технологические карты к урокам обществознания 7 класс

Марсова Олеся Павловна

На данной странице я выложила примерные карты уроков обществознания, составленные в соответсвии с требованиями современной программы по обществознанию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания № 1

Тема урока

Человек и закон

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о регулировании поведения людей в обществе

Образовательные ресурсы

Презентация «Человек и закон». Энциклопедические словари

План урока

1. Знакомство с учебником

2. Закон управляет людьми, разум - законом

Личностно значимая проблема

Действительно ли нужен закон для человека или человечество может обойтись и без законов

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах

Основные понятия

Закон, право, регулирование отношений

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать условные обозначения нового учебника и рабочей тетради; определять понятие закон и право и как они регулируются поведением людей в обществе; отличать понятия нормы закона и моральные законы общества

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах. Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой для миропонимания и и познания современного общества. Умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Продолжить формирование умения слушать, излагать свои мысли, делать.   Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия  (УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Нахождение в учебнике основных тем курса. Формулировка задач, которые необходимо решить в ходе освоения предмета

Знакомит с требованиями, предъявляемыми к изучению курса «Обществознание», с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями), рабочей тетрадью.

Записывают в тетради план урока

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск существенной информации

Устный опрос

II. Актуализация знаний

7

Прочтение статьи как работать  с учебником

Беседа по теме «Закон управляет людьми, разум - законом»

Организует беседу по вопросам:

- Что вы узнали после прочтения этой статьи?

- Какие основные рубрики есть в учебнике?

- Для чего необходимы эти рубрики?

Организует диалог с учащимися по вопросам:

- Как вы понимаете выражение Т. Фуллера? Возможно ли общество людей, живущих вне закона? Можно ли предположить, что сообщество первобытных людей основывалось на каких-то правилах, которые можно назвать примитивными законами племени или  рода?

Читают статью «Как работать с учебником»

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Личностные: осознают смысл учения и понимают личную  ответственность за будущий результат

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск существующей информации

строят осознанное речевое высказывание в устной форме о значении закона в жизни общества, регулировании закона, формулируют ответы на вопросы учителя; строят логические цепочки рассуждений, анализируют истинность утверждений

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Работа с книгой

Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

Презентация «Человек и закон»

Работа с энциклопедическим словарем

Чтение и обсуждение притчи «Гвоздь воспитания»

Показывает и комментирует слайды презентации, акцентирует внимание учащихся на основных вопросах темы

Организует работу со словарем по определению понятий «Закон и право»

Проводит беседу по вопросам:

- Как вы думаете, что символизируют столб и гвозди?

- Почему подросток заплакал?

(Столб – закон, а гвозди – нарушение прав и несоблюдение обязанностей, которые не проходят без последствий. Подросток осознал свои ошибки и понял, что след все равно останется.)

Просматривают презентацию, делают выводы

Самостоятельно находят определения и записывают их

Читают притчу и отвечают на вопросы

Индивидуальная работа.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: структурируют знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания, представления о законе и праве в целях его осмысления

Самостоятельно находят и выделяют необходимую информацию; анализируют различные источники информации

Осуществляют поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; строят логические цепи рассуждений

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные: проявляют жизненное самоопределение; понимают как важно знать и уметь использовать права и обязанности в жизни

Записи в тетради

Устные ответы.

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

Составление кодекса достойного человека

Предлагает составить десять правил (моральных законов) достойного человека. Записывает предложенные правила на доске

Предлагают моральные принципы, на которых основываются правила, обсуждают и составляют кодекс

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации на основе иносказательных образов; строят логические цепи рассуждений

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнера, вступают в коллективное сотрудничество

Личностные: проявляют жизненное самоопределение; понимают как важно знать и уметь использовать права и обязанности в жизни

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных
сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Что такое закон и право? Можно ли предположить, что закон не совпадает с общечеловеческими моральными принципами?

