Мои публикации
Публикации в сборниках
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания математики в медицинском колледже
Дашеева Туяна Валерьевна,
Кяхтинский филиал ГАПОУ «ББМК МЗ РБ»
Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к профессиональному росту. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста. Математика формирует и помогает развить следующие интеллектуальные способности:
- Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.
- Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.
- Умение находить закономерности.
- Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.
- Способность быстро соображать и принимать решения.
Особенность изучения математики в СПО заключается в том, что уровень владения математическим аппаратом для обучающегося колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь. Обучение математике в учреждениях системы СПО включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии (специальности). Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса математики потребностям обучающихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной. В этом состоит специфика работы преподавателя математики в системе СПО.
Известно, что обучающиеся в большей степени ориентированы на получение профессии (специальности) и в значительно меньшей – на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и развития мотивации изучения математики должна быть осуществлена интеграция математического содержания с предметами профессионального цикла.
Цели преподавания математики в колледже:
1) овладение обучающимися основами математических знаний;
2) формирование математической культуры обучающихся;
3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.
Основная цель обучения математике на первом и втором курсах колледжа – умение применять математические формулы и законы при дальнейшем изучении специальных дисциплин.
Математика позволяет формировать следующие профессиональные знания будущей медицинской сестры:
- метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;
- показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;
- медико-демографические показатели (показатели рождаемости и смертности населения, естественный прирост населения);
- показатели функционирования систем и органов человеческого организма;
- правила заполнения нормативной медицинской документации.
Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры соединяет в себе совокупность следующих математических умений:
- составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора;
- оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
- вести расчеты медико-демографических показателей,
- читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде;
- умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде таблиц и схем.
Значимость математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и прочное усвоение математики.
Возможных форм работы по осуществлению профессиональной направленности много. К ним можно отнести:
- составление и решение задач с производственным содержанием;
- иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материала предметов профессионального цикла;
- использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для изучения нового материала по математике;
- применение на занятиях математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла;
- проектная и исследовательская деятельность студентов
Большую роль для формирования математической составляющей профессиональной компетентности играют практико-ориентированные задачи. При решении задач с профессиональным содержанием формируется высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к математике. Показ математических моделей реальных ситуаций в профессиональной деятельности и их решение приводит к пониманию роли математики в будущей профессии. Применение прикладных методов для решения задач профессиональной направленности позволяет расширить у студентов кругозор использования информационных технологий. В процессе решения студентами практикоориентированных задач происходит обсуждение условия задачи, определяется алгоритм решения, интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности, применить полученные математические знания в будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность математической подготовки в медицинских образовательных учреждениях должна обеспечивать повышение уровня математической компетентности студентов-медиков. Она должна способствовать осознанию ценности математики для будущей профессиональной деятельности, развитию профессионально значимых качеств и приёмов умственной деятельности.
Список использованной литературы:
- Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с.
- Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода // Совр. пробл. науки и образования. – 2012. – №1.
- Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 179 с.
- Комарова Ж.В. Математические задачи для формирования профессиональной компетентности медицинского работника [Текст]: учеб. пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза / Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.
- Пичугина П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / П. Г. Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.
Предварительный просмотр:
Мотивация учения как фактор становления будущих специалистов.
Преподаватель Дашеева Т.В.
В настоящее время образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Образованность предопределяет не только сам вид деятельности, которым будет заниматься человек, но и его престижность.
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов. Качественно полученные студентами знания помогут в будущем добиться желаемых результатов и целей в профессии.
Мотивация обучения – это средство побуждения обручающегося к эффективной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Главным компонентом мотивации является побуждение – поведенческое проявление желания удовлетворять свои потребности.
В современной педагогике исследуются два вида мотивации:
1. Внешняя мотивация. Этот вид мотивации характерен факторами, которые влияют на студента извне (вне человека). Внешние мотивы отталкиваются от преподавателей, родителей, группы, в которой учится студент – в виде указаний, требований, советов, намеков и т. д.
2. Внутренняя мотивация. Данный вид мотивации возникает у человека под влиянием собственных потребностей и стремлений. Внутренняя мотивация связана, в первую очередь, с содержанием деятельности, а не с внешними обстоятельствами.
Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения в колледже. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивов для обучения у студентов очень много. У каждого студента они могут быть свои. У кого-то главным мотивом является получение красного диплома, у кого-то – получение знаний в определенной области и т. д.
Выделяют следующие основные виды мотивации к обучению:
- Познавательные мотивы – приобретение новых знаний.
- Прагматические мотивы – намерение иметь высокую заработную плату.
- Социальные мотивы – стремление студента самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через обучение.
- Эстетические мотивы – получение удовольствия от обучения.
- Неосознанные мотивы – получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого – либо, например, родителей. Основано на полном отсутствии интереса к познавательному процессу.
На мотивацию студентов можно оказать влияние. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.
Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.
Чувство долга также способно актуализировать мотивацию. Студент должен помнить, что является ответственным за то, каким специалистом он станет. Однако здесь нужно учитывать важный момент – чувство долга не должно быть навязано извне, а должно возникнуть в процессе осознания студентом важности выбранной им профессии.
Основной задачей колледжа является стимулирование интересов к обучению у студентов, так, чтобы главной целью было не только получение диплома, но и получение прочных и стабильных знаний. Мотивация является основным средством, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности к обучению, позволит повысить его творческий потенциал.
Студенты нашего колледжа намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения практических манипуляций. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Таким образом, учебно-профессиональная мотивация оказывает решающее влияние на профессиональное становление и самоопределение будущих специалистов.
Список литературы:
- Н.А. Герасименко Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект. / Вестник университета № 7-8, 2017.
- Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Слюзнева К.В., Гордеев К.С., Жидков А.А. Мотивация студентов к обучению // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс].
- Гаинцева О.И. Мотивация учебной деятельности студента как залог успешной профессиональной подготовки выпускника вуза / О.И. Гаинцева, О.Л. Карпова, А.Я. Найн // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – № 6. – С. 263-267.