Вода от моря до дома
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТA Решением Педагогического совета Протокол №__ от «__» _____ 20__ г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом № _______ от «__»______20__ г. Директор ГБНОУ ДУМ СПб ____________________ А.А. Борщевский |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вода от моря, до дома»
Срок освоения: 12 дней
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Разработчик:
Копцева Евгения Александровна
методист
Пояснительная записка
Направленность - естественнонаучная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вода от моря, до дома» разработана с учетом актуальной нормативной базы, направлена на приобщение обущающимися к экологической культуре.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 14-18 лет
не имеющих специальной подготовки.
Актуальность реализации.
Данная программа охватывает биолого-техническую область (история водопровода, как вода очищается и попадает к нам домой, как происходит очистка сточных вод), поэтому обучающие пополнят свои знания в области биологии, экологии с помощью понимания взаимодествия человека к водным ресурсам, которые имеют важное значение для сохранения физического и психического воспитания. В рамках реализации данной программы происходит формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, бережному отношение к водным ресурсом через технологическую взаимосвязь.
Уровень освоения – общекультурный.
Объем программы: 36 часов.
Срок освоения программы: 12 дней.
Отличительные особенности.
Отличительные особенности данной программы заключается в следующем: образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся. Учебные занятия носят характер живого общения, просмотр фильмов, заинтересованного поиска решения проблем под руководством педагога. Обучающие узнают современные технологические проблемы, которые влияют на качество и доступность водных ресурсов. На примере истории возникновения устройств водных сооруджений объясняется как устроен городской водопровод, как появляется вода и откуда.
Цель.
Осознование у обучающихся важности бережного отношение к водным ресурсам.
Задачи:
Обучающие:
углубленное изучение темы водоснабжения и водоотведения;
обучение правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;
развитие практических навыков, необходимых для решения экологических проблем;
вырабатывание способности определять свое место в деле сохранения окружающей среды.
Развивающие:
развиватие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
развиватие конструктивного мышления и сообразительности.
Воспитательные:
вовлечение обучающимися в практическую природоохранную деятельность;
воспитание чувства личной и коллективной ответственности в принятии решений, направленных на сохранение окружающей среды.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации – русский.
Форма обучения - очная.
Особенности реализации - дополнительная общеразвивающая программа «Вода от моря, до дома» является краткосрочной.
Условия набора в коллектив - принимаются все желающие согласно Устава учреждения и соответствующим локальным актам.
Условия формирования групп: формируются разновозрастные группы.
Количество обучающихся в группе - наполняемость групп от 15 человек.
Формы организации - занятие проводится всем составам объединения.
Формы проведения занятий: беседа, игра, тесты, викторина, экскурсия, проектная деятельность.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимеся одновременно (беседа, показ, объяснение);
групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).
Кадровое обеспечение
Для реализации программы дополнительный специалист не отребуется.
Материально-техническое оснощение
Для реализации программы созданы необходимые условия:
помещение для занятий – просторный кабинет, со столами и стульями по количеству обучающихся, доска, проектор;
образовательный процесс проходит с использованием средств ИКТ;
канцтовары (бумага белая формата А4, А3, маркеры, авторучки, ножницы, клей, цветная бумага формата А4, А3).
Планируемые результаты освоения
Предметные:
Обучающиеся получат знания в области истории, устройста, систем и принципов водоотведение и водоснабежения. Освоят понятия: виртуальная вода, водный след, энерогоэффективность, устойчивое развитие и др. Будут уметь проводить простые эксперименты по оценке качества воды, работать с информацией, презентовать результаты персональной и командной работы.
Метапредметные:
Обучающиеся смогут развить память, воображение, речь, навыки критического мышления, социальной коммуникации, публичного выступления.
Личностные:
Обучающиеся смогут сформировать позитивное отношение к вжности бережного отношение в водным ресурсам, осознанно принять идеи устойчивого развития, ответственного природопользования, повысить мотивацию к участию в деятельности по сохранению окружающей среды.
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы контроля Итоговое оценивание | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Техника безопасности и правила охраны труда. Цели и задачи охраны окружающей среды. Просмотр и обсуждение фильма. | 3 | 1 | 2 | Дискуссия. Вопрос-ответ | |
Системы и принципы работы водоснабжения. Викторина “Система водоснабжения”. | 3 | 1 | 2 | Дискуссия. Вопрос- ответ | |
Водоотведение и очистка сточных вод. Проект “Механическая и биологическая очистка воды”. | 3 | 1 | 2 | Защита проектов | |
Водоснабжение и водоотведение на промышленных предприятиях. Тестирование. | 3 | 1 | 2 | Тестировние | |
Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения. | 3 | 1 | 2 | Дискуссия. Вопрос- ответ | |
Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения. | 3 | 1 | 2 | Защита проектной документации | |
Контроль качества природных и сточных вод. Тестирование | 3 | 1 | 2 | Тестирование | |
Влияние сточных вод на окружающую среду. Просмотр фильма. | 3 | 1 | 2 | Дискуссия. Вопрос- ответ | |
Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения. Игра “Мир воды”. | 3 | 1 | 2 | Дискуссия. Вопрос- ответ. | |
Эксурсия на производственную экспозицию. | 3 | - | 3 | ||
Влияние на человека загрязнений. Просмотр фильма. Викторина “Человек и вода”. | 3 | - | 3 | Дискуссия. Вопрос- ответ | |
Итоговое занятие. Проект “Бережное отношение к воде”. | 3 | - | 3 | Защита проектов в мини-группах. | |
Итого: | 36 | 9 | 27 |
УТВЕРЖДЕН
Приказом № ____ от ______20___г.
Директор ГБНОУ ДУМ СПб
_________А. А. Борщевский
«____» ___________ 20___ г.
Календарный учебный график
Год обучения, группа | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
Первый год, группа | 6 | 12 | 36 | 2 раза в неделю по 3 часа* |
*Продолжительность академического часа: 45 минут.
Рабочая программа
Занятие №1
Вводное занятие.
Техника безопасности и правила охраны труда. Цели и задачи охраны окружающей среды. Просмотр и обсуждение фильма.
Теория.
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности и правилам охраны труда.
Цели и задачи охраны окружающей среды.
Практика.
Просмотр и обсуждение документального фильма “Город и вода” (1982 г.).
Форма контроля.
Дискуссия. Вопрос-ответ.
Занятие №2
Системы и принципы работы водоснабжения. Викторина “Система водоснабжения”.
Теория.
История появления водоканала и принциты работы первых очистных сооружений. Современные принципы работы систем водоснабжения, состав, методы очистки и защиты воды. Схема водоснабжения населенного пункта.
Практика.
Обсуждение проблем и решения, связанные с расширением сети водоснабжения и модернизацией существующих систем. Викторина “Система водоснабжения”.
Форма контроля.
Дискуссия. Вопрос- ответ.
Занятие №3
Водоотведение и очистка сточных вод. Проект “Механическая и биологическая очистка воды”.
Теория.
Методы очистки сточных вод, а также утилизация отходов. Принципы работы систем водоотведения, проблемы их модернизации и расширения с учетом увеличения объема производства и численности населения.
Практика
Работа в мини-группах. Проекты. “Механическая и биологическая очистка воды”.
Форма контроля.
Защита проектов.
Занятие №4
Водоснабжение и водоотведение на промышленных предприятиях. Тестирование.
Теория.
Особенности водоснабжения и водоотведения на промышленных объектах, методы очистки промышленных стоков и решение проблем, связанных с эксплуатацией специализированных систем водоснабжения.
Практика.
Консультация перед тестированиемПроекты. “Механическая и биологическая очистка воды”.. Зачетное тестирование.
Форма контроля.
Тестирование.
Занятие №5
Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения.
Теория.
Методы эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, включая работу с различными видами оборудования.
Практика.
Обсуждение вопросов организации служб эксплуатации систем водоснабжения, водоотведения и способы производства важнейших работ при эксплуатации водозаборных сооружений, напорных водоводов, распределительных сетей водоснабжения и самотечных водоотводящих сетей, насосных и воздуходувных станций, сооружений по очистке воды для питьевых целей и очистки сточных вод.
Форма контроля.
Дискуссия. Вопрос- ответ.
Занятие №6
Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения.
Теория.
Реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, выбор стратегии и методов реконструкции, оценку затрат и рисков.
Практика.
Работа в мини-группах. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения.
Форма контроля.
Защита проектной документации.
Занятие №7
Контроль качества природных и сточных вод. Тестирование.
Теория.
Методы очистки и обеззараживания природных вод, а также контроль качества водопроводной воды и сточных вод.
Практика.
Консультация перед тестирование. Зачетный тест.
Форма контроля.
Тестирование.
Занятие №8
Влияние сточных вод на окружающую среду. Прсмотр фильма.
Теория.
Технологии очистки сточных вод, переработка воды. Содержание органических веществ в сточных водах и их влияние на окружающую среду.
Практика.
Просмотр и обсуждение фильма “Фильм про сточные воды, канализацию. Шестой океан.”
Форма контроля.
Дискуссия. Вопрос- ответ.
Занятие №9
Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения. Игра “Мир воды”.
Теория.
Инновационные технологии в управлении водными ресурсами, автоматизация процессов, развитие цифровых технологий.
Практика.
Игра “Мир воды”.
Форма контроля.
Дискуссия. Вопрос- ответ.
Занятие №10
Экскурсия на производственную экспозицию.
Практика.
Экскурсия на производственную экспозицию.
Занятие №11
Влияние на человека загрязнений.
Практика.
Просмотр и обсуждение документального фильма. “Экология и загрязнение планеты. Влияние загрязнений на человека.” Викторина “Человек и вода”.
Форма контроля.
Дискуссия. Вопрос- ответ.
Занятие №12
Итоговое занятие. Проект “Бережное отношение к воде”.
Практика.
Групповая проектная деятельность “Бережное отношение к воде”.
Форма контроля.
Защита проектов в мини-группах.
Методические и оценочные материалы.
Методические материалы.
№ п/п | Название темы (базовые разделы) | Методы и приемы проведения занятий | Дидактические материалы, техническая оснащенность программы | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила охраны труда. Цели и задачи охраны окружающей среды. Просмотр и обсуждение фильма. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Дискуссия. Вопрос – ответ. |
2 | Системы и принципы работы водоснабжения. Викторина “Система водоснабжения”. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Дискуссия. Вопрос – ответ. |
3 | Водоотведение и очистка сточных вод. Проект “Механическая и биологическая очистка воды”. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Защита проектов |
4 | Водоснабжение и водоотведение на промышленных предприятиях. Тестирование. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Тестирование |
5 | Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Дискуссия. Вопрос – ответ. |
6 | Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Защита проектной документации |
7 | Контроль качества природных и сточных вод. Тестирование | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Тестирование |
8 | Влияние сточных вод на окружающую среду. Просмотр фильма. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Дискуссия. Вопрос – ответ. |
9 | Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения. Игра “Мир воды”. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Дискуссия. Вопрос – ответ. |
10 | Эксурсия на производственную экспозицию. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | |
11 | Влияние на человека загрязнений. Просмотр фильма. Викторина “Человек и вода”. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Дискуссия. Вопрос – ответ. |
12 | Итоговое занятие. Проект “Бережное отношение к воде”. | Словесные. Наглядно-демонстрационные. Практические. Групповые. | Демонстрационные. Раздаточные. | Защита проектов в мини-группах. |
Оценочные материалы
В процессе обучения применяется текущий итоговый контроль. Форма входного контроля осуществляется в форме педагогического наблюдения. Форма текущего занятия: тестирование, защита проектов, защита проектной документации, педагогическое наблюдение.
Итоговый контроль осуществляется на итоговом занятии. Форма итогового занятия: защита проектов в мини-группах.
Диагностическая карта
оценивания результатов (итоговый контроль)
№п/п | ФИО | Внимательность | Активность | Лидерство | Коммуникативность | Обратная связь | Работа в команде | Творческий подход |
Диагностика уровня знаний и сформированности системы ценностей и уровня экологической культуры обучающихся (понимание взаимосвязей в окружающей среде, связь экологии с другими науками, понимание и знание актуальных экологических проблем).
Уровень результативности | Характеристика уровня результативности |
Низкий уровень знаний, умений навыков | обучающийся применяет знания и умения под руководством педагога; для сравнения и классификации объектов и явлений часто использует несущественные признаки; в зависимости от ситуации проявляет утилитарные, познавательные и художественные стремления по отношению к природе; высказывает готовность к природоохранной деятельности, но реализует ее чаще под влиянием ситуации или другого человека; проявляет заинтересованность в охране природы только при наличии личной выгоды; участвует в природоохранных мероприятиях только по требованию или под контролем. |
Средний уровень знаний, умений навыков | обучающийся имеет системные знания, осмысленно воспроизводит и использует их при решении нестандартных задач; устанавливает причинно-следственные взаимосвязи, не всегда умеет переносить знания из одной предметной области в другую; преобладают потребности сохранения природной среды, но не всегда проявляется активная гражданская позиция по защите и охране природы; имеется достаточно высокая степень готовности к природоохранной деятельности, которая полностью не реализуется; эмоциональная отзывчивость, ответственное отношение проявляются систематически; в отдельных случаях проявляется активность в природоохранной деятельности. |
Высокий уровень знаний, умений навыков | обучающийся имеет системные, глубокие и прочные экологические знания, часто выходящие за пределы изученных учебных программ, применяет их в практической деятельности и при решении нестандартных задач; устанавливает взаимосвязи процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде; деятельность и поведение в природе мотивируется потребностями сохранить и защитить ее; умеет убеждать других в необходимости охраны природы; присутствует высокая степень готовности к природоохранной деятельности и ярко выраженная гуманистическая позиция, ответственность; природоохранная деятельность носит творческий характер; участвует в природоохранной пропаганде и в общественных экологических движениях. |
Список литературы
- Алексеев Л.С. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА-М, 2016.
- Карюхина Т.А., Чурбанова И.Н. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА–М, 2012.
- CанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 2001.
- Жмаков Г. Н. Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения : учебник для студентов сред.спец. заведений, обучающихся по специальности 2912 "Водоснабжение и водоотведение". - М. : ИНФРА-М, 2011. - 237 с.
- Рульнов А. А. Автоматизация систем водоснабжения и водоотведения / А. А. Рульнов, К. Ю. Евстафьев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 205 с.
- В.С. Кедров, п.п. Пальчуков, М.А. Сомов. Водоснабжение и канализация. М., «Стройиздат» 1984г.
- М.А. Сомов, Л.А. Квитка Водоснабжение М. ИНФРА-М 2008г.
Интернет-ресурсы:
Фильм про сточные воды, канализацию. Шестой Океан. - https://yandex.ru/video/preview/3186608478679775933
Город и вода. Документальный фильм про Санкт-Петербург (1982) - https://yandex.ru/video/preview/16697694427401697026
- Электронная библиотека: http://ru.wikipedia.org