Отвечают на вопросы. Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

с. 5-6,

Конкретизирует домашнее задание: сочинение-размышление: «Закон управляет людьми, разум - законом»

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

C:\Users\Ичкерия\Desktop\ОГЭ  2015 ГОД ФИПИ\РАБОТА ВСЕ МАТЕРИАЛЫ\сканир тесты\общество 7 кл\7 кл общ тест 6.jpg


Притча  «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал наконец вот что: вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение сына. Тогда за каждый хороший его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

-Гвоздей нет, а дыры остались…

Притча  «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал наконец вот что: вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение сына. Тогда за каждый хороший его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

-Гвоздей нет, а дыры остались…

Притча  «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал наконец вот что: вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение сына. Тогда за каждый хороший его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

-Гвоздей нет, а дыры остались…

Притча  «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал наконец вот что: вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение сына. Тогда за каждый хороший его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

-Гвоздей нет, а дыры остались…

Обобщение темы «Человек и закон» 7 класс

Вариант 1

А1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:

  1. Норма        
  2. порядок
  3. право
  4. санкция

А2. Совокупность действий, установленных обычаем или  ритуалом:

  1. привычка
  2. натура
  3. обряд
  4. поведение

А3. Верны  ли суждения о политических правах: а) они ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека; б) они обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А4. Правило, которое устанавливает государство:

  1. закон
  2. аксиома
  3. порядок
  4. мораль

А5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:

  1. справедливость
  2. закон
  3. мораль
  4. желание

А6.  К внешним угрозам нашей стране относится:

  1. создание незаконных вооруженных формирований
  2. торговля наркотиками на улицах
  3. военный конфликт в соседнем государстве
  4. распространение оружия

А7. Верны  ли суждения об обязанностях гражданина России: а) они обеспечиваются Конституцией Российской Федерации; б) они определены в статьях Всеобщей декларации прав человека?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А8. Сознательная дисциплина, или самодисциплина:

  1. общеобязательная
  2. специальная
  3. внешняя
  4. внутренняя

А9. Верны  ли суждения о законопослушном поведении: а) оно всегда связано с несовершеннолетними; б) оно должно быть полезно обществу?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

  1. нотариус
  2. частный детектив
  3. адвокат
  4. прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участники судебного процесса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. адвокат
  2. нотариус
  3. прокурор
  4. судья
  5. секретарь

Ответ: _________

В2. Что из перечисленного относится к правам человека?

  1. Право получать медицинскую помощь
  2. Право получать образование
  3. Право приобретать недвижимость
  4. Право посещать музеи
  5. Право платить налоги
  6. Право соблюдать законы

Ответ: _______________

В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Этикет
  2. Конституция
  3. Правонарушение
  4. дееспособность

А) основной закон

Б) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их

В) принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо

Г) любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права

Ответ:

1

2

3

4

Тест.

Обобщение темы «Человек и закон» 7 класс

Вариант 2

А1. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении:

  1. закон
  2. привычка
  3. этикет
  4. диспут

А2. Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности:

  1. привычка
  2. ритуал
  3. обряд
  4. закон

А3. Верны  ли суждения о гражданских  правах: а) они могут быть названы исходными; б) они обеспечивают право на духовное развитие личности?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

  1. с 12 лет
  2. с 14 лет
  3. с 16 лет
  4. с 18 лет

А5. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию:

  1. регулярная
  2. ополчение
  3. наемная
  4. войска специального назначения

А6.  К внутренним угрозам нашей стране относится:

  1. угроза ядерной войны
  2. рост преступности
  3. военный конфликт с  соседними государствами
  4. деятельность международных террористических организаций

А7. Верны  ли суждения о свободе человека: а) свобода человека ограничена правами других людей; б) свобода человека состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации?

  1. министр обороны
  2. начальник Генштаба
  3. Президент
  4. Председатель Правительства

А9. Верны  ли суждения о противозаконном поведении: а) противозаконное поведение причиняет вред обществу; б) противозаконное поведение направлено на создание новых законов?

