1.3 Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)
3 Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)
Во исполнение требований приказа Министерства образования и науки РТ (№ 981-д от 31.08.2016 г. на 2016-2017 учебном год) каждый год проводится мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних. Учащиеся с 1-11 классы проходят компьютерное тестирование по программе 1С школьная психодиагностика. Мониторинг проходит в 2 этапа, осенью (октябрь) и весной (март) с целью раннего выявления неадаптивного поведения и пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни. Задачи является: Довести информацию до классных руководителей о проведении диагностики; Организовать процесс диагностирования учащихся; Собрать диагностические данные, Сделать анализ и разработать рекомендации.
По результатам проведения мониторинга, с выявленными детьми «группы риска» проводятся коррекционно-развивающие занятия со специальными разработанными и составленными программами по индивидуальному психологическому сопровождению.
Здоровьесберегающее направление используемое в моей работе, способствуют сохранению и укреплению физического, эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья детей, снижают риск переутомления и нервно-психического напряжения.
Ниже представлен наиболее часто используемый диагностический инструментарий. Помимо перечисленных методик в практике иногда возникает необходимость использовать дополнительные методики, не отраженные в данном списке.
Для определения уровня психического здоровья использую диагностический инструментарий, включающий в себя методику "Лесенка" Дембо-Рубенштейна (изучение уровня самооценки); обследование готовности первоклассников к школьному обучению включает 5 методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Первая буква», тест отношений к школе «Домики»; «Изучение школьной мотивации Н.Г. Лускановой; проективные методики «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек»; Тест школьной тревожности Филлипса, Тест Айзенка, Опросник Басса-Дарки, опросник Спилберга-Ханина.
После группового исследования детей, составляю справки и даю рекомендации классным руководителям с подписью. По результатам исследований осуществляю все направления моей работы.
Результаты работы по проблемам адаптации: на протяжении нескольких лет отсутствуют дети с тяжелой адаптацией, что свидетельствует об эффективной организации решения данной задачи
Учебный год | в начале | в конце | ||||
высокий | средний | дезадаптация | высокий | средний | дезадаптация | |
2013-2014 | 11 | 13 | 13 | 4 | 2 | 2 |
2014-2015 | 9 | 6 | 13 | 3 | 1 | 0 |
2015-2016 | 7 | 9 | 9 | 1 | 1 | 0 |
2016-2017 | 8 | 11 | 10 | 1 | 1 | 1 |
Из таблицы видно, что количество дезадаптированных детей уменьшается в конце учебного года.
Работа по содействию оптимальному психическому развитию обучающихся позволила ориентировать педагогов и родителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития детей и увеличить количество детей, имеющих высокий уровень психического развития. В конце учебного года на повторную диагностику исследую только дезадаптированных детей к школьному обучению.
Профилактическая работа по гармонизации межличностных отношений способствовала росту благополучия взаимоотношений в классном коллективе. Исследование психологического благополучия обучающегося в школе показывает положительные данные по психоэмоциональному самочувствию учащихся.
По результатам работы психологического сопровождения и проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» есть динамика улучшения психологического состояния детей.
Учебные годы | Коррекционно-развивающие занятия | |
1 этап | 2 этап | |
2013-2014 | 39 | 20 |
2014-2015 | 25 | 16 |
2015-2016 | 25 | 14 |
2016-2017 | 30 | 13 |
Для повышения групповой сплоченности детских и педагогических коллективов, оптимизации психологического климата совместно с классными руководителями проводим различные классные часы, уроки психологии, тренинги и семинары для педагогов, родительские собрания, акции для детей и родителей.
С 2013 по 2017 год в школе проводила месячник психологической безопасности.
Цель месячника:
Обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной среде.
Задачи:
- Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде для всех участников (учащихся, педагогов, родителей)
- Обеспечение превентивных психолого-педагогических мер, направленных на профилактику отклоняющегося поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) среди детей и подростков.
- Повышение воспитательной компетентности, ответственности родителей, обеспечение взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских отношений и современных форм организации.
Психологические акции, организованные как для обучающихся, так и для педагогов - это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. Основной целью наших акций было расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Важными особенностями акций хотелось бы отметить ненавязчивость и необычность. Они не мешали существовать в обычном режиме тем, кто хочет их не замечать, окрашивают в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создали в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками. Нам кажется, мы смогли возбудить живой, естественный интерес к себе и своему психологическому знанию и педагогов, и детей. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих.
После «Месячника психологической безопасности» улучшается психологический климат в каждом классном коллективе, формируется групповая сплоченность, стабилизируется эмоциональное состояние детей, снижается эмоциональное и телесное напряжение, развивается навыки социально-психологической адаптации среди сверстников и к учителям, обеспечивается взаимодействие семьи и школы на принципах партнерских отношений.
Вывод: Таким образом, мониторинг психологического здоровья проводится 2 раза в год и наблюдается снижение количества учащихся «группы риска».