Моё самообразование
Разработки педагогических, социальных проектов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Педагогический проект
Электронное тестирование в программе «Effecton Studio», как способ профессионального самоопределения обучающихся
Выполнили: Путрич Лариса Николаевна,
Сучилова Людмила Васильевна
Мастера п\о Куртамышского СУВУ
Куртамыш
2019 - 2020гг
Содержание
1. Краткая аннотация проекта ………………………………………………….3
2. Обоснование необходимости проекта ………………………………………4
3. Цели и задачи проекта ……………………………………………………….6
4. Сроки реализации проекта ………………………………………………….. 6
5. Этапы реализации проекта ………………………………………………….7
6. Основное содержание проекта ……………………………………………….8
7. Ресурсы ……………………………………………………………………….12
8. Целевая аудитория …………………………………………………………....12
9. План реализации проекта ………………………………………………....... 13
10. Ожидаемые результаты …………………………………………………… 14
11. Перспективы дальнейшего развития проекта …………………………… 15
12. Литература …………………………………………………………………. 16
13. Приложения ………………………………………………………………... 17
- Краткая аннотация проекта
Проект«Электронное тестирование в программе «Effecton Studio», как способ профессионального самоопределения обучающихся» рассчитан на работу с обучающимися 9-11 классов Куртамышского СУВУ.
Тип проекта по доминирующему методу: информационный, практико-ориентированный.
Характер координации: открытая координация
По количеству участников: групповой
В соответствие с предметно-содержательной областью: профориентационный.
По продолжительности: долгосрочный
Педагогический проект направлен на решение проблемы профессионального самоопределения обучающихся старших классов Куртамышского СУВУ.
Электронное тестированиев программе «EffectonStudio»с применением профориентационных методик может позволить определить качественную и количественную направленность профессиональных выборов обучающихся. Поможет исследовать готовность личности к выбору профессии: автономность при выборе профессии, информированность о мире профессий, умение планировать свою профессиональную жизнь и принимать решения о будущей профессиональной судьбе, эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.
Задача педагога–помочь обучающимся в профессиональном самоопределении с помощью электронной программы «EffectonStudio».
Тестирование обучающихся предполагается по двум направлениям:
- пакет «Профориентация», предназначенный для профессионального выбора, определения профессионально-личностного типа и профессиональных предпочтений, для изучения склонностей обучающихся и диагностики мотивации к достижению успеха;
- пакет «Профессия», предназначенный для выявления лидерских способностей, оценки творческого потенциала, трудовой мотивации, уверенности в себе, волевых качестви нервно-психической устойчивости, степени готовности к риску и уровня развития адаптационных способностей обучающихся.
В проекте представлены результаты экспериментального тестирования обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ.
2. Обоснование необходимости проекта
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии, который осуществляется в несколько этапов и включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии. Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни? Ученые-социологи посчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям и внутренним убеждениям. Позже это влечет за собой разочарование, и даже психические расстройства.
Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодежью всегда, а сегодня она особенно актуальна, т.к. быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы.
У воспитанниц Куртамышского СУВУ чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что большинство подростков прибывают в учреждение из неблагополучных семей, где образ жизни родителей не является положительным примером для них. Нередко в таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка.
В большинстве случаев воспитанницы Куртамышского СУВУ имеют низкий уровень профессиональной мотивации, т.к. недостаточно осведомлены о трудовой деятельности. Нередко из-за этого происходят ошибки в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой, что оказывает существенное влияние на построение жизненных перспектив.
Электронное тестирование в программе «EffectonStudio» может помочь тем обучающимся, перед кем встала проблема самоопределения в дальнейшем выборе профессии, а в дальнейшем и для успешного профессионального образования и трудоустройства.
Цель профориентационнй диагностики - дать подростку исчерпывающее представление о своих интеллектуальных и личностных особенностях, а также о профессиональных склонностях и интересах.
Комплекс компьютерных психодиагностических программ «EffectonStudio» - это помощь в профильной ориентации, профессиональном самоопределении и выявление профессиональных склонностей подростков.
3. Цели и задачи проекта
Проблема профессионального самоопределения особенно актуальна для обучающихся Куртамышского СУВУ. Большинство воспитанниц не имеют представление о своих интеллектуальных и личностных особенностях, а также о профессиональных склонностях и интересах.
Цель проекта: создать условия для профессионального самоопределения обучающихся в процессе проведения профориентационной диагностики в программе «Effecton Studio».
Задачи:
- изучить и проанализировать работу в программе электронного тестирования «Effecton Studio»;
- апробировать пакет «Профориентация» в программе электронного тестирования «Effecton Studio» на обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ;
- апробировать пакет «Профессия» в программе электронного тестирования «EffectonStudio» на обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ;
- обработать и проанализировать результаты электронного тестирования в программе Effecton Studio».
4. Сроки реализации проекта
Проект будет реализован в течение учебного года с октября 2019 г. по май 2020 г.
5. Этапы реализации проекта
Проект реализуется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Этапы проекта | Цель | Сроки |
Подготовительный | Изучение и анализ работы в программе электронного тестирования «Effecton Studio» | Октябрь - ноябрь 2019 г. |
Основной | Создание условий для проведения электронного тестирования пакетов «Профориентация» и «Профессия» в программе «Effecton Studio» обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ | Декабрь 2019 г – февраль 2020 г |
Заключительный | Обработка и анализ полученных результатов электронного тестирования Представление результатов проекта | Март – май 2020 г |
6. Основное содержание проекта
Комплекс компьютерных психодиагностических программ «Effecton Studio» используется для мониторинга и коррекции психологического состояния обучающихся, для профильной ориентации и профессионального самоопределения, а также выявления профессиональных склонностей подростков.
Процедура психодиагностики с использованием технологии «EffectonStudio»очень удобна и проста.
Комплекс «EffectonStudio» включает в себя ряд методик, направленных на развитие познавательных функций, оптимизацию работоспособности, нормализацию психического состояния.
Продуманный подбор методик позволяет работать со всеми участниками реабилитационного и воспитательного процессов – детьми младшего, подросткового, юношеского возраста, педагогами, родителями.
Программа электронного тестирования «Effecton Studio» состоит из следующих разделов: Пакеты, Тесты, Сервис и Справка.
Раздел «Пакеты» включает в себя 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и развивающих упражнений. Каждый пакет состоит из психологических тестов и упражнений, которые объединены общим назначением, например: «Внимание», «Ягуар», «Память», «Зоопарк», «Одаренность», «Интеллект», «Личность», «Состояние», «Отношение», «Комфорт», «Профориентация», «Профессия», «Соцзащита».
Часть из них – известные авторские стандартизированные методики, такие, как Тест структуры интеллекта Амтхауэра, ШТУР, ШТОМ, Опросник Шмишека, Личностный факторный опросник Кеттелла, Цветовой тест Люшера, Личностный опросник Айзенка, Опросник для выявления агрессивности Басса-Дарки, АСВ, Карта интересов Голомштока и многие другие.
Некоторые из них являются интеллектуальной собственностью разработчиков комплекса, например, такие как пакеты «Ягуар» и «Зоопарк», которые не имеют аналогов, и дают возможность педагогу исследовать такие познавательные процессы, как помехоустойчивость, переключаемость внимания, точность восприятия и т.д., от которых подчас зависит успешность обучения.
Выбрав один из предложенных пакетов комплекса, пользователь автоматически переходит в среду предъявления психологических методик. Здесь после авторизации испытуемый может пройти психологическое тестирование или выполнить упражнения для развития определенных способностей.
Раздел «Сервис» предназначен для перехода к обработке и анализу
результатов тестирования.
Приложение«Результаты» предназначено для редактирования профилей и профессиограмм, а также для обработки и анализа данных в системе. Выбрав данное приложение можно получить результаты полной диагностики по каждому участнику тестирования.
Модуль профессиограмм содержит профессиограммы наиболее популярных профессий с редактируемыми параметрами. Позволяет анализировать результаты испытуемых по тестам на предмет их пригодности к выбранной профессии, согласно соответствию профессионально-значимых качеств. Выводит показатель профессиональной пригодности в процентах.
Статистическая обработка данных позволяет сделать корректные выводы о результатах любого исследования в данной программе.
