Дидактический материал.

Карточки с разно уровневыми  заданиями для обучающихся с ОВЗ по адаптированным програмам,презентации уроков, лабораторные работы  с 6-9 класс по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка по теме:  «Система органов пищеварения»

Задание 1.

Из предложенного списка органов выберите те,  которые относятся  к пищеварительной системе: глотка, гортань, трахея, пищевод, сердце, желудок, кишечник, легкие, печень,  поджелудочная железа.

Задание 2.

        Допишите предложение:

Пищеварительная система состоит из__________________________________

__________________________________________________________________.

Карточка по теме:  «Система органов пищеварения»

Задание 1.

Из предложенного списка органов выберите те,  которые относятся  к пищеварительной системе: глотка, гортань, трахея, пищевод, сердце, желудок, кишечник, легкие, печень,  поджелудочная железа.

Задание 2.

        Допишите предложение:

Пищеварительная система состоит из__________________________________

__________________________________________________________________.

            Проверочная работа по теме:  Живая и неживая природа.

6 класс

  1. Заполните таблицу.

Неживые тела

Живые тела

Названия тел природы для заполнения таблицы: белка, ворона, глина, вода, муха, воздух, береза,  камень, Солнце, Луна, лягушка, песчинка, одуванчик, оса.

  1. Прочитайте названия тел и подчеркните одной чертой названия тел природы, а двумя чертами – названия тел, сделанных человеком:

песок,  графин,  стакан,  ложка,  Луна,  вода,  кирпич,  камень, лед, проволока.

  1. Заполните таблицу.

Твердые тела

Жидкие тела

Газообразные тела

Названия тел для заполнения таблицы:  вода,  нефть, молоко, глина, водяной пар, керосин, песок, воздух, лед,  кислород, водопровод, камень.

  1. Напишите, какие  явления неживой природы можно наблюдать осенью.

Осенью часто____________дождь. Солнце редко_______________ сквозь облака. Дует____________________ветер.

Какие еще явления бывают в природе?____________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка по теме:  Многообразие растений

7 класс

 Задание:  заполните таблицу.

Деревья

Кустарники

Травы

1.

2.

3.

4.

5.

Карточка по теме: Значение растений в жизни человека

7 класс

Задание: заполните таблицу.

Значение растений

Название растений

Растения, употребляемые в пищу человеком и идущие на корм скоту

Лекарственные растения

Декоративные растения

Растения, используемые для получения тканей

Растения, у которых используется древесина

 

                                            Тест по теме:  Насекомые.

8 класс

Если правильно то ставите «+», если нет «-».

1.Насекомые –беспозвоночные животные.

2.У всех насекомых есть крылья и они летают.

3.Насекомых можно встретить в разных местах: в лесу, на лугах, водоемах,  и даже в жилье человека.

4.Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка

5. Все насекомые –дикие.

6. С помощью глаз насекомые различают запахи.

7.По бокам брюшка расположены дыхальца.

8. Все насекомые приносят пользу человеку.

9.Птицы питаются гусеницами бабочки-капустницы.

10.Все насекомые в природе полезны.

       

Тест по теме: Строение однодольных и двудольных растений.

7 класс

Если правильно то ставите «+», если нет «-»

1.Все семена имеют по две семядоли.

2. Семена растений, имеющую одну семядолю, называются двудольными.

3. В семени  двудольных растений две семядоли.

4. Снаружи семя покрыто корой.

5.Семядоля – часть зародыша.

6.Семенная кожура выполняет защитную роль.

7.Семенная кожура это часть зародыша.

8.Семена однодольных растений содержат одну семядолю.

9.Зародыш семени двудольных растений содержат 2 семядоли, корешок,  стебелек, почечки.

10. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается.

                                               Тест по теме: Птицы

8 класс

Игра «Верно ли утверждение».  Если правильно то ставите «+», если нет «-»

1.Группа животных, тело которых покрыто  перьями – птицы.

2.Различают перья контурные и пуховые.

3.Различают перья контурные, пуховые, контурно-кроющие.

4.У каждой птицы есть голова, шея, туловище, плавники.

5. У каждой птицы есть голова, шея, туловище, пара конечностей.

6. Перья защищают тела птицы от охлаждения, от повреждения о различные предметы.

7.Клюв – это орган захвата и удержания добычи.

8.Птицы плохо слышат.

9.Птицы хорошо слышат и хорошо видят.

10.Птицы могут повернуть голову в любую сторону.

                           Тест по теме:  Органы. Системы органов

9 класс

Игра «Верно ли утверждение».  

Если правильно то ставите «+», если нет «-»

1.Тело человека покрыто кожей.

2.Опорно-двигательная система состоит из кожи и слизистой оболочки.

3.Каждый орган имеет свою форму, строение и расположение.

4.Опорно-двигательная система защищает внутренние органы, позволяет человеку двигаться.

5.Кровеносная система снабжает все органы кислородом и питательными веществами и забирает от них углекислый газ.

6.Дыхательная система состоит из сердце и кровеносных сосудов.

7.С помощью  пищеварительной системы пища поступает в организм.

8. Главные органы выделительной системы – легкие.

9.Нервная система состоит из головного и спинного мозга.

10.Все части  организма связаны  между собой и работают согласованно.

Тест по теме: Состав крови.

9 класс

Игра «Верно ли утверждение».   Учитель читает утверждения, а учащиеся  ставят «+» если верно, «-»  если  утверждение не верно).

1.Кровь состоит из плазмы и клеток.

2.Кровь связывает все органы между собой.

3.Кровь участвует в дыхание человека.

4.Кровь разносит по организмам питательные вещества, а вредные  вещества доставляет к органам выделения.

5.Белые кровяные клетки – это эритроциты.

6.Белые  кровяные клетки защищает организм от вредных микробов.

7.Красные  кровяные клетки –лейкоциты.

8.Красные кровяные клетки содержат гемоглобин и переносят кислород.

9.Кровяные пластинки участвуют в свертывании крови.

10.Кровяные пластинки выполняют защитную функцию, уничтожают микробы.

Карточка по теме: Значение корня в жизни растения

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении корня

1. Укрепляет растения в почве.

2. Поглощает из почвы воду и минеральные соли.

3. Держит на себе листья и плоды с семенами

4. Участвует в дыхании растения

5. Накапливает питательные вещества

6. Участвует в размножении  растений

____________________________________________________________

Карточка по теме: Значение корня в жизни растения

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении корня

1. Укрепляет растения в почве.

2. Поглощает из почвы воду и минеральные соли.

3. Держит на себе листья и плоды с семенами.

4. Участвует в дыхании растения

5. Накапливает питательные вещества

6. Участвует в размножении  растений.

Карточка по теме: Значение корня в жизни растения

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении корня

1. Укрепляет растения в почве.

2. Поглощает из почвы воду и минеральные соли.

3. Держит на себе листья и плоды с семенами.

4. Участвует в дыхании растения

5. Накапливает питательные вещества

6. Участвует в размножении  растений.

Карточка по теме:  Значение крови.

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении крови.

1.Доставляет  кислород и питательные вещества.

2.Обеспечивает движение и опору тела.

3.Регулирует температуру тела.

4.Обеспечивает дыхательные движения.

5.Забирает углекислый газ и вредные вещества от всех органов.

6.Защищает организм от микробов.

_______________________________________________________________

Карточка по теме:  Значение крови.

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении крови.

1.Доставляет  кислород и питательные вещества.

2.Обеспечивает движение и опору тела.

3.Регулирует температуру тела.

4.Обеспечивает дыхательные движения.

5.Забирает углекислый газ и вредные вещества от всех органов.

6.Защищает организм от микробов.

_____________________________________________________________

Карточка по теме:  Значение крови.

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении крови.

1.Доставляет  кислород и питательные вещества.

2.Обеспечивает движение и опору тела.

3.Регулирует температуру тела.

4.Обеспечивает дыхательные движения.

5.Забирает углекислый газ и вредные вещества от всех органов.

6.Защищает организм от микробов.

Карточка по теме:  Простые и сложные листья.

Заполните таблицу.

Название растения

Простой лист или сложный

Яблоня

Тополь

Сирень

Рябина

Земляника

Кукуруза

Морковь

Береза

__________________________________________________________________

Карточка по теме:  Простые и сложные листья.

Заполните таблицу.

Название растения

Простой лист или сложный

Яблоня

Тополь

Сирень

Рябина

Земляника

Кукуруза

Морковь

Береза

Карточка по теме:

Образование питательных веществ в листьях на свету.

7 класс

  1. Выпиши предложения, в которых говорится об условиях, необходимых для образования питательных веществ в листьях.

а). Углекислый газ из воздуха

б). Вода от  корня.

в). Солнечный свет.

г). Зеленое вещество листа.

д). Кислород

         2.Допиши вместо  точек недостающие слова в предложении.

Питательные вещества образуются в зеленых листьях  растений из углекислого газа и_________________________________________

под действием____________________________________________ .

__________________________________________________________________

Карточка по теме:

Образование питательных веществ в листьях на свету.

  1. Выпиши предложения, в которых говорится об условиях, необходимых для образования питательных веществ в листьях.

а). Углекислый газ из воздуха

б). Вода от  корня.

в). Солнечный свет.

г). Зеленое вещество листа.

д). Кислород

         2.Допиши вместо  точек недостающие слова в предложении.

Питательные вещества образуются в зеленых листьях  растений из углекислого газа и_________________________________________

под действием____________________________________________ .

Карточка по теме:

Значение стебля в жизни растений.

7 класс

Найди  две ошибки в тексте. Вычеркни предложения, которые неправильно характеризуют значение стебля.

Стебель соединяет корень с листьями.

Стебель является опорой для листьев и плодов.

По стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические      

вещества.

Стебель  участвует в дыхании  растений.

Растения размножаются с помощью стебля.

В стебле откладываются питательные вещества в запас.

В стебле образуются питательные вещества.

Стебель поглощает углекислый газ

_________________________________________________________________

Карточка по теме:

Значение стебля в жизни растений.

Найди  две ошибки в тексте. Вычеркни предложения, которые неправильно характеризуют значение стебля.

Стебель соединяет корень с листьями.

Стебель является опорой для листьев и плодов.

По стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические      

вещества.

Стебель  участвует в дыхании  растений.

Растения размножаются с помощью стебля.

В стебле откладываются питательные вещества в запас.

В стебле образуются питательные вещества.

Стебель поглощает углекислый газ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Опыление Перекрестное опыление Насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения Размножение растений Оплодотворение. Двойное оплодотворение Образование плодов и семян Закрепление знаний Рефлексия

Слайд 3

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика опыление самоопыление перекрестное ветром насекомыми водой

Слайд 4

Крупные цветки, мелкие собраны в соцветия Яркая окраска околоцветника Наличие нектара, аромата Особое строение пыльцевых зерен

Слайд 5

Цветки мелкие, невзрачные Лишены нектарников Большинство лишены запаха Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая Тычинки на длинных, свисающих нитях Растут большими скоплениями Зацветают до распускания листьев

Слайд 6

Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов? Какие биологические ошибки допустил Незнайка: Одна пчела летит, за ней вторая Вот целый рой, какая благодать! Летят, березки щедро опыляя, Рожь опылят – ведь им не привыкать.

Слайд 7

Размножение – увеличение себе подобных особей РАЗМНОЖЕНИЕ бесполое половое Вегетативное с участием половых Спорами клеток – гамет ♀ и ♂

Слайд 8

Светлеет грусть, когда цветут цветы, Когда брожу я первоцветным лугом! Один, или с хорошим другом, Который сам не любит суеты. За нами шум и пыльные хвосты – Все улеглось! Одно осталось ясно, Что мир устроен грозно и прекрасно, Что легче там, где поле и цветы. (Н. Рубцов) Какое обращение проходит через эти стихи?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Беспозвоночные Насекомые. Медоносная пчела

Слайд 2

Медоносная пчела Пчелы живут большими стаями. Дикие пчелы поселяются в дуплах старых деревьев. Домашние пчелы – в ульях, которые построил человек. Пчелиная семья насчитывает от 40 до 70 тыс.пчел

Слайд 3

Пчелиная семья В каждой семье есть МАТКА (самка) – самая крупная пчела. У нее длинное брюшко и крупные крылья; Матка откладывает яйца. Живет матка – от 3 до 5 лет. ТРУТНИ (самцы)– их несколько сотен. Они живут в улье одно лето. У них крупные глаза и массивное брюшко. РАБОЧИЕ ПЧЕЛЫ- самые многочисленные члены пчелиной семьи. Это недоразвитые самки. Они собирают нектар и пыльцу, перерабатывают нектар в мед, наполняют им соты улья. Ухаживают за личинками, маткой и трутнями, строят соты, охраняют жилища от врагов. А -матка; Б -рабочая пчела; В -трутень.

Слайд 4

Внешнее строение рабочей пчелы Тело разделено на 3 отдела: голова (верхний отдел, грудь (средний отдел) и брюшко (нижний отдел). Тело покрыто волосками. На ногах имеются щеточки и корзиночки. Щеточками она сметает пыльцу в корзиночки. На конце брюшка есть жало. Если пчела ужалит человека, то она не сможет вытащить жало и погибает.

Слайд 5

Развитие медоносной пчелы Матка летом откладывает в ячейки яйца; Вышедшие из яиц белые червеобразные личинки быстро растут и превращаются в куколок. Ячейки с куколками рабочие пчелы запечатывают воском. Появившиеся из куколок молодые пчелы прогрызают восковые крышечки и выходят на поверхность сотов. Из мелких ячеек появляются рабочие пчелы, из средних – трутни, из крупных молодые матки.

Слайд 6

Роение К концу лета семья пчел сильно увеличивается. В это время появляется молодая матка. Старая матка с частью пчел покидает улей. Это явление называется – Роением. Вылетевший рой садится на ветке. Пчеловоды снимают рой и помещают его в новый улей.

Слайд 7

Разведение пчел-пчеловодство

Слайд 8

Пчеловодство Очень древнее занятие. От одной пчелиной семьи за лето получают около 100 кг меда – ценного питательного продукта. Кроме меда, пчелы дают воск; От них получают пчелиный яд, который используют в медицине; Самое главное значение пчел в том, что они опыляют цветковые растения.

Слайд 9

Вставьте недостающие слова в текст о жизни пчелиной семьи. Пчелы живут большими______. В природе они поселяются в______, а на пасеках в _______. Рабочие пчелы из _________делают в ульях _________. В них ________откладывают яйца, из которых выводятся белые червеобразные ____________. Рабочие пчелы-кормилицы вначале кормят их молочком, а потом почти все они получают смесь _______и__________. Рабочие пчелы (сборщицы) собирают с цветков_________и___________. В ульях пчелы приемщицы помещают добычу в свободные__________. В них нектар превращается в ____________. Пчелы в природе полезны тем, что при сборе с цветков нектара и пыльцы они осуществляют__________растений. Слова для справок: семья, дупла, ульи, воск, соты, матка, личинка, нектар, пыльца, мед, опыление.



Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ  7 КЛАСС

Тема: Лабораторная работа: «Строение луковицы»

Цель:  Знакомство со строением луковицы.

Задачи:  Расширить кругозор, воспитывать мотивацию к учению, развивать любознательность. Прививать интереса к предмету и любовь к природе.

Оборудование: Учебники,  карточки, цветные карандаши, рисунки растений, луковица.

Ход урока:

1.Организационный момент.

 Организация и настрой воспитанников на урок.  

                                                                                                                                                                                                                                 2. Проверка домашнего задания:

Учитель: Мы продолжаем изучать семейство лилейные, но давайте  вспомним, что мы уже знаем об этом семействе.

  1. Выберите из предложенных карточек те характерные свойства, которые относятся к семейству лилейные. /приложении/

 /мочковатая корневая система, листья длинные обычно узкие, имеют луковицу или корневище, семя с одной семядолей, стержневая корневая система, семя с двумя семядолями/

  1. Почему это семейство имеет название ЛИЛЕЙНЫЕ

Физ. пауза: /Звучит мелодия или шум ручья/

Учитель: Закройте глаза и представьте, что вы в лесу, весна, светит солнце. Поют птицы, тает снега,  на проталинах появились подснежники. У нас хорошее настроение, мы ощущаем запах весны, природа пробуждается, все просыпается.

Нам каждому весенняя природа дорога

Ручьями расступаются холодные снега

От снега очищается и хвоя и валежник

И первым появляется в проталине….. подснежник/дети говорят хором/

/показывает фото или рисунок подснежника/

Учитель: Подснежник так же относится к семейству Лилейные. Среди представителей этого семейства есть не только декоративные: тюльпан, лилия, но и пищевые. Давайте с ними подробнее познакомимся:

3. Изучение нового материала:

Загадки: Сидит дед на грядке,                       В землю –  зубочек,

               Весь в заплатках.                            Из земли – клубочек /чеснок/

                Кто его раздевает

               Тот слезы проливает /лук/

Это очень полезные растения: В древнем Египте и Риме чеснок ели как приправу к разным блюдам, делали из него соусы и салаты. И сегодня его используют при приготовлении колбас, мясных консервов, а также добавляют в первые и вторые блюда для улучшения вкусовых качеств. Он обладает бактерицидными свойствами. И если 3-4 минуты пожевать это растение, то бактерии в полости рта погибнут. Врачи рекомендуют его использовать, как профилактическое средство от простудных заболеваний и особенно от вируса гриппа.

Прочитать текст «Лук от семи недуг» стр. 162  найдите в тексте объяснение смысла этой поговорки и зачитайте.

Так же к лекарственным растениям семейства Лилейные относят ландыш и комнатное растение алоэ, которое еще называют столетник, его лечебный сок используют для заживления ран /показать алоэ/

4. Выполнение лабораторной работы

Учитель: А сейчас подробнее изучим строение луковицы. Для этого вы самостоятельно выполните лабораторную работу. Воспитанникам розданы разрезы луковиц,  они их рассматривают, сравнивают с рисунком в учебнике стр.163 и выполняют задание:

/задание записано на карточка и дается каждому воспитаннику, приложение/

-рассмотреть луковицу,

-попытаться снять верхнюю сухую чешуйку,

-рассмотреть разрез луковицы,

- с помощью рисунка на стр.163 найдите сочные чешуи и донце.

-с помощью рисунка на стр.163 зарисуйте в тетрадь срез луковицы и подпишите ее части.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание:  стр. 162

Используемая литература:

1.Учебник для специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида биология 7 класс.

Приложение:

Мочковатая корневая система

Листья длинные обычно узкие

Имеют луковицу или корневище

Семя с одной семядолей

Стержневая корневая система

Семя с двумя семядолями

-рассмотреть луковицу,

-попытаться снять верхнюю сухую чешуйку,

-рассмотреть разрез луковицы,

- с помощью рисунка на стр.163 найдите сочные чешуи и донце.

-с помощью рисунка на стр.163 зарисуйте в тетрадь срез луковицы и подпишите ее части.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внешнее строение цветкового растения Биология, 7 класс 900igr.net

Слайд 2

Цветковые растения Цветковые – растения покрытосеменные, у которых развиваются цветки, а из них – плоды с семенами.

Слайд 3

Органы цветкового растения Органы растения: Корень Побег (стебель с листьями и почками) Цветок Плод Семя

Слайд 4

Корень Корень – подземный орган растения.

Слайд 5

Побег Побег – орган растения, состоящий из стебля с листьями и почками.

Слайд 6

Цветок Цветок – орган цветкового растения, состоящий из лепестков венчика, тычинок и пестика.

Слайд 7

Плод Плод – образующийся у цветковых растений после оплодотворения в ветке орган с семенами или с одним семенем.

Слайд 8

Семя Семя – орган размножения семенных растений.

Слайд 10

Вопросы к теме Какие растения называют цветковыми? Назовите известные вам цветковые растения. Покажите на рисунке органы цветкового растения и назовите их. Из какого органа растения образуется плод? Что находится у плода внутри?



Предварительный просмотр:

 Пищеварение

1. Дополните предложения.

Пищеварение – это процесс переработки пищи, в результате которого питательные вещества ___________________________________________________________________ .

Они легко __________________________________________________________________ .

2. Выберите питательные вещества.  Подчеркните.

Хлеб   орехи   белки   сметана   капуста   углеводы   печенье   рыба   жиры   картофель

3. Соедините стрелками названия витаминов и продуктов, в которых они встречаются.

А                                                 рыбий жир

В                                                 лимон

С                                                 хлеб

D                                                 морковь

4. Выберите из списка органы пищеварения. Обведите в кружок.

Глотка   гортань   кишечник   трахея   печень   желудок   сердце   пищевод

5. Расположите органы пищеварительного тракта в порядке прохождения по ним пищи.

  желудок   ротовая полость   толстый кишечник   глотка   тонкий кишечник   пищевод

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сколько зубов у взрослого человека? Подчеркните правильный ответ.

20   32  34

7. Какие вещества перевариваются под действием желудочного сока?

____________________________________________________________________________

8. Где заканчивается переваривание пищи?

____________________________________________________________________________

 

9. Самый длинный орган человеческого организма – это __________________________ .

10. Какую роль играет печень в пищеварении?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Объясните поговорку: «Обжора роет себе могилу собственными зубами».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какой врач лечит заболевания зубов? Выделите правильный ответ.

Кардиолог

Стоматолог

Травматолог

13. Какой врач лечит заболевания желудочно-кишечного тракта? Выделите правильный ответ.

Стоматолог

Гастроэнтеролог

Кардиолог

14. Соедините стрелками названия заболеваний и их краткое описание.

Гастрит                        воспаление печени

Язва желудка              воспаление слизистой оболочки желудка

Гепатит                         воспаление и повреждение внутренней поверхности стенок желудка      

15. Что может явиться причиной инфекционных кишечных заболеваний?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Что может явиться причиной отравления человека?

17. Разгадайте ребусы.