Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив

Чурбакова Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «КОЛОКОЛЬЧИК»

МАСТЕР - КЛАСС

Тема:

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

через проектную деятельность

Подготовила:

Воспитатель

Чурбакова Е.М.

г. Когалым, 2022 г.

Мастер-класс

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

Цель: познакомить педагогов с реализацией темы нравственно - патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом в образовательном процессе детского сада.

Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приѐмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным городом.
  2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
  3. Развивать творческую активность педагогов.

План.

  1. Актуальность темы.
  2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом».
  3. Игровой тренинг.

Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, алфавит, знаки цветные, ваза, 10 цветов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд 1.

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Хотя я и не являюсь коренным жителем Когалыма, но увлеклась изучением истории этого города. Полученные знания, пытаюсь передать своим воспитанникам. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Но для начала вспомним определения слов, которые нам сегодня понадобятся. Что такое патриотизм? (Ответы присутствующих.)

Слайд 2.

ПАТРИОТИЗМ –  

Что такое Родина для вас? Какой мысленный образ возникает у вас при произнесении этого слова? (Ответы.)

У каждого из вас свой образ Родины.

Слайд 3.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (М. Матусовский)(1 куплет)

У каждого человека понятие «родина» свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Человек, знающий и любящий свою Родину, не способен её предать.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Слайд 4.

В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Национальная доктрина образования Российской Федерации определила, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».

Фгос дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование у дошкольников «первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Таким образом, от педагогов требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 5.

С чего же начинается патриотическое воспитание детей дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выстроим логическую цепочку в словах, которые я прочту: Родина, народ, человек, семья, род.

(Человек, семья, род, народ, Родина.)

Слайд 6.

Д. С. Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Слайд 7.

С целью воспитания гражданина и патриота своей страны, формирования нравственных ценностей, представлений об окружающем мире, умения устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, мною разработан проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Слайд 8.

В своей работе использовала следующие технологии: здоровьесберегащие, проектно – исследовательские, технологии ТРИЗ, личностно – ориентированные, игровые технологии, ИКТ, портфолио педагога.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с методами и приёмами, которые применялись мною для знакомства дошкольников с родным городом.

Для участия в мастер-классе приглашаю желающих педагогов.

Слайд 9.

Город мой любимый, город мой родной!

Ты зеленый летом, осенью цветной.

Чистый белоснежный ты стоишь зимой,

А весной ты нежный – я горжусь тобой!

Наш город просто невозможно не любить: ведь он современный, растущий и развивающийся. А когда сам любишь свой город, хочется, чтобы его любили все, кто в нем живет, в том числе и подрастающее поколение – наши дети!

Русский народ, любя свою Родину, сложил много пословиц и поговорок.

Слайд 10.

Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине. В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник. Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д.

Слайд 11.

Вот так выглядит зашифрованное название нашего города.

Слайд 12.

Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы, приступайте!

Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений. 

Слайд 13.

Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.

  • Родина любимая, что мать родимая.
  • Жить – Родине служить.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Одна у человека мать, одна и Родина!
  • Всякому мила своя сторона.
  • Дома и стены помогают.
  • Своя земля и в горсти мила.

Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину.

Слайд 14.

Ведь Родина это страна, в которой мы родились и живем. Россия это наша большая Родина.

Слайд 15.

Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина. Для наших воспитанников, малая Родина – это город Когалым.

Слайд 16.

За последние годы наш город вырос. В нем много домов.

- Для чего нужны дома? (Да, дом это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега.)

Слайд 17.

А в нашем городе дома какие? (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные, панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые.)

- Но первые дома в городе были построены с использованием дерева. Скажите, строить дома из дерева это хорошо или плохо?

Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.

- А я говорю, что строить дома из дерева это плохо. Почему? Дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей.

Слайд 18.

В нашем городе на сегодняшний день проживают 68700 поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.

А я говорю, что строить такие дома плохо, почему? Большой шум, плохие соседи, небезопасно.

Слайд 19.

Предложенная словесная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ. Дети, играя по системе ТРИЗ, не только закрепляют знания о родном городе, но и видят мир во всем его многообразии, многоцветии, многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится им и в школе, и во взрослой жизни.

Слайд 20.

Использование приема ЭМПАТИИ, при котором ребенок, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, дает возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах.

Слайд 21.

Вы сорванный цветок, что Вы чувствуете? Вы затоптанный газон, о чем Вы мечтаете? 

Слайд 22.

Вы чистый тротуар, о чем Вы думаете?

Вы красивое здание, что Вы чувствуете?

Принимая на себя роль того или иного предмета, ребенок учится постигать добро и зло, истинные глубины культуры, сопереживать. Этот прием является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения образного мышления и развития речи ребенка. А также помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем городе человеком и природой.

Слайд 23.

А вот такие приемы как, динамические паузы, физкультминутки, способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и динамические паузы в соответствии с темами по ознакомлению дошкольников с родным городом.

Слайд 24.

Использую в практике работы пальчиковую гимнастику.

Использование пальчиковой гимнастики способствует не только развитию мелкой моторики, но и стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.

Слайд 25.

Каждый момент ознакомления детей с родным городом пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов. 

Слайд 26.

Что бы было, если бы на домах не было номеров?

Что бы было, если бы улицы города не убирались?

Что бы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Следует помнить, что проблематизация - это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников.

Слайд 27.

Одним из методов теории решения изобретательских задач является метод фокальных объектов (МФО).

МФО является альтернативой метода каталога. 

Слайд 28.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях.

Слайд 29.

Допустим, наш фокальный объект – город. Можно до поры хранить его в тайне от детей.

Берём два случайных объекта. Пусть это будут матрешка и метеорит. Определяем их свойства.

Например: матрешка                   метеорит

                красивая                          крупный

               деревянная                      горячий

               русская                         стремительный

Затем, берем наше слово в фокусе (город), к которому применяем уже названные свойства и предлагаем описать новый объект, ответив на вопросы: «Как это можно использовать?», «Для чего это нужно?» и т.д.

Например, город:

красивый – много красивых зданий, деревьев и цветов; 

деревянный – много старинных зданий, сделанных из дерева;

русский – находится в России;

горячий – когда жарко летом;

крупный – в нем живет много людей.

В конце игры можно предложить детям составить рассказ или сказку с этим объектом.

Слайд 30.

Одним из важных моментов в работе по данному направлению является символизация, в процессе которой детям предоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации о родном городе. 

Слайд 31.

Вот сейчас я предлагаю вам подарить нашему городу «Букет красивых пожеланий». Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете свое пожелание, например: «Город КОГАЛЫМ, я желаю тебе…» (процветания, благоустройства, добрых и заботливых горожан, чистого воздуха, солнечных дней, смеха детей, культурного роста, спортивных достижений и т.п.).

Получился прекрасный букет!

Слайд 32.

Много городов у нас красивых,

Их названий и не перечесть.

Только всех милее мне в России

Когалым - спасибо, что ты есть.

— Я надеюсь, что предложенные мной приемы по знакомству детей с родным городом, помогут вам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его архитектуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой Родины.

Слайд 33.

Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного. 

  • Сегодня я узнала, что…
  • Было интересно…
  • Я выполняла задания…
  • Я поняла, что …
  • Я приобрела…
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Слайд 34.

Спасибо вам за общение!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Значение сюжетно - ролевой игры в развитии системно – деятельного подхода

Подготовила: воспитатель

Чурбакова Е.М.

г. Когалым 2021

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии.

Источник и компоненты игры

Основной источник игры – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Компоненты игры: сюжет игры, роль, содержание игры.

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны.

Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание игры – это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей.

Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста.

Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем.

Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ

ИГРА – средство развития личности; средство общения; форма организации детского общества; способ обучения и самообучения; средство коррекции развития ребёнка; диагностическое средство; психотерапевтическое средство.

Сюжетно-ролевая игра – королева игр.

Развивает потенциальные возможности детей;

Имеет решающее значение для психического развития ребёнка;

Является формой моделирования ребёнком социальных отношений;

Обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

Характеристики сюжетно-ролевой игры: её суверенность; автономность; самостоятельность; свобода; экспериментальность; творчество (импровизация); наличие высокого эмоционального напряжения; самобытность.

Принципы формирования сюжетно-ролевой игры: воспитатель играет вместе с детьми; развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра.

Уровни игровой деятельности

1, 5 – 3 лет. Условные действия с игрушками и предметами заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.

3 – 5 лет. Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником.

5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников. Реализовывать события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Ролевая игра

Это целая наука - хорошо уметь играть. Кукол вечером баюкать и укладывать в кровать, А когда у мамы гости, не ходить за ней как хвостик, На колени не влезать. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии системно – деятельного подхода. Это целая наука – хорошо уметь играть. Н. Бромлей.

Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность  

Автор: Чурбакова Елена Михайловна

воспитатель 1 квалификационной категории

1 слайд: Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

 

2 слайд: Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в ФГОС дошкольного образования, предполагают: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом детской деятельности, воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Наряду с игровой деятельностью это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской.

3 слайд: Итак, познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 

4 слайд: Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В обоих случаях дети используют умения:

-выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

-предлагать возможные решения и проверять их;

-делать выводы в соответствии с результатами проверки;

-применять выводы к новым данным и делать обобщения.

При этом проявляется активность, самостоятельность, инициативность дошкольников.

5 слайд: Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):

Опыты (экспериментирование).

Реализуется задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты»: привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям возможности свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...); самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

6 слайд: Коллекционирование

Задача данного типа исследовательской деятельности – освоение родовидовых отношений. Цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.) Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

7 слайд:

Путешествие по карте.

Задача – освоение пространственных схем и отношений. Деятельность в контексте «путешествие по карте»: обсуждение и выбор пункта назначения, подходящий для путешествия вид транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути. Такое путешествие – повод для изучения растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п. В ходе таких путешествий происходит заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животные, растений, людей, занятых типичным трудом).

8 слайд: Путешествие по «реке времени».

Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

9 слайд: У детей 5 - 6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

В старших группах одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними.

10 слайд: Как же отобрать познавательное содержание для старших дошкольников? 

Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти-семи лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак”, "символ”, "знаковые системы”, "время”. Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов "Улицы, по которым мы ходим”, климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами ("Удивительное место на земле”).

Очень серьезная тема "время”, т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого.

11. слайд: Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам.

Живая природа:  царство растений и царство животных:

-царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой;

-царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные).

Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны”, "Времена года”, "Солнечная система", "Камни”.

В арсенал педагогического руководства активностью детей входят: 

- беседы с детьми на познавательные темы; 

- разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; 

- просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; 

- своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера.

И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг”.

12 СЛАЙД: В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность:

-во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

-во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

-в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;

-в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

 



Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры

или зачем играть с ребенком?

          Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

          Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.

Как родителям научить ребенка играть

в сюжетно-ролевые игры?

           - до 3-х лет:
• Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
• Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти)
• Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
• У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.

            - 3-4 года: 
• Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
• В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
• Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». – Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.

            - 4-5 лет: 
• Становятся более развернутые сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры.
• Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
• Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи».
• Активно развиваются ролевые диалоги.

             - 5-7 лет:
• Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

          От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре?

          Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше. 

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

 1. Игра не должна строиться на принуждении.

 2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

 3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

        Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

        Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

      «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

                                                            А.С Макаренко

                             Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для педагогов

«Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России?»

Подготовила:

Чурбакова Е.М.

2022 год

 «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России?»

Дошкольный возраст – важнейший период в жизни человека, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о человеческой культуре, о явлениях общественной жизни, что является основой его личностной культуры. Патриотизм-любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе и полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего отечества, к его государственной символике.

Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее  всей страны и родного края. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими эмоции и интерес.

Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию старших

дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева и д р.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации и педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и семьи, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

 Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

 На этой основе можно выбрать темы проектов: «Славяне наши предки», «Русские богатыри», «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов?»

Целью данных проектов познакомить детей с древними предками – славянами, с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян; познакомить с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о её народных героях-богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков, патриотизм, чувство национальной гордости, интерес к прошлому своего народа.

Воспитанники старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к произведениям художественной литературы, во время проведения проектов знакомятся с русскими народными сказками, рассказами о богатырях, пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе, а также с энциклопедиями о воинах, малыми фольклорными формами (песенками, прибаутками, закличками, считалками и т.д.)

Организовывают образовательную деятельность по темам: «Одежда наших

предков», «Мифы и предания древних славян», «Как наши предки выращивали хлеб», «Игрушки далекого прошлого» с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования, активной совместной работы и интеграции.

Совместно с родителями и детьми, можно сделать: мини-музей («Русская изба», «Куклы наших бабушек», «Русская народная сказка»), «Книга народной мудрости», мини-энциклопедия «Оружие и одежда славянских воинов». Ярко национальный характер и культура раскрываются в народных праздниках. Поэтому проводятся музыкально-игровые развлечения:  «Рождество», «Масленица", что содействует созданию общей радости, хорошего настроения.

По нравственно-патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками проводят проекты: «Наша армия родная», «С чего начинается Родина?», «Герб и флаг России. Его история», «Покорение космоса», «Олимпийские игры. Сочи 2014», «Профессии смелых». Но наиболее актуальна тема Великой Отечественной войны.

Воспитанию патриотических чувств является сама история - подвиги людей во время Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Образ воины остается одним из ключевых символов мужественности, что особенно важно для мальчиков в период взросления. Поэтому выбираются следующие темы проектов: «Подвиг солдата бессмертен!», «Этих дней не смолкнет слава…», «О чем мечтали дети войны?».

Во время проведения проектов подбирают методическую, художественную

литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы

ВОВ. Просматривают презентации «Детям о войне», прослушивают «Сообщения Сов информбюро о начале войны». Рассматривают репродукции картины и плакаты на военную тематику («На страже мира» А. Киотовой, «Воин Красной армии, спаси! «В. Корецкого). Музыка - неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка, поэтому в план реализации проекта включают слушание таких известных песен, как «Священная война», «Катюша», «Темная ночь», «Вечный огонь» и др.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно- патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для педагогов

«Развитие познавательных интересов детей, через

познавательно – исследовательскую деятельность»

Автор: Чурбакова Елена Михайловна

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Когалым, 2023 г.

«Развитие познавательных интересов детей, через

познавательно – исследовательскую деятельность»

Автор: Чурбакова Елена Михайловна

воспитатель 1 квалификационной категории

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в ФГОС дошкольного образования, предполагают:

«ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом детской деятельности, воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Наряду с игровой деятельностью это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской.

Познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В обоих случаях дети используют умения:

-выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

-предлагать возможные решения и проверять их;

-делать выводы в соответствии с результатами проверки;

-применять выводы к новым данным и делать обобщения.

При этом проявляется активность, самостоятельность, инициативность дошкольников.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):

Опыты (экспериментирование).

Реализуется задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты»: привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям возможности свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...); самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

Коллекционирование

Задача данного типа исследовательской деятельности – освоение родовидовых отношений. Цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.) Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Путешествие по карте.

Задача – освоение пространственных схем и отношений. Деятельность в контексте «путешествие по карте»: обсуждение и выбор пункта назначения, подходящий для путешествия вид транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути. Такое путешествие – повод для изучения растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п. В ходе таких путешествий происходит заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животные, растений, людей, занятых типичным трудом).

Путешествие по «реке времени».

Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

У детей 5 - 6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

В старших группах одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними.

Как же отобрать познавательное содержание для старших дошкольников? 

Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти-семи лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак”, "символ”, "знаковые системы”, "время”. Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов "Улицы, по которым мы ходим”, климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами ("Удивительное место на земле”).

Очень серьезная тема "время”, т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого.

Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам.

Живая природа:  царство растений и царство животных:

-царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой;

-царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные).

Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны”, "Времена года”, "Солнечная система", "Камни”.

В арсенал педагогического руководства активностью детей входят: 

- беседы с детьми на познавательные темы; 

- разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; 

- просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; 

- своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера.

И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг”.

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность:

-во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

-во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

-в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;

-в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.