Дистанционные задания (7 класс)
Уроки и задания с 1 по 8 классы.
7 класс:
№1.
Философский смысл. Художественная идея.
https://www.youtube.com/watch?v=dFTaJR8dOmQ - о смысле жизни в детских мультфильмах
Тема, идея. сюжет, композиция - всё это основные понятия литературного искусства. Но музыка - тоже вид иску
сства, и поэтому там эти понятия тоже имеют место.
Идея - это основная мысль
произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения.
А отображение идёт художественными средствами, устами персонажа или прямым авторским текстом.
Но в музыке невсегда есть текст!... Да! Однако есть бесконечно много вариантов отобразить то или иное музыкальными средствами ( и инструментовкой).
https://www.youtube.com/watch?v=qAxI735mOUk - музыкальная идея
https://www.youtube.com/watch?v=IvUU8joBb1Q - 2000 шариков от подшипников в механическом устройстве с ручным приводом
https://www.youtube.com/watch?v=MfusXCl6SEE - П.И.Чайковский "Вальс цветов" (балет "Щелкунчик")
№2.
Густав Малер "Песнь о земле".
О том, что «Песнь о Земле» — именно симфония, свидетельствует проблематика сочинения, тесно связанная с предшествующим симфоническим творчеством Малера. В основу сочинения легли вольные переводы немецким поэтом стихов китайских поэтов VIII и IX веков. Обратившись к, казалось бы, экзотическим текстам, Малер создал глубоко современное произведение.
Однако сам композитор определил «Песнь о Земле» как «симфонию в песнях».
Жизнь, смерть, смысл бытия, бренность человеческого существования, юность. красота, вечность.
Всё это понятия для философского рассуждения.
Но в каждом рассуждении есть явления и образы, описываемые, в том числе, художественными средствами!
Прослушайте видео фрагмент и определите какое из философских понятий (выделенные оранжевым цветом) может быть раскрыто.
https://www.youtube.com/watch?v=oiHa12wY5ho - альт (скрипка)
Четвертая часть — «О красоте» на стихи Ли Бо — своеобразный медленный менуэт.
В ритме старинного европейского танца звучит прелестная стилизованная мелодия. Контральто начинает свой рассказ.
Мелодия, гибкая и выразительная, сопровождается другой — архаичной, продолжающей впечатление «живописи по фарфору», вызванное предшествующей частью.
Внезапно резко меняется характер музыки. Звучание прорезается взвивающимися пассажами струнных, пронзительными фанфарами. Непрерывные глиссандо арф передают нарастающее волнение. Появляется ритм скачки, быстрого неистового марша. Вновь возвращается музыка первого раздела.
https://www.youtube.com/watch?v=fMAQjhMf5AM - контральто
Вот в таком порядке композитор Густав Малер определил идею своего видения человеческого бытия. Запишите в тетрадь своё мнение (согласны/не согласны и почему?).
"Застольная песнь о горестях земли"
"Одинокий осенью"
"О юности"
"О красоте"
"Пьяный весной"
"Прощание"
№ 3.
Антонио Вивальди. Цикл "Времена года".
Появился на свет 4 марта 1678 года. Родным городом известного композитора является Венеция. Антонио родился недоношенным, ранним родам способствовало землетрясение. Мальчик был слаб, было принято решение его срочно крестить. Мама Вивальди обещала отдать мальчика в священнослужители в случаи если он выживет.
Отец семейства начинал свои трудовые будни с работы парикмахером. Но любовь к музыке взяла вверх. Вскоре он стал одним из создателей музыкального сообщества, сам писал музыку, сочинял тексты. Он же привил любовь к музыке и сыну. Мальчику было нельзя играть на духовых инструментах из-за астмы. Зато можно было обучаться игре на скрипке.
В 1703 году в возрасте двадцати пяти лет, Антонио начал работать в консерватории. Работа Антонио в консерватории омрачалась придирками со стороны членов совета директоров заведения. В Риме он прожил три года, писал оперы, выступал в том числе перед самим папой. В этот период Вивальди написал «Четыре времени года». Это собрание концертов, каждый из которых демонстрирует определенную пору.
Посмотрите следующие фрагменты и каждому из них напишите: какой тип оркестра исполняет, солирующий инструмент и динамические оттенки (f - форте - громко, p - пиано - тихо, или меняются?).
https://www.youtube.com/watch?v=h_z_OBvnZ54 - "Осень" (видео фрагмент)
https://www.youtube.com/watch?v=RWhhnS3SLJw - "Зима" (видео фрагмент)
https://www.youtube.com/watch?v=uD-l9QYUH3I - "Весна" (видео фрагмент)
https://www.youtube.com/watch?v=170uRBTUgvc - "Лето" (видео фрагмент)
№ 9 (и №10).
