Дистанционные задания (6 класс)

Осиноватикова Марина Александровна

Уроки и задания с 1 по 8 классы.

6 класс:

№1.

Путь от рождения к смерти.

вставьте слово из 5 букв, которое обозначает путь от рождения к смерти (запишите в тетрадь)

     

 

Понятие жизнь можно рассматривать с точки зрения биологии, физики, философии и других популярных наук.

Наиболее распространённая трактовка гласит о том, что

жизнь человека представляет собой движение личности в пространстве и во времени.

Существует интересный афоризм о том, что 

неважно, сколько дней прожил человек, а то, сколько жизни было в этих днях.

С этим трудно не согласиться, ведь очень важно то, чем наполнена жизнь, какие в ней преобладают эмоции, события, действия.

 

Человечество рассуждает о том, что может успеть человек в этой жизни. Представлено более 100 пунктов!

Но решать должен каждый сам, что для главное, а что нет...

С точки зрения музыкального искусства, то для композитора подойдут следующие пункты:

влюбиться,    посетить другую страну,     уважать природу,    посетить оперу,    научиться играть на музыкальном инструменте.

Но разве этого достаточно даже для композитора? (запишите в тетрадь несколько своих желаний в жизни).


№2.

Лента памяти. Эдвард Хагеруп Григ.

Эдвард Григ

Композитор писал свои мелодии в стиле музыкального романтизма. Автор более шестисот произведений, которые сегодня звучат саундтреками в художественном и мультипликационном кино. 

Пер Гюнт. В пещере горного короля - Эдвард Григ - смотреть видео онлайн от «Танцевальная атмосфера в домашнем пространстве» в хорошем качестве, опубликованное 24 декабря 2023 года в 3:45. (rutube.ru)- В пещере горного короля (из оперы "Пер Гюнт")

Он любил свою Норвегию, сказочно прекрасную и величавую, с ее ослепительно-белыми горными вершинами и синими озерами, волшебным северным сиянием и бездонным небом.

https://www.youtube.com/watch?v=_4TnMBkIs5o - страна Норвегия

С детства впитал в себя своеобразную народную музыку, песни и танцы, увлекался древними легендами и сказаниями.

https://www.youtube.com/watch?v=mJ0kKHYi59I - норвежский народный танец

В его музыке нашел отражение сказочный скандинавский фольклор, с троллями и гномами, живущими в своих пещерах.

Произведения Грига глубоко национальны, поэтому нет ничего удивительного в том, что норвежцы обожают своего композитора.

Просмотрите следующие 5 видео фрагментов и запишите в тетрадь:

Какие из них вам знакомы по музыке?

Какое вы слышите сопровождение в каждом фрагменте? (орекстр, отдельный инструмент - какой, голос)

Назовите один из пяти фрагментов, в котором динамика наиболее разнообразна.

1). https://www.youtube.com/watch?v=e86a9jKfn80 - песня Сольвейг (опера "Пер Гюнт")

2). https://www.youtube.com/watch?v=FshaaXdirP8 - гномы и Горный король

3). https://www.youtube.com/watch?v=Huck3Ernzrw - танец Эльфов

4). https://www.youtube.com/watch?v=dV97Rg-DE8I - Бабочка

5). https://www.youtube.com/watch?v=MXuJs5IrVrM - Утро


№8 (и №9)

Штрихи к портрету. Татьяна ("Письмо Татьяны"), Онегин, Ленский.


№10 (и №11).

Лента памяти. Л ван Бетховен. Сонатная форма.


№12 ( №13 и №14).

Лента памяти. В. А. Моцарт. Опера "Дон Жуан". "Реквием".


№16.

Лента памяти. К. М.фон Вебер. Опера "Оберон".

image

Композитор Вебер был весьма неординарной личностью со своими особенностями, достоинствами и недостатками.

Без сомнения, Вебер был очень талантливым музыкантом и композитором, который внес неоценимый вклад в развитие немецкого искусства. 

Сказочная опера «Оберон» была написана в 1926 году, она завершила прекрасный ряд оперных произведений композитора. Вебер писал ее для того, чтобы обеспечить свою семью. Вебер сумел создать самую изысканную музыку. 

image

Король эльфов Оберон поспорил со своей женой Титанией о людской верности; он поклялся не искать с ней примирения до тех пор, пока не найдет на земле любящую пару, которая пронесет свое чувство через все испытания. 

Слуга Оберона, хитроумный эльф Пак, рассказывает ему о рыцаре Гюоне из Бордо. А во дворце калифа Реция ждет избавителя: она должна быть отдана в жены ненавистному принцу Бабекану; но во сне ей явился Гюон и обещал спасение. Счастливые влюбленные отплывают на корабле, посланном Обероном. Пока Гюон отправляется за провиантом на острове для корабля, в океане появляется пиратский корабль и увозит Рецию в рабство.

Оберон приказывает эльфам погрузить Гюона в сон и отнести в сад эмира. Эмир приказывает заковать Гюона в цепи и сжечь на костре, а вместе с ним и Рецию. Но трубит волшебный рог, и все враги пускаются в пляс.

Император прощает доблестного рыцаря; придворные славят Гюона и Рецию. Оберон мирится со своей женой Титанией.

https://www.youtube.com/watch?v=YMWKfr5ijP0 - увертюра к опере К.М. фон Вебер "Оберон"

Прослушав увертюру, ответьте письменно на вопрос - как вы считаете, в музыке показан волшебный сад Оберона (царя эльфов) или реальный сад, но с фантастическими жителями? (обратите внимание на включение в звучание необычных партий инструментов!)


№ 17 (и №18).

Лента памяти. Франц Шуберт. Цикл "Зимний путь" и "Прекрасная мельничиха".

image

В 1823 году его избирают почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. Этот год подарит почитателям его таланта целый песенный цикл, который он назовёт «Прекрасная мельничиха» на слова поэта Вильгельма Мюллера.

 Франц продолжает трудиться, создавая и следующий цикл на тексты Мюллера «Зимний путь». Это произведение отличает пессимистический настрой автора.

1). https://www.youtube.com/watch?v=j30SyV1k-AY - "В путь"

2).https://www.youtube.com/watch?v=8oqJ69D-gtw - "Шарманщик"

Среди всего этого многообразия творений юного Шуберта была баллада «Лесной царь».

В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится. Ребёнок испуганно кричит и отец сильнее подгоняет коня. Однако когда он доскакал, ребёнок был уже мёртв.

https://www.youtube.com/watch?v=CajKXBEL-MA

image

Прослушав и посмотрев видео фрагменты ответьте на вопросы:

1. О каком движении идёт речь в песне "В путь"? Почему есть ощущение "движение воды" (обратить внимание на аккомпанимент);

2. Выпишите выразительные средства из предложенных только те, которые определяют характер песни "Шарманщик" как "Тёмный романтизм" -

быстрый темп - низкий регистр - плавность звучания - медленный темп - пунктирный ритм - высокий регистр - частые паузы - минорная окраска - полётный звук - мажорная окраска - громкость звучания (динамика) - тягучая "скучная" мелодия.

3. Согласны ли вы, что все три образа в балладе "Лесной царь" изображены по-своему правильно:

отец - спокойный, успокаивающий, ровный, негромкий;

царь - вкрадчивый, настырный, громкий, полётный, угрожающий;

сын - беспокойный, надрывный, весёлый, молящий, испуганный?


№ 21 (и №22).

Жизнь и творчество композиторов.


№ 23 (№ 24, №25 и №26).

"Опять Шопен не ищет выгот...". Вальс. Этюд. Прелюдия. Ноктюрн. Полонез. Мазурка.

image

Мать Фредерика была очень музыкальной, играла на фортепиано и прекрасно пела, а старшая сестра со временем стала для маленького Фридерика первым учителем музыки.

В такой среде очень рано проявилась феноменальная музыкальная одаренность мальчика. Он был увлечен музыкой, растворялся в ней,

слушая игру матери. Музыка звучала в нем, он мог вскочить ночью и броситься к инструменту, чтобы воспроизвести пришедшую на ум мелодию. 

https://www.youtube.com/watch?v=jtgiQ59O7P0&t=297s - м/ф о Ф. Шопене

Посмотрев видео фрагмент ответьте на вопрос - какое событие в Польше ярко и сердечно отразилось в творчестве композитора, будучи вдали от родины? Какое произведение было посвящено этому событию?
Для просмотра:
 
Какой из представленных видео фрагментов носит титул - "произведение в ночное время"?

№27. 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

image

 

1. После просмотра фрагмента дать музыкальную характеристику (не менее 10 позиций) Запишите в тетрадь.

Характеристика музыки.

Грустная – жалобная, покорная; Спокойная - добродушная, светлая; Бодрая – сияющая, развлекательная, лучезарная; Героическая – призывная, могущественная, отважная; Лирическая – певучая, задушевная, сентиментальная, волшебная; Энергичная - стремительная, напряженная, активная; Нежная – приятная, тихая, трепетная, наивная; Страстная – насыщенная, кипящая, азартная; Поэтичная - мечтательная, духовная, проникновенная; Радостная - игривая, яркая, весёлая, звонкая; Трагическая – скорбная, безнадёжная, злостная; Шуточная – легкомысленная, ироничная, насмешливая; Волевая – решительная, настойчивая, размашистая; Грациозная - утонченная, элегантная, галантная; Величественная – помпезная, монументальная, торжественная.

https://www.youtube.com/watch?v=LQia5EfBp18 - фрагмент симфонии №7 в исполнении автора (фортепиано)

2. Какие чувства вызывает музыка этого фрагмента? (не менее 3 позиций) Почему музыка звучит однообразно, повторяя одну и ту же музыкальную фразу? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=tMGz4PkFzYY - фрагмент из симфонии №7 "Ленинградской"  (с документальными кадрами блокадного города) 

3. Сколько частей в симфонии? Почему они разные? Что является основой для написания симфонии? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=jTU0gH4C518 - что такое симфония


№28-29. 

История XX века в симфониях и киномузыке.

1. Какие группы инструментов ведут мелодию во фрагменте "С. С. Прокофьев симфония №7"? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=qHO6HSB21aU - С. С. Прокофьев симфония №7

2. Посмотрите, как меняет восприятие мира прослушивание симфонической музыки главных героев фильма.

https://www.youtube.com/watch?v=6oQ7hVNSbQU - фрагмент из к/ф "Весна на Заречной улице" (С. В. Рахманинов симфония №2)

3. Песни разные, уже далекие, ностальгические... Но в них искренне, душевно обо всём и НАВСЕГДА! Запишите в тетрадь 5 самых любимых песен из представленных фрагментов кино.

https://www.youtube.com/watch?v=fAs5f4p5Sg8 - песни из XX века (Советский Союз)


№30.

Композиторы отечественного кинематографа. И. О. Дунаевский.

1. Для просмотра и ознакомления.

https://www.youtube.com/watch?v=0UzFKbpGHxc - И.О.Дунаевский

2. Выберите из предложенных видео фрагментов один, который больше всех понравился. Запишите в тетрадь, что привлекло в мелодии или в аккомпанименте этого фрагмента (развернутый ответ - 1/2 страницы).

Сон приходит на порог (youtube.com) - из к/ф "Цирк" ("Колыбельная")

https://www.youtube.com/watch?v=We7xDYd2BCI - из к/ф "Волга-Волга" ("Песенка водовоза")

https://www.youtube.com/watch?v=HceNDBrkdak - из к/ф "Дети капитана Гранта" ("Песенка Паганеля")

Веселые ребята. Разгорелся Наш Утюг (youtube.com) - из к/ф "Веселые ребята" ("Тюх-тюх")


№31.

Композиторы отечественного кинематографа. В.П.Соловьёв-Седой.

1. Для просмотра и ознакомления.

Псевдоним «Седой» произошел от детского прозвища из-за очень светлых волос. Хотя молодой композитор писал в разных жанрах, во второй половине 1930 годов определилось основное:

лирико-песенное направление его творческой деятельности.  

В период с 1941 по 1945 год написал около семидесяти песен, получивших всенародную любовь.

Среди них: «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?», «Услышь меня, хорошая», «Матросские ночи».

В 1945 появились песни к комедийному фильму «Небесный тихоход»: «Потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу»

 

2. После просмотра видео фрагментов, выберите тот, которой вам больше понравился. Почему? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=ja9rPEnIliY - "Подмосковные вечера"

https://www.youtube.com/watch?v=7dMgFFKAjU4 - "Соловьи"

https://www.youtube.com/watch?v=ECm5xOaGllY - "Солдаты в путь!"

 Love Russia! Первым делом самолёты. Песня из фильма "Небесный тихоход" Мы, друзья, перелетные птицы (youtube.com) - "Потому, что мы пилоты"

https://www.youtube.com/watch?v=W8rmjWYjiZc - "Пора в путь-дорогу!"


№32.

Композиторы отечественного кинематографа. Е. П. Крылатов.

https://www.youtube.com/watch?v=QNxvxbO7rHE - как создаются песни (Е. П. Крылатов)

Для просмотра и знакомства. Какой видео фрагмент понравился больше ? Почему?

https://www.youtube.com/watch?v=wgtfEXpfe3Y  - песня "Колыбельная" (из м/ф "Умка")

https://www.youtube.com/watch?v=KMo7aKotDoo - песня "До чего дошёл прогресс" (из к/ф "Приключения Электроника")

https://www.youtube.com/watch?v=OKfF1HZTn8U - песня "Три белых коня" (из к/ф "Чародеи")

Полет на флипе (из к/ф Гостья из будущего) (youtube.com)- музыка "Полёт" (из к/ф "Гостья из будущего")

https://www.youtube.com/watch?v=_Nud6Cuz7BM - песня "Лесной олень" (из к/ф "Ох, уж эта Настя")

 


№33 (и № 34).

А. Л. Рыбников. Законы художественного творчества.

Рыбников начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве:

в 8 лет написал несколько фортепьянных пьес и музыку к фильму "Багдадский вор",

в 11 — балет «Кот в сапогах».

 

Огромную роль в формировании мировоззрения будущего композитора сыграл его учитель Арам Ильич Хачатурян,

с которым его познакомил отец - скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана.

Алексей показал свои сочинения А. Хачатуряну, и это во многом определило его судьбу.

 

Влияние великого композитора, воплощавшего своей личностью и творчеством мощный культурный пласт,

сопровождает Алексея Рыбникова всю жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=yNNlHN75bs0 - творчество в театре и в кино

Для просмотра и знакомства. Какой видео фрагмент понравился больше? Почему?

https://www.youtube.com/watch?v=zpWFKLmTiYg - песня лисы Алисы и кота Базилио (из к/ф "Приключения Буратино")

https://www.youtube.com/watch?v=mnjlVpTKiIE - песня о мастерах (из к/ф "Про красную шапочку")

https://www.youtube.com/watch?v=vtO9yU5F_aE - песня про колобка (из к/ф "Усатый нянь")

https://www.youtube.com/watch?v=6QWgvPHGzx8 - песня из к/ф "Вам и не снилось"

Тот самый Мюнхгаузен (1979) - Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (youtube.com)- музыка из к/ф "Тот самый Мюнхгаузен" (финал)

 

Художественное творчество – это категория, в которой раскрывается содержание процесса создания художественного произведения.

Создавая произведение, автор подчиняется определённым законам художественного творчества, один из которых – индивидуально неповторимое отношение к миру, характеризуемое как талант

Талант, определяет направление и возможности творчества;

определяет избираемый художником вид и жанр искусства.

Другой отличительной особенностью художественного творчества является то,

что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира.