Транслирование педагогического опыта.
Публикации, выступления на семинарах, педсоветах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikaz_uo_-_ob_itogah_seminara-praktikuma_2016-17.doc | 362.5 КБ |
Транслирование педагогического опыта | 17.77 КБ |
Отчет о проведении метапредметного семинара | 1.75 МБ |
семинар по профориентации | 103 КБ |
публикация "Творческий учитель" | 485.56 КБ |
prikaz_po_itogam_konferentsii_no_974_ot_19.12.2019_2_1.pdf | 1004.99 КБ |
programma_konferentsii.pdf | 616.22 КБ |
-996535462.pdf | 2.66 МБ |
Городской конкурс педагогического мастерства 2016 | 883.81 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации города Когалыма
ПРИКАЗ
От | « | 23 | » | декабря | 20 | 16 | г. | № | 942 |
Об итогах проведения постоянно действующего городского семинара - практикума
для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных организаций города Когалыма
в I полугодии 2016-2017 учебного года
На основании приказа Управления образования от 26.09.2016 №654 «О проведении постоянно действующего городского семинара – практикума для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных организаций города Когалыма в I полугодии 2016-2017 учебном году» с целью поддержки творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся, развития их способностей, активизации работы с детьми, проявляющими интерес к различным учебным предметам, и подготовки к всероссийской олимпиаде школьников с 5 октября 2016 года по 1 декабря 2016 года на базе МАУ «ММЦ г. Когалыма» проводился городской семинар – практикум для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных организаций города Когалыма (далее – городской семинар – практикум) по пяти направлениям: русская филология, иностранные языки, историко-обществоведческое, химико-биологическое, физико-математическое. В семинаре приняли участие 41 учащихся 9-11 классов и 57 педагогических работников общеобразовательных организаций города Когалыма.
На основании представленной в Управление образования информации о проведении городского семинара – практикума и Положения об организации и проведении городского постоянно действующего семинара – практикума для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных организаций города Когалыма, утвержденного приказом Управления образования от 12.09.2014 №626
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить список учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных организаций города Когалыма, принявших участие в городском семинаре – практикуме в I полугодии 2016 - 2017 учебного года, для получения сертификатов участников городского семинара – практикума согласно приложению 1.
- Утвердить список педагогических работников общеобразовательных организаций города Когалыма, принявших участие в работе городского семинара-практикума, согласно приложению 2.
- Директорам общеобразовательных организаций произвести оплату труда педагогическим работникам по факту отработанного времени (за фактическое количество часов) согласно приложению 2 к настоящему приказу в пределах утвержденных средств на оплату труда.
- Объявить благодарность за создание организационных условий для проведения городского семинара – практикума, заместителю директора МАУ «ММЦ г. Когалыма» Козынцевой С.Л.
- Объявить благодарность работникам МАУ «ММЦ г.Когалыма» Каримовой З.Ш., Руцкой Е.А., Сморидоновой О.В. за обеспечение функционирования всех материально-технических средств, необходимых для проведения городского семинара – практикума.
- Заместителю директора МАУ «ММЦ г.Когалыма» Козынцевой С.Л.
6.1. представить анализ проведенного мероприятия на заседании городского Методического совета;
6.2. организовать информирование общественности об итогах городского семинара – практикума посредством размещения соответствующей информации на сайтах Управления образования (uokogalym.ru) и МАУ «ММЦ г.Когалыма» (www.mmc-kogalym.ucoz.net).
7. Директору МАУ «ММЦ г. Когалыма» Петряевой А.В. организовать представление итогов городского семинара – практикума на заседаниях городских педагогических сообществ учителей.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела по общему и дополнительному образованию Власенко М.Г.
