Проекты

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                           

НЕФТЕЮГАНСКОЕ  РАЙОННОЕ  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

                             ПРОЕКТ

        Корытко Наталья Михайловна,

воспитатель

с.п. Каркатеевы

Паспорт проекта

Содержание:

Раздел 1

  1.  Паспорт проекта

2

Раздел 2

2.1 Актуальность проекта

5

2.2 Цели и задачи проекта

9

2.3 Ожидаемые результаты

10

2.4 Принципы

10

Раздел 3

3.1 Механизм реализации проекта

12

3.2  План реализации проекта

14

3.3 Литература  

21

Раздел 4

4.1 Описание опыта

22

4.2 Технология опыта

23

4.3 Виды деятельности

25

4.4 Методы и формы работы с детьми

26

4.5 Работа с родителями

32

4.6 Критерии результативности работы

33

4.7 Результаты работы

34

4.8 Перспектива работы

35

Полное наименование проекта

«С  чего  начинается  Родина?»

Разработчик проекта

Корытко Наталья Михайловна,

воспитатель подготовительной группы

Фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта

Земляк Екатерина Анатольевна, старший воспитатель

Цель проекта

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Задачи проекта

Для детей:

1.Формирование  духовно – нравственного  отношения   и  чувства  сопричастности  к  родному  дому,  семье,  детскому  саду, посёлку, к  природе  родного  края, к  культурному  наследию  своего  народа.

2.Воспитание  любви  и  уважения  к  своей  Родине – России,  сверстникам,  их  родителям,  соседям, другим  людям.

3.Воспитание  уважительного отношения к  родной  земле,  защитникам  Отечества,  государственной  символике,  общественным  праздникам.

4.Воспитание  у  детей  любви  к  природе,  желания  беречь  и  защищать  её.

5. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.

Для родителей:    

1.Привлечение родителей  к  оформлению

предметно-развивающей среды.

2.Активизировать родителей к  совместной продуктивной деятельности.

Прогнозируемые

результаты проекта

Для детей:

1. У детей повысится уровень патриотического воспитания.

2.Сформируется положительное отношение к окружающему миру социальных отношений.

3.Сформируется положительное отношение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.

4.Сформируется положительное отношение к природе, желание беречь её.

5.Овладение речевыми умениями.

Для родителей:

1.Участие родителей в  совместной продуктивной

деятельности.

2. Повышение педагогической  культуры родителей по

 проблеме нравственно-патриотического воспитания

дошкольников.

Продукт совместной деятельности:

1. Краткосрочные проекты: «Я  и  моя  семья»,  «Край,  ставший  судьбой», «Растим патриотов России».

2. Конспекты занятий: «Мой  дом – моя  семья», «Хорошо  у  нас  в  саду», «Моя  Родина – Россия»,  «Защитники  Отечества», «Знакомство с гербом, флагом России».

3. Выставка совместных работ (рисунки и рассказы): «Мой любимый край», «Моя  мама лучше  всех».

4. Выставка  детских рисунков «Наша  армия  родная», «Моя мама лучше всех», «Любимый край»

5. Сувениры для  мам и  пап.

6. Коллаж «Мой любимый посёлок».

7. Альбом государственных  символов России, «Солдаты Российской армии».

8. Выпуск газеты «Живем-бываем» - «Мы патриоты!»

Акции:

- «День  добрых  дел».

- «Посылка солдату Российской  Армии»,

- «коллективное письмо солдату».

- «Покормим  птиц  зимой».

-«Спасти и сохранить».

Традиции группы:

-Поляна добрых дел

9. Сценарий детско-родительского клуба: «Край,  ставший  судьбой».

10. Обогащение предметно-развивающей среды: мини – музей «защитники  Отечества», уголок  государственной символики.

Участники

Дети старшего дошкольного  возраста и их родители.

Тип проекта

Исследовательско - творческий

Сроки реализации:

I этап с 01.09.20 – 30.09.20г. Подготовительный:

1.Выявление сложившихся условий (вводный

педагогический анализ).

2. Изучение литературы по теме.

3.Постановка целей и задач, определение методов и

приемов.

4.Составление перспективного, тематического  плана.

5.Подготовка оборудования и материалов.

6. Оснащение предметно-развивающей среды.

7. Анкетирование родителей.

8. Составление информационных листов для родителей.

II этап – 01. 10.20 – 29.04.21г. Организационный:

Организация мероприятий по перспективному

планированию.

III этап – 03.05.21 – 25.05.21г. Завершающий:

- оформление результатов уровня сформированности дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию;

-  итоговое анкетирование родителей;

- систематизация наработанного материала (конспекты

 занятий, краткосрочные проекты, газета «Живем-

бываем», фото, детская, совместная продуктивная

деятельность).

IV этап – 25.05.21 – 30.05.21г. Презентационный:

-   Презентация «Генеалогическое  древо  семьи».

- Презентация коллективного рассказа «Мой родной поселок!», рассказов детей «Моя мама лучше всех!»

- Презентация рисунков «Мой любимый край», «Наша Армия родная!», «Моя мама лучше всех!».

                                                                                 

 Раздел 2

 2.1  Актуальность

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»)

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина российского общества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта  по  нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников - «С чего начинается Родина?».

Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной, региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется исследователем как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие  детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Исследования педагогов, ученых (М.Ю. Новицкой, Т.А. Будариной, Л.С.Куприной, С.А.Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Э.К. Сусловой) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 

Концептуальные основы проекта.

В основе  проекта представлены концептуальные идеи:

- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками. (по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).

- Целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В.М. Крулехт)

Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).

Реализация важнейших положений Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а так же достижения отечественной педагогики и психологии в области  нравственного воспитания и развития ребенка (исследования Р.И. Жуковской, Т.А.Макаровой, В.Г. Нечаевой, Т.А.репиной, С.А.Козловой, А.Д. Кошелевой и др.).

Программа «Детство» предполагает достаточно активное знакомство детей с родным краем, историческими и культурными ценностями.

Таким образом, задача формирования у ребенка чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности, ответственности по отношению к людям, населяющим ее, - ставится в русле развития социальных эмоций и мотивов как нравственной основы социального поведения и общения. При этом акцент делается на выработку у ребенка ценностного отношения к социальной действительности, осознания своего места в системе отношений с окружающим миром.

Проблема: Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

В связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Таким образом,  проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.

Новизна технологии нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого. 

2.2 Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Задачи:

  1. Формирование  духовно – нравственного  отношения   и  чувства  сопричастности  к  родному  дому,  семье,  детскому  саду, посёлку, к  природе  родного  края, к  культурному  наследию  своего  народа.
  2. Воспитание  любви  и  уважения  к  своей  Родине – России,  сверстникам,  их  родителям,  соседям, другим  людям.
  3. Воспитание  уважительного  родной  земле,  защитникам  Отечества,  государственной  символике,  общественным  праздникам.
  4. Воспитание  у  детей  любви  к  природе,  желания  беречь  и  защищать  её.
  5.  Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.

Для родителей:

1.Привлечение родителей  к  оформлению предметно-развивающей среды.

2.Активизировать родителей к  совместной продуктивной деятельности.

Гипотеза:

Гипотезой проекта является предположение о том, что система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством внедрения нетрадиционных форм совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого будет способствовать:

    2.3 Ожидаемые результаты: 

 Для детей:

1. У детей повысится уровень патриотического воспитания.

2.Сформируется положительное отношение к окружающему миру социальных отношений.

3.Сформируется положительное отношение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.

4.Сформируется положительное отношение к природе, желание беречь её.

5.Овладение всеми речевыми умениями.

Для родителей:

1. Участие родителей в  совместной продуктивной деятельности.

2.Повышение педагогической  культуры родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2.4 Принципы

При выстраивании педагогического процесса в рамках проекта опирались на следующие принципы:

Принцип научности - у детей формируются основы научного мировоззрения.

Принцип системности - позволяет формирование у детей обобщённого представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип стимулирования активности детей -  в разных видах деятельности (развитие речи, игровой, трудовой, коммуникативной, изобразительной, конструктивной, экспериментальной, театрализованной)

Принцип регионализации культуры своего народа.

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, КСК «НИКА», спортивным комплексом «Дружба», библиотекой, администрацией поселка, музеем.

Принцип тематического проектирования работы - проект выбирается как своеобразный «стержень», вокруг которого строится содержание.

Принцип  тесного  сотрудничества  педагогов и родителей.

Аксиологический (ценностный) подход, изучением которого занимались В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, ориентированный на определённый набор ценностей, в нашей технологии представлен общечеловеческими ценностями, Добро, Мир, Красота, Знания, Семья, Культура, Труд, Отечество.

Степень реализации проекта: проект реализован.

Раздел 3

3.1 Механизм реализации проекта.

Перспективный план реализации проекта

Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного  развития субъектов:  работа с педагогами-родителями-детьми.  

Мероприятия

Для  педагога

Для детей

Для родителей

  1. Подготовительный этап

1.Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).

2.Изучение литературы

3.Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

4.Составление перспективного плана.

5.Составление анкет для родителей.

6.Оформление развивающей среды.

7.Изготовление и комплектация  пособий для проведения мероприятий.

8.Разработка  сценариев детско-родительских клубов, викторин, мини-проектов, игр по теме.

9.Составление информационных листов

для родителей

10.Распределение обязанностей.

1. Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

1Выявление  уровня педагогической культуры родителей  по формированию нравственно – патриотических чувств у детей (анкетирование)

II этап – организационный этап

1.Проведение мероприятий по теме.

1.Участие  детей в совместной игровой, практической деятельности.

1.Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды.

2.Оказание помощи в проведении мероприятий.

3.Участие родителей в совместной деятельности         с детьми и педагогом.

4. Участие в детско-родительском   клубе «Навстречу друг другу».

III. Завершающий этап

1. Систематизация практического материала (конспекты занятий, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

1.Сравнительный  педагогический анализ уровня сформированности детей;

2.Оформление      результатов          педагогического  наблюдения.

1.Отзывы              родителей

2.Участие  в выставках, детско-родительских встречах в семейном клубе.

3.Подведение      итогов                   анкетирования.

IVэтап: Презентационный этап

-   Презентация «Генеалогическое  древо  семьи».

- Презентация коллективного рассказа «Мой родной поселок!», рассказов детей «Моя мама лучше всех!»

- Презентация рисунков «Мой любимый край», «Наша Армия родная!», «Моя мама лучше всех!».

Участие в презентации

Участие в презентации

3.2  План реализации проекта 

 Перспективное планирование работы с детьми по проекту:                                             «С чего начинается Родина?»

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа педагога

Сентябрь

1.Педагогическое наблюдение по разделу

«Ребёнок входит в мир социальных отношений»

1.Анкетирование

2.Сбор информации о детях, родителях

3.Подведение итогов анкетирования.

4. Знакомство с целями и задачами проекта «С чего начинается Родина?» 5.Памятка: «Семь правил мудрого родителя»

        

1.Подбор методической литературы.

2.Составление анкет.

3.Оформление результатов педагогического наблюдения по социальной компетентности детей.

4.Работа над понятием «Семья».

5.Подбор фотографий для оформления центров.

Октябрь

1.Презентация центров.

2.Деятельность в «центрах активности» организовывается каждый день во II половине дня.

3.Организация игр.

Игры народов севера:

- «Солнце»,

- «Каюр и собаки»

4. Режиссерская игра «Мы журналисты»

5.Беседы:

-«Кто такой корреспондент?»

 «Чем богат наш край»,

6.Чтение произведений. «Солнечный букет» В.Морковкина.

7. Слушание песен рожденных в Нефтеюганском районе «Я согрею тебя мой север», «Поселок Каркатеевы».

7.Акция: «День добрых дел», «Поздравь пожилого человека».

8. Презентация «Генеалогическое древо семьи»

1.Участие в оформлении развивающей среды.

 2. Консультация

«Чем занять ребёнка дома»

3.  Папка – передвижка «Учим вместе с детьми»

5. Чтение с детьми рассказов, стихов о стране, природе, дружбе.

1.Разработка информационных листов для родителей.

2.Изготовление планшета с фотографиями детей.

3.Изготовление схем, мнемотаблиц.

4. Подбор игр народов севера.

3. Оформление выставки «Генеалогическое древо семьи»

Ноябрь

1.Беседы: «Наш посёлок и селяне»,  «Как правильно  познакомиться с главой нашего поселения?», «Наши  достопримечательности».

2.Целевые прогулки, экскурсии:

По  улице «Садовой»,

«Администрация поселения»,

«Школа»

3.Рассматривание:

Буклет «Наш округ», «Нефтеюганский район»,

«Полезные ископаемые нашего края», «Гербарий дикорастущих растений» - растения нашего края.

4.Игры народов севера:

«Полярная сова и евражки», «Волк и олени», «Рыбаки и рыбки», «Ловкий оленевод», «Белый шаман».

5.Чтение.

«Айога», «Кукушка»,

«Буровичок Югорка» О.Лебедева.

6.Презентаци рисунков: «Любимый край»

1.Участие в подборке материала в «центры активности».

2.Составление генеалогического древа семьи.

3.Оказание помощи в составлении семейного древа.

4. Консультация: «Формирование  «образа семьи» у старших дошкольников».

 

1.Подбор художественной литературы.

2. Оформление выставки рисунков.

3. Составление консультации для родителей.

4. Оформление информационных листов.

5.Подготовка вопросов к интервью с главой сельского поселения.

Декабрь

1.Беседа:

«Я живу в Каркатеевы»,

«Наша Родина Россия».

2. Викторина «Знаешь ли ты край, в котором живёшь»

3. Экскурсии по поселку.

5.Акция: «Спасти и сохранить»

6.Презентация коллективного рассказа и коллажа «Мой любимый поселок Каркатеевы!»

1.Памятка для родителей: Права ребёнка на игру в семье.

2.Помощь в оформлении снежного городка.

3.Встреча с родителями в семейном клубе.

Тема: «Край, ставший судьбой»

1.Помочь детям найти информацию  об  истории нашего посёлка. 2.Подготовка  викторины «Знаешь ли ты край, в котором живёшь»

Январь

1.Беседа «Наше государство – Российская Федерация».

2.Занятие-исследование «Двуглавый орел и всадник».

3. Рассматривание альбома «Государственная символика».

4.Чтение: А.Лопатина «Начало мудрости» (любовь к Родине).

5.Аппликация «Флаги разных стран»

6.Акция: «Покормим птиц зимой»

1.Консультация «Корни нравственности»

2.Участие в родительской гостиной: «Край, ставший судьбой».

3. Памятка «Государственная символика»

1.Оформление  уголка символики

2. Подбор рассказов, стихов, сказок народов севера.

3.Изготовление и оформление  картотеки народных игр.

Февраль

1.Беседа: «Тот герой, кто за Родину горой»

Рассматривание иллюстраций

2.Экскурсия в музей.

3.Составление рассказов по иллюстрациям «Защитники отечества»

4.Составление коллективного письма

 «Письмо солдатам»

4.Выставка рисунков по теме: «Наша армия родная».

5.Экскурсии:

- к памятнику солдата,

 -опорному пункту милиции.

6.Пополнение альбомов: «Солдаты Российской армии», «Рода войск»

7.Оформление мини-музея «Защитим Отечества»

8.Участие в акции: «Посылка солдату».

10.Чтение книг «Стихи о Советской армии», «Шёл по улице солдат» С. Баруздина

Творческая игра: «Моряки», «Военные», «Пограничники», «Подъём – отбой»

1.Помощь в оформлении мини – музея.

2.Пополнение альбома фото: «Солдаты Российской армии»

3.Участие в Акции: «Посылка солдату»

5.Оказание помощи детям в оформлении рисунков: «Наша Армия родная»

6.Памятка: «Что  делает мужчину хорошим отцом»

7.Консультация: «Роль отца в воспитании ребёнка».

8.Памятка: «Авторитет – основа воспитания»

9.Оказание помощи детям в: составлении писем, участие в конкурсе рисунков, сборе фотографий и иллюстраций для альбомов, сбор реквизита для мини-музея.

1.Вопросы для бесед с детьми по теме «Защитники Родины».

2.Разработка памяток, рекомендаций, консультаций, информационных листов для родителей по теме проекта.

3.Организация и оформление выставки рисунков «Наша армия родная», альбомов «Солдаты Российской армии», «Рода войск»

4.Оформление коллективных, индивидуальных рассказов и мини-музея по теме проекта.

5.Организация экскурсий.

6.Организация Акции: «Посылка солдату»

7.Подготовка и участие в празднике «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Март

 1.Занятие «Я и моя семья»

2. Составление рассказа «Моя мама лучше всех».

3.Изготовление сувениров для мам.

4.Выставка рисунков «Моя мама лучше всех»

5.Презентация рисунков и рассказов «Моя мама лучше всех!»

1.Рекомендации

 «Воспитание доброты». 2.Помощь детям в составлении рассказов «О маме».

3.Конкурс рисунков с рассказами: «Моя мама лучше всех».

5.Памятка:  «Искусство быть родителем».

1.Оформление выставки рисунков и рассказов «Моя мама лучше всех!»

2.Подоготовка к конкурсу «Моя мама лучше всех»

3.Оформление информационных листов, памятки для родителей.

Апрель

1.Беседа «Защитники Отечества»

2.Экскурсия в музей.

3. Экскурсия в пожарную часть.

4. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.

5. Изготовление коллажа «Чтим память наших героев».

6.Чтение: Маяковский В.В. «Кем быть?», Благинина Е. «Шинель», П.Бажов «Голубая змейка», Ю. Збанацкий «Щедрый ежик», слушание музыкальных произведений Д. Шостакович «Марш», Я. Дубравина «Буденновец», Песни рожденные в Нефтеюганском районе «С днем Защитника Отечества».

1.Памятка «16 правил нравственности»

2. Выставка поделок к празднику. 3.Ознакомление с газетой «Живём – бываем»

4.Консультация: «Наказание ребёнка»

1.Выпуск газеты «Живём – бываем».  «Мы патриоты»

2.Подготовка материала к презентации.

3. Разработка памятки, консультации для родителей.

Май

1.Беседа «Дети войны», «Как хорошо, если мир на Земле»

2.Участие в митинге посвященному 9 Мая.

3. Рисование «Салют».

4.Подведение результатов педагогического наблюдения социальной компетентности детей

5.Презентация рисунков  «Наша Армия родная!».

1.Итоговое анкетирование.

2.Ознакомление родителей с итогами проекта: «С чего начинается Родина?»

1.Подведение итогов по проекту.

2.Составление планов на будущее.

3.Подготовка к презентации.

Перспективные планы работы по проекту органично сочетаются с комплексной программой воспитания и обучения в детском  саду.

 

Перспективное планирование работы с родителями

Сроки

                                Мероприятия

1 квартал

  1. Анкетирование
  2. Знакомство с целями и задачами проекта «С чего начинается Родина?»
  3. Оснащение центров разнообразным материалом.
  4. Консультация: «Корни нравственности»
  5. Памятка: «Семь правил мудрого родителя»
  6. Папка – передвижка «Учим вместе с детьми»
  7. Помощь детям в составлении рассказов «О маме»
  8. Чтение с детьми рассказов, стихов о стране, природе, дружбе.
  9. Оказание помощи в составлении семейного древа.

2квартал

  1. Консультация: «Формирование  «образа семьи» у старших дошкольников»
  2. Памятка: «Права ребёнка на игру в семье»
  3. Папка – передвижка: «Безопасность на дорогах»
  4. Чтение с детьми рассказов, стихов, сказок народов севера.
  5. Сбор информации о родном крае.
  6. Участие в родительской гостиной «Край ставший судьбой»
  7. Оказание помощи детям в сборе информации по теме: «Защитники Отечества»
  8. Пополнение центров: предметы – заместители, игры, журналы.
  9. Оформление мини – музея: «Защитники Отечества»  

3квартал

  1. Памятка: «Что  делает мужчину хорошим отцом»
  2. Помощь детям в написании письма солдату.
  3. Оказание помощи детям в оформлении рисунков: «Наша Армия родная»
  4. Чтение рассказов на военную тематику.
  5. Ознакомление с газетой «Живём – бываем»
  6. Консультация: «Наказание ребёнка»
  7. Памятка:  «Искусство быть родителем»
  8. Анкетирование
  9. Ознакомление родителей с итогами проекта: «С чего начинается Родина?»
  10.  Участие родителей в  презентациях:

 «Генеалогическое  древо  семьи», коллективного рассказа «Мой родной поселок!», рассказов  и рисунков детей «Моя мама лучше всех!», рисунков «Мой любимый край», «Наша Армия родная!».

3.3.  Литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.: Элизе  Трейдинг, ЦГЛ, 2003.
  2. Антонова Т.В., Кузьменко Г.А. и др. Социально-нравственное развитие ребенка в детском саду.// Детский сад от А до Я. 2004, 6.
  3. Арапова – Пискарёва Н.А. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Т.И.Оверчук. –М.,2004.
  4. Бабаева Т.И., Михайлова З.А.  Методические советы к программе «Детство» – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  5. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго- М.: Просвещение, 2001.
  6. Кондрыкинская Л.А. С Чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. –М6ТЦ Сфера, 2003
  7. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…; Практическое пособие для работников ДОУ. –М.6 АРКТИ, 2003.
  8. Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.
  9. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  10.  Пура Ж.Н. Диалогическая речь и детская журналистика.// Детский сад от А до Я. 2005, 2.
  11.  Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами: Методические рекомендации. -М.: АРКТИ, 2003.
  12.  Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников.//Детский сад от А до Я. 2003, 3.
  13.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет.
  14.  Шипицина Л.М. Азбука общения Детство – Пресс С. – Петербург 2002

Раздел 4

4.1 Описание проекта.

  Актуальность.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности».

Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка  с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!!» Часто ли мы слышим эти фразы?

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике. Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.

4.2 Технология опыта.

Для того чтобы внедрить проект, определила состояние предметно-развивающей среды, провела педагогический анализ детей, анкетирование родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Итоги анкетирования (приложение 1) родителей  показали, что родители считают себя патриотами, но не имеют достаточно знаний о русской народной культуре и традициях; не могут в доступной форме донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать патриотические  чувства у дошкольников. Таким образом, необходимо повысить уровень компетентности  родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, также привлекать к участию в совместной деятельности с детьми, педагогами.

На  этом  этапе  был выявлен уровень сформированности  знаний и умений детей по разделу «Социальный мир» (приложение 2) основываясь на рекомендации программ «Детство», «Мой родной дом». Уровень развития детей на начало учебного года составил - 53%. Педагогический анализ показал, что у детей недостаточно сформированы показатели по патриотическому воспитанию. Возникла необходимость в использовании новых эффективных методов и приемов по формированию у дошкольников нравственно-патриотических ценностей.

 Итак, исходя из полученных данных,  был разработан проект «С чего начинается Родина?» по формированию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

В своих  идеях  Л.С. Выгодский  утверждал, что  развитие ребёнка в обществе, преобразование социального в индивидуальное, происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Именно сотрудничество ребёнка со взрослым,  содействие со взрослым и сверстниками, и выступают как основа социализации личности.  Реализация проекта  происходит  в процессе совместной работы педагога,  детей и родителей, через разнообразные формы работы с детьми и виды деятельности. 

  Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:

На первом подготовительном этапе было проведено педагогическое наблюдение детей и анкетирование родителей, определены цели и задачи;  подобрана методическая и художественная  литература, подготовлен необходимый материал, оформлена предметно-развивающая среда, разработаны краткосрочные проекты (приложение  3), сценарий викторины (приложение 5), детско-родительских клубов (приложение 6), составлены памятки, консультации для родителей (приложение  7).

  На втором этапе проведена работа по краткосрочным проектам,  занятия (приложение 4) с детьми в соответствии с перспективным планом, интервьюирование, совместные мероприятия с семьями воспитанников. Оформлены выставки детских работ: рисунки, игры, альбомы, рассказы  детей, интервью (приложение 8), приняли участие в  конкурсе рисунков «Моя мама лучше всех», «Спаси и сохрани природу нашего края». По итогам проекта выпущена газета «Мы патриоты» (приложение 9).

Особое внимание было обращено на специфику работы с детьми в условиях проекта, отмечены такие моменты, как введение в доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, поощрение самостоятельности, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную деятельность.

Чтобы помочь детям реализовать полученные знания в практической деятельности были оформлены и оснащены  все центры активности  «наш край», «уголок символики» (Приложение 10). Центры содержат различный дидактический материал для рассматривания детьми  (альбомы, фотоальбомы, символика страны: герб, флаг, портрет президента, карта России, глобус, буклеты, наборы открыток, русские игрушки, кукла в национальном костюме).  Оформлен мини – музей. Материалы центров, музея постоянно пополняются, изменяются.  

В самостоятельной деятельности проводились игры: сюжетно – ролевые, строительно – конструктивные, режиссерские, театральные, игры - драматизации, народные, хороводные, развивающие, подвижные игры и спортивные развлечения,  игры - экспериментирования.  В процессе игры у дошкольников  накапливаются представления об окружающем мире, нравственных ценностях, обогащается речь вежливыми речевыми оборотами.  Дети активно выражают в поступках и действиях доброе отношение к близким, друзьям, сверстникам, отражают новые полученные знания в замыслах игр, выражают  некоторую критичность по отношению к своим результатам, стремятся преодолеть свои недостатки.  В процессе поисково-игровой деятельности ребята мечтают о благородных поступках, воображают себя в роли защитника слабых, угнетённых, в роли носителя добра и справедливости, мечтают быть президентом, врачом, пограничником, похожим на главу нашего поселения, выражают активное стремление к школе, желание научиться писать, самостоятельно читать книги.

III этап – итоговый. Были оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлены  выставки совместных работ.  Проведено повторное анкетирование родителей, которое показало, что родители  стали рассказывать детям в доступной форме о родном крае, рассказывать о традициях своей семьи, читать книги, обсуждать совместно с детьми их работы и достижения. В семьях ведётся совместная деятельность.  

Итоговое педагогическое наблюдение показало, что  проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие нравственно – патриотического воспитания. У детей прослеживается рост знаний, умений и навыков: уровень развития детей по разделу -17% (Приложение 11). 

На четвертом этапе  организована  презентации:

«Генеалогическое  древо  семьи»; коллективного рассказа и коллажа  «Мой родной поселок!», рассказов детей «Моя мама лучше всех!»;  рисунков «Мой любимый край», «Наша Армия родная!», «Моя мама лучше всех!», где родители  познакомятся с совместным творчеством детей, педагогов и родителей.

4.3 Виды деятельности

   Технология  проекта  построена  на взаимодействии  разных видов деятельности.

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого  общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности  получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная  - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых,  познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает  ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов,  рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

 Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс формирования нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

4.4 Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:

При выборе  средств, методов патриотического воспитания, выбираем такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.

Под понятием «деятельность» мы понимаем специфический вид активности ребёнка, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Исходя из этого, в нашем понимании поисковая деятельность - комплекс целенаправленных действий с целью получения информации в определенной интересующей области.

Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор детей, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к поисковой деятельности, самостоятельному получению информации, способен ее осмыслить и прийти к правильным умозаключениям.

 Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

- метод сравнения;

- элементарный анализ;

- метод моделирования и конструирования;

- метод проектной деятельности;

- метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности  задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;

-метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;

- решение логических задач;

- экспериментирование.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материал и способствуют закреплению чувств;

- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве;

- беседа – является связующим звеном.

Методы коррекции и уточнения:

- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;

- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Для реализации проекта  используем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время

- чтения педагогом рассказов;

- экскурсии в  музей;

- наблюдений;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- экскурсий по поселку, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

- чтения литературных произведений воспитателем;

- чтения стихотворений детьми, воспитателем;

- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

- ответов на вопросы педагога, детей;

- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

- разбора житейских ситуаций;

- проведения викторин, конкурсов;

- чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

- организовывать продуктивную деятельность;

- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

- оформить коллекции семян для занятия,  разного природного материала;

- организовать конкурсы, викторины;

- провести экскурсии различной направленности;

- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми 

- занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

- все виды творческой художественной деятельности детей.

- проведение совместных праздников.

- использование аудиозаписей и технических средств обучения.

- экскурсии, целевые прогулки (по поселку).

- детская благотворительность (акции «поздравим пожилого человека», «спасти и сохранить» и т.д.).

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

- организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения, наблюдения, интервьюирование).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, мини-исследование «Генеалогическое древо семьи», где дети совместно с родителями  создали  «семейное древо», а потом его презентовали. Интересно прошла сюжетно-ролевая игра «Мы-журналисты», ребёнку предлагается взять интервью у представителя какой-либо профессии. Журналисты – ежедневные гости во всех центрах активности и в учреждениях нашего посёлка. Дети запоминают лица людей той или иной профессии, узнают по манере говорить, знакомятся с деятельность сотрудника, предметами заместителями, пытаются подражать.

Игра – вещь серьёзная, поэтому подготовка к ней достаточно трудная и занимает значительно больше времени, чем сама игра. В качестве эффективного приема диалогической речи   использовали моделирование. Опорные карты-схемы помогали ребенку во время воспроизведения или создания диалога.

 Очень интересной и запоминающей была встреча перед выборами с главой сельского поселения. Например,  интересно прошло «интервью» у главы сельского поселения. После ряда проведённых занятий о нашей стране, крае, беседе о президенте страны,  провели опрос детей «Кто у нас главный в посёлке?».  К нашему сожалению, дети затруднялись отвечать на этот вопрос или просто говорили о президенте нашей страны. Первым шагом в этой деятельности, было  предложение самостоятельного поиска детьми  информации по теме. Для родителей оформили информационный лист, с просьбой помочь детям, рассказать о главе нашего поселения. Вторым шагом, явилось обсуждение информации, полученной от родителей.  Ребята предложили сходить к нему на экскурсию.

Третьим шагом  после достаточного количества сведений о профессии главы, у нас появилась возможность обсудить ряд вопросов, которые можно задать представителю. Вопросы дети придумывали самые разнообразные. Мы выбрали самые интересные и познавательные.  Затем, определили группу детей, которые, проявили желание сходить и записаться на приём. В администрации нас приняли доброжелательно. Секретарь записала нашу группу, определив день и время посещения, также уточнила причину визита. Во время встречи глава познакомил детей с рабочим кабинетом, предметами помощниками, символами государства. Дети задавали вопросы, соблюдая этикет. Ребята  узнали о семье, о детстве, об отношении к нашей стране, его мечтах, его помощниках, также узнали о предстоящих выборах, для чего они нужны, кто в них может участвовать, о строительстве детского сада. Для закрепления полученных знаний  провели викторину с детьми на тему «Знаешь ли ты край, в котором живёшь?».  

В процессе этой деятельности для каждого ребёнка важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве, общении.

Таким образом, организация доступной детям старшего дошкольного возраста поисковой деятельности способствуют их осмыслению своего отношения к Родине, формированию патриотических чувств. Систематически организованная совместная поисковая деятельность детей старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс формирования чувства патриотизма и сделать его более целенаправленным.

Условия  по формированию патриотических чувств у дошкольников.                  

- единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;

- взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;

- признание ценности образовательного пространства всеми участниками проектной деятельности.

Повторное педагогическое наблюдение показало, что  проводимая работа по проекту «С чего начинается Родина?» оказывает положительное влияние на формирование патриотических чувств. У детей прослеживается рост знаний, умений и навыков: уровень повысился на 17%. (Приложение 11)

Подводя итоги работы по патриотическому  воспитанию у детей старшего возраста можно отметить, что естественно и органично  реализовываются поставленные цели и задачи социального, нравственно-патриотического, эстетического воспитания, художественного и творческого развития детей.

          Таким образом, реализация проекта предполагает использование разнообразных методов воспитания и образования, внедрение в педагогический процесс нетрадиционных форм и приёмов в совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого, систематическую работу по формированию нравственно – патриотических качеств,  с включением всех участников педагогического процесса.

   

4.5 Работа с родителями

Особое внимание уделяли укреплению связей с родителями. Одной из основных задач в процессе   реализации проекта была вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.  В работе с семьёй опирались на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что советские люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина Доброты, честности, трудолюбия.

Родители оказали неоценимую помощь в  пополнении центров разнообразными материалами, участвовали в викторинах и детско-родительских гостиных, проявили большую активность в создании альбомов и в оформлении выставок рисунков. В работе с родителями использовали различные формы работы: анкетирование, консультации, рекомендации, беседы, информационные листы, папки-передвижки. Если у родителей возникали вопросы или предложения по теме, мы сообща находили ответы и решения, прибегая к методической литературе.

Для повышения родительской компетентности по проблеме формирования нравственно – патриотического воспитания провели  консультации  «Формирование «образа семьи» у старших дошкольников», «Корни нравственности», «Наказание ребёнка»; рекомендации «Искусство быть отцом», «Права ребёнка на игру в семье»; памятки «Что  делает мужчину хорошим отцом?» (Приложение 7); папки-передвижки «Учим вместе с детьми»,  «Семь правил мудрого родителя» (Приложение 7);  организовали детско-родительские гостиные в клубе «Навстречу друг другу» (Приложение 6). 

Таким образом, родители стали активными участниками встреч, помощниками детей и воспитателей, научились эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместное участие в творческих мероприятиях  помогло объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

4.6 Критерии результативности работы:

- осознанность, системность знаний; свободное владение материалом.

- устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений;

- стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.

- активность участия родителей в мероприятиях группы.

4.7 Результаты работы

          Организация  деятельности  по проекту «С чего начинается Родина?» позволила повысить интерес детей и родителей  к патриотическому воспитанию, повысилось эмоциональное благополучие воспитанников. Сформировано положительное отношение к окружающему миру, миру социальных отношений, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.

Технология проекта позволила заинтересовать родителей активно участвовать в учебно-воспитательном процессе.

Продукт деятельности:

1. Краткосрочные проекты «Я и моя семья», «Край, ставший судьбой», «Защитники Отечества».

2. Занятия: «Мой  дом – моя  семья», «Хорошо  у  нас  в  саду», «Моя  Родина – Россия»,  «Защитники  Отечества», «Знакомство с гербом, флагом России».

3.Обогащение предметно-развивающей среды: мини – музей «защитники  Отечества», уголок ХМАО – Югра.

4. Выставка совместных работ (рисунки и рассказы): «Мой любимый край», «Моя  мама лучше  всех».

5. Презентация «Генеалогическое  древо  семьи».

6. Выставка  детских рисунков «Наша  армия  родная».

7. Сувениры для  мам и  пап.

8. Коллективное письмо солдату.

9. Коллаж «Мой любимый посёлок».

10. Альбом государственных  символов России.

11. Выпуск газеты «Мы патриоты!».

12. Картотека подвижных игр.

13. Карты – схемы.

Акции:

- «День  добрых  дел».

- «Посылка солдату Российской  Армии».

- «Покормите  птиц  зимой».

Традиции группы:

-Поляна добрых дел.

14. Сценарии детско-родительского клуба: «Край, ставший судьбой».

15. Консультации  «Формирование «образа семьи» у старших дошкольников»,

   «Корни нравственности», «Наказание ребёнка».

16. Рекомендации «Искусство быть отцом», «Права ребёнка на игру в семье»

17. Памятки «Что  делает мужчину хорошим отцом?»

18. Папки-передвижки «Учим вместе с детьми»,  «Семь правил мудрого родителя».

  1. Перспектива работы

Проект «С чего начинается Родина?» вызывал  интерес у педагогов, детей и родителей,  поэтому  дальнейшая работа будет продолжаться по теме: «Формирование нравственно – патриотических качеств дошкольника через народное творчество». Обобщение опыта педагогической деятельности на педсовете, семинаре, методическом объединении.



Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

ПРОЕКТ 

НОМИНАЦИЯ: «Лучший экологический проект»

Автор:

        Корытко Наталья Михайловна

с.п. Каркатеевы, 2020-2021 уч. г.

Раздел 1

Паспорт проекта

Полное    наименование

проекта

Проект «Кормушка для пичужки»

Разработчики проекта

Корытко Наталья Михайловна - воспитатель

Бондарь Юлия Викторовна - воспитатель

Руководитель проекта

Земляк Екатерина Анатольевна – старший воспитатель

Тип проекта

Познавательно – экологический

Цель проекта

Формирование основ экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, а также повысить уровень экологической активности.

Задачи проекта

Для детей:

  1. Расширять и обогащать знания детей о зимующих птицах в наших краях, их приспособленности к среде обитания в разные времена года.
  2. Формировать осознанное бережное отношение детей к природе.
  3. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
  4. Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинно – следственные связи, между природными явлениями, делать обобщения.

Для родителей:

1. Привлекать родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о культуре экологического   воспитания, сопереживания к природе.

2. Активизировать родителей к совместной продуктивной, игровой, экспериментальной деятельности с детьми.

Прогнозируемые результаты проекта

Для детей:

1.  Повышение у детей уровня знаний и интереса о птицах родного края.

2. Повышение у дошкольников потребности в любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

4. Расширение общего кругозора детей, повышение творческих способностей.

Для родителей:

1. Повышение родительской компетенции по проблеме экологического воспитания дошкольников.

Участники

Воспитатели группы, дети старшего возраста, родители воспитанников.

Продукт деятельности

  1. Выставки «Осень золотая», «Кормушка для пичужки!», «Охранять природу – значит, охранять родину», «Мой любимый питомец», «Берегите природу!»
  2. Виртуальная экскурсия «Леса - Югры»
  3. Слайдовая презентация: «Юные друзья леса!»
  4. Слайдовая презентация «Полюби природу своего края, как люблю ее я и вся моя семья!»
  5. Создание экообоев «Защита животных» (рисунок на рабочий стол компьютера)
  6. Изготовление макета «Моя - Югра».
  7. Изготовление эко – кормушки из вторсырья.
  8. Мастер – класс по изготовлению эко – кормушки из вторсырья.
  9. Акции: «Синичкин день – 12ноября», «Какой твой экологический след?», «Международный день домашних животных», «15 января – день зимующих птиц России», «Сдай макулатуру, спаси дерево!», «Кормушка для пичужки!», «Покормите птиц зимой!», «Всемирный день Земли», «Международный день птиц», «Соберем крышечки – вырастим дерево», «Международный день экологических знаний».
  10. Флешмоб: «Хранители птиц» - ЭКОВИКИ
  11. Создание эко календаря.
  12. Создание картотек «Экологические игры», «Экология в стихах».
  13. Изготовление книжки – малышки: «Животные ХМАО – Югры»
  14. Экологический субботник: «Зелёная Россия», «Мобильная экобригада!»
  15. Изготовление лэпбука «Экопроект 2021»
  16. Оформление эко участка.

Сроки реализации

1этап - 01.10.20 г. по 06.11.20 г.

 Подготовительный:

1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).

     2.  Изучение литературы по теме.

     3.  Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

     4.  Составление перспективного, тематического плана.

     5.  Подготовка оборудования и материалов.

     6.  Оснащение предметно-развивающей среды.

     7.  Составление информационных листов для родителей.

     

II этап - 09.11.20 г. по 09.04.2021 г.

Организационный:

Организация наблюдений, занятий, экспериментов, игр по теме.

III этап – 12.04.21 г. по 16.04.21 г.

Завершающий:

Систематизация наработанного материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

IV этап - 19.04.21 г. по 30.04.21 г.

Презентационный:

- презентация проекта на педсовете.

Раздел 2

2.1 Актуальность

«Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защищаться

Если будут уничтожены они,

На планете, мы останемся одни!»

В.Берестов

     В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры

     Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

     Тема проекта «Кормушка для пичужки» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

      Вместе с детьми мы обсуждали – чем вызван отлет птиц, почему улетают, ведь перелёт труден и опасен. Как живется птицам, зимующим в Югре? Где зимуют, чем питаются? А в этом году зима снежная и морозная, корм найти труднее, значит, птицы недоедают и мерзнут. Можем ли мы, помочь зимующим птицам?

      Попытались выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке и просто на участке. Для кого они предназначены и какими должны быть?

     Предложили посмотреть слайдовую презентацию: «Юные друзья леса!» После просмотра презентации, ребята приняли решение принять участие в помощи зимующим птицам и обязательно попросить помощи у родителей!  

     В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

    Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

2.2 Цели и задачи проекта

Цель: Формирование основ экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, а также повысить уровень экологической активности.

Задачи:

Для детей:

  1. Расширять и обогащать знания детей о зимующих птицах в наших краях, их приспособленности к среде обитания в разные времена года.
  2. Формировать осознанное бережное отношение детей к природе.
  3. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
  4. Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинно – следственные связи, между природными явлениями, делать обобщения.

Для родителей:

  1. Привлекать родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о культуре экологического   воспитания, сопереживания к природе.
  2. Активизировать родителей к совместной продуктивной, игровой, экспериментальной деятельности с детьми.

Гипотезой проекта является предположение о том, что если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, постоянно подкармливать зимующих птиц, то возможно мы сможем помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из – под снега и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу

2.3. Ожидаемый результат:

Для детей:

  1. Повышение у детей уровня знаний и интереса о птицах родного края.
  2. Повышение у дошкольников потребности в любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
  3. Расширение общего кругозора детей, повышение творческих способностей.
  4. Для родителей:
  5. Повышение родительской компетенции по проблеме экологического воспитания дошкольников.
  1. Продукт деятельности:
  1. Выставки «Осень золотая», «Кормушка для пичужки!», «Охранять природу – значит, охранять родину», «Мой любимый питомец», «Берегите природу!»
  2. Виртуальная экскурсия «Леса - Югры»
  3. Слайдовая презентация: «Юные друзья леса!»
  4. Слайдовая презентация «Полюби природу своего края, как люблю ее я и вся моя семья!»
  5. Создание экообоев «Защита животных» (рисунок на рабочий стол компьютера)
  6. Изготовление макета «Моя - Югра».
  7. Изготовление эко – кормушки из вторсырья.
  8. Мастер – класс по изготовлению эко – кормушки из вторсырья.
  9. Акции: «Синичкин день – 12ноября», «Какой твой экологический след?», «Международный день домашних животных», «15 января – день зимующих птиц России», «Сдай макулатуру, спаси дерево!», «Кормушка для пичужки!», «Покормите птиц зимой!», «Всемирный день Земли», «Международный день птиц», «Соберем крышечки – вырастим дерево», «Международный день экологических знаний».
  10. Флешмоб: «Хранители птиц» - ЭКОВИКИ
  11. Создание эко календаря.
  12. Создание картотек «Экологические игры», «Экология в стихах».
  13. Изготовление книжки – малышки: «Животные ХМАО – Югры»
  14. Экологический субботник: «Зелёная Россия», «Мобильная экобригада!»
  15. Изготовление лэпбука «Экопроект 2021»
  16. Оформление эко участка.

Раздел 3

3.1. Механизм реализации.

Перспективный план реализации проекта

I этап – подготовительный 01.10.20 г. по 06.11.20 г.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность    родителей

  • Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).
  • Изучение литературы по теме.
  • Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
  • Составление перспективного, тематического плана.
  • Подготовка оборудования и материалов.
  •  Оснащение предметно-развивающей среды.
  • Составление конспектов НОД по разделам программы.
  • Разработка игр по теме.
  • Составление информационных листов

для родителей.

 Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная деятельность. Педагогический анализ форсированности умений и навыков у дошкольников.

 Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (анкетирование).

Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды:

-оформление группы.

II этап – организационный - 09.11.20 г. по 09.04.2021 г.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Проведение наблюдений, занятий, опытов, игр, досугов, акций по теме.

Просмотр слайдовых презентаций.

Организованная образовательная деятельность.

 Участие детей в конкурсах, совместной игровой, практической деятельности.

  Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Оказание помощи в оснащении предметно – пространственной среды:

- оформление зимнего эко участка.

III этап – завершающий 12.04.21 г. по 16.04.21 г.

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).

Участие детей в совместной игровой и практической деятельности.

Отзывы родителей.

Участие в  выставке  совместных рисунков, фото стенда, акциях, конкурсах.  

VI этап – презентационный 19.04.21 г. по 30.04.21 г.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

  • Оформление выставки «Берегите природу!».
  • Создание видео ролика: «Экология и забота о животных»
  • Мастер – класс «Кормушка из вторсырья»
  • Создание ролика: «Вторая жизнь пластика» поделки, экологических игры
  • Подготовка и организация презентации «Друзья природы»
  • Создание лэпбука «Экопроект 2021»
  • Защита проекта на педсовете.

Участие (обыгрывание).

Презентация выставки.

Участие в презентации.

Оказание помощи в оформлении эко участка, фото выставки, акциях, эко субботниках.

3.2. План реализации проекта

Реализация проекта через различные виды детской деятельности

Деятельность  

Название

Программные задачи

Познавательно –коммуникативная деятельность

   

Беседа ««Природа и человек»

НОД «Зимующие птицы»

Беседа «Правила поведения в лесу»

Беседа «Берегите лес»

Целевые прогулки к деревьям: березе, осине, ёлочке»  

НОД «Птицы зимой»

Беседа: «Что мы знаем о птицах?»

Беседа: «Куда улетают птицы?»

Отгадывание загадок о зиме, снеге, льде, воде

Беседы: времена года «Осень», «Зима», «Весна»

НОД «Дикие животные»

Беседа «Дикие животные. Как дикие животные готовятся к зиме».

Беседа «Край суровый и ласковый» (климатические особенности)

Беседа «Чем богат наш край»

Беседа «Снег – хранитель растений»

НОД «Домашние животные»

Беседа «Мы в ответе за тех – кого приручили»

Беседы «Минутка безопасности»

Флешмоб: «Хранители птиц» - ЭКОВИКИ

Формировать представления детей о живой и не живой природе.

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о птицах, диких и домашних животных.

Воспитывать желание беречь родную природу.

Чтение художественной литературы

 Чтение рассказов:

«Дети в роще» К. Ушинский

«Всяк по - своему» Г. Скребитский

«Снегирь» А. Прокофьев

«Воробей» В. Стоянов  

«Кормушка» Бухаров А.

«О чем поют воробышки» В. Берестов»,

Разучивание

стихотворений:

 «Это называется природа» М. Пляцковский

 «Осень» К. Бальмонд

 «Снегири» Н. Нищевой

Пальчиковых игр:

«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?», «Снегири», «Ворона», «Стайка».

Рассматривание иллюстраций:

«Птицы», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Растения», «Времена года».  предметных картинок с изображением зимующих птиц.

сюжетных картинок «Кормление птиц», «Птичья столовая».

Помочь понять содержание произведений, вызвать эмоциональный отклик от прочитанного.

Акции и волонтерская деятельность

«Синичкин день – 12ноября»,

«Какой твой экологический след?»,

 «Международный день домашних животных»,

«15 января – день зимующих птиц России»,

«Сдай макулатуру, спаси дерево!»,

«Кормушка для пичужки!»,

 «Покормите птиц зимой!»,

«Всемирный день Земли»,

 «Международный день птиц»,

 «Соберем крышечки – вырастим дерево», «Международный день экологических знаний».

Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

 Игровая деятельность Дидактическая игра

«Береги природу»

«Кто где живет»

«Природа и человек»

«Хорошо – плохо»

«Круглый год»

«Времена года»

«Да — нет»

«Кто это?»

«Назови птицу»

«Кто как кричит?»

«Один-много»

«Назови ласково»

«1 – 3 – 5»

«Угадай по описанию»

«Кто что ест?»

«Посади птицу на дерево»

«Закончи предложение»

«Покажи части тела»

«Прилетели птицы-голуби, синицы»,

 «Четвёртый лишний»,

«Счёт птиц»,

«Кто что ест»,

«Узнай по описанию».

 Разрезные картинки,

Домино - «Птицы».

Учить детей выполнять правила игры.

Продуктивная деятельность

 Лепка (техника пластилинография) «Снегирь», «Синица».

Рисование: «Осеннее дерево», «Осень золотая», «Птицы на ветке» (снегирь, синица).

Аппликация: «Снегирь на ветке».

Конструирование: «Домик для птички», «Заповедник»;

НОД «Берегите природу!»

Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободной, творческой  деятельности.

Экспериментальная деятельность

 Опыты:

«Изготовление эко – кормушки из вторсырья»

«Свойства воды»

«Как увидеть воздух»

«Свойство воздуха и его роль в жизни человека.

«Посадка семян гороха, лука»

Наблюдение

«За птицами на участке детского сада», «Следы на снегу», «Какой корм пришёлся по вкусу пернатым», «У природы нет плохой погоды» (времена года):

«Ветер», «Листопад», «Снегопад», «Снежный покров», «Огород на окне».

Развивать способность наблюдать, проводить элементарные опыты с разными материалами.

Физическое развитие

 П. игры:

«Снегири»,

«Воробушки и автомобиль»,

 «Зимующие и перелётные птицы», «Совушка».

«Птички летают»

«Угадай, кого поймали»

Развивать активность 

детей в процессе двигательной деятельности.

Оформление выставки

Выставка рисунков и поделок: «Снегири на ветке», «Птички на кормушке», «Воронята», «Зимующие птицы на рябине».

Перспективное планирование.

№ п/п

Мероприятия  

Сроки  

1.

Беседа ««Природа и человек»

Д.И. ««Береги природу»

Заучивание стихотворения «Это называется природа» М. Пляцковский, «Осень» К. Бальмонд

Акция «Российский день без бумаги»

Региональный конкурс «Моя Югра»

Всероссийский конкурс «Талантливые дети России»

Всероссийский экологический конкурс «В родной природе столько красоты»

Беседа «Правила поведения в лесу»

Целевая прогулка к деревьям: березе, осине, ёлочке  

 

октябрь

2.

НОД «Дикие животные»

Беседа «Дикие животные. Как дикие животные готовятся к зиме».

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные и их детеныши»

Акция: «Международный день домашних животных»,

Д.И. «Дикие животные»; «Кто где живет»

П.И. «Угадай, кого поймали»

НОД «Птицы зимой»

Беседа: «Что мы знаем о птицах?»

Беседа: «Куда улетают птицы?»

Акция «Синичкин день»

Открытие «Птичьей столовой»

П.И. «Птички летают»

ноябрь

3.

Беседа «Зима»

Наблюдение «Снежный покров»

Беседа «Снег – хранитель растений»

Акция «Дерево в обиду не дадим - от северных морозов защитим»

Акция «Соберем крышечки – вырастим дерево»

Беседа «Берегите лес»

Акция «Не рубите ёлочку»

Прогулка – досуг «Зимний пикник? Это интересно!»

Наблюдение «Там на неведомых дорожках – следы невиданных зверей»

 Декабрь

 

4.

«Почемучки»

«Изготовление эко – кормушки из вторсырья»

«Свойства воды»

«Как увидеть воздух»

«Свойство воздуха и его роль в жизни человека.

Беседы «Минутка безопасности»

Опыт «Свойство воздуха и его роль в жизни человека»

Д.И. «Хорошо-плохо»; «Природа и человек»

Акция «Всемирный день снега»

П.И. «Угадай, кого поймали»

Флешмоб: «Хранители птиц» - ЭКОВИКИ

 Январь

5

Беседа «Край суровый и ласковый» (климатические особенности)

Пальчиковые игры: «Ворона», «Стайка».

Рассматривание иллюстраций - сюжетных картинок «Кормление птиц», «Птичья столовая».

Д.И. «Домашние животные»

Беседа «Мы в ответе за тех – кого приручили»

Рассматривание иллюстраций «Времена года»

Мастер – класс «Кормушка из вторсырья»

Февраль

6.

Беседа: «Куда улетают птицы?»

Д.И. «Отгадай, что за растение», «Времена года»

Опыт: «Посадка семян гороха, лука»

Беседа «Уход за комнатными растениями»

Наблюдение «Огород на окне»

Опыт: «Почва: «Необходимость удобрений для роста растений».

Акция «Всемирный день земли»

Семейный клуб: квест - игра «Знатоки природы»

март

7.

Беседа: «Что мы знаем о птицах?»

Беседа «Чем богат наш край»

Беседа «Коренные жители нашего края их уклад и традиции»

Д.И. «Узнай по описанию».

 Разрезные картинки, Домино - «Птицы».

Конкурс чтецов «Мы проснулись от зимней спячки»

Акция «Международный день птиц»

Изготовление макета «Моя - Югра».

апрель

В ходе реализации проекта планирование может корректироваться.

Работа с родителями

Направления

Цели

Форма взаимодействия

Информационно-

аналитическое

Выявить интересы, потребности, запросы родителей

Анкетирование

Познавательное

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей экологического воспитания

Консультации:

«Природа – семья - ребенок», «Экспериментирование в домашних условиях», «Воспитание любви к природе»;

Памятка:

«Берегите природу»,

Наглядно- информационное

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам экологии.

Картотека «Экологические игры»; картотека «Экологическое воспитание в стихах»;

показ видео ролика: «Экология и забота о животных»

Изготовление макета «Моя - Югра».

Акции и волонтерская деятельность

Вовлечь в волонтерскую деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.

 «Синичкин день – 12ноября»,

«Какой твой экологический след?», «Международный день домашних животных»,

«15 января – день зимующих птиц России», «Сдай макулатуру, спаси дерево!»,

«Кормушка для пичужки!»,

«Покормите птиц зимой!», «Всемирный день Земли», «Международный день птиц»,

«Соберем крышечки – вырастим дерево»,

«Международный день экологических знаний».

Досуговое

Закрепить и обобщить полученные навыки экологического воспитания

Экологический субботник: «Зелёная Россия», «Мобильная экобригада!»

Оформление эко участка.

             

Используемая литература:         

  1. Основная образовательная программа НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2002.  
  3. Николаева С.Н., Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада, М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.
  4.  Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Юдаева М.В., Хрестоматия для подготовительной группы: ООО «Самовар-кгиги», 2014.
  6. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  7. Интернет ресурсы.C:\Users\Галина\Downloads\i.jpg

Раздел 4

4.1. Описание опыта

 

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяя большое внимание экологическому воспитанию, мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.

На мой взгляд, экологическое воспитание дошкольника проходит через все виды деятельности. Активное сотрудничество со школьниками Сингапайской и Каркатеевской СОШ, с родителями, а также за счёт проведения акций и волонтерской деятельности работа получается и полезной, и интересной как для меня, так и для дошколят.

На первом этапе определила состояние предметно-развивающей среды. Провела педагогическое наблюдение детей, по проблеме развития познавательно - исследовательской деятельности в природе.

Изучила особенности экологического развития дошкольников старшего дошкольного возраста. Подобрала природоведческую литературу, дидактические пособия, игры экологического содержания, детский инвентарь для наблюдений и труда в природе и природном уголке. Подготовлен необходимый материал (сбор бросового материала, закупка семян,  орудий труда для ухода за кормушками…). Для развития познавательной деятельности оформлена предметно-развивающая среда (дидактические игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, иллюстрации, слайдовые презентации). Разработан сценарий встречи в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу», на тему: «Изготовление кормушки из вторсырья»

Подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед, разработаны конспекты основной образовательной деятельности с детьми. Для родителей, составлены информационные листы по реализации проекта.

На втором этапе процесс образовательной деятельности по проекту построен на взаимодействии с наставниками из юнармейского отряда «Легион» Сингапайской СОШ, отрядом из детского сада города Брянска в ходе которого ребята обмениваются опытом по охране природы.  Дошкольники знакомятся с особенностями природы нашего края, активно учувствуют в экологических акциях, ухаживают за растениями, животными и птицами, рассматривают, обсуждают анализируют и т. д., Свои впечатления дошколята отразят в    изобразительной, экспериментальной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.  В рамках взаимодействия с Каркатеевской СОШ (преемственность) дошкольники участвуют в акции «Собери крышечки – вырасти дерево» под девизом «Закрутим доброе дело».

На третьем этапе оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлены выставка совместных работ: «Щедрая осень», «Зимушка - хрустальная», «Полюбуйся – весна наступает»; слайдовые презентации «Полюби природу своего края, как люблю ее я и вся моя семья!», «Друзья природы»; изготовление макета «Моя малая Родина - Югра»; создание эко календаря.

В ход проектной деятельности привлекали родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление кормушек. За совместную работу, дети и родители получили благодарности.

На завершающем этапе проект будет представлен на педагогическом совете.

Таким образом, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяя большое внимание экологическому воспитанию, мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.

На мой взгляд, работа по данному проекту, проходящая через все виды деятельности, получилась полезной и интересной как для меня, так и для дошколят. Апробированный в нашем детском саду проект «Кормушка для пичужки» показал положительную динамику развития экологических представлений у дошкольников. Данный проект будет полезен педагогам детских садов и родителям.

  1. Кадровое обеспечение

Ф И О

Должность

Деятельность

1

Корытко Н.М.

Бондарь Ю.В.

Воспитатель

Воспитатель

Разработчики и реализаторы проекта.

2

Земляк Е.А.

Старший воспитатель

Руководитель проекта.

3

Данчук Н.М.

Младший воспитатель

Взаимодействие с педагогами и детьми.