проект посвящен великим женщинам-математикам. Эта тема выбрана неслучайно. На протяжении всей моей учебной жизни учителями математики были только женщины. И, тем не менее, на уроках математики мы изучаем теоремы, которые носят мужские имена (теоремы Виета, Пифагора, Фалеса).
Мало было в прошлом женщин-ученых, ещё меньше - женщин математиков.Путь женщины к науке был очень тяжёлым…
Почти до начала XX в. математика считалась уделом мужчин. И лишь немногие из талантливых и одаренных женщин осуществили свои мечты.
К сожалению, о многих из них имеется весьма скудные сведения. Мне хотелось бы, чтобы хоть маленькая часть их была не забыта.
Женщина из-за своего пола и наших предрассудков встречается со значительно более трудными препятствиями, чем мужчина, постигая сложные научные проблемы. Но когда она преодолевает эти барьеры и проникает в тайны мироздания, она, несомненно, проявляет благодарную смелость, исключительный талант и высшую гениальность
Цель проекта: изучить роль женщин в сфере математики
Задачи проекта:
- определить роль женщин в истории математики;
- познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме;
- выяснить, известны ли имена женщин-математиков окружающим нас людям.
Объект исследования:биографии великих женщин их вклад в развитие науки.
Предмет исследования:биографии великих женщин-математиков и их вклад в развитие науки.
Проблемный вопрос: Существует ли необходимость сохранения знаний и выдающихся женщинах – математиках и их открытиях у современных студентов?
ГЛАВА 1. БИОГРАФИИ ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН-МАТЕМАТИКОВ
- Первые женщины-математики
Еще в античные времена было немало женщин, проявлявших себя в науке. Одна из них Феано – ученица и жена древнегреческого философа, великого математика и мудреца Пифагора, жившего в VI – V вв. до н.э.
Феано прониклась идеями мужа с такой полнотой, что после его смерти она стала центром пифагорейского ордена, и один из греческих авторов приводит, как авторитетно ее мнение относительно учения чисел.
Гипатия (Ипатия)(370 н.э. – 415 н.э.) – математик, астроном, философ(Приложение 1). Имя и дела ее достоверно установлены, а потому и считается, что Гипатия – первая в истории человечества женщина-ученый.
Среди ее математических сочинений, вероятно, были комментарии к Арифметике Диофанта Александрийского (3 в.) и Коническим сечениям АполлонияПергского (2 в. до н.э.). Полагают, что третья книга Альмагеста Клавдия Птолемея (2 в.) была прокомментирована Теоном Александрийским совместно с Гипатией. Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, ареометр- прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения широт и долгот в астрономии, планисферу - изображение небесной сферы на плоскости, на котором можно вычислять заход и восход небесных светил.
- Женщины-математики XVIII – XIX веков
Мария ГаэтанаАньези(приложение 2.) не похожа на типичного знаменитого математика, хотя ее вклад в науку был весьма значительным.
Мария ГаэтанаАньези родилась 16 мая 1718 года в богатой и грамотной семье.В подростковом возрасте Мария освоила математику.
Наиболее ценным результатом ее трудов было сочинение Аньези «Основания анализа для употребления итальянского юношества». Эта работа была опубликована в Милане в 1748 и «считалась наилучшим введением в обширные работы Эйлера». Эта работа содержит изложение аналитической геометрии, в частности там рассмотрена кривая третьего порядка, названная "локоном Аньези", уравнение которой y=a3 / (x2 +a2).
После успеха своей книги, Мария была избрана в Болонскую академию наук.
Она была второй женщиной, назначенной профессором университета.
Университет вручил ей диплом, и ее имя было добавлено в список профессоров факультета.
Софи Жермен (Приложение 3.) (01.04.1776 - 27.06.1831) - французский математик, философ и механик. Внесла весомый вклад в дифференциальную геометрию, теорию чисел и механику.
В 1808 Софи Жермен написала «Mémoiresurlesvibrationsdeslamesélastiques», за который получила премию Академии наук; занималась теорией чисел и пр.
В 1816 году она завоевала «премию Первого класса» конкурса (приз было решено не присуждать никому).
Софи становится первой женщиной, получившей право участия в заседаниях Парижской Академии наук. Работы по теории упругости Софи продолжала и в дальнейшем.
1830г. - по рекомендации Гаусса Гёттингенский университет присуждает Софи звание почётного доктора наук, но она уже не успела его получить.
Перед смертью она набросала вчерне философское эссе, которое не успела закончить. Оно было опубликовано посмертно под заголовком «Общие рассуждения.
Софья Васильевна Ковалевская(Приложение 4), урожденная Софья Васильевна Корвин-Круковская (15 января 1850-10 февраля 1891) - русский математик, внесший значительный вклад в анализ, дифференциальные уравнения в частных производных и механику.
Елизавета Федоровна Литвинова(Приложение 5) — математик, современница и подруга Софии Ковалевской, и ее первый русский биограф. В 1878 году она защитила в Бернском университете диссертацию по теории функций и получила диплом доктора математики, философии и минералогии. Только в 1887 году за выдающиеся педагогические заслуги она допускается к преподаванию математики в старших классах гимназии.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Историко-математическая компетентность представляется как системное свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний по истории математики, в умении применять имеющиеся знания в новой ситуации, достигать значимых результатов и качества в деятельности.
Одним из важнейших критериев формирования историко-математической компетентностиявляется включение в процесс обучения исторического материала, ведь еще Аристотель провозглашал: «Лишь тогда можно понять суть вещей, если мы знаем их происхождение и развитие».
Основным приемом, используемым учителем для развития историко-математической компетентности учащихся, является исторический экскурс. Согласно определению из словаря Т.С. Ефремовой, экскурс - изучение, освещение какого-нибудь специального вопроса, связанного с главной темой. Например, краткий экскурс в историю математики.
Исторический экскурс в обучении математике - это освещение сведений из истории математики, связанных с изучаемой темой в рамках образовательной программы по математике. Информация,содержащаяся в каждом отдельном историческом экскурсе, должна гармонично вписываться в содержание изучаемогоматериала. Сообщение любых сведений, в том числе и историко-математических, может иметь различноесодержание, форму предоставления и длительность. От формы, содержания и длительностизависит то, какое воздействие произведет сообщаемая информация на слушателей или, точнее, учеников.
Я предложил студентам 1 курса (30 студентов) ответить на 3 вопроса. После обработки результатов ответов на вопросы, я получил следующие результаты.
- Знаете ли вы ученых-математиков?
97% ответили, что знают ученых-математиков, лишь 3% - не знают.
- Есть ли среди математиков женщины?
60% считают, что есть женщины-математики, 40% - нет.
- Кого, по вашему мнению, больше: математиков – мужчин или математиков - женщин?
60% студентов считают, что больше математиков мужчин, а 40% женщин.
По результатам опроса можно сделать вывод, что большинство студентов знают ученых математиков, но женщин математиков знают единицы. Также студенты считают, что больше математиков мужчин.
Таким образом, сведения из биографии ученых-математиков важные составляющие для формирования историко-математической компетентности учащихся. Именно такобучащиеся знакомятся с создателями науки математики с тем как пришли в нашу жизнь некоторые элементы науки математики. Многие личности могут послужить примером для подрастающего поколения. Это сведения, которые может преподнести учитель или же ученик, подготовивший его в качестве домашнего задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, общепринятое мнение о науке и ученых самое высокое. Без вклада каждого из них не было бы ни одной науки как целостной системы знаний. Но если одни имена у каждого на слуху, то о других незаслуженно забыли, их биографии и научные идеи известны лишь узким специалистам.
Преподавая математику в школе, учителя кратко рассказывают о ярких фактах жизни, открытиях великих ученых, но в учебнике очень мало конкретной информации о них. Рассказывать подробнее обычно не хватает времени, а сам по себе интерес у учеников не возникает ни к чему.