Первые русские оперы. М. И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила".
«Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» - первая русская национальная опера, созданная великим русским композитором
Получив всеобщее признание, она заслуженно вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Данное гениальное творение, самим автором охарактеризованное, как «отечественное героико-трагическое произведение», такую высокую оценку получило за глубину и силу художественного воздействия на зрителя.
Это не случайно, ведь в основу сюжетной линии произведения было положено реальное историческое событие – героический подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина.
Его жизненная драма стала выражением истинного патриотизма, любви и преданности Отчизне.
1). https://www.youtube.com/watch?v=vO6fRblZDqE - финальный хор "Славься!"
2). https://www.youtube.com/watch?v=_5nI4g95mX8 - ария Сусанина "Ты взойдешь, моя заря!"
Премьера оперы "Руслан и Людмила" состоялась ровно через 6 лет после постановки первой оперы Глинки «Жизнь за царя» (27 ноября). После народно-исторической трагедии композитор обратился к сказке, поэтично пересказанной в ношеской поэме А.С. Пушкина.
Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры. Пушкинская поэма в интерпретации Глинки отличается эпическим тоном, она как бы «распета на былинный лад» (Асафьев). Композитор назвал свое сочинение «большой волшебной оперой»
По жанру это народная сказочно-эпическая опера.
1). https://www.youtube.com/watch?v=9MpvLD86-E8 - увертюра к опере
2). https://www.youtube.com/watch?v=nrMm1B1P1pU - марш Черномора
3). https://www.youtube.com/watch?v=wjPuiyxW2s0 - сцена встречи Фарлафа и Наины
Прослушав и посмотрев видео фрагменты ответьте письменно на вопросы:
1. Почему царь был против не только самой оперы, но даже ее названия. и переписал её как "Жизнь за царя" вместо "Иван Сусанин"?
2. Сколько частей в увертюре к опере "Руслан и Людмила" ? (разнохарактерных!)
3. Почему все (почти) герои имеют арии, а главный злодей - Черномор, безмолвен?
4. Какими вокальными голосами исполняют арии Фарлаф и Наина?
№ 11.
№ 12.
1). https://www.youtube.com/watch?v=mV7T38JfUdI - Сегидилья Кармен (кокетничает с Хосе)
2). https://www.youtube.com/watch?v=ycXug1eilQ0 - Хабанера Кармен
3). https://www.youtube.com/watch?v=IL0O0GPVlJ0 - куплеты тореадора Эскамильо
4). https://www.youtube.com/watch?v=PP8w4m_Yi3c - увертюра к опере "Кармен"
5). https://www.youtube.com/watch?v=xd7QNzBdT98 - Кармен-сюита (фрагмент)
Прослушав и посмотрев видео фрагменты ответьте письменно на вопрос:
1. Какие национальные инструменты Испании должны быть в наличие симфонического оркестра, чтобы успешно исполнить музыку к опере Ж. Бизе - "Кармен"?
2. Какой из фрагментов понравился больше? Почему?
№ 19 (и № 20).
Первая американская опера Дж. Гершвина "Порги и Бесс" (джаз-опера).
Выбор жизни - выбор судьбы.
Творческий путь Гершвина был полон увлекательных открытий и интересных знакомств.
Если кратко, самое главное, что сделал американский композитор в мире музыке – создал уникальное сочетание классики и джаза. Подобный смелый эксперимент до него ранее никто не осмеливался сделать,
и Гершвин стал настоящим первопроходцем в этом направлении.
https://www.youtube.com/watch?v=oQdeTbUDCiw - I got rhythm, I got music...
«Порги и Бесс»
Всемирную славу композитору принесла его опера «Порги и Бесс», написанная на основе романа Дюбоза Хейварда о жизни афроамериканцев.
Во время ее написания Гершвин поселился в крошечном негритянском поселке, и в течение полутора лет совершенствовал свое творение, наблюдая за жизнью простых деревенских жителей, их бытом и культурой.
Постановка «Порги и Бесс» совершила настоящую революцию не только в мире музыки и драматургии: это был первый спектакль в Америке, на котором имели право присутствовать представители различных рас.
Опера Гершвина подарила миру замечательную композицию «Колыбельная Клары», более известную как «Summertime» , которая стала самой популярной мелодией XX века.
https://www.youtube.com/watch?v=o8SlSmPhGCM (колыбельная Клары из джаз-оперы "Порги и Бесс" Дж. Гершвина)
Ради чего нужно рисковать всем, если цель не оправдывает средства?
