Методическая копилка.


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока по биологии в 7 классе на тему

«Происхождение и особенности организации членистоногих.  Класс Ракообразные»

Предмет: биология

Класс:       7

Тема  урока: «Происхождение и особенности организации членистоногих.  Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.

Задачи:

  1. научиться  называть признаки представителей типа Членистоногих
  2. уметь найти в тексте информацию о внешнем и внутреннем строении речного рака
  3. различать  низших и высших ракообразных,
  4. находить на рисунках системы органов ракообразных,
  5. называть значение ракообразных в биоценозах

Форма  проведения  урока: академический урок

Формы  работы  на  уроке: парная, коллективная. 

Средства  обучения: дидактический материал, презентация  выполненная в Рower  Рoint

Предметные планируемые результаты:

  • знать общую характеристику типа Членистоногие;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выделять отличительные признаки биологических объектов;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и образом жизни членистоногих;
  • сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные планируеиые  результаты (сформированность УУД):

Личностные - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Познавательные – умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные – умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в     сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные – умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

Предлагает выполнить задание.

Рак, Креветка, Осьминог, Дождевой червь, Жук, Бабочка, Большой прудовик, Аскарида.

По каким признакам вы разделили животных на 3 группы

 (ответ: внешнее строение, форма тела)

Рак, креветка, жук, бабочка - это представители типа Членистоногие.

Сегодня на уроке вы узнаете о строении, многообразии и значении представителей класса Ракообразные.

Задачи на экране или доске.

Сегодня мы

-узнаем признаки, по которым животных относят к типу Членистоногие

-научимся распознавать низших и высших раков

-называть органы и системы органов рака и их строение

Условные обозначения.

Познавательные УУД- П

Регулятивные УУД – Р

Коммуникативные УУД -К

Отвечают на вопросы учителя полным ответом.  П

Осуществляют целеполагание и прогнозирование –Р

Формулируют цель урока - П

2. Усвоение знаний

 Членистоногие включают следующие классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки.

К ракообразным относятся: Высшие десятиногие раки- обитатели пресных водоёмов, морей и океанов (рак, омар, лангуст, креветка,краб); низшие раки – дафнии, циклопы – пресноводные обитатели, мокрицы- обитатели влажных почв.

На экране фото представителей Членистоногих

Несмотря на разнообразие внешней формы, у всех членистоногих имеются сходные черты строения.

Предлагает решить 1 учебную задачу. Используя текст на листочке №1. назовите признаки, на основании которых животных объединяют в тип членистоногие.

1.Членистые конечности

2.Сегментированное тело: в большинстве 3 отдела тела: голова, грудь, брюшко

3.Двусторонне-симметричные животные

4.Тело покрыто хитином

5.Происхождение от свобождноживущих примитивных многощетинковых червей

Работаем в паре.

Создание проблемной ситуации:

Речной рак имеет твёрдый покров,  состоящий из органического вещества – хитина. Лёгкий, но твёрдый хитиновый покров защищает мягкие части тела животного и является наружным скелетом.

Ответьте на вопрос: «Что происходит с хитиновым покровом в процессе развития и роста рака?» (ответ: хитиновый покров растёт )

Объяснив, что хитиновый покров практически нерастяжим, формулирую проблемный вопрос: «Каким же образом увеличиваются размеры тела рака, если хитиновый покров вырасти не может?» (ответ: происходит линька, во время линьки старый покров лопается, и рак освобождается от него. Линька происходит несколько раз. Когда рак достигнет взрослого состояния, его рост прекращается и хитиновый покров больше не меняется.

Учебная задача № 2. Перед вами представитель класса Ракообразных – Речной рак.

Рассмотрите внешнее строение рака. На рисунке подпишите части внешнего строения рака.

Проверьте правильность выполнения задания, сравнив с образцом.

На экране появляется рисунок рака с подписанными частями.

Все части внешнего строения рака подписаны правильно  - 1б

Допущены ошибки – 0 б

( На столе отдельный лист для оценивания. В графе «Части внешнего строения рака» поставьте набранный вами балл.

Кто испытывал затруднения при выполнении данного задания? Как вы справились с затруднением?

Предлагает решить 3 учебную задачу.

1.У речных раков головогрудные конечности, выполняют определённые функции. Рассмотрите рис.  на листочке № ? назовите конечности рака и функции, которые они выполняют, запишите в таблицу. Работайте в парах.

Название головогрудной конечности

Функции, которые выполняет конечность

Усики

Верхние и нижние челюсти

Ногочелюсти

Клешни

Ходильные ноги

Брюшные конечности

2.После выполнения задания один из пары называет свой ответ. На экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

3.Оцените свою работу по выполнению данного задания, используя  критерии (каждая пара).

4 учебная задача.

1.Нужно найти информацию в тексте учебника о внутреннем строении речного рака и на рисунке указать соответствующую описанию систему органов.  Работаем в паре, но у каждой пары буде свое задание. Один из вас находит информацию в тексте, другой её записывает кратко в таблицу.

Первая пара изучает пищеварительную систему.

Вторая – дыхательную систему и т.д.

Учитель даёт направление, где найти описание в тексте учебника.

2.После выполнения задания, один из пары называет строение системы органов рака. После каждого высказывания поэтапно на экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся поэтапно записывают в свою таблицу. По ходу корректируются не правильно выбранные утверждения.

3.Оцените свою работу по выполнению данного задания, используя  критерии (каждая пара)

Правильно нашли предложение о строении органа и указали на рисунке – 3б.

Выписали не полные предложения, правильно нашли на рисунке -2б.

Не определили на рисунке систему органов и выписали не полные предложения – 1б.

 

Занесите нужный бал в колонку таблички «Внутреннее строение речного рака».

 4. Кому из вас было сложно выполнить данное задание? Как вы думаете почему?

Устно сделать вывод, что перечисленные особенности строения органов дыхания, пищеварения, выделения связаны с водным образом жизни рака.

1. У З

Слушают учителя. П

Находят нужную информацию в тексте. П

Взаимодействуют с соседом по парте для получения общего результата .К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Рефлексируют. П

2 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

3 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

4 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

Ракообразные имеют огромное значение в биогеоценозах и для человека. Домашним заданием для вас будет из дополнительных источников найти информацию о значении ракообразных и составить схему «Значение ракообразных»

Рассматривают рисунки, сравнивают. П

Прогнозируют – Р

Формулируют свое мнение.  П

3.Подведение итогов урока.

Подводит итог урока, задавая вопросы.

Мы сегодня достигли поставленной цели? Все ли задачи мы решили?

Предлагает оценить выполнение заданий на уроке обучающимися.

Если за три задания ваша пара набрала 7 баллов, то вы отлично справились с заданиями.

Рефлексируют всю свою деятельность на уроке:

причину успеха и неуспеха. П

4.Домашнее задание

П.Узнать из дополнительных источников информации о значении ракообразных и составить схему

«Значение ракообразных».

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ к уроку биологии 7 класс 

Плоские черви

Задание 1.Выписать из параграфа общие черты плоских червей.

Задание 2.Составьте схему.

Классы плоских червей

 

П Р И М Е Р Ы

Гермафродиты - это

Промежуточный хозяин – это

Окончательный хозяин - это

Задание 3. Составьте 3 тестовых вопроса к теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки А) Один семерых положил. Б) Не поп, а с крестом. В) Одежды себе не шьет, А ткань всегда ткет. Г) Тоньше этой пряжи не найдешь в продаже

Слайд 2

Класс Паукообразные

Слайд 4

Арахнология- наука о пауках .

Слайд 5

Внешнее строение паукообразных Брюшко Головогрудь Органы зрения Конечности Ротовые органы

Слайд 6

Головогрудь Брюшко Хелицеры (челюсти) Педипальпы (ногощупальца) Ходильные ноги

Слайд 7

Внутреннее строение паукообразных Выделительная Кровеносная Половая Нервная Дыхательная Пищеварительная Паутинная железа

Слайд 8

1. Покров тела хитиновый. 2. Тело состоит из головогруди и брюшка. 3. Животные имеют восемь ног. 4. Усиков нет. 5. Усиков две пары – длинные и короткие. 6. Брюшко членистое. 7. Брюшко нечленистое. 8. Органы дыхания – жабры. 9. Органы дыхания – трахеи и легкие. 10. У животных пять пар ног. 11. Раздельнополые животные. 12. Кровеносная система незамкнутая. 13. У большинства животных по два сложных глаза. 14. Глаза простые (от одной пары до пяти пар). 15. Желудок мускулистый «сосательный» 16. Органы выделения - две зеленые железы. 17. Челюсти, ротовой аппарат – грызущий. 18. Потомство развивается на брюшных ножках. 19. Потомство развивается в коконах. ракообразные паукообразные

Слайд 9

паукообразные – 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 19. ракообразные – 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18.

Слайд 11

Сенокосцы Отряд

Слайд 13

Скорпионы Отряд

Слайд 15

Отряд Клещи

Слайд 16

Пылевые клещи

Слайд 17

Энцефалитный клещ Иксодовый клещ

Слайд 18

Отряд Пауки

Слайд 19

Паук-серебрянка

Слайд 20

Паук-птицеед

Слайд 21

Тарантул

Слайд 22

Каракурт

Слайд 23

Общая характеристика класса паукообразных : Тело разделено на головогрудь и брюшко 4 пары ног и ни одной пары усиков обитатели суши, дышат при помощи лёгких и трахей Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется вне организма, в желудке и кишечнике

Слайд 24

Тело паукообразных подразделяется на .................... с конечностями и .............., которое может быть расчлененное, как у скорпионов и сенокосцев, или нерасчлененное, как у пауков и большинства клещей. На головогруди у паукообразных расположены ............... глаза и конечности. Первая пара конечностей – верхние челюсти, или .............., служат для нападения, прокусывания добычи. Вторая пара конечностей – ногощупальца, или .................. , играют вспомогательную роль при захватывании и удержании жертвы. Кроме ротовых конечностей, паукообразные имеют ..............пары ходильных ног. Дышат паукообразные воздухом и имеют органы воздушного дыхания - ........ или трахеи. Нервная система ....................... типа. Кровеносная система ...........

Слайд 25

Тело паукообразных подразделяется на головогрудь с конечностями и брюшко которое может быть расчлененное, как у скорпионов и сенокосцев, или нерасчлененное, как у пауков и большинства клещей. На головогруди у паукообразных расположены простые глаза и конечности. Первая пара конечностей – верхние челюсти, или хелицеры , служат для нападения, прокусывания добычи. Вторая пара конечностей – ногощупальца, или п едипальпы , играют вспомогательную роль при захватывании и удержании жертвы. Кроме ротовых конечностей, паукообразные имеют четыре пары ходильных ног. Дышат паукообразные воздухом и имеют органы воздушного дыхания - легочные мешки или трахеи. Нервная система узлового типа. Кровеносная система незамкнутая.

Слайд 26

http://projektowanie-stron.robertdee.info.pl/image/wykonywanie-stron-www_x7mtn.jpg http://news.mail.ru/incident/4416499/ http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/41/896/41896957_skorpion.jpg http://projektowanie-stron.robertdee.info.pl/image/wykonywanie-stron-www_x7mtn.jpg http://news.mail.ru/incident/4416499/ http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Bio8_24_7.jpg http://www.tarantulaguide.com/tarantula-pictures-wallpaper-backgrounds/ http://fotki.yandex.ru/users/shemyr/view/384049/?page=0 http://forum.guns.ru/forummessage/80/651901.html http://scienceblogs.com/myrmecos/2010/01/28/and-now-some-arachnids/ http://media.cmgdigital.com/shared/img/photos/2011/10/25/FunnelWebSpiderScenicReflections_t188.jpg?8f6a986cf14cade6049f4f6bd318da95ce2d2e92 http://ria.ru/science/20081010/152924493.html



Предварительный просмотр:

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель  промежуточной аттестационной  работы -  оценить общеобразовательную подготовку учащихся по биологии за курс 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Объект – качество образования.

Форма – контрольная работа.

Контрольная работа в двух  вариантах составлена в виде заданий, соответствующих темам, изучаемым в 7 классе:
- Общие сведения о животном мире

- Многообразие животных

- Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

 -Развитие животного мира на Земле

-Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

Часть А  содержит 12 заданий базового уровня сложности (1 задание-1 балл).

Часть В содержит 4 задания повышенного уровня сложности (1 задание- 0- 2 балла; 1балл за 3 правильно названных элемента ответа).
Проверяемые умения:
В1 - умение проводить множественный выбор;

В2, В3 - умение устанавливать соответствие;

В4- умение определять последовательности биологических процессов, явлений.

Часть С содержит два задания с развернутым ответом (1 задание-2 балла).

На выполнение контрольной работы рекомендуется выделить 45 минут.

Проверяемые элементы содержания.

Вариант

Общие сведения о животном мире

Многообразие животных

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

Развитие животного мира на Земле

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

1-в

В2

А1,А2,А4,А6,А7,А10,А12, В1,В3

А3, А5,А8, А9,А11

В4

С1

2-в

В2

А1, А3,А4,А6, А7,А8,А11 В1, В3

А2, А5, А9,А10,А12

В4

С1

 
Критерии оценивания


«5» 86% - 100% (22-19 балл)

«4» 73% - 82% (18-16 баллов)

«3» 51% - 68% (10-15 баллов)

«2»  менее 50% (менее 10 баллов)

Контрольно измерительные материалы по биологии  за 7 класс .

1-вариант.

В задании А1 – А12   выберите  1 верный ответ из 4. 

А1. У ланцетника и других бесчерепных животных скелет

1) отсутствует

2) наружный

3) внутренний хрящевой или костный

4) в течение всей жизни представлен хордой

 

А2. Клетка простейших

1) выполняет определенную функцию

2) представляет собой самостоятельный организм

3) является составной частью тканей

4) имеет плотную оболочку

 

А3. Приспособлением к расселению и перенесению неблагоприятных условий у многих простейших служит способность:

1) активно передвигаться

2) образовывать цисту

3) размножаться путем деления

4) восстанавливать поврежденные органоиды

 

А4. Беспозвоночных животных с лучевой симметрией тела,

добывающих пищу и защищающихся от врагов с помощью стрекательных клеток, относят к типу

1) членистоногих       2) моллюсков

3) кольчатых червей  4) кишечнополостных

 

А5. С помощью боковой линии рыба воспринимает

1) запах предметов  2) окраску предметов

3) звуковые сигнала  4) направление и силу течения воды

А6.Аскарида не переваривается в кишечнике человека, так как

1) отличается огромной плодовитостью

2) может жить в бескислородной среде

3) быстро двигается в направлении, противоположном движению пищи

4) тело покрыто оболочкой, на которую не действует

пищеварительный сок

А7. Членистоногих, у которых к грудному отделу тела прикрепляются три пары ног, относят к классу

1) ракообразных                             2) паукообразных

3) насекомых                                   4) сосальщиков

А8. Кровеносная система в процессе исторического развития впервые появляется у

1) моллюсков               2) плоских червей

3) кольчатых червей    4) кишечнополостных

А9. У каких животных в процессе эволюции появляется второй круг кровообращения?

1) хрящевых рыб       2) костных рыб

3) земноводных      4) пресмыкающихся

А10. Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?

1)куколки     2) личинки

3) яйца        4) взрослого насекомого

А11. Какие приспособления, защищающие организм от перегревания, сформировались у млекопитающих в процессе эволюции?

1) наружные слущивающиеся клетки кожи

2 ) потовые железы

3) сальные железы

4) роговые образования на теле

А12. К какому типу относят беспозвоночных животных, тело которых, как правило,

находится в раковине?

1) плоских червей                             2) круглых червей

3) моллюсков                                     4) членистоногих

В 1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: какие признаки характерны для млекопитающих?

A) два круга кровообращения

Б) теплокровность

B) трехкамерное сердце

Г) наличие диафрагмы

Д) легочные мешки

Е) развитие коры больших полушарий головного мозга

Ответ: __________________________________________

В 2. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен:

 ПРИЗНАК

А) растут в течение всей жизни

Б) активно перемещаются в пространстве

В) питаются готовыми органическими веществами

Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Д) имеют органы чувств

Е) являются основным поставщиком кислорода на Земле

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

ЦАРСТВО: 1) Растения     2) Животные

   

В 3. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам:

Особенности системы

А) В сердце венозная кровь

Б) В сердце четыре камеры

В) Два круга кровообращения

Г) Один круг кровообращения

Д) Венозная кровь из сердца поступает к легким

Е) В сердце две камеры

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 КЛАСС: 1) рыбы   2) птицы

  В 4. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных, начиная с наименьшей.

  1. Род Б) вид        B) класс     Г) семейство Д) отряд

Ответ: __________________________________________

С 1. Объясните, каково значение в природе дождевых червей.

Контрольно измерительные материалы по биологии  за 7 класс .

2-вариант

В задании А1 – А12   выберите 1 верный ответ из 4. 

А1. У  большинства брюхоногих моллюсков  скелет:

1) отсутствует

2) наружный

3) внутренний хрящевой или костный

4) в течение всей жизни представлен хордой

А2. Нервная система хордовых животных:

1)представляет  собой трубку, расположенную  на спинной стороне тела

2)представляет собой нервную цепочку, расположенную на брюшной стороне тела

3)состоит из нервных стволов и нервных узлов

4)состоит из нервных клеток, образующих нервную сеть

А3.Выберите правильное суждение:

1) Все простейшие животные состоят только из одной клетки

2) В колониях простейших имеются отличные от других специализированные клетки

3) Все простейшие питаются только готовыми органическими веществами

4) Неблагоприятные условия простейшие переносят, превращаясь в цисту

А4. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию

1)волосяного покрова и ушных раковин

2)голой кожи, покрытой слизью

3)рогового панциря или щитков

4)сухой кожи с роговыми чешуями

А5. Предками древних амфибий были, скорее всего:

1)акулы                                         2)осетровые

3)лососевых                                     4)кистеперые

А6. К типу кишечнополостных относятся:                                                           

 1) слизни;   2) пескожилы;    3 медузы);     4) дождевые черви.

А7.На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у:

1)речного рака           3) клеща

2)паука-каракурта     4) мухи

А8. Преодолевать сопротивление воды при движении окуню помогает

1)боковая линия

2)хороший слух

3)покровительственная окраска

4)черепицеобразное расположение чешуи

А9. Высокая интенсивность обмена веществ у птиц и млекопитающих — следствие возникновения у них в процессе эволюции:

1) разнообразных тканей

2) четырехкамерного сердца и теплокровности

3) легочного дыхания

4) развитой пищеварительной системы

А10. Признаки усложнения в строении дыхательной системы млекопитающих (по сравнению с пресмыкающимися)

1) появление правого и левого легких

2) наличие трахеи и бронхов

3) увеличение  дыхательной поверхности благодаря многочисленным легочным пузырькам

4) формирование ноздрей и носовой полости

А11. Какие насекомые снижают численность вредителей растений?

1) вши, блохи, клопы, мухи

2) наездники, лесные муравьи

3) оводы, слепни, майские жуки, короеды

4 )белянки, цветоеды

А12. Органами газообмена у птиц являются:

1) лёгкие;

2) воздушные мешки;

3) воздушные мешки и лёгкие;

4)трахея и бронхи.

 В1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: какие признаки характерны для птиц?

A) два круга кровообращения

Б) волосяной покров

B) четырехкамерное сердце

Г) наличие диафрагмы

Д) теплокровность

Е) развитие  больших полушарий головного мозга

Ответ:__________________________________________

В 2. Выберите трех представителей класса насекомые, развивающихся с полным превращением

A) Майский жук

Б) Саранча

B) Кузнечик

Г)  Бабочка капустница

Д) Таракан

Е)   Муха домовая

Ответ: ___________________

 В 3. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен

Признаки животных

А) тело состоит из двух слоев клеток

Б) имеют лучевую симметрию тела

В) покровы и мышцы образуют кожно-мускульный мешок

Г) через  тело  можно  провести одну плоскость симметрии

Д) между органами расположена паренхима

Е) есть стрекательные клетки

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Типы беспозвоночных животных

1) Кишечнополостные  2) Плоские черви

 В 4. Укажите последовательность, в которой возникали организмы в процессе эволюции:

A) Простейшие   Б) Бактерии   B)Кишечнополостные

Г) Хордовые    Д) Плоские черви   Е) Кольчатые черви

Ответ: _______________________________________________________

С 1.Объясните, почему необходимо бороться с комарами и клещами.

Ответы на задания контрольной работы:

1 вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

4

2

2

4

4

4

3

3

3

1

2

3

В1  -АБГЕ

В2. -12212

В3. -122121

В4.- БАГДВ

С1.  

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. Дождевые черви способствуют  повышению плодородия почвы
  2. Они входят в состав цепей питания

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

2- вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

2

1

4

1

4

3

4

4

2

3

2

1

В1  -АВДЕ

В2. -АГЕ

В3. -112221

В4.-БАВДЕГ

С1.  

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. Комары и клещи-кровососущие членистоногие
  2. Переносят возбудителей опасных заболеваний (малярии, энцефалита, )

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2




Предварительный просмотр:

Маршрутный лист «Тип Кольчатые черви».

 Работа ведется в группе    с помощью учебника .    Впишите свои фамилии и по окончанию работы поставьте себе отметку

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы:

  1. Получить общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении.
  2. Дать характеристика среды обитания, познакомиться со строением и значением в природе.

Задание №1.  Заполните схему «Классификация типа Кольчатые черви»

 Задание № 2.  Найдите соответствие.
 Из перечисленных признаков выпишите, какие характерны для:

1 – класса малощетинковые

2 – класса пиявки

3 – класса многощетинковые:


A. Обитают преимущественно в морях.
Б. Отсутствуют  параподии,  усики, сохранились маленькие   щетинки.
B. У половозрелых особей имеется железистый поясок на передней части тела.
Г. Хищный или паразитический образ жизни
Д. Параподии, щетинки и жабры отсутствуют
Е.  На каждой  параподии имеется пучок щетинок, выполняющих роль обоняния и осязания
Ж. На переднем и заднем концах расположены присоски
3.  На голове расположены щупики и усики.
И.  Головной сегмент лишен глаз, антенн и щупалец

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Задание № 3.  Укажите какие системы  в организме дождевого червя  выполняют функции:

переваривания пищи______________________________________________________________________

удаления из организма жидких вредных веществ_______________________________________________

переноса веществ _________________________________________________________________________

регуляции работы органов, их взаимосвязи ___________________________________________________

   Задание № 4.  Закончите предложение: Тип Кольчатые черви получили  такое название, потому что ____________________________________________________________________________________________.

Кольчатые черви более высокоорганизованные, чем круглые черви, потому что они имеют в - первых ____________________________________________________________________________________________,

во - вторых__________________________________________________________________________________,

в - третьих __________________________________________________________________________________.

 

Задание № 5.  Выберите правильные утверждения.

  1. В типе кольчатых червей выделяют 3 класса: многощетинковых, малощетинковых и пиявок.
  2. Среди кольчатых червей наиболее древними считают многощетинковых.
  3. Важнейшим эволюционным приобретением кольчатых червей  является вторичная полость тела.
  4. Тело кольчатых червей развивается из трех слоев клеток зародыша.
  5. Кровеносная система у кольчатых червей отсутствует.
  6.  Дождевой червь выполняет важную биологическую роль, он участвует в почвообразовании.
  7. Кольчатые черви передвигаются при помощи щетинок.
  8. Пищеварительная  система у дождевых червей сквозная и делится на глотку, пищевод, зоб,  желудок и кишку, которая заканчивается анальным отверстием.
  9. Развитие кольчатых червей прямое или с превращением – через стадию личинки.
  10.  К кольчатым червям относятся дождевой червь, пескожил, пиявки, трубочник, нереида.
  11. Дождевые черви предпочитают сильно увлажненную почву.
  12. Многощетинковые черви не имеют парных параподий.
  13. Медицинскую пиявку используют для лечения ряда заболеваний.

Задание № 6.  Решить кроссворд

1

 

 

 

 

2

к

о

л

ь

ч

а

т

ы

е

 

 

3

 

 

 

 

5

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Подвижные выросты тела у многих кольчатых червей.

2. Вторичная полость у Кольчатых червей.

3. Наружный слой у пиявок.

4. Вещество, которое препятствует свертываемости крови.

5. Участок тела у Кольчатых червей.

6.Орган пищеварительной системы, в который впадают протоки известковых желез.

Вывод по работе:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Строение клеток кожицы лука под микроскопом » Лабораторная работа

Слайд 2

Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука Цель:

Слайд 3

Оборудование: - Световой микроскоп - стеклянная трубочка Луковица Пробирка Штатив Пипетка Предметные и покровные стекла

Слайд 4

Подготовка к работе : 2.Повторение Правил работы с микроскопом и его устройство : 1.Повторение правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы

Слайд 5

Проблемный вопрос: ? А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии ?

Слайд 6

Подготовка к работе микроскопа : 1.Поставьте микроскоп штативом к себе по центру стола на расстоянии 5 - 7 см от края стола. 2.Придерживая микроскоп за подставку наклоните его за штатив на себя что бы было удобно работать сидя не мешая соседу и не затеняя ему свет . 3. Оставьте микроскоп в таком положении до приготовления изучаемого объекта. (не изменяйте его положения и не передвигайте его.)

Слайд 7

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука.

Слайд 8

«Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» 1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3.При помощи иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. 4. Покройте кожицу покровным стеклом. Ваш влажный препарат- готов !

Слайд 9

1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука 3. Определить увеличение объекта. Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп. Для нашего примера это ? х ? = ? раз. Запишите вычисления в тетрадь . Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом! ХОД РАБОТЫ

Слайд 10

Продолжаем работать с микроскопом. Настраиваем его для дальнейшей работы : 4. Готовый микропрепарат устанавливаем на предметный столик под зажимы напротив отверстия в нем . 5. Опустите тубус микроскопа до микропрепарата . 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку крутя винты на себя, до появления четкого изображения.

Слайд 11

Микропрепарат клеток кожицы лука

Слайд 12

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат кожицы лука 3. Определить увеличение объекта. 4. Поместив готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассматриваем и зарисовываем объект. Последовательно наносим обозначение частей клетки

Слайд 13

Ребята ,посмотрите и сравните похожую ли вы видите картинку в своем микроскопе, как на экране ??? Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте??? И нам поможет разобраться в этом веселый колобок.

Слайд 14

Я прозрачна и прочна, Ни тонка, ни широка. От микробов, ран, грибочков защищает …

Слайд 15

Клеточный сок я содержу, токсины и яды ,а так же и воду при случае нужном- я вывожу , ты найти меня изволь, и зовусь я ………… ВАКУОЛЬ

Слайд 16

Полувязка, не прозрачна , полужидка я слегка . Заполняю клетку разом и средой зовусь ей я . Я участвую в обмене всех веществ, что нужно ей. Накоплю и сохраню- органоидам раздаю . Что не нужно- вывожу. Честно ей всегда служу ……….

Слайд 17

Клетке без меня не жить! Я за все в ней отвечаю: Что делить, что пропустить. Я об отдыхе мечтаю. Без меня же все мертво. Вы напишите … А за признаки наследства отвечаю в клетке я. Ну а если я разрушусь клетка гибнет без меня . Все вы поняли давно, что зовусь я в ней……

Слайд 18

ВАКУОЛЬ Ребята ,проверьте себя: все ли мы нашли органоиды в растительной клетке?

Слайд 19

Ребята , подумайте ,а какие органоиды растительной клетки мы не смогли увидеть? И почему ?

Слайд 20

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука. 3Определить увеличение объекта. 4. Поместить готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассмотреть и зарисовать объект . Последовательно сделав обозначения частей клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль). 5.Сделать вывод.(исходя из цели поставленной перед лабораторной работой)

Слайд 21

1.Получили первые навыки работы с микроскопом (умеем и знаем как настраивать его и рассматривать в него изучаемые объекты). 2.Научились готовить влажные микропрепараты натуральных изучаемых объектов . 3.Изучили строение растительной клетки и выяснили, что она состоит из клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуоли с клеточным соком. Вывод: Не забудьте ….. После работы уберите у себя на столе !!!

Слайд 22

Строение растительной клетки Составьте и заполните схему: «Строение растительной клетки»

Слайд 23

Клеточная оболочка Строение растительной клетки Ядро Пластиды Цитоплазма Проверьте заполнение схемы: «Строение растительной клетки» Вакуоль

Слайд 24

Домашнее задание: 1. Параграф 5. 2. Составить рассказ в тетради «Как я впервые выполнял лабораторную работу на уроке биологии »

Слайд 25

Спасибо за внимания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология жилого помещения учитель МБОУ «Средняя школа №4» г. Ачинска Буленкова Оксана Владимировна 1 ИЛИ ОБОИ КРАСКА

Слайд 2

Актуальность В жилищных условиях человек проводит более 65% своего времени жизни. При этом понимаем, что жилище является сложной системой природной и искусственно созданной среды, где сочетаются воздействия физической, химической и биологической природы. Большинство людей и не думают о том, что чрезмерную опасность для самочувствия и состояния здоровья несет воздух в собственных квартирах и домах, в местах работы и отдыха. Делая ремонт мы можем улучшить экологию нашего дома используя качественные отделочные материалы. 2

Слайд 3

Какое покрытие бумажных и лакокрасочных материалов выбрать для создания экологического пространства в жилом помещении Проблема Предположим, что бумажные обои более выгодное решение для экологического пространства в жилом помещении с учетом влияния покрытия стен на здоровье человека Гипотеза 3

Слайд 4

Выявить какое покрытие бумажных и лакокрасочных материалов влияет на экологичность в жилом помещении Цель провести анкетирование среди обучающихся. изучить предложение магазинов строительных материалов изучить литературу по данной теме. обработать и соотнести полученные данные в виде таблицы и диаграммы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу. Задачи 4

Слайд 5

Предмет исследования: виды обоев и различных покрытий для стен в жилых помещениях Объект исследования покрытие бумажных и лакокрасочных материалов жилищных условиях Методы исследования 1. анализ периодической литературы, материалов сети Интернет, телепередач; 2. статистическая обработка результатов исследования; 3. организационные методы (сравнительный анализ фактических данных); 4. метод визуализации данных (функции, графики и т.п.). 5

Слайд 6

6

Слайд 7

Основные факторы, оказывающие воздействие на наше здоровье Биологические факторы (плесень, грибки бактерии, вирусы, шерсть животных и другое) Химические ( строительные и отделочные материалы, мебель, косметика, лекарства, бытовая химия, одежда, обувь) Факторы физической природы (микроклимат, освещённость, электромагнитные излучения, шум, вибрация ) 7

Слайд 8

Классификация обоев 8

Слайд 9

Характеристика обоев 9

Слайд 10

10

Слайд 11

11 Тип обоев Гостиная Спальная Прихожая, коридор Детская Кухня Ванная Потолок Бумажные + + + + Акриловые + + + Вспененный винил + + + + + + Плоский винил + + + + Рельефный венил + + + Текстильные + + + + Структурные под покраску + + + + Стеклообои + + + + + + + Вывод: отметим, что самые наиболее экологичные обои – бумажные, при этом есть недостаток – впитывают посторонние запахи.

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

Вывод: экологичность красок связана с химическим составом растворителя и токсичным действием тяжелых металлов. Следовательно, лучше использовать в домашних условиях водные или водно-дисперсионные краски. 14

Слайд 15

Задумав сделать ремонт в детской комнате какие факторы вы учитываете: Изучаете ли вы маркировку на обоях и банках с краской? Что влияет на ваш выбор в магазине? 4.Учитываете ли вы здоровье ребенка при выборе материалов? В ходе анкетирования можно отметить, что оказалось очень мало респондентов обращают внимание на экологичность покрытия для стен в жилом помещении. В большей степени для них важно: стоимость, практичность, дизайн.

