Мероприятия в рамках экологического Марафона "Моя Югра - моя планета"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект социально-коммуникативной направленности
«Мы жители Югры»
для детей старшего дошкольного возраста и родителей.
Выполнила
Чурбакова Елена Михайловна
воспитатель
МАБДОУ «Колокольчик»
г. Когалым
Пояснительная записка
Современная эпоха ставит исключительно высокие требования к развитию творческого потенциала человека, повышению его общей мировоззренческой культуры, к уровню образования. Образование имеет своей целью становление самостоятельной, свободной, культурной разносторонне развитой личности.
Выступая в качестве регулятора поведения людей, образование является важнейшим средством формирования и закрепления лучших традиций и обычаев народа через примеры и образцы, определяя поступки людей, их действия и привычки
Ни для кого, ни секрет, что самая лучшая мудрость народная, которая впитала в себя опыт и знания многих предшествующих поколений людей и хранит в себе поистине бесценное богатство.
Это не только историческое и культурное наследие, но и огромный педагогический опыт, опробованный на многих поколениях.
Необходимость возрождения историко-культурных, прежде всего этнокультурных, традиций в сфере образования сегодня уже не нуждается в специальном обосновании. Наиболее простой путь это непосредственное ознакомление детей с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями и др.) в том виде, в каком они сохранились сегодня или же бытовали некогда. Подобный путь избирается на практике довольно часто.
С первого взгляда может показаться, что традиции служат сохранению опыта, воспроизведению форм жизнедеятельности в том виде, в каком они были выработаны предшествующими поколениями. Творчество же обычно рассматривают как создание, производство чего-то нового.
Традиции и творчество вполне совместимы, поскольку посредством приобщения ребенка к традициям можно решить и важнейшую задачу воспитания - обеспечить условия для самоопределения личности.
В рамках новой модели организации образовательного процесса,
обозначена необходимость организации образовательного взаимодействия с
родителями, с семьями воспитанников. Сегодня это взаимодействие
организуется в соответствии с комплексно-тематическим принципом. Поиск
новых интересных форм (интересных и родителям, и педагогам) вопрос
актуальный. Поэтому работу проводим в сотрудничестве с родителями,
которые призваны сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры
для воспитания, научить детей любить Родину, уважительно относиться к
культуре и традициям, как своего, так и других народов. Каждый из нас
знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь и понимаешь. Тот,
кто понимает и уважает свою историю и культуру, способен понимать и
уважать культуру и традиции других народов, быть толерантной личностью.
Осознавая значимость вышесказанного, мною был разработан проект
«Все мы жители Югры».
Проект позволяет воспитанникам познать историю своей малой родины, приобщает к традиционному, культурному наследию, формирует чувство любви к своему краю, бережное отношение к природе.
Типология проекта
По времени проведения: Долгосрочный
По доминирующей в проекте деятельности: информационно практикоориентированное (дети собирают информацию и реализуют её). Нравственное воспитание детей через приобщение к истории и культуре народов Севера.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги.
Направление проекта:
Изучение и сохранение истории и культуры народов Севера.
Проблема:
Сегодня остро обозначается проблема в воспитание интереса к истории родного края, формирование чувства гордости в детском коллективе, в семье. Считаю, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям коренных национальностей ХМАО, пробуждение познавательной активности к окружающему миру, развитие наблюдательности недостаточно сформированы.
Так же плохо привит интерес к национальному творчеству у детей и их родителей. К тому же, наблюдается недостаточная компетентность, низкий уровень этнического самосознания современных родителей к осознанному отношению и проявлению толерантности.
Актуальность и обоснование необходимости.
Учитывая, что представления детей шестого года жизни об коренных жителях округа и их деятельности в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с коренными жителями ХМАО. Участие детей в проекте «Все мы жители Югры» позволит максимально обогатить знания и представления об ханты и манси в, их характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Цель проекта:
Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя к представителям коренных народов ХМАО через познание их традиций и обычаев.
Задачи проекта:
Содействовать непосредственному ознакомлению детей с носителями исторических традиций народной культуры (прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями и др.) в том виде, в каком они сохранились сегодня или же бытовали некогда;
Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами в вопросах формирования толерантной культуры.
Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов ХМАО через познание их традиций и обычаев.