Может стоит довериться СУДЬБЕ и не стараться быть полноправным хозяином своей жизни?
Каждый имеет право на свой выбор в жизни. А что такое - судьба?
Порассуждайте (письменно в тетради) о выборе жизненного пути, как выбора судьбы /1 страница/. А чтобы было интересней, посмотрите ещё один видео файл, прикреплённый ниже.
https://www.youtube.com/watch?v=lhMYnl48IP8 - притча о выборе судьбы
№21.
№22.
№25 (и № 26).
Д. С. Бортнянский и И. С. Бах.
1. Где получил музыкальное образование будущий гений духовной музыки? Кто из композиторов опубликовал бессмертные произведения Д. С. Бортнянского? Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=WuPDi6zVJQM - страницы истории. Д. С. Бортнянский
2. Для просмотра и знакомства
https://www.youtube.com/watch?v=XMp_kndPgMg - церковное пение
3. Определите: тип хора, количество музыкальных голосов, тип исполнения (музыкальное сопровождение?) Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=uNQHJ8ze04c - "Сей день"
4. После просмотра, назовите произведение И. С. Баха, которое произвело "революцию" в музыкальном мире? Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=YXdPwsJoxXE - биография И.С.Бах
5. Для просмотра и расширения знаний
https://www.youtube.com/watch?v=TTz5YaLTbL4&t=255s - фрагмент из к/ф "Михайло Ломоносов" (встреча с И.С.Бах)
6. После просмотров фрагментов напишите вывод - почему музыка И. С. Баха остается востребованной и интересной сегодня? Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=qds0m8gQBVE - "Шутка" (в мультипликации)
https://www.youtube.com/watch?v=amQbh2YEkvY - разнообразие в звучании органа
https://www.youtube.com/watch?v=6Kvs2K6hjxM - фрагмент из "Страсти по Матфею" (Тайная Вечеря)
https://www.youtube.com/watch?v=x1ByRGNIpFA - "Ария" (в исполнении современных музыкантов)
№27 (и №28).
И. Ф. Стравинский и Н. Я. Мясковский.
1. Стравинский с самого начала — модернистский, хулиганский, провокационный даже для современного ему Запада. Сравните два фрагмента и запишите в тетрадь, в чем разница в мелодиях?
https://www.youtube.com/watch?v=DOYERRKGnzM - фрагмент из оперы "Соловей" (по Г.-Х. Андерсену)
https://www.youtube.com/watch?v=wtI3jl5qd9Q - фрагмент романса "Соловей" (Дельвиг -Алябьев)
2. Любые модернистские эксперименты приводятся у Игоря Федоровича к высшей эстетической гармонии, музыка всегда остается музыкой. Обратите внимание на музыкальное "подражание" птицам.
Балет Стравинский Пляс Жар птицы - YouTube - фрагмент из балета "Жар -птица"
3. Основанные на фольклорных мотивах, произведения стали той призмой, через которую поколения образованных европейцев и американцев воспринимали нашу культуру. Какие чувства испытывает герой - Петрушка в следующем фрагменте? Похожи ли они на чувства простого человека? Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=FlViAzWBzOo - фрагмент из балета "Петрушка"
Николай Яковлевич Мясковский создавал произведения, наполненные эмоциями, но эмоциями не внешними. Скорее они похожи на импульсы, рождающие в душе слушателя чувственный отклик.
4. Яркая, динамичная и действенная музыка в следующем фрагменте. По-вашему мнению, удалось ли автору передать весь спектр звучания колоколов посредством звуков фортепиано? Запишите в тетрадь развернутый ответ.
https://www.youtube.com/watch?v=mwUigA59IJ0 - пьеса "Звоны" из цикла "Импровизации" (фортепиано)
5. Мясковский избрал путь погружения в осмысленность стиха, в его эмоциональную сторону. Такой подход и отличает его от других композиторов, находя в стихах, прежде всего, изысканное кружево фонических сочетаний. Юношеские порыв и осознание со временем всего богатства жизни, во всех её проявлениях, чувственно раскрыты в следующем фрагменте. К какому жанру относится музыкальный фрагмент, и какой теме посвящен? Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=0-1ewj18fS0 - "У моря"
№29 (и №30).
С.С.Прокофьев и А.Н.Скрябин.
Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным.
Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
1. После просмотра видео ответьте на вопрос: музыка композитора С.С.Прокофьева действительно подходит к выбранному фрагменту из к/ф "Александр Невский"? И в какой момент звучит обработка русской народной мелодии - в хоровом звучании, или во время речи Ал. Невского, или в ответном конном нападении русичей? Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=1REYcSiiwXg - фрагмент из к/ф "Александр Невский" (музыка из кантаты "Александр Невский")
2. Определите какая группа инструментов ярко звучит в мелодии фрагмента из балета "Ромео и Джульетта"? Используйте файл "Инструменты симфонического оркестра", представленный ниже. Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=Zc8ZpxZR44s - фрагмент из балета "Ромео и Джульетта" (Танец Рыцарей)
3. Скрябин говорил, что «видит» свои произведения то как светящиеся сферы, то как бесконечные хрустальные гирлянды.
По его мнению, пространство и время представляли единое целое, а главным являлось творчество.
Согласны ли вы, что выбранный цвет подходит к данному музыкальному произведению? А может у вас другое мнение? Запишите в тетрадь.
Этюд о цветах на музыку Скрябина.ru - YouTube - цвет и звуки (А. Н. Скрябин)
№31.
С.В.Рахманинов Вокально-симфоническая поэма "Колокола".
Сергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор,
стал символом русской музыки во всем мире.
После просмотра видео фрагмета вставьте пропущенные слова в тексте, представленном ниже.
https://www.youtube.com/watch?v=tBXqztBEKg8 - "Колокола" (1 часть)
В творении американского поэта-романтика Эдгара Аллана По, переведённом на русский язык Костантином Бальмонтом, человеческая _____________ представлена на фоне колокольного ____________.
Сам ____________ определил "Колокола" как поэму для хора, солистов и ______________. В первой части мужской вокальный голос - ____________, - беспечный, исполненный надежд юноша. В музыкальном сопровождении преобладает группа струнно-смычковых _________________ и деревянных ______________. В сочетании с быстрым темпом это создаёт впечатление лёгкости и хрупкости.
№32 (и № 33).
Джаз - искусство XX века. Развитие джаза - стили и направления.
https://www.youtube.com/watch?v=UHRaterpRi0&t=7s - о джазе (и саксофоне)
https://www.youtube.com/watch?v=2_8mYYg9KfE - джазовые стили.
Проверь себя. Тест с ответами:
1. Укажите, как называется религиозная песня американских негров:
а) спиричуэлс
б) блюз
в) джаз
2. В какой стране впервые появился джаз:
а) Япония
б) Америка
в) Россия
3. Какие из трех музыкальных жанров стали основой джаза:
а) Песня
б) Марш
в) Танец
4. Какую певицу считали «первой леди» джаза:
а) Элла Фицджеральд
б) Елена Образцова
в) Мадонна
5. Самый известный исполнитель джазовой музыки:
а) Д. Элингтон
б) М. Джексон
в) Луи Армстронг
6. Кто из композиторов сочинял в стиле джаз:
а) Ф. Лист
б) Дж. Гершвин
в) Д. Шостакович
7. Джаз – это:
а) Жанр в европейской музыке, появившийся в середине XX века
б) Музыка афроамериканцев, поселившихся в Америке
в) Уникальный сплав европейской и африканской музыки, появившийся на рубеже XIX – XX веков
8. На появление джаза значительное влияние оказали:
а) Блюз
б) Концерты профессиональных европейских музыкантов
в) Появление оперы
9. Что такое диксиленд:
а) Северные районы США
б) Марширующий оркестр, популярный на рубеже ХIХ – ХХ веков
в) Джазовый коллектив начала ХХ века, состоящий из белых музыкантов, разновидность традиционного джаза
10. Импровизация – это:
а) Создание произведения на ходу, экспромтом
б) Исполнение джазовых произведений
в) Коллективное исполнение произведения
11. Период, названный «джазовым веком»:
а) Конец XIX века
б) 1917 – 1929 годы
в) Середина ХХ века
12. Инструмент, получивший распространение в Чикагский период развития джаза:
а) Кларнет
б) Саксофон
в) Тромбон
13. Известный музыкант, работавший в Новом Орлеане и Чикаго:
а) Скотт Джоплин
б) Луи Армстронг
в) Джон Колтрейн
14. Музыкальный инструмент, которым владел Армстронг:
а) Саксофон
б) Корнет, труба
в) Фортепиано
15. Назовите один из стилей современного джаза:
а) Кул-джаз
б) Рэгтайм
в) Кантри
Ответы: а) - 1,4,8,10,15. б). - 2,6,11,12,13,14. в). - 3,5,7,9.
№34.
"Золотой фонд".
Лучшие песни из советских кинофильмов (youtube.com)
https://www.youtube.com/watch?v=JcgVjWpxirI - 50 саундтреков из фильмов/мультфильмов западных (и не только...)