Дифференцированное обучение в начальной школе
Из личного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_pedsovet.pptx | 1.1 МБ |
vystuplenie_na_pedsovet.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы включения заданий в учебный процесс первый - учитель может дать задание каждому ученику второй - ученики могут выбрать задание сами
Тема «Разнообразие растений» Построй свой ответ по плану: 1.Назови пять растений. 2.Какие растения имеют мягкие сочные стебли? 3.Какие растения имеют несколько стволиков? 4.Какие растения имеют один толстый ствол? 5.Чем отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения? »
Урок окружающего мира Тема: «Какие бывают животные» Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня 1.На какие группы делятся все животные? 2.Приведите примеры животных каждой группы. 3.Назовите важнейшие признаки насекомых, рыб, птиц, зверей. ( допишите предложения) Животные, у которых шесть ног - это _________. Водные животные, тело которых покрыто чешуёй - это ________________ . Животные, тело которых покрыто перьями - это ______________________ . Животные, тело которых покрыто шерстью - это ______________________. К каким группам относятся эти животные? (даны названия животных, необходимо распределить их по группам) Насекомые___________ Рыбы________________ Птицы_______________ Звери________________
Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня Прочитай и перескажи подробно весь текст. Прочитай весь текст и кратко перескажи. Прочитай и перескажи первую часть.
Урок чтения Тема: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня Творческий пересказ: придумать, как могли разворачиваться события дальше. Прочитать по ролям, нарисовать понравившийся сюжет сказки Прочитай и нарисуй главного героя сказки
В.Осеева. Добрая хозяюшка 1 уровень. Составь диафильм по тексту. 2 уровень. Составь диафильм по эпизоду из произведения. 3 уровень. Нарисуй иллюстрацию к первой части текста.
А. Смирнов. Василёк 1 уровень. Придумай двустишие по рифмам: Василёк – стебелёк. 2 уровень. Придумай свои рифмы к словам из текста «Василёк». 3 уровень. Подбери рифмы к данным словам: Небеса-….. Иней-……. Снежок-…..
Урок математики Тема: Решение задач Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня На столе лежало 8 синих кубиков, а красных- в 2 раза больше, чем синих. Сколько красных кубиков лежало на столе? С. - К. - Запиши краткое условие задачи, реши её. Подумай, какой ещё вопрос можно поставить к этому условию С. - 8к. К. - ? в 2 раза больше З.-9 к . С. - к. К. - ? в раза больше Заполни краткое условие задачи и реши её. С.-8к. К.-? в 2 раза больше Выбери правильное условие задачи и реши её
Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня Сравни выражения. Разгадай закономерность, по этому же правилу составь своё выражение. 75 – 4 * 75 – 40 35 – 2 * 35 – 20 99 – 7 * 99 - 70 Вставь в окошечки числа, чтобы равенства стали верными 75 – * = 71 75 – * =35 35 – * =33 35 – * =15 Найди значения выражений 75 – 4 = 75 – 40 = 35 – 2 = 35 – 20 =
Д ифференцированные задания Задания с наличием образца выполнения 18 х 4 = (10 + 8) х 4 = 10 х 4 + 8 х 4 = 40 + 32 = 72
Д ифференцированные задания Задания с выполнением некоторой их части 18 х 4 = (10 + 8) х 4 = 10 х 4 + 8 х 4 = 13 х 7 = (10 + 3) х 7 =
Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями Реши примеры, представляя делимое в виде суммы удобных слагаемых : 60 : 4 = 78 : 3 = 56 : 4 =
Урок русского языка Тема: Твердые и мягкие согласные Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня Дю , са , бё , во, ка, со, ни, си, по, ру , то, су, се, ми, ва , ло , сы , ля. Запиши в правый столбик слоги с мягкими согласными, в левый- с твердыми согласными. Составь слова из этих слогов. Запиши в правый столбик слоги с мягкими согласными, в левый- с твердыми согласными. Выпиши слоги с мягкими согласными
Задания 1 уровня Задания 2 уровня Задания 3 уровня Образуйте из данных слов слова во множественном числе. Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - Допишите два своих слова. Образуйте из данных слов слова во множественном числе. Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья. Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … . Урок русского языка Тема: Число имён существительных
Предварительный просмотр:
Уровень готовности учащихся к обучению в школе снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности, у других едва достигает допустимого предела. Нынешний 5б класс, в котором я работала 4 года, был скомплектован из детей разного уровня развития. Результаты обследования учащихся 1 класса в сентябре 2012 года показали, что имеют высокий уровень подготовки - 2 человека, средний – 13 человек, низкий – 6 человек. При обучении детей возникли противоречия между усвоением материала и стандартом.
Как работать на уроке с совмещенным классом? Одной из форм эффективного обучения считаю технологию дифференцированного обучения. Дифференциация – это технология, основанная на учёте индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому учащийся должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания. Я пользуюсь приёмами дифференцированного подхода на всех уроках. Сюда входят дифференцированные заданияпри организации самостоятельной работы, дифференцированные домашние задания. О некоторых приемах я хочу вам рассказать.
Дифференцированный подход осуществляю в трех группах. 1 группа – это учащиеся с высокими учебными возможностями. 2 группа - со средними учебными возможностями. 3 группа – с низкими учебными возможностями. К 3 группе относятся ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники. И именно наличие этих детей в классе обязывает учителя использовать на уроке различные приемы дифференцированного обучения. Существует два способа включения заданий в учебный процесс. 1 способ – учитель дает задание каждому ученику, 2 способ – ученик может выбрать сам себе задание по трудности. Способ выбирает учитель в зависимости от темы урока, сложности материала, этапа урока. Цель одна и та же для всего класса, но способы разные для каждой группы.
Этот метод работы очень актуален на устных предметах. Мне гораздо труднее добиться от слабоуспевающих детей полных, раскрытых ответов. Поэтому, сначала, спрашиваю по желанию. Во-вторых, заданный текст сначала пересказывает сильный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных обстоятельств недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно слушал рассказ своего товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как умение внимательно слушать. А вот учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить материал, который они готовили дома, это как раз третья группа детей в начале опроса даю карточку: «Построй свой ответ по плану». Урок окружающего мира по теме «Разнообразие растений»
1.Назови пять растений.
2.Какие растения имеют мягкие сочные стебли?
3.Какие растения имеют несколько стволиков?
4.Какие растения имеют один толстый ствол?
5.Чем отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения?»
Получив такую карточку-помощницу, ученик имеет 3-5 мин., чтобы сосредоточиться над составлением пересказа. После чего ученик выходит к доске, с карточкой в руках, чтобы план ответа был у него перед глазами.
При индивидуальном письменном опросе используются задания, предназначенные для конкретного ученика. Карточки индивидуальны и отличаются по сложности, и по оформлению.
Карточки по теме: «Какие бывают животные» выглядят так:
Осуществляю дифференцированный подход к учащимся и при изучении нового материала. Приём о котором я сейчас расскажу даёт хороший результат. Приведу пример этого вида деятельности на уроке окружающего мира по теме «Дикие и домашние животные».
В данном подходе идёт знакомство с информационным материалом самостоятельно. С этой целью к каждой новой теме рекомендую детям книги о природе для прочтения их дома. Учащимся I группы предлагаю подготовить пересказ легенды о животных. II группа готовит информационный материал из детской энциклопедии о домашних и диких животных. Учащимся III группы даю задание нарисовать рисунок домашнего и дикого животного. Это даёт наглядный результат проделанной работы, позволяет не только углублять, расширять знания, но одновременно учит самостоятельно работать с дополнительной литературой.
На уроках литературного чтения разным ученикам предлагаю различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае учитель использует иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».
Приведу пример дифференцированной работы на уроках литературного чтения по определенным произведениям.
На уроках математики дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях. Планирую различные виды дифференцированной помощи детям 3 уровня. При решении задач предлагается дополнение к заданию – это может быть рисунок, схема, чертеж. Либо указывается анологичная задача решенная ранее, постановка наводящих вопросов, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Дифференцированная работа ведется также и на уроках русского языка. Приведу несколько примеров.
Чаще предлагаются дифференцированные домашние задания, исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.
Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников):
1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;
2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;
3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.
Положительная сторона дифференцированного подхода: время уделяется сильным учащимся; время уделяется слабым учащимся, их можно чаще контролировать. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнить задания 1 и 2 – го уровней. Эта работа проводится регулярно и перечисленные приёмы помогают дифференцированно подходить к учащимся и активизировать познавательную деятельность учащихся..