Дистанционные задания (5 класс)
Уроки и задания с 1 по 8 классы.
5 класс:
№1.
О чём молчит рояль.
Музыка говорит на своём языке: звук, мелодия и ритм. Но и литература имеет свой язык - слово и письменная речь.
Вопрос возникает сам собой - что общего? (Попробуйте ответить самостоятельно).
Давайте рассуждать. Из чего состоит слово?
из букв и звуков
Итак №1 - Музыку и литературу объединяет звук!
https://www.youtube.com/watch?v=-PhRvcn4big - трели соловья
Средь воскреснувших полей Гений звуков - соловей Песнью весь излиться хочет, В перекатах страстных мрет, Вот неистово хохочет, Тише, тише стал - и вот К нежным стонам переходит И, разлившись, как свирель, Упоительно выводит Он серебряную трель... (В. Г. Бенедиктов)
Что ещё объединяет музыку и литературу...
Попробуйте произнести фразу
"Сегодня хорошая погода" весело, грустно, удивлённо, раздражённо и сонно.
Представлено 5 инструментов. Распределите их по пяти эмоциям (каждый инструмент для своей эмоции), указанным выше^.
1. Барабан
https://www.youtube.com/watch?v=vuOo81P_-uQ
2. Труба
https://www.youtube.com/watch?v=yKfxgUr84A4
3. Скрипка
https://www.youtube.com/watch?v=Vpx4K5psDnU
4. Саксофон
https://www.youtube.com/watch?v=VyxVy2G5zs8
5.Вибрафон
https://www.youtube.com/watch?v=4Zh5R5lEiGk
Ответы запишите в тетрадь.
И последнее, что же ещё объединяет литературу и музыку?
Ответ в вопросе - на какие вопросы отвечает Дательный падеж в русском языке?
Запишите в тетрадь.
Какое из предложенных слов (одно) больше подходит для ответа на вопрос что объединяет музыку и литературу (третий вариант):
люди - природа - образы - герои - персонажи
Запишите в тетрадь только одно слово.
Соберите 5 пар литературных и музыкальных произведений, которые связаны между собой и запишите их в тетрадь:
1). Э.Гофман "Щелкунчик" (сказка);
2). Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка"(опера);
3). А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(поэма);
4). А.Варламов "Горные вершины"(романс);
5). У.Шекспир "Ромео и Джульетта"(трагическая повесть);
6). П.И.Чайковский "Щелкунчик"(балет);
7).А.Н.Островский "Снегурочка"(сказка);
8).С.С.Прокофьев "Ромео и Джульетта"(балет);
9). М.Ю.Лермонтов "Горные вершины"(стихи);
10). М.И. Глинка "Руслан и Людмила"(опера).
№2.
Мир, запечатлённый человеком.
Целый мир отражается в наших глазах! Но разве только в глазах?
Мы слышим мир, чувствуем, реагируем, т.е отражаем его.
Музыка, как часть искусства тоже отражает мир. Но как?
С помощью звуков, интонаций и образов.
Музыка использует для этого не только музыкальные инструменты, но и инструмент - человеческий ___________ .
Как называют человека, который исполняет музыку голосом? Певец? Исполнитель? Солист?
Все слова подходят в той или иной степени.
Но всё же - ВОКАЛИСТ.
VOX - "голос" и VOCALIS - "звучащий"
А вот и примеры видов вокального исполнения:
№1. Академический (оперный) вокал.
№2. Джазовый вокал.
№3. Рок вокал.
№4. Эстрадный вокал.
№5. Народный вокал.
https://www.youtube.com/watch?v=eUpa0jjTM2o - певческие голоса (виды)
Интонация голосом может показать не только эмоцию, но и создать целый образ. А может и "новый" взгляд на знакомый образ:
Природы - https://www.youtube.com/watch?v=OkLPNdLPp3s ;
Ёлочка - https://www.youtube.com/watch?v=rqbSurSwzXo ;
- https://www.youtube.com/watch?v=VkezN_oWsSU ;
- https://www.youtube.com/watch?v=kAaV0CMNKQw ;
Робототехника - https://www.youtube.com/watch?v=EWeuihxIGG0.
Запишите в тетрадь, какой из трёх представленный видео фрагментов вам понравился больше и почему.
№10 (и №11)
Сочинение сочинённого.
№12 (и №13)
Беседы на перекрёстке искусств.
№15.
Великие музыканты-исполнители.
№16.
Жизненные правила для музыкантов.
№17.
Ещё один взгляд на цветок.
№18 (и №19).
Рисует пианист. Рисует вокалист.
Фортепиано – это прекрасный инструмент, издающий чарующие мелодии.
Поэтому мы воспринимаем пианистов как настоящих магов и волшебников.
Они тратили сотни и даже тысячи часов, практикуя гаммы и разучивая музыкальные произведения.
Каждый раз они садились за инструмент и повторяли пьесы снова и снова.
Пианисты не знают покоя, пока не доведут процесс звукоизвлечения до совершенства.
https://www.youtube.com/watch?v=tpp221g9P1Q
https://www.youtube.com/watch?v=rwJpp_sjZdw
А почему только пианино? Много других замечательных и ярких инструментов.
Попробуем порисовать санками и линиями вместе с музыкой Л. ван Бетховена "Симфония №5" (письменно в тетради - один из фрагментов) -
https://www.youtube.com/watch?v=fxxSr-MtoMw
А что же вокалист? Его голос и есть музыкальный инструмент.
Попробуем посмотреть видео, где ария главной героини (Кармен) представлена в мультипликации, т.е. голос помогает увидеть то, о чем поётся
https://www.youtube.com/watch?v=VEY6Z9J6_yc&list=P...
Поиграем - https://yandex.ru/video/preview/17506060796028454778 - игра "Поиграй своим голосом"
После просмотра, поробовать нарисовать линию свиста (в самом начале видео!) в тетради https://www.youtube.com/watch?v=jjiFDL-QhbQ
№20 ( №21 и №22).
"Ветер Эллады несёт...". Сафические строфы.
№23 (и №24, 25).
Великие универсалы.
После просмотра видео файлов ответить на вопросы:
1). Какие номера, из представленных в видео фрагменте, показались незнакомыми? Запишите только цифры в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=p9XQC2HxgmI - 10 классических произведений
2).Перечислите варианты сопровождения мелодий к каждому фрагменту: оркестр или инструмент (какой?). Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=stZ8r4qILDY - 10 классических шедевров
3). Какой из представленных вокалистов понравился больше остальных? Почему? Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=Mg8-6SRfyGY - 5 непревзойденных вокалистов популярной музыки XX века (зарубежные)
4). Следующие фрагменты для прослушивания и выбора одного понравившегося. Запишите в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=WGYV655tMyo - "реактивный" пианист
https://www.youtube.com/watch?v=DgEOA831jKo - бесподобный скрипач
https://www.youtube.com/watch?v=lzRK73-hNFA - лучший гитарист
№27 (№28, 29).
Музыка-колокол. Истинный слух.
1). Для прослушивания и развлечения:
https://www.youtube.com/watch?v=4dYH_R6ijDs - шумовые и музыкальные звуки. Игра.
2). Определить высоту звучания колоколов с размерами. Записать и зарисовать в тетрадь.
https://www.youtube.com/watch?v=69nZVp2rNyM - оркестр колокольчиков
3). Перечислить и записать в тетрадь особенности звучания колокольчиков Валдая.
https://www.youtube.com/watch?v=1e9-QJz8WsM - Валдайские колокольчики
№30. Звук и цвет в музыке.
Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.
1. Пример цвета в музыке - Вальс цветов - Щелкунчик - Пётр Ильич Чайковский - Шедевры классической музыки в HD - YouTube
2. Какие главные открытия сделал композитор? Запишите в тетрадь.
А.Н.СКРЯБИН. ГДЕ ЗАРОДИЛАСЬ СВЕТОМУЗЫКА И КАКОЙ ПУТЬ ОНА ПРОШЛА - YouTube - цвет и звуки (А. Н. Скрябин)
3. После просмотра видео, нарисуйте в тетрадь семь клавиш с "правильным" цветом.
https://www.youtube.com/watch?v=6WTY3IbTMoE - цвет и тональности
№31 (и № 32).
Царство Будущего.
Большая, очень красивая пьеса Метерлинка повествует о том, как брат и сестра, Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски некой синей птицы, способной спасти внучку одной феи.
Они попадают в волшебный мир, их окружают души вещей, коварная кошка строит козни, добрый пес выручает из неприятностей, дети разочаровываются в ложных ценностях и постигают истинные…
Пару раз Тильтилю и Митиль даже удается поймать синих птиц, но в первом случае дрозд оказывается черным, во втором ночные птицы гибнут, не вынеся солнечного света.
Вернувшись домой после многих испытаний (хотя и прошла всего одна ночь), дети обнаруживают, что живущая у них горлица – синего цвета, и отдают ее болеющей внучке соседки.
https://www.youtube.com/watch?v=jglgRGnkGIY - фрагмент из к/ф "Синяя птица"
https://www.youtube.com/watch?v=qHJAIQw--_c - х/ф "Синяя птица" (музыкальный)
Задание: нарисуйте свою синюю птицу в тетрадь.
№33.
Механизмы "заражения" и "внушения" в музыке.
Музыка совершенно беспомощна в своей неопределённости там, где дело касается фактов,
но она способна с исключительной точностью отобразить и передать эмоциональные состояния.
Мелодическая материя пространства музыки отличается экономией и простотой восприятия.
https://www.youtube.com/watch?v=eVhmKnuT7kE - как музыка влияет на человека.
1. П Р Е В Р А Щ Е Н И Е .
https://www.youtube.com/watch?v=Wev-22er9hU - из простого в красивое (звук)
2. Совмещение звуков природы и музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=pIZuCwt1jco - фортепиано и дождь.
https://www.youtube.com/watch?v=gIHvEgdsmww - гитара и костёр.
https://www.youtube.com/watch?v=4lbPGBJfw7E - оркестр и прибой.
№34.
Интонационные "узелки на память".
Традиция завязывать узелки на память пришла из глубокой древности, когда не существовало развитой системы счёта и долги одного человека другому обозначались количеством узлов на специальной «долговой веревке».
Прибегая к такому счету, человек совершал самый настоящий магический ритуал, позволяющий приумножать достаток.
Вот потому-то и узелок на память, чтобы не забыть о долгах.
Слышали вы такое выражение — «завязать узелок на память»? Наверняка слышали.
А те, кто постарше, конечно, и видели в своём далёком детстве этот самый узелок.
Его завязывали на носовых платочках наши бабушки. Помните, вытащит, бывало, старенькая бабушка свой платочек, увидит узелок, и сразу всплеснёт рукам: «Вот ведь, какая я! Чуть не забыла, спасибо, что узелок на платочке подсказал!» Маленький узелок, но он способен помочь вспомнить что – то очень нужное и важное.
Для закомства и просмотра
https://www.youtube.com/watch?v=Rfy28X9wdxg - скрипка и звуки
Классическая музыка в м/ф "Том и Джерри" ("Концерт"):
https://www.youtube.com/watch?v=Z7eo_iyFRtw - 1 часть
https://www.youtube.com/watch?v=Gor3UAFxnF8 - 2 часть
https://www.youtube.com/watch?v=syxkfIM9LlI - 3 часть