Развивать поисковую деятельность, творческую активность, социально-коммуникативные навыки.
Девиз проекта:
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Проектная идея:
Организация совместного с родителями праздника обрядового праздника «Вороний день» для старшего дошкольного возраста
Организация мини-музея «Жизнь и быт коренных народов ХМАО».
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
Подбор художественной литературы коренных народов ХМАО
Создание картотеки народных хантыйских подвижных игр.
Консультация: «Орнаменты ханты и манси, что они обозначают», «Традиции и обычаи ханты и манси».
Проведение мастер - класса для родителей по бисероплетению.
Роль родителей в реализации проекта:
Сбор фотографий, материала из журналов, Интернет-ресурсов о коренных жителях проживающих в нашем округе.
Изготовление реквизитов, масок для проведения народных подвижных игр, национальных костюмов к празднику «Вороний день».
Помощь родителей в подготовке красочного объявления и оформлении зала к празднику, в оформлении мини-музея «Жизнь и быт коренных народов ХМАО»
Предполагаемые результаты работы над проектом:
1. Повышение компетентности родителей, педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
2. Повышение уровня знаний у детей о культуре, традициях, обычаях коренных народов ХМАО.
3. Повышение уровня этнического самосознания родителей.
Стратегия достижения поставленной цели и задач.
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейного
праздника.
Оказание профессиональной, консультативной и практической помощи
родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, проводимых в ДОУ.
Этапы работы над проектом:
№ | Этапы | Мероприятия |
1 | Подготовительный Входная диагностика выявления степени приобщённости к истории и культуре народов Севера. На этапе создаётся информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно - информационная кампания. |
Обсуждение с родителями плана мероприятий по ознакомлению детей с традициями, обычаями коренных народов ХМАО. Совместное планирование деятельности. Распределение ролей и обязанностей. Сбор информации. Размещение виртуальной афиши на сайте детского сада и объявления в холле о предстоящем мероприятии. |
2 | Основной этап Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. | Организовать практическую деятельность совместно с детьми и родителями. Провести беседы, консультации, выпустить памятки и буклеты. Организовать совместные выставки. Проведение совместного с родителями обрядового праздника «Вороний день» для старшего дошкольного возраста. Организация мини-музея «Жизнь и быт коренных народов ХМАО» |
3 | Заключительный этап Систематизация и обобщение полученных знаний воспитанников, компетентности родителей. | Рефлексия деятельности участников проекта. Оценка результатов. Презентации проекта. Трансляция результатов проекта в фотовыставке на сайте ДОУ. |
Формы и методы работы с детьми.
Познавательное развитие:
Проведение бесед на тему: «Моя земля – моя Югра»,
«Культуры, обычаи, обряды народа ханты».
Беседы о людях разных национальностей, особенностях национальной
Одежды ханты, народной музыки, музыкальных инструментов.
Проведение познавательных занятий: «Игрушки и игры детей», «Мы на
северной сторонушке живем».
Посещение выставочного зала «Центра национальных культур»: знакомство
с элементами национальной одежды, обуви, декоративно-прикладного
искусства народов севера.
Организация выставки «Кукла народов ханты».
Развитие речи, знакомство с художественной литературой.
Чтение сказок из книги «Огонь – камень»,
«Ах, сколько на свете детей» С. Черного.
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра «Семья встречает гостей».
Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка)
Музыкальная деятельность.
Разучивание народных песен.
Физическая культура.
Разучивание подвижных игр народов Ханты и Манси.
Художественно-эстетическое развитие.
Выставка детских работ, плакатов, рисунков.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Оценка результатов проекта.
Уровень сформированности поисковых навыков у детей и их родителей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Уровень сформированности поисковых знаний у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью
заинтересованности.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие
показатели:
• положительное отношение к реализации данного проекта - 100%;
• участие родителей в проводимых мероприятиях - не менее 90%;
• успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения к коренным жителям ХМАО-100%;
Практическая значимость проекта.
Реализация данного проекта станет одним из целевых направлений развития
деятельности МБДОУ, повысит знания у родителей и детей толерантному
отношению к коренным жителям Югры. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса в целом, адаптацию и социализацию детей на следующей возрастной ступени развития.
ЛИТЕРАТУРА:
- 1. В.И.Сподина «Методическое пособие по этнопедагогике коренных народов Западной Сибири – (ханты)». Мегион 1995.
- В.М. Кулемзин, Н.В.Лукина «Знакомьтесь – ханты». Новосибирск 1992.
- А.Л.Бугаева, У.Н.Зуева «Формирование этнического самосознания, у учащихся на основе традиций Севера». Ханты – Мансийск. ГУИПП Полиграфист. 2002.
- А.Е.Григорян, У.Н.Зуева «Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики». Ханты – Мансийск ГУИПП Полиграфист 2002.
- А.Е.Григорян, У.Н.Зуева «Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики ханты и манси». Ханты – Мансийск ГУИПП Полиграфист 2002.
- В.И.Прокопенко «Игры Ваховских, Аганских хантов и лесных ненцев». Екатеринбург. Изд. «Эрнест». 1997.
Приложение к проекту
Содержание проекта «Все мы жители Югры»
Проект разработан на один учебный год.
Курс рассчитан на 28 занятий и включает в себя следующие темы:
Тема № 1 «Моя земля – моя Югра».
Тема № 2 «Культуры, обычаи, обряды народа ханты».
Тема № 3 «Орнамент».
Тема № 4 «Игрушки и игры детей».
Тема № 5 «Знакомство с устным народным творчеством».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Все мы жители Югры»
Непосредственная образовательная деятельность 1 раз в неделю.
(Всего 28 занятий)
№ занятия | Тема\ цели | Кол-во часов |
Первая тема ( 7 занятий) Моя земля – моя Югра | ||
1 | Посещение краеведческого музея. Обзорная экскурсия. Цели: 1.Ознакомление с историей, культурой, природой родного края, бытом и традициями коренного населения. 2.Развитие культурного, исторического самосознания. 3.Воспитание интереса к истории родного края. | 1 час |
2 | Игра – путешествие «Мы на севере живём». Цели: 1. Продолжать знакомить детей с историей родного края, расширять географические представления воспитанников. 2. Развивать воображение. 3. Воспитывать интерес к познанию истории своего края, формировать чувство гордости за свой край. | 1 час |
3 | Природа родного края, животный мир Цели: 1. Ознакомление с природой родного края, животным миром севера. 2. Развивать речь, логическое мышление. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | 1 час |
4 | Экскурсия в лес. Растительный мир края. Цели: 1. Знакомить детей с живой природой родного края. 2.Развивать наблюдательность, пробудить познавательную активность к окружающему миру. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | 1 час |
5 | Кого называют коренными жителями Севера. Цели: 1. Дать общее представление о коренных жителях Севера. 2. Расширять словарный запас детей. 3. Воспитывать интерес к изучению жизни коренного населения. | 1 час. |
6 | Знакомьтесь «ханты». Цель: 1. Знакомство детей с одним из малочисленных народов Севера (ханты). 2. Формировать этническое самосознание. 3. Воспитывать интерес к истории и культуре народов ханты. | 1 час. |
7. | Итоговое занятие. Рубежный контроль (конкурс рисунков «Моя земля – моя Югра). | 1 час. |
Вторая тема ( 6 часов) Культура, обычаи народа ханты | ||
1 | Жилища северных народов. Цели: 1. Знакомство с традиционными видами жилья. 2. Развитие интереса к изучению материальной культуры народа ханты. 3. Воспитывать уважение к традициям. | 1 час |
2-4 | Основные виды деятельности. Цели: 1. Знакомство с традиционными видами хозяйственной деятельности, с их ролью в жизни коренного населения Севера. 2. Развитие знаний о традиционных видах хозяйственной деятельности народ Севера. 3. Воспитание интереса к изучению данной проблемы. | 3 часа |
5 | Традиционная одежда Цели: 1.Знакомство с традиционными видами одежды, особенностями её изготовления. 2. Развитие знаний, представлений детей о традиционной национальной одежде. 3. Воспитание интереса к получению знаний о традиционной национальной одежде, её практического применения. | 1 час. |
Итоговое занятие. Рубежный контроль (Викторина «Знатоки родного края) | ||
Третья тема ( 4 занятия) Орнамент. | ||
1 | Происхождение орнамента, его символика, орнамент в меховых изделиях, бересте, одежде, обуви. Цели: 1. Ознакомление с орнаментальным искусством народа ханты. 2. Развитие интереса к орнаментальному искусству. 3. Воспитывать эстетический вкус. | 1 часа |
2 | Зарисовка орнаментов, их расшифровка. Цели: 1. Научить изображать орнамент на бумаге и объяснять его значение. 2. Развивать интерес к смысловому изучению орнамента. 3. Воспитание интереса к смысловому изучению орнамента. | 1 час |
3 | Аппликация орнамента. Цели: 1. Учить путем аппликации создавать орнамент. 2. Развивать мелкую моторику. 3. Воспитывать усидчивость, терпение, через практическую деятельность. | 1 час |
4 | Итоговое занятие. Игра «Составь и объясни орнамент». | 1 |
Четвертая тема ( 6 занятий) Национальные игры и игрушки детей | ||
1 | Игры и игрушки детей народа ханты. Цели: 1. Познакомить с традиционными, национальными играми и игрушками детей. 2. Развивать интерес к традиционным играм. 3. Воспитывать нравственные качества через национальные игры. | 1 час |
2-3 | Практическое занятие. Изготовление куклы «Акань». Цель: 1.Научить изготовлению традиционной хантыйской игрушки куклы «Акань». 2. Развивать творческие способности и практические навыки детей. 3. Воспитывать интерес к народному творчеству. | 2 часа |
4-5 | Знакомство с национальными играми. Цели: 1. Знакомство детей с особенностями национальных игр. 2. Развитие всех психофизических процессов через национальную игру. 3. Воспитание положительных нравственных качеств личности через национальную игру. | 2 час |
6 | Итоговое занятие. Спортивный праздник | 1 |
Пятая тема (5 занятия) Знакомство с устным народным творчеством. | ||
1-3 | Сказки и загадки. Цели: 1. Знакомство с историей образования национальных сказок и загадок. 2. Развивать все виды мышления детей. 3. Воспитание нравственных качеств через устное народное творчество. | 3 часа. |
4 | Праздники и развлечения. Цели: 1. Знакомство с традиционными народными праздниками их ролью в нравственном воспитании. 2. Развитие интереса к истории национальных праздников. 3. Воспитание патриотического отношения к истории предков. | 1 час. |
5 | Итоговое занятие. Проведение обрядового праздника «Вороний день» | 1 час. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «КОЛОКОЛЬЧИК»
Квест - игра
в разновозрастной группе
среднего дошкольного возраста
«Эко-волонтер»
Подготовила и провела:
Воспитатель Чурбакова Е.М.
Г. Когалым 2018г.
Цель: сформировать у детей представление о эко-волонтерах, об основных направлениях, о значении в жизни.
Задачи:
- познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение;
закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами и их значение в жизни человека;
воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.
закреплять правила поведения в природе,
закрепить порядковый счет в пределах 7.
Материал: банданы волонтеров, рюкзак, лесной мусор, деревья, фонарик, костер, земля, песок, грибы, ягоды, шишки, орехи, деревья, мостик, ручеек, экран, ленточки.
Ход игры
Воспитатель. Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В зале здесь у нас сидят,
Строго так на всех глядят!
Взгляните в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные?
Дети. Нет?
Воспитатель. А какие?
Дети. (спокойные, добрые, весёлые, светлые, открытые)
Воспитатель. И не строго, а с улыбкой
Очень тёплой и простой,
Гости нас встречают с вами.
Чем ответим – ДОБРОТОЙ!
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем всем: «Доброе утро!»
и подарим им свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.
Дети. Доброе утро!
Воспитатель. Ребята, а как называют доброго человека? Какими словами?
Дети. (Ласковый, нежный, добрый ).
Воспитатель. А еще такого человека называют «сердечный». Потому что у него доброе сердце. Тепло и любовь к другим людям исходит из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется ваше сердце. Оно полно жизни, добра и любви. В каждом из нас есть что-то, что мы умеем лучше других и можем поделиться этим с другими. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Такие люди были всегда. Их называют добровольцами, или по - другому -волонтерами.
Воспитатель. Волонтеры - это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Не каждый сможет, отложив свои дела, придти на помощь тем, кто в ней нуждается. Быть добровольцем или волонтером может только по – настоящему добрый и отзывчивый человек. Ребята, а вы готовы творить добрые дела и стать настоящим волонтером.
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Сегодня я вам предлагаю стать эко-волонтерами. И поиграть в квест – игру «Эко-волонтеры». Цель нашей квест-игры будет очистить лес. А сейчас я вам предлагаю отправиться в осенний лес. Но прежде чем отправиться в лес мы должны одеть банданы волонтеров, и взять с собой рюкзак волонтера. Ориентироваться будем с вами при помощи схемы маршрута, которая показана на экране, т.е. по ней мы должны передвигаться от пункта к пункту, проходя все уровни. Готовы?
Дети. Да.
Воспитатель. А теперь повторяем девиз.
(Дети за воспитателем повторяют речёвку волонтеров).
Легких крыльев нам в пути,
Чтобы трудности пройти!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу!
Волонтерская команда
Чище сделать лес нам надо!
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Лес это легкие нашей планеты. От его объема и состояния во многом зависит то, каким мы воздухом с вами дышим. Вдохнем глоток лесного воздуха (вдох-выдох). (Дети повторяют за воспитателем). А сейчас давайте поиграем в игу, которая называется «Если я приду в лесок». При помощи этой игры мы повторим правила поведения в лесу.
Игра «Если я приду в лесок».
• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет рвать ромашки нельзя)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет бросать бумажки нельзя)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да, я оставлю для животных)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да, подставлю)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет, разводить костер нельзя)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет, сорить нельзя )
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да, надо любить природу, и помогать)
Воспитатель. Ну, вот мы и повторили правила поведения в лесу. Давайте посмотрим на схему маршрута. 1-уровень нашей игры: «Лес». Посмотрите ребята, что то здесь произошло. Как вы думаете?
(Звучит мрачная музыка).
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно. Кто-то в лесу оставил такой беспорядок. Посмотрите сколько мусора. Ребята, а какие бывают предметы мусора?
Дети. (Бумажные, пластиковые, стеклянные, металлические).
Воспитатель. Ребята, а теперь давайте соберем мусор, рассортировав его на бумажные, пластиковые, металлические, стеклянные). Прежде чем собрать мусор, надо надеть перчатки.
(Воспитатель раздает перчатки, дети надевают на руки)
Воспитатель. Все справились?
Дети. Да.
Воспитатель. Лена собирает стеклянные предметы мусора, Слава собирает
(Воспитатель раздает мусорные пакеты с надписями каждому ребенку, собирают мусор, звучит мрачная музыка, меняется веселой).
Воспитатель. Молодцы! Ребята, посмотрите, сколько под деревом много батареек. А для чего нужны нам батарейки?
Дети. Для заводных игрушек, фонариков, часов.
Воспитатель. Правильно, а что вы делаете со старыми батарейками?
Дети. Выкидываем в мусор, в урну.
Воспитатель. Батарейки, выброшенные вместе с другим мусором, наносят вред почве, растениям и животным. Подсчитано, что одна выброшенная батарейка, попавшая в почву, загрязняет 20 квадратных метров Земли, а в лесной зоне это территория обитания двух кротов, одного ежика и несколько тысяч дождевых червей. Давайте соберём мы с вами батарейки и поучаствуем в акции, которая проходит в нашей школе «Ежики должны жить».
(Дети собирают батарейки контейнер).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как стало чисто в лесу. Как вы думаете, мы справились с первым уровнем игры?
(Звучит музыка с пением птиц).
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте посмотрим ребята на схему маршрута.
(Дети смотрят на схему маршрута).
Воспитатель. Что мы видим?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно! Мы подошли ко второму уровню игры. А второй уровень игры называется «Потуши костер». Ребята, а как можно получить огонь?
Дети. (При помощи спичек, зажигалки, газовой плиты).
Воспитатель. Правильно, огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. А как вы думаете, для чего люди разводят костер в лесу? Для чего нам нужен огонь?
Дети. ( Чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор).
Воспитатель. Посмотрите ребята, горящий костер. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Дети. Его нужно потушить.
Воспитатель. Чего же боится огонь?
Дети. Воды, снега, песка, земли.
Воспитатель. Правильно. А теперь я предлагаю потушить костер.
(Дети приседают вокруг костра, берут землю, песок и засыпают костер, костер тухнет).
Воспитатель. Вот и огонь погас. Значит, мы справились со вторым уровнем игры?
Дети. Да.
Воспитатель. Молодцы, а теперь давайте снимем перчатки.
(Дети снимают перчатки и отдают воспитателю).
Давайте посмотрим на схему маршрута. Нам надо двигаться дальше. Третий уровень нашей квест-игры называется «Помоги леснику».
(Звучит музыка в зал входит лесник).
Лесник. Здравствуйте ребята, я лесник, слежу за порядком в лесу – это моя профессия. Я – друг леса. Вы знаете, что лесник – важный для леса человек?
Дети. Да.
Лесник. Я охраняю лес, слежу за порядком, хорошо знаю всех обитателей леса, стараюсь помочь животным в трудное время года – зимой. Всем помог животным запастись запасами на зиму, а вот белкам не успеваю. Помогите, мне, пожалуйста ребята!
Воспитатель. Поможем ребята леснику.
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, нам надо помочь леснику запастись запасами на зиму для белок. Перед вами лежат карточки, на которых показано в какой последовательности нужно вешать запасы на зиму. А вешать будем на шнурочки.
(Дети подходят к столу и смотрят на карточку нанизывают грибы, шишки, ягоды).
(Звучит музыка, дети по схемам собирают запасы)
Воспитатель. Ребята, посмотрите что получилось.
(Дети показывают свои работы).
Лесник. Ребята, спасибо вам большое. Я рад, что вы мне помогли запасти столько грибов, ягод, шишек для белок на зиму. Вот мой подарок для вас, но коробочку откроете только после того, как пройдете все уровни.
(Отдает коробочку воспитателю)
Лесник. А мне пора развешивать запасы на деревья. До свидания ребята.
Дети. До свидания.
(Лесник уходит).
Воспитатель. Ребята, посмотрите на столе остались грибы, как они называются?
Дети. Мухоморы.
Воспитатель. Да, это мухомор – ядовитый, опасный гриб. Он, действительно очень красив, но и очень ядовит, опасен для человека. Но для таких животных как лоси мухомор – лекарство, поэтому не нужно топтать
его ногой или сбивать палкой, если вы окажитесь в лесу. Многие животные едят грибы, лечатся ими. Слизни, сороки,
белки не брезгуют мухомором. Мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, и украшают лес. Давайте положим эти грибочки под дерево.
(Воспитатель кладет грибочки под дерево).
Воспитатель. Как вы думаете, мы справились с заданием?
Дети. Да.
Воспитатель. Значит, мы прошли третий уровень игры. Давайте посмотрим на схему маршрута. Мы подошли к четвертому уровню игры. Он называется «Построй мостик». Посмотрите ребята, ручеек, но мостик сломан. Как мы можем пройти дальше?
(На полу лежит разобранный мостик).
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Посмотрите ребята, на каждой дощечке есть цифры. Значит надо его собрать по цифрам. Но и на задней части дощечки есть игра «Назови, одним словом».
(Дети берут дощечки)
Ребята, нам нужно построить мостик
Игра «Назови одним словом»
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (дикие животные)
2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды)
3) Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)
4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)
5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)
6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)
Воспитатель. Посмотрите, какой у нас получился мостик. Давайте пройдем по нему.
(Дети идут за воспитателем).
Воспитатель. Посмотрите ребята, мы справились с заданием?
Дети. Да.
Воспитатель. Значит, мы прошли четвертый уровень игры. Давайте посмотрим на схему маршрута. Мы подошли к пятому уровню игры. И пятый уровень квест – игры называется « Помоги очистить озеро».
(На экране появляется загрязненное озеро, дети садятся перед экраном).
Воспитатель. Ребята, посмотрите какое загрязненное озеро. Это озеро превратилось в болото, растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели. Давайте поможем очистить озеро. А чтобы очистить озеро, нам надо вспомнить свойства воды, которые мы изучали. И предлагаю вам поиграть в игру «Какая бывает вода?». Вы будете передавать воду по кругу, и называть разные свойства воды, которые мы с вами изучали. Давайте вспомним.
(Дети передают друг другу воду и говорят)
Дети. (Прозрачная, жидкая, без запаха, бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, на морозе превращается в лед).
Воспитатель. Молодцы ребята, вы все правильно назвали разные свойства воды?
(При назывании свойств воды на экране постепенно озеро очистилось).
А как вы думаете, на загрязненном озере могут плавать птицы?
Дети. Нет.
Воспитатель. А какие птицы умеют плавать?
Дети. Лебедь, утка, гусь.
Воспитатель. А как, одним словом можно назвать?
Дети. (Водоплавающие).
Воспитатель. Правильно. Посмотрите на экран, наше озеро стало чистым, как вы думаете почему?
Дети. (Ответы детей). Правильно ответили на вопросы.
Воспитатель. Посмотрите, мы очистили озеро, прошли пятый уровень игры. Ребята, посмотрите, какое необычное дерево растет на берегу озера. Только дерево это не простое, это дерево называется «Дерево добрых дел». И растут на нем не листочки, ни цветочки, а ленточки добрых дел. Давайте вспомним, какие добрые дела мы сегодня с вами сделали, и на каждое доброе дело возьмем ленточку и привяжем к дереву.
(Дети говорят добрые дела, которые они сделали и привязывают ленточки).
Воспитатель. Молодцы ребята, как вы думаете, мы справились со всеми заданиями квест-игры «Эко-волонтеры».
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, а что мы еще забыли?
Дети. Открыть коробочку, которую подарил Лесник.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что же он нам приготовил.
(Воспитатель открывает коробочку, там значки волонтеров)
Это же настоящие значки волонтеров, значит сегодня вы стали настоящими волонтёрами.
(Воспитатель прикалывает значки)
А теперь пора нам возвращаться в детский сад, но мы должны выбросить мусор в мусорные контейнеры, и отнести батарейки в школу.
(Дети под речевку возвращаются на стульчики).
Люди помочь природе должны
Кто это сделает, если не мы
Мы волонтеры великой страны
Наши дела России нужны!
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по экологии и рисовании в подготовительной группе.
Тема "Наступление весны"
Программное содержание:
- Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней и передавать их с помощью рисунка, танца, знакомить со стихами русских поэтов о временах года.
- Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности.
- Учить изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах и используя приемы рисования, усвоенные на предшествующих занятиях.
- Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом, учить плавным поворотам руки при рисовании.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.
Материал:
- - Бумага альбомного формата, карандаши цв.,
- - Картинки с изображением разных времен года, зимующих и перелетных птиц.
- - Овалы из картофелин, моркови (на каждого ребенка).
- - простые карандаши, подставки.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, загадок, пословиц. Чтение рассказов о птиц. Зимой ежедневно подкармливать птиц, весной наблюдать за скворцами в скворечнике. Подобрать картинки, подобрать литературно – художественный материал, музыку, хоровод по теме.
од занятия:
Воспитатель:
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Ребята скажите, какое время года наступило?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно, весна. Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались в музыкальном зале, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетят с юга. На наших улицах мы увидим прилетевших птиц: грачи – они первые прилетают к нам, скворцы будут весело распевать песни, в своих скворечниках. А вы знаете стихотворения о весне? Кто хочет рассказать?
1 ребенок:
Светлее небо, тает снег…
Мы вам расскажем о весне:
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
2 ребенок:
Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала…
Кап – кап – кап … Весна настала
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним хоровод о весне.
Исполняется хоровод: «Веснянка».
Воспитатель: Сейчас наши детки прочтут стихотворения о временах года. Вы послушайте внимательно и должны будете сказать, о каком времени года идет речь и как вы об этом догадались?
1. Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело. И. Суриков.
2. Стали дни холоднее, поспевает брусника,
И от птичьего крика сердцу только грустнее,
Стаи птиц улетают прочь за синее море,
И деревья блистают в разноцветном уборе.
А. Плещеев.
3. Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано росы гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна, -
Значит, это уже … Лето.
Е. Трутнева.
4. На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
На дорогах лужи, скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
С. Маршак.
Читая стихи, после каждого стихотворения дети определяют время года, их признаки.
Воспитатель: Вот картинки, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их, выберите картинку о весне. Расскажите о том как вы догадались, что это весна.
(Дети выбирают картинку и мотивируют свой выбор).
Воспитатель: А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете?
Дети: Ворона, воробей, скворец, ласточка, голубь, грач, гуси, журавли.
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Их называют, зимующие птицы.
Воспитатель: Найдите зимующих птиц на картинках, назовите их.
(Дети выполняют задание, индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: Их называют перелетными птицами.
Воспитатель: Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.
(Дети находят их на картинках и называют)
Воспитатель: Чем похожи птицы?
Дети: клюв, две лапки, перья, крылья.
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?
Дети: Величиной, цветом оперенья, формой хвоста, размером крыльев.
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами наблюдали за птицами?
Дети: На прогулках, на экскурсиях, картинки рассматривали.
Воспитатель: Что мы делали для птиц зимой?
Дети: Кормушки для птиц, подкармливали их крошками хлеба, семенами.
Воспитатель: У нас в гостях перелетные птицы. Чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица … Грач.
Эту птицу всякий знает:
На шесте его дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день… Скворец.
Спереди - шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
А снизу белое полотенце… Ласточка
(трое детей берут маски грача, скворца, ласточки)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Найди свою перелетную птицу» Образуем три круга, запомните своих птиц. Под музыку будете летать, клевать зернышки. Когда музыка закончится, нужно найти свою птицу, под команду 1-2-3, 1-2-3- свою птицу найди.
Игра: повтор 2 раза.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо пели и играли.
А сейчас давайте пойдем в нашу творческую лабораторию, там мы с вами будем рисовать друзей – птиц, так как прилетели только грачи, нужно нарисовать птиц перелетных и зимующих. Подойдите к столам, садитесь. Проверьте свою осанку, ножки дружные. Подумайте, какую птицу вы выберете. Можно нарисовать птицу в разных позах: сидящих, клюющих зернышки, летящих.
На столе у вас пробки, картофелины, морковь, детали от пирамидки, крышки. Используя этот материал, подумайте, как можно изобразить птицу?
Пальчиковая гимнастика: можно провести перед занятием.
Включается аудиозапись «Пение птиц»
Изображают их, используя нетрадиционные материалы и навыки, полученные ранее. Изображение птиц получается быстрее и аккуратнее, если для головы использовать пробки, а для тела картофелины.
Пальчиковая гимнастика:
Физкультминутка: Руки подняли и помахали это деревья в лесу….
Воспитатель: Закончили? Давайте рассмотрим ваши работы. Все ваши птички разные, но все красивые. Но пока мы с вами рисовали, к нам прилетела гостья.
Влетает Каркуша.
Каркуша: Куда я попала?
Дети: В детский сад «Ландыш»
Каркуша: Кто я?
Дети: Птица, Каркуша!
Каркуша: Какая я птица?
Дети: Зимующая птица.
Каркуша: Неужели? Не знала, рада, что к вам прилетела. У меня есть подруга – Ласточка, а она, какая птица? Она вам шлет привет и передает угощение.
(Угощает детей конфетами и улетает)
Воспитатель: Спасибо нашей гостье за угощение. Мы с вами тоже не будем забывать про наших зимующих птиц, будем всегда к ним бережно относиться, подкармливать их в зимнее время.
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна, горсть одна -
И не страшна будет им зима.
Разве можно забывать, улететь могли.
Но остались зимовать за одно с людьми.
Предварительный просмотр:
Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
(обобщающая беседа об осени как времени года)
Задачи: способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т. п. - программа «Детство»); развивать представления о труде человека осенью.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение «Осень-художница»:
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
2. И г р а «Кто больше назовет?».
Дети стоят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени.
3.Отгадывание загадок.
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья.)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Белые мухи прилетели И на поле сели. (Снег.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
4. Физкультминутка «Листопад».
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели.
Дети надевают «шапочки» кленовых листочков и под музыку кружатся, как листочки (под тихую музыку — в тихую погоду, музыка громче ~ подул сильный ветер).
5. Беседа с детьми по вопросам.
- Какие плоды созревают осенью? (Орехи, желуди, грибы, рябина.)
- Почему становится меньше насекомых?
- Как готовятся встретить суровую зиму звери? (Строят норы, делают запасы, меняют шубки.)
- Какие работы у людей осенью в саду, в огороде, в поле?
6. С о с т а в л е н и е коллажа из осенних листьев и ягод.