Заместитель начальника Управления образования | А.Н.Лаврентьева |
М.Г.Власенко
Приложение 1
к приказу Управления образования
от 23.12.2016 №942
СПИСОК
участников постоянно действующего городского семинара – практикума
для выдачи сертификата участника городского семинара – практикума
в I полугодии 2016 – 2017 учебного года
№ | ФИ | класс | ОУ |
Естественнонаучное направление | |||
Яковлева Анастасия | 9 | МАОУ СОШ №1 | |
Ошева Антонина | 11 | МАОУ СОШ №1 | |
Вахитов Данил | 9 | МАОУ «Средняя школа № 5» | |
Исмаилова Румина | 10 | МАОУ «Средняя школа № 5» | |
Заремская Сабина | 10 | МАОУ «Средняя школа № 5» | |
Уфимцева Ксения | 11 | МАОУ «Средняя школа № 5» | |
Петренко Светлана | 11 | МАОУ «Средняя школа № 5» | |
Ильина Елизавета | 9 | МАОУ СОШ № 7 | |
Урунбаева Асиль | 9 | МАОУ СОШ № 7 | |
Борисова Анна | 11 | МАОУ СОШ № 7 | |
Исаева Диана | 10 | МАОУ «Средняя школа № 8» | |
Зварич Алена | 11 | МАОУ «Средняя школа № 8» | |
Юрченко Владислава | 11 | МАОУ «Средняя школа № 8» | |
Филологическое направление (русский язык и литература) | |||
Годзюр Виктория | 11 | МАОУ СОШ №1 | |
Набиева Замина | 11 | МАОУ СОШ №1 | |
Геворгян Лусине | 10 | МАОУ «Средняя школа № 3» | |
Юсупова Динара | 10 | МАОУ СОШ № 7 | |
Мануйленко Екатерина | 9 | МАОУ «Средняя школа № 8» | |
Тюрина Анастасия | 9 | МАОУ «СОШ № 10» | |
Восипенок Александра | 10 | МАОУ «СОШ № 10» | |
Полякова Юлия | 9 | МАОУ «СОШ № 10» | |
Кадымова Саида | 10 | МАОУ «СОШ № 10» | |
Направление иностранные языки | |||
Насибулина Лиана | 11 | МАОУ СОШ№1 | |
Фатеева Ирина | 11 | МАОУ «Средняя школа № 6» | |
Закирова Гузель | 10 | МАОУ «Средняя школа № 8» | |
Крикунова Анна | 10 | МАОУ «Средняя школа № 8» | |
Парфенюк Татьяна | 10 | МАОУ «Средняя школа № 8» | |
Елизарова Ксения | 9 | МАОУ «СОШ № 10» | |
Гринчук Анна | 9 | МАОУ «СОШ № 10» | |
Зеленская Диана | 11 | МАОУ «СОШ № 10» | |
Лобанова Валерия | 11 | МАОУ «СОШ № 10» | |
Историко-обществоведческое направление | |||
Маслак Александр | 9 | МАОУ СОШ№1 | |
Вагнер Стелла | 9 | МАОУ «Средняя школа № 5» | |
Панаинте Анна | 9 | МАОУ СОШ № 7 | |
Горбачева Анастасия | 10 | МАОУ СОШ № 7 | |
Батыршина Снежана | 10 | МАОУ «Средняя школа № 3» | |
Манохина Елена | 10 | МАОУ «Средняя школа № 3» | |
Физико-математическое | |||
Потапова Полина | 10 | МАОУ СОШ№1 | |
Брежнев Артем | 9 | МАОУ «Средняя школа № 6» | |
Узбеков Артур | 9 | МАОУ «Средняя школа № 6» | |
Ильина Елизавета | 9 | МАОУ СОШ № 7 |
Приложение 2
к приказу Управления образования
от 23.12.2016 №942
СПИСОК
педагогических работников общеобразовательных организаций города Когалыма, принявших участие в работе постоянно действующего городского семинара – практикума для учащихся 9 – 11 классов в I полугодии 2016-2017 учебном году
№ | ФИО | ОУ | Отработанные часы |
Гизатуллина Гульназ Фаязовна | МАОУ СОШ №1 | 2 | |
Рахимкулова Флюза Фаниловна | МАОУ СОШ №1 | 1 | |
Никиташина Алена Валерьевна | МАОУ СОШ №1 | 1 | |
Агаева Валентина Алексеевна | МАОУ СОШ №1 | 2 | |
Гулиева Елена Александровна | МАОУ СОШ № 1 | 1 | |
Морозова Марина Вячеславовна | МАОУ СОШ № 1 | 1 | |
Харитонова Нелли Викторовна | МАОУ СОШ № 1 | 2 | |
Заболотских Вера Петровна | МАОУ СОШ №1 | 2 | |
Тебякина Светлана Николаевна | МАОУ СОШ №1 | 1 | |
Гилязетдинова Татьяна Павловна | МАОУ «Средняя школа №3» | 2 | |
Боенко Александр Леонидович | МАОУ «Средняя школа №3» | 1 | |
Карпова Галина Николаевна | МАОУ «Средняя школа №3» | 2 | |
Самарина Татьяна Николаевна | МАОУ «Средняя школа №3» | 1 | |
Литвинцева Ольга Вениаминовна | МАОУ «Средняя школа №3» | 2 | |
Тетуева Гульбахар Эскандеровна | МАОУ «Средняя школа №3» | 2 | |
Абдразакова Алиса Камсуловна | МАОУ «Средняя школа №5» | 2 | |
Скрынник Екатерина Сергеевна | МАОУ «Средняя школа №5» | 2 | |
Ябердина Елена Владимировна | МАОУ «Средняя школа №5» | 1 | |
Шамыкова Инга Сайпашевна | МАОУ «Средняя школа №5» | 1 | |
Величко Оксана Викторовна | МАОУ «Средняя школа №5» | 1 | |
Хайруллин Ильнур Ильясович | МАОУ «Средняя школа №5» | 2 | |
Бычковская Надежда Алексеевна | МАОУ «Средняя школа №5» | 1 | |
Киселева Наталья Геннадьевна | МАОУ «Средняя школа №5» | 2 | |
Романенко Ольга Валерьевна | МАОУ «Средняя школа №6» | 2 | |
Верхотурцева Галина Александровна | МАОУ «Средняя школа №6» | 2 | |
Урбанович Ирина Владимировна | МАОУ «Средняя школа №6» | 1 | |
Хаврушина Лариса Валерьевна | МАОУ «Средняя школа №6» | 1 | |
Протасова Светлана Николаевна | МАОУ «Средняя школа №6» | 2 | |
Иняшева Елена Владимировна | МАОУ «Средняя школа №6» | 2 | |
Устимкина Ольга Михайловна | МАОУ «Средняя школа №6» | 2 | |
Лиц Людмила Юрьевна | МАОУ «Средняя школа №6» | 2 | |
Капитонова Лилия Уразбаевна | МАОУ «Средняя школа №6» | 2 | |
Андрийченко Ирина Васильевна | МАОУ «Средняя школа №6» | 1 | |
Мамедова Светлана Анатольевна | МАОУ «Средняя школа №6» | 1 | |
Кадырова Дина Расиховна | МАОУ СОШ №7 | 2 | |
Синько Елена Александровна | МАОУ СОШ №7 | 2 | |
Овсянников Артем Андреевич | МАОУ СОШ №7 | 1 | |
Ионга Ирина Николаевна | МАОУ СОШ №7 | 2 | |
Полукарикова Алла Сергеевна | МАОУ СОШ №7 | 2 | |
Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна | МАОУ СОШ №7 | 1 | |
Вакенгут Ирина Эгоновна | МАОУ СОШ №7 | 4 | |
Узбекова Асия Кябировна | МАОУ СОШ №7 | 1 | |
Лычковская Наталья Александровна | МАОУ СОШ №7 | 1 | |
Чернова Олеся Эдуардовна | МАОУ «Средняя школа №8» | 2 | |
Кондратьев Владимир Сергеевич | МАОУ «Средняя школа №8» | 1 | |
Сороколетова Татьяна Евгеньевна | МАОУ «Средняя школа №8» | 1 | |
Рустамова Раисат Мусаевна | МАОУ «Средняя школа №8» | 2 | |
Козынцева Светлана Либаповна | МАОУ «Средняя школа №8» | 2 | |
Каримова Зульфия Шакирьяновна | МАОУ «Средняя школа №8» | 1 | |
Брусинская Людмила Викторовна | МАОУ «Средняя школа №8» | 1 | |
Обухова Наталья Николаевна | МАОУ «Средняя школа №8» | 2 | |
Шарыгина Наталья Ивановна | МАОУ «Средняя школа №8» | 2 | |
Александровская Светлана Александровна | МАОУ «Средняя школа №8» | 1 | |
Бударина Евгения Николаевна | МАОУ «Средняя школа №8» | 1 | |
Ляпунова Татьяна Викторовна | МАОУ «СОШ №10» | 2 | |
Гумеров Дмитрий Олегович | МАОУ «СОШ №10» | 2 | |
Лавренюк Александр Николаевич | МАОУ «СОШ №10» | 2 |
Предварительный просмотр:
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности Величко Оксана Викторовна.
№ | тема | форма | дата | ||
«Интерактивные технологии кооперативного обучения на уроках истории и обществознания» | ШМО учителей истории, Обществознания http://kogschool5.ru/storage/app/media/analiz-2015-2016-uchebnyy-god.pdf | 30.11. 2015 | |||
Семинар «Метапредметные результаты обучения: критерии оценки, особенности диагностики» «Таблица оценивания на уроках истории и обществознания». | ШМО учителей истории, обществознания http://kogschool5.ru/storage/app/media/analiz-2015-2016-uchebnyy-god.pdf | 25.04. 2016г. | |||
«Дворцовые перевороты» (18.12.2015) в рамках Единого методического дня | ШМО учителей истории, Обществознания http://kogschool5.ru/storage/app/media/analiz-2015-2016-uchebnyy-god.pdf 17 | 18.12. 2015 | |||
Политическое развитие страны в первой половине XVII века, 6б | ШМО учителей истории, Обществознания | 1.10. 2015 | |||
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочнойдеятельности в рамках реализации ФГОС» по теме «Об организации и проведении междисциплинарных проектов и исследований» | Выступление на педагогическом совете http://kogschool5.ru/storage/app/media/analiz-2016-2017-uchebnyy-god.pdf | 08.02. 2017 | |||
«Метапредметное оценивание на уроках истории и обществознания» | Выступление на педагогическом совете «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС» по теме | 12.12. 2016г | |||
| «Активные методы обучения на уроках обществознания» | Городской семинар «Школа современного урока». | 21.04. 2018 | ||
«Использование групповых и кооперативних форм деятельности на уроках истории и обществознания как средства формирования УУД » | Городской конкурс педагогического мастерства - III место | 2016 | |||
1. Организация проведения городского пробного экзамена по обществознанию.2. Проведение мероприятий:- посвященных «Всемирному дню прав ребенка»посвященных «85-летию Югре»- посвященных «Дню Конституции РФ» | http://kogschool5.ru/storage/app/media/analiz-2015-2016-uchebnyy-god.pdf | 2015 | |||
«Интерактивные технологии кооперативного обучения на уроках истории и обществознания» | Городской семинар «Интерактивные методы обучения, как одно из средств формирования УУД» | 23.03. 2016 | |||
Урок по теме «Алгоритм решения правовых задач» | В рамках работы Городского семинара-практикума для одаренных детей на базе ММЦ. | 17.11. 2016 | |||
Эксперт по проверке Пробных экзаменов по истории, обществознанию | ШМО учителей общественно-научных дисциплин http://kogschool5.ru/storage/app/media/analiz-2016-2017-uchebnyy-god.pdf 75 | 2016 | |||
«Анализ работы городского методического объединения учителейистории и обществознания за 2016-2017 учебный год.» | ММЦ | 8.09. 2017 | |||
«Реализация образовательных стандартов нового поколения: оттеории к практике» | Региональная педагогическая конференция http://kogschool5.ru/storage/app/media/analiz-2015-2016-uchebnyy-god.pdf 16 | 2016 | |||
«Организация и проведение междисциплинарных проектов и исследований» | Окружная научно-практическая конференция «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации ФГОС» http://kogschool5.ru/storage/app/media/analiz-2016-2017-uchebnyy-god.pdf 18 | 31.03. 2017 | |||
| Требования к подготовке современного учителя | Публикация в Федеральном научно-методическом сборнике «Образование. Дети. Творчество» №7 за 2018г. http://tfd.ucoz.com/news/nauchno_metodicheskpj_sbornik_obrazovanie_deti_tvorchestvo_7_priglashaet_avtorov/2014-10-07-109 | 01.11. 2018 | ||
| «Современный учитель на пути к совершенству» | Публикация на сайте КОМПЕДУ № 105191 | 24.01. 2018 | ||
«Требования к учителю истории и обществознания» | Сайт - https://almanahpedagoga.ru/ | 2017 | |||
| Методическая разработка «Организация и проведение междисциплинарных проектов и исследований» | Публикация на сайте № ДБ-330674 https://infourok.ru/user/velichko-oksana-viktorovna | 24.04. 2017 | ||
| Презентация «Интерактивные технологии кооперативного обучения на уроках истории и обществознания» | Методическая разработка сайте https://infourok.ru/user/velichko-oksana-viktorovna | 24.09. 2016 | ||
| «Как вывести свою формулу эффективности урока?» | Методическая разработка сайте https://infourok.ru/user/velichko-oksana-viktorovna | 24.09. 2016 | ||
| «Как соединить онлайн и офлайн на уроках истории» | Публикация на сайте «Видеоурок» | 2017 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Справка о результатах проведения
семинара-практикума по по теме «Самопределение и профоориентация обучающихся , формирование единого вектора развития.
на базе МАОУ «Средняя школа №5»
от 18.02.2019г.
Цель: Систематизация методических мероприятий (семинаров, конференций, мастер – классов ) по актуальным вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно-полезной деятельности учащихся города Когалыма на базе нашей школы.
Сроки: 18.02.2019 года
Программа семинара (Приложение 1)
Семинар проведен по по теме « Самопределение и профоориентация обучающихся , формирование единого вектора развития на базе МАОУ «Средняя школа №5»
для профориентаторов, психологов,классных руководителей 8-11 классов , заместителей директоров курирующих направление профильной и предпрофильной направленности.
Согласно плану работы МАОУ «Средняя школа №5» на февраль месяц, в подготовке и проведении которой приняли активное участие учителя МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»: Соколовская О.В., Караваева А.А., Скрынник Е.С., Имакаева Е.В., Сокол Ю.С., учитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» : Корякова А.А, заместитель директора по УВР Гумерова Э.А.
Образовательные учреждения города Когалыма с 2017-2020 г. реализуют общую программу «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся» проводят мониторинг по реализации комплексных мер.
На семинаре в качестве слушателей приняли участие:
Корякова А.А. | Учитель начальных классов, профориентатор МАОУ СШ №1 | |
Газизова А.Х. | Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №3 | |
Киселёв С.А. | Учитель истории, профориентатор МАОУ СОШ №3 | |
Галиева З.Х. | Учитель физики, МАОУ СОШ №6 | |
Ахметшина Р.И. | Учитель иностранного языка,МАОУ СОШ №6 | |
Зайкова О.М. | Педагог-психолог, МАОУ СОШ №6 | |
Синько Е.А. | Учитель иностранного языка, МАОУ СОШ №7 | |
Овсянников А.А. | Учитель истории, обществознания, МАОУ СОШ №7 | |
Мубаракова С.Д. | Профориентатор, МАОУ СОШ №7 | |
Свищук Е.М. | Учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №7/2 | |
Севостьянова Т.В. | Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №8 | |
Рустамова Р.М. | Учитель математики МАОУ СОШ №8 | |
Бахматова О.Г. | Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №8 | |
Ахмедова М.Я. | Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №10 | |
Ветрова В.Н. | Учитель иностранного языка и литература МАОУ СОШ №10 | |
Гумеров Д.О. | Учитель истории, обществознания МАОУ СОШ №10 | |
Слепнева А.И. | Педагог-психолог, МАОУ СОШ №5 | |
Имакаева Е.В. | Учитель истории,обществознания МАОУ СОШ №6 | |
Сокол Ю.С. | Учитель иностранного языка и литература МАОУ СОШ №5 | |
Соколовская Ю.С. | Учитель информатики, педагог-организатор , МАОУ СОШ №5 | |
Караваева А.А. | Учитель иностранного языка, МАОУ СОШ №5 | |
Скрынник Е.С. | Учитель иностранного языка, МАОУ СОШ №5 | |
Гумерова Э.А. | Учитель изобразительного искусства, , МАОУ СОШ №5 | |
Терентьева Т.О. | Учитель информатики, МАОУ СОШ №5 | |
Замараева Е.В. | Учитель физической культуры , МАОУ СОШ №5 |
В практической части семинара были проведены мастер классы профориентационных тренингов и знакомство с интерактивными программами для создания диагностического материала в рамках направления профориентации и самоопределения обучающихся для коллег провели:
- Имакаева Е.В- учитель истории и обществознания , МАОУ «СОШ №5»
- Сокол Ю.С.- учитель иностранного языка, , МАОУ «СОШ №5»
- Соколовская О.В.- педагог организатор, МАОУ «СОШ №5»
- Скрынник Е.С., Караваева А.А.-учителя иностранного языка, МАОУ «СОШ №5»
Теоретическую часть семинара подготовили и выступили:
1. Гумерова Э.А.-профориентатор, Величко О.В.-учитель истории и обществознания МАОУ «Средняя школа №5»: тема реализация программы «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся в МАОУ «СОШ № 5»
2. Корякова А.А. – профориентатор МАОУ «Средняя школа №1»: тема «Использование платформы личного сайта в работе профориентатора ОУ на примере виртуального кабинета»
Работа семинара закончилась в форме круглого стола-обсуждения. Было принято коллегиальное решение о проведении данного семинара ежегодно на базе МАОУ «Средняя школа №5. Определены перспективные планы, которые помогут достичь повышения показателей в реализации комплексных мер по самоопределению и профориентации обучающихся во всех образовательных организациях.
Резолюция семинара:
Продолжить работу по:
- Созданию и развитию инфраструктуры системы профориентации.
- Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения.
- Развитие организационно-управленческого сопровождения
профессиональной ориентации.
- Развитие кадрового потенциала.
Составила зам. директора по УВР ________________ Э.А.Гумерова
Приложение №1 к справке
ПЛАН
семинара по теме
«Самопределение и профоориентация обучающихся , формирование единого вектора развития.
на базе МАОУ «Средняя школа №5»
в 2018 -2019 учебном году
№ урока | Мероприятия | Дата и время проведения | Ответственный |
1 | Реализация программы «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся в МАОУ «СОШ № 5» | 18.02.2019 15.00-15.15 | Гумерова Э.А. учитель изобразительного искусства, Величко О.В. учитель истории и обествознания МАОУ «СОШ №5» |
2 | «Использование платформы личного сайта в работе профориентатора ОУ на примере виртуального кабинета» | 18.02.2019 15.15-15.30 | Корякова А.А. учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 1» |
3 | Профориентационные тренинги «Ключ к профессии» | 18.02.2019 15.30-15.50 | Имакаева Е.В- учитель истории и обществознания , МАОУ «СОШ №5» |
4 | Профориентационные тренинги: Один день из профессиональной жизни | 18.02.2019 15.50-16.10 | Сокол Ю.С.- учитель иностранного языка, , МАОУ «СОШ №5» |
5 | Профориентационные тренинги: Игры для самоопределения. | 18.02.2019 16.10-16.30 | Соколовская О.В.- педагог организатор, МАОУ «СОШ №5» |
6 | Интерактивные программы для создания диагностического материала в рамках направления профориентации и самоопределения обучающихся «Гид по программе Кahoot» | 18.02.2019 16.30-16.50 | Скрынник Е.С., Караваева А.А.- учителя иностранного языка, МАОУ «СОШ №5» |
7 | Рефлексия семинара | 16.50-17.00 | Гумерова Э.А. учитель изобразительного искусства, МАОУ «СОШ №5» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«От творческого учителя к творческому ученику»
Номинация «Методическая разработка»
Авторы: Величко Оксана Викторовна
учитель истории и обществознания
Шамыкова Инга Сайпашевна
учитель начальных классов
г.Когалым, 2020
ХМАО-Югра
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».
Бенджамин Блум
Традиционный подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе
Считается, что обучение - это процесс передачи знаний и жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Такой подход базируется на "Дидактике" Яна Амоса Коменского (16 век), в которой было провозглашено, что надо "учить всех всему". Закономерно возникают такие вопросы. А что включает в себя это "всё"? Хотя бы ввиду того, что "всё" в XVI веке очень отличалось от "всего" в XXI веке, ведь объем информации в разы уже не тот. Кто решает, что именно содержит в себе это «всё»? У одного автора учебника одно значение "всё", у другого оно другое. Как результат, школьные учебники перенасыщены академизмом, а узкоспециальные формулировки, понятия, термины не воспринимаются не только детьми, но и большинством взрослых, а иногда даже учителями.
Парадигмальный принцип Коменского "учить всех всему" трансформировался в задачи современного образования "научить всех всему". Но возможно ли такое в принципе - научить "всему", а тем более - "всех"?
Долгое время предпринимались попытки научить "всех" способом индивидуального подхода к каждому ученику. Но это реально? Когда в классах до 30 учеников, классов у каждого учителя по 5, а то и больше? В таком случае имя каждого ученика запоминается разве что на конец года. К тому же, программный материал (раздутый непомерно) надо успеть дать в предельно сжатые сроки.
Был изобретен один вариант выхода из такой ситуации: введение в школе личностно-ориентированного подхода и внедрения в школах должности психолога. Психологи должны диагностировать учащихся, изучать их индивидуальные особенности и сообщать учителям о результатах таких исследований. Но изменилось что-то на самом деле? Вместо принципа "Я даю вам всем - вы берите" сейчас имеем "Я знаю твой IQ и решаю, что следует дать именно тебе, - а ты бери". Поэтому на этих основаниях и базируется отечественная педагогическая система.
«В современной школе мы в основе построения педагогического процесса используем субъективно-объектный подход».
Учитель - субъект. Он знает, он решает, он дает, он оценивает. То есть учитель - активная творческая личность, для которой школа - это площадка для личностной самореализации. Вот и реализуются учителя в зависимости от того, кто на что способен, по мере собственного понимания своей ответственности за конечный результат.
С другой стороны, ученик - это объект, будто безмолвный предмет, на который направлены педагогические воздействия, и которому никто не объясняет, для чего ему нужно "все", что дают и что с этим "всем" в конце концов делать, кроме как ответить на уроке на оценку, написать контрольную или сдать ОГЭ (ЕГЭ). За него все решают, ему все предлагают в готовом, "разжеванном" виде - только успевай проглатывать и переварить.
.
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
А.Франц
Если тяга к творчеству не получает реальной поддержки возникает тяга к разрушению
О том, что за последние десятилетия дети очень изменились, говорится много. Исследования показывают, что современные дети в большинстве своем не способны вписаться в рамки традиционной системы образования, не нанося вреда для своего развития. В ходе вынужденного подчинения стандартизированным канонам происходит невосполнимая "ломка" их индивидуальности и потеря творческой самобытности.
При этом одни смиряются, плывут по течению и пополняют ряды инфантильного общественного балласта. И это не зависит от учебных результатов; сегодня даже термин придумали для вчерашних школьных отличников и хорошистов, не способных состояться в жизни, - "обученная беспомощность". Другие, более эмоционально крепкие, прибегают к другим крайностям. Их творческий потенциал, жизненная энергия не находят выхода и приобретают форму протеста против всего и всех. Понять этот феномен помогает высказывания Э. Фромма:
«Если тяга к творчеству не получает реальной поддержки возникает тяга к разрушению. Психологическое напряжение имеет такую силу, что в случае, когда человек не может объединить себя с миром в активе творчества, зарождается побуждение к разрушению этого мира ..., альтернатива очевидна - создавать или разрушать».
В связи с внедрением стандартов второго поколения в нашем образовании, возникает много вопросов, связанных с переходом от "знаниевой" парадигмы к "деятельностной", с базовыми компетенциями педагогической деятельности учителя, с отличием межпредметности от метапредметности. Сразу отказаться от традиционной школы трудно, поэтому на первом этапе учитель должен искать рациональные пути внедрения ФГОС.
Главной целью современной образовательной системы является формирование личности, способной сознательно строить свою жизнь, брать на себя ответственность за свою жизнь, жизнь своих близких, общества в целом. При этом личность рассматривается как субъект реализации собственной жизненной стратегии, разрабатывает и осуществляет творческие проекты по основным направлениям жизненного самоопределения:
Я - человек
Я - гражданин
Я - индивидуальность
Я – мыслитель
«Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас научили в школе»
А.Энштейн
В тезисной форме педагогику жизнетворчества можно изложить следующим образом:
- Ученик не является пассивным объектом педагогических воздействий и послушным потребителем готовых знаний. Он - активно мыслящий субъект собственного саморазвития; он не только понимает, зачем ему нужны те или иные знания, умения, навыки, но и учится осознанно выбирать, в каком объеме и каким образом овладевать программным материалом по той или иной теме, предмету, исходя из своих интересов, склонностей и способностей.
- Учитель не над учениками, а рядом с ними, он не навязывает сценариев учебной деятельности, а совместно с учениками разрабатывает познавательные творческие проекты по усвоению учебного предмета; взаимоотношения авторитарного, директивного управления педагогическим процессом заменяются взаимоотношениями сотрудничества и сотворчества.
- Преимущественно используются интерактивные методы организации познавательной деятельности: игра, тренинг, командная работа, моделирование проблемной ситуации, постановка проблемно-поисковой задачи, творческая презентация, театральная импровизация, художественно-творческая трансформация, мозговой штурм и тому подобное.
- Широко применяется метод творческого проекта. В ходе школьного обучения, почти с первых шагов, дети выдвигают различные идеи, разрабатывают, представляют, осуществляют различные проекты (в том числе фантастические, виртуальные) по различным направлениям деятельности.
Система работы педагогического коллектива на принципах педагогики жизнетворчества изложена в книге «Развитие детской одаренности: моделирование инновационного педагогического процесса общеобразовательной школы» издательством LAP LAMBERT Academic Publishing. Эта книга является научно-методическим пособием по созданию Школы нового поколения.
В книге всесторонне рассматривается феномен личностной одаренности и проблематика конструирования инновационных психолого-педагогических механизмов развития познавательно-творческого потенциала детей школьного возраста на основе инновационной образовательной парадигмы – психологии и педагогики жизнетворчества личности.
Учитель каждый день повторяет волшебные вещи
Современный урок. Позиция педагога и ученика в современной системе образования.
- Составление коллективных и индивидуальных планов изучения программного материала с выбором наиболее подходящих и интересных форм проведения уроков. Учащиеся создают дополнительные индивидуальные или групповые познавательно-творческие проекты по интересующим их вопросам.
- Рабочие уроки с распределением учащихся по творческим группам для обсуждения и осмысления полученных знаний и отработки умений и навыков в ходе выполнения различных творческих задач. Кстати, этот способ проведения уроков хорошо зарекомендовал себя даже в работе с младшими школьниками. Это элемент методики развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Эту методику в своё время освоили на специальных курсах и успешно используют в работе многие наши учителя.
- Современный учитель в основном должен опираться на методику логического мышления и механическую память, которые соответствуют законам природы. Эйдетика (методика Игоря Матюгина), способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружение у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.
- На уроках обобщения знаний по теме подводятся итоги учебной работы по методу экспертно-рейтинговой оценки. Экспертиза знаний может проводиться как в традиционной форме - контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, зачёт, собеседование, так и в игровой форме - викторина, кроссворд, брейн-ринг, аукцион знаний, коллоквиум, информационная ярмарка, пресс-конференция, заочное путешествие. При этом оценивается не воспроизведение учебного материала как таковое, а степень его осмысления, уровень способности учеников свободно ориентироваться в тематической информации, способность оперировать приобретёнными знаниями, умениями, навыками.
- Итоговая оценка выставляется на основании заработанных учеником во время экспертизы баллов с учётом рейтинга его познавательной активности. При этом рейтинг определяет не место достижений ученика по сравнению с достижениями сверстников, а степень его совести, усердия, ответственности, инициативности и тому подобное. К тому же, в определении своего рейтинга участвует сам ученик - заполняет специальную карточку самоанализа своей учебной работы по освоению данного тематического раздела. Для младших школьников алгоритм самоанализа достаточно простой, для старших - с постепенным усложнением и введением элементов углублённой рефлексии. Рейтинг познавательной активности оказывает существенное влияние на итоговую оценку по теме и позволяет более объективно определить уровень успешности ученика. При наличии даже невысоких экспертных результатов благодаря высокому рейтингу статус ученика может быть достаточно высоким как в глазах учителя, так и в глазах сверстников и родителей.
- В конце изучения программного модуля проводится коллективная рефлексия: определяется, что удалось, а что не очень, что помогало, а что препятствовало успеху, за что себя можно похвалить, а что следует исправить, изменить, улучшить в будущем. В этой части можно просмотреть видеоролики, видеофильм, компьютерную анимацию, фотомонтаж, подготовленные во время учебного процесса инициативной группой учеников или приглашенным специалистом.
«Учитель-человек, который сложные вещи, делает простыми».
Р.Эмерсон
Авторская рефлексия
Представленная здесь обзорно одна из методик, которая входит в Интегральную технологию развития жизнетворческого потенциала, разрабатывалась в ходе длительного формирующего эксперимента и была апробирована на практике многими учителями нашей школы (МАОУ «Средняя школа №5» г.Когалыма) - результаты впечатляют. Даже в тех классах, которые характеризовались очень низким уровнем познавательной активности, происходят разительные перемены. Кроме того, наработано и апробировано много других педагогических инноваций по всем направлениям организации жизнедеятельности учебного заведения на принципах педагогики жизнетворчества личности.
Необходимым условием развития творческих способностей личности выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в школах, которая создаётся с опорой на следующие принципы:
– адаптивности, т. е. создание учреждения, которое, с одной стороны, максимально адаптировано к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды;
– развития, предполагающие создание условий для реализации способностей учащихся;
– психологической комфортности, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, стимулирующей творческую активность атмосферы;
– смыслового отношения к миру, осознанных знаний об окружающем мире;
– ориентировочной функции знаний, помогает ученику преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П. П. Блонский);
– обучения деятельности, ставить цели и определять задачи, контролировать и корректировать ход их выполнения;
– креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и жизненных задач.
На самом деле путей для создания образовательного пространства для наших учеников много. И дорогу осилит только тот учитель, который будет идти вперёд. Поэтому пожелаем нам всем, неравнодушным к судьбе образования, успехов и вдохновения на инновационном пути развития педагогики нового тысячелетия!
Все перечисленные методы, формы, технологии развития жизнетворческого потенциала личности применяются в учебно-воспитательном процессе МАОУ «Средняя школа №5» г.Когалыма.
Список используемой литературы:
1.Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.
2.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
3. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.
4. «Развитие детской одаренности: моделирование инновационного педагогического процесса общеобразовательной школы» издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, октябрь 2015.