Классные часы

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с обучающимся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klassnyy_chas_tolerantnost.ppt2.83 МБ
Файл klassnyy_chas_kultura_povedeniya.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

16 ноября Международный День Толерантности

Слайд 3

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б.Шоу

Слайд 4

Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное. Ближайшие синонимы: терпимость уважение к чужому мнению лояльность

Слайд 5

Толерантность - это дружба . Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это уважение. Толерантность - это доброта души. Толерантность - это терпение.

Слайд 6

Шарль Талейран французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел в 1797-1799. Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги.

Слайд 7

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Слайд 8

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности . Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд 9

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Слайд 11

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

Слайд 12

Правила толерантного общения: Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. Стремись учитывать интересы других .

Слайд 13

Толерантность – путь к миру и согласию.

Слайд 14

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.

Слайд 15

Все – мы разные, все мы – равные!

Слайд 16

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Слайд 17

Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

Слайд 18

Сострадание Уважение прав других Уважение человеческого достоинства Принятие другого таким, какой он есть Милосердие Уважение прав других Толерантность Сотрудничество Прощение Цветок толерантности

Слайд 19

Толерантность – дорога к миру Мы разные, но мы вместе…

Слайд 20

Упражнение «Толерантная и интолерантная личности» Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность .

Слайд 21

Что вам дает толерантность? Что вы сами в силах изменить, чтобы сделать мир более толерантным?

Слайд 22

Вывод. 1. Относись к окружающим с уважением. 2. Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека. 3. Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных. 4. Не навязывай свое мнение другим. 5. Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую. 6. Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия. 7. Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации. Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным.



Предварительный просмотр:

      Классный час в 7 классе "О культуре поведения в школе"



Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами,

правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися

в результате групповой работы по темам классного часа; 
профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций

 между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в

школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более

 осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и оборудование


  • Столы со стульями для групп 

  • Задания для групп для обсуждения одной тем 

  • Подсказки по каждой теме (общие для всех) 

  • Бумага и фломастеры для записи 


Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе,

 школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

^ Содержание классного часа

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята

рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает

тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

^ Ход классного часа

До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!»

 С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.

^ Вводное слово учителя

      Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги

и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий

социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И

таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа –

школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в

 общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы”

 комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо

существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я”

полноценно развиваться. 

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с

 родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными

 товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми;

 на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно

сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими

поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

 Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома,

 в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого

 человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день.

 Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним

 приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости,

 злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем

говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то

 есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости,

 приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный

 дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот,

 бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно

ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки.

Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова

в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет,

 а слово ранит”“Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать,

 точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или

нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях.

Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”,

“Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

^ Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации. 

Задание 

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему

признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают

характеристики воспитанного человека)

^ Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила

 поведения. 

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.

 Вырабатывайте в себе такие качества. 

  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека. 
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих

поступков. 

  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым. 
  • Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по

отношению к тебе


Сокровищница народной мудрости”

 В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо

 сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в

соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:


У себя как хочешь, 

Не дорог подарок – 

О пустяках спорить – 

По одежде не суди,

Слово – серебро,


по делам гляди. 

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.


Хоть не богат, 

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,


и от слова погибель. 

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.


Смысл каждого высказывания обсуждается.

^ Далее учащимся дается следующее задание:

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются

 каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость) 
  2. Правила поведения в школе 
  3. Обязанности дежурного класса 


Подсказки 

  • Форма 
  • Прическа сменная или вторая обувь 
  • Приветствие учеников и взрослых 
  • Обращение к друг другу 
  • Мусор 
  • Бережливость 
  • Вежливость 
  • Опоздания 
  • Прогулы 
  • Плееры и сотовые телефоны 
  • Повседневная речь в школе 
  • Манера общения 
  • Чужие вещи 
  • Поведение в столовой 
  • Поведение во время линеек и мероприятий 
  • Приход в школу 
  • Пропуск уроков 
  • Школьное имущество 
  • Соблюдение правил безопасности 
  • Забота о младших и слабых 
  • Решение спорных вопросов 
  • Курение в школе 
  • Поведение на уроках 
  • Поведение на переменах 
  • Употребление непристойных выражений 
  • Обязанности старшего дежурного по школе 
  • Обязанности дежурного класса 
  • Поведение на школьных вечерах и дискотеках 


Задание 

Выбрать из слов – подсказок те, которые подходят к темам и объяснить свой выбор.


 Подведение итогов.

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает

как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько

приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же

 время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель.

Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми?

 Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно

и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно

 вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать

 себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе,

 об окружающих людях, оценки самому себе.

^ Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо

лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего

восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных,

ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения;

 второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и

устойчивые привычки поведения.

 - Спасибо большое за работу.