Работа на методических обьединениях.
Развитие системы дошкольного образования, успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность и призваны обеспечить методические объединения педагогов ДОУ, стимулирующие профессиональное развитие педагога.
В рамках работы методических объединений педагогов рассматриваются вопросы:
- разработки приёмов, методов, технологий обучения и развития по которые педагоги считают для себя актуальными;
- применения инновационных технологий;
- организации работы с одарёнными детьми;
- совершенствования форм и методов организации занятий;
- и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.3_netradits_forma.docx | 22.4 КБ |
zadachi_ekologicheskogo_i_trudovogo_vospitaniya_v_dou.docx | 23.74 КБ |
2.3_obrazovatelnye_terrenkury.docx | 21.11 КБ |
razvitie_rechi_detey_3-4_let.docx | 21.15 КБ |
vystuplenie.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №15 «Дельфин» г. Янаул муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Янаул, улица Победы, д.48. yands15.edu-rb.ru Телефон: 8 (34760) 5-43-45. 5-45-87
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в контексте ФГОС ДО.
Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР
ДС№ 15 «Дельфин»
Нигматуллина А.Ю.
2018 г.
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в контексте ФГОС ДО.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг - воспитать достойного гражданина своей страны.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Традиционные формы работы с родителями ( беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности: Проведение социологических срезов; опросов; «Почтовый ящик», в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями , детьми: Совместные досуги, праздники участие родителей и детей в выставках, играх.. проведения Форма – совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей: Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме , устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи "Театральная пятница", "Круглый стол", "Викторины", "Клубы для родителей" и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитание ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии.
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей: Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация минибиблиотек Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по разному. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Родители видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. Д Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно: «Давайте познакомимся!». На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы. Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, круглые столы, игровые семинары. Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительскопедагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО формы работы с родителями должны содержать 5 образовательных областей: - ОО «Социально-коммуникативное развитие»; - ОО «Познавательное развитие»; - ОО «Художественно-эстетическое развитие»; - ОО «Речевое развитие»; - ОО «Физическое развитие».
ОО «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей, вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ, индивидуальное и групповое консультирование родителей, круглые столы, участие в конкурсах.
ОО «Познавательное развитие» включает в себя интеллектуальное развитие ребенка через подготовку к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и детском саду.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя совместные поделки и рисунки детей и родителей; музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
ОО «Речевое развитие» - совместное чтение детей и родителей, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок художественной литературы.
ОО «Физическое развитие» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультурном досуге других семей, организация совместных соревнований, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада; знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний; безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций; информирование родителей о создании безопасных условий дома через оформление буклетов, плакатов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №15 «Дельфин» г. Янаул муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Янаул, улица Победы, д.48. yands15.edu-rb.ru Телефон: 8 (34760) 5-43-45. 5-45-87
Задачи экологического и трудового воспитания в ДОУ
Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР
ДС№15 «Дельфин»
Нигматуллина А.Ю.
2021г.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Цель экологического воспитания: формирование начал экологической культуры базисных компонентов личности ребенка. Базисные качества человеческого начала в человеке: Красота, Добро, Истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и самом себе – это же ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Задачи экологического воспитания:
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
- систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания:
- совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
- выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Элементами экологической культуры детей в дошкольном возрасте являются:
- Бережное отношение к окружающей природе;
- Устойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого;
- Правильное понимание «Здорового образа жизни»;
- Моральные установки и представления об экологических ценностях;
- Эмоциональная отзывчивость на природу и ее явления;
- Положительные чувства и ощущения от общения с окружающей природой;
- Желание познать и узнавать окружающий мир.
3 стороны личности воспитателя:
- Понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее.
- Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании.
- Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
Виды образовательных технологии при экологическом воспитании:
1.Экологическая тропинка
2. Проектные методы
3. Социально –игровые методы
4. Использование компьютерных технологии
5. Мультимедийная презентация.
Также можно использовать различные методы и приемы: Наблюдения, экспериментирование, труд, игра, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, физическая деятельность, экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки, конкурсы, викторины, аукционы, марафоны, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, составление экологических карт. экологические выставки и экспозиции, экологические музеи, дни экологического творчества, экологические праздники и фестивали, экологические сказки, экологические тренинги, агитбригады.
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Задачи трудового воспитания:
- Задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.
- Задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
- Задачи, которые направлены на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
- Задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.
- Задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.
Формы ознакомления детей с трудом взрослых:
Наблюдения,
Экскурсии,
Чтение художественной литературы,
Рассматривание картин и иллюстраций,
Дидактические игры,
Организация посильной помощи взрослым,
Организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми,
Партнерские взаимоотношения между ними.
Содержание труда дошкольного возраста:
Самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Виды труда:
Для младшего и среднего возраста: Самообслуживание, хозяйственной – бытовой, труд в природе. В среднем возрасте усложняются действия.
В старшем дошкольном возрасте появляется ручной труд.
Формы организации.
Поручения (индивид. и совместные
Дежурства ( индивид. и совместные)
Младший возраст (по столовой и занятиям)
Старший возраст ( по столовой, по занятиям, уголку природы)
Коллективный труд . Младший возраст (4-6 детей)
При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:
Предусмотреть, как будет организован труд детей.
Определить эффективные формы трудовой деятельности.
По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.
Подготовить необходимое оборудование.
Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.
Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.
Средства трудового воспитания:
Собственная трудовая деятельность детей;
Обучение трудовым навыкам и организации труда;
Ознакомление с трудом взрослых;
Организация трудовой деятельности;
Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы, слайды.
Цели воспитания детей в дошкольному учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье. На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приемов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.
Формы работы с семьей: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, и т.д.
К.Ушинский говорил: Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства".
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №15 «Дельфин» г. Янаул муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Янаул, улица Победы, д.48. yands15.edu-rb.ru Телефон: 8 (34760) 5-43-45. 5-45-87
Маршрут терренкура в старшей группе.
Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР
ДС№ 15 «Дельфин»
Нигматуллина А.Ю.
2018г.
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
Маршрут для детей старшей группы «В гостях у весны».
Первая остановка – «Разминочная».
- Дети, какое время года на улице?
- весна.
- Я вам предлагаю отправиться в весенний лес. Как вы думаете, что сейчас происходит в лесу?
Прежде, чем начать наше путешествие, давайте повторим правила поведения в лесу. Молодцы! Все знают правила поведения в лесу.
По лесу очень удобно передвигаться при помощи палки. Она помогает преодолевать лесные буреломы, неровную местность.
Разминка с гимнастическими палками (палки на каждого ребенка) на разметке с геометрическими фигурами.
Упражнения с гимнастической палкой (по Пензулаевой Л.И.)
1. Наклоны головы вправо- влево, палка в руках внизу. (4 раза).
2. И. п.- основная стойка, палка внизу. Руки вверх - вернуться в и. п. (4 раза).
3. И. п.- ноги врозь, палка у груди. Наклон вперед, коснуться пола - вернуться в и. п. (6 раз).
4. И. п.- основная стойка, палка на полу горизонтально. Шаг правой ногой через палку - приставить левую ногу - шаг назад левой ногой, приставить правую.
(6 раз).
5. И. п.- основная стойка, палка за головой на плечах. Руки вверх - наклон вправо (влево)- выпрямиться - вернуться в и. п. (8 раз)
6. И. п.- основная стойка, хват обеими руками за палку, другой конец палки опирается о пол. Присесть, развести колени врозь - вернуться в и. п.(6 раз).
7. И. п. ноги вместе, гимнастическая палка вверху (руки прямые). Прыжки под счет 1-8. (2 раза).
8. Дыхательное упражнение (4 раза).
Чтобы попасть в лес, необходимо преодолеть определенные препятствия на нашем пути и найти приметы весны (полоса препятствий).
Вторая остановка – «На лесной поляне»
Вот мы попали на лесную поляну. Для знакомства с деревьями детям можно предложить карточки с изображением деревьев. Загадки о деревьях.
Он густой, зеленый,
Растут в нем липы, клены
И могучие дубы,
Есть в нем ягоды, грибы.
(Лес)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
(Сосна)
По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой.
(Берёза)
Я самый серьёзный из русских деревьев,
Так просто не дамся на сруб.
Раскидиста крона, крепки мои ветви.
А люди зовут меня …
(Дуб)
Зреют на зелёных ветках
Детки лысые в беретках.
Без боязни спрыгнут с веток –
Очутятся без береток.
У кудрявого их папы
Ни беретки нет, ни шляпы.
(Желуди)
Что же это за девица?
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён)
Рассматривание деревьев на участке детского сада.
Третья остановка – «Найди жучка»
Дети с лупами ищут и рассматривают жучков. Чтение стихотворения про жучка. Пальчиковые игры.
- Ой, весенний дождик собирается! Бег с ускорением 30 м.
Упражнения: (по нанесенным на дорожках ориентирам)
«Прыжки через ручеек».
«Пройди по мостику через быструю речку».
«Ходьба по елочке».
Четвертая остановка - «Птицы прилетели»
- Прислушайтесь, птички песни поют. Поспешим к ним на встречу.
1. Пройди по узкому мостику (ходьба по буму).
2. Перепрыгни через лужу (прыжки из обруча в обруч).
3. Пролезть всей группе сквозь «паутину» (между деревьями натянуты веревки и на них обруч).
Рассматривание картинки «Птицы прилетели».
Пятая остановка – «Красота весенняя».
Предлагаю конкурс «Осенние фантазии».
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
Игры на развитие мелкой моторики рук:
«Составь узор из камушков». Выкладываем из камушков узор, буквы и цифры. Дети могут выкладывать из палочек от листьев слова. Выкладываем на земле картинки из листьев и палочек, камушков — разных забавных человечков и животных.
Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Пора возвращаться обратно в садик.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №15 «Дельфин» г. Янаул муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, город Янаул, улица Победы, д.48. yands15.edu-rb.ru Телефон: 8 (34760) 5-43-45. 5-45-87
«Развитие речи детей 3-4 лет».
Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР
ДС №15 «Дельфин»
Нигматуллина А.Ю.
Г.Янаул, 2018 г.
Актуальность
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных образовательных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимание всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
В результате на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Так же в речи детей существует множество проблем, таких как:
1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5) Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
8) Плохая дикция.
В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.
1. Развитие словаря
В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его словарь.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон детей планомерно, систематически.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
2. Грамматически строй речи
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение.
3. Звуковая культура речи
Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- фонематический слух;
- восприятие темпа и ритма речи.
2. Формировать произносительную сторону речи:
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего-четвертого года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, на укрепление артикуляционного и голосового аппарата.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №15 «Дельфин» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Республика Башкортостан, 452800 г. Янаул, ул. Победы 48 р.т. 8 (34760) 5-45-87 e-mail: 15delfin@mail.ru официальный сайт: https://yands15.edu-rb.ru
Организация работы в ДОУ по охране жизни
и здоровья детей
Выполнила:
Нигматуллина А.Ю.
воспитатель высшей категории
МАДОУ ЦРР ДС №15 «Дельфин»
Янаул, 2024г.
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
10) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена, прежде всего, на создание, обеспечение и поддержание комфортных условий работы сотрудников и пребывания воспитанников, а также на обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
Комфортность – это характеристика условий педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, отражающая благоприятность среды для психофизиологического состояния воспитанников и их успешного обучения и воспитания.
Основными составляющими комфортности условий учебной деятельности являются:
- санитарно-гигиенические условия;
- обеспеченность педагогического процесса средствами бучения, оборудованием;
- эстетическая комфортность среды (дизайн);
- психологическая комфортность.
Санитарно-гигиенические условия оцениваются по следующим показателям:
- температура окружающей среды;
- влажность воздуха;
- скорость движения воздуха;
- освещенность;
- норма площади помещений, территории на одного воспитанника.
Обеспеченность педагогического процесса характеризуется следующими показателями:
- наличие пособий (учебных, игровых, оздоровительных);
- наличие и состояние игрового и учебного оборудования;
- физиологическая обоснованность режима занятий, отдыха, физкультурных занятий;
- интенсивность нагрузки;
- форма организации занятий (групповая, индивидуальная), структура занятий;
- наличие возможности выбора форм деятельности.
Эстетическая комфортность среды (дизайн) оценивается качеством оформления групповых комнат, музыкального и спортивного залов, лестничных маршей и других пространств.
Психологическая комфортность – состояние спокойствия, при котором работники выполняют свои функции, а дети пребывают в детском саду. Состояние психологической комфортности достигается в том случае, когда в ДОУ выполняются все необходимые организационные мероприятия, такие, как контроль за состоянием условий и охраны труда, контроль за выполнением санитарных требований, анализ результатов работы по охране труда, анализ травматизма, ведение установленных документов по охране труда.
Активный отдых.Физкультурные праздники и досуги: педагоги организуют праздники (2 раза в год, продолжительностью не более 1,5 часов). Содержание праздников составляют ранее освоенные движения, в том числе, спортивные и гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры.
Досуг организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня преимущественно на свежем воздухе, продолжительностью 30-40 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры-эстафеты, музыкально-ритмические упражнения, творческие задания.Досуги и праздники могут быть направлены на решение задач приобщения к здоровому образу жизни, иметь социально-значимую и патриотическую тематику, посвящаться государственным праздникам, олимпиаде и другим спортивным событиям, включать подвижные игры народов России.
Дни здоровья: педагог проводит 1 раз в квартал. В этот день проводятся оздоровительные мероприятия и туристские прогулки.
Туристские прогулки и экскурсии. Педагог организует для детей непродолжительные пешие прогулки и экскурсии с постепенно удлиняющимися переходами — на стадион, в парк, на берег моря и другое. Время перехода в одну сторону составляет 30-40 минут, общая продолжительность не более 1,5-2 часов. Время непрерывного движения 20 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. Педагог формирует представления о туризме как виде активного отдыха и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и одежды) для туристской прогулки, организует наблюдение за природой, обучает ориентироваться на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные подвижные игры во время остановки.
Сон и пробуждение в детском саду
В современном мире ребенок вынужден приспосабливаться к миру взрослых, соответствовать современным требованиям, которые, как правило, не учитывают возможностей ребенка. Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду, который является важной ступенькой, ведущей ребенка в социальный мир. Общий уклад жизни в детском саду и эмоциональная обстановка оказывают влияние на ребенка.
Основными факторами гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня. Режим дня в детском саду - это четкое расписание и смена разных видов деятельности. Особое внимание следует уделять созданию эмоционального и физического комфорта во время дневного сна, способствующего расслаблению детского организма. По мнению физиолога И.П.Павлова во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме, что не может быть достигнуто никакими другими средствами и способами. Плохой сон, когда ребенок с трудом засыпает или очень беспокойно спит - признак стресса ребенка. Укладывание дошкольников в постель достаточно сложный процесс для педагогов. Предлагаемая методика засыпания «Волшебная звезда» разработана в детском саду « 1881 «Колобок» г. Москвы. Реализация методики предполагает 4 этапа.
1-й этап. Подготовка ко сну
Под спокойную музыку дети раздеваются и ложатся на кровати. Звуки музыки оказывают общеуспокаивающее воздействие, снимают излишнюю активность и возбужденность детей. Музыка не дожна звучать слишком громко.
2-й этап. Дыхательные упражнения.
Дети ложатся на спину и выполняют дыхательные упражнения (3-4 цикла), регулирует темп педагог словами «вдох-выдох». Упражнения выполняются без музыкального сопровождения, но можно подключить воображение детей (предложить представить образ желтого шарика, теплого, нежного, приятного и уютного, находящегося в животе, надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания).
Пробуждение.
Начинается со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии (звучит примерно1 минуту). Лежа в кроватях, дети делают стимулирующие и активизирующие упражнения (под музыку):
- 3-5 циклов глубокого дыхания;
- - потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и пятки от себя;
- Потереть подошву о подошву и ладонь о ладонь, а затем теплыми руками провести по лицу;
- Подтянуть колени к груди, обхватить их руками, а затем прокатиться несколько раз на спине вперед-назад.
Вывод: Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с педагогами, воспитанниками и родителями. С педагогами работа представлена организацией гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских мероприятий, организацией и проведением мероприятий по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду. С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья, спортивные праздники ,досуги, консультации,мастер классы, круглые столы. . Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению. Воспитатели используют в работе с детьми здоровьесберегающие технологии. Родители стали проявлять большую заинтересованность и активность.