Самообразование "Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Кузьмина Надежда Игоревна
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Цель: изучить психологические особенности развития мышления у старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. В беседе с воспитателями  выявить, насколько актуальна проблема развития мышления старших дошкольников для их повседневной практики.
3. Подобрать методики диагностики уровня развития мышления старших дошкольников.
Методы исследования:
1. Изучить работы отечественных и зарубежных психологов по данной проблеме.
2.Провести опрос воспитателей и психологов для выявления актуальности развития такого психического качества старших дошкольников как мышление.
3.Подобрать приемлемые в работе со старшими дошкольниками методики определения уровня развития мышления.
Теоретическая значимость работы:
В ходе изучения литературных источников по данному вопросу нами было выяснено:
  • мышление - это способность человека рассуждать, представляющее собою процесс отражения объективной действительности, суждениях, понятиях;
  • мышление - это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д.;
  • мышлению присущ опосредованный характер;
  • мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания;
  • мышлению присуща обобщенность;
  • ребенок дошкольного возраста может смыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятия, представления или понятия;
  • различают три основных вида мышления: предметно – действенное, наглядно – образное и абстрактное;
  • в основе мышления лежит условно – рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте;
  • мышление можно рассматривать как деятельность, выросшую из практической и возникшую в процессе жизни индивидуума;
  • о мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними;
  • с момента овладения речью у ребенка развивается речевое мышление;
  • в конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения;
  • усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления;
  • прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. 
«Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
 Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.Дошкольники оперируют образами и представлениями. Их мышление выходит за пределы воспринимаемой информации.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.У детей старшего дошкольного возраста (6—7 л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на кар­тинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предло­женную задачу. Не начиная действовать, он говорит: «Я сложу, как дяденька везет тележку, а на тележке лежит чемодан» или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После такого решения, найденного в уме, ребенок быстро распо­лагает фигурки на определенном фоне. Его рассказ после выпол­ненного действия по существу повторяет то, что он сказал в самом начале опыта. Действие уже ничего не добавило к реше-цию задачи.Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие человеческого общества немыслимо без передачи новому поколению опыта и знаний всех предшествующих поколений, синтезированных в различных научных дисциплинах. Такая преемственность поколений оказывается возможной благодаря уникальной способности человеческого мозга познавать объективный мир.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание проявляется в виде ощущений, восприятий и представлений. Используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек с помощью и в процессе мышления выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и поэтому непосредственны вообще и не наблюдаемы. Таким образом, благодаря мышлению человек оказывается способным уже не материально, не практически, а мысленно преобразовывать объекты и явления природы
.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 366 г.Челябинска «Развитие мышления у старших дошкольников »

Слайд 2

В основу развития творческой личности необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры

Слайд 4

Игры для развития мышления Творческая работа «Какого цвета мой смех?» Игра-лепка « Чудо-юдо » Игра «На что похоже?» «Путешествие в Фигурный город». Творческая работа « Кляксография » Творческая работа «Фигуры»

Слайд 5

Игры: «Ассоциации», «Что здесь лишнее»

Слайд 6

Игры: «Найди похожее», «Чем похожи». 1. Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку. 2. Цель игры: расширить общий кругозор, научить находить сходства и различия между предметами, выделяя различные признаки предметов.

Слайд 7

- Упражнение «Наши эмоции» Игра «А наоборот?» Цель игры: развить не только мышление ребенка, но и существенно помочь ему расширить словарный запас.

Слайд 8

Результаты диагностики

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.

«Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

 Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.Дошкольники оперируют образами и представлениями. Их мышление выходит за пределы воспринимаемой информации.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.У детей старшего дошкольного возраста (6—7 л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на кар­тинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предло­женную задачу. Не начиная действовать, он говорит: «Я сложу, как дяденька везет тележку, а на тележке лежит чемодан» или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После такого решения, найденного в уме, ребенок быстро распо­лагает фигурки на определенном фоне. Его рассказ после выпол­ненного действия по существу повторяет то, что он сказал в самом начале опыта. Действие уже ничего не добавило к реше-цию задачи.Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Рекомендации для педагогов по развитию мышления дошкольников

1. Для формирования наглядно-образного мышления используйте следующие игры: «Ну-ка отгадай!», «Картинки-загадки», «Парные картинки», «Определим игрушку», «Лишняя игрушка» и др.

2. Стимулируйте и направляйте ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) дает возможность понять сущность предметов и явлений.

3. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.

4. Для формирования логического мышления можно использовать следующие игры: «Составление предложений», «Поиск общего», «Исключение лишнего слова», «Поиск аналогов», «Поиск «противоположных» предметов» и др.

5. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:

- выделять существенные признаки предмета, явления;- выделяют несущественные признаки предмета, явления;

- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;

- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.

6. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них.

7. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.

Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка

Учите сравнивать пары предметов или явления – находить сходство и различия между ними;

- изучайте классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

- находите «лишние» слова или изображения, не связанные общим признаком с остальными;

- разрезные картинки;

- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

- задания на сообразительность, логические рассуждения.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – обеспечение преемственности в содержании  и методах, формах организации обучения и воспитания. Необходимость такой преемственности связана и с повышением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного возраста.

Исследования последних лет подтверждают прямую зависимость эффективности обучения от раннего формирования готовности к нему (естественно, методами, адекватными возрастными особенностями ребенка).

Предлагаемый комплекс занятий разработан с учетом психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста и направлен на формирование интереса детей к таким видам деятельности, которые особенно важны им как будущим школьникам.

Реализация курса занятий предполагает развитие и совершенствование у детей культуры устной речи и навыки творческого, креативного мышления. В процессе занятий решается основная задача – формирование произвольности поведения и деятельности в целом. Причем основной акцент, особенно во 2 части занятия, делается на формировании речемыслительной деятельности, т.е. развитии и совершенствовании развернутого, связного учебного высказывания ( типа доказательства, рассуждения).

Каждое занятие состоит из двух частей.

1 часть направлена на формирование культуры устной речи; 2 часть – на формирование творческого мышления

Общая продолжительность занятия – 25 минут.

Первая часть состоит из нескольких этапов:

- формирование средств выразительности мимики, жеста и движения ( 2мин);

- артикуляционные упражнения ( 2 мин);

- развитие предпосылок к формированию фонематических процессов (1мин);

- формирование речевого голоса (4мин).

Всего на первую часть занятия отводиться примерно 11-12 минут. На вторую часть занятия отводиться 13-14 минут.

Цели:

- развивать воображение, выразительность средств мимики, жестов, движения,

- развивать гибкость и подвижность отдельных частей речевого аппарата,

- формировать умения и навыки правильного речевого дыхания,

- развивать слуховое восприятие, фонематический слух,

- научить детей пользоваться свойствами голоса ( изменять темп, ритм речи, выделять ударные слоги),

- развитие зрительного внимания, памяти,

- развитие творческого мышления, формирование интеллектуальных умений.

Материал занятий не должен быть слишком сложным, поскольку, если занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную деятельность.

Успешность работы зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их для получения новой фигуры.

Ряд упражнений на первых занятиях направлен на развитие пространственных представлений, элементов геометрического воображения. В процессе выполнения заданий организуются устные, по возможности, развернутые высказывания детей.

Все предполагаемые занятия направлены на развитие и реализацию возможностей каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Полноценная реализация всего комплекса занятий возможна только при эффективном взаимодействии педагога и ребенка, которое должно быть положительно-стимулирующим зарядом эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми.

Количество занятий 25.

Календарно-тематическое планирование

Название занятия

Количество часов

Примечение

1

Окошечко

1

2

Право-лево

1

3

Слон

1

4

Осень

1

5

Маятник

1

6

Водичка

1

7

Разноцветные мячи

1

8

Конфетка

1

9

Лес

1

10

Качели

1

11

Березка

1

12

Музыканты

1

13

Дождь

1

14

Три гуся

1

15

Земля

1

16

Иголочка

1

17

Котенок

1

18

Снежок

1

19

Петушок

1

20

Жук

1

21

Лошадка

1

22

Ладушки

1

23

Пастушок

1

24

Кузнечик

1

25

Лунаход

1

Итого:

25



Предварительный просмотр:

Диагностика

Методика "Четвертый лишний"

Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Ребенку 5 – 6 лет зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

- книга, портфель, чемодан, кошелек;

- печка, керосинка, свеча, электроплитка;

- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

- река, мост, озеро, море;

- бабочка, линейка, карандаш, ластик;

- добрый, ласковый, веселый, злой;

- дедушка, учитель, папа, мама;

- минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Федор, Иванов, Семен.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития обобщения,

не всегда может выделить существенные

признаки предметов;

4 и менее баллов - способность к обобщению развита

слабо.

Методика «Последовательные картинки»

Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, а также оценка общего развития речи.

Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей. Можно использовать «Рисунки в картинках» Л.Радлова или «Забавные истории» С.Сутеева.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 – 7 лет. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда – третью, сюда - последнюю».

