Методическая разработка
Данный раздел содержит методическую разработку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка ФМРГ В.В. Емельянова | 372.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
«Развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста
посредством фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
«Развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста
посредством фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова»
(методическое пособие)
Алехина Е.А.,
музыкальный руководитель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Алехина Елена Александровна | |
Год рождения | 1983 |
Образование | Высшее, Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008 год |
Педагогический стаж | 20 лет |
Место работы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» |
Занимаемая должность | Музыкальный руководитель |
Квалификационная категория | Высшая |
Содержание
Введение | 5 | |
I | Теоретические основы развития певческого голоса ребёнка | 8 |
1.1. | Певческая деятельность как способ формирования музыкальности ребенка | |
1.2. | Сущность фонопедического метода развития голоса | |
II | Система работы по развитию певческого голоса у детей дошкольного возраста | |
2.1. | Уровень сформированности певческих навыков (вводная диагностика) | |
2.2. | Система использования методов и приемов развития голоса в работе с дошкольниками | |
2.3. | Результаты и перспективы формирования певческих навыков | |
Заключение | ||
Литература | ||
Приложение |
Введение
«Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное — это верный показатель духовного здоровья нации. Поэтому детское хоровое пение — это природосообразная (сообразная природе народа) педагогическая технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целесообразности жизни, что является основой, краеугольным камнем строительства в человеке его человеческой сути — его нравственного сознания, его личности.
Г. А. Струве
Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б. Кабалевский), её сила воздействия на человека удивительно огромна.
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к положительному преобразованию окружающего.
Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте? На этот вопрос можно ответить словами великого ученого И.П. Павлова о том, что каждый орган человека устроен так, чтобы выполнять определенную функцию в организме, т.е. конструкция и функция тесно взаимосвязаны. Значит, в процессе обучения пению можно влиять на формирование функционирования голосового аппарата, особенно в период бурного роста всего организма, т.е. в детстве. Следовательно, специально обучать пению, тренировать детский голос не только можно, но и нужно, чтобы вовремя направить его развитие в нужное русло.
О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А. Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей (И.И. Левидова, В.А. Алмазова и других), посвященных детскому певческому голосу. Ученные считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубянская, Р. Краснобродская и другие, предлагая очень интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
Это и определило тему моей углубленной работы «Развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста посредством фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова»
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи:
- Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
- Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
- Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.
Методы и приемы работы с детьми:
- Артикуляционная гимнастика
- Фонопедические упражнения
- Интонационно-фонетические упражнения
- Игры со звуком
- Исполнение разнохарактерных песен, игры с пением
- Упражнения на развитие диафрагмального дыхания
- Игры-упражнения с руками
Ожидаемый результат – к концу дошкольного периода у детей сформируется:
- точное интонирование в пределах первой октавы
- правильное звукоизвлечение
- плавное звуковедение
- понимание регистров звучания собственного голоса
- правильное диафрагмальное дыхание
- самореализация в песенной деятельности
Новизна: использование фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова в развитии вокальных способностей детей.
Адресат: дети с 3 до 7 лет.
Глава 1. Теоретические основы развития певческого голоса ребёнка
- Певческая деятельность как способ формирования музыкальности ребенка.
Развитие певческих способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе певческих способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.
Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития певческих способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности певческих способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, Б.М. Теплов признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. Способности он так же определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Б.М. Теплов указывает на наличие у человека, более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы. «Проблема музыкальности, - подчеркивает Б.М. Теплов, - это проблема, прежде всего качественная, а не количественная». У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой человек, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития. Таким образом, он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности, являются результатом развития. Способность – есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Важным выводом, сделанным Б.М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело, - пишет ученый, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. Поэтому при диагностике способностей бессмысленны какие-либо испытания, тесты, не зависящие от практики, обученности, развития».
Итак, Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.
Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно, положительно влияние на физическое развитие детей. Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях.
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
1.2. Сущность фонопедического метода развития голоса
Фонопедический метод развития голоса (далее ФМРГ), заключается в использовании упражнений, способствующих развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Этот метод построен на использовании оздоровительных упражнений для горла, интонационно-фонетических (корректирующих произношение звуков и активизирующих фонационный выдох) и голосовых сигналов доречевой коммуникации, игр со звуком.
Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе.
Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:
- Расширение диапазона
- Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка
- Усиление насыщенности звука
- Полетность
- Улучшение вибрато
- Большая певучесть звука
- Свобода
- Раскрепощенность певческого звучания и певческого процесса в целом.
ФМРГ имеет 5 уровней развития:
1 уровень: дошкольники и младшие школьники. Голосовые игры. Элементарное голосовое музицирование.
2 уровень: младшие школьники в ДМШ и ДШИ, средние школьники в общеобразовательных школах. Развитие показателей певческого голосообразования. Координация голосообразующих факторов, тренаж мышечных систем, звуковой массаж голосового аппарата.
3 уровень: средний и старший хоры, индивидуальная вокально-педагогическая работа. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. Формирование настроечных упражнений к упражнениям 2-го комплекса ФМРГ.
