2019-2020 учебный год

Актуганова Ольга Александровна

Педагогичсеская деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №21

с. Семеновка г. Йошкар-Ола»

Методика проведения конкурса

«Моя лучшая открытка ко «Дню рождения»»  как средство мотивации повышения уровня обученности учащихся  в

4 классах  по курсу «учебные занятия  по информатике»

Подготовила материал: учитель физики  и информатики   I   категории Актуганова О.А.

Йошкар-Ола, ноябрь 2019 год.

Цель:

совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ», повышение уровня обученности учащихся школы,  уровня педагогического мастерства педагога.

 Задачи:

∙        формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

∙        изучить и применять новые интерактивные технологии в процессе обучения;

∙        обеспечивать программирование своей деятельности, воплощение творческого замысла.

∙        продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания информатики и ИКТ;

∙       работать над  мотивацией учащихся,  направлять в поисках  материла в рамках реализации темы;

Источники поиска для разработки методики :

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, видео уроки

мероприятия по обмену опытом, мастер-классы,  наблюдение  и исследование за практической  работой по информатике  в параллелях по методической разработке

курсы повышения квалификации.

Мотивация

(от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией.  Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка:

  • потребность в коммуникациях,
  • в самовыражении
  •  самореализации, потребность в новых видах деятельности

Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения.

       Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.

Для повышения мотивации необходимо: 

  • обеспечить у учеников ощущение
  1. продвижения вперед
  2.  переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы
  1. заинтересовать учеников
  2. ставить проблемы
  3.  активизировать самостоятельное мышление;
  • организовать
  1. сотрудничество учеников на уроке
  2.  взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
  • самому правильно строить
  1. отношения с учениками
  2.  быть заинтересованным в их успехах;
  • видеть
  1. индивидуальность каждого ученика
  2.  мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

     Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.

. Нередко от учеников можно услышать фразу "Зачем мне информатика?  Я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики,  однако решение проблемы возможно , если применять игровые и развлекательные формы обучения.

      Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру, но со временем для большинства детей компьютер стал фактически бытовым прибором, и изучить что-то они могут самостоятельно по обстоятельству

 Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации изучения материала всегда имеет приоритет над прагматикой, особенно среди учащихся младшего и среднего звена. В старшей школе в соответствии с возрастными особенностями мотивация должна носить преимущественно прагматический характер.

Проведя анализ статей, связанных с мотивацией на уроках, мною было замечено, что существует ряд приёмов, которые позволяют мотивировать детей к учёбе. Каждый из этих приёмов, осознанно или на интуитивном уровне применяет каждый учитель во время проведения своих уроков. Мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые  я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже воспитателем», «учителем», что дает возможность получить качественное образование.

        Прием первый: обращение  к жизненному опыту детей.

Многие из нас работают с информацией взятые из личной жизни.?

Большинство, потому что мы в основном папы и мамы, и стараемся доходчиво и кратко объяснить ситуацию Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Так, при изучении темы «Работа в текстовом процессоре «Word»», в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию – дети общаются с одноклассникам, ходят на праздники, совместно посещают мероприятия, и т.д, Самым приятным моментом является подарок , сделанный своими руками, который имеет разнообразные формы.  Одна из форм подарка – открытка, она может быть нарисована, как кисточками и красками, так и сделана на компьютере и распечатана на цветном принтере. Какую бы открытку ко «Дню рождения» хотел бы получить ученик или подарить своему однокласснику? Вот такую  цель мы ставим перед учащимися.

Обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.  Почему данная тема важна и как нам это пригодится в жизни.

Прием второй: создание проблемной ситуации для коллективной работы

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится  проблема, преодолевая которую, ученики осваивает  знания, умения и навыки, которые им необходимо усвоить согласно программе. По теме «Работа в текстовом процессоре «Word»» создается ситуация, в которой требуется помощь команды, группы коллектива.

Пример

Ученикам неожиданно приходит новость о том что к ним приезжает известный киногерой, и  нужно его отблагодарить за внимание к ним.   Одному с ситуацией не справиться,  просим помощи и совета у класса.  Каковы возможные решения проблемы? Изобразите решение проблемы с помощью программы.

        Все эти проблемы направлены на то, чтобы выслушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили, но сумели ее применить  и продемонстрировать. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? воображают? Скорее всего - нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения школьниками информации, фактического материала

Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные. Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта, школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск

Третий прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. Как правило, цель проекта  умение найти оригинальное  решение в изучении материала, разработка методического материала. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует обще учебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для ученика первостепенным мотивом.

Важным мотивом для учащихся при изучении таких  тем, как «Текстовый процессор», «Компьютерная  графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам в начальной школе.

Пример.

На уроке  в 4 классе выполнили мини-проект на тему «Поздравительная открытка ко «Дню рождения». Учеников поделили на пары, которые выполняли оформление, используя материал подобранный самими учащимися по теме, на компьютерах. По окончанию мини-проекта работы были распечатаны цветном принтере.

 Перед мини проектом, ученики освоили материал  создание и редактирование, оформление текста, работа со страницей, автофигуры , wordArt, и анимация с текстом.

Данный  мини- проект  был  оформлен  в виде конкурса «Моя лучшая открытка ко «Дню рождения»» для демонстрации перед  учащимися, где были обсуждены основы работы с текстом и возможностями текстового процессора. Ученики с желанием сделали фото на память. А после им вручили дипломы за лучшие работы.

Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации обучения.

Источники информации.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

https://foxford.ru

https://www.youtube.com/watch?v=s_w0PFGZeIg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование системы по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне основного и среднего образования

Слайд 2

«Образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его». Пифагор.

Слайд 4

сформировать основы базовой культуры , включающей: интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и другую культуру личности. Цель школы

Слайд 5

начальное образование; среднее (общее) образование; среднее ( полное ) образование; среднее ( профессиональное ) образование; бакалавриат высшего образования; магистратура; аспирантура (интернатура, ординатура, адъюнктура) (при соискании учёной степени кандидата наук), докторантура (при соискании учёной степени доктора наук). дальнейшее профессиональное совершенствование Система образования

Слайд 6

Аттеста́ция Основнóй госудáрственный экзáмен (ОГЭ) Еди́ный госуда́рственный экза́мен ( ЕГЭ )

Слайд 7

2010- 2011 год. Оценка Баллы 5 22-26 4 15-21 3 7-14 2 0-6 Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. Информатика и ИКТ.

Слайд 8

2012- 2019 год. Оценка Баллы 5 18-22 4 12-17 3 5-11 2 0-4 Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале. Информатика и ИКТ.

Слайд 10

www.themegallery.com Company Logo Распределение заданий по разделам курса информатики и ИКТ Логика и алгоритмы Технология обработки графической информации 1 задания-7,5% 4 заданий-12,5% 4 заданий-25% 5 заданий-35% 1 задание -2,5% 1 задание-2,5% 2 задания-7,5% 2 задания-7,5% Обработка числовой информации и баз данных Алгоритмизация и программирование Системы счисления Информация и кодирование Телекоммуникационные технологии Моделирование

Слайд 11

Зачем изучать ИКТ и информатику?

Слайд 12

www.themegallery.com Company Logo Система подготовки для учителя Методическая подготовка педагога Содержательная подготовка Создание коллекции ссылок на Интернет ресурсы Формирование методической копилки подготовки к экзамену Выработать форму подготовки для работы с учащими

Слайд 13

Работа по подготовке к экзамену в формате ОГЭ и ЕГЭ Планирование уроков , начиная с 8 класса ориентированны на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ на каждом уроке в теоретический и практический материал Разработка системы подготовки выпускников непосредственно к сдаче экзамена, применение которой в течении учебного года на уроках и вне уроков Разработка системы контроля , анализа и самоанализа подготовки выпусников на уроках и вне урока в течении учебного года

Слайд 14

www.themegallery.com Company Logo 2 этап 4 этап 1 этап Мини- тестирование на каждом уроке; Тематический контроль знаний в формате экзаменов Мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Создание банка заданий из всевозможных демонстрацион-ных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ и ЕГЭ , а также из различных сборников для подготовки 3 этап На этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала отработка типовых заданий

Слайд 15

www.themegallery.com Company Logo Демонстрационные варианты План по подготовке Система подготовки для ученика Материалы для подготовки Правила аттестации Анализ подготовки Пробные экзамены

Слайд 16

Вадим Бальзамов Войска уже стянули к школе. По крышам снайперы легли. Две сотни камер на заборе. И в пять раз более внутри. Учителей по коридору шныряет целый батальон. Собак уже пригнали свору, за милю чующих Айфон . Идёт сдавать шеренгой стройной ЕГЭ одиннадцатый класс. Торопится отдел убойный- на обыск отведён лишь час. Ну наконец-то рассадили. Три камеры, детектор лжи на каждой парте водрузили и перекрыли этажи. Начало. Гонг. И чей-то нервный вздох, словно рядом эшафот... Россия. Лето. Шёл примерно две тысячи двадцатый год.

Слайд 17

http://psyvision.ru/help/pedagogika/42-pedagogika/459-ped1 https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-mihailovna-kargapolova/stihotvorenie-yekzameny.html https://materinstvo.ru/art/17113 Materinstvo.ru https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0 https://alleng.org/d/comp/com_gia_shkala.htm https://4ege.ru/gia-in-9/55351-shkala-perevoda-ballov-oge-2020.html https://rosuchebnik.ru/material/oge-po-informatike-2019-raspisanie-kriterii-otsenivaniya-tipy-zadaniy/ https://www.stihi.ru/avtor/vadim196908yan https://www.uchportal.ru/publ/13-1-0-9846 https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2011/10/22/metodika-podgotovki-uchashchikhsya-k-ege-po-informatike Источники информации.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя образовательная школа №21 г. Йошкар- Олы»

Формирование системы  по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне основного и среднего образования

Подготовила  учитель  информатики

 Актуганова О.А.

                                     

                                     Январь 2020 год

                         

  Структура

  1. Школа  как основа  системы  образования
  2. Система аттестаций форме ОГЭ и ЕГЭ
  3. Система подготовки учитель и ученик.
  4. Система « черный ящик»

Слад №1 – Тема.

Формирование системы  по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне основного и среднего образования.

Слад №2

Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его». «Вообще именно образованием отличаются люди от животных.

В конце 9 - ых и 11 - х классов все ученики сдают экзамены. Эти экзамены являются испытанием для каждого ученика. Все ученики учились по - разному и у каждого свой "багаж знаний". Но волнуются перед экзаменами все.  У всех разные лица во время выполнения работ :у одних учеников лица умные, одухотворённые, а другие сидят с испуганными глазами, потому что мало знают, а может испытывают стресс от происходящего.

Слад №3

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования.

(Форма организации чего-нибудь);

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

Системообразующие факторы педагогической системы

Слайд №4 –

Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоническое развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы — сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и другую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы.. 

Цель — отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?».

Слайд №5

В современной системе знаний закрепилось понятие «базовое образование», означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образования последующей ступени.

Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощённо выглядит следующим образом:

  1. начальное образование;
  2. среднее (общее) образование;
  3. среднее ( полное ) образование;

Слайд №6

В обучении — подтверждение уровня знаний, умений и навыков обучаемых по отношению к объёму и содержанию учебных дисциплин, представленных и утверждённых в учебных планах и учебных программах.

  • Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школахлицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования[1]. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы

Слайд №7

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале по информатике изменилась. С 2010 - 2011 год количество  заданий 23, с 2012 по 2019 год убавилось 20 заданий.

Слайд№8

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 22.

  •   0—4 баллов — отметка «2»
  •  5—11 баллов — отметка «3»
  • 12—17 баллов — отметка «4»
  • 18—22 баллов — отметка «5»

 

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 15 баллам.  Немного о статистике. Спасибо за работу Александра Анатольевича. По показателям количество учащихся сдающих экзамен увеличилось от 3 до 33 по 9 классам, в 11 классах – до 5.  Были периоды когда экзамен ни кто не сдавал.

Слайд №9

Почему произошла переоценка  по заданиям и  проходного балла? Во первых школьная программа не успевала за теоретическими требованиями специалистов, составляющие задания для экзаменов, и во вторых  не было учтена возрастная особенность – разница познания взрослого человека и выпускника значительно отличается

Слайд №10.

Изменения  аттестации

В структуре и проведении экзамена по информатике не произошло никаких существенных изменений. Однако  программа   содержит не только проверку теоретических навыков, включены задания с практическими навыками,  т. е выполнение  элементов программирования на компьютере, что практикуется  за последние четыре года и практические знания и умения работать с тестовой, графической  информацией. Планируется задания по робототехнике и моделированию.

                 

Слайд№11

Зачем изучать информатику? Видеоролик.

  • Определение  предмета

Информáтика (фр. Informatique; англ. Computer science) — наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

Существенными факторами успеха на Едином государственном экзамене являются:

  1. обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения ребенка в школе,
  2. специальная системная подготовка к  экзаменам.

Успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен. Но ученик должен прикладывать усилия на успешное обучение. Иначе это «игра в одни ворота».

Слайд №12

Поэтому учитель обязан учиться и строить систему подготовки

  • посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
  • перенимать опыт у других учителей
  • изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация (даже если учитель работает не в средней, а в основной школе);
  • знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;
  • уметь работать с Интернет-ресурсами;
  • работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.

Слайд №13.

Планирование уроков , начиная  с 8 класса ориентированны на подготовку к ОГЭ и  ЕГЭ на каждом урокев теоретический и практический материал

Разработка системы подготовки  выпускников непосредственно к сдаче экзамена, применение которой в течении учебного года на уроках и         вне уроков

Разработка системы контроля , анализа  и самоанализа подготовки выпусников на уроках и вне урока в течении учебного года

         Слайд №14

Конечно, нечего бояться тем, кто хорошо учился в школе, кто уверен в своих знаниях "на все сто". Однако в преддверии экзаменов уверенность изменяет даже лучшим. Подготовка к испытанию включает три аспекта: психологический, теоретический и практический

Что касается психологического настроя, совет такой: надо верить в себя, в успех и поменьше волноваться. Уже сейчас надо постараться наладить режим дня, высыпаться, нельзя позволить развиться весеннему авитаминозу, чтобы во всеоружии встретить июньские испытания. Теоретическая подготовка - это все те знания, которые удалось усвоить за годы обучения, плюс те, которые получится приобрести за оставшееся до экзамена время. За два месяца многое можно успеть! Совет первый: нужен план-график. Изучение и повторение материала следует разбить на этапы, распределить всё это по дням и неделям, оставшимся до экзамена. Лучше оставить несколько дней "про запас"! Начинать стоит с того, что легче и понятнее. Во-первых, это уже поможет ответить на вопросы более простой части  экзамена, во-вторых, - появится нужный настрой, исчезнет паника. Каждый ответ хорошо бы конспектировать. Ведь для того, чтобы изложить тему в сжатой форме, нужно её понять и выделить главное. Получатся, своего рода, шпаргалки. Однако это замечательное изобретение человечества лучше не использовать по прямому назначению, а только для подготовки.

   Важный совет: надо помнить, что экзамен пройдет именно в форме строгого контроля ,поэтому при подготовке понадобится секундомер и образцы тестов. Здесь главное - познакомиться с конструкцией тестовых заданий. Время на выполнение каждого задания ограничено, так что тренироваться придется с секундомером в руках. Пробный и репетиционный  экзамен - полезный практический опыт. Подготовительные курсы, репетиторы - это тоже неплохо, но без этого можно и обойтись.

Много ошибок ученики допускают при заполнении бланков. Совет такой: с правилами оформления нужно познакомиться заранее. Для хорошей оценки совсем не обязательно ответить на все вопросы, непонятное можно пропускать, - этого может оказаться вполне достаточно.

         

Вадим Бальзамов
Войска уже стянули к школе.
По крышам снайперы легли.
Две сотни камер на заборе.
И в пять раз более внутри.
Учителей по коридору 
шныряет целый батальон.
Собак уже пригнали свору,
за милю чующих Айфон.
Идёт сдавать шеренгой стройной
ЕГЭ одиннадцатый класс.
Торопится отдел убойный-
на обыск отведён лишь час.
Ну наконец-то рассадили.
Три камеры, детектор лжи
на каждой парте водрузили
и перекрыли этажи.
Начало. Гонг. И чей-то нервный
вздох, словно рядом эшафот...
Россия. Лето. Шёл примерно
две тысячи двадцатый год. 

    Источники информации.