проек : "Капелька-волшебница"

Баязитова Регина Рашитовна

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Дети младшего возраста ко всему относятся с интересом. Ежедневно они получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

Огромное удовольствие малыши получают от игры с водой (вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить). Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения.

Задача взрослых расширять кругозор детей в познавательной деятельности. Помочь им заметить разнообразие ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kapelka_volshebnitsa.docx53.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Педагогический проект

На тему «Капелька - волшебница».

Тип проекта: «Познавательно- исследовательский»

Направление: «Ознакомление с миром природы»

возрастная группа: младшая группа

                                                                                                                               Выполнили:

                                                                                                                                Воспитатели

                                                                                                                              Гареева Р.Г.

                                                                                                                                 Баязитова Р.Р.

                                                           Туймазы 2019г.

Тип проекта:«Познавательно- исследовательский»

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (04.03.2019года-08.03.2019года)

       Актуальность темы: Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Дети младшего возраста ко всему относятся с интересом. Ежедневно они получают новые представления о живой и не живой природе, их взаимосвязях.

       Огромное удовольствие малыши получают от игры с водой (вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить).  Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и ее назначения.

      Задача взрослых расширять кругозор детей в познавательной деятельности. Помочь им заметить разнообразие ближайшего окружения.

Цель проекта: Формирование знание детей о свойствах воды и ее роли для окружающего мира.

Задачи проекта:

Образовательные: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества её окрашивают, вода может быть горячей и холодной).

Развивающие: Развивать практические действия детей путем экспериментирования с водой.

Воспитательные: Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Проблема: Наблюдая за детьми было замечено, что им интересно соприкасаться с водой, плескаться и играть с ней. Сколько удовольствия они получают от этого. Но практика показывала, что о воде они знают очень и очень мало (большинство детей не знают, что вода бесцветна, прозрачна, не имеет вкуса и запаха). Их кругозор ограничен только тем что воду пьют, в ней моются, купаются, в ней стирают вещи.

С целью углубления знаний о воде был разработан проект: «Капелька-волшебница».

Предполагаемый результат: 

Для детей:

- знают о свойства воды;

- умеют проводить элементарные опыты с объектами неживой природы;

- имеют представление о значимости воды;

- соблюдают правила личной гигиены;

Для родителей:

- принимают активное участие в закреплении знаний детей, полученных в детском саду;

- знают сами полезные свойства воды для человеческого организма;

Для педагогов:

- обобщение педагогического опыта;

- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.

- Методы: наглядный, словесный, практический.

Приемы:

- чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов;

- наблюдение.

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап:

Информационно-накопительный:

-Создание предметно -развивающий среды;

-Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме;

-Подбор настольно-печатных и дидактических игр;

-Наглядный материал для родителей.

2 этап:

Организационно - практический:

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Таню». Беседа «Осторожно-лужи», «Гололед», «Опасные сосульки». Рассматривание иллюстраций «Весна».

Познавательное развитие.

- Познавательно-исследовательская деятельность: «Тонет –не тонет», «Окрашивание воды», «у воды нет запаха и вкуса», «Маленькая капелька».     - Дидактические игры «Найди нужный предмет».

- Уход за комнатными растениями.

- Наблюдение за всходами лука.

- Наблюдение за появлением листьев на веточках березы.

Речевое развитие.

- Чтение и обсуждение литературных произведений:

С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Первая капель»;К. Чуковский «Мойдодыр»; «Заюшкина избушка», Л.Н.Толстой «Пришла весна»; А.Н.Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи»;

- Отгадывание загадок о воде.

- Чтение и заучивание наизусть потешек «Ах, вода, вода, вода будем чистыми всегда», «Водичка-водичка».

ООД «Весна»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Весна пришла»

Лепка «Разноцветные зонтики»

Прослушивание аудиозаписи: «Капель».

Физическое развитие.

- Пальчиковая гимнастика «Кап-кап»;

- Физкультминутки;

- Подвижная игра «Солнышко и дождик»;

          3 этап:

Заключительный:

- Выставка детских работ по проекту «Первая капель», «Разноцветные зонтики».

- Оформление презентации по теме проекта.

Взаимодействие с родителями: 

-  Консультации для родителей на тему: «Поговорим о воде», «Мокрые игры».

-Памятки для родителей: «Игры с водой дома», «Вода важна для организма».

- Пополнение библиотеки группы книгами об экспериментах, научных открытиях.