4 уровень: Старший хор. Взрослый хор. Индивидуальная работа со средними и старшими школьниками. Синхронный комплексный тренаж всех мышечных систем, участвующих в голосообразовании. Отслеживание критериев академического пения на отдельных слогах и комбинациях слогов.
5 уровень: Старшие школьники. Профессионалы. Тренажный алгоритм для подготовки к максимальным нагрузкам. Фиксация позиционных ступеней. Отслеживание энергетического и акустического аспектов «высокой позиции». Отслеживание критериев академического пения в полном объеме.
Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Интонационно-фонетические упражнения
3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации
4. Тренировочные программы для грудного регистра
5. Тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога
6. Тренировочные программы для фальцетного регистра
Фонопедический метод В.В. Емельянова дает возможность каждому ребенку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать себе самому: «Я могу, я пою».
Глава 2. Система работы по развитию певческого голоса у детей дошкольного возраста
2.1. Уровень сформированности певческих навыков (вводная диагностика)
Начиная работу с детьми, определила первостепенно проблему развития певческого голоса детей. Проблема развития певческого голоса детей состояла в следующем:
- дошкольники незначительно использовали певческий потенциал.
- дети затруднялись петь в высоком или низком регистрах,
- заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот.
- вследствие несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица.
- не умение детей правильно использовать бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
Поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса использовалась диагностика М.Ю. Картушиной, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников. Были определены три уровня развития певческого голоса:
- Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.
- Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.
- Низкий: Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
Учитывая выше описанные результаты, убедилась, что необходимо выбрать эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Широкую возможность для этого представила система занятий с использованием голосовых тренингов, которые заложены в фонопедическом методе развития голоса (ФМРГ).
На основе данных, полученных в ходе диагностики, были сформулированы задачи практической работы с детьми дошкольного возраста:
- Развивать у детей певческий голос по основным показателям: широта диапазона, чистота интонирования, сила голоса, напевность звука, дикция, дыхание.
- Формировать представление о строении голосового аппарата и его свойствах, познакомить с академической манерой исполнения, приобщить к шедеврам мировой вокальной культуры.
- Воспитывать самостоятельность, активность в достижении конечной цели – самореализации.
В результате внедрения новых подходов в систему работы по развитию певческого голоса у детей должны сформироваться представления: о свойствах своего голосового аппарата
- о роли пения для здоровья человека
- об охране своего голоса
- К концу дошкольного периода дети должны овладеть умениями, а именно:
- исполнять песни в широком диапазоне
- чисто интонировать мелодию в заданной тональности
- петь с динамическими оттенками, меняя силу голоса
- петь напевно, не кричать
- петь протяжно с «опёртым» звуком, чёткой дикцией и округлыми гласными
- использовать средства выразительности, передавая характерные особенности произведения.
Конечным итогом работы является самореализация ребёнка в песенной деятельности, которая выражается в самоуверенном успешном исполнении песни на концертах, вечерах, досугах, конкурсах.
2.2. Система использования методов и приемов развития голоса в работе с дошкольниками
Изучив методику В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», учитывая возрастные возможности детей, а также используя личностно-ориентированный подход в работе с детьми, выстроила свою систему подхода в обучении детей певческим навыкам. Прежде всего, ознакомившись с методикой В.В. Емельянова, выделила те элементы фонопедических упражнений, которые можно использовать в работе с дошкольниками. /Приложение1/.
Условно занятия разделила на 6 разделов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:
1 раздел. Фонопедические упражнения.
Фонопедические упражнения направлены на четкую работу голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком (Приложение 1, 2). Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
Данные упражнения включают артикуляционную гимнастику:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, зная, что ведущим видом деятельности является игра, упражнения на артикуляцию провожу в игровой форме. Это вызывает у детей больший интерес.
Данную работу начинаю с детьми младшей группы (3-4 года). Первоначально уделяю внимание активизации певческого аппарата. Дети, у которых еще не развита речь, учатся открывать рот, изображая игровые образы, издавая речевые звуки. Например, упражнение: «Мишка устал», «Погреем ладошки», «Паровоз гудит» и т.д. Особое внимание уделяю звукообразованию, формированию гласных звуков «а», «о», при этом учу открывать «высокий рот», а не «широкий». Например, в попевке «Кошкин дом» - формируем рот как «колокольчик», чтобы помочь кошке, такие игровые приемы позволяют с интересом многократно повторять упражнения, что необходимо для закрепления навыков.
2 раздел. Интонационно-фонетические упражнения.
Интонационно-фонетические упражнения направлены на преодоление дефектов речи, выравнивание гласных и согласных звуков, на формирование звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию. Использую интонационно-фонетические упражнения после проведения артикуляционной гимнастики с детьми средней – старшей группы, в зависимости от подготовленности детей. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Добиться пения на улыбке очень не просто, для этого использую сюжетные песенки-попевки. Например: «Три синички», «У кота Воркота…» и т.д.
3 раздел. Игры со звуком.
Игры со звуком позволяет активизировать познавательную деятельность детей, обогащают слуховой и жизненный опыт дошкольников. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Использую эти игры, начиная с младшей группы. Ребенок должен получить о звуке совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, лист бумаги, воздушные шары, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру «Звуки шумовые и музыкальные», «Какой звук слышится из соседней комнаты?». Детям нравится прислушиваться к различным звукам. Широко использую современные информационно-информационные технологии (показ слайдов, интерактивные игры).
4 раздел Игры-упражнения с руками.
Этот раздел включает пальчиковые игры, упражнения-сказки, музыкально-пластические импровизации. Эти упражнения развивают мелкую моторику, от развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. Игры упражнения с руками – обязательное условие на занятиях. Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато «Зайка скачет», мягкие движения рук – «Поплаваем, как рыбки» - плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.
В этот раздел входят пальчиковые игры – еще один необходимый прием в музыкально-образовательной работе. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.
Чтобы повысить интерес детей к занятиям, к выполнению упражнений, использую упражнения-сказки, музыкально-пластические импровизации. /Приложение 6/
Музыкально-пластические импровизации являются музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом. Ведь основу музыкально-пластических импровизаций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, гимнастические, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами, используют звукоподражания. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.
5 раздел. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания.
Дыхание - это основа пения, основа звуковедения. Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха. Поэтому для развития у детей диафрагмального дыхания разработала упражнения, сопровождающиеся стихами. Дыхательные упражнения использую в работе с детьми, начиная с младшей группы. /Приложение 4/
Раздел 6. Исполнение разнохарактерных песен, игры с пением.
Исполнение разнохарактерных песен направлено не только на развитие общей музыкальной культуры, но и имеет большое воспитательное значение.
Игры с пением направлены на развитие фантазии, воображения, проявления творчества. Большое значение имеют для закрепления певческих навыков. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Для формирования ладотонального звука обязательно использую задания на развитие песенного творчества «Что ты хочешь, кошечка» Г. Зингера, «Белка, белка, где была?» и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.
Пение, сопровождая каждую игру, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением детей упражняю в пении а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Подбирая песенный репертуар, стараюсь использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Это песни о Родине, России, об Армии российской. Чтобы восприятие у детей было ещё более ярким, использую современные информационные технологии: показ слайдов, презентаций. Например, слушая песню «Бескозырка белая» использовала слайды, что вызвало у детей большой эмоциональный подъем. Знакомясь с гимном Российской Федерации – использовала показ презентации, которую составила, используя фотографии нашей страны. Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе использую знакомство с классическими образцами вокальной музыкой. Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми, использование информационно-коммуникативных технологий – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без аккомпанемента.
2.3 Результаты и перспективы формирования певческих навыков.
С целью выявления уровня сформированности певческих навыков и определения эффективности работы по развитию певческого голоса провожу диагностику в начале и конце учебного года.
В результате использования «Фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова и на основании результатов проведённого исследования, в течение двух лет (2016 – 2017; 2017 – 2018 г.), в соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческого голоса у большинства воспитанников МАДОУ д/с «Алёнка». /Приложение 7/
Полученные данные говорят о количественном преимуществе высокого уровня развития показателей певческого голоса. Поэтому проанализируем все эти явления. Результатом применения ФМРГ в развитии голоса стало постепенное развитие дыхательной, артикуляционной и голосообразующей функции певческого аппарата дошкольника. Трудность формирования широты диапазона снята, так как голосовые игры на преодоление регистрового порога снимают комплекс и «боязнь» перехода из одного регистра в другой. И хотя детям не ставилась специальная задача спеть очень высоко или очень низко, но они прекрасно и быстро переходили из грудного режима в фальцетный, и обратно. В этом одна из особенностей ФМРГ, раскрывающая природные возможности детского голоса. Для чистого интонирования следует накопить достаточный слуховой опыт различения звуковысотных отношений, связанных как с внешним наглядным моделированием, так и ощущением внутреннего слуха. Использование различных видов занятий, индивидуальная работа с детьми, использование личностно-ориентированного подхода к детям, использование информационных технологий позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков. К семи годам дети показывают активно силу голоса. Трудная задача по формированию певческой дикции положительно была решена в силу многократного применения артикуляционных игр и дикционных упражнений на занятиях. Дети могут петь сольно, в хоре, дуэтом, в музыкальных сказках, выступать на концертах, праздниках и досугах.
Заключение
Следует отметить, что систематическое использование упражнений на материале фонопедического метода развития голоса создаёт благоприятные условия для развития певческого голоса дошкольников на более высоком уровне, позитивно влияет на уменьшение различных недостатков в пении детей, способствует самореализации личности ребёнка. Использование нетрадиционных методов и способов развития певческого голоса детей в детском саду позволили развить певческие способности, но и получить оздоровительный эффект. Данная система используется для детей всех возрастов, начиная с младшей группы. Игровой характер позволяет удерживать интерес детей на протяжении всего образовательного процесса. Результативность использования данной системы можно проследить, начиная со средней группы, о чем свидетельствуют результаты проведенной диагностики /Приложение 7, 8/ . Данную систему методов и приемов с использованием фонопедических упражнений могут использовать музыкальные руководители других дошкольных учреждений, воспитатели в свободной деятельности, а также учителя-логопеды.
Приложение 1
Комплекс фонопедических упражнений для старших дошкольников
- Поочередное поколачивание кулачками ног снизу вверх.
- На вдохе поколачивание живота, напрягая мышцы.
- Медленный вдох, задержка дыхания и поколачивание груди пальцами (как молоточками).
- Поколачивание пальцами у корней волос.
- Хлопанье по щекам (активно, до покраснения).
- Поколачивание пальцами у корней волос.
- Взяв двумя пальцами за нос, поворот его вправо – влево (много нервных окончаний, которые ведают здоровьем наших органов).
- Потерли уши (чтоб красные были).
- Массирование (легкое надавливание) козелка (хрящевая часть внешнего уха) указательными пальцами (треугольник при входе в ухо, ведает здоровьем нашего горла).
- Вытянутыми губами рисуем круги влево – вправо.
- Хорошо открытым ртом, вытаращив глаза, растопырив пальцы рук, проговаривая «ы-а» (напугали), низким голосом. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движений губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы.
- Имитация плача детей «у-а» (как маленькие дети) высоким голосом.
- Шинкуем язык (покусывание от кончика и далее).
- Жуем язык, сначала справа, потом слева.
- Сглатывание слюны в три приема.
- «Злая кошка» - короткое произнесение согласных «ш», «с», «ф», «г», «ж», «з», «п», «б», рот быстро открывается , упражнение сопровождается движением рук (пальцы – царапки).
- Произнесение гласных «у-а-э-и», с движением голоса от низкого к верхнему и обратно «и-э-а-у».
- «Бросание звуков» - речевое глиссандо (как взлет ракеты у-у-у – У-у-у и приземление), на разные гласные.
- Скрип (гортань открыта) и переход на произнесение «а».
- «Динозаврик» - рисуем голосом, сопровождая движением рук. Начинаем с писка (у), переход на «а» (большое туловище и переход в низкое звучание на «э». «у-а-э» (хвост динозавра).
- Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).
- Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
- Проговаривание снизу вверх «у-шо-жо», вниз «у-са-за» (чтобы вверху голос не переходил на писк), также «у-ко-го», «у-ка-га».
- Шип (гортань открыта), переходящий в звук «а».
- Чтение стихотворения или считалки с разными интонациями, например: - Заяц белый, куда бегал? (низким голосом) - В лес дубовый. (фальцетом) - Что там делал? (низким голосом) - Лыки драл. (фальцетом) - Куда клал? (низким голосом) - Под колоду. Под берёзу. (фальцетом) - Кто украл? (низким голосом)
- «Автомобиль» - пение восходящее и низходящее от I – III и от III – I ступени на «бр» (губы активные), с транспонированием.
- Пропевание октавы вверх и вниз на «а-у», «а-а», «о-о», «и-и», «у-у» и т.д.
- Распевки:
а) «кукушка» - б3;
б) «ослик» ч5;
в) пение на одном звуке «а-о-у», губы почти не шевелятся, стараться петь гортанью.
- Проговаривание слов «гром – солнышко», «ладошка – пальчики». Рука ставится ладонью вверх на уровне пояса. Второй ладонью сверху вниз надавливаем, произнеся «гром» (максимально опустить челюсть вниз, почувствовать опору), далее пальцами вверху перебираем, произнося слово «солнышко» высоким голосом.
- Считаем от одного до десяти, постепенно увеличивая силу звука. От шепота перейти на крик.
Приложение 2
Комплекс фонопедической гимнастики,
используемый в игровой форме, для детей от 3-х лет
Упражнения сопровождаются потешками.
Раз- два – три и я прохожий Я по улице иду У прохожих на виду Не толкаюсь, не кричу Быть я вежливым хочу. | Спокойно ходят врассыпную, имитируют одевание пальто (кистью руки сверху вниз). |
Шишки ела, нам велела А мы шишек не едим Таре – мааре отдадим. | Имитация жевательных движений. |
Ты чему так рад Прыгаешь. Дерешься, Да еще смеешься. - Я совсем не рад, - «Просто солнца луч Просверлил бока у туч И я вывалился, лечу, С досады всех колочу». | Поколачивание у корней волос Поколачивание по щекам Поколачивание у корней волос |
Запрягла петуха Петух заржал На базар побежал. | «Цоканье», едем на лошадке (сопровождение движениями рук), «тпру». |
Съел корову и быка И 15 поросят Только хвостики торчат. | шинкуем язык делают «чмок» |
Прискакали зайки Стали люльку качать Только хвостики торчат. | Зевают, потягиваются, поглаживают щеки. |
Дождик идет Дождик закончится Солнце взойдет. | Произносят стихотворение с «обиженными» губками. Руки вверх, радостное лицо |
Злой-призлой. Чего сердишься? – Как мне злым не быть? Где зимой мне жить? Нет ни домика, ни шалашика. | Пальцы на брови, произносят низким голосом; Обиженные губки (нижняя вывернута), Обиженным голосом. |
На плите стоит лиса Палочками машет Два медведя пляшут. | Машут руками, радостное лицо Пальцы на брови. |
Я – пароход Полный назад, полный вперед Вправо руля, влево руля Мчусь я по морю ногами бурля, Я бы доплыть до Австралии мог, Но у Петровых потек потолок. | Произносится «мО-ре», «О» большое. Корпус – наклон назад, вперед, Вправо, влево «болтают» ногами. Последняя фраза – с фальцета к низким звукам произносится. |
Вез в кошелке рыбий жир Чуть трамвай притормозит – Пассажир вперед скользит, Чуть трамвай прибавит ход Пассажир назад ползет Те, кто ехал с пассажиром Вышли смазанные жиром. | Имитируют нюхательные движения, ноздри расширяются Корпус с руками – вперед, назад Нюхают, крылья носа расширяются |
Кто – то выл (у), а кто мяукал Кто-то хрюкал, кто-то топал Кто-то крыльями захлопал Кто-то ухал И кричал – «а-у», «а-у» И глазищами вращал Ну кто-то тихо-тихо Тихим голосом молчал. | Шип с движениями рук Воют «у» - низким, «мяу» - высоким Хрюкают, топают, имитируют руками «у-у-у» - как филин Кричат от низкого к высокому звуку; Скрип Произносят писклявым голосом Упражнение повторяется без стихотворения, только звуки. |
Приложение 3
Упражнение-сказка
ЛОШАДКА
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. | Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко). |
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. | Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко). |
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки | Поочередно высоко-низко, быстро-медленно «щелкать» языком. |
Но однажды подул сильный ветер. | Активный долгий выдох через рот 4 раза. |
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» | «Щелкать» высоко. От нижнего звука «у» до верхнего «о» - «у – о»? |
«Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер». | От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у». |
Но Лошадка не послушалась и побежала. | «Щелкать» высоко |
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. | Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а», медленно 4 раза |
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. | «Щелкать» высоко. |
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. | Долгий звук «ш-ш-ш» |
«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка | «Щелкать» высоко. |
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. | Звук «ш» короткий по 4 раза |
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. | Звук «ф» по 4 раза |
Застрекотал кузнечик | Звук «ц» по 4 раза |
Пролетел жук. | Звук «ж» продолжительный |
За ним – комар. | Звук «з» продолжительный |
А ветер дул все сильнее и сильнее. | Продолжительный выдох |
Лошадка замерзла. | Звук «брр» 4 раза |
И побежала домой. | «Щелкать» высоко |
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама | «Щелкать» низко медленно |
Она стала согревать Лошадку | Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза. |
Упражнение-сказка ЛИСИЧКА
Шла лисичка и нашла ягодку. Положила на язычок и стала пробовать – ах, какая вкусная! | (покусать кончик языка). |
Потом пришла к речке и поймала рыбку. Стала её кушать. Вот так | (постепенно высовывать язык вперед – назад, слегка прикусывая) |
Съела рыбку, а косточка в зубах застряла, стала ее вытаскивать. Вот так | (упереться кончиком языка в одну щеку, в другую) |
Вытащила косточку, а после еды надо обязательно почистить зубки | (круговые движения языком по передним зубам, в одну и в другую стороны). |
Разминка для малышей по В.В. Емельянову:
«Обезьянки».
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу.
Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чичи отняла банан у обезьянки Чу-чу.
Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).
Приложение 4.
Дыхательная гимнастика
Я веселый бегемотик, У меня большой животик. Посмотрите на меня, Похудел я, вот беда! | Вдох – надуть животик вперед, руки на животе, спина прямая; Выдох – продолжительный, со звуком «у-у-ух». |
На ракете мы летим Быстро поднимаемся Во все стороны глядим На землю приземляемся. | Из положения сидя на корточках поднимаются и поднимают руки вверх, делая вдох. Руки опускают – выдох. Смотрят в стороны Присели |
Ежик зашуршал листвой Ах, какой ты озорной Ну-ка дружно все присядем, Иголки в стороны расставим. |
Вдох – протяжный звук «ш-ш»
Приседают – выдох, пальчики растопыривают. |
Задули вьюги и метели В лицо снежинки полетели, Дружно встанем на коньки Ты в сугроб не угоди! | Вдох – на звуке «у-у-у» на одном дыхании На выдох резкий – присесть со звуком «Ух!» |
Воздух мягко набираем И как ветер завываем Дуем, дуем на листочки Приземляемся на кочки. | Вдох «у-у-у» на одном дыхании переход на звук «ш-ш-ш» и выдох |
Пчелка, пчелка, пожужжи, Свое брюшко покажи. Пожужжала, полетела, На цветочек тихо села. | Вдох – живот надули, Медленный выдох, Протяжный, на звуке «ж-ж-ж», затихая. |
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей (без речи)
- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох - длинный выдох)
- тренировка силы вдоха и выдоха
- развитие продолжительного выдоха
Работа над дыханием проводится перед пением или является самостоятельным видом деятельности.
Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на « Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».
Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
вдох – громкий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая)
выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (по желанию). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха. Каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма.
В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем -нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.
Комплекс дыхательной гимнастики ( по А.Н. Стрельниковой)
« Ладошки»
Стихотворение для разучивания, выполняется упражнение без стихотворения.
Ладушки ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях, ладошки повёрнуты к « зрителю».
На счет « раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно вдох.
Делаем подряд 8 коротких вдохов - выдохов. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 8 вдохов - выдохов.
« Погончики»
Вот погоны на рубашке,
Темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик –
Я военный летчик!
И.п. – то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.
На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики – вдох.
Возвращаемся в исходное положение.
« Насос» ( Накачиваем шины)
По шоссе летят машины –
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки «накачивают насосом шины» –движение вниз - вдох. И.п. – выдох.
«Кошка» (приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь её немножко –
Сразу замурлычет кошка.
И.п. как в 1 упражнении. На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение – вдох. Выдох – И.П. на счет «два» движение в другую сторону.
Норма: 4 раза по 8 вдохов - выдохов.
«Обними плечи!»
( вдох на сжатие грудной клетки «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я,
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю
Носиком вдыхаю!
И.п. – руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны, правая рука ниже левой.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились.
Меняем положение рук.
Норма: 4 раза по 8 вдохов - выдохов.
« Большой маятник!» ( «Игрушка – неваляшка»)
Наклонилась неваляшка,
Но упасть – не упадет.
Даже если кот мой Яшка
Неваляшку в бок толкнет.
В бок толкнет игрушку он
И в ответ услышит звон.
Интересно очень Яшке:
Что внутри у неваляшки?
Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: « Насос» и «Обними плечи».
На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям – вдох. Выдох – возвращаемся назад.
На счет «два» - запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» – вдох . Возвращаемся назад - выдох.
Приложение 5.
Пальчиковая гимнастика
Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
Потешка "БЕЛКА"
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
КРОКОДИЛ.
Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста.
Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
ВОЛК И ЛИСА
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
ПТИЧКА
Пальчики - головка, Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
СЛОН
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
ЗАМОК
Пальцы сплетем и замок мы получим. Повторим еще, и получится лучше.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
КРАБ
Краб ползет по дну, Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
ЖУК
Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Приложение 6
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Упражнение «МАЛЕНЬКИЕ КУСТИКИ»
Музыкальный руководитель показывает зайца, который ищет кустики, чтобы спрятаться от лисы. Детям предлагается помочь зайчику - сделать так, чтобы было много кустиков. Музыкальный руководитель спрашивает: "Кто хочет стать кустиком?.. Где у тебя, кустик, веточки? Как они на ветру качаются? Как ты укроешь зайчика от лисы?" Упражнение выполняется под "Вальс" Ф.Шопена.
Упражнение «СВАРИМ КАШУ»
Музыкальный руководитель спрашивает детей, какую кашу каждый любит, и предлагает сварить кашу "Ассорти". Дети "превращаются" в выбранную каждым крупу, воспитатель - вода. Имитируя "кипящую воду", воспитатель приглашает в кастрюлю (ею может быть обруч) "крупу", которая "пыхтит": Данное упражнение можно проводить, используя стихотворение И.Мазина "Гречневая каша": Если печка, то печет. Если сечка, то сечет. Ну, а гречка? То гречет? Вот и нет, она растет. Если гречку собрать И в горшок положить, А потом эту гречку Водою залить. А потом еще долго, Долго варить. То получится каша, Любимая каша! В стихотворении, по желанию детей, меняется название крупы. Упражнение можно выполнять под "Польку" М.Глинки.
Упражнение «ПТИЦЫ»
("Очарование", муз. Ф.Маршетти)
Повторить с детьми движения, характерные для птиц:
- Плавные махи руками в стороны-вверх, вперед-назад;
- Энергичные махи руками;
- Легкие потряхивающие движения кистями, опустив руки-крылья вниз назад;
- Волнообразные движения поочередно каждой рукой и двумя одновременно;
- Плавные движения одной рукой (как бы рисуя узор в воздухе), затем другой, обеими руками;
- Выполнять все вышеперечисленные движения руками, одновременно делая полуприседания, небольшие пробежки, легкое кружение на носочках;
- Движение "ласточка" с последующей пробежкой, кружением, приседанием;
- Кружение друг с другом парами;
- Резко подниматься и опускаться на носочках; опускаться вниз, одновременно стремительно взмахивать руками ("взмывать в небо")
Предложить детям "превратиться" в птиц и под музыку отправиться в дальнее путешествие.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ («Осенний сон», муз. А.Джойса)
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
БАБОЧКИ («Мотылек», муз. Д.Кабалевского)
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.
В СТРАНЕ ЦВЕТОВ
(«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского)
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
(«Аквариум» из «Карнавала животных», муз. К.Сен-Санса)
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб:
В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ («Романс», муз. Д.Шостаковича)
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать
ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
(«Утро», муз. Э.Грига) слова: Поляковой Л.Ф.
Воздух так чист,
И природа тиха
Но пробудится все ото сна.
Солнечный лучик лишь брызнет струёй
Синее небо вдруг вспыхнет зарёй
В розовый блеск одеваясь, оно,
Между тем, как внизу всё темно,
Возвещает природе: «Утро пришло!»
« Утро пришло!»
Я, как по лестнице ввысь поднимусь И к земле-матушке я обращусь: «Здравствуйте горы, нивы, поля. Здравствуй, родимая наша земля.
Утро дарит нам солнце и свет Чтобы мог радостно жить человек Все ожило и проснулось вокруг Утро пришло, улыбнись, милый друг.
Приложение 7
Диагностика
уровня сформированности певческих навыков
2016-2017 учебный год
Диагностика
уровня сформированности певческих навыков
2017-2018 учебный год
Приложение 9
Перспективный план работы
по развитию вокальных способностей детей 5-6 лет
Месяц | Раздел | Задачи | Содержание работы |
Сентябрь | Дыхательная гимнастика | Познакомить с правилами вокального дыхания. Формировать умение правильно брать дыхание. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнение «Цветок» |
Артикуляционная гимнастика | Разучить упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомить с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учить правильно выполнять упражнения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
| |
Интонационно-фонетические упражнения | Познакомить детей с режимами работы гортани. Дать понятие диапазона. Учить правильно выполнять упражнение Освоение основных приёмов интонационно-фонетических упражнений. | Упражнение «Кот-Воркот», | |
Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК) | Познакомить детей с возможностями всей голосообразующей системы. Учить эмоционально откликаться на упражнение. Формировать умение правильно выполнять упражнения. | Упражнения:
| |
Октябрь | Дыхательная гимнастика | Повторять правила вокального дыхания. Учить правильно брать дыхание. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнение «Свеча» |
Артикуляционная гимнастика | Учить упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомить с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учить правильно выполнять упражнения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
| |
Интонационно-фонетические упражнения | Учить правильно обращаться с голосовым аппаратом. Работать над развитием диапазона. Учить правильно выполнять упражнение Формировать навык основных приёмов интонационно-фонетических упражнений. | Упражнения
| |
Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК) | Учить детей использовать возможности всей голосообразующей системы. Учить эмоционально откликаться на упражнение. Формировать умение правильно выполнять упражнения. | Упражнения:
| |
Ноябрь | I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
|
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнение «Легкий ветерок» (терция) | |
Декабрь | Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК) | Продолжать учить детей использовать возможности всей голосообразующей системы. Продолжать учить эмоционально откликаться на упражнение. Формировать умение правильно выполнять упражнения. | Упражнения:
|
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
| |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнение «Машина» (октава) | |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Январь | Артикуляционная гимнастика | Разучить упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомить с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учить правильно выполнять упражнения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
|
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
| |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Февраль
| Дыхательная гимнастика | Повторять правила вокального дыхания. Продолжать формировать умение правильно брать дыхание. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнение «Греем руки» |
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнение «Машина» | |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Март
| Дыхательная гимнастика | Повторять правила вокального дыхания. Продолжать формировать умение правильно брать дыхание. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнение «Выдох на звуке» |
Артикуляционная гимнастика | Разучить упражнения артикуляционной гимнастики. Работать над активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учить правильно выполнять упражнения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
| |
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнение «Машина потеряла колесо» | |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Апрель
| Интонационно-фонетические упражнения | Продолжать учить правильно обращаться с голосовым аппаратом. Продолжать работать над развитием диапазона. Продолжать учить правильно выполнять упражнения Продолжать формировать навык основных приёмов интонационно-фонетических упражнений. | Упражнения
|
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
| |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Работа над репертуаром | Осознанное применение дыхания, звукоизвлечения при разучивании песенного репертуара Учить пропевать мелодию песни на звук «Ю» Работа с гудошниками, работа с солистами | Репертуар:
| |
Участие в концертах и конкурсах | Реализация полученных практических навыков на концертах и конкурсах. | Песенный репертуар | |
Май | Артикуляционная гимнастика | Повторять упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомить с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учить правильно выполнять упражнения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
|
Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК) | Закрепить навык использования возможностей всей голосообразующей системы. Закрепить навык правильного выполнения упражнений. | Упражнения:
| |
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
| |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Участие в концертах и конкурсах | Реализация полученных практических навыков на концертах и конкурсах. | Песенный репертуар |
Перспективный план работы
по развитию вокальных способностей детей 6-7 лет
Месяц | Раздел | Задачи | Содержание работы |
Сентябрь | Дыхательная гимнастика | Вспомнить правила вокального дыхания. Формировать умение правильно брать дыхание. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнение «Цветок» |
Артикуляционная гимнастика | Разучить упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомить с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учить правильно выполнять упражнения. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнения:
| |
Интонационно-фонетические упражнения | Познакомить детей с режимами работы гортани. Дать понятие диапазона. Учить правильно выполнять упражнение Освоение основных приёмов интонационно-фонетических упражнений. | Упражнение «Кот-Воркот», | |
Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК) | Познакомить детей с возможностями всей голосообразующей системы. Учить эмоционально откликаться на упражнение. Формировать умение правильно выполнять упражнения. | Упражнения:
| |
Октябрь | Дыхательная гимнастика | Повторять правила вокального дыхания. Учить правильно брать дыхание. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнение «Свеча» |
Артикуляционная гимнастика | Учить упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомить с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учить правильно выполнять упражнения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
| |
Интонационно-фонетические упражнения | Учить правильно обращаться с голосовым аппаратом. Работать над развитием диапазона. Учить правильно выполнять упражнение Формировать навык основных приёмов интонационно-фонетических упражнений. | Упражнения
| |
Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК) | Учить детей использовать возможности всей голосообразующей системы. Учить эмоционально откликаться на упражнение. Формировать умение правильно выполнять упражнения. | Упражнения:
| |
Ноябрь | I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
|
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнение «Легкий ветерок» (терция) | |
Декабрь | Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК) | Продолжать учить детей использовать возможности всей голосообразующей системы. Продолжать учить эмоционально откликаться на упражнение. Формировать умение правильно выполнять упражнения. | Упражнения:
|
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
| |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнение «Машина» (октава) | |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Январь | Артикуляционная гимнастика | Разучить упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомить с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учит правильно выполнять упражнения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
|
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
| |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Февраль
| Дыхательная гимнастика | Повторять правила вокального дыхания. Продолжать формировать умение правильно брать дыхание. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнение «Греем руки» |
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнение «Машина» | |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Март
| Дыхательная гимнастика | Повторять правила вокального дыхания. Продолжать формировать умение правильно брать дыхание. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, голосу. | Упражнение «Выдох на звуке» |
Артикуляционная гимнастика | Разучить упражнения артикуляционной гимнастики. Работать над активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности отличающейся от речевой. Учить правильно выполнять упражнения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
| |
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнение «Машина потеряла колесо» | |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Апрель
| Интонационно-фонетические упражнения | Продолжать учить правильно обращаться с голосовым аппаратом. Продолжать работать над развитием диапазона. Продолжать учить правильно выполнять упражнения Продолжать формировать навык основных приёмов интонационно-фонетических упражнений. | Упражнения
|
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Продолжать учить точно интонировать в грудном режиме | Упражнения:
| |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Продолжать учить делать glissando Продолжать учить делать переход из одного режима в другой легко. Продолжать освоение звучания голоса при переходе голоса из грудного режима в фальцетный (так называемая «связка») | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Продолжать освоение звучания голоса в фальцетном режиме Формировать навык легкого формирования звука Учить детей правильному звукоизвлечению, без зажимов голосового аппарата. | Упражнения:
| |
Работа над репертуаром | Осознанное применение дыхания, звукоизвлечения при разучивании песенного репертуара Учить пропевать мелодию песни на звук «Ю» Работа с гудошниками, работа с солистами | Репертуар:
| |
Участие в концертах и конкурсах | Реализация полученных практических навыков на концертах и конкурсах. | Песенный репертуар | |
Май | Артикуляционная гимнастика | Закреплять упражнения артикуляционной гимнастики. Повторять упражнения упражнения. Продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Упражнения:
|
Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК) | Закрепить навык использования возможностей всей голосообразующей системы. Закрепить навык правильного выполнения упражнений. | Упражнения:
| |
I цикл: упражнения в грудном режиме | Продолжать учить правильно извлекать звук вибрации губ (через «Б») Освоение звучания голоса в грудном режиме Закрепить навык интонирования в грудном режиме | Упражнения:
| |
II цикл: упражнения с порогом из грудного режима в фальцетный | Повторить понятие glissando Закрепить навык перехода из одного режима в другой легко. | Упражнения:
| |
III цикл: упражнения в фальцетном режиме | Закрепить навык звучания голоса в фальцетном режиме Закрепить навык легкого формирования звука | Упражнения:
| |
Участие в концертах и конкурсах | Реализация полученных практических навыков на концертах и конкурсах. | Песенный репертуар |
Литература
- Абелян И. «Как Рыжик научился петь», Москва, 1985
- Алмазов Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей», Москва. «Просвещение», 1973
- Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения»
- Васильева М.А. «Программа воспитания и развития детей в детском саду»
- Емельянов В.В. «Развитие голоса» Координация и тренинг, издание четвёртое, Санкт-Петербург, 2004
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа «Ладушки»
- Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.
- Кончаловская Н. «Нотная азбука», Москва 2013.
- Котляревская-Крафт М. «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ»
- Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»
- Петрова В.А. «Музыка – малышам», методическое пособие. М.: Академия 2008
- Огороднов Д. Е., Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие, Лань, Планета музыки, 2014
- Орловой Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь / под ред. - М.: Просвещение, 1978.
- Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. Москва, Академия, 2000.
- Стулова Г.П.. «Отзыв на статью В. Шереметьева «Хоровое пение в детском саду»//журнал «Музыкальный руководитель» № 1/2006
- Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» (Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992
- Тарасова К. «К постановке детского певческого голоса»// журнал «Музыкальный руководитель» № 3/2005
- Тумакова Н. «Артикуляционная гимнастика»//журнал «дошкольное воспитание» №6/2005
- Чибрикова – Луговская А.Е. «Ритмика» методическое пособие»2006
- Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду», журнал «Музыкальный руководитель» №5/2005
Глоссарий
Диапазон певческого голоса – это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.
Примарный тон – середина диапазона, опорные звуки.
Тембр - это окраска голоса (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру можно найти каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.
ФМРГ – фонопедический метод развития голоса
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА - положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными плечами и спиной, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.
ПЕРЕХОДНЫЕ ЗВУКИ - это звуки, лежащие на границе
натуральных регистров голоса.