ИСТОРИЯ РОССИИ 9 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
История России 9 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Российское общество и государство в конце XIX — начале XX в. | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Цель урока | Сформировать представление о территориальной структуре Российской империи начала XX в. И многонациональном составе её населения; об особенностях российского варианта модернизации; о политическом строе и социальной структуре российского общества в начале XX в. | ||
Образовательные ресурсы | 1. Карта «Российская империя в начале XX в.». 2. Данилов А. А. История России. XX — начало XXI в.: учеб.: 9 кл. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М., 2016. — § 1 (далее — учебник). 3. Данилов А. А. Рабочая тетрадь по истории России: XX — начало XXI в. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 2016. — Ч. 1. — § 1 (далее — рабочая тетрадь). 4. Хрестоматия по истории России. XX в.: пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 1999. 5. Градскова Е. П. Школьный атлас по истории России / Е. П. Градскова, А. И. Самсонов. — М., 2016. | ||
План урока | 1. Территория и население Российской империи. 2. Особенности российской модернизации. 3. Политический строй. Государственные символы. 4. Российское общество и его структура. 5. Образ жизни. | ||
Личностно значимая проблема | Действительно ли Россия в начале ХХ века стояла на пороге создания индустриального общества и пыталась произвести модернизацию в стране? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные знания и понятия | Территориальная структура Российской империи в начале XX в., количественная и качественная (этническая) характеристики её населения; характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; особенности структуры российского общества; экономическое и политическое положение основных классов и социальных слоёв населения России. государственные символы, индустриальное общество, модернизация, образ жизни, социальная структура. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. Научатся давать характеристику геополитического положения России в начале XX в., используя информацию исторической карты; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах; объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России начала XX в.; характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп России в начале XX в. (в том числе на материале истории своего края). | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с процессом становления территориальной структуры Российской империи начала XX в. И многонациональном составе её населения; об особенностях российского варианта модернизации; о политическом строе и социальной структуре российского общества в начале XX в. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. Работа с исторической картой: показать на карте «Российская империя в начале XX в.» национальные территории, входившие в этот период в состав Российской империи. Работа с историческими источниками: чтение и комментирование выдержки из «Свода основных Государственных законов Российской империи 1892 г.» (учебник, с. 7), отрывка из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…» — хрестоматия, с. 8—9), отрывка из мемуаров члена ЦК конституционно-демократической партии 7 В. А. Оболенского («Большинство помещиков дичало в глуши…» — хрестоматия, с. 6—8). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного в 8 классе: вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории? Действительно ли Россия в начале ХХ века стояла на пороге создания индустриального общества и пыталась произвести модернизацию в стране? | Отвечают на вопросы, отмечают на карте территории России, определяют народы, проживающие на данной территории Пытаются спрогнозировать ответ на поставленную проблему | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Коллективное обсуждение Работа с текстом учебника Рассказ учителя и заполнение схемы Работа с историческим документом и картой Рассказ учителя и работа с документом Работа в парах Беседа и анализ исторического документа Беседа Самостоятельная работа в парах | Затем можно организовать коллективное обсуждение и заполнение таблицы «Территория и население Российской империи». 2. Изучение второго вопроса можно организовать путём самостоятельного чтения учебника и выполнения помещённых в нём заданий. Затем учитель предлагает ответить на вопрос 3 в конце параграфа. 3. Учитель рассказывает «Центральное управление Российской империей до 1906 г.». Учитель предлагает прочитать документ из «Свода основных Государственных законов Российской империи 1892 г.» и ответить на вопросы к нему. Затем учитель предлагает дать характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Рассказ об особенностях политического строя России учитель дополняет следующими документами: «Самодержавная власть Царя весьма подходит России (Из передовой статьи английской газеты «Times». 30/18 января 1895 г.)». 4. Приступая к изучению вопроса, учитель просит учащихся дать определение понятия «социальная структура». Учащиеся должны также вспомнить определения понятий «сословия» и «классы», назвать основные классы феодального (традиционного) и капиталистического общества. Меценатская деятельности как своеобразном психологическом феномен. Учащиеся отвечают на вопросы: что такое меценатство? Что вам известно о меценатской и благотворительной деятельности русского купечества? Как вы думаете, в чём заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.? В процессе работы можно использовать отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…»). Положение пролетариата. Желательно начать с обсуждения: что вы знаете об условиях жизни российского пролетариата в начале XX в.? Из каких произведений литературы и искусства можно узнать о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России? Изучение вопроса о положении дворянства проводится путём выполнения задания 4. Учащиеся отвечают на вопрос: в каких произведениях русской литературы показана судьба разоряющегося дворянства? Изучение вопроса о положении крестьянства рекомендуем провести в форме беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике соответствующий материал, а также отрывок из мемуаров В. А. Оболенского. Кого в русских деревнях называли кулаками? 5. Пятый вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел § 1 учебника. | Обсуждают территории и население Российской империи, заполняют таблицу, помещённую в рабочей тетради (§ 1, задание 1). Самостоятельно читают пункт учебника (раздел параграфа «Особенности российской модернизации»). Отвечают на вопрос 3. Слушают рассказ учителя с заполняют схему «Центральное управление Российской империей до 1906 г.». Читают документ, отвечают на вопросы к нему Дают характеристику политической системы Российской империи начала XX в. Работают с документом. Анализируют его и делают устные выводы. Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задание 3 к § 1 в рабочей тетради. Социальная структура (в пер. с лат. — общественное строение) — совокупность классов и социальных групп общества. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают с документом «отрывок из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой («Каждое из высших сословий жило в Москве собственной жизнью…»), помещённый в хрестоматии на с. 8—9.»: анализируют. В заключение делают вывод о внутренней разобщённости и слабой организации российской буржуазии. Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания 4 к § 1 в рабочей тетради. В дополнение материала учебника читают отрывок из мемуаров члена ЦК конституционно-демократической партии В. А. Оболенского, помещённый в хрестоматии на с. 6—8 («Большинство помещиков дичало в глуши…»). Читают материал учебника о положении крестьян и отрывок из мемуаров В. А. Оболенского, помещённый в хрестоматии на с. 5—6 («Крестьяне жили по-разному…»). Отвечают на вопросы. Читают материал параграфа и записывают в тетрадь основные моменты образа жизни | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Фронтальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа. Работа в парах Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради. Устные ответы. Записи в тетради Устное задание Устные ответы и записи в тетради. Устные ответы Записи в тетради Устные ответы и записи в тетради Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | - Дайте характеристику политической системы Российской империи начала XX в. - Как вы думаете, в чём заключались причины широкого распространения меценатской и благотворительной деятельности в русском обществе начала XX в.? - расскажите о жизни, быте и настроениях рабочих дореволюционной России? - Какие процессы происходили в крестьянской среде? - Кого в русских деревнях называли кулаками? | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Какие проблемы, стоящие перед страной вы считаете самыми важными? - Что такое модернизация? Каковы ее особенности в России в начале ХХ века? - Какие новые задачи стояли перед страной в начале ХХ века? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание § 1, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания. Темы докладов и сообщений: 1. Система управления Российской империей до 1906 г. 2. Меценатская и благотворительная деятельность русского купечества. 3. Рабочий вопрос в России и странах Западной Европы. 4. Мой город (село, посёлок) в начале ХХ в.: образ жизни. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение № 1
Самодержавная власть Царя весьма подходит России
(Из передовой статьи английской газеты «Times». 30/18 января 1895 г.)
О русских учреждениях не следует судить с западной точки зрения, и было бы не чем иным, как дерзостью, осуждать их за несоответствие идеям, возникшим из совершенно иных обстоятельств и из совершенно иной истории. Судя по всем обычным признакам национального преуспеяния, самодержавная власть Царя весьма подходит России; и не иностранцам, во всяком случае, подобает утверждать, что ей лучше подошло бы что-нибудь другое. Тот образ правления, о котором только что Царь высказал свою решимость сохранить его, может во всяком случае развернуть историю таких достижений в государственном строительстве, с которым его соперники не могут и претендовать сравняться. В России во всяком случае он должен быть в настоящее время признан как основоположный факт.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Экономическое развитие страны | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX в., связанных со спецификой российского типа модернизации. | ||
Образовательные ресурсы | 1. Карта «Экономическое развитие России в начале XX в.» (цветная вклейка в учебнике). 2. Данилов А. А. История России. XX — начало XXI в.: учеб.: 9 кл. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М., 2016. — § 2 (далее — учебник). 3. Данилов А. А. Рабочая тетрадь по истории России: XX — начало XXI в. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 2016. — Ч. 1. — § 2 (далее — рабочая тетрадь). 4. Хрестоматия по истории России. XX в.: пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М., 1999. 5. Градскова Е. П. Школьный атлас по истории России / Е. П. Градскова, А. И. Самсонов. — М., 2016. | ||
План урока | 1. Российская экономика на рубеже веков. 2. Роль государства в экономике. 3. Иностранный капитал. 4. Монополистический капитализм. 5. Сельское хозяйство. | ||
Личностно значимая проблема | Действительно ли в Российской империи происходила модернизация в экономической сфере по типу европейской модернизации? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные знания и понятия | Причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX в.; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства. Монополии, многоукладная экономика, формы монополий. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. Научатся давать характеристику экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты; объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания её сельского хозяйства; раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. Смогут показать на карте «Экономическое развитие России в начале XX в.» (цветная вклейка в учебнике) районы размещения синдикатов «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», картеля «Нобель-Мазут», Транссибирскую железную дорогу. Работа с историческими источниками: чтение и комментирование документов на с. 11 и 13 учебника; выдержки из официального отчёта по итогам работы землеустроительных комиссий с 1907 по 1911 г. (хрестоматия, с. 4—5). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. Постановка проблемы | – Какие проблемы, стоящие перед страной вы считаете самыми важными? - Что такое модернизация? Каковы ее особенности в России в начале ХХ века? - Какие новые задачи стояли перед страной в начале ХХ века? - Как вы думаете, действительно ли в Российской империи происходила модернизация в экономической сфере по типу европейской модернизации? | Отвечают на вопросы. Пытаются определить проблему урока и высказываются по поводу ее решения | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Устные ответы Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Рассказ учителя и анализ документа Беседа Беседа Работа с текстом Рассказ учителя Заполнение таблицы Рассказ учителя и работа с текстом | 1. Первый вопрос излагает учитель, используя документ учебника «Из книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.» и задания к нему. 2. Учитель даёт классу задание прочитать второй раздел § 2 и ответить на вопросы: почему Российское государство активно вмешивалось в экономику? - Что включал в себя государственный сектор экономики? В чём была специфика государственных предприятий (чем они отличались от предприятий, принадлежавших частным лицам)? В чём отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны? 3. Далее учитель говорит, что ещё одной особенностью экономического развития России является широкое привлечение иностранного капитала. Затем учитель сообщает, что активным сторонником привлечения в экономику иностранного капитала был министр финансов С. Ю. Витте. Потом учитель сообщает, что у идеи привлечения в страну иностранного капитала было много противников, и задаёт вопросы: как вы думаете, какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала? Какая из этих точек зрения кажется вам более убедительной? 4. Изучение данной проблемы целесообразно начать с повторения материала по Новой истории: какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX — начале XX в.? Что такое монополия? Чем монополистическая стадия капитализма отличалась от его классического образца? Затем учитель рассказывает о появлении в России первых монополистических объединений, объясняет особенности российского монополистического и финансового капитализма. 5. Проблема специфики развития сельского хозяйства объясняется учителем, исходя из текста учебника. Рассказ об общинном землевладении можно проиллюстрировать выдержкой из официального отчёта по итогам работы землеустроительных комиссий с 1907 по 1911 г., помещённой в хрестоматии на с. 4—5. | Анализируют документ, делают выводы Слушают учителя, читают второй раздел § 2 и отвечают на вопросы. Учащиеся предполагают, в чём причины этого явления. Выслушав предположения учащихся, учитель суммирует все причины и рассказывает о том, в каких формах и в какие отрасли экономики шло проникновение иностранного капитала. Учащиеся читают документ на с. 13 учебника и отвечают на поставленные к нему вопросы. Вспоминают изученный материал по Новой истории, отвечают на вопросы учителя Выполняют задания в рабочей тетради (§ 2, задание 3) либо заполняют таблицу «Монополистические объединения России начала ХХ в.». По ходу объяснения выделяют и записывают характерные особенности развития сельского хозяйства России в начале XX века. Должны быть чётко выделены ключевые фразы: оскудение центра (понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России); неэффективное использование помещичьей земли; крестьянское малоземелье; аграрное перенаселение; преобладание общинного землевладения. | Работа в парах Индивидуальная работа Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Устные ответы Устные ответы. Записи в тетради. Устное задание Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | Учащиеся получают задание в рабочей тетради выполняют тесты из рабочей тетради (§ 2, задания 1, 6). Дается задание проанализировать проблему данного урока и установить каким образом происходила модернизация в России. | Учащиеся делают задание. Затем полученные ответы обсуждаются в классе Анализируют проблему урока и пытаются на нее ответить | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Каковы были особенности российской экономики в начале ХХ в? - Назовите основные формы гос-го вмешательства. - Каковы причины привлечения иностранного капитала в страну? Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют тесты из рабочей тетради (§ 2, задания 1, 6). Темы докладов и сообщений: 1. Железнодорожное строительство в России в начале ХХ в. 2. Денежная реформа С. Ю. Витте. 3. Монополистический капитализм в России и его особенности. 4. Роль общины в жизни крестьян. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание | § 2 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины. Выполнить задание 5 к § 2 в рабочей тетради. Подготовить сообщение «Николай II в оценках современников». | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |