Рабочая программа "Хоровое пение" для детей 5-7 лет

Иванова Ирина Николаевна

Программа кружка "Хоровое пение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hor.docx55.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1 ГОРОДА ВЕЛИЖА

ПРИНЯТО                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

 на педагогическом совете                        заведующий_______   В.С.Кассирова

протокол от ___________

приказ № _____________                                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Хоровой класс»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

                                                           Автор-составитель:

                                                           Иванова Ирина Николаевна

                                                           педагог дополнительного образования

г. Велиж, 2019 год

Структура программы учебного предмета

1.  Пояснительная записка ………………………………………        3

2.  Учебный план …..………..………………………………………………………7

3. Содержание учебного плана………………………………………………9

4.Календарный учебный график………………………………………….19

5.Формы контроля, диагностический инструментарий………………….27

6.Социально-педагогические функции программы………………………29

7.Методическое обеспечение программы………………………………....32

8.Организационно-педагогические условия реализации программы…...33

9.Материально – технические условия реализации программы…………34

10.Список литературы……………………………………………………….35


Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровой класс» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность. Содержание данной Программы направлено на более углубленное освоение хорового искусства.

Актуальность программы

  Хоровое пение является одной из наиболее популярных и общедоступных форм художественной деятельности людей. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребѐнка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрылѐнная поэзией, ещѐ глубже воздействует на психику ребѐнка, на его художественное развитие, творческое воображение и чуткость.

   Роль хорового искусства в нашей жизни определяется не только широтой его выразительных возможностей и способностью доставить слушателям высокое эстетическое наслаждение. Духовность – вот то начало, которое отличает хоровое искусство в ряду других. Духовность хорового искусства определяет его мощнейшую воспитательную функцию, не имеющую аналогов в педагогике других искусств и общего образования.

   Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе хорового пения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

  Наблюдая за детьми я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, двигательная и вокальная  активность слабая. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Оно благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции.

Данная программа соответствует государственному социальному заказу родителей и детей.

Отличительные особенности программы

Программа базируются на личностном подходе к детям в процессе обучения, с учѐтом особенностей каждого ребёнка, исходя из его возможностей. В рабочих тетрадях, которые они приносят на занятие, прописываются индивидуальные домашние задания для обучающихся.

Программа доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, благодаря гибкому использованию новых методик преподавания и индивидуальному подходу к каждому обучающему. Кроме того, Программа помогает одарённым детям, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Адресат программы

  Рабочая программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет.

При реализации данной программы учитываются психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах:

 голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2., тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

Объем программы

Исходя из возрастных особенностей обучающихся , в хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:

первая ( дети 5 лет, старшая группа);

вторая (дети 6-7 лет, подготовительная группа);

Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:

первая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;

вторая группа – 1 раз в неделю по 1 часу.

Продолжительность образовательного процесса:  30 минут. Программа предполагает 1 занятие  в неделю (36 учебных часов в год) в течение 1 года обучения с сентября по май.

Формы организации образовательного процесса: очная.

индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).

Формы проведения занятий: репетиция, практическая работа, беседа, интегрированное занятие, концерт, фестиваль, конкурс. 

Формы работы с родителями: открытое занятие, индивидуальная консультация, родительское собрание.

Формы подведения итогов - концерты, фестивали, конкурсы, викторины и др.

При организации занятий используются методы:

- словесные (рассказ, беседа, диалог, анализ музыкального произведения и др.);

- наглядные (показ, работа по образцу);

-практические (распевки, упражнения на выработку правильной осанки, дыхания и т.д.).

Цель и задачи программы

Цель – формирование эстетической культуры обучающегося по средствам искусства хорового пения.

Задачи:

а) образовательные (предметные):

- развитие познавательного интереса к стабильным занятиям хоровым искусством;

- формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.

б) развивающие (метапредметные):

- совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;

- развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память;

- развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.

в) воспитательные (личностные):

- формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- изучить основы знаний по основам музыкальной грамоты и сольфеджирования;

- изучить музыкальные понятия и термины;

- овладеть техникой слаженно петь в коллективе;

- овладеть исполнительским мастерством.

Метапредметные результаты:

-развить голосовой аппарат;

- развить музыкальный слух и чувство метроритма;

- развить художественный вкус.

Личностные результаты:

- воспитать грамотных слушателей и любителей музыки;

- сформировать гражданскую позицию;

- воспитать чувство ответственности;

- воспитать чувство товарищества.

В результате первого-второго года обучения дети должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:

- правильной певческой посадки и установки,

- мягкой атаки звука,

- чистого интонирования мелодии,

- чёткого произношения текста,

- пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением,

- ручных знаков,

- проявление интереса к вокальному искусству,

- умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен разного характера,

- умение петь без помощи музыкального руководителя.

Условия реализации программы

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: для реализации программы имеется музыкальный зал общей площадью 64 кв.м;

- оборудование: фортепиано, баян, столы, стулья;

- звукотехническая аппаратура: компъютер, магнитофон, усилитель с колонками, микрофон, (аудио-, видео-, фото-, интернет источники), методические ресурсы.

Формы аттестации/контроля

Оценка качества реализации образовательной программы включает следующие виды контроля:

- текущий контроль - систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения,

- итоговый контроль - чистота интонирования на концертных мероприятиях.

В результате такой работы педагог имеет возможность определить соответствующий уровень (высокий, средний, низкий) освоения программы.

Критерии оценки:

Высокий уровень – знания усвоены хорошо;

Средний уровень – знания усвоены недостаточно хорошо;

Низкий уровень – знания усвоены слабо.

Механизм оценки результативности обучения или реализации образовательной программы.

Для определения оценки результативности обучения были разработаны следующие критерии оценки уровней:

1) Высокий

- хорошее оперирование знаниями, полученными на занятиях;

- высокая активность, быстрота включения в творческую деятельность (инициативность);

-  большая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий (способность индивидуально продуктивно выполнять творческие задания);

- высокое качество выполнения творческих заданий.

2) Средний

- недостаточное оперирование знаниями, полученными на занятиях;

- невысокая степень активности, невысокая инициативность;

- небольшая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий, когда ребёнок нуждается дополнительной помощи педагога;

- не очень высокое качество выполнения творческих заданий.

3) Низкий

- плохое оперирование знаниями, полученными занятиях;

- отсутствие активности, быстроты включения в творческую деятельность;

- низкое качество выполнения творческих заданий.

На основе разработанных критериев осуществляется индивидуальная и дифференцированная работа с обучающимися, а также даются конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи в учебном процессе.

Показатели

Уровни

Формы контроля

Цели

Чувство темпа и метроритма

Высокий

Средний

низкий

Игра-тест

Наблюдение

выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в

соответствии с изменяющимся темпом

Мелодический и гармонический слух

Высокий

Средний

низкий

«Гармонические загадки»

«Повтори мелодию»

Наблюдение

Индивидуальное прослушивание

выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять сколько звучит звуков 1,2,3.

Определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в

соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии

Чувство тембра

Высокий

Средний

низкий

Тест –игра «Тембровые прятки»

Наблюдение

Индивидуальное прослушивание

Выявление уровня

развития тембрового

слуха по показателю

адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Динамическое чувство

Высокий

Средний

низкий

Дидактическая игра «Громко-тихо»

Наблюдение

Индивидуальное прослушивание

определение

способности

адекватной

аудиально-моторной

реакции на

динамические

изменения

(силу выражения)

инструментального

и вокально-

инструментального стимула.

Эмоциональная  отзывчивость на музыку

Высокий

Средний

низкий

Тест «Музыкальная палитра»

Изучение способности

к эмоциональной

отзывчивости на музыку, т.е.

конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов

музыкально-эстетических вкусов детей

Высокий

Средний

низкий

Анкетирование (работа с родителями)

Наблюдение

Тест «Музыкальный магазин»

изучение

практико-ориентированных

предпочтений,

реального

выбора

музыкальных

ориентаций,

характеризующих

музыкальные

вкусы

(поведенческие

реакции) личности.

Изучение мотивацонного компонента музыкальных вкусов ребенка

Тестирование

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

проявленная

потребность

в завершении

музыкального

фрагмента

оценивается

как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;

индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания)

интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Содержание программы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Прослушивание, беседа

2

Вокально-хоровая работа

2.1.

Развитие музыкального слуха

4

1

3

Педагогическое наблюдение

2.2.

Развитие музыкальной памяти

4

1

3

Индивидуальное прослушивание

2.3.

Развитие чувства ритма

4

1

3

Индивидуальное прослушивание

2.4.

Певческое дыхание

5

1

4

Индивидуальное прослушивание

2.5.

Дикция

6

1

5

Индивидуальное прослушивание

2.6.

Распевание

2

2

3

Работа над произведением

5

1

4

4

Концертная деятельность

4

4

Концерт

5

Итоговое занятие

1

1

Концерт

ИТОГО

36

6,5

    29,5

2 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Прослушивание, беседа

2.

Вокально-хоровая работа

2.1.

Развитие музыкального слуха

4

1

3

Педагогическое наблюдение

2.2.

Развитие музыкальной памяти

4

1

3

Индивидуальное прослушивание

2.3.

Развитие чувства ритма

4

1

3

Индивидуальное прослушивание

2.4.

Певческое дыхание

5

1

4

Индивидуальное прослушивание

2.5.

Дикция

5

1

4

Индивидуальное прослушивание

2.6.

Распевание

2

2

3

Работа над произведением

5

1

4

4

Концертная деятельность

5

5

Концерт

5

Итоговое занятие

1

1

Концерт

ИТОГО

36

6,5

    29,5

Содержание учебного плана

1 раздел. Вводное занятие. Теория: Цель и задачи обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Прослушивание детей. Психологические процессы: ощущения в хоре. Восприятие. Внимание. Память и ее развитие. Мышление. Основные дирижерские жесты: «вступление», «дыхание», «начало», «окончание» звучания (пения). Знакомство с элементарными дирижерскими жестами - ауфтакт (внимание вдох), снятие звука (окончание). Диагностика детских голосов.

2 раздел. Вокально-хоровая работа. Теория: знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Разговор о формировании правильной певческой осанки.

Практика. Певческая установка. Снятие звука. Принцип правильного певческого дыхания. Пение упражнений-распевок двух знаков на одном дыхании. Вокальные упражнения на примарных тонах. Упражнения на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции.

Правильное положение корпуса, освобождение мышц лица, шеи, челюсти, свободное положение гортани. Упражнения в пределах терции - квинты на сочетание гласных с согласными. Чистота интонации. Соединение грудного и головного регистров. Выполнение упражнения для детей, поднимающих плечи при пении (дыхание сидя, держась руками за сидение стула), разучивание упражнения на вдох – «аромат душистого цветка».

 Разучивание дыхательных упражнений для младшего возраста. Пение упражнений-распевок двух звуков на одном дыхании. Звукообразование, высокая певческая позиция. Знакомство с понятием «закрытый звук», положение рта при пении. Работа над унисоном в партиях хора. Расширение диапазона голоса. Сглаживание, выравнивание регистров. Певческая дикция. Движение языка при пении, форма рта. Упражнение для дикции с динамикой с изменением темпа. Артикуляционный аппарат при пении. Разучивание канонов. Владение динамической техникой. Округленное, прикрытое звучания гласных, активное чистое произношение согласных. Звуковедение, владение приемом legato , non legato, staссato.

Развитие вокального слуха, осознание чистоты интонации, движение мелодии. Понятие «аккомпанемент». Одноголосие. Знакомство с правилами пения в «унисон». Упражнение на естественное звучание голоса.

Теория. Изучение термина «интонация».

Практика. Разучивание упражнения с поступенным нисходящим движением. Пение двухголосия, а также a cappella. Работа над вертикальным строем. Разучивание песен.

Теория. Понятие задержка дыхания и повторение правила о цепном дыхании. Объяснение как правильно формировать звук для ровного и плавного пропевания фраз.

Практика. Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения на развитие правильного формирования звука и легато.

3 раздел. Работа над произведениями Теория: беседа об исполняемых произведениях: сообщение об авторах музыки и текста, раскрытие творческого портрета, ведущей творческой позиции, тематики, стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Анализ музыкального и поэтического текста (раскрытие сущности художественного образа)

Практика. Разучивание нового произведения. Отработка качественной интонации и дикции.

Для разучивания произведения используется следующая схема работы:

Общее знакомство с песней:

 - вступительное слово преподавателя;

- знакомство с автором произведения (рассказ о творческой деятельности);

- исполнение песни преподавателем;

 - беседа с детьми об исполненном произведении (характер, лад, жанр, ритм, размер, форма);

 - разучивание текста песни;

- разучивание мелодии с текстом.

- работа над дыханием в длинной фразе, над фразировкой, штрихами и агогикой, над дикцией, выразительным исполнением.

Доведение исполнения до уровня, отвечающего требованиям публичного выступления.

4 раздел. Концертная деятельность Теория: правила поведения на сцене, во время выступления. Выход на сцену. Значение дирижера.

Практика. Участие в концертах.

5 раздел. Итоговое занятие. Исполнение перед родителями (законными представителями) и обучающимися лучших произведений из выученного репертуара. Подведение итогов.

Календарный учебный график

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

1

Сентябрь

Вводное занятие

Беседа

1

Наблюдение

Вокально-хоровая работа

Беседа

1

Наблюдение

Вокально-хоровая работа

Исполнение

1

Наблюдение

Вокально-хоровая работа

Исполнение

1

Устный опрос

Октябрь

Русские народные песни

Беседа

1

Наблюдение

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Беседа

1

Наблюдение

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Ноябрь

Вокально-хоровая работа

Исполнение

1

Вокально-хоровая работа

Исполнение

1

Устный опрос

Русские народные песни

Исполнение

1

Наблюдение

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Декабрь

Песни современных композиторов

Беседа

1

Наблюдение

Вокально-хоровая работа

Исполнение

1

Устный опрос

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Концертная деятельность

Исполнение

1

Наблюдение

Январь

Вокально-хоровая работа

Беседа

1

Наблюдение

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Беседа

1

Наблюдение

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Февраль

Песни современных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Русские народные песни

Исполнение

1

Наблюдение

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Концертная деятельность

Исполнение

1

Наблюдение

Март

Вокально-хоровая работа

Беседа

1

Устный опрос

Русские народные песни

Исполнение

1

Наблюдение

Концертная деятельность

Исполнение

1

Наблюдение

Песни современных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Вокально-хоровая работа

Исполнение

1

Устный опрос

Апрель

Песни современных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Вокально-хоровая работа

Исполнение

1

Наблюдение

Участие в конкурсах различного уровня

Исполнение

1

Наблюдение

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Май

Концертная деятельность

Исполнение

1

Наблюдение

Русские народные песни

Исполнение

1

Наблюдение

Песни современных композиторов

Исполнение

1

Наблюдение

Итоговое занятие

Исполнение

1

Наблюдение

Итого:

36

Методическое обеспечение образовательного процесса

п /п

Темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение, материалы и инструменты

Формы

подведения итогов

  1.

Вводное занятие

Теоретические и практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа. Прослушивание.

-

Фортепиано.

Баян

Наблюдение

  2.

Вокально-хоровая работа

Теоретические и практические занятия.

Наглядный (показ преподавателем - повторение обучающимся - коррекция)

Сборники распевок и канонов

Фортепиано, баян.

Нотный материал

Магнитофон, ноутбук

Наблюдение

Индивидуальное прослушивание

  3.

Работа над произведениями:

Теоретические и практические занятия.

Словесный, наглядный (показ преподавателем- повторение обучающимся - коррекция), практический

Нотный материал, партитуры, партии

Фортепиано.

Нотный материал

Магнитофон, ноутбук

Наблюдение

Индивидуальное прослушивание

  4.

Русские народные песни

Теоретические и практические занятия.

Словесный, наглядный (показ преподавателем - повторение обучающимся - коррекция), практический

Нотный материал, партитуры, партии

Баян.

Нотный материал

Магнитофон, ноутбук

Наблюдение

Индивидуальное прослушивание

   5.

Классические произведения русских и зарубежных композиторов

Теоретические и практические занятия.

Словесный, наглядный (показ преподавателем - повторение обучающимся - коррекция), практический

Нотный материал, партитуры, партии

Фортепиано.

Нотный материал

Магнитофон, ноутбук

Наблюдение

Индивидуальное прослушивание

  6.

Песни современных композиторов

Теоретические и практические занятия.

Словесный, наглядный (показ преподавателем - повторение обучающимся - коррекция), практический

Нотный материал, партитуры, партии

Фортепиано.

Нотный материал

Магнитофон, ноутбук

Наблюдение

Индивидуальное прослушивание

ЛИТЕРАТУРА

1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г. – 33

2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.

3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.

 5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.

 6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.

7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.

8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.

9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.

10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –

11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.

12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.

13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», , 2012 г. – 45 с.

 14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.

15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.

16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.

17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.

18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.

19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.

20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.

21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.

22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.