- Наглядная печатная информация для родителей: «Экспериментируем дома».

- Фотоотчёт «Юные исследователи» по результатам проекта.

Вывод:

- Пополнили и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.

- Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.

- Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле.

- Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.

Используемая литература:

1. О.В. Дыбина. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

2. С.Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005 г.

3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2007 г.

4. Л.Ивакина. «Вместе весело шагать… и плавать. «Праздник на воде», //«Дошкольное воспитание», №8, 2016.

5. О.А. Соломенникова. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».

6. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий». Волгоград: Учитель, 2011 г.

Приложение

Конспект ООД по развитию речи

Тема «Весна»

Программное содержание:

1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.
2. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности

3. Воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.
Ход занятия:

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее …
Дети: Весна.

Воспитатель: Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? Дети: Долгожданная.

Воспитатель: Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? Дети: Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.

Речевое упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Можно сказать — весеннее настроение? А солнце весной какое?

Дети: Весеннее.

Воспитатель: А лужи весной какие?

Дети: Весенние.

Воспитатель: А небо весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)
Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной»…

Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые?
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха.
Весной появляется трава.
Весной идет дождь.

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на мольберте картинки с приметами в две «дорожки»: ранняя, поздняя весна).

Воспитатель: А какая весна у нас сейчас?

 Дети: Ранняя.

Подвижная игра «Весна, весна красная»

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет!»

(Предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться — несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!»)

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной
Дети: Сосулька.

Воспитатель: Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она?

Дети: Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая.

Воспитатель: Какая она по форме? На что она похожа?

Дети:  На морковку.

Воспитатель: Посмотрите на нее, какая она?

Дети: Прозрачная, блестящая, переливается на солнце.

Воспитатель: Что происходит с сосулькой в тепле?

 Дети: Тает.

Воспитатель: Возьмите сосульку в руку, что вы видите? Послушайте, как звенят капли. .

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап звенит капель»

Кап-кап-кап — звенит капель
Это к нам пришёл апрель.
(Дети барабанят пальцами по столу, имитируя игру на пианино)

Послушайте стихотворение. (Чтение ребенком стихотворения «Капель»).

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель
На улице весна.

Воспитатель: Название какого месяца вы услышали в стихотворении?

Какие еще весенние месяцы знаете?

Дети: Апрель.

Воспитатель: Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май – их не забывай».

Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

Тема «Маленькая капелька»

Цель: продолжать развивать познавательную сферу детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.

Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.

Развивающие:Развивать практические действия детей путем экспериментирования с водой.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать дождик, передавая его характер (мелкий-капельками; сильный-ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Проявлять интерес к рисованию.

Воспитательные: Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Предварительная работа:

1. Беседа о воде.

2. Рассматривание иллюстраций: «Мама купает дочку», «Мама моет посуду».

3. Чтение потешек и стихов.

4. Игры с игрушками в воде.

Материалы:капелька, лейка с водой, чашки с водой, губки, банка с грязной водой, влажные салфетки, тазы с водой, зонтик для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую капельку. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте.

Жила- была маленькая капелька. Где была капелька, там была и вода. А там, где была вода, всем было хорошо. Растениям и цветам хорошо было расти, а нам с вами купаться и пить воду. Но вот случилась беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогревает капельку.

Дети зовут Солнышко:

Солнышко, отзовись!

Красное, появись!

(Появляется Солнышко).

Солнышко: Здравствуйте детки! Зачем меня звали, маленькие друзья? Или какая случилась беда?

Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, растения, люди не могут без воды.

Солнышко: Я вам помогу! Ветер разгоню и вашу капельку верну.

(Солнышко танцует, кружится и появляется капелька).

Капелька:Здравствуйтедети. Я водяная капелька, я очень вам нужна, Покапаю, покапаю-Получится вода. А вы знаете, как я капаю?

Дети: Да! Кап, кап, кап.

(Все подходят к столу, где стоят чашки с водой).

Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто пьет из чашечки кипяченую воду?

Дети: Мы.

Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?

Дети: Пьем воду.

Воспитатель:(показывает банку с грязной водой)

Какая водичка?

Дети: Грязная.

Воспитатель: Можно ли пить грязную воду?

Дети: Нет.

Капелька: Это грязная вода, она никому не нужна.

Воспитатель: Поспешим, дети, дальше на помощь растениям и цветам.

(Подходят с лейкой к растениям).

Воспитатель: Как растения поживают?

Капелька: Пить хотят.

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, дети?

Дети: Полить их.

Капелька: А где же водичка?

Дети: В лейке.

Воспитатель:(поливает растения) Что растения делают с водичкой?

Дети: Они ее пьют.

Воспитатель: Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, и цветы.

Дети, а давайте расскажем Капельке, что мы еще делаем с водой.

(Воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, поласкают и стряхивают).

Воспитатель: Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой?

А сейчас, мы, поиграем в игру: «Солнышко и дождик».

(Проводится подвижная игра "Солнышко и дождик" (сл. А. Барто). Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

(По сигналу «Дождик пошел, скорей домой!» все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.)

Капелька: Очень интересная игра! Как мне с вами весело и хорошо.

Дети, а вы хотите поиграть с водой?

Дети: Да!

(Проводится игра с водой «Тучка и капелька». Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, тарелочки с теплой водой).

Воспитатель: Что лежит на тарелочке?

Дети: Губки.

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа губка.

Дети: Тучку.

Воспитатель: Правильно, она похожа на тучку. Тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из тучки водичка или нет?

Дети: Да.

Воспитатель: Какая вода капает из тучки, теплая или холодная, чистая или грязная?

(Дети берут губку-тучку и сжимают в руке).

Капелька: Дети, наверное, вы устали? Давайте сделаем зарядку!

Физкультминутка «Лады-лады».

Ой, лады, лады, (показать ладошки, покрутить кистями рук вверх-вниз)

Не боимся мы воды (притопнуть ногой)

Чисто умываемся (плавные круговые движения руками около лица)

Маме улыбаемся (руки широко развести и улыбнуться)

Капелька: Молодцы, дети! Мне с вами интересно было. Так не хочется уходить, но мне пора.

До свидания.

Дети: До свидания, Капелька!

Конспект ООД по рисованию

Тема «Весна пришла»

Цель: Усвоение художественных знаний и умений воспитанников в нетрадиционных видах изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить знания о приметах весны, явлениях природы.

2. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло необходимо его поливать).

3. Закрепить знание названий цветов (желтый, синий).

4. Учить передавать образ тучки и дождика, используя нетрадиционную технику (рисование пальчиками).

Развивающие:

1. Развивать активность ребенка в познании мира природы.

2. Развивать память, речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать умение действовать самостоятельно.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к весенним явлениям, к изменениям в природе.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы, наблюдения за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, картин, рассматривание на клумбе первоцветов, загадывание и разгадывание загадок.

Средства реализации.

Демонстрационный материал:

«Весна», почтовый конверт с дидактической игрой «Весна - красна, пришла», аудиозапись «Весна», картинки с изображением первоцветов.

Раздаточный материал: листы с контурами тучек, гуашь, салфетки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Проходите дети. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.

Игра-приветствие «Здравствуйте, гости».

Здравствуйте ладошки хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте ножки топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки плюх, плюх, плюх

Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте губки чмок, чмок, чмок

Здравствуйте зубки щелк, щелк, щелк.

Здравствуй мой носик би, би, би.

Здравствуйте, гости. Привет!

Воспитатель: Дети, когда сегодня я шла на работу, встретила почтальона, который передал мне письмо для вас. Хотите узнать? (слушают письмо).

Здравствуйте дети и взрослые! К Вам обращается «Весна». Наступило мое время года. Мне очень печально, т. к. вокруг еще мало травки и цветов. Мне нравиться, когда на улице кругом поют птицы, распускаются листочки на деревьях, много растет красивых цветов. Помогите мне, пожалуйста, чтобы поскорей выросли цветы, и на улице стало красиво. Вам помогут те предметы, которые я вам высылаю.

Воспитатель: Дети, давайте вместе подумаем, какие изменения в природе происходят весной. И поможем весне, чтобы она больше не грустила.

Дети: Весной солнце светит ярко, дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода.

Воспитатель: Вы правы. Давайте я вам немного помогу. Начинают вокруг цвести первоцветы: подснежник, одуванчик. Ребята повторите, как называются эти цветы?

Дети: первоцветы.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, здесь в конверте находится какая- то фигура.

Дети: Круг.

Воспитатель: А какого он цвета? 

Дети: желтого.

Воспитатель: А на что он похож?

 Дети: на солнце.

Воспитатель: Только оно какое-то печальное. Что нужно сделать, чтобы его развеселить?

Дети: добавить лучики.

 Д/И «Солнышко» - выкладывание на магнитной доске лучиков солнышка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнышко – ведрышко (развести руки в стороны)

Взойди поскорей, (руки поднять вверх)

Освети, обогрей, (вытянуть руки вперед, ладошками вверх)

Телят, да ягнят, (показать на голове рожки)

Еще маленьких ребят. (руками показать маленьких)

Воспитатель: Посмотрите, дети, а в конверте еще, что то есть… .Что это?

Дети, весна для вас еще приготовила загадки. Давайте их отгадаем?

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все ….

Дети: солнце.

Воспитатель: Правильно. Послушайте еще загадку.

Пушистая вата

Плывет куда – то

Чем вата ниже

Тем дождик ближе.

Дети, отгадайте, что это?

Дети: тучка.

Воспитатель: Молодцы. Вот еще одна загадка.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это….

Дети, а это что?

Дети: дождь.

Воспитатель: Правильно. Какие вы все молодцы.

2. Основная часть:

Дети, а для чего нужен дождь? Давайте подумаем.

Дети: дождик нужен, чтобы земля хорошо напиталась водой, и после этого быстрей станут расти цветочки, травка.

Воспитатель: правильно, чтобы росла травка и цветочки нужен дождик.

Ребята, а вы хотите помочь весне, чтобы она перестала грустить?

Дети: да.

Воспитатель: Дети, а как мы поможем весне?

Дети: мы нарисуем дождик, чтобы поскорее вокруг выросли цветочки.

Воспитатель:

Правильно. Давайте мы с вами поможем весне, и нарисуем дождик, чтобы скорей начали расти цветочки. И чтобы весна больше не грустила. Но сначала мы с вами сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика. Ребята приготовили пальчики для разминки.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

И сейчас ребята будут пальчиком дождик рисовать.

Воспитатель: А сейчас, ребята, пройдите и сядьте за столы, и старайтесь держать ровно свои спинки. Рисовать мы будем пальчиками, нужно будет сначала закрасить тучку капельками, а затем пальчиками методом примакивания рисуем капельки, состоящие из точек - капель.

Посмотрите, аккуратно макаем один пальчик в краску синего цвета и прикладываем к бумаге. Обратите внимание - капельки сначала заполняют всю тучку, а потом падают сверху, поэтому начнем рисовать сверху – вниз в медленном темпе проговаривая: «кап-кап-кап» - рисуем пунктирные линии (воспитатель на мольберте рисует тучку и дождик).

Перед вами тарелочка, обмакните пальчик в краску и рисуем сначала тучку, а затем дождик. Рисуйте аккуратно, чтобы не испачкать на столе вокруг краской. Вот какие вы молодцы! Как хорошо у вас получается. Кто уже нарисовал, возьмите влажные салфетки и аккуратно протрите руки. Молодцы вы малыши, потрудились от души.

Во время выполнения работ детьми, звучит аудиозапись «Весна».

3. Заключительная часть. (Выставка рисунков).

Воспитатель: Посмотрите, дети на свои рисунки. Какая красота, молодцы! Давайте возьмем свои рисунки в руки и покажем всем.

Воспитатель: Дети, вы слышите, что кто – то стучится к нам? Да это же весна!

Весна: Здравствуйте, дети!

Я к вам в гости пришла,

Я тепло принесла.

Посмотрите в окно

Как тепло, как светло.

Воспитатель: весна, мы только с детьми говорили о том, что на улице стало тепло, появляются первые цветочки и для того, чтобы они лучше росли, нужен дождь. Весна посмотри, какие замечательные рисунки нарисовали дети.

Весна: Какая красота. Какие замечательные рисунки вы нарисовали!

Воспитатель: весна, мы с детьми хотим, чтобы ты снами поиграла.

П/игра «Солнышко и дождик»

Воспитатель: Солнышко яркое сияет и все ребятки гуляют!

(Воспитатель держит солнышко - дети гуляют)

-Солнышко спряталось за тучкой - пошел дождик, бегите все ко мне под зонт.

(Воспитатель раскрывает зонт, дети прячутся).

Весна: дети, мне так весело с вами было и за это я хочу преподнести вам небольшие подарки. Посмотрите сколько маленьких цветочков! Пусть в вашей группе будут красивые цветочки. Ну, а мне уже пора, до свиданья детвора!

Дети: до свидания весна.

3. Анализ:

Воспитатель: Дети, а от кого мы получили письмо?

Дети: От весны.

Воспитатель: Про что мы с вами отгадывали загадки? Что мы делали, чтобы солнышко стало веселое?

Дети: Весной солнце светит ярко, растаял снег, оттаяла почва. Побежали ручейки, вокруг начали цвести первоцветы: подснежник, одуванчик. Загадки про солнце, тучку, дождь. Добавили лучики, чтобы солнце стало веселое.

Воспитатель: Какое новое слово мы с вами узнали? А что мы рисовали?

Дети: Первоцветы. Тучку и дождик.

Воспитатель: Дети, а кто в гости к нам приходил?

Дети: Весна.

Воспитатель: правильно. А что мы делали с весной?

Дети: играли в игру «Солнышко и дождик».

Воспитатель: правильно. Вы все молодцы. А теперь можете идти поиграть.

Конспект по исследовательской деятельности.

Тема: « Тонет-не тонет»

Цель: формирование знаний у детей о воде.

Программные задачи:

Образовательные:  формировать первичные представления о свойствах   воды: прозрачная, тонет – не тонет.

Развивающие: развивать познавательную мотивацию и любознательность; стремление к познавательно-исследовательской деятельности; воображение, мыслительную и творческую активность, умение наблюдать.

Воспитательные:  воспитывать чувство любознательности, эстетическое восприятие.

Словарная работа: холодная, тёплая; тонет-не тонет; тяжёлый ,лёгкий.

Предварительная работа:  игры с водой,  пальчиковые игры.

Средства реализации: игрушка Мишка, кораблики бумажные (на каждого ребёнка), таз с водой, камни (на каждого ребёнка), салфетки.

 Актуализация знаний.

Приход гостя (Мишка) с корзиной.

Воспитатель: Дети,  к нам в гости пришёл Мишка. Давайте мы с ним поздороваемся. (Дети здороваются с Мишкой)

Мишка: Здравствуйте, дети! Когда я шёл к вам в гости, то увидел, как по ручью плывёт бумажный кораблик, и совсем не тонул. Вот и я с собой принёс бумажный кораблик, давайте вместе пускать кораблики.

Ответы детей

Воспитатель: Ой, дети,  я что-то слышу (звучит музыкальная композиция «Шум ручья»  

Воспитатель: А вы бы не хотели представить себе ванночку в виде   ручейка,  опустить руки  туда  и сказать, какая вода ? Холодная или теплая?  

Ответы детей

Воспитатель: Может  поднимем руки над ванночкой и сделаем дождик? Ответы детей (Делают дождик)

Воспитатель: Молодцы! Вот какой сильный дождик у нас прошел. А теперь возьмите в руки кораблики, которые принес нам Мишка и пустите их в ванночку. Посмотрите, наши кораблики плывут?

Ответы детей  

Воспитатель: А наши кораблики будут плыть если мы на них подуем?

Ответы детей  

Воспитатель: Так подуем!(дети дуют на кораблик)

Воспитатель: Дети, пока мы пускали кораблики, Миша заскучал. Может мы ему расскажем потешку о воде. (Чтение русской народной потешки «Водичка, водичка», сопровождая движениями).

III этап: способствуем реализации замысла.

Воспитатель: Молодцы, дети! Посмотрите, у вас на столе лежат камни. Возьмите в одну руку камушек, а в другую -  кораблик. И скажите, кораблик, какой – тяжелый или легкий?

Дети: Легкий.

Воспитатель: Хорошо! А камушек, какой – тяжелый или легкий?

Дети: Тяжелый.

Воспитатель: Наверно мы  их опустим на воду, смотрите, кораблик плывёт, потому что лёгкий, а камушек утонул, он тяжёлый. А скажите дети, камушек видно в воде?

Дети: Да, видно.

Воспитатель: Правильно, видно, потому что вода прозрачная.   Вместе скажем, почему видно камень в воде? (Дети вместе с воспитателем проговаривают, что вода прозрачная). А теперь опустите ваши ручки в ванночку, вы видите их?

 Ответы детей

Воспитатель: Почему мы их видим?

 Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, дети!

Мишка: Я много интересного узнал у вас сегодня. Но мне пора уходить. Спасибо вам дети за всё. До свиданья! (Уходит, оставляя корзину  с подарками)А эту корзину я оставляю вам, дети!

Дети прощаются с Мишкой.

Воспитатель: Молодцы! Мише очень понравилось у нас в гостях. Посмотрите (показывает на корзину), Миша оставил нам корзину. Давайте посмотрим, что в ней. Дети, а в корзине Миша оставил вам угощения! (Раздает подарки детям).

Лепка «Разноцветные зонтики» во второй младшей группе.

Цель:Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей.

Задачи:

Образовательные:Формировать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Развивающие:Активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Материалы и оборудование:

- картинки с изображением разных зонтиков;

-картинка с изображением дождя;

- набор пластилина;

- доска для лепки,

-влажная салфетка для рук;

- настоящий зонт.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, какое время года сейчас?

Дети: Весна.

(Индивидуальные, хоровые ответы)

Воспитатель: Правильно. Несмотря на то, что сейчас на улице лежит снег, скоро наступят тёплые весенние деньки.

Что происходит в природе весной?

Дети: Тает снег, распускаются листочки на деревьях, растёт трава и первые цветы.

Воспитатель: Послушайте загадку, и вы узнаете, что ещё происходит весной.

Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем!
Дети: Дождь.

(Индивидуальные, хоровые ответы)

Воспитатель: Конечно, это дождь (показ картинки с изображением дождя)

2. Основная часть.

Воспитатель: А какие предметы нужны человеку в дождливую погоду?

Дети: Зонт, сапоги.

(Индивидуальные, хоровые ответы)

Игра: «Найди нужный предмет».

Показываю картинки, дети выбирают нужные.

Резиновые сапоги – тапочки – валенки;

Свитер – шуба – плащ;

Сумка – зонт – солнцезащитные очки.

Воспитатель: Дети, мне кажется к нам кто-то стучит. (Воспитатель заносит белочку с зонтиком)

Белочка: Здравствуйте, дети! Я белочка.

Дети: Здравствуй белочка.

Воспитатель: Белочка, а что это у тебя в руках?

Белочка: Зонт.

(Индивидуальные, хоровые ответы)

Воспитатель: Белочка, а что ты грустная такая.

Белочка: Потому что на весь лес зонт есть только у меня. А мне так хочется, чтобы у моих друзей тоже были зонты.

3. Практическая часть.

Воспитатель: Дети, а давайте мы поможем белке, и слепим из пластилина для ее друзей, разноцветные зонты.

Воспитатель напоминает детям, как нужно сидеть за столом и лепить из пластилина, показывая приемы лепки, помогает.

Физминутка.

Этот пальчик- хочет спать, (загибаем поочередно пальцы)

Этот пальчик- лег в кровать

Этот пальчик уж уснул

Этот пальчик прикорнул.

Встали пальчики ура,

Вот лепить уже пора

Воспитатель: Дети нам нужно от большого куска пластилина отломать кусочек, для ручки зонта. Как можно сделать ручку?

Дети: Колбаской.

Воспитатель: Ручку зонта можно сделать из длинной колбаски вот так.

А шляпку мы сделаем из другого кусочка пластилина шар, круговыми движениями рук сделали шар, и сплющим его. Вот так. Шляпку и ручку соединим. Вот и получился зонт.

Дети заканчивают работу над зонтиком.

-Воспитатель: Белочка, посмотри, какие чудесные зонтики у нас получились!

Белочка: Очень красивые зонты, спасибо вам дети, а сейчас поиграйте со мной в игру: «Солнышко и дождик»

Белочка: Мне пора возвращаться обратно в лес, до свидание дети.

4. Подведение итога.

Воспитатель:

Кто сегодня к нам приходил в гости?

Какое время года?

Какую одежду мы одеваем весной?

Как мы с вами помогли белочке?

Я считаю, что все зонтики очень красивые и вечером мы покажем их мамам.

Конспект по исследовательской деятельности.

Тема: «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Средства реализации: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Воспитатель: Дети, сегодня, когда я шла к вам в детский сад я встретила волшебника и он показал мне необычные фокусы. Я попросила его прийти к нам в гости, и он согласился. Давайте с ним поздороваемся (в группу заходит волшебник).

Воспитатель: Но перед тем как волшебник покажет нам свои фокусы нам нужно помочь нашим глазкам, чтобы они хорошо всё видели!

Гимнастика для глаз:

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И на ручки посмотри.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

(Дети вместе с воспитателем отправляются на места)

Воспитатель: Ну что волшебник, расскажи, какие же фокусы ты приготовил нашим деткам.

Волшебник: Я пришел к вам с волшебной жидкостью. Дети скажите, что это у меня в баночке (показывает стаканчик с водой, дети отвечают).

Правильно это обычная водичка, но чтобы она стала волшебной, мне нужно добавить в нее волшебный порошок и сказать волшебные слова «кручу верчу, фокус показать хочу, абра кадабра» Будьте очень внимательны, следите за моими руками. Ой, что это, что произошло? (вода окрасилась, приобрела цвет.)

Волшебник: А давайте сравним, какая вода была раньше и какой стала после моего волшебного порошка. Посмотрите, сейчас в один стаканчик с обычной водой я опущу игрушку, мы ее видим? (дети отвечают)

А если в стаканчик с волшебной водой поместить игрушку, увидим ли мы ее?(ответы детей)

Значит мой волшебный порошок помогает не только сделать водичку цветной, но и помогает прятаться в ней игрушки.

(Дети выявляют свойства воды, что она была прозрачная).

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели попробовать побыть волшебниками. Давайте, попросим нашего волшебника, чтоб он научил нас делать такой фокус. Но для начала нам нужно подготовить наши ручки к выполнению фокусов.

Массаж рук в воде «Игралочка – считалочка»

Варим кашу для малышек

Тесто делаем для пышек

Сладким чаем угощаем

Ну а после – отдыхаем!

В ванночку – бултых!

(Крутят ручкой в воде)

(Месят тесто)

(Набирают воду в ладошки)

Дети вместе с фокусником и воспитателем пробуют окрашивать воду в разные цвета.

(Дети с помощью воспитателя окрашивают воду пищевыми красителями)

Волшебник: Молодцы, дети! Молодцы. Вы сегодня хорошо потрудились, из вас получились хорошие фокусники. Мне очень понравилось вам показывать фокусы. И я обязательно приду к вам снова.

Воспитатель: Дети, давайте, скажем волшебнику большое спасибо и попрощаемся с ним!

Конспект по исследовательской деятельности.

Тема: «У воды нет запаха и вкуса»

Цель:

1. Формирование у детей знаний о значении воды в жизни человека, о ее свойствах;

2. Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду

Воспитатель: А сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах и вкус.

Воспитатель: Возьмите стакан с соком и понюхайте сок. Пахнет сок?

Ответы детей да.

Воспитатель: Верно. Сок пахнет. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Пахнет вода?

Ответы детей нет.

Воспитатель: Верно. Вода ничем не пахнет, значит у неё нет запаха.

Воспитатель предлагает детям взять трубочку и попробовать сок в стаканчике

Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с соком и попробуйте на вкус?

Ну, как, ребята, какой сок на вкус?

Ответы детей сладкий, кислый.

Воспитатель: Верно, у сока есть вкус. Вставьте другую трубочку в стакан с водой и попробуйте на вкус.

Воспитатель: Ну как, ребята, есть у воды вкус?

Ответы детей у неё нет вкуса.

Воспитатель: Если у воды нет вкуса, значит она какая?

Ответы детей безвкусная

Воспитатель: Верно. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

Воспитатель показывает пиктограммы и предлагает их убрать в капсулы. Капсулы закрывает и опускает в кувшин с водой.

Воспитатель: Итак, уважаемые исследователи, мы знаем, что вода – это жидкость, она прозрачная, без запаса и не имеет вкуса.

Беседа « Опасные сосульки»

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть - ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Материал: сюжетная картина; логическая картина «Как Вася заболел?»  

Ход: 1.Загадка

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль

 Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

2. Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним. Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?

А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.

Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы ПРАВИЛА! 

Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя: 

- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

- Подходить и трогать свисающие сосульки!

-  Нельзя сосать и есть сосульки!

- Не кидайся сосулькой или снегом!

- Будь внимательным и наблюдательным!

- Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

- Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

Беседа: «Для чего нужна вода?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие (дети здороваются с капелькой)

-Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Ни умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем, везде нужна вода! -. Так ли это? Как вы думаете?. А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. -. Значит, Капелька – это маленькая частичка чего (воды) -Кому же нужна вода? (Дети отвечают). А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. - Ребята, Капелька приготовила нам сюрприз. Давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.

- Всем нужна водичка:

И рыбке, и птичке,

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

И котятам, и тигрятам.

Везде и всегда

Помогает нам вода!

- Ребята, подумайте и скажите, для чего нам нужна вода.

(Пьём, моем руки, купаемся, стираем, варим еду, поливаем растения и т. д.)

- Правильно, молодцы. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, лёд, снег. Вода – это реки, моря.

Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, что я везде!

В луже, в море, в океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзаю,

В лес туманом заползаю.

На плите у вас кипела.

Паром чайника шипела,

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы).

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Загадки.

Цель: обобщение знаний о природных явлениях (дождь, снег, иней, град, роса); развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.

Что такое вода?

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

Стихотворение про град.

Тише, Тише
Ты не слышишь -
Барабанит град по крыше?
С неба падает вода
В виде бусин изо льда:
"Дук-дук-дук-дук! 
Дук-дук-дук!" -
Разбежались все вокруг.


Словно капелька - слезинки
На траве лежат росинки.
Может дождик капал?
Может кто-то плакал?

Летом он как дождь идет,

И собой природу бьет,

Что же бьет так с небосвода?

Град

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад.

Потому что это (град).

Горох стеклянный

Скачет по полянам.

(град).

Туча в небе, дождь идет

Падать стал вдруг с неба лед.

(град).

Ранним утром во дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий

Серебром сверкает (Иней).

Стоит травинка

Висит слезинка (роса)

Белым жемчугом

Травы вытканы.( роса)

Утром рано на заре

Выступает на траве,

Это капельки с водой

Называются росой.(роса)

На травинке капля, как слеза

Утром ранним светлая висит.

Не было дождя, не моросит

Дождик. Это выпала (роса)

Физкультминутка :

Дождик кап , дождик кап (пальчиком стучат по ладошке).
По рукам , по ногам.(Изображаю дождик капает на руки и ноги).
Дождика мы не боимся ! (Грозят пальцем).
Прыгаем и веселимся! (Прыгают).

Стих о сосульках.

Прозрачные стекляшки, 
Узорные висюльки, 
На проводах и крышах 
Веселые сосульки


Свисает с крыши длинный гвоздь

Холодный, крепкий, словно кость,

Но если солнце припечет,

Он весь слезами истечет.(сосульки)

Зима на крыше серые

Бросает семена –

Растит морковки белые

Под крышами она. сосульки)

Серебристая морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилось за карниз.

И растет зимою вниз.( сосульки)

Все худела и худела,

Неужели заболела?

Солнце ласково печет

Из неё слеза течет. (сосульки)

Мухи белые летят

Замести тропинки;

Эти мухи не жужжат.

Ведь они (снежинки).

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра.

Не пищит и не кусает –

Просто так себе летает.

(снежинки).

С неба упала холодной звездой

А на ладошке вдруг стала водой.

От этой ватаги

Из капелек влаги

Земля под ногами

Белее бумаги. (снежинки).

Если плачу – не беда,

Вместо слез течет вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи.(дождь)

Если солнце не смеется,

Что с небес на землю льется?

(дождь)

Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 
(Вода)

В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 
(Вода)

Чего в гору не выкатить, 
В решете не унести 
И в руках не удержать? 
(Вода)

В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять. 
(Вода)

Течет, течет - 
Не вытечет, 
Бежит, бежит- 
Не выбежит. 
(Река)

Зимой спит,
А летом шумит.
(Река)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?
(Снежинка)

Тучка

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдется,

Сразу радуга смеется.


Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

По небу скачет

Дождями плачет.(Туча)

Хмурая, мохнатая

И водой богатая.

Нам не нужно ее бить

Все равно ей слезы лить.

Стих.

Дождик, дождик, водолей,
Лей из тучки веселей!
Лей позвонче и почаще,
Лей по полю и по чаще.

Тучи ветром нагоняются,

Он на землю собирается

Коль на землю попадает

Сад польет и огород. (дождь)

Может он идти и литься,

В лужах из него водица.

Осенью не редкий гость.

Догадались Это…(дождь).

Стихи.

Дождик теплый и недолгий 
постирал все облака.
Их, как белые простынки, 
сушит солнышко пока.

Вы слыхали о воде? Говорят, что я везде!

В луже, в море, в океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзаю,

В лес туманом заползаю.

На плите у вас кипела.

Паром чайника шипела,

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Если руки ваши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Жить нельзя нам без воды.