Консультации для родителей

Иванова Ирина Николаевна
"Музыкальное воспитание в семье"

План:

  1. Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность.
  2. Задачи музыкального воспитания.
  3. Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.
  4. Рекомендации для родителей.

 

  1. Что такое музыкальное воспитание , музыкальное развитие, музыкальность.

      Уважаемые родители! Мы хотим познакомить вас с работой по музыкальному воспитанию, которая проводится у нас в детском саду, чтобы помочь вам научиться влиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.

      Так что же такое музыкальное воспитание и музыкальное развитие? Музыкальное  воспитание - это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к личности. Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. При развитии музыкальности психологи советуют учитывать особенности возраста детей.

Возрастные особенности детей 3 -4 лет. Четвертый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов «почему?» и «отчего?». Ребенок наблюдателен, способен определить:

музыка - веселая, радостная, спокойная;

звуки   - низкие, громкие, тихие;

инструмент - на котором играют мелодию (рояль, скрипка, баян) Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Налаживается вокально-слуховая координация.

     Что такое музыкальность?

Это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

2.  Задачи музыкального воспитания:

  • Продолжать развитие детского музыкального восприятия через несложные музыкальные произведения разного характера: празднично-веселая, нежно-сочувственная и т.д.
  • Развивать навыки слуховой культуры - воспринимать музыку, дослушивать ее до конца.
  • Развивать навык запоминания песен или пьес.
  • Учить внимательно, заинтересовано слушать музыку, чувствовать ее характер.

    Приобщая наших маленьких слушателей к истокам музыкаль­ной культуры, мы знакомим детей с русскими танцами, музыкаль­ными инструментами. Дети с удовольствием играют на ложках, на металлофоне, маракасах. Все это Вы, дорогие родители, виде­ли на утренниках, где Ваши ребята и поют, и танцуют, и игра­ют на различных инструментах.

Задача взрослых - поддерживать этот интерес детей к музыке. Кроме музыкальных занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, в группе воспитатели продолжают участвовать в му­зыкальном развитии детей. У нас есть специальный «Музыкальный центр» , в котором содержится все необходимое: игры, музыкаль­ные инструменты, костюмы. Дети в свободной деятельности используют их в своих играх, поют, танцуют, т.е. реализовывают свои творческие способности и возможности.

  1. Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.
    •  Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на    занятиях по музыке.
    • Поддерживайте интерес к музыке.
    • Посещайте с детьми театры, балеты, концерты.
    • Дома вы можете собрать домашнюю фонотеку
    • Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития.
    • Играйте в музыкальные игры. Например: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?»

Все это поможет воспитать ваших ребят творческими   личностями.

4. Рекомендации для родителей

  1. Постарайтесь наполнить жизнь детей высокохудожественной музыкой.
  2. Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях.
  3. Поддерживайте интерес к музыке и музыкальной деятельности в ДОУ и в семье.
  4. Устраивайте совместные походы с детьми в театр, на концерты.
  5. Создавайте дома детям условия для элементарного музицирования.
  6. Создайте домашнюю фонотеку грамзаписей классической и народной музыки.
  7. Обсуждайте с ребенком после прослушивания музыкальные произведения.
  8. Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития ребенка.
  9. Играйте с детьми в музыкальные игры и пойте песенки с ними каждый день.

Помощница  арт-терапии

 

Что может музыка?

 Музыка сопровождает нас всю жизнь.  Она способна воодушевлять и подбадривать, успокаивать и исцелять. Великий Пифагор утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и потому восстанавливает в нас гармонию небесных сфер. Это было первое научное объяснение целебного эффекта музыки.

    Музыкотерапия - один из древнейших методов лечения. Музыкой можно регулировать свое душевное состояние, а можно исцелять и физические недуги. Сам человек является уникальной системой колебательных движений (вибраций). Любому органу и системе нашего организма в  здоровом  состоянии  присуще особое  сочетание гармонических колебаний, попросту говоря - нот. С этой точки зрения, каждый из нас – сложнейшее музыкальное   произведение.   Когда  человек   заболевает,   в   мелодии   его   тела  звучат фальшивые ноты. Даже чувства и мысли могут быть "нездоровыми", ведь это тоже вибрации.

    Особое   влияние   оказывает   музыка   на   психическое   состояние   ребенка.   Соберите коллекцию его любимых произведений, которые действуют успокаивающе или бодряще, и  включите  их  прослушивание  в  детский  распорядок  дня  как  арт-терапию.  Такие эмоциональные   разгрузки   будут   способствовать   релаксации,   восстановлению   сил, хорошему настроению и самочувствию, развитию воображения.

     В вашей музыкальной  "аптечке"  обязательно должны быть Моцарт, Бетховен, Бах, Шуберт, Шуман, Чайковский. Классическая музыка действует расслабляюще, снимает утомление,   успокаивает,   улучшает   настроение   и   сон,   повышает   способность   к интеллектуальной деятельности и даже укрепляет иммунную защиту организма. Почаще слушайте с ребенком колокольный звон, который хорошо успокаивает, снимает боль, тревогу.

    Терапевтическое действие оказывает также специальная музыка - записи природных звуков  (шум  прибоя,   журчание  ручейка,   шелест  листвы,   шум  дождя,  стрекотание сверчков) в сочетании с классической, гитарной, мелодичной инструментальной музыкой, колокольным звоном.

     Очень полезно слушать аудиозаписи с композициями, составленными из пения птиц в сочетании с классической музыкой, церковным пением. Ученые установили, что птичье пение помогает успокоиться, расслабиться, противостоять стрессу и многим нервным расстройствам, нормализует все биологические процессы в организме.

 

Чудесные инструменты

     Наибольший лечебный эффект для сердца отмечается при прослушивании струнных инструментов   -   скрипки,   виолончели,   альта,   гитары,   арфы.   Барабан   нормализует сердечный ритм. Орган гармонизирует энергетический поток в позвоночнике, приводит в порядок ум. Наибольшее положительное воздействие на легкие и бронхи оказывает флейта. Полезно слушать трубу, тромбон и другие медно-духовые инструменты. Лечебное действие на печень и желчный пузырь оказывают барабан, цимбалы, ксилофон, деревянно-духовые инструменты (кларнет, гобой, рожок, флейта). Фортепиано, виолончель воздействуют на почки и мочевой пузырь (фортепиано влияет еще и на щитовидную железу); барабан, кларнет - на кровеносную систему; саксофон - на мочеполовую систему; металлофон, колокольчики  -  на кишечник.  Скрипка исцеляет  душу.   Фортепиано  гармонизирует психику. Ничто так эффективно не снимает боль, как органная музыка Баха и протяжная русская песня (голос).

Советы по музыкотерапии

*       Во время прослушивания мелодии отключите мышление, полностью отдайтесь звуковому потоку и тем ощущениям, которые у вас возникают. Если в голову приходят какие-то образы, то просто наблюдайте за ними.

*       Когда вы уже привыкнете лечиться музыкой, начинайте специально представлять себе образы природы или какие-то приятные события. Лесные полянки, песчаные берега у голубого озера или сочные заливные луга, словом, все, чтобы чувствовать себя комфортно и защищёно. Если возникшая картина вам не нравится, просто мысленно встаньте и уйдите из этого места в другое, приятное. Учите этим нехитрым приемам малыша.

 *        Если во время занятий вам приходит в голову образ определенного цвета и он вам нравится, то мысленно усильте этот цвет. Представьте, что этот цветовой поток заполняет все ваше мысленное пространство и вас - изнутри и снаружи, проникает в вас, очищает ваши органы и уносит все ваши болезни далеко-далеко в бесконечность. 

 *        С помощью музыки вы также можете выявить и проработать свои проблемы. Закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях. Какая музыка вам сейчас наиболее приятна - энергичная или спокойная? Выберите ее. Слейтесь с ней всей душой, плывите по волнам вашего воображения. Когда почувствуете "насыщение" или усталость, откройте глаза. Во время сеанса вы можете увидеть образы, а иногда и события вашей жизни, порой те, которым вы не придавали значения. Если они в этот момент всплывают из вашей памяти, подумайте, почему. Может, вы просто отложили решение какой-то сложной ситуации на потом?

 

Играйте сами!

      Большой эффект можно получить при игре самого ребенка (возможно, в дуэте с вами) на музыкальных инструментах и предметах для извлечения звука: поющих чашах, бокалах, бутылках с водой, дудочках, свистульках и пр.

 

Целительное пение

       Однако никакая музыка не сравнится по степени воздействия с пением. Когда мы поем, возникает звуковая волна, 80 % энергии которой уходит на то, чтобы привести наши внутренние органы в состояние вибрации. Человеческий голос - лучший инструмент для создания целительных звуков, только надо уметь им пользоваться.

Комплекс упражнений

     Широко раскройте рот, как будто зеваете, и задержитесь в этом положении как можно дольше, одновременно тяните звук "а".

   Упражнение для снятия зажимов. Медленно, энергично артикулируя, пропевайте слоги: "ху-хо-ха-хэ-хи". Каждый слог надо повторить 5 раз подряд с сильным выдохом, как будто смеетесь.

    Упражнение на управление голосом. Тяните гласные звуки: "у-о-а-э-и", медленно переходя от одного к другому и наблюдая, как при малейшем изменении положения гортани, рта и языка меняется характер звука. Старайтесь направлять звук в разные органы и части своего тела.

   Когда у вас хорошее настроение, радостно пойте любые песни, включите победную музыку. Проживите эти мгновения вместе с ребенком полноценно и ярко, тогда они запомнятся вам надолго и будут своеобразным маяком в жизни.

 Ноты для настроения

   Как известно, мелодии состоят из нот, каждая из которых может волшебным образом воздействовать   на   наше   здоровье   и   душевное   состояние.   Если   у   вас  дома  есть музыкальный  инструмент,   попробуйте  выбрать  для  пропевания  (или  проигрывания) подходящую ноту, которая вам нравится, и действуйте! Очень полезно и хорошо петь" целительные" ноты, а также гаммы или композиции, которые их содержат.

    Нота  "до" отвечает за обоняние. Она повышает лидерские качества, избавляет от страхов.   Нота  "до"  дарит  силы,  повышает  гемоглобин,  улучшает  кровообращение, нормализует   обоняние,   лечит   запоры,   болезни   двигательной   системы,   помогает избавиться от проблем с мочеиспусканием.

   С нотой "ре" связано чувство вкуса. Эта нота очищает организм от шлаков, нормализует обмен жидкостей, то есть ее можно слушать для нормализации выделительной функции кожи, при нарушениях в лимфосистеме, проблемах с почками и мочевым пузырем. "Ре" помогает связать между собой физическую и умственную энергии, что может помочь при вялости и апатии. Полезна "ре" при астме и бронхите, камнях в желчном пузыре.

   Нота "ми" имеет отношение к такому органу чувств, как зрение. Она стимулирует работу головного мозга, снимает головные боли, улучшает зрение и состояние кожи. "Ми" нормализует работу нервных клеток, стимулирует интеллектуальную активность. Этой нотой можно "пользоваться" при болезнях печени, многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта, запорах, метеоризме, при кашле. Полезно пропевать "ми" при склонности к скуке и неряшливости.

   Нота "фа" влияет на осязание. Ее вибрации улучшают работу сердца и легких, нормализуют давление, функционирование гормональных желез и иммунной системы. "Фа" помогает при бессоннице, раздражительности, снимает простудные и аллергические проявления. "Фа" незаменима при нарушениях потоотделения, сухости кожи, нарушениях осязания и болях в спине.

   Нота "соль" связана со слухом. Она помогает при его нарушениях, ларингитах и тонзиллитах, болезнях глаз. А также улучшает обмен веществ, кровообращение, стимулирует обновление тканей, помогает при температуре, болях, кожном зуде и мышечных спазмах. "Соль" улучшает работу иммунной системы, повышает внимание.

   Пропевая ноту "ля", можно усилить свою интуицию, улучшить работу всех органов чувств и координацию движений. Эта нота успокаивает, лечит любые нервные заболевания, уменьшает кровотечения и отеки, помогает при затрудненном дыхании.

   Вибрации ноты "си" оказывают влияние на весь организм в целом, поддерживая баланс обменных процессов, повышая иммунитет. Полезна "си" при невралгиях, нервных болезнях.

 

Потанцуем?

   Танец  стимулирует  выработку  в  организме  естественных  обезболивающих  веществ, изменяет ритм дыхания, а это способствует расслаблению нервной системы, хорошему кровоснабжению органов и тканей.

   РЭП дает возможность выразить эмоции, разрядиться, снять напряжение. При этом левое полушарие мозга работает особенно активно. Движения этого танца требуют упругой, пружинистой работы мышц, но без напряжения.

   САМБА - это мир гармонии, создающий ощущение безопасности, внутренней энергии. Зажигательная музыка, неравномерный ритм возбуждают и успокаивают одновременно.

   По  данным   специалистов,   этот  танец  снижает   уровень   реактивной   и  личностной тревожности, уменьшает порог восприятия боли.

   ПАСОДОБЛЬ - танец, позволяющий сформировать новый стереотип поведения. В нем повторяются   основные   фигуры,   исполняемые   тореро   на   арене.   Танец   отражает уверенность  в  себе,   целеустремленность  и  требует  коротких  активных,  но  четких движений. Разучите пасодобль, и он поможет вам преодолеть неуверенность в себе, страх перед публичными выступлениями и даже заикание. Как можно чаще танцуйте вместе с малышом, особенно полезно это делать одновременно с  пением.   Ведь  для   ребенка  так   важны  танцевальные   и   музыкально-ритмические упражнения.   Они   развивают   пластику,   грацию,   гибкость,   легкость   тела,   снимают мышечные зажимы,  дают ощущение свободы и  радости,  стимулируют моторное  и эмоциональное самовыражение. Для занятий подберите музыку различных темпов.

 

Подари движение

     Это упражнение подойдет для детских праздников. Чем больше ребятишек, тем лучше! Участники встают в круг. Включите веселую музыку. Ведущий начинает танец, выполняя определенные однотипные танцевальные движения (в течение 15-20 секунд). Остальные повторяют эти движения.  Затем кивком ведущий дает знак следующему участнику начинать движения в такт музыке. И так по кругу. 

Танец пяти действий

    Для этого упражнения понадобится запись 5 мелодий (продолжительность каждой - 1 минута) в разных темпах.

"Течение воды" - спокойная музыка. Движения - плавные, переходящие одно в другое.

    "Переход через чащу" - импульсивная мелодия с боем барабанов. Движения - резкие, сильные, четкие.

   "Сломанная  кукла" -  неструктурированная  музыка,  хаотичный  набор  звуков. Движения, как у "сломанной куклы".

    "Полет бабочек" - лирическая мелодия. Тонкие, нежные движения.

    "Покой" - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум прибоя, звуки леса. Стоим без движений, слушаем свое тело. После окончания упражнения узнайте у ребенка, какие движения ему больше всего понравились.

 Свободный полет

    Предложите малышу потанцевать с закрытыми глазами, выполняя любые движения, какие только захочется. Ритм и громкость музыки лучше периодически менять.

"Джаз тела "

    Включите ритмичную музыку. Встаньте напротив ребенка и показывайте порядок выполнения действий. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи: то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее - движения рук в локтях, потом кистями рук. Следующие движения - бедрами, затем коленями и после ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения постарайтесь двигать всеми частями тела одновременно.

"Походка и настроение"

   Предложите ребенку изобразить движения, которые бы передавали разные настроения: "Походим, как грустная бабушка. Попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как радостный малыш который учится ходить. Полетаем, как беззаботный воробушек, а теперь - как грозный орел. Осторожно подкрадемся, как злая кошка к птичке. Пощупаем со страхом кочки на болоте. Пройдемся в задумчивости, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее.

Занимайтесь арт-терапией! Попробуйте с помощью творчества лучше понимать себя и своих детей.