Как мастера производственного обучения мы заинтересованы в успешном профессиональном самоопределении воспитанниц Куртамышского СУВУ. Поэтому наша проектная группа решила провести профориентационную диагностику в программе электронного тестирования «Effecton Studio».
Для проведения диагностики профессионального самоопределения обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ были взяты тесты из двух пакетов «Профориентация» и «Профессия».
В пакете «Профориентация» были выбраны следующие виды тестов:
- определение профессионально-личностного типа;
- определение профессиональных предпочтений;
- методика изучения склонностей;
- методика мотива выбора профессии;
- методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса.
В пакете «Профессия» были выбраны тесты:
- выявление лидерских способностей;
- оценка творческого потенциала;
- оценка трудовой мотивации;
- оценка уверенности в себе;
- оценка волевых качеств личности;
- оценка нервно-психической устойчивости.
Компьютерная психодиагностика, в отличие от традиционной, с помощью данного комплекса предоставляет нам целый ряд существенных преимуществ:
- Быстрое получение диагностических результатов, что крайне важно при консультировании;
- Освобождение от трудоемких рутинных операций, таких как инструктирование, ведение протокола, обработка результатов;
- Получение данных об интеллектуальных и личностных особенностях школьников, а также об их профессиональных склонностях и интересах;
- Повышение точности регистрации результатов и устранение возможных ошибок обработки объемных тестов;
- Создание банка психологических данных;
- Наличие интеллектуального интерфейса, в частности возможность получения справки, развернутого психодиагностического заключения;
- Удобство и компактность хранения психодиагностических результатов.
В любое время педагог может обратиться к базе данных, которая хранится в Менеджере профилей и распечатать на принтере результаты исследования (например, для родителей ребенка), что очень важно во время консультации.
Нельзя не сказать еще об одной очень важной отличительной особенности комплекса – наличии не только диагностических, но и развивающих методик, которые помогут психологам эффективно проводить коррекционно-развивающую работу. Так, например, тренажер «Комфорт» содержит не только эффективные упражнения, но и прекрасную релаксирующую музыку, и замечательный интерфейс.
Считаем, что применение программы электронного тестирования «Effecton Studio», поможет многим воспитанницам в профессиональном самоопределении.
О преимуществах данного комплекса можно говорить очень много, надеемся, что наш опыт будет полезен тем коллегам, которые еще не знакомы с данным комплексом.
- Ресурсы
Для успешной реализации проекта будут использованы временные, информационные, кадровые, организационные и материально-технические ресурсы.
Временные ресурсы: 2019-2020 учебный год.
Информационные ресурсы: методическая литература, руководство пользователя программы электронного тестирования, интернет ресурсы.
Кадровые ресурсы: мастера производственного обучения высшей квалификационной категории.
Организационные ресурсы: программа электронного тестирования «Effecton Studio».
Материально-технические ресурсы: компьютер, принтер, бумага для печати формата А4.
- Целевая аудитория
Целевой аудиторией проекта будут являться обучающиеся 9-11 классов Куртамышского СУВУ в возрасте 16-17 лет. Из 33протестированных обучающихся 9 с ОВЗ.
- План реализации проекта
Этапы проекта | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный | - определение целей и задач проекта; - разработка плана мероприятий для реализации проекта; | Октябрь 2019 г | Мастера п\о Путрич Л.Н. Сучилова Л.В. |
- изучение информационных и методических материалов по проблеме профессионального самоопределения с помощью профоориентационной диагностики; - изучениепрограммы электронного тестирования «EffectonStudio». | Ноябрь 2019 г. | ||
Основной | - проведения электронного тестирования пакетов «Профориентация» и «Профессия» в программе «Effecton Studio» для обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ | декабрь 2019 г – февраль 2020 г | Мастера п\о Путрич Л.Н. Сучилова Л.В. |
Заключительный | - обработка и анализ полученных результатов электронного тестирования; - представление результатов проекта; | Март – май 2020 г | Мастера п\о Путрич Л.Н. Сучилова Л.В. |
- Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты-продукты:
- распечатки результатов тестирования для каждой обучающейся (приложение № 1);
- результаты экспериментального тестирования обучающихся 9-11 классов (приложение № 2).
Ожидаемые результаты-эффекты:
- профессиональное самоопределение обучающихся 9-11 классов в результате прохождения электронного тестирования;
- определения профессионально-личностного типа и профессиональных предпочтений обучающихся;
- выявление профессиональных склонностей обучающихся и диагностики мотивации к достижению успеха;
- выявление лидерских способностей, оценки творческого потенциала, трудовой мотивации, уверенности в себе, волевых качеств и нервно-психической устойчивости, степени готовности к риску и уровня развития адаптационных способностей обучающихся.
- Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе в целях профессионального самоопределения обучающихся Куртамышского СУВУ планируется проводить тестирование для обучающихся выпускных классов в программе «EffectonStudio».
В дальнейшем планируется проведение профориентационной диагностики в программе электронного тестирования «Effecton Studio» для обучающихся старших классов школ города Куртамыша.
Необходимые ресурсы: наличие компьютера и принтера, бумаги для печати формата А4.
- Литература
1. Комплекс «Effecton Studio». Быстрое начало работы: руководство по эксплуатации – Москва.
2. Интернет – ресурсы:
- https://urok.1sept.ru/статьи/521972/
- Приложения
Приложение № 2.
Результаты экспериментального тестирования обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ
Пакет тестов | Вид теста | Результаты |
Пакет «Профориентация» | Определение профессионально-личностного типа | Артистический тип – 29 % Социальный тип -23% Предпринимательский – 11% Конвенциональный – 6% Реалистический – 0% |
Определение профессиональных предпочтений | Человек-человек – 54 % Художественный образ – 17% Живая природа – 20 % Знаковая система – 3 % Техника – 3% Неживая природа – 0 % | |
Методика изучения склонностей | Организаторские: высокий уровень – 29% выше среднего – 8% средний -23% ниже среднего – 17% низкий -23 % коммуникативные: высокий уровень – 9 % выше среднего – 20 % средний -23 % ниже среднего – 14 % низкий -34 % | |
Методика мотива выбора профессии | Парикмахер, визажист – 23 %, Учитель, воспитатель – 17 %, Кондитер – 9%, Медсестра – 6%, Штукатур – 6 %, остальные 39 % выбрали разные профессии | |
Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса | Слишком высокий уровень – 37 % Высокий – 34 %, Средний – 29 % | |
Пакет «Профессия» | Выявление лидерских способностей | Сильные – 20 % Средние – 40 % Слабые – 40 % |
Оценка творческого потенциала | Высокий – 6 % (Хохлова С., Чумакова Н.) Неплохой – 94% | |
Оценка трудовой мотивации | Позитивная мотивация – 46 % Явно не выражена – 54 % | |
Оценка уверенности в себе | Высокая склонность к риску и зависимости к азартным играм – 33 % Могут пойти на риск, но контролируют себя, не склонны к игровой зависимости – 67 % | |
Оценка волевых качеств личности | Волевой человек – 21 % Есть задатки – 55 % Не волевой – 24 % | |
Оценка нервно-психической устойчивости | Нервно-психическая устойчивость в стрессе: Высокий уровень – 0 % Средний – 32 % Низкий уровень – 68% Риск дезадаптации: Высокий – 68 % Средний – 32 % Низкий – 0 %. |
Пакеты и группы тестов профессиональной психодиагностики для обучающихся 9-11 классов.
Пакеты, группы тестов | Виды тестов |
Пакет «Профориентация» Группа тестов 1. | 2.Определение профессионально-личностного типа 3.Определение профессиональных предпочтений |
Группа тестов 2. | 1.Методика изучения склонностей 2.Методика мотива выбора профессии 3.Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса |
Пакет «Профессия» Группа тестов 1. | 4.Выявление лидерских способностей |
Группа тестов 2. | 1.Оценка творческого потенциала 2.Оценка трудовой мотивации |
Группа тестов 3. | 1. Оценка уверенности в себе 2. Оценка волевых качеств личности 3. Оценка нервно-психической устойчивости |
Группа тестов 4. | 3.Опросник «Якоря карьеры» |
Тестирование для группы по профессии «Продавец» (для проекта) | |
Пакет «Ягуар» Сенсомоторика | «Дятел» |
Работоспособность | «На почте» «В банке» |
Помехоустойчивость | «Светофор» «Экзамен» |
Пакет «Одаренность» | 2. Тест языковых способностейЗиверта 3.Тест технических способностейБеннета 4.Тест математических способностейЗиверта |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электронное тестирование в программе « Effecton Studio » может помочь тем обучающимся, перед кем встала проблема самоопределения в дальнейшем выборе профессии Цель проекта: создать условия для профессионального самоопределения обучающихся в процессе проведения профориентационной диагностики в программе « Effecton Studio ». Задачи: изучить и проанализировать работу в программе электронного тестирования « Effecton Studio »; апробировать пакет «Профориентация» в программе электронного тестирования « Effecton Studio » на обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ; апробировать пакет «Профессия» в программе электронного тестирования « Effecton Studio » на обучающихся 9-11 классов Куртамышского СУВУ; обработать и проанализировать результаты электронного тестирования в программе « Effecton Studio ».
Сроки реализации проекта: октябрь 2019 г. - май 2020 г. Этапы проекта Цель Сроки Подготовительный Изучение и анализ работы в программе электронного тестирования « Effecton Studio » Октябрь - ноябрь 2019 г. Основной Создание условий для проведения электронного тестирования пакетов «Профориентация» и «Профессия» в программе « Effecton Studio » обучающихся 9-11-х классов Куртамышского СУВУ Декабрь 2019 г – февраль 2020 г Заключительный Обработка и анализ полученных результатов электронного тестирования Представление результатов проекта Март – май 2020 г Этапы реализации проекта
Основное содержание проекта Комплекс компьютерных психодиагностических программ « Effecton Studio » используется для мониторинга и коррекции психологического состояния обучающихся, для профильной ориентации и профессионального самоопределения, а также выявления профессиональных склонностей подростков. Программа электронного тестирования « Effecton Studio » состоит из следующих разделов: Пакеты, Тесты, Сервис и Справка. Раздел «Пакеты» включает в себя 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и развивающих упражнений. Каждый пакет состоит из психологических тестов и упражнений, которые объединены общим назначением, например: « Внимание», «Ягуар», «Память», «Зоопарк», « Одаренность», «Интеллект», «Личность », «Состояние», «Отношение», «Комфорт», « Профориентация», «Профессия», «Соцзащита».
Целевая аудитория Целевой аудиторией проекта будут являться обучающиеся 9-11-х классов Куртамышского СУВУ в возрасте 16-17 лет. Из 33 воспитанниц 9 обучающихся с ОВЗ.
Ресурсы Временные ресурсы: 2019-2020 учебный год. Информационные ресурсы: методическая литература, руководство пользователя программы электронного тестирования, интернет ресурсы. Кадровые ресурсы: мастера производственного обучения высшей квалификационной категории. Организационные ресурсы: программа электронного тестирования « Effecton Studio ». Материально-технические ресурсы: компьютер, принтер, бумага для печати формата А4.
Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты-продукты: распечатки результатов тестирования для каждой обучающейся; результаты экспериментального тестирования обучающихся 9-11-х классов. Ожидаемые результаты-эффекты: профессиональное самоопределение обучающихся 9-11 классов в результате прохождения электронного тестирования; определения профессионально-личностного типа и профессиональных предпочтений обучающихся; выявление профессиональных склонностей обучающихся и диагностики мотивации к достижению успеха; выявление лидерских способностей, оценки творческого потенциала, трудовой мотивации, уверенности в себе, волевых качеств и нервно-психической устойчивости, степени готовности к риску и уровня развития адаптационных способностей обучающихся.
Перспективы дальнейшего развития В перспективе в целях профессионального самоопределения обучающихся Куртамышского СУВУ планируется проводить тестирование для обучающихся выпускных классов в программе « EffectonStudio ». В дальнейшем планируется проведение профориентационной диагностики в программе электронного тестирования « Effecton Studio » для обучающихся старших классов школ города Куртамыша. Необходимые ресурсы: наличие компьютера и принтера, бумаги для печати формата А4.
Быстрое получение диагностических результатов, что крайне важно при консультировании; Освобождение от трудоемких рутинных операций, таких как инструктирование, ведение протокола, обработка результатов; Получение данных об интеллектуальных и личностных особенностях школьников, а также об их профессиональных склонностях и интересах; Повышение точности регистрации результатов и устранение возможных ошибок обработки объемных тестов; Создание банка психологических данных; Наличие интеллектуального интерфейса, в частности возможность получения справки, развернутого психодиагностического заключения; Удобство и компактность хранения психодиагностических результатов. Преимущества компьютерной психодиагностики:
Результаты экспериментального тестирования обучающихся 9-11-х классов Куртамышского СУВУ Пакет «Профориентация» Определение профессионально-личностного типа Артистический тип – 29 % Социальный тип -23% Предпринимательский – 11% Конвенциональный – 6% Реалистический – 0% Определение профессиональных предпочтений Человек-человек – 54 % Художественный образ – 17% Живая природа – 20 % Знаковая система – 3 % Техника – 3% Неживая природа – 0 % Методика изучения склонностей Организаторские: высокий уровень – 29% выше среднего – 8% средний -23% ниже среднего – 17% низкий -23 % Коммуникативные: высокий уровень – 9 % выше среднего – 20 % средний -23 % ниже среднего – 14 % низкий -34 %
Методика мотива выбора профессии Парикмахер, визажист – 23 %, Учитель, воспитатель – 17 %, Кондитер – 9%, Медсестра – 6%, Штукатур – 6 %, остальные 39 % выбрали разные профессии Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т . Элерса Слишком высокий уровень – 37 % Высокий – 34 %, Средний – 29 % Пакет «Профориентация»
Пакет «Профессия» Выявление лидерских способностей Сильные – 20 % Средние – 40 % Слабые – 40 % Оценка творческого потенциала Высокий творческий потенциал – 6 % (Хохлова С., Чумакова Н.) Неплохой творческий потенциал – 94% Оценка трудовой мотивации Позитивная мотивация к успеху – 46 % Мотивация явно не выражена – 54 % Оценка уверенности в себе Высокая склонность к риску и зависимости к азартным играм – 33 % Могут пойти на риск, но контролируют себя, не склонны к игровой зависимости – 67 % Оценка волевых качеств личности Волевой человек – 21 % Есть задатки – 55 % Не волевой – 24 % Оценка нервно-психической устойчивости Нервно-психическая устойчивость в стрессе: Высокий уровень – 0 % Средний – 32 % Низкий уровень – 68 % Риск дезадаптации : Высокий – 68 % Средний – 32 % Низкий – 0 %.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение
закрытого типа»
Социально-трудовой проект
Профориентационная игра «Путь в профессию»
Выполнили:
Кулакова Анна, 10 класс
Смирнова Виктория, 11 класс
Руководители:
Путрич Лариса Николаевна,
мастер п\о
Сучилова Людмила Васильевна,
мастер п\о
Куртамыш 2019
Содержание
Актуальность проекта ………………………………………………………….3
Обоснование проблемы, решаемой в проекте ………………………………..4
Цель и задачи проекта ………………………………………………………….5
Целевые группы ………………………………………………………………...5
География проекта и сроки его реализации ………………………………….5
Содержание деятельности ……………………………………………………..6
Ожидаемые результаты ………………………………………………………...8
Критерии и механизмы оценки эффективности проекта ……………………8
Команда проекта ……………………………………………………………..…8
Ресурсы проекта ………………………………………………………………...8
Развитие проекта в пост проектной перспективе …………………………….9
Бюджет проекта …………………………………………………………………9
Приложения …………………………………………………………………….10
«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю душу,
то счастье само отыщет вас…»
К.Д. Ушинский
Актуальность проекта. Профориентационная работа призвана способствовать осуществлению предусмотренного Конституцией РФ права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда. Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. У воспитанниц Куртамышского СУВУ чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что многие дети из неблагополучных семей, где образ жизни родителей не является положительным примером для них. Нередко в таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка.
Актуальность профориентационнойработы также возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодомучеловеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная воспитанницам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности.
Одной из форм профориентационной работы являются игровые методы. Они направлены на активизацию подростков в профессиональном самоопределении. Именно игровые методы являются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы с подростками, которые отличаются не интересностью и недостаточной активностью в самоопределении.
Профориентационная игра - одно из наиболее интересных занятий, являющаяся эффективной формой профориентационнойработы с подростками.Игра позволяет создать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие, связанное с выбором жизненного профессионального пути, так как во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.
Обоснование проблемы, решаемой в проекте. Дети, поступающие в специальные учебно-воспитательные учреждения, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности.У таких подростков, как правило, низкий уровень осведомленности в существующих профессиях, что приводит к неуспешной учебе и низкой мотивации. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Зачастую у воспитанниц специальных учебно-воспитательных учреждений вообще отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Среди обучающихся Куртамышского СУВУ было проведено анкетирование, целью которого было выяснить, что они знают о профессиях сферы обслуживания (приложение № 1). В анкетировании приняли участие 32 воспитанницы, которые на данный период не получают профессии сферы обслуживания. Результаты анкетирования показали, что лишь 15% воспитанниц имеют представление о профессиях сферы обслуживания, 38% слабо ориентируются в данных профессиях и 47 % практически не имеют представления о данных профессиях.
Исходя из результатов проведенного опроса, вытекает проблема проекта - низкая мотивация обучающихся Куртамышского СУВУ из-за отсутствия знаний и недостаточной информированности об имеющихся профессиях.
Цель проекта: создать условия для повышения мотивации к освоению
профессий сферы обслуживания.
Задачи:
- Сформировать положительную мотивацию к освоению профессий сферы обслуживания.
- Информировать о профессиях сферы облуживания, расширять кругозор воспитанниц Куртамышского СУВУ.
- Разработать настольную профориентационную игру «Путь в профессию».
Целевые группы - воспитанницы Куртамышского СУВУ от 14 до 17 лет.
География проекта и сроки его реализации. Проект реализуется в Куртамышском СУВУ, город Куртамыш. Сроки реализации проекта: декабрь 2018 г – февраль 2019 г.
Содержание деятельности.
Мероприя-тия | Краткое содержание | Участники | Сроки проведения | Результат | |
| |||||
Вводное занятие | - Выбор темы - Определение целей и задач проекта | Руководитель проекта | 4 декабря 2018 г | Формирование проектной группы | |
Информа-ционный час | -подбор информации для анкетирования -составление мероприятий для плана реализации проекта - составление вопросов для анкетирования обучающихся | Проектная группа: мастера п\о, воспитанницы | 10 декабря 2018 г | Разработка плана мероприятий для реализации проекта, разработка опросника | |
| |||||
Анкетиро-вание | -проведение анкетирования среди воспитанниц | Проектная группа | 11-13 декабря 2018 г | Обработка и анализ анкет воспитанниц Куртамышского СУВУ | |
Круглый стол | - обзор, изучение и рассмотрение информации о различных видах профориентационных игр | Проектная группа | 14 декабря 2018 г | Изучение различных видов профориентационных игр | |
Практичес-кое занятие по разработке игры | -составление правил профориентационной игры «Путь в профессию» - составление вопросов по профессиям сферы обслуживания | Проектная группа | 20 декабря 2018 г | Разработка правил игры Разработка комплекта вопросов по четырем профессиям сферы обслуживания | |
Практичес-кое занятие по изготовле-нию игры | - изготовление макета игрового поля | Проектная группа | 14 января 2109 г | Макет игрового поля | |
Практичес-кое занятие по изготовлению заданий игры | - изготовление карточек-заданий с вопросами игры - изготовление карточек-помощниц | Проектная группа | 17 января 2019 г | Комплект карточек-заданий с вопросами Комплект карточек-помощниц | |
Проектное занятие | -описание профоориентационной игры «Путь в профессию» | Проектная группа | 21 января 2019 г | Профориентационная игра «Путь в профессию» (приложение № 2) | |
3. Заключительный этап | |||||
Практичес-кое занятие | - организация презентации игры для защиты проекта | Проектная группа | 20-30 января 2019 г | Презентация игры | |
Конкурс социально-трудовых проектов | -участие в учрежденческом конкурсе социально-трудовых проектов | Проектная группа | 1 февраля 2019 г | Защита игры на конкурсе проектов | |
Практичес-кое занятие в форме игры | - апробирование игры на вновь прибывших воспитанниц Куртамышского СУВУ | Проектная группа | Февраль 2019 г | Итоги игры |
Ожидаемые результаты. В результате реализации проекта предполагается:
- расширение кругозора и информирование воспитанниц Куртамышского СУВУ о профессиях сферы обслуживания;
- формирование положительной мотивации к освоению профессий сферы обслуживания;
- повышение мотивации к освоению профессий сферы обслуживания, через профориентационную игру «Путь в профессию».
Критерии и механизмы оценки эффективности проекта. Проект реализуется при поддержке администрации Куртамышского СУВУ.
Основным механизмом оценки эффективности социально-трудового проекта будет являться анализ выполнения поставленной цели и задач.
Команда проекта. Путрич Лариса Николаевна, Сучилова Людмила
Васильевна – мастера производственного обучения. Кулакова Анна, Смирнова Виктория – воспитанницы Куртамышского СУВУ.
Ресурсы проекта. Для успешной реализации проекта будут использованы информационные, кадровые и материально-технические ресурсы.
Информационные ресурсы: методическая литература по профориентационной работе, по разработке профориентационных игр.
Кадровые ресурсы: мастера производственного обучения первой и высшей квалификационной категории.
Материально-технические ресурсы:
- компьютер, принтер;
- аппарат для ламинирования;
- бумага для черчения (формат А3);
- бумага белая, цветная для печати (формат А4);
- фломастеры, краски, карандаши, клей.
Развитие проекта в пост проектной перспективе. Проведение настольной профориентационной игры«Путь в профессию» для обучающихся Куртамышского СУВУ в целях информирования их о профессиях сферы обслуживания.
Использование настольной профориентационной игры для обучающихся старших классов школ Куртамышского района.
Бюджет проекта.
№ п\п | Наименование материальных ресурсов | Количество | Цена |
1. | Макет игрового поля для настольный игры | 1 | 800 рублей |
2. | Цветные фишки (4 цвета) | 2 набора | 200 рублей |
3. | Кубик | 2 шт | 100 рублей |
4. | Ламинированные карточки-задания | 5 комплектов | 500 рублей |
5. | Папка – конверт с кнопкой (формат А3) | 1шт | 50 рублей |
6. | Папка-конверт для заданий | 5шт | 175 рублей |
Итого | 1 825 рублей |
Приложения
Приложение № 2.
Профориентационная игра «Путь в профессию»
Профориентационная игра «Путь в профессию» является настольной игрой для обучающихся старших классов.
Настольная игра состоит:
- Игровое поле, размер 60 Х 80 см
- Фишки –2 комплекта по 4 штуки разного цвета
- Кубик - 2 штуки
- Карточки –заданияс вопросами по профессиям – 4 комплекта разного цвета
- Карточки по историческим справкам и интересным фактам по профессиям – 4 комплекта
- Карточки - помощники - 8 штук
- Инструкция с правилами игры.
Цель игры: расширение кругозора по профессиям сферы обслуживания.
Правила игры.
Игра предназначена для обучающихся старших классов и нацелена на расширение кругозора, развитие интереса к профессиям, относящимся к сфере обслуживания.
Игра может быть как индивидуальной, так и командной. В игре могут участвовать четыре человека или 4 команды по 3-4 человека. У каждой команды фишка определенного цвета (красная, желтая, синяя, зеленая).
На игровом поле расположен путь от старта до финиша-64 шага в форме круга.Каждый шаг – определенный цвет, обозначающий вопросы из профессий сферы обслуживания:
-желтыйцвет -Швея;
-зелёныйцвет -Парикмахер;
-синий цвет –Продавец;
- красный цвет – Горничная.
Каждая команда вытягивает цветную фишку, по которой можно определить очередность хода(по цвету шага на игровом поле).
Первой ходит –желтая фишка, второй-зелёная, третьей –синяя,
четвертой –красная.
Первый игрок бросает кубик, перемещается на выпавшее число шагов вперед и дает ответ на вопрос по профессии, на которой остановилась фишка(профессия определяется по цвету шага). Вопросы зачитываются ведущими игры.
Карточки с вопросами совпадают с цветом профессии:
-желтыйцвет – Швея;
- зелёный цвет – Парикмахер;
- синий цвет – Продавец;
- красный цвет – Горничная.
Если команда дает правильный ответ на вопрос - фишка остаётся на месте, если ответ дан не верно, то фишка делает шаг назад. На вопрос игроки должны ответить в течение 30 секунд.
И так далее продолжается с каждой командой в соответствии с очередностью.
На игровом поле 64 шага,которые включают в себя вопросы, загадки, пословицы, поговорки по профессиям: Швея, Парикмахер, Горничная, Продавец.
На поле имеются четыре познавательных пункта,попав на которые участникам игры будет предложена историческая справка или интересный факт по данным профессиям. Каждая команда (игрок) в начале игры получает по две карточки-помощницы, которые дают возможность игрокам при возникновении затруднения при ответе на вопросыих использовать. В карточках-помощницах даны ребусы и пословицы, связанные с данными профессиями.
Победит команда, которая первой придёт к финишу.
Цель каждой команды дойти от старта до финиша первыми, ответив на максимальное количество вопросов.
Правила профориентационной игры «Путь в профессию»
Игра предназначена для обучающихся старших классов и нацелена на расширение кругозора, развитие интереса к профессиям, относящимся к сфере обслуживания.
Игра может быть как индивидуальной, так и командной. В игре могут участвовать четыре человека или 4 команды по 3 - 4 человека. У каждой команды фишка определенного цвета (красная, желтая, синяя, зеленая).
На игровом поле расположен путь от старта до финиша - 64 шага в форме круга. Каждый шаг – определенный цвет, обозначающий вопросы из профессий сферы обслуживания:
- желтый цвет - Швея;
- зелёный цвет - Парикмахер;
- синий цвет – Продавец;
- красный цвет – Горничная.
Каждая команда вытягивает цветную фишку, по которой можно определить очередность хода (по цвету шага на игровом поле).
Первой ходит – желтая фишка, второй – зелёная, третьей – синяя,
четвертой – красная.
Первый игрок бросает кубик, перемещается на выпавшее число шагов вперед и дает ответ на вопрос по профессии, на которой остановилась фишка (профессия определяется по цвету шага). Вопросы зачитываются ведущими игры по карточкам, которые совпадают с цветом профессии.
Если команда дает правильный ответ на вопрос - фишка остаётся на месте, если ответ дан не верно, то фишка делает шаг назад. На вопрос игроки должны ответить в течение 30 секунд.
И так далее продолжается с каждой командой в соответствии с очередностью.
На игровом поле 64 шага, из них 60 с вопросами и 4 познавательных пункта с историческими фактами. Каждая команда (игрок) в начале игры получает по две карточки-помощницы, которые дают возможность игрокам при возникновении затруднения при ответе на вопросы их использовать.
Победит команда, которая первой придёт к финишу.
Вопросы по профессиям
Профессия "Швея"
1. Предприятие на котором каждый человек может заказать себе пошив изделия. (Ателье).
2. Назовите три классические длины женского платья. (Мини, миди, макси)
3. Из чего чаще всего изготавливается одежда. (Материал, ткань)
4. Как называется ткань, окрашенная в один цвет. (Однотонная, гладкокрашеная)
5. Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (Портные)
6.У мелких животных так называется конечность. В швейной машине – это механизм, который прижимает материал к зубчикам двигателя ткани. (Лапка)
7. В природе это явление наблюдается во время грозы непосредственно перед раскатами грома. А в швейном производстве так называют один из видов застежки. (Молния)
8. Эта деталь называется одинаково и у швейной машины и у велосипеда. (Педаль)
9. Домашняя одежда женская с застежкой на пуговицы и петли. (Халат)
10. Как называются детали в одежде, которые служат для украшения и для хранения мелких предметов (Карманы)
11.Оборудование, которое имеет две подушки (Пресс)
12.Традиционная женская одежда Индии (Сари)
13.Обработанный край у ткани. (Кромка)
14. Какой инструмент используют для снятия мерок? (Сантиметровую ленту)
15. Ряд повторяющихся стежков дает нам понятие (Строчка)
16. Перечислите самые распространенные виды швейной фурнитуры (Пуговицы, застежка "молния")
17.Влез на стол он из- под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул. (Утюг)
18. Несъедобный предмет, без которого не обходится ни одно застолье (Скатерть)
19.Какие требования покупатель предъявляет к одежде (Одежда должна быть красивой, качественно пошитой, модной).
20. К какому виду белья относится ночная сорочка? ( Белье для сна)
21.Сколько раз нужно отмерить, прежде чем отрезать? (Семь).
22. К домашней одежде относится (Халат, домашнее платье, ..)
23.Вид одежды который является как производственной, так и используется на кухне(Фартук)
24.Конь стальной, хвост льняной….. (Игла)
Профессия «Парикмахер»
1.Натуральный растительный краситель для волос (Хна)
2. Природный пигмент волос (Меланин)
3. Что является исходным материалом в прическе (Волосы).
4. Прядь волос завитая в трубочку (Локон).
5. У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы. (Парикмахер).
6. Наиболее вредная вода для волос (Хлорированная)
7. «Поющий парикмахер – стилист» (Сергей Зверев)
8. На какое оружие похож фен с ручкой (На пистолет)
9. Укорочение длины волос (Стрижка)
10.Осветление отдельных прядей (Мелирование)
11. Элемент прически, который разделяет волосяной покров головы на две части (Пробор)
12. На что накручиваются волосы при химической завивке (На коклюшки)
13. Плотное взбивание волос расческой (Начес).
14. Какое лучшее средство от седины вы знаете? (Лысина)
15. Придание волосам красивых цветов (Колорирование)
16. Инструмент для бритья (Бритва)
17. Как называется приз, присуждаемый в конце года лучшему парикмахеру?
( Золотые ножницы).
18. Средства, применяемые для фиксации прически (Лак для волос).
19. Наука о кожных заболеваниях (Дерматология)
20. Ножницы для прореживания волос (Филировочные).
21. Очищающее средство для волос (Шампунь)
22.Вид прически для вечернего торжества (Вечерняя)
23. Способность волоса растягиваться и возвращаться в прежнее состояние(Эластичность)
24. Средство для укладки волос феном (Мусс, пенка).
Профессия "Горничная "
1. Удаление пыли, грязи, мусора с различных поверхностей и объектов для поддержания чистоты и порядка (Уборка)
2.Устройство с электрическим приводом для уборки пыли и загрязнений с поверхностей за счёт всасывания потоком воздуха (Пылесос)
3.Средство размещения, состоящее из определённого количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее гостям набор услуг (Гостиница)
4.Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком (Батарея отопления)
5.Это то, что позволяет вещи зависнуть между небом и землей (Вешалка, крючок для одежды)
6.Я увидел свой портрет, отошел - портрета нет (Зеркало)
7.Если в доме нет хозяйки —Буду я хозяйкой в нем.
Мною стены, мебель, окна,Все покроется кругом (Пыль)
8.В этой комнате диванчик
Мягкий, словно одуванчик.
Ночью тут летают сны
В желтых лучиках луны (Спальня)
9. В темноте, поближе к ночи,
У домов зажгутся очи.
Только их закроют скоро
Плотные ресницы-шторы (Окна)
10. День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня… (Кровать)
11.За водой идёт – песни звонкие поёт, а назад идёт – слёзы льёт (Ведро)
12.Ускользает как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится (Мыло)
13. Помещение, рассчитанное на проживание одного или нескольких человек. Оборудовано в соответствии с требованиями к гостинице данной категории (Номер)
14. Как называют особо важных персон, проживающих в отеле? (VIP)
15. Рабочим местом горничной является:
А) номер, в котором она выполняет уборку
Б) тележка горничной (Тележка горничной)
16. Какой документ необходим для регистрации и размещения гостя в отеле,
гостинице? (Паспорт)
17. Сумма денег, добровольно выдаваемых гостем обслуживающему персоналу гостиниц, сверх оплаты по счёту (Чаевые)
18. Помещение, рассчитанное на проживание одного или нескольких человек. Оборудовано в соответствии с требованиями к гостинице данной категории (Номер)
19.Какой вид уборки следует проводить в доме, гостиничном номере каждую неделю для поддержания чистоты? (Генеральная уборка)
20. Должность в пятизвёздочном отеле. Основной обязанностью этого человека является встреча гостей у входной двери (Швейцар)
21.Как называется уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств? (Дезинфекция)
Профессия Продавец
1. Нам дает товар и чек не философ, не мудрец и не супер человек, а обычный …(Продавец)
2. Как называется сладкий картофель? (Батат)
3. Какой метод обслуживания предполагает самостоятельный выбор покупателем товаров? (Самообслуживание)
4. Какой газ является самым «рекламным» (Неон)
5. Вид торгового оборудования, который выставляют на показ(Витрина)
6. Как заканчивается один из лозунгов торговли «Клиент всегда ……» (Прав)
7. Как вы думаете, какой вид торгового оборудования по-французски называется «la balance»? (Весы)
8. Как называется товар, который выслали из своей страны? (Экспорт)
9. Как называется товар, пришедший к нам из-за границы? (Импорт)
10. Термин «товароведение» состоит из двух слов – «товар» и «ведение», как вы думаете что это значит? (Знание о товаре)
11. Как вы считаете, для чего на упаковке печатается штриховой код? (Для считывания сканером)
12. Продолжите фразу: лучший двигатель торговли – это …….. (Реклама)
13. Если от брутто отнять нетто, то, что останется? (Тара)
14. Какое торговое оборудование предназначено для расчетов с покупателями? (Контрольно-кассовая машина)
15. Как называются крупные магазины самообслуживания? (Гипермаркет, супермаркет)
16. Как называется торговое оборудование, которое автоматически без помощи продавца, отпускают товар в обмен на монеты? (Торговый автомат)
17. Сделан он из молока, но тверды его бока.
В нем так много разных дыр, догадались? Это… (Сыр)
18. Как называется сумма, полученная за проданный товар? (Выручка)
19. Цена по которой продается товар называется оптовой или розничной? (Розничная)
20. Как называется средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь при перевозке и хранении? (Упаковка, тара)
21. Как найти стоимость 500 г печенья, если известно, что 1 кг стоит 140 рублей. (0,5Х140 = 70 р)
22. Как раньше называли небольшой магазин? (Лавка)
23. Как называется торговая мера продажи яиц? (Десяток)
24. Как называется чистый вес товара без тары? (Нетто)
Пословицы по профессии
- Не велико веретено, а всех одевает оно.
- Без веретена пряжи не спрядешь.
- Кривое веретено не оденет.
- Иглой шьют, чашей пьют, а плетью бьют.
- Без топора не плотник, без иглы не портной.
- Куда иголка, туда и нитка.
- Игла не шило, сапог не шила.
- Швец швеца по наперстку знает.
- Какова швея, таковы и изделия
Легенда о наперстке
Согласно средневековой легенде, жил да был один работящий портной, который часто прокалывал палец иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад. Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие голубые колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками. Утром портной обнаружил, что цветы стоят на месте нетронутые. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами. Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки, штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты голубые колокольчики – цветочки из сада портного. Тогда-то он и вспомнил о своих исколотых пальцах. Вернулся к себе домой и на следующее утро, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу. Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил, и за молчание. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.
Пословицы и поговорки
- Кудри завивай, да про дело не забывай
История причесок XVIII век
В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.
В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куаферов между собой.
В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу.Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.
Демократизации моды, упрощению видов причесок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно.
Разгадай в ребусе зашифрованную профессию | Разгадай в ребусе зашифрованное слово |
Отгадайте загадку. Стоит костер, во все стороны востер. | Продолжи пословицу. Длинная нитка – …… |
Разгадай в ребусе зашифрованное слово | Разгадай в ребусе зашифрованное слово |
Отгадайте загадку: Его, знают, стар и млад, С ним дела идут на лад. В детстве им играем мы, Строим замки и дворцы. А сейчас он нужен нам Расфасовывать товар..... | Разгадай в ребусе зашифрованное слово |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Педагогический проект
«Профориентационная работа в программе воспитания Куртамышского СУВУ», как способ профессионального самоопределения обучающихся».
Выполнили: Назарова Людмила Валерьевна,,
Сучилова Людмила Васильевна
Мастера п\о Куртамышского СУВУ
Куртамыш
2020 - 2021гг
1.Краткая аннотация проекта
Проект «Профориентационная работа в программе воспитания Куртамышского СУВУ», как способ профессионального самоопределения обучающихся».
Тип проекта по доминирующему методу: информационный, практико-ориентированный.
Характер координации: открытая координация
По количеству участников: групповой
В соответствие с предметно-содержательной областью: профориентационный
По продолжительности: долгосрочный
Педагогический проект направлен на решение проблемы профессионального самоопределения обучающихся Куртамышского СУВУ.
В Куртамышском СУВУ создана и функционирует модель профориентационной работы, которая призвана сделать процесс выбора профессии у учащихся более интересным и результативным.
Основная задача педагога -оказание помощи воспитанницам СУВУ в принятии решения выбора профессии и, соответственно, выбора профиля обучения. работа с обучающимися предполагается по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение;
- профессиональное воспитание;
- профессиональная активизация (развитие интересов и склонностей в различных видах деятельности);
- профессиональная психодиагностика ;
- профессональная консультация.
2. Обоснование необходимости проекта
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии, который осуществляется в несколько этапов и включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии. Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни? Ученые-социологи посчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям и внутренним убеждениям. Позже это влечет за собой разочарование, и даже психические расстройства.
Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодежью всегда, а сегодня она особенно актуальна, т.к. быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы.
У воспитанниц Куртамышского СУВУ чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что большинство подростков прибывают в учреждение из неблагополучных семей, где образ жизни родителей не является положительным примером для них. Нередко в таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка.
В большинстве случаев воспитанницы Куртамышского СУВУ имеют низкий уровень профессиональной мотивации, т.к. недостаточно осведомлены о трудовой деятельности. Нередко из-за этого происходят ошибки в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой, что оказывает существенное влияние на построение жизненных перспектив.
3. Цели и задачи проекта
Проблема профессионального самоопределения особенно актуальна для обучающихсяКуртамышского СУВУ. Большинство воспитанниц не имеют представление о своих интеллектуальных и личностных особенностях, а также о профессиональных склонностях и интересах.
Цель:Разработать модуль «Профориентация» к программе воспитания Куртамышского СУВУ.
Задачи:
-изучить методические рекомендации по составлению программы воспитания;
-изучить примерные программы воспитания различных ОУ;
-проанализировать профориентационную работу в СУВУ;
Отобрать результативные практики для модуля «профориентация».
Реализуя модуль «Профориентация» в программе «Воспитания», педагог реализует программы внеурочной деятельности , дополнительные общеразвивающие программы , а так же создаёт профориентационно- значимые проблемные ситуации,
актуализирует профессиональное самоопределение обучающихся, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
4. Сроки реализации проекта
Проект будет реализован в течение учебного года с октября 2020 г. по май 2021 г.
5. Этапы реализации проекта
Проект реализуется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Этапы проекта | Цель | Сроки |
Подготовительный | Изучение методических рекомендаций по составлению программы воспитания и примерных программ различных ОУ. | Октябрь - ноябрь 2021 г. |
Основной | Создание условий для планирования и проведения мероприятий: -проведения электронного тестирования пакетов «Профориентация» и «Профессия» в программе «Effecton Studio». Анализ проведенных профессиональных проб в 2020году по профессиям
- экскурсий в учебные заведения и предприятия области; -встреч с интересными людьми. | Декабрь 2020 г – февраль 2021 г |
Заключительный | Написание модуля «Профориентация» к программе воспитания Куртамышского СУВУ. Составление тематического плана к модулю «Профориентация» Защита проекта. | Март – май2021 г |
6. Основное содержание проекта
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Анализ анкет (цель выявление учащихся не имеющих профессионального плана или не определившихся с выбором будущей профессии ) | Сентябрь-октябрь | Социальные педагоги |
Анализ трудоустройства и дальнейшего обучения выпускников | В течение полугодия | Социальные педагоги, Мастера, воспитатели |
Составление и утверждение плана профориентационной работы на учебный год | октябрь | Максимовских Г.С. Сучилова Л.В. Назарова Л.В. |
Проведение психолого-педагогической диагностики , для профильной ориентации и профессионального самоопределения, а также выявления профессиональных склонностей подростков (программ «Effecton Studio») | Сентябрь-октябрь | Мастера психологи |
Консультирование учащихся по вопросам профессионального самоопределения | В течении учебного года | психологи |
Написание модуля «Профориентация» к программе воспитания Куртамышского СУВУ. Составление тематического плана . | Апрель-май | Сучилова Л.В. Назарова Л.В. |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
на 2021-2022 учебный год
Дела | Возраст | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Квест «Профессиональный лабиринт» | 12-17 | 1 сентября | Баёва Л.С. |
Единый информационный час «Моя профессия – моя опора | 12-17 | Сентябрь 4 неделя | Сучилова Л.В. |
Профориентационная диагностика (Электронное тестирование в программе «EffectonStudio») | 12-17 | Сентябрь, октябрь | Мастера производственного обучения |
Информационный час «Знакомство с материалами конкурса «WorldSkills». | 12-17 | Октябрь | Ефанова Н.Л. |
Профессиональные игры:
| 12-17 | Ноябрь | Мастера п\о Сучилова Л.В. Бебкова Л.А. Морозкова З.А. |
Проведение профессиональных проб по профессиям:
| 12-17 | Декабрь-январь | Мастера п\о |
Экскурсии на предприятия города и области | 12-17 | Январь -Февраль | Мастера п\о |
Поведение профориентационных экскурсий в учебные заведения г.Курган. | 12-17 | Февраль -Март | Мастера п\о |
Посещение Дней открытых дверей в учебных заведениях Курганской области | 12-17 | Апрель | Мастера п\о |
Единый классный час :«Профессии будущего» | 12-17 | Август | Мастера п\о Усынина О.А. Озерная С.В. |
Экскурсия в технопарк «Кванториум» | 12-17 | Июль-август | Мастера п\о |
Экскурсии-практикумы на предприятия города и области в рамках реализации программы профессиональных проб | 12-17 | Июль-август | Мастера п\о |
Профипарк( профессиональные пробы по профессиям):
| 12-17 | Июль-август | Максимовских Г.С. Мастера п\о Специалисты городских предприятий и заведений |
Круглый стол с приглашением специалиста Центра занятости населения «Ярмарка вакансий» | 12-17 | Август | Мастера п\о, специалисты центра занятости населения |
Всероссийские, региональные и районные мероприятия | |||
Участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства воспитанников СУВУ | Обучающиеся - победители учрежденческого конкурса | По плану Министерства Просвещения РФ | Мастера: Сучилова Л.В. Горохова И.Ю. Бебкова Л.А. Морозкова З.А. Усынина О.А. Озерная С.В. |
Участие и региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) г. Курган | Обучающиеся - победители учрежденческого конкурса | По плану Главуно | Максимовских Г.С. мастера |
Участие в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» | 14-17 | По плану Министерства Просвещения РФ | Мастера п/о |
национального проекта «Образование» на портале «ПроеКТОриЯ» | 14-17 | По плану Министерства Просвещения РФ | Мастера п/о |
Всероссийский урок трудовой доблести «Славен трудом человек» | 12-17 | По плану Министерства Просвещения РФ | Мастера п/о |
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся Куртамышского СУВУ по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение и создание условий для раскрытия личностных качеств подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, привития им трудовых навыков и профессионального самоопределения при выборе будущей профессии; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб воспитанников.
Задачи совместной деятельности педагога и ребенка –
- Создание модели профориентационной системы в Куртамышском СУВУ.
- Обеспечение профессионального просвещения, проведение профдиагностики и профконсультирования воспитанников учреждения, повышение уровня сформированности у воспитанников положительного отношения к труду.
- Организация и проведение профессиональных проб по профессиям.
Создавая профориентационно - значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучаемых к выбору будущей профессии, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности, включающей в себя построение персонального образовательно-профессионального маршрута.
- На региональном и всероссийском уровне:
Участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства воспитанников СУВУ
Участие и региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) г. Курган ;
Участие в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»; национального проекта «Образование» на портале «ПроеКТОриЯ»;
Участие во всероссийской акции «Урок цифры».
На муниципальном и региональном уровнях:
- Посещение Дней открытых дверей в учебных заведениях Курганской области: ГБПОУ «КТСиТ», технологический факультет КГУ, ГБПОУ «КТК», ГБПОУ «КБМК», ГБПОУ «БАПТ»
- Экскурсии
Знакомство с промышленными предприятиями Курганской области, дающие обучающимся СУВУ начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии
- ОАО «Швейная фирма «Лодия» г.Курган; гостиница «Зауралье» г. Курган; Мясокомбинат «Велес» пос. Частоозерье; ООО «Молоко Зауралья» г. Курган; торгово-строительная компания «ИП Кобяков» г. Куртамыш; ГКУ «Центр занятости населения Куртамышского района Курганской области».
- Посещение районных и городских мероприятий профориентационной направленности.
- Встречи с людьми г. Куртамыша и Куртамышского района, достигшими успеха в профессиональной деятельности и готовыми поделиться своим опытом построения карьеры «Путь в профессионалы: от ученика до мастера»
- Круглый стол с приглашением специалистов Центра занятости населения г. Куртамыша.
На уровне СУВУ
- Открытие профориентационного центра на базе Куртамышского СУВУ;
- Серия профориентационных занятий: «Формула успеха» «Ярмарка вакансий» Информационный час «Знакомство с материалами конкурса «WorldSkills».Единый информационный час «Моя профессия – моя опора»;
- Оформление стендов о профессиях;
- профориентационные игры: ……. симуляции, деловые игры, квесты, профипарки, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию, расширяющие знания обучаемых о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной воспитанницам профессиональной деятельности;
- повышение квалификации педагогов по направлению профориентации.
На индивидуальном уровне:
- Психолого-педагогическая диагностика, индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; проводимая по мере поступления воспитанниц в Куртамышское СУВУ;
- Составление индивидуальных маршрутных картпо результатам диагностики в течение 10 дней.
- Распределение обучающихся по группам .
- Электронное тестирование в программе «EffectonStudio», как способ профессионального самоопределения обучающихся» Куртамышского СУВУ, дающее воспитанницам возможность получить информацию о своих возможностях и предпочтениях в мире профессий, помогающего с выбором продолжения образования.
- Составление учащимися профессиограмм будущей профессии (работа с Матрицей выбора профессии (Г.В. Резапкина));
- Проведение профессиональных проб, в рамках которых выполняются задания различного уровня сложности , имитирующие типичные для специалиста ситуации с разделением на завершенные циклы и созданием законченного продукта.
Примерные профессии:
- Штукатур
- Маляр строительный
- Облицовщик-плиточник
- Садовник
- Продавец продовольственных товаров
- Парикмахер
- Швея
- Официант
- Медицинская сестра
- Горничная
- Повар-кондитер
- Мастер маникюра
- Флорист
- Карвинг
- Кузовной ремонт
- Журналист
- Фотограф
- Работник почты
- Работник банка
- Бухгалтер
где обучаемые могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить в себе соответствующие профессиональные компетенции.
7.Ресурсы
Для успешной реализации проекта будут использованы временные, информационные, кадровые, организационные и материально-технические ресурсы.
Временные ресурсы: 2021-2022 учебный год.
Информационные ресурсы: методическая литература, руководство пользователя программы электронного тестирования, интернет ресурсы, разработки воспитательных и иных мероприятий.
Кадровые ресурсы: мастера производственного обучения высшей квалификационной категории.
8.Целевая аудитория
Целевой аудиторией проекта будут являться обучающиеся Куртамышского СУВУ в возрасте 12-17 лет.
9.Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе профессионального самоопределения обучающихся Куртамышского СУВУ планируется проводить мероприятия по модулю «Профориентация» в программе «Воспитание» и открытие Профориентационного центра на базе учреждениядля обучающихся старших классов школ города Куртамыша и района
Литература
1. КомплексEffectonStudio. Быстрое начало работы: руководство по эксплуатации – Москва.
2. Интернет – ресурсы:
3.Совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий. Например, такими ресурсами могут быть:
- Атлас новых профессий (http://atlas100.ru),
- Банк интерактивныхпрофессиограмм (http://prof.eduprof.ru);
- Иннометрика (https://innometrica.pro);
- Мой ориентир (http://мой-ориентир.рф);
- Навигатум (https://www.navigatum.ru/czn.html);
- Поступи.онлайн (https://postupi.online.ru);
- ПроеКТОриЯ (http://proektoria.online.ru);
- ПрофВыбор.ру (http://www.profvibor.ru);
- Профилум (https://profilum.ru);
- Профориентатор.ру (https://proforientator.ru);
- Учеба.ру (https://www.ucheba.ru);
- ФоксФорд (https://foxford.ru) и т.п.Комплекс компьютерных
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогический проект «Профориентационная работа в программе воспитания Куртамышского СУВУ» Тип проекта по доминирующему методу: информационный, практико-ориентированный Характер координации: открытая координация По количеству участников: групповой В соответствии с предметно-содержательной областью: профориентационный По продолжительности: долгосрочный.
Цель проекта : Разработать модуль «Профориентация» к программе воспитания Куртамышского СУВУ. Задачи: -изучить методические рекомендации по составлению программы воспитания; -изучить примерные программы воспитания различных ОУ; -проанализировать профориентационную работу в СУВУ; -отобрать результативные практики для модуля «Профориентация». -обеспечить методическое сопровождение педагогических кадров по организации профориентационной работы с учащимися; - подобрать активные формы и методы формирования профессиональной ориентации Педагогический проект направлен на решение проблемы профессионального самоопределения обучающихся Куртамышского СУВУ.
Реализация проекта: октябрь 2020г. - май 2021 г. Этапы проекта Цель Сроки Подготовительный Изучение методических рекомендаций по составлению программы воспитания и примерных программ различных ОУ. Октябрь - ноябрь 2021 г. Основной Создание условий для планирования и проведения мероприятий: -проведения электронного тестирования пакетов «Профориентация» и «Профессия» в программе «EffectonStudio». Анализ проведеных профессиональных проб в 2020году по профессиям Горничная Повар-кондитер Мастер маникюра Флорист Карвинг Кузовной ремонт Работник почты Работник банка Бухгалтер Официант - экскурсий в учебные заведения и предприятия области; -встреч с интересными людьми. Декабрь 2020 г – февраль 2021 г Заключительный Написание модуля «Профориентация» к программе воспитания Куртамышского СУВУ. Составление тематического плана к модулю «Профориентация» Защита проекта. Март – май 2021 г Этапы реализации проекта
Результаты экспериментального тестирования обучающихся 9 -х классов Куртамышского СУВУ Пакет «Профориентация» Определение профессионально-личностного типа Артистический тип – 20 % Социальный тип -21% Предпринимательский – 11% Конвенциональный – 6% Реалистический – 0% Определение профессиональных предпочтений Человек-человек – 55 % Художественный образ – 16% Живая природа –18% Знаковая система – 3 % Техника – 5% Неживая природа – 0 % Методика изучения склонностей Организаторские: высокий уровень – 20% выше среднего – 9% средний -20% ниже среднего – 17% низкий -21 % Коммуникативные: высокий уровень – 9 % выше среднего – 20 % средний -23 % ниже среднего – 14 % низкий -34 %
Пакет «Профессия» Выявление лидерских способностей Сильные – 20 % Средние – 40 % Слабые – 40 % Оценка творческого потенциала Высокий творческий потенциал – 6 % (Хохлова С., Чумакова Н.) Неплохой творческий потенциал – 94% Оценка трудовой мотивации Позитивная мотивация к успеху – 46 % Мотивация явно не выражена – 54 % Оценка уверенности в себе Высокая склонность к риску и зависимости к азартным играм – 33 % Могут пойти на риск, но контролируют себя, не склонны к игровой зависимости – 67 % Оценка волевых качеств личности Волевой человек – 21 % Есть задатки – 55 % Не волевой – 24 % Оценка нервно-психической устойчивости Нервно-психическая устойчивость в стрессе: Высокий уровень – 0 % Средний – 32 % Низкий уровень – 68% Риск дезадаптации: Высокий – 68 % Средний – 32 % Низкий – 0 %.
Методика мотива выбора профессии Парикмахер, визажист – 25 %, Учитель, воспитатель – 11%, Кондитер – 5%, Медсестра – 7%, Штукатур – 9 %, остальные 43% выбрали разные профессии Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса Слишком высокий уровень – 30 % Высокий – 31 %, Средний – 37 % Пакет «Профориентация»
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» на 2021-2022 учебный год Дела Возраст Ориентировочное время проведения Ответственные Квест «Профессиональный лабиринт» 12-17 1 сентября Баёва Л.С. Единый информационный час «Моя профессия – моя опора 12-17 Сентябрь 4 неделя Сучилова Л.В. Профориентационная диагностика (Электронное тестирование в программе «EffectonStudio») 12-17 Сентябрь, октябрь Мастера производственного обучения Информационный час «Знакомство с материалами конкурса «WorldSkills». 12-17 Октябрь Ефанова Н.Л. Профессиональные игры: «Путь в профессию» «Социальное метро» «Атлас профессий» 12-17 Ноябрь Мастера п\о Сучилова Л.В. Бебкова Л.А. Морозкова З.А.
Проведение профессиональных проб по профессиям: Штукатур Маляр строительный Облицовщик-плиточник Садовник Продавец продовольственных товаров Парикмахер Швея Официант Медицинская сестра 12-17 Декабрь-январь Мастера п\о Экскурсии на предприятия города и области 12-17 Январь -Февраль Мастера п\о Поведение профориентационных экскурсий в учебные заведения г.Курган. 12-17 Февраль -Март Мастера п\о Посещение Дней открытых дверей в учебных заведениях Курганской области 12-17 Апрель Мастера п\о Единый классный час : «Профессии будущего» 12-17 Август Мастера п\о Усынина О.А. Озерная С.В.
Экскурсия в технопарк «Кванториум» 12-17 Июль-август Мастера п\о Экскурсии-практикумы на предприятия города и области в рамках реализации программы профессиональных проб 12-17 Июль-август Мастера п\о Профипарк( профессиональные пробы по профессиям): Горничная Повар-кондитер Мастер маникюра Флорист Карвинг Кузовной ремонт Журналист Фотограф Работник почты Работник банка Бухгалтер 12-17 Июль-август Максимовских Г.С. Мастера п\о Специалисты городских предприятий и заведений Круглый стол с приглашением специалиста Центра занятости населения «Ярмарка вакансий» 12-17 Август Мастера п\о, специалисты центра занятости населения
Всероссийские, региональные и районные мероприятия Участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства воспитанников СУВУ Обучающиеся - победители учрежденческого конкурса По плану Министерства Просвещения РФ Мастера: Сучилова Л.В. Горохова И.Ю. Бебкова Л.А. Морозкова З.А. Усынина О.А. Озерная С.В. Участие и региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) г. Курган Обучающиеся - победители учрежденческого конкурса По плану Главуно Максимовских Г.С. мастера Участие в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» 14-17 По плану Министерства Просвещения РФ Мастера п/о Национального проекта «Образование» на портале «ПроеКТОриЯ» 14-17 По плану Министерства Просвещения РФ Мастера п/о
Целевая аудитория Целевой аудиторией проекта будут являться обучающиеся Куртамышского СУВУ в возрасте 12-17 лет.
Ожидаемые результаты Профориентационная работа должна представлять собой системную деятельность, включающую не только целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, но и критерии эффективности профориентации. Результатами профориентации являются: – повышение статуса рабочих профессий; – открытая информационная среда профориентационной работы; – обеспечение информированности учащихся о рынках труда и перспективах экономического развития Курганской области; – увеличение доли выпускников СУВУ, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях; –– увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии.
Перспективы дальнейшего развития В перспективе профессионального самоопределения обучающихся Куртамышского СУВУ планируется проводить мероприятия по модулю «Профориентация» в программе «Воспитание» и открытие Профориентационного центра на базе учреждения для обучающихся старших классов школ города Куртамыша и района.
Ресурсы Временные ресурсы: 2020-2021 учебный год. Информационные ресурсы: методическая литература, руководство пользователя программы электронного тестирования, интернет ресурсы, интернет ресурсы, разработки воспитательных и иных мероприятий. Кадровые ресурсы: мастера производственного обучения высшей квалификационной категории.
Вывод 1. Создан макет модуля «Профориентация» программы воспитания Куртамышского СУВУ. 2. Спланирован тематический план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации обучаемых СУВУ; 3. Определена необходимая ресурсная база ( информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для сопровождения профессиональной ориентации воспитанниц).
Спасибо за внимание !