После того как ребенок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания – считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многословность, лаконичность или чрезмерная детализация, эмоциональность.

Анализ результатов:

группа 1 - подробный целостный рассказ, охватывающий все картинки, богатый словарный запас.

группа 2 - целостный рассказ по всем картинкам с малым количеством подробностей, с небогатым словарным запасом.

группа 3 - короткий малоподробный рассказ, сохраняющий элементы единой структуры.

группа 4 - подробное описание отдельных картинок без связывания их в единый сюжет.

группа 5 - неприятие и неисполнение задания.

Выводы об общем развитии речи:

1 - 2 балла - низкий уровень.

3 - 4 балла - средний уровень.

5 баллов - высокий уровень.

Анализ результатов исследования

2 этап. Проведение исследования. Исследование проводилось в двух группах детей  старшего дошкольного возраста, в одну из которых входили дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, другая состояла из детей возрастной нормы. Количество детей в каждой группе - 10  человек.

1 группа - дети с фонетико-фонематическим нарушением речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления этих детей. Обладая в целом  полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Состояние связной речи таких детей характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций, отмечаются трудности распространения предложений и словообразования. В активном словаре ребенка преобладают существительные и глаголы.

2 группа - дети возрастной нормы. Во всех видах деятельности старшего дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Дети могут сами составить рассказ по картине, серии сюжетных картинок, придумать сказку. Они используют в речи предложения разных видов, имеют широкий запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

1.      Исследование уровня обобщения.

Уровень обобщения

1 группа

кол-во детей, в %

2 группа

кол-во детей, в %

Нулевой

50

-

Конкретный

30

-

Функциональный

20

 

30

Категориальный

-

70

При выполнении этой методики в 1 группе детей отмечены трудности следующего характера: половина детей в больших вариантах задания ограничивалась описанием отдельных предметов, пытались угадать верные решения. Третья часть  детей проводили обобщение на конкретном уровне, предлагали иногда ситуационное увязывание группы предметов. Только два ребенка смогли обобщить группы предметов на функциональном уровне: этим шить, вещи, чтобы носить и т.д.

Во второй группе большая часть детей способна обобщать на категориальном уровне: животные и растения, транспорт и лошадь, дикие и домашние животные. Лишь третья часть детей использует для обобщения функциональные признаки: ехать, шить.

Таким образом, результаты выполнения этой методики свидетельствуют о более высоком уровне развития образно-логического мышления у детей с нормальным речевым развитием.

В ходе занятий, важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого, требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных. Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета.

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

"Пусть мама или папа положат перед тобой 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ты должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет".

2. Для развития анализа и синтеза.

"По очереди с мамой или папой берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет".

3. Для развития анализа и сравнения.

"Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.

Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

4. Для развития анализа и обобщения.

"Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

- чашка, ложка, тарелка, вилка;

- яблоко, груша, лимон, банан;

- голубь, павлин, утка, цапля;

- собака, корова, свинья, баран;

- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;

- зима, весна, лето, осень".

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.



Предварительный просмотр:

Комплекс коррекционно-развивающих игр

Игра 1. Составление предложений

Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Игра 2. Поиск общего

Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.

Игра 3. Исключение лишнего слова

Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.

Игра 4. Поиск аналогов

Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.

Игра 5. Поиск «противоположных» предметов

Цель: Формировать способность находить в предмете общее и различие.

Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам

Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.

Игра 7. Поиск соединительных звеньев

Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Игра 8. Способы использования предмета

Цель: Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Игра 9. Формулирование

определений

Цель: Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.

Игра 10. Перечислить возможные причины

Цель: Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.

Игра 11. Сократить рассказ

Цель: Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.



Предварительный просмотр:

Литература

Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996. - 400с.

Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.

Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления.//Вопросы философии. - 1977. - №4.

Леонтьев А.А. Выготский Л.С. М.: Просвещение, 1990, 158 с.

Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Венгера Л.А. М.: Просвещение, 1985, 271 с.

Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 1995, 576 с.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 528  с.

Абрамова, Г. С. Общая психология: учеб. Пособие для вузов / Г. С. Абрамова. - 2-е изд. - М.: академический проект: Фонд «Мир», 2003.

Азаров, Ю. П. Игра в дошкольном возрасте / Ю. П. Азаров. - М.: Мысль, 2000.

Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008.

Алексеев, А. А. Психология развития / А. А. Алексеев. - СПб: Питер.

Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. 8. Белова, Е. С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. - 2008.