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А10. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

  1. нотариус
  2. частный детектив
  3. адвокат
  4. прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участник преступления». Укажите термин, относящийся к другому понятию

1) подстрекатель

2) исполнитель

3) свидетель

4) соучастник  

5) организатор

Ответ: ____________

В2. Что из перечисленного является примером внутренних угроз безопасности страны?

  1. угроза ядерной войны
  2. деятельность террористических организаций
  3. вооруженные  конфликты на Кавказе
  4. нелегальное распространение оружия на территории страны
  5. создание незаконных вооруженных формирований

Ответ: ____________

В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Закон
  2. преступление
  3. кодекс
  4. табу

А) собрание нескольких законов, объединенных в один закон

Б) система запретов на совершение определенных действий

В) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным правом

Г) нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Ответ:

1

2

3

4

Тест. Итоговое обобщение темы «Человек  закон» 7 класс

Ответы

1 вариант

2 вариант

А1   4

А2  3

А3  2

А4  1

А5  1

А6  3

А7  1

А8  4

А9  2

А10  3

В1   2

В2    1,2,3,4

В3    1В,2А,3Г, 4Б

А1   3

А2  2

А3  1

А4  3

А5  1

А6  2

А7  3

А8  3

А9  1

А10  4

В1   3

В2    4,5

В3    1Г,2В,3А, 4Б

Источник: Сборник Контрольно- измерительные материалы. Обществознание: 7 класс /сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011.- 96 с.

1. Гражданин П. составил доверенность для своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения

1  семейные                2  трудовые                3  административные        4  гражданские

2. Высшей юридической силой на территории России обладает(-ют)

1  Конституция        2  федеральные законы        3  указы Президента    4  постановления Правительства

3. Что отличает правовую норму от всех остальных социальных норм?

 1 она адресована конкретной социальной группе         2 она устанавливает равноправие

3  она существует только в письменном виде.                4  исполняется добровольно

4. Органом, разрешающим имущественные споры между предприятиями, учреждениями, организациями и защищающим их нарушенные права, является

1  прокуратура        2 нотариат                3  адвокатура                4  арбитраж

5. Конституционное право регулирует

1  общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования институтов бизнеса и власти

2  общественные отношения, складывающиеся в процессе социальной жизни на основе норм морали

3  организацию и порядок функционирования органов государственной власти и управления

4  вопросы трудовых правоотношений, возникающие в сфере наемного труда

6. К правоохранительным органам относится

1  Совет Безопасности РФ                2  Правительство РФ

3  Верховный Суд РФ                4  Министерство по чрезвычайным ситуациям

7. Согласно Конституции РФ Президент имеет право председательствовать на заседаниях

1  Государственной Думы                2  Совета Федерации

3  Правительства                        4  Конституционного Суда

8. Принципом демократического судопроизводства является

1  использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения

2  гласность судебного разбирательства

3  отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях

4  возможность отстранения судей Президентом РФ

9. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Одним из признаков правоотношений является то, что они всегда возникают в связи с предписаниями норм права и регулируются ими.

Б. Признаком правоотношений является то, что они предполагают наличие прав и обязанностей у их участников.

1  верно только А        2  верно только Б        3  верны оба суждения        4  оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о юридических фактах?

А. Бездействие может являться юридическим фактом.

Б. Правомерные действия соответствуют требованиям закона.

1  верно только А        2  верно только Б        3  верны оба суждения        4  оба суждения неверны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

1

3

4

3

1

3

2

3

3




Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания

Тема урока

Что значит жить по правилам?

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о разнообразии социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе

Образовательные ресурсы

Презентация по теме «Что значит жить по правилам?»

План урока

1 . Многообразие правил.

2. «Привычка свыше нам дана...»

3. Правила этикета и хорошие манеры

Личностно значимая проблема

Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Правила этикета, обычай, традиции

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах. Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой для миропонимания и и познания современного общества. Умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Продолжить формирование умения слушать, излагать свои мысли, делать.   Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия  (УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Фронтальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели и тему урока.

Регулятивные: планируют свою деятельность; определяют последовательность действий

Работа

в тетради

II. Актуализация знаний

3

Опрос домашнего задания

Беседа по теме

«Что значит жить по правилам?»

Предлагает прочесть сочинения-размышления на тему «Закон управляет людьми, разум - законом»

Организует диалог с учащимися по вопросам:

- Какие правила общения между людьми вам известны?

Какие правила гостеприимства вы знаете?

Предлагает обсудить ситуацию спора двух семиклассников о правилах (с. 8)

Желающие ученики читают свои сочинения-

размышления

Знакомятся с ситуацией, обсуждают ее, высказывают собственное мнение

Индивидуальная

работа

Фронтальная

работа

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме о значении правил в жизни общества, формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск нужной информации из практического опыта.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Устное

задание

III. Изучение нового материала

20

Презентация

«Что значит  жить по правилам?»

Работа с таблицей

(учебник, с. 9):

анализ таблицы, примеры социальных норм

Обсуждение верности суждений о социальных нормах

Выполнение заданий в рабочей тетради: № 1, 2 (с. 4, 5)

Работа с текстом учебника (с. 9-1 1)

и материалами

рубрик «Картинная галерея», «Жил на свете

человек»

Обсуждение правил этикета (с. 12)

Показывает и комментирует слайды презентации

Проводит беседу по вопросам:

- Какие социальные нормы вы узнали? Что они устанавливают? Какие примеры норм вы можете привести?

Предлагает обсудить, верны ли суждения о социальных нормах:

- Социальные нормы регулируют жизнь общества.

- Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради

Предлагает прочесть пункт 2 параграфа и рассмотреть картину «Похороны знатного руса» Г. И. Семирадского, организует беседу по вопросам:

- Что вам известно об обычаях славян? Какие действия и правила носят ритуальный характер? Какие из них представлены на картине? Какие еще обычаи и ритуалы вам известны?

Предлагает прочитать информацию о графе Б. П. Шереметьеве (с. 13).

Проводит беседу по вопросам:

- Какие особые правила этикета существовали в петровские времена у знати? Как вы думаете, чем отличались правила знати от правил простого народа?

Предлагает рассмотреть картинки и обсудить их, составить правила этикета

Просматривают

презентацию, делают записи в тетрадь

Анализируют таблицу, приводят примеры

Анализируют суждения, высказывают собственную точку зрения, аргументируют свои суждения

Выполняют задания

Читают текст параграфа, рассматривают кар-

тину, отвечают

на вопросы, рассуждают, дела-

ют собственные

выводы

Рассматривают

картинки, называют, какие

нормы этикета

нарушены,

составляют правила этикета

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Познавательные: структурируют собственные знания, дополняя и расширяя их представлениями о социальных нормах

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; выделяют главное.

Познавательные: ориентируются в информационном потоке; строят логическую цепь размышлений

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; осуществляют поиск существенной информации (по материалам учебника, по воспроизведению

в памяти)

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные: решают учебные задачи; строят логическую цепь размышлений; ведут поиск и выделяют необходимую информацию; анализируют и выделяют главное; структурируют найденную информацию в нужной форме

Личностные: осознают смысл

учения и понимают личную ответственность за будущий результат.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Записи

в тетради

Устные

ответы

Устные

ответы

Проверка

заданий

в рабочей

тетради

Устное

задание

Устное

задание

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

Выполнение задания в рабочей тетради: № 4 (с. 6)

Поясняет задания, выполняемые

учащимися в рабочей тетради

Выполняют задания в рабочей тетради

Индивидуальная

Познавательные: в письменной

форме анализируют объекты; осуществляют поиск существенной информации (по материалам учебника, по воспроизведению в памяти)

Проверка

заданий

в рабочей

тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Какие правила поведения существуют? Что вам известно о традициях и ритуалах? Зачем в обществе существуют правила этикета?

1 . Отвечают на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение

знаний для человека и принимают

его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся

за работу

на уроке

Домашнее задание

2

Учебник: § 1,

задания в рабочей тетради: № 3,5, 6-8 (с. 5-8)

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание в тетрадь

Индивидуальная работа