Фестиваль педагогических идей
----
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материал на фестиваль педагогических идей 2021г.
Педагогическая идея: игровое дидактическое пособие
лэпбук «Экопроект 2021»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию игровое дидактическое пособие лэпбук «Экопроект 2021»
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и, если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Из-за отсутствия знаний, дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, а игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.
В связи с этим перед нами возникла задача в поиске новых нестандартных форм взаимодействия с дошкольниками. Так как на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Таким образом, на основе вышесказанного и в процессе реализации экологического проекта с дошкольниками и возникла необходимость в разработке лэпбука «Экопроект 2021».
Лэпбук это самодельная книжка раскладушка или тематическая папка с разными карманами и подвижными деталями. Одна из форм совместной деятельности детей и взрослых.
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Это позволило нам сформировать экологические представления старших дошкольников, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делая обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Лэпбук «Экопроект 2021» отвечает требованиям ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды:
- информативен; может использоваться как одним ребенком, так и группой детей одновременно (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка;
- вариативен; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; способствует вовлечению воспитанников в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность;
- доступен: лэпбук обеспечивает доступность для всех детей, и для детей с ОВЗ, возможность его использования в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность.
- насыщен: соответствует содержанию образовательной программы, а также соответствует возрастным особенностям детей, то есть, в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал. Также имеет такое качество, как
- трансформируемость: лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Лэпбук соответствует самому главному требованию к организации предметно-пространственной развивающей среды это безопасность.
Содержание лэпбука «Экопроект 2021» представляет собой дидактические игры по формированию у детей экологических представлений: загадки, стихи, рассказы, сюжетные, предметные картинки, экологические пазлы, экологические знаки, раскраски, находящиеся в кармашках, конвертах, с подвижными деталями, карточками, которые можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Содержание лэпбука можно периодически пополнять, усложнять, менять материалы в соответствии с сезонностью или тематикой недели.
Данное пособие является средством развивающего обучения, а также хорошо подходит при проведении педагогической диагностики (мониторинга) в группах, где одновременно в совместной деятельности будут заняты несколько детей.
Основная дидактическая цель лэпбука «Экопроект 2021» – формирование экологических представлений путем непосредственно практической деятельности.
Задачи:
- Формировать правильные представления и понятия об окружающем мире;
- Закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- Закреплять знания детей о правилах поведения человека в природе;
- Активизировать самостоятельную деятельность детей;
- Развивать индивидуальные способности ребенка, познавательный интерес, речевые и коммуникативные навыки, творческое воображение;
- Развивать умение понимать задание и точно выполнять его;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи.
На первом развороте лэпбука представлен материал по ознакомлению с природными явлениями (карточки собраны в мини альбомчик на тесьме, странички легко переворачиваются или снимаются для игры за столом).
В необычной книжке гармошке находятся ответы на детские вопросы в стихотворной форме, которые дошкольники задавали в процессе работы. Например: что такое лес? что такое горы? Что такое река? и т.д.
В процессе деятельности, чтобы детям легче было усвоить правила поведения в природе, на страничке лэпбука в кармашке-вкладыше находятся карточки «Экологическое воспитание в стихах».
В таком же вкладыше, только другого цвета размещены сюжетные картинки, по которым ребята рассказывали, классифицировали, фантазировали….
В верху страницы в закрытом конверте на липучке в форме цветка спрятались экологические загадки, которые дети с удовольствием отгадывали в квест игре: «Спасём природу!».
На обратной стороне лэпбука в закрытом конверте на липучке затаился красный конверт с экологическими знаками, которые дошколята использовали в игровой деятельности.
В самостоятельной игровой, творческой деятельности дошкольники использовали любимые динамические паузы, раскраски, находящиеся на ярких страницах многофункционального лэпбука в конвертиках.
Примеры игр, игровых ситуаций с дидактическим материалом.
- «Сортировка мусора»
Цель: знакомить детей с понятием «вторичная переработка», «сортировка мусора», способствовать формированию экологической культуры, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать умение классифицировать.
Описание: На двух страницах лэпбука размещены контейнеры с надписями (стекло, бумага, пластик, металл) в них прорезаны небольшие отверстия для карточек. Предметные карточки находятся в конверте сверху. Дети распределяют карточки по контейнерам.
Задача детей: определить материал, из которого сделан предмет и разложить предметы по нужным контейнерам.
Экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Помоги разобрать его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл».
- «Экологические пазлы»
Цель: закрепление знаний детей о правилах поведения человека на природе; развитие логического мышления, умения из отдельных частей составить сюжетную картинку (правила поведения на природе, которые отражаются в сюжете картинок); активизировать речь, расширять словарный запас.
Материал: пазлы - картинки с изображением правил поведения в природе.
Организация и методика проведения: После того, как пазл будет собран, ребенок может рассказать о правиле поведения, которое он собрал. Так же дети могут собирать пазлы одновременно, на скорость.
- «Природе говорим – ДА, природе говорим – НЕТ!»
Цель: закрепить правила поведения в природе и возможные опасности, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.
Описание: На одной из страниц пособия размещены два цветка с раскрывающимися лепестками «Польза для природы», «Что наносит вред природе». В виде надписей и фотографий на ярких ленточках размещены добрые дела дошколят, и их совместное участие с родителями и педагогами в акциях: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Сдай макулатуру, сохрани дерево!», «Добрые крышечки», «Кормушка для пичужки!», «Эко – субботник!». То есть, игроки делают выбор между цветками при раскладывании карточек.
Работая с лэпбуком, ребята видят в нем отражение своих добрых дел, совершенных совместно с родителями и педагогами на благо родной природе.
Результатом реализации «Экопроекта 2021» стало: 1 место в районном слете экологических отрядов «Зелёная Лига», создание видеороликов: «Экология и забота о животных», мастер – класс «Кормушка из вторсырья», «Вторая жизнь пластика»; победа во всероссийском творческом конкурсе «Хранители птиц» - Эковики. Ребятам прислали деревянный конструктор: «Домик для птиц», производителя развивающих игр и игрушек - компании ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО.
Реализация проекта проходила во взаимодействии с социальными партнерами: центром «Забота», обществом инвалидов «Сильные духом», Каркатеевской школой, библиотекой и семьями воспитанников.
Деятельность с лэпбуком повысила познавательную, речевую активность воспитанников, сделала процесс ознакомления детей с окружающим миром более эффективным, результативным.
Лэпбук «Экопроект 2021» отличный помощник в работе воспитателя!
Пособие успешно апробировано и рекомендовано к использованию в дошкольных учреждениях.
Используемая литература:
- Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Интернет ресурсы:
https://lafoy.ru/lepbuk-svoimi-rukami-10-idey-501
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир, окружающий ребенка, — Это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
ЛЭПБУК «ЭКОПРОЕКТ 2021» – САМОДЕЛЬНАЯ КНИЖКА - СТЕНД С КАРМАШКАМИ, ЗНАКАМИ, КОНВЕРТАМИ, ПОДВИЖНЫМИ ДЕТАЛЯМИ, КАРТОЧКАМИ
ВАРИАТИВЕН структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; способствует вовлечению воспитанников в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность ДОСТУПЕН обеспечивает доступность для всех детей, и для детей с ОВЗ, возможность его использования в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность ЛЭПБУК «ЭКОПРОЕКТ 2021» НАСЫЩЕН соответствует содержанию образовательной программы, а также соответствует возрастным особенностям детей, то есть, в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей ИНФОРМАТИВЕН может использоваться как одним ребенком, так и группой детей одновременно (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка
ЛЭПБУК «ЭКОПРОЕКТ 2021» ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПУТЁМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАДАЧИ: ФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ АКТИВИЗИРОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАЗВИВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, РЕЧЕВЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ЗАДАНИЕ И ТОЧНО ВЫПОЛНЯТЬ ЕГО ВОСПИТЫВАТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СВЕРСТНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ
ЛЭПБУК «ЭКОПРОЕКТ 2021»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОРТИРОВКА МУСОРА» ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЕМ «СОРТИРОВКА МУСОРА», «ВТОРИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА». СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПАЗЛЫ» ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДЕ. РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, УМЕНИЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ СОСТАВЛЯТЬ СЮЖЕТНУЮ КАРТИНКУ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПРИРОДЕ ГОВОРИМ – ДА, ПРИРОДЕ ГОВОРИМ – НЕТ!» ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОДСТЕРЕГАТЬ, ЕСЛИ НЕ СОБЛЮДАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА.
ДОСТИЖЕНИЯ
АКЦИИ СИНИЧКИН ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ СДАЙ МАКУЛАТУРУ, СОХРАНИ ДЕРЕВО ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ
НАШИ ПОМОЩНИКИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!