Внеурочная деятельность.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_rasteniy.doc148.5 КБ
Microsoft Office document icon kruzhok_hochu_vsyo_znat.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №4»

« Рассмотрено»

Руководитель ШМО

 ______________/____________/

                          ФИО

Протокол №_______ от «___»

____________2017г.

« Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ « Средняя школа №4»

______________/____________/

                          ФИО

 «___»___________2017г.

« Утверждено»

Руководитель МБОУ «Средняя школа №4»

______________/___________/

                          ФИО

Приказ №_______ от «___»

____________2017г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Экология растений»

(название предмета/курса)

Направление естественнонаучное

Уровень общего образования:

основное общее образование, 7 классы

Количество часов – 34 ч

Составитель:         О.В. Буленкова.

Ачинск  2017

 Пояснительная записка

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное,

 обще интеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, общекультурное. 

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Программа «Экология растений» относится к обще интеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся   7 классов, срок реализации программы 1 год.  

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье;

о месте экологии растений в ботанической науке;

об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развивать  навыки  при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развивать навыки  общение и коммуникации.
  • Развивать творческие  способности  ребенка.
  • Формировать экологическую культуру и чувство  ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формировать приемы, умения  и навыки  по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формировать  потребности в здоровом образе жизни.

    Воспитательные

      Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому чело

веку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих  к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (12-15 человек) и рассчитано  на  возрастное звено 7 классов.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час  в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

  Данная  программа по экологии    предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

Планируемые результаты освоения    программы  курса «Экологии растений » в 7 классах:

Личностными результатами изучения курса « Экология растений » являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию  в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Экология растений» является (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).  

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

     Учащиеся должны  уметь:

    ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения  исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:         экосистема, элементы экосистемы,   экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;  
  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и  компонентов экосистем.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в  экосистемах своей местности;
  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Основные составляющие природы.

  Учебно-тематический план

 Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

1

1

 2.

Свет в жизни растений

1

1

 3.

Тепло в жизни растений

1

1

 4.

Вода в жизни растений

1

1

 5.

Воздух в жизни растений

1

1

 6.

Почва в жизни растений

1

1

 7.

Животные и растения

1

1

 8.

Влияние растений друг на друга

1

1

9.

Грибы и бактерии в жизни растений

1

1

10

 

Сезонные изменения растений

1

1

   11.

12

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

Изменение растений в течение жизни

1

1

 13.

Жизненные формы растений

1

1

 14.

  Растительные сообщества

1

1

 15.

 Условия прорастания семян.

1

1

 

16

Удивительные растения

1

1

17

Растения — хищники.

1

1

18

Растения лечат людей.

1

1

 

19

Редкие растения Края.

1

1

20

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

1

1

21


Растения – сорняки и вредители здоровья человека

1

1

22

Бактериальные грибные болезни растений.

1

1

23

Виды цветков. Соцветия.

1

1

24

Космическая роль зелёных растений.

1

1

25

Понятие о систематике растений.

1

1

26

Семейства двудольных растений. Семейство Розоцветные.

1

1

27

Семейство  Бобовые.

1

1

28.

Семейство Паслёновые,Сложноцветные.

1

1

29

Семейства однодольных растений. Семейство Лилейные.

1

1

30

Семейство Злаковые.

1

1

31

Ботаническая игра-закрепление «Семейства цветковых растений».

1

1

32

Значение лишайников в природе и жизни человека.

1

1

33

Образование крахмала в листьях растений на свету.

1

1

34

Охрана растительного мира.

1

1

Всего:  34 часа

                                               

 Содержание программы

1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет.

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

 2. Свет в жизни растений.

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа. Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности.

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

 Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)

3. Тепло в жизни растений

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.

4. Вода в жизни растений.

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

 Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.

     Влияние воды и тепла на прорастание растений.

  Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

5. Воздух в жизни растений.

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

6. Почва в жизни растений

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

   Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие про           ростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)

7. Животные и растения.

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

8. Влияние растений друг на друга.

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

   Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров,    например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)

9. Грибы и бактерии в жизни растений.

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

     Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

10. Сезонные изменения растений .

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетки. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетки, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

 11. Изменение растений в течение жизни

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни

     растений .

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность

13. Жизненные формы растений .

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

  Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)

14. Растительные сообщества.

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

   15. Условия прорастания семян.

Прорастание  зависит от качества семян, необходимо важные условия: тепло, воздух, вода.

16. Удивительные растения

Водоросли. Первопроходцы. Покрытосеменные растения. Грибы. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.

  17.Растения — хищники.

  Познакомиться с растениями — хищниками, место обитания таких растени.

.Условия жизни и строении кувшиночников.

18. Растения лечат людей.

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

19.Редкие растения Края.

 Редкие и охраняемые растения своей местности.

20.Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

Выращивание комнатных растений правила ухаживание за растениями. Основные понятие: перевалка, пересадка, земляная смесь.

21.   Растения – сорняки и вредители здоровья человека.

Разнообразие растений сорняков, условия обитания.

22. Бактериальные и грибные болезни растений.

Условия распространения грибных заболеваний: фитофтороз, фитофтора, возбудители заболеваний.

23.Виды цветков. Соцветия.

Разнообразие видов цветков, строение цветка: пестик, тычинка, венчик, завязь.

Соцветие: корзинка, кисть, зонтик,метёлка.

24.Космическая роль зелёных растений.

Роль зеленых растений в жизни человека и животного мира. Фотосинтез, пищевые цепи, основные правила и уход за зелёными растениями.

25. Понятие о систематике растений.

История развитие систематики. Основная классификация растений вид. Основоположник систематики Карл Линней.

26.Семейства двудольных растений. Семейство Розоцветные.

Основные признаки двудольных растений, формула цветка, знать представителей семейство Розоцветных.

 27. Семейство  Бобовые.

Основные признаки двудольных растений, формула цветка, знать представителей семейство Бобовых.

28.Семейство Паслёновые,Сложноцветные.

Основные признаки двудольных растений, формула цветка, знать представителей семейство Паслёновых, Сложноцветных. Значение в жизни человека.

29.Семейства однодольных растений. Семейство Лилейные.

Основные признаки однодольных растений, формула цветка. Основные понятие:

корень, листья, семя. Значение в жизни человека.

30. Семейство Злаковые.

Основные признаки однодольных растений, формула цветка, знать представителей семейство Злаковых. Значение в жизни человека и животных.

 31.Ботаническая игра-закрепление «Семейства цветковых растений».

32.Значение лишайников в природе и жизни человека.

Лишайники служат — индикаторами чистоты воздуха, чувствительны к загрязнению

 33. Образование крахмала в листьях растений на свету.

  34.  Охрана растительного мира

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

  Предполагаемая результативность курса

  • Развитие внимания, наблюдательности.
  • Привитие эстетического восприятия.
  • Наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального  окрашенного отношения к окружающему миру.
  • повышение уровня экологической грамотности;

  • развитие творческих способностей у воспитанников;

  • обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.
  • Формирование бережного отношения к природе;

  •  Повышение уровня  нравственного экологического воспитания;

  •  Привитие рационального использования  ресурсов природы;

  •  Формирование экологической ответственности.
  • формирование умений правильного поведения в природе;
  •  обогатить знания о природе.

 Исследовательские умения:

Приобретение учащимися практических экологических   и  природоохранительных навыков;

Выполнение простейших экологических исследований      в полевых условиях.

Организационно – пропагандистские умения:

Применение знаний законодательства об охране природы;

 Планирование практических дел по охране природы;

 Пропаганда здорового образа жизни.

Поведенческие умения:

Формирование умений правильного поведения в природе.

Опознавательные умения:

Распознание объектов природы.

Учащиеся должны уметь наблюдать за природными явлениями,   за взаимосвязями  живых организмов и объяснять увиденное.

Учащиеся  должны проявлять бережное   отношение к живым   организмам.

Развивать в процессе общения память, внимание,  речь, мышление,   эмоционально - волевую   сферу. Развивать умение анализировать  глобальные  региональные экологические проблемы.

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков работы сс световым микроскопом, соблюдение правило работы с ним.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

1.Гербарий растений,

2.Муляжи грибов.

 3.Коллекции растений, чучела птиц и животных, модели  цветков.

4. Демонстрационные таблицы.

5. Электронное приложение к УМК.

6. Электронно-образовательные ресурсы.

7. Мультимедиапроекция.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.
  2. Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1
  3. Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
  4. Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972
  5. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
  6. Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
  7. Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
  8. Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
  9. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
  10. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

       Электронные ресурсы по экологии

  • Биология. Химия. Экология [Электронный ресурс]: Межпредметный интегрированный курс/ Министерство образования РФ, ООО "Физикон", ООО"Дрофа". - М.: ГУ РЦ ЭМТО, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (в кор.)
  • Жить или не жить: [Видеозапись] / Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ; И. Коган, Т. Листратенко, С. Василенко. - М.: Кварт, 2003. - 1 вк. (32 мин.). - (Российская национальная экологическая видеоэнциклопедия; фильм 1). - (в кор.)
    Агрессивное отношение человека к природе, возможные выходы из сложившейся ситуации. 
  • КОАПП: Комиссия особо активной помощи природе [Видеозапись]: 18 серий/ ТО "Экран", Союзтелефильм, 1984-1990; авт.сцен. И. Глебова, авт.сцен. М. А. Константиновский. - М.: ПрестижСтудио-М, 2003. - 1 вк. (178 мин.), анимац.и pеал. - (в кор.).
  • Харлампович Г.Д. (Профессор, доктор технических наук). Экология [Электрон. ресурс]: Общий курс: Для учащихся сред., вуз и самостоят. обучения/ Г.Д.Харлампович, И.И.Шолина. - Екатеринбург: Центр ТСТО УГТУ (УПИ); Екатеринбург: Изд-во мультимедиа "Образ"; Екатеринбург: СОБА "Здоровая семья", 1998. - 1 CD-ROM. - (в кор.)
    Общий курс экологии включает в себя объемный иллюстративный материал, анимацию, видеофрагменты, которые помогут освоить историю развития жизни на Земле, закономерности существования и развития экосистем, способы выхода из экологического кризиса. 
  • Экология.5(6) класс: Учебное электронное издание/ В. Г. Бабенко , Е.О. Фадеева. - М.: Моск.Гос.институт электроники и математики, 2002. - 1 CD-ROM. - (в кор.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №4»

« Рассмотрено»

Руководитель ШМО

 ______________/___

                          ФИО

Протокол №_______ от «___»

____________2015г.

« Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ « Средняя школа №4»

______________/____________/

                          ФИО

 «___»___________2015г.

« Утверждено»

Руководитель МБОУ «Средняя школа №4»

______________/__________

                          ФИО

Приказ №_______ от «___»

____________2015г.

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»

ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА

Учитель биологии: Буленкова Оксана Владимировна

Учебный год: 2015-2016

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
  •  Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)
  • Федеральный закон о животном мире (ст.35)
  • Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14)

Цель курса «Программа кружка  « Хочу всё знать» соответствует целям ФГОС. Одним из важнейших требований к современного образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Работа кружка  направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.

Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание начальных навыков экологической культуры.

задачи:

- развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формировать первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- углублять и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формировать экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитывать  экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

     

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-15 человек) и рассчитано  на  возрастное звено 5 классы.  

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 2 часа  в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

  Данная  программа по экологии    предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

     Планируемые результаты освоения    программы  курса «Хочу всё знать» в 5 классах:

Личностными результатами изучения предмета « Хочу всё знать » являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию  в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса « Хочу вё знать» является (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).  

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

     Учащиеся должны  уметь:

ОПИСЫВАТЬ: 

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения  исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:         экосистема, элементы экосистемы,   экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;  
  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и  компонентов экосистем.

ОБЪЯСНЯТЬ: 

  • экологические взаимодействия в  экосистемах своей местности;
  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Основные составляющие природы.

  1. Учебно-тематический план

Тема

Теория

Практика

Всего

часов

1.

Организационное занятие.

1

1

2.

 Экологические факторы и их влияние на организмы

1

1

3.

Природа - наш общий дом.

2

2

4.

Основные составляющие природы.

2

2

5.

 Пищевые связи.

2

2

6.

Мир полон хищников.

1

1

7.

Конкуренция и соперничество.

1

1

8.

Дружба в природе.

1

1

9.

Воздух, значение его чистоты для живых организмов.

1

1

2

10.

Царство почвы - уникальный мир природы.

1

1

2

11.

Вода - чудо природы.

1

1

2

12.

Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема".

1

1

2

13.

Пресные воды - наше богатство.

2

2

14.

Уязвимое море.

1

1

15.

Экологический рассказ. Диспут.

1

1

2

16.

Экология в нашем доме.

2

2

17.

Экомир моей семьи

1

1

2

18.

Экология человека.

2

2

19

Почувствуй себя библиографом

2

2

20.

Экология насекомых.

1

1

2

21.

Бионика - наука о подражании живым
существам.

2

2

22.

Почувствуй себя физиологом

1

1

2

23.

Природа   моей страны.

2

2

24.

Красная книга

2

2

25.

Экологический марафон.

1

3

4

26.

Вопросы задает природа.

1

1

27.

Они любили свою Землю (исчезнувшие виды).

2

2

28.

Почувствуй себя микологом

1

1

2

29.

Почувствуй себя бактериологом

1

1

2

30.

Почувствуй себя цитологом

1

1

2

31.

Почувствуй себя фольклористом

1

1

2

32.

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое

2

2

33.

Почувствуй себя фенологом

2

2

34.

Растения лечат людей.

2

2

35.

Почувствуй себя ботаником

1

1

2

36.

Викторины конкурсы, игры, беседы.

3

3

37.

Почувствуй себя  альтологом.

2

1

3

38.

Итоговое занятие

1

1

Всего: 72 часа

Содержание программы

1. Организационное занятие

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2.   Экологические факторы и их влияние на организмы

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.  

 3. Природа - наш общий дом

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

4. Основные составляющие природы.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

5. Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

6. И на хищника управа есть

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

7. Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

8. Дружба в природе

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

      9. Воздух, значение его чистоты для живых организмов

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

10. Царство почвы - уникальный мир природы

Почва - источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы.

11. Вода - чудо природы

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

12. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

     13. Пресные воды - наше богатство.

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

14. Уязвимое море.

Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.

15. Экологический рассказ. Диспут

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

16. Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

17. Экомир моей семьи

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

18. Экология человека.

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

19. Почувствуй себя библиографом

Творческая мастерская «Создание картотеки великих  естествоиспытателей».

      20. Экология насекомых

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". "Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

21 Бионика - наука о подражании живым существам

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы

22.Почувствуй себя физиологом

Исследование процесса испарения воды листьями. Доказывать на основании процесса      испарения воды листьями, что это свойства живого

     23. Природа моей страны.

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга

24. Красная книга

Почему она красная?  "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

25. Экологический марафон.

 26. Вопросы задает природа.

Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.

27. Они любили свою Землю.

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж. Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

   28.Почувствуй себя микологом .Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом.Фотографии в презентации. Проводить опыт, доказывающий что плесень – это грибы. Изготавливать микропрепарат.

29.Почувствуй себя бактериологом. Изготовление бактерий из подручного материала. Защита работы. Устанавливать основные части клетки бактерии. Находить отличия от клеток растений и животных.

30.Почувствуй себя цитологом. Создание модели клетки из пластилина.  Устанавливать основные части клетки.

31.Почувствуй себя фольклористом.Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам.

32.Почувствуй себя исследователем природных сообществ.Мини-конференция о природных сообществ.

33.Почувствуй себя фенологом.Составление макета этапов развития семени фасоли.

34. Растения лечат людей. История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

35.Почувствуй себя ботаником. Гербарий цветкового растения. Определение органов цветкового растения и описание их функции.

36. Викторины конкурсы, игры, беседы.

37.Почувствуй себя  альтологом. Определять особенности строения спирогиры. Умение применить полученные знания в реальной жизни.

38. Итоговое занятие. Защита проекта.

Предполагаемая результативность курса

  • Развитие внимания, наблюдательности.
  • Привитие эстетического восприятия.
  • Наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального  окрашенного отношения к окружающему миру.
  • повышение уровня экологической грамотности;

  • развитие творческих способностей у воспитанников;

  • обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.
  • Формирование бережного отношения к природе;

  •  Повышение уровня  нравственного экологического воспитания;

  •  Привитие рационального использования  ресурсов природы;

  •  Формирование экологической ответственности.
  • формирование умений правильного поведения в природе;
  •  обогатить знания о природе.

        Исследовательские умения:

 − Приобретение учащимися практических экологических   и  природоохранительных навыков;

− Выполнение простейших экологических исследований      в полевых условиях.

Организационно – пропагандистские умения:

− Применение знаний законодательства об охране природы;

  − Планирование практических дел по охране природы;

 − Пропаганда здорового образа жизни.

Поведенческие умения:

− Формирование умений правильного поведения в природе.

Опознавательные умения:

  − Распознание объектов природы.

     Учащиеся должны уметь наблюдать за природными явлениями,   за взаимосвязями  живых организмов и объяснять увиденное.

     Учащиеся  должны проявлять бережное   отношение к живым   организмам.

Развивать в процессе общения память, внимание,  речь, мышление,   эмоционально - волевую   сферу. Развивать умение анализировать  глобальные  региональные экологические

проблемы.

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков работы сс световым микроскопом, соблюдение правило работы с ним.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

1.Гербарий  растений,

2.Муляжи грибов.

 3.Коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

4. Демонстрационные таблицы.

5. Электронное приложение к УМК.

6. Электронно-образовательные ресурсы.

7. Мультимедиапроекция.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.
  2. Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1
  3. Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
  4. Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972
  5. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
  6. Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
  7. Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
  8. Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
  9. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
  10. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  11. Григорьев Л.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.
  12. Криволапова  Н. А.  Внеурочная деятельность.  Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н. А.  Криволапова. – М. : Просвещение, 2013.
  1.    Список рекомендуемой литературы для учащихся

 Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995

Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994

  1.       Интернет-ресурсы: