Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Чурбакова Елена Михайловна

Региональный уровень

смотреть

2021

Конференция

«Реализация ФГОС для лиц с ОВЗ, в том числе направления системы оказания психолого – педагогической, медицинской и социальной  помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ» г. Ханты – Мансийск

«Инновационное развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров» г. Когалым

Форум 

«Обще полезные практики окружного экологического фестиваля «Эколята Югры – друзья и защитники уникальной природы Севера» г. Сургут

2022

Семинар

«Инклюзивное образование: секреты обучения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ»

ЭДУКВЕСТ

1) Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Чурбакова Елена Михайловна. Я работаю в детском саду «Колокольчик», в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта с 5 до 7 лет. В нашей группе мы используем интегрированную развивающую систему EduQuest (эдуквест). С которой работаем уже 3 год.

2) EduQuest (эдуквест) – технология рассчитана на детей дошкольного возраста с особыми потребностями, в том числе и с расстройствами аутестического спектра. Включает в свой состав мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, с 6 кнопками для групповой и индивидуальной работы.

3) В эту систему входит целый комплект деревянных дидактических материалов. Это специальные блоки кубики, счетные палочки все они полностью интегрированы в программное обеспечение.

Основной частью системы, безусловно, является специально обучающее программное обеспечение, которое охватывает все лексические темы дошкольного образования. Программное обеспечение EduQuest (эдуквест) состоит из 10 тематических модулей, включающих более 200 заданий.

4) Которые способствуют развитию: основных математических представлений, речи, логического мышления, пространственной ориентации, аналитического мышления, расширение словарного запаса, воображения, творческого мышления, зрительной, слуховой памяти, коммуникативных компетенций, умения работать в команде, любознательности, самостоятельности.

5) В 1-й теме знакомство со Спарком,(это главный герой) мы знакомимся с миром EduQuest (эдуквест). Что такое EduQuest (эдуквест)? Как использовать специально интерактивный стол. Какие герои будут сопровождать детей от задания к заданию.

6) Затем, мы переходим к изучению темы «Детки конфетки» которая полностью позволяет детям понять: Кто я? Из чего состоит мое тело? Как я познаю мир? Какие органы чувств у меня есть? Какие эмоции я испытываю в разных ситуациях?

6) Мы проводим детей дальше в мир «Семья и друзья». Наша задача в теме: «Семья и друзья» показать детям, не только какие есть члены семьи, но и также в чем важность и сущность семьи, почему так важно иметь друзей, в чем ценность дружбы.

6) «Буйство красок» дети окунаются в волшебный мир красок, знакомятся с окружающими нас цветами и впоследствии переходят к изучению более сложных цветов, которые образуются путем смешивания базовых. Посредством всевозможных ассоциативных заданий дети учатся воспринимать и запоминать цвета.

6) «Чудная математика» одна из самых больших тем. Она открывает перед детьми дверь в увлекательный мир математики. Развитие элементарных математических представление у детей дошкольного возраста играет огромную роль для умственного развития ребенка, развития логического мышления, а также любознательности к окружающему миру. Занятия с детьми проводятся в игровой форме.

7) «Мир вокруг меня» знакомит детей с миром различных профессий, видами транспорта, с видами магазинов и их назначением, что я вижу, когда выйду на улицу? какие виды зданий окружают меня? дети познают мир, который за пределами дома ребенка.

7) «Природа» и «Во саду ли в огороде» это 2 темы которые посвящены миру животных и растений. Дети знакомятся с понятием «одушевленные» и «неодушевленные» предметы и учатся различать их. Дети изучают животных и места их обитания, а также влияние времен года на животных, растения и людей.

7) «Строительные кубики» – это тема, посвященная знакомству с геометрическими фигурами. В этой теме мы знакомим детей не только с геометрическими фигурами, а мы учим строить разные модели, видеть целое и его части.

7) «Занимательный язык» посвящена раннему развитию речи. Мы знакомимся с алфавитом. Мы изучаем буквы и звуки. Мы узнаем, как же строятся слова.

8) 10 тематических модулей охватывает все сферы и аспекты повседневной жизни ребенка. В процессе выполнения заданий дети получают положительную или поощряющую обратную связь, что помогает детям быстрее накопить знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей жизни.

9) В EduQuest (ЭдуКвест) есть две важные особенности.

1 - это кабинет для педагога, в кабинете педагога мы можем создавать несметное количество новых заданий, мы можем адаптировать систему к потребности определенного ребенка, а также к потребности учебной программы.

2. - другой важной характеристикой системы является система управления учебным процессом. С помощью этой системы мы отслеживаем прогресс ребенка. В мы можем создавать целые курсы заданий для определенной категории детей. Масса захватывающих заданий, которые педагог может использовать в образовательном процессе.

10) Наш опыт работы с EduQuest (ЭдуКвест) за 3 года показал, что применение данной технологии положительно влияет на развитие коммуникативных способностей детей ОВЗ, повышает мотивацию к взаимодействию и помогает таким детям быстрее адаптироваться и социализироваться в дальнейшей жизни.

11) А сейчас уважаемые коллеги предлагаю Вам просмотреть небольшое видео.

12) Сегодня я постаралась вам показать и рассказать, что такое EduQuest (эдуквест). EduQuest (Эдуквест) - это мир ребенка. EduQuest (Эдуквест) - это система о ребенке, где ребенок играет главную роль.

~  ~



Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

Карточки PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка.

Чурбакова Елена Михайловна

Тема: Карточки PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Программные задачи:

1. Специфика коррекционной работы с детьми РАС

2. Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с неговорящими детьми

3. Этапы работы коммуникативной системы PECS. 

4. Этапы введения.

Материал: презентация, карточки PECS, памятка «Практические советы и типичные ошибки»

ХОД:

1. Специфика коррекционной работы с детьми РАС

 Ранний детский аутизм (РАС) представляет собой группу расстройств, которая характеризуется нарушением психического развития, аутистической формой поведения и общения, стереотипиями (устойчивыми бесцельными повторениями движений, слов или фраз), расстройствами речи и моторики, что, в свою очередь, приводит к социальной дезадаптации.

 У некоторых детей наблюдаются отклонения в речевом развитии. Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми.  

 Помимо указанных причин для введения коррекционных программ стоит учесть и специфику обучаемости детей с РАС. Дело в том, что их умственные возможности, не являясь изначально заниженными, развиваются в рамках усиленного внимания к деталям и сенсорного восприятия, а также узконаправленных интересов. Зачастую схематичность и визуализация конкретных объектов и действий является крайне важной для их обучения.   Поэтому система коррекции при помощи визуальных картинок является наиболее приемлемой.

 Как указывалось, ранее, отсутствие подражания и соответственно обучения социально-бытовым нормам объясняется непониманием наполненности коммуникации из-за изначального подражательного сбоя. Происходит это, в том числе, из-за отсутствия мотивации для таких детей. Мотивации в виде родительской радости, а затем и общественного одобрения при соблюдении общепринятых норм. Поэтому для введения обучения при помощи PECS необходим поиск стимулов или действенных поощрений для конкретного ребенка. В данном случае поощрения изначально будут иметь элементарный характер в виде любимой еды, игрушек и т.д., приобретая более сложный уровень в процессе взросления и обучения. Для этого следует периодически проводить оценку подкрепляющих стимулов.

 Не стоит думать о том, что мы занимаемся некой дрессурой. Все используемые нами поощрения действенны и применимы родителями в обыденной жизни при полном здоровье ребенка. Мы просто делаем больший акцент для эффективной работы с ребенком

 Объём приобретенных навыков и знаний стал для нас путевкой, для правильного внедрения альтернативной коммуникации, с помощью карточек PECS, в своей коррекционной работе.

2. Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с неговорящими детьми

 Как мы уже поняли PECS это система коммуникации и развития речи. В данном случае используется набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями.

 С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит.

 Картинки можно приобрести в готовом виде. Они могут несколько отличаться в зависимости от производителя. В покупном варианте они представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет-ресурсах. Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.). Однако, лучше использовать интернет возможности для поиска нужных картинок, сохраняя изображения на носителе. Дело в том, что карточки становятся постоянным инструментом общения и действий. Они используются в течение каждого дня, поэтому могут приходить в негодность. В связи с этим лучше иметь возможность распечатать данную картинку вновь или иметь заготовленные изображения на хранении. Подмена изображения карточки (особенно на первых этапах) не рекомендована.

 Карточки ПЕКС - это альтернативный способ коммуникации, способ, который даёт возможность выразить Вашему ребенку свои желания и потребности, а Вам донести до ребёнка Ваши слова и их значения. С карточками Пекс налаживается понимание речи у ребёнка, а благодаря этому ребенок начинает понимать значение Ваших слов, Ваших просьб и Ваших намерений.

 Pecs - это мировой лидер альтернативной коммуникации.

 Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек ПЕКС базируются на принципах Прикладного анализа поведения (АВА).

 Карточки PECS - это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель - дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.

 Ведение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности в будущем пользоваться речью.

 Карточки пекс - это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь.

 Если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить - использование карточек пекс только ускорит возникновение вокальных просьб, а так же процесс освоения речи. И это научно доказано.

 Поэтому использование системы альтернативной коммуникации для «неговорящих» детей, малышей с РАС - это большой шаг вперед к взаимодействию и коммуникации.

 И этот шаг нужно обязательно сделать, если ребенок не заговорил к 4-5 годам. Запоминание карточек даст хороший толчок к улучшению общего и интеллектуального развития, систематизации и анализу вербального языка.

 Обретение навыка общения с помощью системы альтернативной коммуникации станет отличным фундаментом для овладения в дальнейшем ребенком речи.

 Определите цель, которую Вы желаете достичь, вводя карточки ПЕКС. Это может быть:

  • Дать толчок к развитию речи (я хочу, чтобы ребёнок заговорил).
  • Научить ребёнка понимать структуру речи.
  • Научить ребёнка каким-то новым навыкам (есть, чистить зубы, ходить в туалет)
  • Снизить его тревожность, путём понимания Вашей речи, а также его желаний.

С чего начинают вводить карточки ПЕКС?

3. Этапы работы коммуникативной системы PECS.

 Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Ввиду того, что на первоначальном этапе производится обучение навыков, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, желательно определить круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит.

 Это можно сделать несколькими способами:

1. Наблюдение за ребенком и запись данных в таблицу. Можно пронаблюдать, чем любит заниматься ребенок в свободное время; что он любит, есть - как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое; что любит пить, с кем любит проводить время; куда любит ходить, а также чего особенно не любит.

 2. Можно собрать все любимые предметы ребенка вместе, и дать ему выбрать - либо из всего комплекта, либо - из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребенок выбирает чаще, какие - реже, с какими ему сложно расставаться, а какие - он отдает без сожаления.

 И на основе тестирования записать данные в таблицу:

 Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребенка и расширения словарного запаса, начального комплекта фотокарточек будет недоставать, и в процессе обучения нужно будет подготавливать дополнительные карточки.

 Основным этапов системы PECS, определена подготовка. У ребёнка сформировалась способность к преднамеренному общению, это значит, что ребёнок осознаёт (желает) потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку. Такое желание называется «установкой», таким образом происходит «формирование» и «фиксация» установки.

 Программа PECS начинается с обучения втроем - ребенок (взрослый, который будет передавать сообщение; человек, который получает сообщение (педагог) и взрослый помощник, который осознанно помогает человеку в выполнении целевой реакции (мама).

 Обязательным действием, является поощрение. Получив чёткое представление о ребёнке, переходим к 6-ти фазовому обучению по системе PECS.

 1. Основной целью первого этапа обучения РЕСS - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее учителю, и оставляет картинку в руке учителя.

 На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых - «коммуникативный партнер» сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый - «фея» - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее «коммуникативному партнеру».

 Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: "Что ты хочешь?" или с инструкциями; "Если хочешь конфетку, то дай картинку!". Важно что бы оба взрослых молчали. "Коммуникативный партнер" может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый ("фея") должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету - направить его руку к карточке, и помочь ему взять карточку, и протянуть - и все это тоже молча.

Когда ребенок кладет карточку в руку "коммуникативного партнера" - только тогда "коммуникативный партнер" произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием "коммуникативный партнер" озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова - он сможет сопровождать просьбу словами.

 На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов, и не разнообразие просьб. Поэтому, используется только один предмет, и только одна карточка.

 Что бы удостовериться, что у ребенка есть мотивация для получения данного предмета, изначально ребенок получает его без того, что бы протянуть карточку. Например, ребенок получает маленькую конфетку.  Следующую конфетку "коммуникативный партнер" держит перед ним и не дает. Если ребенок протягивает руку, значит, он хочет еще, и тут вступает в действие "фея" - направляет руку ребенка к карточке, и помогает ему взять и протянуть карточку. Или, если это не предмет, а действие - например, качание на качелях. Сначала ребенка несколько секунд качают на качелях и останавливают качели. Если ребенок делает движения телом, чтобы продолжить качаться - "фея" направляет руку ребенка к карточке с изображением качели, помогает ему взять эту карточку, и протянуть "коммуникативному партнеру". Он скажет "Качели!" и покачает ребенка еще несколько секунд.

 Что делать, если ребенок не проявляет инициативу? Просто перейти к следующему предмету по списку. Например, ребенок больше не хочет конфету, можно начать работать над складыванием паззла (если изначально это действие является мотивационным для ребенка!). То есть, на первом этапе желательно "отработать" весь репертуар интересов ребенка. НО!  Каждый раз только по одному предмету и только с одной соответствующей карточкой! Очень важно проводить обучение интенсивно, и тренировать до тех пор, пока ребенок не сделает это действие (подаст карточку) - 30-40 раз в день.

 В процессе обучения необходимо, что бы "коммуникативный партнер" и "фея" менялись местами и ролями, для того, что бы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям.

2. Основная цель второго этапа - это закрепить и обобщить навык, обученный на первом этапе - подача карточки коммуникативному партнеру, для того, что бы получить желаемый предмет.

 Ко второму этапу можно перейти, если ребенок научился подавать от 10 до 24 карточек, и делает это самостоятельно и без физической подсказки "феи".

На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребенком всего одна карточка, и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки.

 Но, если на первом этапе от ребенка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция.  Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или, ребенок находится в пространстве, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет - ребенок идет к столу, берет карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Или, еще вариант - ребенок подходит к доске, на которой на липучке висит карточка, снимает карточку, и подходит с ней к коммуникативному партнеру. Задачи "феи" здесь - физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.

Работу на втором этапе можно разбить на следующие шаги:

 Шаг 1. Снять картинку с доски. Вместо того, что бы продолжать класть картинку на стол, на картинку прикрепляется липучка, и картинка на липучке вешается на доску, которая расположена на стене, рядом с местом, где сидит ребенок. Ребенок учится снимать картинку с доски, вместо того, что бы брать со стола. Этот шаг можно отработать за столом. То есть, "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. "Фея" - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, которая висит на доске, помогает ему взять картинку и протянуть ее "коммуникативному партнеру".

 Шаг 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и учителем.  Когда ребенок снимает картинку с доски, и протягивает "коммуникативному партнеру" для того, чтобы получить желаемый предмет, взрослый немного отодвигается назад. И тогда, для того, что бы вложить картинку в руку взрослого, ребенок должен встать со стула и приблизиться к нему.

 Шаг 3. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и доской. Ребенка усаживают на стул немного дальше от доски, на которой висит картинка. И потом процедура повторяется. Для того, что бы получить желаемый предмет, ребенок должен встать со стула, подойти к доске, снять картинку, подойти к "партнеру", протянуть ему картинку - и только после этого получить желаемый предмет.

 Шаг 4. Постепенное прекращение использования подсказок. Очень важно, как и при обучении любого другого навыка, прекращать использование подсказок (физического направления) как можно быстрее. Кроме этого, и "коммуникативный партнер" должен прекратить протягивать руку, для того что бы напомнить ребенку, что он должен положить в руку карточку. Таким образом, закрепляется желаемая реакция - ребенок из любого угла комнаты может подойти к доске, и взять карточку, и подойти к "партнеру", привлечь его внимание (например, дотронуться до него), и когда партнер обратит на него внимание - протянуть ему карточку, и получить желаемый предмет.

 Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации. На данном этапе следует постоянно работать над усложнением реакции, и научить ребенка переходить из комнаты в комнату, для того, что бы найти "партнера" или карточку, обращаться с просьбой к различным партнерам, включая сверстников, и сопровождать просьбу взглядом.

 Иногда, вместо доски, используется папка для карточек. В данную папку можно прикрепить все картинки, которые использует ребенок, в течение работы на первом и втором этапе доставать из папки нужную карточку, и прикреплять на обложку папки.

3. После того, как ребенок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих, и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет - пришло время научить ребенка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

 Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге, ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.

 Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек - карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если он выбирает вторую карточку, то он получает предмет, который не хочет получать.

 Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать словесных подсказок, и не подсказывать ребенку, какую карточку он должен выбрать - "Нет, это неправильно, дай конфету!". На данном этапе обучение происходит с помощью натуральных последствий - выбрал правильно - получил то, что хотел. Выбрал неправильно - получит то, чего не хотел.

 Во время обучения, важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребенок был более внимательным, и не привык подавать только левую или только правую карточку.

 Если ребенок ошибается, и подает ненужную ему карточку 2 раза подряд, следует использовать процедуру коррекции ошибки:

 После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап - выбор между двумя желаемыми предметами.

В данной процедуре применяется пошаговой обучение:

 1. Перед ребенком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребенком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.

 2. Когда ребенок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.

 3. Новая реакция, обучаемая на этом этапе - это выбор предмета соответствующего картинке. Как только ребенок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно.

 4. Если ребенок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию, и применить процедуру коррекции ошибки (описанную на предыдущем этапе).

 Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.

4. Основной целью четвертого этапа является усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подавать эту полоску.

 Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий - ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения, с помощью фразы, состоящей из нескольких слов. Он открывает книгу, находит символ "Я хочу", наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску. К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.

 Обучение на данном этапе происходит с помощью метода обучения цепочки поведения «От конца к началу». Вся цепочка поведения разбивается на реакции:

  • 1. Подойти к книге (доске)
  • 2. Выбрать символ "Я хочу"
  • 3. Прикрепить символ "Я хочу" на полоску.
  • 4. Выбрать карточку желаемого предмета.
  • 5. Прикрепить карточку желаемого предмета на полоску.
  • 6. Взять полоску.
  • 7. Дать полоску коммуникативному партнеру.

 После этого обучение начинается с последней реакции - ребенку помогают выполнить реакции 1-6 (без слов!!! с помощью физического направления), и на седьмой реакции начинается процесс уменьшения подсказки. После того, как ребенок научился самостоятельно выполнять последнюю реакцию, процесс уменьшения подсказки переходит на шестую реакцию. То есть, реакции 1-5 выполняются с подсказкой, на шестой реакции - уменьшается подсказка, и седьмую ребенок выполняет самостоятельно. И так далее - постепенно уменьшается подсказка для 5-той реакции, 6 и 7 – самостоятельно; постепенно уменьшается подсказка для 4-той реакции, 5, 6 и 7 – самостоятельно; постепенно уменьшается подсказка для 3-ей реакции, 4, 5, 6 и 7 - самостоятельно - пока ребенок не научится выполнять самостоятельно всю цепочку поведения.

 Иногда, для того чтобы облегчить процесс обучения, символ "Я хочу" заранее прикрепляется на полоску, и ребенок учится только выбирать карточку желаемого предмета, и подавать полоску. А после того, как ребенок научился это делать - символ "Я хочу" убирается с полоски, и вкладывается в книгу. И уже тогда ребенок учится находить символ, наклеивать на полоску, находить карточку предмета - наклеивать на полоску и подавать полоску коммуникативному партнеру.

 Символ "Я хочу" - в оригинальной версии программы РЕСS является рисунком, на котором изображена протянутая рука к кубу, и с подписью "Я хочу". В домашних условия можно сфотографировать ребенка, протягивающего руку, или просто протянутую руку, и подписать "Я хочу".

 В процессе обучения на четвертом этапе - то есть, в процессе обучения составления двух карточек и подачи полоски, а не единичной картинки, ребенок должен обучиться дополнительным жизненно-важным коммуникативным навыкам.

1. Просить помощь. Многие дети, которые научились просить отдельные предметы или действия, затрудняются попросить о помощи взрослого в сложной для них ситуации, и используют привычные поведения для этой цели - плач, истерики, разбрасывание предметов, и так далее.

 Для того, что бы обучить ребенка просить помощь с помощью карточки, необходимо заранее продумать ситуации, в которых ребенок столкнется со сложностями. Например, ребенок, хочет открыть пакет чипсов, но не может этого сделать. Или ребенок не может завязать шнурки перед выходом на улицу. После этого необходимо подготовить подходящий символ, с помощью которого ребенок будет просить о помощи. Можно взять простую карточку одного цвета, и написать на ней "Мне нужна помощь" или "Помоги мне", или использовать нарисованный символ.

 Следует создать трудную ситуацию, и в тот момент, когда ребенок не справляется и начинает нервничать, следует направить его руку к карточке, и помочь ему протянуть карточку. После того, как он это сделал, сказать: "Тебе нужна помощь!" и помочь ему.

 Данный навык нужно отрабатывать в разнообразных ситуациях, для того, что бы ребенок научился просить помощь не только когда ему нужно открыть пачку чипсов или завязать ботинки.

2. Отвечать на вопросы "Да" и "Нет".

 На первоначальном этапе ребенок должен научиться отвечать "Да" или "Нет" о предметах или действиях, которые он хочет получить. Например: "Ты хочешь яблоко?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получает яблоко. Если протягивает карточку "Нет", то яблоко не получает. Также и о предметах, которые он не любит. "Ты хочешь лук?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получает лук. Если протягивает карточку "Нет", то лука не получает.

 На втором этапе ребенок отвечает "Да" или "Нет", как подтверждение, или отрицание. Например, ребенку показывают яблоко, и спрашивают: "Это яблоко?". Если ребенок протягивает карточку "Да", то получит словесное поощрение "Молодец, правильно!". Если протягивает карточку "Нет", то словесного поощрения не получает.

3. Просить перемену. Ребенок должен научиться просить встать из-за стола, когда ему сложно продолжать занятие. Для этого нужно подготовить отдельный символ, обозначающий это понятие - например, фотокарточку самого ребенка, встающего из-за стола, или карточку с надписью "Перемена".

 Тренировать подачу этой карточки можно во время занятий. Можно дать ребенку задание, и когда он его выполнит, похвалить, но не давать дальнейших указаний. Через несколько секунд ребенок начнет делать попытки встать из-за стола, и тогда следует помочь ему протянуть карточку "Перемена" и отпустить на перемену.

4. Реагировать на инструкцию "Подожди". Здесь тоже необходимо подготовить отдельный символ - карточку с надписью "Подожди" или изображение спокойно сидящего ребенка.

 Тренировать можно следующим образом - показать ребенку любимый предмет, и дать ему в руки карточку "Подожди". Потом положить предмет перед ребенком, но блокировать реакцию ребенка, когда он пытается взять предмет. Подождать несколько секунд, потом попросить у него обратно карточку "Подожди", и только после этого позволить ему взять предмет.  Постепенно нужно расширять промежуток времени, пока ребенок ждет получения предмета.

 Кроме этих дополнительных навыков, следует работать над пониманием инструкций в обиходе, переходами от одного вида занятий к другому, и для некоторых детей - над выполнением последовательности действий с помощью визуального расписания.

 На данном этапе ребенок учится использовать дополнительные слова (в основном прилагательные) и строить фразы, состоящие из 3-4 символов (слов).

 Реакция ребенка должна состоять в следующем:

1. Ребенок открывает коммуникативную книгу

2. Выбирает символ "Я хочу" + символ прилагательного "красный" + изображение предмета "мяч" и выкладывает эти символы в правильной последовательности на полоске.

3. Берет полоску и подает ее коммуникативному партнеру.

 Таким образом, ребенок должен научиться просить предметы и действия, которые находятся в поле его зрения, а также отсутствующие предметы.

 Для того, что бы обучить данный навык, необходимо проверить, какие именно характеристики любимых предметов выделяются для ребенка. Если ребенок предпочитает только красные конфеты, а синие и зеленые его не интересуют, значит можно начать работать над прилагательным "красный".

 Если ребенка не интересуют цвета, то можно поискать другие характеристики - размеры, формы, предлоги или части тела.

 Обучается данный навык тоже с помощью метода «От конца к началу». Сначала ребенок учится присоединять самостоятельно последнюю карточку, потом предпоследнюю, а потом - делать самостоятельно всю цепочку поведения.

 Для того, чтобы удостоверится, что ребенок действительно различает специфические характеристики предмета, можно дать ребенку самому взять тот предмет, о котором он уже попросил, также, как это было на третьем этапе

5. На пятом этапе основной целью является обучить ребенка реагировать на вопрос "Что ты хочешь?"

 То есть, только на пятом этапе, после того, как инициатива ребенка закрепилась, можно обучить ребенка реагировать на вопрос.

 Почему только сейчас? Для того, чтобы научить ребенка прислушиваться к собственным желаниям, а не только реагировать и быть ведомым окружающими. Многие дети с аутизмом затрудняются именно в проявлении инициативы и обращении к окружающим, и если изначально приучить ребенка только реагировать на вопрос "Что ты хочешь?" - это может существенно подавить инициативу, а следовательно, и дальнейшее развитие социальных навыков и общения.

 Обучение на пятом этапе происходит следующим образом:

1. Педагог, держа в руках предмет, который ребенок хочет получить, обращается к ребенку с вопросом и одновременно указывает пальцем на карточку в коммуникативной книге ребенка - на символ "Я хочу". Ребенок с легкостью берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску учителю, таким образом просит предмет.

2. После того, как ребенок научился это делать без подсказки, педагога переходит на следующий этап - задает вопрос "Что ты хочешь?" и только через 1-2 секунды указывает на карточку. Ребенок берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску педагогу, таким образом просит предмет. В процессе обучения, педагог постоянно расширяет промежуток времени между вопросом и указательным жестом на карточку. Таким образом, ребенок учится реагировать именно на словесный стимул, а не на визуальный.

