Самообразование педагога: " Дидактическая игра как познавательное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
План самообразования
На тему: «Дидактическая игра как познавательное развитие
детей раннего дошкольного возраста»
2017-2018 учебный год
Выполнил: воспитатель
Баязитова Р.Р
Имеющаяся категория: не имеет
Стаж работы 1год,9 месяцев
Туймазы 2018год
Актуальность темы:
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Цель: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
-определить теоретические предпосылки исследования проблемы дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;
-познакомиться с передовым педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
-посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
- создать картотеку дидактических игр.
Ожидаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Дата | Литература | Краткая аннотация |
01.09.2017- 29.09.2017
30.09.2017- 23.10.2017
24.10.2017- 11.11.2017
15.11.2017- 24.11.2017
25.11.2017- 5.12.2017
| Ознакомилась: Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка/Мир психологии: научный журнал.
Мониторинг развития детей. Создание: Индивидуального маршрута.
Составление: Перспективного плана игр для развития речи и ознакомления с окружающим. Перспективное планирование игр и упражнений для сенсорного развития
Изготовление дидактических пособий Создание картотеки дидактических игр на развитие внимания и слухового восприятия Создание картотеки дидактических игр на развитие силы голоса и темпа речи Создание картотеки дидактических игр на развитие понимания речи Создание картотеки дидактических игр на формирования правильного звукопроизношения Создание картотеки дидактических игр и упражнений с предметами Создание картотеки дидактических упражнений способствующие развитию мелкой моторики Создание картотеки дидактических игр на способствующие понимание и формирования грамматического конструирования Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду.
| В Раздел II. Социогенез отношений ребенка в семье и детском сообществе Глава 6. Игрушка и анти игрушка в детской субкультуре Е.А. Аркин называл «игрушками изначальными», это: Звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, погремушки, бубенцы и так далее; Двигательные игрушки – волчок, змей, мячик; Оружие – лук, стрелы, бумеранг, копье и так далее; Образные игрушки – куклы и животные; Веревочка и пр. Что такое игрушка в жизни ребенка Игрушка не только сопровождение игры, не только средство общения малыша и взрослого, малыша и сверстников, но и средство обучения, средство развлечения и даже средство лечения. Игра и игрушка – важнейшие составляющие любой культуры, поэтому, какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной культуры (цивилизации), ее направления в движении: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное миро устроение. Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры, а игры – на принципах СМИ. Свидетельства этому, в частности, – бесконечные игры взрослых на телевидении при отсутствии детского образовательного канала. Игрушка– культурное психологическое средство овладения ребенком собственным поведением. Страх темноты, например, может быть преодолен ребенком с помощью игрушечного деревянного меча – орудия самозащиты. Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и собой полагает различение добра от зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара – Солнца или сферу Земли. Пирамидка – иерархическое миро устроение, кукла – образ человека. Если в традиционной народной игрушке явлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современной ситуации игрушка способна породить чудовищ внутри души маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в ребенке такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, не пытливость ума, потребительство. В современной игровой цивилизации взрослых, когда игра как важнейший атрибут ребенка в трансформированной форме узурпирована взрослыми, социальная ситуация детства такова, что существует тенденция угасания игровой культуры ребенка. Дети перестают играть! Это с тревогой отмечают многие ученые в мире, предупреждая о непредсказуемых последствиях. Игрушка способная особым образом воздействовать на ребенка. Символическая функция анти игрушки. Анти игрушка — это не просто плохая игрушка: например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто анти игрушками могут выступать внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия зарубежного производства, отвечающие всем необходимым санитарным и психологическим требованиям. Анти игрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее анти ценности, этим она часто представляет собой опасность для жизни и здоровья детей, либо может причинить вред их нормальному физическому, психическому и нравственно развитию. Духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику. Значение игрушки: -Для общества это – предмет культуры («зеркало культуры»), посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки. -Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником), а также средство обучения, развлечения и лечения ребенка. Для ребенка: -это – источник радости, предмет для творчества; -психологическое орудие овладения ребенком предметным миром и собственным поведением. -духовный образ идеальной жизни, идеального мира. Кукла – образ идеального человека. Традиционная игрушка является культурным орудием, обеспечивающим вхождение ребенка в зону вариативного развития.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности). Использовали педагогическую диагностику «Познавательное развитие» второй группы раннего возраста. ФГОС ДО. 1.ФЭМП. 2.Познавательно –исследовательская деятельность. 3.Предметное окружения. 4.Социальный мир. 5.Мир природы. Критерии определенные нами следующие: 1. Различает много и один предмет. 2. Различает предметы по форме, величине, называет их. 3. Двигается за воспитателем в определенном направлении. 4. Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку. 5. Обследует предметы, выделяя их цвет, величину, форму, включая простейшие опыты. 6. Называет цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны. 7. Сравнивает знакомые предметы, подбирает предметы по тождеству, группирует их по способу использования. 8. Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. 9. Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?). 10. Ориентируется в помещении группы. 11. Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей. 12. Различает по внешнему виду овощи и фрукты.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Задачи: Образовательные: Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности; Развивающие: Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать. Воспитательные: Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Ожидаемые результаты: сформированный познавательный интерес. При правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.