Однажды в телевизионной научной программе я услышал: «Ее называли «принцессой математики». Она поражала современников своими открытиями. Первая в мире женщина-профессор, осмелившаяся выступать с публичными лекциями! Но если бы не было в ее жизни страстей и сомнений, мешавших ее работе, безусловно, свершения ее были куда значительнее. А если бы не было в ее жизни науки – возможно, она смогла бы стать по-настоящему счастливой женщиной.» Речь шла о Софье Ковалевской. И мне стало интересно, что такого внушительного открыла эта женщина, чтобы о ней так говорили до сих пор, и почему шли противовесом карьера и личная жизнь.
Поэтому при выборе темы проекта мне захотелось заняться изучением биографий и математических открытий женщин – математиков. Данная тема весьма актуальна, потому что является белым пятном не только в знаниях студентов, но и взрослых достаточно образованных людей.
Первая глава работа посвящена систематизации биографических сведениях о таких великих женщинах – математиках как Гипатия (Ипатия), которой приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии (конец четвертого – начало пятого века нашей эры), а также изобретение или усовершенствование некоторых научных инструментов: прибора для получения дистиллированной воды, ареометра- прибор для определения плотности жидкости, астролябии - прибор для определения широт и долгот в астрономии. Мария ГаэтанаАньезии (18 век), которая говорила на французском и итальянском языках в пять лет, а к 13 годам знала греческий, иврит, испанский, немецкий, латинский языки и в 1748 опубликовала в Милане работу, считавшуюся «наилучшим введением в обширные работы Эйлера».
Софи Жермен (18-19 век), более известная как французский философ и механик, в математике вывела несколько формул, названных её именем. Доказала так называемый «Первый случай» Великой теоремы Ферма для простых чисел.
Не только мужчины, но и женщины внесли весомый вклад в математику как в науку.Многие женщины с огромными трудностями пробивались к математике, преодолевая общественное непонимание, дикие запреты и законы, часто жертвуя личным благополучием, семейным счастьем.Немало выдающихся женщин внесли свой вклад в развитие математики опосредованно, через своих учеников, занимаясь подготовкой новых поколений учёных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воронцова, Л.Ю. Софья Ковалевская/ Л.Ю. Воронцова - М.: Молодая гвардия, 1957. – 88 с.
2. Виноградова, С.М., Дунаева Ю.Г.., Зиатдинов Д.Ф. Женщины, наука, образование: у истоков гендерных исследований международных отношений/ С.М. Виноградова, Ю.Г. Дунаева, Д.Ф. Зиатдинов// Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2017. - №3.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschiny-nauka-obrazovanie-u-istokov-gendernyh-issledovaniy-mezhdunarodnyh-
3. Виноградова, Т.В., Чентина, А.М., Фьокка, А. Переписка между Софи Жермен и Карлом Фридрихом гауссом/ Т.В. Виноградова, А.М. Чентина, А. Фьокка// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. 2016. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2013-02-015-chentina-a-fokka-a-perepiska-mezhdu-sofi-zhermen-i-karlom-fridrihom-gaussom-centina-a-fiocca-a-the-correspondence-between-sophie.
4. Интернет-ресурс «nsportal.ru» - Викторина по истории математики. Форма доступа: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/01/19/viktorina-po-istorii-matematik.
Приложение 1
Гипатия (Ипатия)
Приложение 2
Мария ГаэтанаАньези
Приложение 3
Софи Жермен
Приложение 4
Софья Ковалевская
Приложение 5
Елизавета Литвинова
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПОДРОСТКА С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
О. К. Титов
Научный руководитель –
Т. В. Дашеева
Кяхтинский филиал ГАПОУ «Байкальский базовый
медицинский колледж МЗ РБ»
Аннотация. В данной статье рассматривается оценка физического развития подростков по нормативным показателям с помощью индексов, т. е. соотношения антропометрических показателей, полученных с помощью математических расчетов.
Ключевые слова. Физическое развитие подростков, антропометрия, оценка физического развития, индекс Кетле.
За последние годы в Российской Федерации отмечается заметное ухудшение состояние здоровья детей всех возрастных групп. Это тенденция отмечается почти во всех регионах страны.
Оценка физического развития при проведении профилактических медицинских осмотров дает возможность оценить состояние здоровья детей и подростков. Подростки одни из первых реагируют на различные экономические изменения в стране, являясь фактором благополучия населения страны. Состояние физического развития детей − один из важнейших обобщающих параметров здоровья и индикатор социального благополучия.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Антропометрия - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела. Для определения физического развития детей и подростков используют метод индексов и стандартов (Кетле, Брокмана, Эрисмана, Пинье, Руфье, Робинсона и другие).
Цель исследования − освоить методику оценки индивидуального физического развития детей и подростков с помощью индексов, т. е. соотношения антропометрических показателей, полученных с помощью математических расчетов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты физического развития подростков;
- Изучить математические методы исследования антропометрических данных;
- Использовать метод индекса Кетле для определения параметров физического развития;
- Оценить физическое развитие подростков 13-17 лет по нормативным показателям.
Гипотеза: мы предполагаем, что количество подростков 15-17-летнего возраста с дисгармоничным развитием будет больше, чем подростков 13-14 летнего возраста.
В ходе данного исследования мною была освоена методика оценки индивидуального физического развития детей и подростков с помощью индекса Кетле и оценено их развитие по нормативным показателям.
Самый простой способ для определения соотношения веса и роста был предложен автором по фамилии Кетле. Он предложил следующую формулу расчёта: вес разделить на квадрат роста. ИК = М (кг) / Р2 (м), где М – масса тела в килограммах, а Р – рост в метрах. Полученный результат называется весо-ростовым коэффициентом или индексом Кетле и характеризует гармоничность физического развития и телосложения.
Проводя общий анализ результатов среди учащихся 8-11 классов, можно сделать следующие выводы:
Из 21 учащегося 13-14 летнего возраста имеют нормальный показатель ИК – 72% (15 чел.), избыточную массу тела – 14% (3 чел.) и 14% (3 чел.) имеют дефицит массы тела. (Рисунок 1)
Рисунок 1 - Результаты исследования среди подростков 13-14 лет
У 22 подростков 15-17-летнего возраста нормальный показатель ИК имеется у 38% (8 чел.), избыток массы тела – у 38% (8 чел.) и дефицит массы тела – у 24% (5 чел.). (Рисунок 2)
Рисунок 2 - Результаты исследования среди подростков 15-17 лет
Анализируя общие результаты всех подростков, можно сказать, что 55% детей имеют нормальный показатель ИК, превышение ИК (избыток массы по отношению к возрасту) наблюдается у 26% подростков и у 19% отставание ИК (дефицит массы по отношению к возрасту). (Рисунок 3)
Рисунок 3 - Результаты исследования среди подростков
Общая оценка физического развития учащихся с 8 по 11 классы следующая: физическое развитие среднее, гармоничное. По результатам исследования подростков 13-14 летнего и 15-17-летнего возраста можно сделать вывод, что количество подростков 15-17-летнего возраста с избыточным весом (на 24%) и дефицитом массы (на 10%) тела увеличилось по сравнению с 13-14-летними подростками. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась, количество подростков 15-17-летнего возраста с дисгармоничным развитием стало больше, чем подростков 13-14 летнего возраста.
Таким образом, наблюдается ухудшение физических показателей по мере взросления школьников, что связано со многими причинами: с изменением образа жизни детей; с появлением желания экспериментировать со спиртными напитками, никотином, а затем развитие привыканий; с нежеланием заниматься физической культурой и спортом, недоступностью большинству подростков занятий в различных спортивных кружках; низкое материальное положение большинства семей и связанная с этим скудная однообразная пища.
Прослеживается тенденция к повышению массы тела у детей разного возраста, что можно объяснить гиподинамией (не делают зарядку, не занимаются спортом, ведут малоподвижный образ жизни), значительная часть школьников имеют вредные привычки.
Я считаю, что для успешного решения проблем здоровья детей необходимо тесное сотрудничество семьи, педагогического коллектива и медицинских работников. Совместными усилиями необходимо формировать у подростков ответственное отношение к своему здоровью.
Список использованных источников
- Баранова А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков. – М.: Медицина, 2015. – 590 с.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. Руководство для врачей. − М., 2014.
- Богомолов Е.С. Оценка физического развития детей и подростков. Учебное пособие. Изд-во: НГМА, 2016. − 252 с.