"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках"

Выступление на секционных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekts.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

         "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках"

          1 слайд Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными также метапредметные результаты, 2 слайд которые предполагают, что ученики будут владеть всем арсеналом средств, позволяющих успешно решать проблемы, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. (слайд)

       3 слайд Компетенция – в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом и включает набор ЗУНов, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности.

       4 слайд Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

         5 слайд Метапредметные компетенции – это формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно или с помощью учителя определять учебную проблему и находить пути решения.

        6 слайд Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций:

    -  вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

    - разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений;

   -  при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;

        7 слайд Цель моей педагогической деятельности  - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:

1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

2.  Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

3.  Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

         Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках?  

      8 слайд Современные учебные комплекты полностью соответствует реализации ФГОС. Предметные линии обеспечены учебниками, рабочими тетрадями, КИМами, рабочими программами и дополнительной литературой.                                             Регулятивные УУД  начинают формироваться с первых уроков. Изначально дети знакомятся с условными знаками и ищут их на страницах учебника. Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

        Материал учебников представлен по разделам. Каждый раздел начинается со специальной страницы, предваряющая раздел книги, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания, а что им уже известно.

        Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже имеющихся знаний.  При такой системе построения материала учебника постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,  выстраивать план действия для её последующего решения.

         Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями  рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько.

         Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности  ученика.

         Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. Задания учебника и особенно рабочей тетради подразумевают использование дополнительной литературы и Интернета. У детей формируются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

       На уроках ребята устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.   Для  изучения строения природных объектов, по возможности, используем готовые модели или моделируем объекты и явления окружающего мира сами; проводим  несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений.

       9 слайд Например, при изучения темы  « Твёрдые вещества, жидкости  и газы». Ставя  задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблице, в рисунках, в речи  учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой. Опыты по обнаружению свойств, проведенные в классе, могут быть  продолжны дома, по заданию в тетради.

              Немаловажную роль в формировании познавательных УУД играют дидактические игры. Если необходимо перечислить предметы помогает «Волшебная палочка». Передавая ее как эстафету, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат. Обобщающие уроки часто полностью проводятся с использованием игровых технологий.

               Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность. 

               10 слайд Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, в последствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая.

            А следовательно формируется еще один вид УУД – коммуникативный.

У ребят обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность. 11 слайд Практически на каждом уроке ребята работают  в парах,  группе. С первого класса выработаны  правила поведения в паре и группе.                              

В  результате  формируются  коммуникативные  способности  сотрудничества: умение  работать  с  соседом  по  парте,  распределяя  работу  между  собой, договариваться,  учиться  слушать  товарища  и  высказывать  свое  мнение,

формируется речевое развитие, речевое общение. Далее происходит обмен мнениями и общий вывод. Самооценка и оценка результатов деятельности.

         Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

12 слайд  На своих уроках я часто использую следующие технологии:

1 класс

-технология системно-деятельностного подхода;

-игровая технология

-технология проектов;

2 класс

Добавляется:

- технология проблемного обучения;

3-4 класс -

 -технология исследовательской деятельности;

       Хочу привести пример использования технологии системно-деятельностного подхода в начальной школе. 13 слайд Урок математики,  тема урока «Угол. Виды углов»

       После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.

      Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

       14 слайд Учащимся был предложен следующий план действия:

  1. Возьмите квадрат.
  2. Сложите его по диагонали.
  3. При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?
  4. Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?
  5. Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.

        Одновременно с этим, на данном уроке происходила работа по формированию метапонятия «угол». Опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке учащихся, им было предложено задание определить типы углов, которые мы часто встречаем в нашей жизни.

         Регулятивные, познавательные и коммуникативные  учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных УУД.

  1. Идя на метапредметный урок, я всегда учитываю

15 слайд Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

16 слайд Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик

17 слайд Требование к себе

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и инсценировании урока.

Так же как и урок способствует формированию метапредметных умений и внеурочная деятельность.

Исследовательская деятельность;

- Подготовка и участие в предметных конкурсах, чемпионатах. Олимпиадах, где учащиеся показывают неплохие результаты.

- Подготовка и участие в предметных неделях.

 18 слайд  В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития учащегося.