Кто что услышит? Кто внимательный? Угадай что делать. Солнце или дождик? Где позвонили? Угадай на чем играю?
Громко-тихо. Идемте с нами играть; Не разбуди куклу. Дует ветер.
Принеси игрушку. Найди и принеси. Поручение. Положи на место
Во дворе. Лошадка. Песня-песенка. Автомобиль. Курочка и цыплята. Барабан. Гав-гав Кап-кап-кап. На птичьем дворе. Тук-тук. Часы тикают
Сложи матрешку. Собери пирамидку. Собери бусы. Построй башенку
Прищепки. Пробочки. Застежки. Крупа
Олины помощники. Друзья. Спрячь мячик. Назови ласково Кто где спрятался? Один-много. Где машина? Кто чем питается? Где зайчик? Кто что ест?
Основные функций дидактической игры. Д.и как игровой метод обучения: игры-занятия, дидактические (воспитатель повышает интерес у детей к играм); авто дидактические. Д.и как форма обучение (детям предлагаются задание в виде загадок, предложений и вопросов). Д.и как самостоятельная деятельность детей. Д.и как всесторонние воспитание личности детей. -Умственное воспитание. -Нравственное воспитание. -Трудовое воспитание. -Эстетическое воспитание. -Физическое воспитание. Формирование соц. активности дошкольников при использование д.и преемственность работы д.с и школы. -умственные способности- приобретение новых знаний. -двигательные способности-к стремлению выполнения двигательных деиствий. -трудовые способности- интерес к труду взрослого. -эстетический-оценка красоты предметов и явлений. -нравственные- любовь к родному краю, доброжелательность к взрослому и детям. -коммуникативные- желание обмениваться со сверстниками знаниями. Настольно-печатные игры: подбор картинок по парам; подбор картинок по признаку предметов; запоминание состава, количества и расположение картинок; составление разрезных картинок, кубиков; описание рассказа по картине, показ действий и движений; Словестные игры: выделение сущ-ные; умение сравнивать; умение обобщать и классифицировать предметы по признакам; развитие внимание, сообразительности. Структура д.и, игровые действия и правила: Содержание игры, дидактические задачи, игровые правила, игровые действия.
|
27.12.2017- 09.01.2018
8.01.2018 -11.02.2018
3.03.2018- 19.03.2018
20.03.2018- 05.05.2018
05.05.2018- -16.05.2018 | Волосова, Е. Б. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие для воспитателей.
Изготовление дидактических пособий
Создание картотеки дидактических игр на развитие речевого дыхания
Создание картотеки дидактических игр на развитие доброжелательного микроклимата в группе Создание картотеки дидактических игр на использование обобщающих слов
Создание картотеки дидактических игр с использованием предметных и сюжетных картинок Создание картотеки дидактических игр и упражнений для сенсорного развития
Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников: сборник дидактических игр
Новоселовой, С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста
Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, На развитие речи и интеллектуальное развитие
Разработка многофункциональной книги
Повторный мониторинг развития детей.
| Младенчество первый год жизни Первые шаги познания Ознакомление с окружающим Формирование речевых навыков Эмоциональный мир Сенсорное развитие Раннее детство второй и третий годы жизни: Познание мира продолжается; Ознакомление с окружающим (второй год жизни), элементарные знания о ближайшем окружении, ситуации общественной жизни, Ознакомление с явлениями природы, Знакомить с явлениями общественной жизни, Явления общественной жизни
Одуванчик. Листопад. Пузырь. Чья птичка дальше улетит? Снежинки Бабочка лети? Кораблик.
Покажи, кого назову. Паровозик. Кто это? Мы хорошие. Сделай как я. Снежинки. Давай познакомимся. Иголочка и ниточка. Кружок. Пирамида любви
Одежда: Уложи куклу спать. Кукла проснулась. Нарядим куклу. Мебель: Пригласим мишутку в гости. У куклы дома. В гостях у куклы. Посуда: К кукле пришли гости. Угостим кукол чаем. Угостим медведя чаем. Помоем посуду. Транспорт: Чудесный мешочек. Покатаем в машине игрушки. Дай что скажу. Овощи и фрукты: Во саду ли, в огороде? Что в корзиночки лежит? Поварята. Игрушки: Узнай игрушку. Чего не стало. Узнай и назови Животные: Давай познакомимся. Кто как кричит? Кто где живет?
Посуда для куклы. Лото. Кто с нами рядом живет? Кого мы встретили в лесу? Что купили на базаре? Комната для кукол. Что в саду растет? Сюжетные картинки (дети обедают). Парные картинки. Мама купает ребенка. На чем мы ездим? Мальчик играет с собакой.
Величина: Большой-маленький. Какой мяч большой? Поручения. Угости зайчика. Куклы заблудились Форма: Какой это формы? Круг, квадрат. Волшебная коробочка. Заштопай штанишки. Веселые человечки Цвет: Курочка и цыплята. Елочки и грибочки. Разноцветные бусы. Помоги матрешки найти свои игрушки. Угости медведя ягодой. Поставь букет цветов в вазу. Разноцветные шары. Подбери чашки к блюдцам. Варежки. Магазин игрушек
1. Теоретическое обоснование экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольное детство – период, когда ребенок только начинает осознавать свое место в мире людей и в мире природы. Необходимо, чтобы с детства он начал воспринимать эти два мира как взаимосвязанные, а не противоположные. Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Экологическое воспитанность включает в себя следующие основные звенья: – раскрытие универсальной ценности природы; – усвоение воспитанниками экологических представлений; – пробуждение у детей интереса к природе; – развитие эмоций и чувств в процессе познания природы; – формирование социально ценных мотивов отношения к природе; – овладение навыками культуры поведения в природной среде; – формирование соответствующих возрасту умений и навыков экологической деятельности и включение дошкольников в непосредственную работу по охране природы родного края; – побуждение детей к оцениванию факторов взаимодействия сверстников и взрослых с природой, привлечение к контролю и оценке результатов собственной экологически ориентированной деятельности. 2. Методика развития у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе игровой деятельности –развития у детей дошкольного возраста экологических представлений; –развития у детей эмоционально-ценностного отношения к природе; –приобщение детей дошкольного возраста к экологически ориентированной деятельности. При организации игровой деятельности с целью расширения и углубления экологических представлений детей дошкольного возраста, педагогу следует придерживаться следующих положений: – дети дошкольного возраста ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет детский интерес и активность в освоении окружающего мира; –игровая деятельность возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в образовательном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность; – в игровой деятельности дети дошкольного возраста проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, происходит активизация всех познавательных процессов. У детей дошкольного возраста могут быть сформированы следующие экологические представления: – о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; – о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы); – о человеке как части природы; о культуре поведения в природе. 3 Методика развития у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе игровой деятельности Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два относительно самостоятельных блока: 1) игры для развития эстетического восприятия природы (развития чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); 2) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения детей дошкольного возраста в природе. 4 Методика приобщения детей дошкольного возраста к экологически ориентированной деятельности в процессе игровой деятельности Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях учреждения дошкольного образования – на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей. 5. Критерии и показатели экологической воспитанности детей дошкольного возраста Критерии экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: 1) степень овладения воспитанниками экологическими представлениями; 2) характер отношения детей к природе; 3) степень овладения детьми старшего дошкольного возраста трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами, а также характер мотивов деятельности воспитанников. Показателями степени освоенных детьми старшего дошкольного возраста экологических представлений являются: 1) объем освоенных представлений и 2) существенность освоенных представлений. Для анализа характера отношения детей старшего дошкольного возраста к природе используются следующие показатели: 1) проявление воспитанниками эстетических и нравственных чувств при взаимодействии с природой; 2) степень активности и устойчивости чувств. Показатели освоения трудовых навыков и умений: 1) степень самостоятельности детей в труде; 2) владение способами ухода за растениями и животными.
Значение д.и и занятий для воспитания детей для раннего воспитания детей раннего возраста. В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими. И г р о в а я ф о р м а о б у ч е н и я — в е д у щ а я н а с т у п е н и р а н н е г о д е т с т в а. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что окружает его: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо кое-что организованно показывать детям, рассказывать и говорить с ними. Такие занятия не укладываются уже в понятие дидактической игры, хотя на них могут быть использованы отдельные игровые приемы. Основные дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми второго года жизни
Дидактическая игра вырабатывает у детей умение выделять в окружающем существенное, характерное, помогает им глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка. Для развития познавательного интереса существует достаточно много разнообразных способов, одним из них является дидактическая игра. Дидактическая игра имеет большое значение в развитии ребенка: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Дидактическая игра помогает ребенку преодолеть различные затруднения в умственной и нравственной деятельности. Она бывает нескольких видов: математическая; сенсорная; речевая; музыкальная; словесная; настольно-печатная игра; природоведческая; игры с предметами.
-тренировка мускулатуры пальчиков и движений с перехватом; -изучение счета от одного до пяти; -развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти; -изучения направления вверх- низ, право-лево; -развитие тактильного восприятия; -развитие координаций движения; -изучение окружающего мира (сезонное дерево) -разучивание основных геометрических фигур; -завязывание бантика; -тренировка мелкой моторики рук; -Развития логики, мышления, памяти; -изучение цветов радуги; -изучение день-ночь; -изучение понятия большой-маленький.
Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности). Использовали педагогическую диагностику «Познавательное развитие» второй группы раннего возраста. ФГОС ДО. 1.ФЭМП. 2.Познавательно –исследовательская деятельность. 3.Предметное окружения. 4.Социальный мир. 5.Мир природы. Критерии определенные нами следующие: 1. Различает много и один предмет. 2. Различает предметы по форме, величине, называет их. 3. Двигается за воспитателем в определенном направлении. 4. Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку. 5. Обследует предметы, выделяя их цвет, величину, форму, включая простейшие опыты. 6. Называет цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны. 7. Сравнивает знакомые предметы, подбирает предметы по тождеству, группирует их по способу использования. 8. Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. 9. Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?). 10. Ориентируется в помещении группы. 11. Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей. 12. Различает по внешнему виду овощи и фрукты
|