2018-2019 учебный год
Педагогичекая деятелность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация урок игра "Безопасный интернет" | 2.42 МБ |
открытый урок "Безопасный интернет" | 30.88 КБ |
Методика создания "Безопасны интернет" | 34.89 КБ |
фотоотчет | 118.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
интернет Интерне́т ( англ. Internet , МФА: [ˈɪn.tə.net ] ) — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации [1] . Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть , а также просто Сеть .
Безопасный Безопасный — прил. 1. Не угрожающий опасностью, лишённый какой либо угрозы. 2. Не причиняющий вреда, ущерба; безвредный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Физкультминутка
Творческая мастерская
Повторим правила!
Домашнее задание Нарисовать рисунок «Безопасный интернет»: разместить на нем правила безопасного поведения Придумать к правилам эмблему
Например
Источники по материалу: https://dic.academic.ru https://ru.wikipedia.org/wiki/ Интернет https://www.youtube.com/watch?v=Iv1H--114IE&list=PLw_TZP3yGp-2VRWftOQlmwghk2VmzZHjo
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Информатика Класс: 5 ФИО учителя Актуганова Ольга Александровна
Тема урока: «Безопасный интернет»
Тип урока: урок контроля знаний и умений в текстовом редакторе с графической информацией
Форма игровая
Цели урока:
Методическая: демонстрация актуальности данной темы
Учебная: обучение информационной безопасности в Интернете
Воспитательная: развитие самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным ресурсам
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научить избегать их;
- Сформировать навык поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности и освоить практические навыки работы в Интернет;
- Отработать навыки умения; сравнения информации, критического анализа; выделения главных мыслей и грамотного их изложения; восприятия и усвоения услышанного;
- Расширить кругозор учащихся;
- Сформировать информационную культуру.
- Протестировать знания в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности и освоить практические навыки работы в Интернет
Оснащение и методическое обеспечение урока:
- Компьютерный класс;
- АРМ учителя, мультимедийный проектор;
- Доска.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся: | Какие УУД формируются на каждом этапе | ФОУД, методы, приемы | Текущий контроль и оценивание |
Организационный этап | Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей | Приветствие, организуют свое рабочее место, берут значки | Личностные: действия смыслообразования | ||
Постановка цели и задач урока | Мотивация учебной деятельности учащихся | Вопрос: Что на доске? (знаки ДД) Для чего они? Просмотр видео №1 | Ответы учащихся Знаки ДД, для безопасности движения Формулирование темы урока «Безопасный интернет» | Регулятивные: целеполагание Личностные: смыслообразование | Проблемный Беседа наглядный | |
Выявление знаний, умений, навыков | Проверка уровня речевых умений учащихся | Демонстрация видео №2 Обсуждение: Для чего интернет? Чем опасен интернет? Что делать, чтобы защитить себя? | Отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении. | Познавательные: понимание и адекватная оценка языка СМИ | Беседа наглядный | |
Физкультминутка | Изобразить каждой группе свой знак в движении под музыкальное сопровождение | Групповые упражнения | ||||
Проверка умений пользоваться текстовым и графическим редактором Контроль полученных знаний и умений | Выполнить буклет в текстовом редакторе, используя инструкцию Контроль времени. | Знакомятся с инструкцией. Выполняют задания. Представляют свои работы (1 мин *3 группы) | Коммуникативные: планирование, постановка вопросов Познавательные: действия постановки и решения проблем Познавательные: умение сжато передавать содержание текста Регулятивные: волевая саморегуляция | |||
Рефлексия | Подведение итогов | Повторение привил поведения в интернете, Каждому руководителю вручает распечатанный буклет, всей группой оформляют стенгазету. Вручение благодарностей за работу | Оформляют стенгазету Подводят итоги | Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: оценка что уже усвоено |
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-игра. Мы будем соревноваться в знаниях и умениях.
Разделимся на 4 команды. Выбираем значки ДД. Кому какой достанется , если значки одинаковые, значит вы в одной команде .
Пусть команды дадут себе названия , связанные с информатикой.
- И так ребята вы готовы ? Посмотрите на доску. Что на доске? (знаки ДД) Для чего они? Просмотр видео №1.
А теперь назовите тему нашего урока. «Безопасный и интернет»
- Кто из вас помнит , что такое интернет? Слайд №2
И что такое безопасный? Слайд 3
- Молодцы , за хорошие ответы мы посмотрим мультфильм «Фиксики»
И так , какие советы давали фиксики? Кто и что запомнил?
Чем опасен интернет? Что делать, чтобы защитить себя?
Компью́терный ви́рус? Мой компьютер взломали, что делать?
Что такое личная информация? Нужно ли отвечать на сообщения со спамом
Что такое личная информация? Нужно ли отвечать на сообщения со спамом.
Что такое кибербуллинг? Ко мне приходят СМС с оскорбления в адрес , что делать?
В игре у меня не сложились отношения с человеком и он меня преследует. Что мне делать?
5. Итак, ребята, соблюдайте эти правила и вы будете работать в безопасном Интернете! А теперь физкультминутка
Изобразить каждой группе свой знак в движении под музыкальное сопровождение. Слайд №5
6. А теперь будем соревноваться, кто из нас хорошо владеет навыками работы в текстовом процессоре.
Садимся группами за компьютеры, запускаем программу и внимательно слушаем задание. Слайд №6
Текстовом редакторе, используя инструкцию вам нужно на время всей командой создать буклет на тему нашего урока.
Какая команда быстрее и красочно, и главное правильно сделает, они будут у нас победителями.
7. Представляют свои работы (1 мин *4 группы), демонстрация для обсуждения.
Выделить победителей, наградить
8. Рефлексия. Повторение привил поведения в интернете, Слайд № 7
Каждому руководителю вручает распечатанный буклет, всей группой оформляют стенгазету.
Вручение благодарностей за работу.
9. Разбор домашней работы. Слайд №8-10
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №21
с. Семеновка г. Йошкар-Ола»
Методика
«Создания стенгазеты «Безопасный интернет» как средство мотивации повышения уровня обученности учащихся по предмету информатики»
Подготовила материал: учитель физики и информатики I категории Актуганова О.А.
Йошкар-Ола, март 2019 год.
Цель:
совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ», повышение уровня обученности учащихся школы, уровня педагогического мастерства педагога.
Задачи:
∙ формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
∙ изучить и применять новые интерактивные технологии в процессе обучения;
∙ обеспечивать программирование своей деятельности, воплощение творческого замысла.
∙ продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания информатики и ИКТ;
∙ работать над мотивацией учащихся, направлять в поисках материла в рамках реализации темы;
Источники поиска для разработки методики :
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, видео уроки
мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, наблюдение и исследование за практической работой по информатике в параллелях по методической разработке
курсы повышения квалификации.
Мотивация
(от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка:
- потребность в коммуникациях,
- в самовыражении
- самореализации, потребность в новых видах деятельности
Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения.
Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.
Для повышения мотивации необходимо:
- обеспечить у учеников ощущение
- продвижения вперед
- переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
- использовать все возможности учебного материала для того, чтобы
- заинтересовать учеников
- ставить проблемы
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовать
- сотрудничество учеников на уроке
- взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
- самому правильно строить
- отношения с учениками
- быть заинтересованным в их успехах;
- видеть
- индивидуальность каждого ученика
- мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.
. Нередко от учеников можно услышать фразу "Зачем мне информатика? Я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики, в том числе основы безопасного общения и поведения учащихся в интернете.
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру, но со временем для большинства детей компьютер стал фактически бытовым прибором, и изучить что-то они могут самостоятельно по обстоятельству
Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации изучения материала всегда имеет приоритет над прагматикой, особенно среди учащихся младшего и среднего звена. В старшей школе в соответствии с возрастными особенностями мотивация должна носить преимущественно прагматический характер.
Проведя анализ статей, связанных с мотивацией на уроках, мною было замечено, что существует ряд приёмов, которые позволяют мотивировать детей к учёбе. Каждый из этих приёмов, осознанно или на интуитивном уровне применяет каждый учитель во время проведения своих уроков. Мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.
Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет?
- -суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;
- -сайты-форумы потенциальных самоубийц;
- -наркосайты.
- -сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие:
- -экстремизм, национализм, фашизм;
- -сайты порнографической направленности;
- -сайты знакомств
- -секты….
- И т.д.
Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет–зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр). Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей, в образовательном учреждении должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями..
Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление.
Прием первый: обращение к жизненному опыту детей.
Многие из нас работают с информации взятые из личной жизни.?
Большинство, потому что мы в основном папы и мамы, и стараемся доходчиво и кратко объяснить ситуацию Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.
Так, при изучении темы «Поиск информации в сети интернет», а она затрагивает 5- 9 классы, в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию – дети активно общаются с одноклассникам, в сети интернет. Проводят много времени как только родители покупают различные гаджеты, часто без контроля родителей или взрослых.
И когда детей спрашиваешь, с чем конкретно они сталкивались при свободном плаваний в сети интернет, то предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит самый простой пример, с которым сталкивались большинство. А как они с этой проблемой справились, то количество ответов, которые были бы безопасны для разрешения проблем интернете, будет меньшинство.
Обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания. Почему данная тема важна и как нам это пригодится в жизни.
Прием второй: создание проблемной ситуации для коллективной работы
Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученики осваивает знания, умения и навыки, которые им необходимо усвоить согласно программе. По теме «Безопасный интернет» создается ситуация в которой требуется помощь команды, группы коллектива.
Пример
Одному ученику поступают угрозы на телефон в виде смс. Ученик когда то оставил номер телефона на неизвестном ему сайте ради интереса. Сам один ситуацией ему не справиться, просим помощи и совета у одноклассников. Каковы возможные решения проблемы? Изобразите решение проблемы с помощью программ.
Все эти проблемы направлены на то, чтобы выслушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили, но сумели ее применить и продемонстрировать для безопасности. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? воображают? Скорее всего - нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения школьниками информации, фактического материала
Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные. Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта, школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск
Третий прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.
Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. Как правило цель проекта умение найти оригинальное решение в изучении материала для 5-6 классов, разработка методического материала. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует обще учебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.
Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам в начальной школе.
Пример.
На уроках в 5 классе выполнили проект на тему «Безопасный интернет». Учеников поделили на пары, которые выполнили построение буклета, используя материал подобранный самими учащимися по теме, на компьютерах.
Данный проект группы защищали перед остальными учащимися, где были обсуждены основы безопасного поведения в интернете, в конце урока буклеты были распечатаны. И после этого, организовано оформлена стенгазета «Безопасный интернет». Ученики с желанием сделали фото на память.
Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации обучения.
Источники информации.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
http://sos-ru.info
http://www.saferinternet.ru