Рабочая программа "Хоровое пение" для детей 5-7 лет
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 1 ГОРОДА ВЕЛИЖА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете заведующий_______ В.С.Кассирова
протокол от ___________
приказ № _____________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Хоровой класс»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Иванова Ирина Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Велиж, 2019 год
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка ……………………………………… 3
2. Учебный план …..………..………………………………………………………7
3. Содержание учебного плана………………………………………………9
4.Календарный учебный график………………………………………….19
5.Формы контроля, диагностический инструментарий………………….27
6.Социально-педагогические функции программы………………………29
7.Методическое обеспечение программы………………………………....32
8.Организационно-педагогические условия реализации программы…...33
9.Материально – технические условия реализации программы…………34
10.Список литературы……………………………………………………….35
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровой класс» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность. Содержание данной Программы направлено на более углубленное освоение хорового искусства.
Актуальность программы
Хоровое пение является одной из наиболее популярных и общедоступных форм художественной деятельности людей. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребѐнка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрылѐнная поэзией, ещѐ глубже воздействует на психику ребѐнка, на его художественное развитие, творческое воображение и чуткость.
Роль хорового искусства в нашей жизни определяется не только широтой его выразительных возможностей и способностью доставить слушателям высокое эстетическое наслаждение. Духовность – вот то начало, которое отличает хоровое искусство в ряду других. Духовность хорового искусства определяет его мощнейшую воспитательную функцию, не имеющую аналогов в педагогике других искусств и общего образования.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе хорового пения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Наблюдая за детьми я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, двигательная и вокальная активность слабая. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Оно благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции.
Данная программа соответствует государственному социальному заказу родителей и детей.
Отличительные особенности программы
Программа базируются на личностном подходе к детям в процессе обучения, с учѐтом особенностей каждого ребёнка, исходя из его возможностей. В рабочих тетрадях, которые они приносят на занятие, прописываются индивидуальные домашние задания для обучающихся.
Программа доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, благодаря гибкому использованию новых методик преподавания и индивидуальному подходу к каждому обучающему. Кроме того, Программа помогает одарённым детям, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Адресат программы
Рабочая программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет.
При реализации данной программы учитываются психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах:
голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2., тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
Объем программы
Исходя из возрастных особенностей обучающихся , в хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:
первая ( дети 5 лет, старшая группа);
вторая (дети 6-7 лет, подготовительная группа);
Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:
первая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;
вторая группа – 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность образовательного процесса: 30 минут. Программа предполагает 1 занятие в неделю (36 учебных часов в год) в течение 1 года обучения с сентября по май.
Формы организации образовательного процесса: очная.
индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).
Формы проведения занятий: репетиция, практическая работа, беседа, интегрированное занятие, концерт, фестиваль, конкурс.
Формы работы с родителями: открытое занятие, индивидуальная консультация, родительское собрание.
Формы подведения итогов - концерты, фестивали, конкурсы, викторины и др.
При организации занятий используются методы:
- словесные (рассказ, беседа, диалог, анализ музыкального произведения и др.);
- наглядные (показ, работа по образцу);
-практические (распевки, упражнения на выработку правильной осанки, дыхания и т.д.).
Цель и задачи программы
Цель – формирование эстетической культуры обучающегося по средствам искусства хорового пения.
Задачи:
а) образовательные (предметные):
- развитие познавательного интереса к стабильным занятиям хоровым искусством;
- формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.
б) развивающие (метапредметные):
- совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;
- развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память;
- развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
в) воспитательные (личностные):
- формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- изучить основы знаний по основам музыкальной грамоты и сольфеджирования;
- изучить музыкальные понятия и термины;
- овладеть техникой слаженно петь в коллективе;
- овладеть исполнительским мастерством.
Метапредметные результаты:
-развить голосовой аппарат;
- развить музыкальный слух и чувство метроритма;
- развить художественный вкус.
Личностные результаты:
- воспитать грамотных слушателей и любителей музыки;
- сформировать гражданскую позицию;
- воспитать чувство ответственности;
- воспитать чувство товарищества.
В результате первого-второго года обучения дети должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:
- правильной певческой посадки и установки,
- мягкой атаки звука,
- чистого интонирования мелодии,
- чёткого произношения текста,
- пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением,
- ручных знаков,
- проявление интереса к вокальному искусству,
- умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен разного характера,
- умение петь без помощи музыкального руководителя.
Условия реализации программы
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: для реализации программы имеется музыкальный зал общей площадью 64 кв.м;
- оборудование: фортепиано, баян, столы, стулья;
- звукотехническая аппаратура: компъютер, магнитофон, усилитель с колонками, микрофон, (аудио-, видео-, фото-, интернет источники), методические ресурсы.
Формы аттестации/контроля
Оценка качества реализации образовательной программы включает следующие виды контроля:
- текущий контроль - систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения,
- итоговый контроль - чистота интонирования на концертных мероприятиях.
В результате такой работы педагог имеет возможность определить соответствующий уровень (высокий, средний, низкий) освоения программы.
Критерии оценки:
Высокий уровень – знания усвоены хорошо;
Средний уровень – знания усвоены недостаточно хорошо;
Низкий уровень – знания усвоены слабо.
Механизм оценки результативности обучения или реализации образовательной программы.
Для определения оценки результативности обучения были разработаны следующие критерии оценки уровней:
1) Высокий
- хорошее оперирование знаниями, полученными на занятиях;
- высокая активность, быстрота включения в творческую деятельность (инициативность);
- большая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий (способность индивидуально продуктивно выполнять творческие задания);
- высокое качество выполнения творческих заданий.
2) Средний
- недостаточное оперирование знаниями, полученными на занятиях;
- невысокая степень активности, невысокая инициативность;
- небольшая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий, когда ребёнок нуждается дополнительной помощи педагога;
- не очень высокое качество выполнения творческих заданий.
3) Низкий
- плохое оперирование знаниями, полученными занятиях;
- отсутствие активности, быстроты включения в творческую деятельность;
- низкое качество выполнения творческих заданий.
На основе разработанных критериев осуществляется индивидуальная и дифференцированная работа с обучающимися, а также даются конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи в учебном процессе.
Показатели | Уровни | Формы контроля | Цели |
Чувство темпа и метроритма | Высокий Средний низкий | Игра-тест Наблюдение | выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом |
Мелодический и гармонический слух | Высокий Средний низкий | «Гармонические загадки» «Повтори мелодию» Наблюдение Индивидуальное прослушивание | выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять сколько звучит звуков 1,2,3. Определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений: вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии |
Чувство тембра | Высокий Средний низкий | Тест –игра «Тембровые прятки» Наблюдение Индивидуальное прослушивание | Выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии. |
Динамическое чувство | Высокий Средний низкий | Дидактическая игра «Громко-тихо» Наблюдение Индивидуальное прослушивание | определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально- инструментального стимула. |
Эмоциональная отзывчивость на музыку | Высокий Средний низкий | Тест «Музыкальная палитра» | Изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки. Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского: |
Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей | Высокий Средний низкий | Анкетирование (работа с родителями) Наблюдение Тест «Музыкальный магазин» | изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности. |
Изучение мотивацонного компонента музыкальных вкусов ребенка | Тестирование | Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей; индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности |
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Содержание программы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Прослушивание, беседа |
2 | Вокально-хоровая работа | ||||
2.1. | Развитие музыкального слуха | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
2.2. | Развитие музыкальной памяти | 4 | 1 | 3 | Индивидуальное прослушивание |
2.3. | Развитие чувства ритма | 4 | 1 | 3 | Индивидуальное прослушивание |
2.4. | Певческое дыхание | 5 | 1 | 4 | Индивидуальное прослушивание |
2.5. | Дикция | 6 | 1 | 5 | Индивидуальное прослушивание |
2.6. | Распевание | 2 | 2 | ||
3 | Работа над произведением | 5 | 1 | 4 | |
4 | Концертная деятельность | 4 | 4 | Концерт | |
5 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Концерт | |
ИТОГО | 36 | 6,5 | 29,5 |
2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Прослушивание, беседа |
2. | Вокально-хоровая работа | ||||
2.1. | Развитие музыкального слуха | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
2.2. | Развитие музыкальной памяти | 4 | 1 | 3 | Индивидуальное прослушивание |
2.3. | Развитие чувства ритма | 4 | 1 | 3 | Индивидуальное прослушивание |
2.4. | Певческое дыхание | 5 | 1 | 4 | Индивидуальное прослушивание |
2.5. | Дикция | 5 | 1 | 4 | Индивидуальное прослушивание |
2.6. | Распевание | 2 | 2 | ||
3 | Работа над произведением | 5 | 1 | 4 | |
4 | Концертная деятельность | 5 | 5 | Концерт | |
5 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Концерт | |
ИТОГО | 36 | 6,5 | 29,5 |
Содержание учебного плана
1 раздел. Вводное занятие. Теория: Цель и задачи обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Прослушивание детей. Психологические процессы: ощущения в хоре. Восприятие. Внимание. Память и ее развитие. Мышление. Основные дирижерские жесты: «вступление», «дыхание», «начало», «окончание» звучания (пения). Знакомство с элементарными дирижерскими жестами - ауфтакт (внимание вдох), снятие звука (окончание). Диагностика детских голосов.
2 раздел. Вокально-хоровая работа. Теория: знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Разговор о формировании правильной певческой осанки.
Практика. Певческая установка. Снятие звука. Принцип правильного певческого дыхания. Пение упражнений-распевок двух знаков на одном дыхании. Вокальные упражнения на примарных тонах. Упражнения на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции.
Правильное положение корпуса, освобождение мышц лица, шеи, челюсти, свободное положение гортани. Упражнения в пределах терции - квинты на сочетание гласных с согласными. Чистота интонации. Соединение грудного и головного регистров. Выполнение упражнения для детей, поднимающих плечи при пении (дыхание сидя, держась руками за сидение стула), разучивание упражнения на вдох – «аромат душистого цветка».
Разучивание дыхательных упражнений для младшего возраста. Пение упражнений-распевок двух звуков на одном дыхании. Звукообразование, высокая певческая позиция. Знакомство с понятием «закрытый звук», положение рта при пении. Работа над унисоном в партиях хора. Расширение диапазона голоса. Сглаживание, выравнивание регистров. Певческая дикция. Движение языка при пении, форма рта. Упражнение для дикции с динамикой с изменением темпа. Артикуляционный аппарат при пении. Разучивание канонов. Владение динамической техникой. Округленное, прикрытое звучания гласных, активное чистое произношение согласных. Звуковедение, владение приемом legato , non legato, staссato.
Развитие вокального слуха, осознание чистоты интонации, движение мелодии. Понятие «аккомпанемент». Одноголосие. Знакомство с правилами пения в «унисон». Упражнение на естественное звучание голоса.
Теория. Изучение термина «интонация».
Практика. Разучивание упражнения с поступенным нисходящим движением. Пение двухголосия, а также a cappella. Работа над вертикальным строем. Разучивание песен.
Теория. Понятие задержка дыхания и повторение правила о цепном дыхании. Объяснение как правильно формировать звук для ровного и плавного пропевания фраз.
Практика. Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения на развитие правильного формирования звука и легато.
3 раздел. Работа над произведениями Теория: беседа об исполняемых произведениях: сообщение об авторах музыки и текста, раскрытие творческого портрета, ведущей творческой позиции, тематики, стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Анализ музыкального и поэтического текста (раскрытие сущности художественного образа)
Практика. Разучивание нового произведения. Отработка качественной интонации и дикции.
Для разучивания произведения используется следующая схема работы:
Общее знакомство с песней:
- вступительное слово преподавателя;
- знакомство с автором произведения (рассказ о творческой деятельности);
- исполнение песни преподавателем;
- беседа с детьми об исполненном произведении (характер, лад, жанр, ритм, размер, форма);
- разучивание текста песни;
- разучивание мелодии с текстом.
- работа над дыханием в длинной фразе, над фразировкой, штрихами и агогикой, над дикцией, выразительным исполнением.
Доведение исполнения до уровня, отвечающего требованиям публичного выступления.
4 раздел. Концертная деятельность Теория: правила поведения на сцене, во время выступления. Выход на сцену. Значение дирижера.
Практика. Участие в концертах.
5 раздел. Итоговое занятие. Исполнение перед родителями (законными представителями) и обучающимися лучших произведений из выученного репертуара. Подведение итогов.
Календарный учебный график
№ | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Вводное занятие | Беседа | 1 | Наблюдение |
Вокально-хоровая работа | Беседа | 1 | Наблюдение | ||
Вокально-хоровая работа | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Вокально-хоровая работа | Исполнение | 1 | Устный опрос | ||
Октябрь | Русские народные песни | Беседа | 1 | Наблюдение | |
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Беседа | 1 | Наблюдение | ||
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Ноябрь | Вокально-хоровая работа | Исполнение | 1 | ||
Вокально-хоровая работа | Исполнение | 1 | Устный опрос | ||
Русские народные песни | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Декабрь | Песни современных композиторов | Беседа | 1 | Наблюдение | |
Вокально-хоровая работа | Исполнение | 1 | Устный опрос | ||
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Концертная деятельность | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Январь | Вокально-хоровая работа | Беседа | 1 | Наблюдение | |
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Беседа | 1 | Наблюдение | ||
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Февраль | Песни современных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | |
Русские народные песни | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Концертная деятельность | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Март | Вокально-хоровая работа | Беседа | 1 | Устный опрос | |
Русские народные песни | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Концертная деятельность | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Песни современных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Вокально-хоровая работа | Исполнение | 1 | Устный опрос | ||
Апрель | Песни современных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | |
Вокально-хоровая работа | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Участие в конкурсах различного уровня | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Май | Концертная деятельность | Исполнение | 1 | Наблюдение | |
Русские народные песни | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Песни современных композиторов | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Итоговое занятие | Исполнение | 1 | Наблюдение | ||
Итого: | 36 |
Методическое обеспечение образовательного процесса
№ п /п | Темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал | Техническое оснащение, материалы и инструменты | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие | Теоретические и практические занятия. | Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа. Прослушивание. | - | Фортепиано. Баян | Наблюдение |
2. | Вокально-хоровая работа | Теоретические и практические занятия. | Наглядный (показ преподавателем - повторение обучающимся - коррекция) | Сборники распевок и канонов | Фортепиано, баян. Нотный материал Магнитофон, ноутбук | Наблюдение Индивидуальное прослушивание |
3. | Работа над произведениями: | Теоретические и практические занятия. | Словесный, наглядный (показ преподавателем- повторение обучающимся - коррекция), практический | Нотный материал, партитуры, партии | Фортепиано. Нотный материал Магнитофон, ноутбук | Наблюдение Индивидуальное прослушивание |
4. | Русские народные песни | Теоретические и практические занятия. | Словесный, наглядный (показ преподавателем - повторение обучающимся - коррекция), практический | Нотный материал, партитуры, партии | Баян. Нотный материал Магнитофон, ноутбук | Наблюдение Индивидуальное прослушивание |
5. | Классические произведения русских и зарубежных композиторов | Теоретические и практические занятия. | Словесный, наглядный (показ преподавателем - повторение обучающимся - коррекция), практический | Нотный материал, партитуры, партии | Фортепиано. Нотный материал Магнитофон, ноутбук | Наблюдение Индивидуальное прослушивание |
6. | Песни современных композиторов | Теоретические и практические занятия. | Словесный, наглядный (показ преподавателем - повторение обучающимся - коррекция), практический | Нотный материал, партитуры, партии | Фортепиано. Нотный материал Магнитофон, ноутбук | Наблюдение Индивидуальное прослушивание |
ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г. – 33
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», , 2012 г. – 45 с.
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.
18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.
22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.