3. В процессе обучения очень важно поддерживать спонтанные реакции ребенка, и постоянно создавать ситуации, в которых ребенок проявляет инициативу и просит предметы или действия без того, чтобы его об этом спросили.

6. Основной целью данного этапа является обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, и таким образом привлекать внимание окружающих. Как малыши указывают пальцем в небо и кричат: "Самолет! Мама, смотри - самолет!!". Функция этого поведения - это не получить самолет в свои руки, а привлечь внимание мамы. То есть данное поведение усиливается социальным поощрением (реакцией мамы "Ух ты!"), а не доступом к желаемому предмету или действию.

 Но данный момент и является затруднением у детей с аутизмом - социальные поощрения их обычно интересуют гораздо меньше, чем мотивационные предметы. Поэтому, обучение комментированию начинается с обучения реакции на вопрос "Что ты видишь?", и после того, как ребенок научится различать "Что ты видишь?" от "Что ты хочешь?", можно будет использовать различные стратегии, чтобы научить его комментировать спонтанно, без того, что ему постоянно должны задавать вопросы.

При обучении следует помнить, что комментирование отличается от просьб следующим:

1. Комментирование возникает, когда в окружающей среде происходит какое-то интересное событие, а просьба - когда у ребенка есть желание или необходимость в получении доступа к предмету или действию. То есть изначально, эти реакции вызываются разными предшествующими факторами.

2. Комментирование приводит к получению социального поощрения (внимания) а просьба - к получению доступа к желаемому предмету или действию. То есть, у данных реакций абсолютно разная функция.

Следовательно, во время обучения следует:

1. Поощрять каждый коммуникативный акт соответственно - просьбу - предоставлением предметов или действий и похвалой, комментарий - только социальным поощрением! (похвала, улыбка, выражение лица, и т.п.)

2. Тренировать комментирование как минимум 30 раз в день в различных функциональных ситуациях.

 Окончательным этапом в обучении различия карточек является обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги, и поместить одну или две карточки высоко-мотивационных стимулов на первую страницу. И потом книгу прикрыть. После этого следует показать ребенку один из предметов. Ребенок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает - можно помочь ему с помощью физического направления, и постепенно убрать физическую подсказку.

Если карточки, которые использует ребенок, не помещаются на одной странице, следует добавить еще страницы. Если ребенок затрудняется перелистывать страницы, чтобы найти нужную карточку, можно снова применить физическую подсказку, и постепенно ее убрать.

 Первый этап в обучении комментирования - это выбор соответствующих ситуаций и подготовка коммуникативной книги. В книге следует оставить на поверхности только карточку: "Я вижу..." и подготовить те карточки, которые будут соответствовать предметам, которые видит ребенок. Обучение можно начать, предварительно подготовив либо новые игрушки, либо создав какие-то необычные ситуации (например, мама вместо своих туфель, наденет папины), либо какие-нибудь сюрпризы. Выпрыгивающие игрушки, например, могут отлично подойти для этой цели.

 Следует показать этот новый предмет ребенку (например, нажать на кнопку и выпрыгнет зайчик) и спросить "Что ты видишь?". Ребенок должен взять карточку "Я вижу..." и карточку с изображением зайчика, приклеить их в правильном порядке на полоску и протянуть полоску. Если необходимо, следует использовать подсказки, чтобы помочь ребенку выбрать правильные карточки. И после того, как ребенок протянул полоску нужно словесно похвалить ребенка, и не использовать никаких дополнительных поощрений.

 На втором этапе нужно обучить ребенка различать карточки "Я хочу…" и "Я вижу…". Следует на поверхность книги выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов. Теперь ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы "Что ты хочешь?" и "Что ты видишь?"

 На следующем этапе нужно обучить ребенка комментировать спонтанно, а не реагировать на вопрос, а также постоянно поддерживать спонтанные просьбы предметов или действий.

 Данная система PECS введена нами с января 2020 г. в нашей группе.

 Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком (время занятия учитывает возможности и особенности ребенка, до 30 минут. Во время обучения педагог постоянно, контролирует наличие  

- эмоции и зрительный контакт;

- коммуникация;

- жесты;

- звуки;

- слова, звукоподражания;

- понимание;

- использованием предметов.

 Характер занятия должен соответствовать учебному занятию; не должно быть эмоционально окрашено, эмоцией выражаем только на поощрения; в поле зрения ребенка находятся только необходимые предметы; для разгрузки включать переменки (они для каждого ребенка индивидуальны).

4. Этапы введения

1. Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет. Родитель привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй родитель может осуществлять подсказки. Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует.

2. Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание родителя. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая еда убирается в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку.

3. Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (глаголы).

4. На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп».

5. Пятый этап достаточно разнообразен и кроме ответа на вопрос картинками включает такие моменты обучения:

изучение по ним сезонов года, времени суток;

объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах;

развитие способности классификации предметов по признаку;

обучение смысловой нагрузке эмоциональных проявлений других людей и т.д.

6. Шестой этап должен обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения родителя к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.

Подведем итоги.

 По итогам применения средств альтернативной коммуникации мы определили их основные положительные и отрицательные стороны.

 К положительным мы отнесли: карточки значительно облегчают понимание речи детям; у детей с РАС значительно снизился уровень тревожности; дети стали более самостоятельными. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, решает приоритетную проблему «запуска» речи неговорящего ребенка. Отрицательными сторонами можно считать следующие: для создания предметно-развивающей среды с применением карточек необходимы дополнительные ресурсы – альбомы, карточки и др.

 В заключении нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен подбираться с учётом его психофизических особенностей. Однако практикующий опыт показал применение таких средств альтернативной коммуникации, как карточки PECS, показывает значительные успехи в развитие речи и социализации ребёнка.

 



Предварительный просмотр:

 города Когалыма «Колокольчик»

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Реализация полноценного развития, образования и социальной адаптации ребенка с ОВЗ становится в полной мере возможной лишь в той ситуации, когда обеспечены все необходимые условия. В этом случае инклюзивная образовательная среда будет соответствовать имеющимся у ребенка с ОВЗ возможностям и ресурсам для полноценного «продвижения» по образовательной программе в соответствующей его возможностям динамике.

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека.

Именно поэтому наметились иные подходы к обучению и воспитанию таких детей и направлены они на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи.

Российская модель инклюзии по мнению  Л.С. Выготского – это «восприятие личности и среды как целостности». Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Образовательный процесс коррекционной группы предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

В связи с этим приоритетной задачей образовательной деятельности является создание специальных условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников,

Доступная  среда, по определению В.Н. Куницина, в широком смысле - это среда, которая создаёт легкие, безопасные условия для наибольшего числа людей которую, беспрепятственно могут использовать люди с любыми нарушениями – физическими, сенсорными или интеллектуальными. Это открытое образовательное пространство, сочетающее в себе взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие возможности для полноценного развития и образования детей дошкольного возраста, в том числе детей с физическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

При организации развивающей предметно – пространственной среды необходимо:

  • создание условий, соответствующих психофизическим особенностям;
  • обязательные проведения обследования детей на психолого - медико педагогическом консилиуме с разработкой индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
  • разработка коррекционно-развивающих, адаптированных общеобразовательных программ и программ реабилитации;
  • организация индивидуальных и подгрупповых форм работы с детьми;
  • создание соответствующего методического обеспечения образовательного процесса;
  • повышение профессиональной квалификации педагогов.
  • выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса.

Социализация ребенка может быть осуществлена через создание и использование развивающей предметно-пространственной среды, которая строится с учетом принципов:

Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Принцип деятельности – заключается в развитии природных задатков ребенка в социальной и личностно значимой деятельности, ребенок, получая знания не только в готовом виде, но добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и умений.

Принцип минимакса – заключается в следующем: детский сад должен предложить ребенку возможность освоения содержания программы на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в детском саду доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование у ребенка способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности.

Подбор материалов и оборудования для данной категории детей является тонкой, «ювелирной» работой, которая должна носить индивидуальный характер и быть согласована с медицинским работником и другими специалистами, работающими с каждым конкретным ребенком. На основе анализа  педагогической диагностики и обобщения специальной психолого-педагогической литературы нами были выделены наиболее общие рекомендации по применению оборудования и материалов для работы с детьми с ОВЗ, которые могут быть конкретизированы с учетом проблемы развития и конкретными условиями воспитания и развития особого ребенка.

Для реализации коррекционной работы, с учетом ФГОС ДО, сконструировали многоуровневую среду, обогатили ее элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей с ОВЗ.

В группе созданы условия для совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей с учетом особенностей их развития, коррекции недостатков, индивидуальности, склонностей, интересов и уровня активности, а также, с учетом интеграции образовательных областей.

Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности: содержательно насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная и обеспечивает реализацию адаптированной  основной образовательной программы и создает условия для личностно – ориентированного подхода  к каждому ребенку.

Оборудование в группе безопасно, эстетически оформлено, несет здоровьесберегающую и развивающую нагрузку.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ

Категория ОВЗ

Развивающая предметно – пространственная  среда

Задержка психического развития

Лего-центр. Центр творчества (пластилин, материалы для песочной терапии, изобразительные материалы, технологические карты для изготовления поделок); игровой центр (для сюжетно-ролевой игры, дидактических игр с вкладышами, Монтессори-материалы); «доски Сегена».

Умственная отсталость

Монтессори-материалы; игрушки по типу вкладышей; строительные наборы (мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, мозаика, сборно-разборные игрушки, лего); природные материалы для изготовления поделок; материалы для проведения психокоррекционных игр; материалы для музыкотерапии; тактильные и сенсорные дорожки.

Расстройства аутистического спектра

Сенсорная организация пространства; коврики с рисунками, пирамидки; доски с углублениями и вкладышами; юла.

Изобразительный уголок: пазлы; книжки-раскраски; краски; кубики с рисунками; материалы игр с водой, светом, с мыльными пузырями, красками, сыпучими материалами; пластичные материалы (пластилин, кинетический песок); детские музыкальные инструменты: металлофон, барабан, бубен, дудочка, гармошка.

Пространство группы разделено по секторам:

  • Активный сектор включает в себя центры: игры двигательной деятельности, конструирования, музыкально-театрализованной деятельности;
  • Спокойный сектор включает в себя центры: книги, отдыха, природы;
  • Рабочий сектор включает следующие центры: познавательной и исследовательской деятельности, продуктивной и творческой деятельности, правильной речи и моторики.

Развивающая предметно – пространственная среда для детей с «особыми» образовательными потребностями предусматривает различные виды стимулирующего воздействия, как например, создание сенсорного уголка (для психологической разгрузки), обстановка которого, вызывает положительные эмоционально-моторные реакции у детей. Мягкое кресло, сова – нянька, утяжеленные одеяло, шарф, зеркало оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.

Особенно важно, что ребенок активно участвует в этом процессе, занятия по развитию мотивации, осознанных волевых усилий являются посильными, усложняются постепенно и доставляют ребенку удовольствие.

Уголок психологической разгрузки  включает в себя:

«Центр тактильности» - набор полосок из материалов с разными тактильными поверхностями, который развивает познавательную активность, коммуникабельность, память, мышление и внимание;

«Музыкальный центр», оснащенный набором аудиокассет и дисков с записями голосов природы, классической музыки, детских песен для музыкального сопровождения игр, упражнений и релаксации, наборы тактильных шариков, дидактический материал «Монтессори» и другое оборудование.

Забота о приобретении детьми с ОВЗ коллективного и (по мере накопления опыта) свободного самодеятельного характера постоянно находятся в центре внимания педагогов. Именно поэтому развивающая предметно - пространственная среда группы обеспечивает такую возможность, т. е. включает необходимые и достаточные предметы и оборудование, которые подбираются для каждого вида деятельности и с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей в конкретной группе.

Развивающая предметно-пространственная  среда в группе создана с учетом:

  • среднего дошкольного возраста – центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами, учитывая потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
  • старшего дошкольного возраста важно предложить игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.п.

Таким образом, данная среда является важным фактором в жизни ребенка, т.к. ориентируется на «зону его ближайшего развития», содержит предметы и материалы, известные детям, а также те, которыми они овладевают с помощью педагога. Обстановка в группе уютная и эстетичная, приближена к домашней, присутствуют уголок с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера, что способствует ослаблению стрессобразующего фактора, щадящей адаптации детей к условиям ДОУ.

Одной из необходимых функциональных зон является «Уголок уединения», наличие которого делает пребывание ребенка в группе комфортным, снижает эмоциональное напряжение, дает право на отдых. Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, она оснащена игрушками для снятия напряжения и саморегуляции («чудесная шкатулка», «волшебная палочка», альбомы, книги для чтения).

Для воспитания эмоциональной отзывчивости и эмоционально-волевой сферы, определения настроения каждого ребенка, в группе эстетично оформлены «Календари настроения», отличающиеся своей индивидуальностью, с учетом возрастных особенностей мышления детей.

Центр речевого развития укомплектован в достаточном количестве материалом для связной и психологической базы речи, лексики, фонетико-фонематического строя, обучению грамоте, моторики.

Также в группе оформлены специальные модули «Ветерок», которые представляют собой конструкцию, прикрепленную к дверному проему – это пчелки, снежинки, птички и т.п. Предназначен он для развития воздушной струи, речевого дыхания и способствует формированию у детей правильного звукопроизношения.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планировании образовательной деятельности и режима дня. Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ и их психофизические особенности образовательная деятельность, планируется на доступном материале. Это находит отражение в способах предъявления материала PECS (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное, устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций, в применении различных форм поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять предложенные задания. Также идет опора на сохранные анализаторы, используются принципы наглядности, принцип «от простого к сложному». Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

Использование образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест) (с не говорящими детьми) повышает качество образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс. Позволяет изучение теоретических основ образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест). Осуществляет интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; родитель - педагог; ребенок-родитель.

Таким образом, в соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются наиболее доступные методы обучения: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.

В компенсирующей группе для детей перед педагогами встают особые задачи по взаимодействию с семьями, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый педагог знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что взаимодействие с семьями воспитанников коррекционной группы - наиболее сложная задача. 

Педагогами активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности, как детей, так и родителей, проведение просветительской работы с семьями воспитанников.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что вся практическая деятельность педагогов в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка при обучении, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в детском саду. Дошкольное учреждение успешно реализует инклюзивную практику, так как:

  • все дети, включенные в образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно социальных навыков), адаптированы и приняты детским коллективом, с желанием посещают детский сад, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
  • педагоги поддерживают политику администрации, по реализации инклюзивной практики, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию «особых» детей, принимают участие в разработке индивидуальных маршрутов и программ развития, эффективно взаимодействуют с родителями, имеют положительную мотивацию в деле обучения и воспитания детей;
  •  администрация ДОУ осознает свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, взаимодействует по вопросам связанным с эффективностью образовательного процесса с другими членами коллектива, разрабатывает и реализует систему мониторинга деятельности ДОУ;
  •  родители детей с ОВЗ принимают перспективу развития детей, актуальные задачи и ответственность. Они проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в ДОУ, включены в систему психолого-педагогического сопровождения.

Лишь при создании таких условий, учете критериев эффективности и оперативном их достижении возможна реализация самой идеи включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство.

Развивающая предметно – пространственная среда группы не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит так же непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом.

Таким образом, вся система коррекционно-образовательной работы в нашей группе направлена на то, чтобы оказать психолого-педагогическую поддержку детям с ОВЗ, содействовать их позитивной социализации, воспитать у них чувство уверенности в себе, сохранить их индивидуальность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям и окружающему миру. И на этой основе обеспечить каждому подрастающему человеку право и доступность всех уровней образования.