Слайд 16

16 Вывод В ходе исследования гипотеза, подтвердилась. При этом можно отметить, что бумажные обои более выгодное решение для жилого помещений (в том числе и других помещений) с учетом влияния покрытия стен в жилом помещении в следствии которого валяет на здоровье человека. Следовательно, можно сделать вывод о том что бумажные обои наиболее экологичны, но есть недостаток – впитывают посторонние запахи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Общие сведения 1 Тела всех живых организмов состоят из клеток. Тела большинства животных состоят из множества клеток.

Слайд 3

Общие сведения 2 Есть организмы, тела которых состоит только из одной клетки, - это бактерии, одноклеточные водоросли, грибы, простейшие.

Слайд 4

Общие сведения 3 Изучением строения, развития и деятельности клеток занимается наука ЦИТОЛОГИЯ.

Слайд 5

Общие сведения 4 Большинство клеток животных очень мелкие. Формы клеток животных очень различны. Клетки мышцы Клетки крови Клетки кожи Форма и величина клеток животных зависят от функции клетки

Слайд 6

цитоплазма митохондрии хромосомы рибосомы Эндоплазматическая сеть Аппарат Гольджи ядрышко Клеточная мембрана лизосома ядро центриоли Пищеварительная вакуоль Схема строения животной клетки

Слайд 7

ОРГАНОИДЫ СТРОЕНИЕ ФУНКЦИИ Эндоплазматическая сеть Рибосомы Митохондрии Аппарат Гольджи Лизосомы

Слайд 8

Растительная клетка Животная клетка Отличие Сходство Домашнее задание

Слайд 10

Ткань – это группа сходных по строению и функциям клеток и межклеточное вещество, выделяемое этими клетками.

Слайд 11

Эпителиальная (покровная) ткань Соединительная ткань Мышечная ткань Нервная ткань Ткани

Слайд 12

Эпителиальная ткань Образуют покровы животных, выстилают полости тела и внутренних органов; Состоят из одного или нескольких слоев плотно прилегающих клеток и почти не содержат межклеточного вещества;

Слайд 13

Соединительная ткань Состоит из небольшого числа клеток, разбросанных в массе межклеточного вещества; Входит в состав скелета, поддерживает тело, создает опору, защищает внутренние органы.

Слайд 14

Мышечная ткань Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него раздражением; Благодаря сокращению и расслаблению скелетных мышц происходит передвижение животных.

Слайд 15

Нервная ткань Образует нервную систему, которая состоит из нервных клеток – нейронов ; Нейроны имеют звездчатую форму, длинные и короткие отростки. Нейроны воспринимают раздражение и передают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям и органам.

Слайд 16

Ткань Функция Виды ткани Эпителиальная Соединительная Мышечная Нервная ----------

Слайд 17

Домашнее задание §6-7, на страницах 26-29, готовимся к проверочной работе по темам «Клетка» и «Ткани»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Режим дня -основа жизни человека

Слайд 2

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке. Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

Слайд 3

Учебные вопросы 1. Режим необходимое условие здорового образа жизни 2. Умственная и физическая работоспособность 3. Режим дня учащихся 4. Профилактика переутомления

Слайд 4

Вся природа живет в точных ритмах … вращение планет

Слайд 5

Вся природа живет в точных ритмах … времена года

Слайд 6

Вся природа живет в точных ритмах … день и ночь

Слайд 7

Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам.

Слайд 8

Человек живет 24 часовым ритмом Земли В течении суток меняются: Температура тело Частота сердечных сокращений Уровень артериального давления Работоспособность

Слайд 9

Умственная и физическая работоспособность человека Умственная работоспособность человека в течении дня меняется Лучший период с 9 до11 часов После отдыха с 16 до 17 часов

Слайд 10

Физическая работоспособность человека Наиболее сильная с 8 до 12 часов и с 14 - 17 часов Наиболее слабый с 3 до 5 часов

Слайд 12

Режим дня школьника Пробуждение Утренняя зарядка Завтрак Занятие в школе Обед Прогулка Приготовление уроков Ужин Свободное время Сон

Слайд 14

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает: 1. Правильное чередование труда и отдыха. 2. Регулярный прием пищи. 3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. 4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур. 5. Определенное время для приготовления домашних заданий. 6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Слайд 15

Переутомление

Слайд 16

Признаки переутомления Часто болит голова Плохой сон Снятся кошмары После сна разбитое и усталое состояние Плохой аппетит

Слайд 17

Чтобы не допустить переутомление: Устраните или уменьшите воздействие вредных раздражающие факторы Правильно организуйте свой отдых (чередование разных видов деятельности) Рационально питайтесь

Слайд 18

Спасибо за внимания!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: