Инновационные технологии
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная и экспериментальная работа
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)
Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.
Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.
Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.
Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системе образовательного учреждения.
Различаются следующие новшества:
- по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);
- по глубине преобразований (модифицирующие – обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов; радикальные – принципиально новые);
- по масштабности (локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);
- по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);
- по уровню разработанности (полностью подготовленные – прошедшие апробации и недостаточно подготовленные новшества)
Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.
Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:
- инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
- использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
- внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
К инновационным школам могут быть отнесены те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», либо внедряют разработки, апробированные другими ОУ.
Как пример – в качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:
- разрабатывает или реализует отличную от общепринятой в большинстве школ модель организации жизнедеятельности учащихся;
- разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;
- разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.
Важнейшие составляющие педагогической инновации:
- наличие соответствующего исследовательского компонента;
- наличие соответствующего проектного компонента;
- наличие соответствующего управленческого компонента.
Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:
- изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы;
- изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;
- процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;
- изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ;
- изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;
- изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;
- изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе.
К инновационным школам – школам, направленным на обновление, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:
- авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;
- экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;
- поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».
Инновации в области воспитания:
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.
Инновации (по направлению деятельности)
Технологические | Методические | Организационные | Экономические | Социальные | Юридические |
Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении (компьютерные технологии, сеть Интернет) | Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров | Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц | Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании | Система усовершенствования кадровой политики, профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, вознаграждения и оценки результатов труда, условий безопасности и гигиены труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности | Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений |
Инновации (по охвату)
Внутрипредметные | Общеметодические | Административные | Идеологические |
Инновации, реализующие внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания (переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий) | Внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе (разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность) | Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности | Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций |
Примеры инновационной деятельности
- совершенствование содержания образования;
- изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
- создание системы работы с одаренными детьми;
- совершенствование системы управления;
- информатизация образовательного процесса.
Учебно-воспитательный процесс ОУ должен осуществляться с опорой на тщательно продуманную и методически выверенную инновационную и экспериментальную работу. ОУ, работающее на будущее, должно быть ориентировано на развитии личности. И учитель достигает своей цели тогда, когда он со знанием дела направляет свою собственную деятельность на ученика как активного участника и субъекта педагогического процесса.
Одним из наиболее важных моментов в организации инновационной и экспериментальной деятельности является разработка и реализация программы развития ОУ. Именно этот документ поможет раскрыть проблемы образования и воспитания, выявить противоречия на основании проблемного анализа и представить эффективные формы, средства и методы для их устранения.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- информационно – коммуникационная технология
- технология проблемного обучения
- проектная технология
- игровые технологии
- здоровье сберегающие технологии
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения
Компьютер стал неотъемлемой частью работы учителя и, конечно же, учащегося.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к познавательной деятельности, предлагается ученикам создание мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.
Также презентация используется для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.
Используются презентации и для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.